План Введение 1 Происхождение
2 Завоевание Сибири
3 Оценка деятельности
4 Смерть Ермака
5 Память
Список литературы
Введение
Ерма́к Тимофе́евич Аленин (1532/1534/1542 — 6 августа 1585) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.
1. Происхождение
Происхождение Ермака
неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.
Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай
, а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа
и Еремея
. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Эта же версия обыгрывается в сказе П.П. Бажова "Ермаковы лебеди". Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.
Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Из источников известно, что среди первых казаков, донских и волжских, встречалось немало крещеных татар, и вообще сами казаки впервые упоминаются в русских летописях XV в. именно как «казаки-татары». Кроме того, мужское имя Ермак (Ырмаг) встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XIII столетия и также принимавших участие в этногенезе казаков.
Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII в. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [т.е. ростом] середней, и плоск, и плечист».
Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал,что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице
» и в станицах у других атаманов[1].
В 1579 дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича
, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
К началу 1580 Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо польского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 г. королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». [2].
2. Завоевание Сибири
1 сентября 1581 дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Орла-городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 Ермак всё ещё воевал с литовцами [3].
Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.
Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, т.е. одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин[4].
Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 г. сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 г. Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII в. Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1581 г. для отражения казацкого вторжения.
Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.
Лишь весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.
26 октября 1582 Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.
Лето 1583 Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю, атамана Ивана Кольцо.
Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 г. татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.
6 августа 1585 погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на мирно спавших казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. Так же бытует мнение что в результате смуты среди казаков, Ермака убили сами казаки и позднее доложили царю о его позорной смерти (утонул при попытке бегства) во время боя, дабы не навлечь на себя гнев Ивана Грозного.
3. Оценка деятельности
Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории» (Скрынников).
4. Смерть Ермака
Существует ленгенда о том, что [5], тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения. Подаренный Ермаку царем Иваном панцирь с мишенями (бляшками), принадлежавший воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 г. гетманом Радзивиллом, сначала попал к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 г. был отбит русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов. В 1915 г. при раскопках сибирской столицы Кашлыка были найдены точно такие же бляшки с двуглавыми орлами, что были на панцире Шуйского, которые мог обронить там сам Ермак.[6].
5. Память
Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».
· Памятники в городах: Новочеркасске[7], Тобольске (в виде стелы, 1848), на Алтае в Змеиногорске (перенесённый из казахстанского города Аксу, до 1993 носивший название Ермак), Сургуте (открыт 11 июня 2010 года; автор — скульптор К. В. Кубышкин)[8].
· Горельеф на фризе памятника «Тысячелетие России». В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Ермака.
· Улицы в городах: Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Березниках, Иваново, Новочеркасске (площадь), Липецке и Ростове-на-дону (переулки).
· Сопка Ермака – одна из достопримечательностей г. Верхняя Тура (Свердловская область).
· Художественный фильм (мини-сериал) В. Краснопольского и В. Ускова «Ермак» (1996) (в заглавной роли Виктор Степанов).
· В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.
· Среди русских фамилий встречается фамилия Ермак.
· В 1899 году на верфи в Ньюкасле (Англия) по проекту адмирала С.О. Макарова был построен для России первый в мире линейный ледокол «Ермак», прослуживший до 1960 года. В 1974 году на финской верфи Вяртсила был построен для Советского Союза новый дизель-электрический ледокол «Ермак».
· Стела Ермаку в Тобольске. На заднем плане – Тобольский кремль.
· Памятник Ермаку в Новочеркасске.
· Донские деньги – 100 рублей. Ермак. аверс, 1918. Ростов.
· Донские деньги – 100 рублей. Ермак. реверс, 1918. Ростов.
Литература
6.1. I. Источники
· Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. — Екатеринбург, 2004. С. 6. — ISBN 5-85383-275-1
· Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. — Екатеринбург, 2004. С.7-8. — ISBN 5-85383-275-1
· Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. — Екатеринбург, 2004. С. 8-9. — ISBN 5-85383-275-1
· «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
· Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
· Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
· Рычков А. В.
Режевские сокровища. — Уральский университет, 2004. — 40 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7996-0213-7
6.2. II. Исследования
· Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. — М., 1905. 116 с.
· Блажес В. В.
О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. — Свердловск, 1971. – С. 247—251. (историография проблемы)
· Бузукашвили М. И.
Ермак. — М., 1989. – 144 с.
· Гриценко Н.
Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. — С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
· Дергачёва-Скоп Е.
Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). — Новосибирск, 1981. – С. 16-18.
· Жеребцов И. Л.
Коми — сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. — 2001. — № 1. — С. 5-60.
· Закшаускене Е.
Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. – М., 2002. С. 87-88.
· Катанов Н. Ф.
Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. — Екатеринбург, 2004. – С. 145—167. — ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895—1896. – Вып. V. – С. 1-12)
· Катаргина М. Н.
Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. — Тюмень, 1997. – С. 232—239. — ISBN 5-87591-004-6
· Козлова Н. К.
О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. – 1995. – С. 119—133.
· Колесников А. Д.
Ермак. — Омск, 1983. — 140 с.
· Копылов В. Е.
Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. — Тюмень, 2000. – С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
· Копылов Д. И.
Ермак. — Иркутск, 1989. — 139 с.
· Крекнина Л. И.
Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. — Тюмень, 1997. – С. 240—245. — ISBN 5-87591-004-6
· Кузнецов Е. В.
Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. — Тобольск, 1891. – С. 140—169.
· Кузнецов Е. В.
К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. – 1892. – № 43.
· Кузнецов Е. В.
Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. — Тюмень, 1999. – С. 302—306. — ISBN 5-93020-024-6
· Кузнецов Е. В.
Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. – 1890. – № 33, 35.
· Кузнецов Е. В.
Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. – 1892. – № 35.
· Кузнецов Е. В.
Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. — Тюмень, 1999. – С.9-48. — ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. – 1998. – Ч. 2. – С. 92-127)
· Миллер,
«Сибирская история»;
· Небольсин П. И.
Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998. – С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
· Панишев Е. А.
Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. — Тобольск, 2003. – С. 228—230.
· Пархимович С.
Загадка имени атамана // Лукич. – 1998. – № 2. – С. 128—130. (о христианском имени Ермака)
· Скрынников Р. Г.
Ермак. — М., 2008. – 255 с (серия ЖЗЛ) — ISBN 978-5-235-03095-4
· Скрынников Р. Г.
Сибирская экспедиция Ермака. — Новосибирск, 1986. – 290 с.
· Солодкин Я.
Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. – 2002. – № 9. – С. 72-73.
· Солодкин Я. Г.
К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». — Тюмень, 1996. С. 113—116.
· Солодкин Я. Г.
К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. — Екатеринбург, 1999. – С. 128—131.
· Солодкин Я. Г.
Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. – С. 86-88. — ISBN 5-88081-586-2
· Солодкин Я. Г.
Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). — Тобольск, 2004. С. 54-58.
· Солодкин Я. Г.
Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. — Тюмень, 2006. – С. 180—182. — ISBN 5-88081-558-7
· Солодкин Я. Г.
Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. — Тюмень, 2006. – С. 9-15. — ISBN 5-88081-556-0
· Софронов В. Ю.
Кто же ты, Ермак Аленин? //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. – Екатеринбург, 1998. – С. 158—168. — ISBN 5-85383-127-5 (см. также: то же // Родина. — 1994. — № 8. — С. 34-38)
· Софронов В. Ю.
Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. — Тюмень, 1993. – С. 56-59.
· Софронова М. Н.
О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. — Тюмень, 1998. – С. 56-63. — ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998. – С. 169—184. — ISBN 5-85383-127-5)
· Фиалков Д. Н.
О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI—XIX вв. — Новосибирск, 1965. – С. 278—282.
· Шкерин В. А.
Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI—XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября — 2 декабря 1999 г. — Екатеринбург, 1999. – С. 104—107.
· Щеглов И. В.
В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь)
Список литературы:
1. Скрынников Р. Г. Ермак. – М.: Просвещение, 1986; Скрынников Р. Г., 1992 г., с изменениями. ISBN 5-09-003828-7
2. Скрынников М. И. Ермак. – М.: Воениздат, 1989; Скрынников Р. Г., 1992 г., с изменениями. ISBN 5-203-00333-5
3. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. – М.: АСТ, 2003. ISBN 5-17-010892-3
4. Бузукашвили М. И. Ермак. – М., 1989. – с. 58.
5. Проект «Атаман-Ермак — Князь Сибирский». Могила Ермака
6. Бузукашвили М. И. Ермак. – М., 1989. – с. 126-127.
7. изображение новочеркасского памятника Ермаку использовалось на деньгах Донского правительства
8. Веб-сервер администрации города Сургут >> 10.06.2010 В СУРГУТЕ УСТАНОВЯТ ПАМЯТНИК ЕРМАКУ
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ермак_Тимофеевич