«Мыслящая история» С.П. Шевырева
Ширинянц А. А.
Еслибы, можно было всю современную науку назвать одним именем, то прилично бы ейбыло, как мне кажется, наименование мыслящей истории.
С.П. Шевырев. История поэзии
СтепанПетрович Шевырев (18.10.1806, Саратов — 08.05.1864, Париж) — выдающийся русскиймыслитель, политический публицист традиционалистского толка, поэт «тютчевскойплеяды» и литературный критик, ученый-историк литературы и искусства, христианскийпедагог и организатор университетского образования. Вся его жизнь связана сРоссией, Москвой и Московским университетом. Связь эта выразилась в том, чточетыре десятилетия, начиная с учебы в Благородном пансионе при Московскомуниверситете и посещения лекций в самом университете до увольнения со службы в 1857 г. и последних лет жизни, проведенных за границей, Шевырев добросовестно работал на благо России,твердо и резко защищая все русское и московское от нападок недоброжелателей, пропагандируясинтез общечеловеческих ценностей и русской духовной культуры в характерном длясебя методологическом ключе «мыслящей истории». Такая «история» вполнеадекватно объясняла идеальный мир человека, который, как доказывал Шевырев, неесть мир отвлеченной фантазии, а «творится из материалов человеческой жедействительности» (1).
Вконце 1827 — начале 1828 гг. Шевырев получил предложение стать наставникомсемнадцатилетнего князя А. Н. Волконского и сопровождать его в поездкезаграницу. В Италии они провели почти три года в интенсивных научных трудах, изучаяисторию литературы, искусства и архитектуры (исключая лекционную сессию вЖеневском университете в ноябре 1831 — апреле 1832 гг.), и вернулись в Россию в 1832 г. (2)
Посовету М. П. Погодина Шевырев решил стать преподавателем Московскогоуниверситета, дабы, как он сам писал, «связать свою участь с судьбой этоговеликого образовательного учреждения в России» (3). По протекции С. С. Уварова,ему разрешено было претендовать на место адъюнкта (т. е. помощника профессора)по кафедре русской словесности, которую после смерти А. Ф. Мерзлякова с 1831 г. возглавил И. И. Давыдов. Чтобы занять эту должность, Шевырев, не имевший ученой степени, долженбыл написать диссертацию на свободную тему и прочесть пробную лекцию, темукоторой — «Изящные искусства в XVI веке» — задал университетский Совет. Каквспоминал Погодин: «Шевырев избрал Данта, заперся в своей комнате…, месяцевшесть не выходил никуда со двора, перечитал все источники, уже ему знакомые, инаписал классическое рассуждение о Данте, какому не было подобного в русскойлитературе» (4).
Погодинв своей высокой оценке сочинения Шевырева оказался абсолютно прав. Выбравпредметом диссертационного рассуждения творчество Данте и обратившись ктщательному анализу «Божественной Комедии» (5), С. П. Шевырев в своемдиссертационном труде демонстрирует незаурядные способности вдумчивого и умногоисследователя, знатока не только культуры и истории Италии, но и всего Запада(включая античный период). Его наблюдения подчас поражают глубинойпроникновения в суть вещей и экспрессией (6).
Так,например, рассуждая о культурно-исторических предпосылках появленияфеноменального по своей энциклопедичности (и по своему масштабу) произведения, созданногогением Данте (7), Шевырев указывает на два существенных обстоятельства. Первоекасается того, что в XIII веке направление ума во всех сферах жизни былобогословским, все науки того времени считались лишь приготовлением к богословиюкак вершине человеческого знания. Второе — того, что богословие было тесносвязано с политикой и народной жизнью.
Действительно,богословие того времени существенно отличалось от современного С. П. Шевыреву.В силу переплетенности науки и религии, политики и религии — оно (богословие)носило характер, с одной стороны, схоластического, рационального, догматическоготеоретизирования ученых (8), с другой, активно вмешиваясь в мирскую жизнь, борясьза «миродержавную» роль католической религии (в лице папы римского) с властьюимператорской, неизбежно принимало публичный характер, а апеллируя в этойборьбе к религиозному чувству народа, пытаясь воздействовать на народноевоображение близкими и понятными ему образами из области языческих верований, поэзии,мифологии древнего мира (9), неизбежно принимало черты иррациональные, символические,становилось частью народного самосознания.
Замечателенодин из многих конкретных примеров придания символического, мистическогозначения событиям прошлого в контексте политической ситуации в современнойДанте Италии, раздираемой междоусобицами, на который обращает внимание С. П.Шевырев: «В Раю, устами Юстиниана, рассказывается история Римского орла илиИмператорской власти (10): из сего рассказа мы видим, что начало сей властивели от приезда Энея в Италию; что Эней перенес орла, символ сей власти, отвостока к западу, по законному вращению самого неба; что Константин, противсего закона, обратил орла от запада на восток, что крылья сего же орла Энеева, влице Карла Великого, защитили Христианскую церковь от Лонгобардов. На сейродословной орла, символа Цесарской власти, к коей прицепляет Поэт всю историю Рима,начиная от баснословного сказания об Энее до Карла Великого, основывает Дантправо сего орла на защиту церкви, несправедливость Гвельфов, которые сему знакудерзают противопоставлять желтые линии, т. е. Францию, и порицание Гибеллинов, которыеразделяют сей знак от правосудия и ратуют под ним за свои частные выгоды(Замечательно, что орел именуется птицею бога (т. е. Юпитера) и говорится, чтона востоке от времен Константина; он правил миром под тенью священных крылсвоих. ― прим. С. П. Шевырева). Мы видим ясно во всем этом сочетание идеймиродержавного символа власти Римской, власти Императорской и правосудиявсемирного. На сем основании утверждалось мнимо-ученым образом мнение партииГибеллинов, которые во власти Императора видели олицетворение правосудиябожественного на земле и начала сей власти искали в самых баснословных временахдревнего Рима, видя, как и Гвельфы, в Энее предначертание Божие, и о томсимволе, который блистал на их знаменах» (11).
Втретьем отделении диссертации, озаглавленном «Дант — философ. Учение Данте, извлеченноеиз Божественной комедии» характеризуется мироучение Данте, которое, какдоказывает С. П. Шевырев, основывалось на достижениях науки того времени (12).По сути это мироучение было не чем иным, как геоцентрической системоймироздания, освященной христианской идеей (13). Оно, по мнению С. П. Шевырева, обуславливаловсе философское и нравственное учение Данте — его идеи Бога, мира, человека, и,в конечном счете, его политические предпочтения сторонника гибеллинов — политическойпартии, защищавшей императорскую власть против папской в Италии.
Всоциально-политическом отношении характерен логический строй рассужденийДанте-гибеллина, который реконструирует С. П. Шевырев: «Дант допускает влияниенеба на движения человеческие, но не на все. Он вооружается против мненияфаталистов и утверждает свободный произвол в человеке. С таким только понятиемсовместна мысль о божественном правосудии, которое награждает за благо и казнитза зло. Потому вина всех пороков человеческих и всего зла, покрывающего мир, находитсяв людях (Чистилища П. XVI. — прим. С. П. Шевырева)» (14). И далее: «Как в одномчеловеке причина зла зависит от злоупотребления воли: так и во всем современномчеловечестве причина всех пороков в дурном управлении мира. Противзлоупотребления воли узда есть закон. Человек принадлежит миру духовному иземному. Страж закона духовного должен быть Папа; страж закона земного естьИмператор. Посему он и олицетворяет Правосудие. Сии два солнца должны бы былипоказывать человеку путь Бога и путь мира. Но Папа жаждет земной власти, пастырскойпосох соединился с мечем; духовная власть наместника Петрова оскверняетсяприкосновением светской стихии, — и вот причина дурному управлению мира(Чистилища П. XVI. — прим. С. П. Шевырева)» (15).
Изложиввзгляды итальянского мыслителя, Шевырев формулирует основной вывод: учениеДанте есть плод, результат многовекового развития науки; Данте, собрав встройную и правильную систему различные мнения предшественников — ученых ибогословов, перевел их с мертвой латыни на общепонятный, живой итальянский язык,тем самым «воплотив науку в поэзию» и сделав ее достоянием народа. В этомглавная заслуга итальянского мыслителя.
Диссертацияи пробная лекция (16) были признаны удачными и Шевырев с 15 января 1834 г. приступил к чтению курса по истории всеобщей словесности в Московском университете. Что жекасается научной значимости усилий самого Шевырева, то он сумел доказать, чтопоэма Данте есть «слияние учености века с народностью» (17), поэзии и религии(18), показал связь символического, мифотворческого начала как образной формымировоззрения и актуальной политики (19). Все это, по мнению современногоавторитетного исследователя, позволяет причислить имя Шевырева к Олимпу европейскихдантологов (20).
Список литературы
1.Шевырев С. П. История поэзии. // Шевырев С. П. Об отечественной словесности /Сост., вступ.ст., комм. Марковича В. М. М.: Высшая школа, 2004. С. 110.
2.О разносторонности интересов и занятий Шевырева в это время свидетельствует егодневник, в котором заметки о России, русском языке, буквах ять и е, русскомстихосложении чередуются с мыслями об октаве, стихотворным переводом отрывка из«Освобожденного Иерусалима», заметками о прочитанных древних и новых авторах, оразличии между трагедией древней и новой, краткими, довольно меткимихарактеристиками современных ему русских писателей и ученых, замечаниями опредставительном сенате, французской конституции и т. д. См.: Шевырев С. П.Итальянские впечатления / Вступительная статья, подготовка текста, составлениеи примечания Медового М. И. — СПб: Академический проект, 2006. — 645 с.
3.Цит. по: Воспоминание о Степане Петровиче Шевыреве. М. Погодина. СПб., 1869. С.20.
4.Воспоминание о Степане Петровиче Шевыреве. М. Погодина. СПб., 1869. С. 20.
5.Дант, Данте (Dante) Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, гуманист, политическийдеятель. Европейскую известность принесла ему поэма «Комедия» («Commedia», соч.1300–1318, первые печатные издания восходят к 1472 г.) в 3 ч. («Ад», «Чистилище», «Рай»), описывающая путешествие автора по загробному миру. Напротяжении XIV–XVI вв. «Комедия» пользовалась большой популярностью в Италии, еечитали и комментировали наравне со Священным Писанием; с венецианского издания 1555 г. в ее заглавии появился и утвердился в дальнейшей традиции эпитет «Божественная» («La Divina Commedia»).
6.Чего стоит, например, его экспрессивный образ дрожащей руки природы-художника:«Так как материя мешает совершенству; то природа никогда уже не выдаетпроизведения в том идеале, какой сначала печатлеет Бог; природа действует, подобнохудожнику, опытному в искусстве, но у которого рука дрожит». (Дант и его век.Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С. Шевырева // Ученыезаписки императорского Московского университета. М.: Университетскаятипография. 1834. № 7. С. 159–160).
7.То, что Данте — гений, у С. П. Шевырева не вызывало сомнений. В начале своейдиссертации он прямо заявляет: «Дант принадлежит к числу тех немногих избранныхнебом гениев, которые олицетворяют в себе самопознание своего века, служаполным ему отражением. Сии гении суть как бы огромные зеркала, которыеПровидение по временам наводит на разные эпохи человечества и на которых веченостается отпечаток сих эпох, в урок и завет грядущему… Гений внезапен, как светво вселенной, как человек между тварями, как все божественное в земном.Рождение его объясняется одним безусловным: да будет!». Понимаянепредсказуемость появления гениев, Шевырев подчеркивает связь, обусловленностьтворчества любого выдающегося мыслителя (гения) временем, в котором он живет:«Гений есть олицетворенный ответ на современный ему вопрос человечества». (Данти его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С. Шевырева// Ученые записки императорского Московского университета. М.: Университетскаятипография, 1833. № 5. С. 306–307).
8.«Скажу мимоходом, что, может быть, в сем излишнем подчинении Религии сухимформам науки, в сем смешении оной с стихиями разума и заключался зародышбудущего ее потрясения на Западе». (Дант и его век. Исследование о БожественнойКомедии. Адъюнкт-Профессора С. Шевырева // Ученые записки императорскогоМосковского университета. М.: Университетская типография. 1834. № 7. С. 127).
9.«Надо было новому Христианскому чувству или поссориться с ним; но, по старойлюбви и доверенности к нему, это было невозможно; или найти в нем отголосоксвоему чувству и освятить его символическим значением. Так Парнасс соединен былмысленно с Эдемом; райская вода с нектаром языческим…»; «Мифология решительнопротивилась чувству религиозному; но нельзя не признать, что она принялахарактер Истории. В нее верили, как в историческое предание, основанное насобытии… Мифология, если и отвержена была как Религия, то существовала во всейсиле как История и в виде предания возбуждала к себе веру ученую и народную.»(Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 7. С. 131–132; 134–135).
10. См.: Божественная комедия. Рай. Песнь VI. 1–8 и др. Константин Великий перенес (в 330 г.) столицу из Рима в Византию, причем орел, символ римской империи, совершил полет с запада навосток, против видимого движения звезд, тогда как встарь он летел вслед звездам,с востока на запад, когда, после падения Трои, сопровождал родоначальникаримлян Энея, который, прибыв в Италию, взял в жены Лавину, дочь латинского царяЛатина. После этого римский орел (господня птица) двести с лишним лет пребывална рубеже Европы, на берегу Босфора, близ гор Троады, с которых он впервыевзлетел с Энеем, и здесь, в Византии, переходя от одного императора к другому, досталсянаконец Юстиниану (Прим. М. Л. Лозинского к «Божественной комедии»http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt).
11.Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 7. С. 138–139.
12.«Мысли его о земле и небе не суть ни создания его собственного воображения, ниповерья простого народа, а знания, принятые учеными века…она (поэма. — Авт.), подпоэтическим покровом, представляла полную Энциклопедию наук … в комментарии ксей Поэме можно было заключить все учение века со всеми его подробностями».(Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 7. С. 142).
13.«Система мира у Данта есть система Птоломеева, но освященная идееюХристианскою». (Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии.Адъюнкт-Профессора С. Шевырева // Ученые записки императорского Московскогоуниверситета. М.: Университетская типография. 1834. № 7. С. 154)
14.Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 7. С. 169.
15.Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 7. С. 172
16.Изящные искусства в XVI веке. Лекция, читанная на предложенную тему вуниверситетском Совете ищущим степени адъюнкта в Московском университете С.Шевыревым // Ученые записки Императорского Московского Университета. 1833. № 4.С. 77–133.
17.Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 7. С. 134.
18.Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография. 1834. № 8. С. 372–373.
19.Дант и его век. Исследование о Божественной Комедии. Адъюнкт-Профессора С.Шевырева // Ученые записки императорского Московского университета. М.:Университетская типография, 1834. № 7. С. 122–123, 138 и др.
20. См.: Асоян А. А. «Почтите высочайшего поэта…» Судьба «Божественной комедии» Данте в России. М.:Книга, 1990. ― С. 192.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru