Введение 1. Материя ее атрибуты и свойства 4 Заключение 14 Список литературы 15 Введение Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап – этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап – этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк ). Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские лучи опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный
распад атомов – разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества. Итак, целью данной работы является изучении основных представлений о материи и ее свойствах. Основными задачами данного исследования являются: – установление общих понятий о материи; – выявления основных этапов становления представлений о материи; – определение основных атрибутов материи; – определение свойств атрибутов материи. 1.
Материя ее атрибуты и свойства Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого ве¬щества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образова¬ний) в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными об¬разованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся
к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения. Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимо¬сти их свойств от характера протекающих в них ма¬териальных процессов.
Субстанциональная концеп¬ция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в .классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и вре¬мени И. Ньютона соответствовала определенной фи¬зической картине мира, а именно его взглядам на ма¬терию как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкос¬новении.
Пространство, по Ньютону, неизменно, не¬подвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материаль¬ных тел, ни от их движения. Можно убрать из про¬странства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминаю¬щее перевернутый вверх дном огромный ящик, в ко¬торый помещена материя. Такие же взгляды у Нью¬тона и на время. Он считал, что время течет одина¬ково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно опреде¬ляет порядок следования и длительность существо¬вания материальных систем . Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в опреде¬ленном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.
Вторую концепцию пространства и времени назы¬вают релятивистской. Согласно этой концепции про¬странство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействую¬щими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характе¬ра взаимодействия материальных систем. Релятиви¬стская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии
Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теорети¬ческие положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специ¬альная теория относительности обосновали зависи¬мость пространства
и времени, их свойство от харак¬тера движения материальных систем. Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств. Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет ма¬териалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеа¬листическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равно¬правность всех возможных направлений), трехмер¬ность, и специфические свойства времени: длитель¬ность, однородность .(равноправие всех моментов) одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности. Объективная непрерывность пространства и вре¬мени и их прерывность обусловливают движение ма¬терии, которое является основным способом ее су¬ществования. Движение материи – абсолютно, ее покой – относителен. При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.
Обозначив изменение во времени пространствен¬ных характеристик вещей и процессов (их местопо¬ложение и объем) понятием "перемещение", а из¬менчивость их качественной определенности как ре¬зультат их существования во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу. Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет"
, изредка "перемещаясь". Именно такой смысл вкладывают в термин "дви¬жение", когда говорят, что матерая не может суще¬ствовать без движения. Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движе¬ния . В неразрывном единстве материи и движения ма¬терия исходна, а движение – производно. Оно как бы подчинено материи. Противоположную материализму позицию зани¬мает энергетизм, выдвинутой немецким ученым В. Оставальдом. В своей теории В. Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Как изве¬стно, энергия – это физическая мера движения.
В. Оставальд же объявляет энергией все, что сущест¬вует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание – все это энергия, а следовательно мате¬рия и сознание являются производными от энер¬гии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства – процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна Е =mс2 (здесь Е – энергия, m – масса, с – скорость света в вакууме).
Однако эти по¬пытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении. С физической точки зрения эта формула отра¬жает пропорциональность взаимосвязи массы веще¬ства и энергии ее межатомных связей и коэффициентом этой пропорциональности является квадрат скорости света в вакууме). С философской же точки зрения она лишь под¬тверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объек¬тивно существуют. Более того, они находятся в связи со столь же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя
(электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т. п.). И, нако¬нец, эта формула, подтверждает принципиальное по¬ложение материалистической философии о возмож¬ности превращения всего во всё, а том числе и вещества в поле. Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объек¬тивность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда сле¬дует положение и о бесконечности взаимопревраще¬ний материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объ¬ектов во всех своих моментах в отношениях
опреде¬ляется движением, выражает его конкретные формы (и проявления). В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный фило¬софский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, на¬пример, что И. Ньютон допускал возможность боже¬ственного толчка. а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности.
В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи, .диалектики-мате¬риалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом чело¬вечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей.
Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) – в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд – в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений – в общественном развитии и т п. В-четвертых, движению свойственна абсолют¬ность. Признавая всеобщий характер движения, фи¬лософский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последователь¬ный философский материализм подчеркивает отно¬сительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа дви¬жения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.
Покой – это как бы .движе¬ние в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст челове¬ка, (допустим 18 лет) – это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравне¬нию, скажем, с 17-летием
и 19-летием. Многообразные конкретные проявления движе¬ния могут быть соотнесены с определенными мате¬риальными носителями. Это дает возможность по¬строения разных классификаций форм движения ма¬терии. Форма движения материи связана с опреде¬ленным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенное законы. Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи. Механическое движение, связанное с переме¬щением тел в пространстве.
Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул. Химическое движение – движение атомов внутри молекул. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни. Социальное движение (все изменения в обще¬стве). Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому со¬временная классификация форм движения материи включает: • пространственное перемещение; * электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; * гравитационную форму движения; * сильное (ядерное) взаимодействие; * слабое взаимодействие (поглощение и излуче¬ние нейтрона); * химическую форму движения (процесс и ре¬зультат взаимодействия молекул и атомов); * геологическую форму движения материи (свя¬занную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.
): * биологическую форму движения (обмен ве¬ществ, процессы, происходящие на клеточном уров¬не, наследственность и т. д.; * социальную форму движения (процессы, про¬исходящие в обществе). Очевидно, что развитие науки и дальше будет по¬стоянно .вносить свои коррективы и в эту классифи¬кацию форм движения материи. Однако, представля¬ется, .что в обозримом будущем она будет осуществ¬ляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом . Прежде всего не утратит своего значения прин¬цип развития
применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессора эволюции материальных систем в направлений от простого к слож¬ному, от низшего к высшему, от простейших процес¬сов механического перемещения до процессов, про¬исходящих в человеческом обществе. По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным матери¬альным носителем или точнее, с набором опреде¬ленных материальных носителей.
Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движе¬ния материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это по-существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм. И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе зна¬ния содержания высшей по отношению к ней формы движения материи. С принципом генетической обусловленности тес¬но связан принцип несводимости высших форм дви¬жения к низшим н неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения ма¬терии на низшие. Это принцип качественной специ¬фики всякой формы движения. В высшей форме дви¬жения низшие его формы представлены не в "чи¬стом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движение руки человека это результат сложения сложных
процессов и собственно механи¬ческого, и биологического, и химического, и. т. д. Поэтому всякая попытка создать чисто механиче¬ский аналог руки человека абсурдна . Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, .что в нем гос¬подствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвест¬ны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.
С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах дви¬жения материи .элементы .его высших форм. Мысля¬щий булыжник – это нонсенс. Однако, это – край¬ний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из . крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезья¬нам "человеческие" условия, рассчитывая через сот¬ню – другую лет обнаружить в их потомстве
антро¬поида (первобытного человека). Наконец, нельзя включить и еще один очень важ¬ный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи – принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позво¬ляет связать проблему классификации форм движе¬ния с проблемой классификации наук. Принципы классификации форм движения мате¬рии позволяют отнестись к редукционному механи¬цизму , сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к законо¬мерностям: низших форм социальных к биологиче¬ским, биологических к физико-химическим и т.п. Принципы классификаций форм движения мате¬рии позволяют критически отнестись и к витализму (от лат.жизнь) – философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы дви¬жения и объясняющему специфичность всего живо¬го наличием некоей особой "жизненной силы". Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация.
Си¬стема (от греческого – целое, составленное из частей) – это комплекс взаимодействующих элемен¬тов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов. Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Суммативные системы – это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее эле¬ментов, взятых изолированно друг от друга.
Во всех суммативных системах, составляющие ее части мо¬гут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к са¬мой системе, да и связь этих элементов зачастую но¬сит случайный характер .
Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только уста¬новление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но – что. особенна важно – выделение тех из них которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие систе¬мы. Системный подход к материальным образовани¬ям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более. высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения – последовательное включение системы более низ¬кого уровня в систему более высокого уровня. Зна¬чит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерар¬хии. Это позволяет строить различные, не совпадаю¬щие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый ма¬териальный объект с разных сторон.
В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается си¬стемность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчлененность материаль¬ного бытия, способ существования материи. Струк¬турные уровни материи образованы из определенно¬го множества объектов какого-либо вида и характе¬ризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Применительно к трем основным сферам объективной действительно¬сти эти уровни выглядят следующим образом:
Неорганическая природа Живая природа Общество 1.Субмикроэлементарный Биологический макромолекулярный Индивид 2. Микроэлементарный Клеточный Семья 3. Ядерный Микроорганический Коллективы 4.Атомарный Органы и ткани Большие социальные группы (классы, нации) 5. Молекулярный Организм в целом Государство (гражданское общество) 6.
Макроуровень Популяция Системы государства 7. Мегауровень (планеты, звездопланетные системы, галактики) Биоценоз Человечество в целом 8. Метауровень (метагалактики) Биосфера Ноосфера Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями ¬- субординациональные. Заключение Подведем итоги работы на тему «Материя и ее свойства». Понятие "материя" прошло несколько этапов. Все объекты материального мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы – это системы предметов, объекты вещей. Духовная система – это система ценностей идеалов. Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.
Материальный мир делится на три сферы : неживая природа, живая природа и социум ( или типы материальных систем : неорганическую, органическую и социальную). Неживая природа представлена уровнями: субмикроэлемнтарный; микроэлементарный; ядерный; атомарный; молекулярный; макротел (соизмеримых человеку величин); планет; систем планет; галактик; систем галактик; метагалактик; вселенной, мира в целом. Живая природа имеет свои уровни: доклеточный (ДНК,
РНК,белки); клеточный – клетки; многоклеточный – многоклеточные организмы; надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера. В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы – человеческое общество. Социум представлен такими уровнями: индивид; семья; коллективы; социальные группы; этносы, нации, племена, расы; государства; союзы государств; общества, человечество в целом. На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления пространственно-временных отношений,
различными видами движения. Список литературы 1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М 1987. 2. Большаков А.В Грехнев В.С Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” Россиии, 1997. 3. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию".
М 1990. 4. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М Галкина, МЭСИ, 1991. 5. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 1994.