МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
КУЗБАССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ ГУКузГТУ в г. НОВОКУЗНЕЦКЕ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВАРИАНТ №3
Новокузнецк2010
Содержание
Задание 1. Высшие и центральные органыуправления Московского государства в XV–XVI вв.
Задание 2. Развитие приказной системы вXV–XVII вв.
2.1 Предпосылки развития приказной системы.
2.2 Ход преобразований, их законодательноеобеспечение.
2.3 Переход к приказно-воеводскомууправлению.
2.4 Результаты перехода кприказно-воеводскому управлению.
Задание 3. Тесты.
Задание 4. Объясните термины
Список литературы.
/>/>Задание 1. Высшие и центральные органыуправления Московского государства в XV–XVIвв.
/>/>
Царь (Великий Князь)- главаМосковского государства,верховная властьпринадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы,назначает чиновников.
Боярская Дума — высший орган власти в Русскомгосударстве, состоявший из светских и духовных феодалов, действовавшийпостоянно на основе принципа местничества и опиравшийся на профессиональную(дворянскую) бюрократию, совещательныйи законодательный орган, обладающий судебной функцией.
Избранная Рада — совещательный органгосударственного управления при царе.
Приказы – органы центральногогосударственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственныхдел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами,избами, дворами, дворцами, третями или четвертями
/>/>Задание 2. Развитие приказной системы вXV–XVII вв./>/> 2.1 Предпосылки развития приказной системы
Источники не позволяютвосстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 40-хгодов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы,но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла ключевую роль вформировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрыйи спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви — могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединениекняжеств вокруг Москвы.
При участии Макария вокружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазахсовременников символизировать новое правительство — «Избранную раду».«Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственнуюисполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им.Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев иСильвестр.
Бесспорно, что своимвысоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке состороны царя и митрополита. Но надо иметь в виду, что авторитет царя еще толькоскладывался. Иначе говоря, авторитет как царского титула, так и самой личностицаря еще предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задачвремени.
Компромисс, на которомбыло основано новое правление, имел не две стороны (родовая аристократия — содной, служилое дворянство — с другой), а три: царь также был участникомкомпромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий нанеограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общиенастроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактическиэто был первый Земский собор4. Иван IV выступил с широкой программойконсолидации и проведения внутренних реформ. Царь и бояре каялись в своихпрежних «преступках». Цель всех этих усилий царь сформулировал в такомсловосочетании: «смирить всех в любовь».
«Избранная рада» началасоздание центральных органов государственного управления — приказов (досередины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов былаЧелобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения былопринимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование.Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом.Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. ГлавойПосольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван МихайловичВисковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока небыл казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместийи вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабомвооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должновыйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей».Земский приказ ведал порядком в Москве.
Укрепление новогогосударства (монархии) требовало решительной замены хищнического аппаратавласти на местах, сложившегося при боярском правлении. В порядок дня всталосоздание аппарата чиновников. Наиболее эффективной формой созданияисполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданнымичиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостяхцеловальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились«чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставилаих деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также ипод контроль подданных.После смерти Ивана IV (Грозного) происходит решительныйповорот от земского к приказно-воеводскому управлению. Боярство, недовольноеотменой системы кормлений, стремилось вновь вернуться к ней, правда, под другимвидом и названием. С другой стороны, земская реформа, направленная, в том числе,и на создание боеспособного войска, привела к обратному результату: во времяборьбы с польско-шведскими захватчиками в ряде местностей земскоесамоуправление не всегда оказывалось способным быстро мобилизовать местныелюдские и военный ресурсы для отпора врагу. Наконец, в целом, ополчениепо-прежнему строилось на базе самоуправляющихся городских миров, которые в«безгосударное время» брали на себя полноту верховной власти.
После Земского собора 1613 года иизбрания царем представителя рода Романовых встала необходимость сочетаниянепосредственного управления из Москвы с самоуправлением на местах. Это былообусловлено тем, что разорение и упадок хозяйства, сложностьсоциально-классовых противоречий и общая слабость политической системывынуждали правительство Михаила Романова опираться в своей деятельности насложившуюся практику местного самоуправления и авторитет Земских соборов.[1]
Поэтому именно с 1613 годасословно-представительная монархия в России вступила в пору своего расцвета.Сохраняя в целом местное самоуправление, верховная власть вновь вводит вгосударственный строй непосредственное управление из Москвы, создавсовокупность так называемых сочетанных властей.
/>/>2.2 Ход преобразований, ихзаконодательное обеспечение
Реформы коснулись и организацииверхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть егосостояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должностиучитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги.Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях —начальствования, равенства, подчинения — что и предки.
Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначениетоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей наневысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное«огосударствление» местничества.
В 1555—1556 гг. было принято Уложениео службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженныйвоин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелецдолжен выводить с собой вооруженных холопов.
Как уже отмечалось, власть на местахиздавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Ониполучали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебныепошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу:должности наместника и волостелей на определенный срок получали ввознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной.Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взималогосударство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно былоплатить «помогу» служилым людям.
В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного»(справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия наместах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительныхучреждений дело не дошло.
Целям укрепления государственнойвласти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церквина государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинениюцеркви и ограничению ее привилегий и земель.
Общерусская церковная реформа былапроведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений,состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах
в торжественной обстановке. На немприсутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думныедьяки.
Собору предстояло заняться самымиразличными сторонами церковной жизни — обсудить меры по укреплению дисциплинысреди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви,проблему церковного землевладения и привилегий церкви.
Собор унифицировал церковные обряды.Так, он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение присовершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на этирешения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженностистарине.
Продажа церковных должностей,взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными вцерковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений,несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовомудуховенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отнынедолжна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, аземскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельскихместностях. Приказное управление представляло собой систему управления нагосударя и на государевом жалованье (а не ради корма, как во временанаместников и волостелей). «На воеводство, то есть на гражданскоеуправление городом и территорией, — отмечает Е.П. Карнович, — причисленною кего ведомству не только в XVII веке, но и гораздо позднее, даже после ПетраВеликого, прямо просились для того, чтобы „кормиться“, и такой кормежпринимал громадные размеры, так как благодаря взяточничеству воеводы запасалисьсредствами и для пожизненного прокормления как самих себя, так и своихсемейств. Кроме того, при недостаточности и неясности законов и при томполновластии, какое давалось лицам, заведовавшим местною администрациею,произволу московских чиновников не было границ»[2]./>2.3 Переход к приказно-воеводскому управлению
После смерти Ивана IV о воеводскомуправлении «вспомнили» и стали широко использовать, назначая воеводиз числа бояр, детей боярских и дворян с целью, так сказать,«покормиться».
При царе Михаиле Романове потребностьв твердой власти на местах явно говорила в пользу воеводского управления.Воеводы обычно назначались государем по согласованию с думой («боярскимприговором») сроком на 1 — 2 года, причем очень часто из числа тех лиц,назначения которых требовало местное население. В административном отношениитерритория Московского государства была разделена на несколько разрядов(ступеней). Важнейшие области и города — Сибирь, Великий Новгород и Казань,позднее Белгородский полк — составляли высшую ступень, и являлись как быособыми отделениями Разряда. Значимость указанныхадминистративно-территориальных единиц характеризовалась тем, что в нихнаправлялись, как правило, два или даже три воеводы, преимущественно избоярского сословия, к которым были прикреплены по два дьяка и несколькоподъячих. Вторую ступень составляли города, в которых при воеводе всегдадействовал дьяк, возглавлявший штат подъячих. В городах третьего разряда привоеводе было по одному или по двое подъячих и, наконец, в городах четвертогоразряда служили воеводы, при которых штат подъячих отсутствовал. Следуетотметить, что воеводами могли быть лишь служилые люди (от бояр до дворян первойстатьи), осуществлявшие свои полномочия в основном в течение одного года(правда, допускалось увеличение этого срока до двух или даже трех лет, вслучаях «особой милости» государя или по просьбе местных жителей).Назначение воеводы в города и области первой степени зависело непосредственноот государя; в города второй степени, особенно украинские и пограничные,воеводы назначались Разрядным приказом; наконец, в небольшие города,находившиеся в глубинке страны, воеводы назначались либо по челобитным самихслужилых людей, либо по просьбе местных жителей. Однако любое из перечисленныхназначений представлялось на утверждение царя. К 1625 году воеводы былиназначены в 146 городах.
Для управленияфинансово-хозяйственной деятельностью назначались дьяки и подьячие в товарищахпри воеводах.
Все указанные лица формировалиприказную или съезжую избу, иногда разделявшуюся на особые отделы или службы посоответствующим отраслям местного управления.
Сфера и объем полномочий воеводыопределялся наказами, которые он получал из разряда, назначавшего воеводу наэту должность. В соответствии с полученным наказом воевода руководил городскимхозяйством, обороной, охраной безопасности и благочиния, осуществлялполицейско-надзорные полномочия и местное правосудие. Осуществление «судаи управы» являлось важнейшей прерогативой наместника-воеводы, под юрисдикциюкоторого подпадали все жители соответствующей территории или города, заисключением тех, что имели особые «Жалованные грамоты», освобождавшиеих от наместнического суда. Вместе с тем, нельзя не отметить, что осуществлениеданных полномочий предполагалось в присутствии старост и выборных от города илиуезда. При этом воеводскому суду подлежали не все гражданские дела. Так,воеводы больших городов (при которых действовали дьяки) были вправерассматривать «долговые дела» на сумму от 100 до 10 тысяч рублей,однако выносить решение по искам на сумму от одной до 10 тысяч рублей, безсоответствующего царского указа, они не имели права. В тех городах, где воеводыдействовали единолично или совместно с одним подъячим, к их юрисдикцииотносились дела на сумму до 20 рублей, так как все остальные исковые тяжбынаправлялись непосредственно в Москву.[3]
Ко вторым по значимости полномочиямвоеводы относились полицейские функции, в рамках которых он осуществлял: надзорза казенными постройками и городскими строениями; надзор за состоянием дорог,мостов и перевозов, их ремонт и прокладка новых; надзор за ямской гоньбою;реализация мероприятий, связанных с эпидемиологической обстановкой и моровымиповетриями (устройство застав, оцепление зараженных мест); надзор запротивопожарной безопасностью и т.д. Одной из важнейших функций воеводы былифискально-финансовые: надзор за сбором податей, пошлин и отправлением повинностей;надзор за осуществлением действий таможенного и кабацкого характера. Напомним,что все перечисленное относилось к непосредственному ведению посадских исельских самоуправляющихся общин, и осуществлялось через своих выборных людей — старост и целовальников. Поэтому воевода, реализуя свои прерогативы, защищал,прежде всего, интересы государства. Наконец, в ведении воеводы состояли всеслужилые люди, проживавшие в уезде или соответствующем городе. Аппарат воеводы,помимо дьяков и подъячих, состоял из так называемых «приказных» — тиунов, доводчиков и праветчиков, бывших на государевой службе. В тех местах,где еще сохранилось, и не было реформировано земское и губное самоуправление,воевода осуществлял надзор за деятельностью губных и земских старост.[4]
Кроме воевод, на местном уровнепо-прежнему продолжали действовать и другие «государевы люди»,присылаемые из Москвы в рамках подведомственности того или иного приказа. К нимотносились: становщики — возглавлявшие становую администрацию, слободчики — осуществлявшие руководство слободскими делами и поселыцики — ведавшие вопросамиуправления сел, непосредственно принадлежавших государю (так называемых,подклетных или дворцовых селений). Однако с заменой наместников воеводамипроизошли и некоторые изменения (впрочем, не принципиального характера) врамках местной администрации, так сказать, среднего звена: вместо волостелей,становщиков и пр. «государевых людей», кормившихся на волостном,становом и слободском уровне, стали действовать приказчики, в том числе,городовые, получавшие за свою работу (по существу, ничем не отличавшуюся оттого, чем занимались их предшественники) особое жалование.
Нельзя не признать, что результаты переходак приказно-воеводскому управлению оказались неоднозначными. Негативной чертойреформы стала резкая бюрократизация управления, в том числе и местного(«московская волокита»), в дальнейшем не только воспринятая, но иусиленная в период абсолютизма. Московская волокита при всей ее видимой«значительности» не только не усилила государственную власть, но вконечном итоге ее еще более ослабила, так как именно она тормозила развитиехозяйственной деятельности на местах, реформу армии, выход к морю и созданиефлота, без чего дальнейшее поступательное развитие России было, по существу,невозможным.
Положительной чертой введенияприказно-воеводского управления было, прежде всего, то, что оно не привело куничтожению самоуправления вообще, так как земские и губные учреждения внекоторых областях продолжали существовать и функционировать и при воеводах. Поотношению к губным властям воевода становился лишь более высокой, но не высшейинстанцией, а губные старосты приобретали статус его товарищей (помощников). Чтокасается взаимоотношений с земскими органами управления, то по отношению к нимвоевода становился вышестоящим должностным лицом в сфере полицейскойдеятельности, а в финансово-хозяйственной — земские учреждения продолжалидействовать самостоятельно.
Говоря о соотношении централизации(самодержавия) и самоуправления в период создания Московского централизованногогосударства, можно отметить следующее. Эти два понятия не противоречат другдругу, более того, самоуправление представляет собой обязанность, способосуществления государевой службы (государева тягла).[5]Такое, по существу, делегированное самоуправление лишь усиливало верховнуювласть, а не противостояло ей. В свою очередь верховная власть, осуществляясвои полномочия, «строит землю» в соответствии с имевшимися в этовремя условиями, прежде всего самим самоуправлением. Конкретные формыобщественного устройства, в том числе имеющиеся условия или административно-территориальноеделение, могут меняться либо вообще исчезнуть. В соответствии с имеющимисяусловиями может меняться и уровень самоуправления, но егогосударственно-правовое соотношение с верховной властью остается в сущностинеизменным.
При переходе к абсолютизму происходитеще большее слияние верховной власти с управлением. Московский государь, содной стороны, становится «первым чиновником» государства, с другойстороны, утрачивает способность к прямому управлению. Этот процесс начинаетнабирать силу после «Соборного Уложения» 1649 года. Хотя до реформПетра I все органы самоуправления сохраняются, тем не менее, подавляющеебольшинство дел решаются непосредственно в московских приказах и осуществляютсяна местах через назначенных из Москвы воевод.
Соединяя понятия о верховной власти иправительстве, абсолютизм далее соединяет понятия о правительстве и бюрократии.На этом фоне самоуправлению отводится все уменьшающаяся роль в системеуправления.
Дальнейшая тенденция к централизациивласти отражается и в эволюции Думы и ее социального состава. В составевластвующей элиты XVII века наряду с традиционной группой знати, занимающей,как правило, высшие военные должности, все более заметной становится новаягруппа — высшая бюрократия, порожденная развитием административного аппарата.
Эволюция сословной структурыМосковского государства и социального состава правящей элиты сопровождаласьсдвигами в системе административного аппарата, его учреждений и штатов. Нарядус боярской думой стержнем политической системы государства становятсяцентральные административные учреждения — приказы. Известный дореволюционныйисследователь Е.П. Карнович отмечал по этому поводу, что «всего на Москве,кроме городовых и патриарших приказов и таможен, было 42 приказа, и что дьяков втех приказах, и по городам и с воеводами было до 100, а подьячих — до 1000человек, но без всякого сомнения, сверх этих, так сказать, штатных nnnчиновников, приказы дополнялись множеством низших служителей». Рольгосударства в мобилизации ресурсов, организации сословного строя, войска иуправления делала необходимым большой административный аппарат, его постоянноесовершенствование, связанное с расширением функций и увеличением централизации.[6]
Этим объясняется механический ростчисла приказов, наделение их новыми, ранее не свойственными функциями,распространившаяся практика создания временных приказов по мере возникновениянадобности в них. Так, Разрядный приказ имел в своей компетенции управлениеслужилыми людьми, определение их на службу, назначение земельного (поместного)и денежного жалования, а также ведал их учетом. Поместный приказ обеспечивалфункционирование поместной системы — он непосредственно ведал фактическимраспределением земель среди служилых людей, оформлял все сделки на поместныеземли, имел и судебные функции по этим вопросам.
Сложность и пестрота Московскойадминистративной системы, особенно при взгляде на нее с современных позиций,была, однако, привычна для людей того времени. Она отличалась устойчивостью;ей, несомненно, удавалось обеспечивать жизненно важные для самого существованиягосударства внутриполитические и внешнеполитические функции.
/>/>2.4 Результаты перехода к приказно-воеводскомууправлению
По мере освобождения от захватчиковрусских земель необходимо было быстро и централизованно восстанавливать иобустраивать их хозяйство и оборону. Все это в совокупности способствовалопереходу к новой системе — приказно-воеводскому управлению.
Следует отметить, что вводимаясистема местного управления, как, впрочем, и предыдущие реформы, не была чем-тоабсолютно новым, уходя своими корнями во времена наместников и волостелей, таккак еще при Иване IV (Грозном) в некоторые пограничные города были назначенывоеводы с особыми полномочиями непосредственно в сфере военного управления, атакже дьяки для денежно-хозяйственной, налоговой — гражданской — деятельности.
Вследствие бурных событий XVII в.,встала потребность сочетания непосредственного управления из Москвы ссамоуправлением на местах.
Воеводы обычно назначались Разряднымприказом, утверждались царём, причём часто из числа тех лиц, назначения которыхтребовало местное управление, они подчинялись тому приказу, в ведении которогонаходились город с уездом; за свою службу воевода получал поместье и денежныеоклады. В больших городах было по нескольку воевод. Для управления финансово-хозяйственнойдеятельностью назначались дьяки и подьячие. Все эти лица составляли приказнуюили съезжую избу, иногда разделявшуюся на особые отделы или службы посоответствующим отраслям местного управления.
Круг полномочий воеводы определялсянаказами, которые он получал из Разряда, назначившего воеводу на эту должность.В соответствии с этим наказом воевода руководил городским хозяйством, обороной,охраной безопасности и благочиния, осуществлял полицейско-надзорные полномочияи местное правосудие, а также охранял феодальную собственность, боролся сукрывательством беглых, набирал на службу служилых людей, осуществлялфинансовый контроль за деятельностью сборщиков налогов и др. В тех местах, гдеещё сохранялась и не было реформировано земское и городское самоуправление,воевода осуществлял надзор за деятельностью губных и земских старост, в ихведении, по-прежнему, находились и тюрьмы, и тюремные служители, палачи,выборные от населения сотские и десятские. Обязанности чётко нерегламентировались, что создавало основу для произвола.
Приказная система распространялась ина места. Именно в 20 — 30-е годы XVII в. формируется тип местных приказныхучреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих).
В первой половине XVII в. сложиласьсистема дворцовых местных учреждений, из которых к учреждениям воеводскогоуправления приближаются по типу местные дворцовые приказы Новгорода и Пскова сдьяками во главе. Местные государственные и дворцовые учрежденияфункционировали одновременно и в тесной связи с рядом существовавших в городахучреждений другого типа — таможнями, кабацкими дворами, губными и земскимиизбами.[7]
Губные и земские учреждения получилираспространение главным образом в городах европейской части России. Но губноеуправление переживало в XVII в. кризис. Воеводы нередко использовали губныеизбы как дополнительный административный аппарат. В губных избах чаще всегоработал один дьячок.
С середины XVII в. с расширением иукреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб.Реорганизация вооруженных сил привела к созданию военных округов-разрядов,территориально значительно превышавших рамки старых уездов. В области управленияэто выразилась в образовании в центрах округов — разрядов промежуточного звенауправления. Учреждения, сформировавшиеся на базе старых приказных изб, получилирасширенные военно-административные функции. Их стали именовать разряднымиизбами. В 90-е годы ряд подобных учреждений стали называть приказными палатами.
В самом низшем звене управлениясохранялось выборное начало. Земские старосты ведали раскладкой податей,осуществляли некоторые полицейские функции, следили за соблюдением таможенныхсборов, за порядком. Делопроизводство велось в земской избе, тоже подчиненнойвоеводе. В полицейском отношении земские органы управления были подчиненывоеводам.
Результаты перехода кприказно-воеводскому управлению оказались неоднозначными. Негативной чертойреформы стала резкая бюрократизация управления, в том числе и местного.Положительной чертой введения приказно-воеводского управления было то, что ононе привело к уничтожению самоуправления вообще, так как земские и губныеучреждения в некоторых областях продолжали существовать и функционировать и привоеводах.
/>/>Задание 3. Тесты
1. Снем – это:
а) название княжеской дружины;
б) процесс сбора дани в периодтатаро-монгольского ига;
*в) съезд князей;
г) оброк в пользу феодала.
2. Органом сословно –представительной монархии в России являлся:
*а) Земский Собор;
б) Совет Министров;
в) Верховный тайный Совет;
г) Стоглавый Собор.
3. Окончательное оформлениеабсолютной монархии в России связано:
а) с появлением патриаршества;
б) с введением титула императора;
*в) с введением царского титула;
г) с появлением в России опричнины.
4. Образование в СССР колхозовсвязано с правлением:
*а) В. И. Ленина;
б) И. В. Сталина;
в) Н. С. Хрущева;
г) Л. И. Брежнева.
/>/>Задание 4. Объясните терминыВервь Стоглавый Собор Канцлер Городничий Государственный Совет Крестьянский мир Статский советник Комиссар РКП(б) Номенклатура Импичмент Повоз
Государственный Совет- в 1810-1906 гг. высшее законосовещательное учреждениеРоссийской империи. В 1906-1917 гг. — верхняя палата российского парламента,половина членов которой назначалась императором, а половина избиралась отособых сословных и профессиональных курий.
Комиссар- член правительства, стоявший во главе комиссариата.
Импичмент- процедура привлечения к ответственности и суду высшихдолжностных лиц за правонарушение. Главы государств.
Канцлер- в средние века высшее при дворе должностное лицо, наобязанности которого лежало изготовление госуд. актов и которое было хранителемгосуд. печати.
Крестьянский мир- название крестьянской сельской, а также городской (посадской)общины в России в XII — начале XX в. Первоначально (с XIII в.) М. существовал вдеревнях и селах на гос., дворцовых, боярских и монастырских землях. Члены М.собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующихобщинных земель.
РКП (б)- Российская Коммунистическая партия (большевиков) (1918—1925).
Повоз- вид повинности на Руси (перевозки по приказу помещика, выдачаконей его гостям и т. д). С XV в. — денежный оброк и ямская повинность.
Вервь- название общины вДр. Руси и у южных славян.
Городничий — в России16-17 вв. то же, что городовой приказчик; в 1775-1862 главаадминистративно-полицейской власти уездного города.
Статский советник- вРоссии гражданский чин 5-го класса. Лица, его имевшие, занимали должностивице-директора департамента и вице-губернаторов.
Номенклатура — (лат.nomenclatura — перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов,категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники и пр. (напр.,номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры — перечень руководящихдолжностей, назначение на которые утверждалось (в СССР и некоторых другихстранах) партийными органами; сформировавшийся господствующий социальный слой.
Стоглавый Собор-церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы,заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работ С.с. относится к маю 1551). Своё название получил от сборника соборных решений,поделенного на 100 глав, Стоглав. С. с. был созван по инициативе правительства,которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическимидвижениями и одновременно подчинить её светской власти.
/>/>Список литературы
1. Еремян, В.В.Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XXв) / В.В. Еремян. — М.: Академический проспект, 2003. — 527 с.
2. Зимин, А.А.Россия на пороге Нового времени (Очерки политической истории России первойтрети XVI в.). М., 1972.- 254 с.
3. Кобрин, В. Б.Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985. – 354 с.
4. Леонтьев, А.К.Образование приказной системы управления в Русском государстве / А.К. Леонтьев.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1961. — 198 с.
5. Носов, Н.Е.Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969. – 186 с.
6. Щепетев, В.И.История государственного управления в России / В.И. Щепетев. — М.: Владос,2003. — 510 с.