Кутузов – народный полководец

Кутузов народный полководец Нетв русской литературе другого произведения, где были бы с такой убедительностью и силой, как вромане Война и мир , переданы мощь и величие русского народа. Всем содержаниемромана-эпопеи Лев Николаевич Толстой показал, что именно народ, поднявшийся наборьбу за независимость, изгнал французов и обеспечил победу. Единство Кутузовас народом объясняется тем народным чувством, которое он носил в себе во всейчистоте
и силе его . Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является представителем народной войны . ВпервыеТолстой показывает Кутузова в военной кампании 1805-1807 г.г. на смотре вБраунау. Русский полководец не захотел смотреть парадную форму солдат, а сталосматривать полк в том состоянии, в каком он находился, указывая австрийскомугенералу на разбитую солдатскую обувь, с таким выражением, что как бы неупрекал в этом никого, но немог не видеть, как это плохо.
Л.Н.Толстойконтрастно изображает смотр в Браунау и смотр под Ольмюцем. Солдаты в серыхшинелях и разбитой обуви и щегольски вычищенные и убранные войска , наряднаякавалерия , солдаты со свежевыбритыми и вымытыми лицами и до последнейвозможности блеска вычищенной амуницией. На этом контрасте Толстой умелопоказывает насколько различны интересы Кутузова и Александра и их отношение ксолдатам, а следовательно и к народу.
Если Кутузов прошел по рядам, изредкаостанавливаясь и говоря по несколько ласковых слов офицерам, которых он знал потурецкой войне, а иногда и солдатам, тоимператор Александр, проезжая на лошади, лишь останавливался иногда, чтобыпоприветствовать какой-либо полк. Если у Кутузова смотр проходил просто,естественно, по-домашнему, полководец разговаривал с солдатами, то в Ольмюце массы войска , надсаживая свои груди , присоединялись к реву всей той линии,которую уже проезжал государь. То есть это не та сыновья любовь солдат кКутузову, а дикий восторг толпы, массы людей . И вот на этом контрасте Толстойособенно ярко показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение ксолдатам и боевым командирам, естественность и простота русского полководца. В Бородинском сражении проявилось величие Кутузова,которое заключалось в том, что он руководил духом армии
Долголетним военнымопытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек,борящихся со смертью нельзя одному человеку и знал, что решают участь сраженияне распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а танеуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководилею, насколько это было в его власти .Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этойнародной войне превосходит холодную расчетливость
иноземных военачальников. ТакКутузов посылает принца Витембургского принять командование первой армией , ното, не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его ипосылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все обстоятельства,решил, что сражение было проиграно, в то время как русские
солдаты стоялинасмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де Толли не плохойполководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок народ и этот народныйдух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя армия в таком состояниинаступать не могла. Но этот приказ исходил не из хитрых соображений, а изчувства, которое лежало в душе каждого русского человека , и, услышав этотприказ измученные и колеблющиеся люди утешились и ободрились .Но Толстой-художник частопротиворечит Толстому-философу, так как Кутузов руководит по настоящемусражением, проявляя свою волю. Толстой-философ отрицает активную рольполководца в том или ином сражении, но даже в словах Болклнского Он ничего непридумает, ничего не предпримет но он все выслушает, все запомнит, всепоставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного непозволит .
Признание активной роли Кутузова. С одной стороны у Толстого Кутузовне делал никаких распоряжений , а с другой стороны соглашался или несоглашался на то, что предлагали ему , отдавал приказания , то есть все-такируководил ходом сражения. В этом и заключаются противоречия Толстого, какхудожника, и как философа.В романе-эпопее Война и мир истинным носителемдобра, красоты и правды у
Толстого является народ, а следовательно и народныйполководец Кутузов. Велик Кутузов, ибо нет величия там, где нет простоты,добра и правды .