Урок русского языка в 3 классе

Конспект урока русского языка в 3 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Райкова Л.Н.) Визитная карточка урока. Тема: Общее представление о правописании частей слова. Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.). Форма: Работа в группах и парах статичного состава. Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность. Учебная задача: Сформировать представления учащихся о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Цели: Обучающие:дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма. Развивающие:развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельностьучащихся. Воспитывающие: создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка. Оборудование. Учебник «Русский язык» – 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г. «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2003г. Таблица для определения уровня эмоционального комфорта учащихся. Тексты для определения их типов. Картинки с изображением птиц: ворона, сорока. Индивидуальные листы с заданиями. «Светофоры». Набор из значимых частей слов, при правильном сочетании которых образуются новые слова. Место в разделе:первый урок (из 29 уроков) по теме «Правописание частей слова». Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам («Части слова») результат опыта работы на данном уроке. Ход урока. I. Организационный момент (3мин) Необычный день у нас. И гостями полон класс. – Что гостям сказать нам надо? (-Видеть Вас мы очень рады!) Каждый день – всегда, везде, На уроке и в игре Смело, четко говорим И красиво все сидим. Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас не мало дел. Поудобнее устройтесь, Чтобы каждый проявить себя сумел. Рефлексия Учитель: – Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к экрану карточки по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий – грусть; белый – затруднение в ответе). (См. приложение №1 к уроку). II. Чистописание. (5мин) Учитель: Первое задание для чистописания. 1.Отгадайте мои загадки. а) Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая,Известная персона.Зовут ее … (ворона). (Картинка с изображением вороны). б) Верещунья, белобока,А зовут ее … (сорока). (Картинка с изображением сороки). 2. Выполнение заданий по индивидуальному листу (задание № 1). – Прочитайте слова (Гороховец, ворона, сорока, Воронеж) – На какие группы можно разделить эти слова? ( а) города и птицы б) имена собственные и нарицательные). Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона) Какие это птицы? (зимующие) -Чем мы можем помочь этим зимующим птицам? (Ответы детей). 3. Краткая фонетическая минутка. Учитель: Работаем простым карандашом на индивидуальных листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают: парные согласные звуки (в, с, к). Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной. звонкий непарный сонорный согласный звук (н). первую гласную алфавита (а).- Что осталось? (оро). -оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком. (Письмо строки соединений –оро-). 4.Подбор слов с данным соединением. а) самостоятельно б) по словарю в учебнике с. 136 (горох, пороша). 5.Объяснение значения слова «пороша». (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.) Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из данных безударных гласных можно проверить путём подбора однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной гласной. III. Словарная работа. (5мин) 1.Введение нового слова Назовите среди записанных слов словарные (сорока, ворона). А почему их так назвали? (Ответы детей). 2.Новое слово. Какой сегодня день недели? (четверг) Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).- Четверг – это наше новое словарное слово. 3.Характеристика слова (слоговой анализ). Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Какая безударная гласная пропущена? (е). Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно-проверяемой безударной гласной? Попробуйте проверить. (четверо) – Как разделить это слово для переноса? (чет – верг или че – тверг).( Оба варианта переноса этого слова допустимы по В.Ф. Грекову). – Какие правила нужно помнить при письме слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями надо запомнить или проверять по словарю. 4.Работа с текстом (индивидуальная карточка, задание №2). Прочитайте тексты. (См. Приложение № 2) Какие типы текстов перед вами. (№ l – рассуждение,№ 2 – описание, № 3 – повествование). Что общего во всех этих текстах?(слово «четверг»). IV. Работа по теме урока. 1. Сообщение темы урока. (2 мин) Учитель: а сейчас мы с вами узнаем тему нашего урока. Работа с учебником с.90. Чтение темы урока: Правописание частей слова. Чтение главного вопроса: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова? V. Наблюдение над безударными гласными звуками и буквами. (12мин) 1)Выполнение упр. №169. Прочтите текст. Спишите текст, вставляя пропущенные гласные буквы и обозначьте ударение в словах. Текст упражнения: Ночью пришёл первый зам..р..зок. он надышал холл..дом на стёкла, посыпал з..рнистым инеем на крыши, захрустел под н..гами. 2)Выполнение заданий к упр. № 169. В какой части слов пропущены орфограммы? (в корне).Объясните их написание. (Ответы детей). Объяснить значение выделенного слова (Заморозок – лег­кий утренний мороз осенью или весной.) 3)Выполнение заданий по рядам. 1 ряд: Найти слова с безударными гласными в приставках (пришел, надышал, посыпал, захрустел). 2 ряд: Найти слова с безударными гласными в суффиксах (заморозок, посыпал). 3 ряд: Найти слова с безударными гласными в окончаниях ( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем). 4)Вывод. В каких частях слова могут находиться безударные гласные? (Ответы детей). Как выбрать правильное написание безударной гласной, еслиона находится: а) в приставке? (запомнить) б) в суффиксе? в) в корне? (запомнить, проверить по словарю; подобрать проверочное слово.) Чтение сведений о языке с. 91. (Безударная гласная может быть в любой части слова: в приставке (пришёл), в суффиксе (маленький), в окончании (в доме), в корне (дарить). Физкультминутка (в форме игры «Генералы»). «Генералы» (Корень, Суффикс, Окончание, Основа, Приставка). «Солдаты» (структурные части грамматических правил). Правила проведения: по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала». (См. Приложение № 3). VI. Наблюдение над парными согласными звуками и буквами. (8мин) 1.Игра «Конструктор». (Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на парте лежит комплект, состоящий из значимых частей фрагментов слов, при правильном сочетании которых должны образоваться новые слова ).(См. Приложение № 4). Задание: Соберите рассыпанные слова. Окончание работы сигнализируйте светофором. (подстаканник, подружка, коробок, говорлив). – В какой части слова может находиться согласная буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук? (В любой). Вывод: Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее написания. 2.- Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, если онанаходится в (запомнить или проверить по словарю) а) – корне (подобрать проверочное слово) б) – суффиксах (запомнить ихи приставках? написание). 3. Запись полученных слов в тетрадь и разбор по составу. (Взаимопроверка) У/ ■ 4. Чтение сведений о языке: с. 170. (Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (сделать, обходить),, в суффиксе (правдив, пирожок), в корне (сливки, четверг), в окончании (нет звуков, жуков). VII.Обобщение работы. (5мин) Работа с лингвистическим текстом упр. № 171 с. 91. Что надо знать, прежде чем написать в слове безударную гласную либо согласную, обозначающей парный по глухости- звонкости согласный звук? ( В какой части слова она находится). Что надо знать о написании корня, суффикса и приставок? (Ответы детей). VIII.Итог урока. Работа с таблицей на доске. Ответ на главный вопрос урока: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова? (См. Приложение №4) Оценка работы учащихся. Определение уровня эмоционального комфорта учащихся Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке). IX.Домашнее задание по уровням: Репродуктивный: Упр. № 170 с. 90 Продуктивный: подобрать по 3 своих примера на каждый случай в таблице, полученной на уроке (таблица выдаётся каждому ученику после Итогов урока). Примечание: Урок рассчитан на 40 минут. При 45 – минутном варианте урока добавляется дополнительное время на следующие этапы урока: наблюдение над безударными гласными звуками и буквами – 1 мин., наблюдение над парными согласными звуками и буквами – 2 мин., обобщение материала – 2 мин. Ф. И. О. автора:Райкова Лариса Николаевна Место работы:Меленковская средняя общеобразовательная школа № 1. Должность:Учитель начальных классов. Квалификация:Высшая. Контактный телефон:2-20-90 (школа); 2-24-48 (дом). Класс, в котором изучается раздел и тема: 3 класс. Название программы, УМК:УМК «Русский язык» В.П. Канакиной. Название раздела и темы программы, по которым представлена работа: Раздел:Правописание частей слова. (29 часов) Тема:Общее представление о правописании частей слова. Правописание частей слова Приставка Суффикс Корень Безударные гласные Непроверяемые и труднопроверяемые. Проверяемые. запомнить запомнить 1. Запомнить или проверить по словарю2. Подобрать проверочное слово (соринка – сор) Парные по глухости-звонкости согласные. Непроверяемые и труднопроверяемые. Проверяемые. запомнить запомнить 1. Запомнить или проверить по словарю2. Подобрать проверочное слово (травка – трава) Образцы текстов для индивидуальных листов. № 1. Названия дней недели, оказывается, не такая уж и большая загадка. Вот, например, четверг. Почему он так называется? А ответ весьма прост. Четверг – это четвертый день недели. Вот и вся разгадка! № 2. На прошлой неделе, в четверг, со мной произошёл вот какой случай. В этот день мы отправились с друзьями в лес по грибы. Вдруг налетел ветер, небо закрыла страшная туча, сверкнула молния, раздался оглушительный гром и начался сильный ливень. Мы сначала очень испугались, а потом забрались под маленькие ёлочки и стали громко распевать песни. Нам стало весело, а тут и дождик прошёл. № 3. Сегодня четверг, 14 декабря. Смотрю в окно и любуюсь красотой! На солнце сверкают бесчисленные блёстки инея. Они убирали в алмазный наряд тонкие ветви деревьев и превратили в бриллиантовое ожерелье тонкую паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. Какая красота вокруг!