Образование казахской народности и первого казахского ханства

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан Евразийский государственный университет им. Л.Н. Гумилева Курсовая работа Тема Образование казахской народности и первого казахского ханства выполнил проверил г.Астана, 2000 Оглавление Введение 3 Глава 1. Образование казахской народности 6 Глава 2. Образование первого казахского ханства 16
Заключение 21 Библиография 24 Введение Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую стадию дикости, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы племен.
Особенности их социального и политического развития определялись потребностями естественного для данной географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного пространства. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М 1989.
С. 43. Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, и затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе потестарной власти можно назвать догосударственным периодом этнополитогенеза казахов. Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование саками и массагетами племенных союзов. Эпоха потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными периодами подготавливала эпоху династической казахской государственности. Однако естественный процесс складывания казахской народности и становления собственной суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное воздействие. Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные потоки, неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др. Там же, С. 15. Среднюю Азию и Казахстан орд
Чингизхана. Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана – вв. вновь стали возникать этнополитические государственные образования. С конца века начинается эпоха собственной династической государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства История Казахстана с древнейших времен и до наших дней.
Очерк Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113 итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об этнополитогенезе казахов, образовании казахской народности и первого казахского государства.
Именно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на многочисленные научные исследования достаточно проблемным и интересным для изучения. Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы являются вопросы образования казахской народности и образования первого казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д Басин В.Я Шакарим Кудайберды-улы и др.
Глава 1. Образование казахской народности Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения – Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития. Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда. Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые
делали их отличными друг от друга. Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов. Всего жузов – три Улу жуз Старший, или Большой, жуз, Орта жуз Средний, или Cрединный, жуз и Киши жуз Младший, или Малый, жуз. Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад
Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз – самую западную, а Орта жуз – серединную территорию. Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников Киши жуз был самым многочисленным, но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии самый последний род
Улу жуза имел преимущество перед Самым старшим родом Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше атасы улкен. Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался 1 при определении места в боевом порядке 2 при разделении военной добычи 3 при вступлении в дом и рассаживании по местам 4 при открытии торжества 5 при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями – родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом а со времени после кончины Тауке-хана между 1715-1717гг последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов – мужских потомков Чингиз-хана ум. в 1227 г Известно, что впервые имя одного из жузов – Улу жуза по терминологии источника Казачья Большая орда было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М 1989. В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII – начале
XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах
Казахского ханства, везде фигурирует термин улус удел владение, а также государство, и только. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе
История изучения Востока в Европе и России писал Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого казахского – Т.С. народа на три орды Большую, Среднюю и Малую или Старшую, Среднюю и Младшую, из которых каждая имела своего хана Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л 1968. Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении
все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования. Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990. Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло западная – т.к. ориентация тогда была южная, левое крыло восточное и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами. Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов туркмен на три группы – нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в то, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами
Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза. Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак С момента возникновения Казахского ханства Казахского улуса в 1476-71 гг. и вплоть до начала
XVII в. господствовал только один принцип объединения и управления страной – улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов, возглавляемых султанами например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.п во главе с ханом и формировали один большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д. или, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем этнографического значения – термином казак. Первоначально Казахский улус Казахское ханство был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей
династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под управлением одной династии потомков Джучида Урус-хана и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры – жузы. Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых структур Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях достаточно длительной военно-
политической стабильности. Оставаясь сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло-земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их степей. Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта.
Именно этот процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания, когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным – перекочевки небольших семейных групп аулов, связанных между собой не только родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, шатры на колесах сменяет разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов к началу XVII века относятся последние по времени известные сообщения об использовании жителями
Кипчакской степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток. Кляшторный С.Г Султанов Г.И. Казахстан летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. С. 276. Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор предопределил наряду с родственными и генеалогическими
связями племен и родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не совпадали с улусным административным или тюменным военным дробление общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали большие люди пастбищных
общин – бии, национальная аристократия, элита социальной группы кара-суйек черная кость – ред. почитаемые за знания и умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, только и позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Именно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные связи, которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно возможным тогда способом – через установление генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными общинами. Новые структуры и их главы – бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки родоплеменных обозначений
и никак не задевавшие обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз буквально сто, сотня. Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали Бахр ал-асрар. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в Х – начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506. Согласно сообщению этого автора,
Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева Улуса Золотой Орды, была также известна под названием Йуз-Орда. Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время – придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом
свершилось превращение одного из невысоких военно-административных терминов в обозначение крупных племенных аульных сообществ Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда авторов скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк Под ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993. Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта Средний жуз и Киши Младший по времени своего проявленияхотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему оказались генеалогически на более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической организации казахского общества – улусов.
Прежняя правящая верхушка ханства султаны неожиданно нашла свое место в новой социально-политической организации она стала с XVIII столетия начало вхождения Казахских ханств в состав Российской империи если и не полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность – султаны не относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются
на колена. Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов. Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого. Глава 2. Образование первого казахского ханства
Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился. В середине XV в образовалось Казахское ханство – итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61 Джанибека и Гирея – с преданными им племенами. Значение этого события в том, как отмечают казахские историки Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89 что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения
и обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия, известное под общим собирательным названием узбеки. Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли
в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности. Нарицательное слово казак, первоначально обозначавшее – свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков
Урус-хана, обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений, казаками, а страна их – Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской государственности, а термина казак и узбек стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже своего рода политическими границами. Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана Тауке в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма 1511-1523 гг. под одной его властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов.
Кляшторный С.Г Султанов Г.И. Казахстан летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276. К этому времени относятся общие для них узаконения Касыма праведный путь XYI в служившее основным законом Семь узаконений хана Тауке вторая половина XYII в закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов. К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности
казахского государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля 1586-1598 гг. дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. Официальные русско-казахские отношения писал В.Я. Басин начались, по-видимому, не позднее 90-х годов XYI века Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI-
XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78. В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе. Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52 в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы. Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи народные собрания из числа аристократов – старейшин и правителей родов,
султанов – для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев – законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от султанов – потомков чингизидов сословие ак-суй-ек, составляли элиту кара-суйек – родовую знать. Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 14 века.
Алма-Ата. 1958. С. 184. Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя тамгу и свой боевой клич уран, но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались ханскими установлениями, адатом обычное право казахов и решениями советом биев ереже. Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора столетий с конца 16
до первой половины 18 века были города Ташкент и Туркестан. Активная внешняя политика государства, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей. Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами. Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной
власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу – всобщей целостности. С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов.
Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость. В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет. Однако, это уже другой период в эпохе династической государственности казахов, который требует отдельного разговора. Заключение
Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости республики сегодня. 16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости имеющего силу Конституционного Закона. Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан. В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов,
внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д. Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза. Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира.
На сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40 международным
конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних договоров и соглашений. В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана. Разработана и принята к реализации Программа О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года. Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость. Библиография 1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М 1989. С. 43. 2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней.
Очерк Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. 3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М 1989. 4. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. 5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л 1968 6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий.
Алма-Ата, 1990. 7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195. 8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. 9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89. 10. Кляшторный С.Г Султанов
Г.И. Казахстан летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276. 11. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78. 12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.