Поздний Египет
Египетское
общество XI-VIII вв. до х.э. по своей экономической и социальной структуре во
многом еще служило продолжением Нового царства. Но в VII-VI вв. намечаются
изменения во всех сферах жизни страны. Египет наконец вступает в железный век.
До нас дошли орудия труда (резцы, пилы, сверла), изготовленные из железа
[1], железное оружие (кинжалы). У народов, с которыми
судьба свела египтян в ту эпоху, железный век установился раньше: и у эфиопов
[2], утвердивших свое господство в Верхнем Египте в
VIII в. до х.э., и у ассирийцев, вторгшихся в страну в VII в., и у греческих и
малоазийских поселенцев (воинов-наемников и купцов), обосновавшихся к VI. до
х.э. в Дельте. Теперь изменения, порой весьма существенные, происходят во всех
отраслях египетского хозяйства – в ремесле, земледелии, скотоводстве. Примерно
с VII в. до х.э. наблюдается небывалый ранее рост товарно-денежных отношений,
причем объектом купли-продажи все чаще становится земля. Это свидетельствует,
по-видимому, о развитии частного землевладения. Возможно, истоки такой формы
земельной собственности следует искать еще в начальный период Нового царства,
когда первые цари XVIII династии щедро дарили воинам земли (вряд ли речь шла
только о служебных наделах). Вероятно также, что в период ослабления
государственной централизации многочисленные мелкие служебные наделы воинов и
чиновников нередко рассматривались владельцами как их полная собственность, и
она ускользала из-под контроля центральной администрации.
Возможно,
что именно в связи с появлением значительной, по-видимому, категории частных
собственников на землю – людей, не столь тесно связанных с определенными
служебными обязанностями и соответствующим служебным (государственным)
обеспечением, в источниках той эпохи наконец становится достаточно ясным, что
лица, обозначенные термином “немху”, противопоставляются баку – рабам
в полном смысле слова – в качестве свободных.
Расширение
товарно-денежных отношений, продажа и скупка земли, ростовщичество (сведения о
последнем, правда, крайне скудны) способствовали разорению многих мелких
собственников – немху. Впервые на рабском рынке мы видим раба-должника.
Появляются в большом количестве документы о самопродаже в рабство (“на
вечные времена вместе с детьми”), существует практика закабаления должника
на срок до пяти лет, своеобразной формой рабской зависимости становится
самопродажа в “сыновья”. Все эти явления – как и в Передней Азии,
характерные спутники развития частного рабовладения – наблюдаются в Египте на
много столетий позже, поскольку “второй путь развития”, по которому
шло египетское общество, способствовал длительному сохранению государственного
сектора в его архаичных формах.
Уже
при последних Рамессидах (в самом конце II тысячелетия до х.э.) Египет теряет
свое прежнее влияние в Передней Азии. Яркой иллюстрацией этого могут служить
злоключения Унуамона, героя египетской повести, посланного (вероятно, при
Рамсесе XII) в Финикию за кедром для ремонта обветшалой священной барки бога
Амона и испытавшего там многочисленные унижения со стороны местных князьков.
Так, царек Библа стремился подчеркнуть свою полную независимость от Египта,
перед которым недавно трепетал.
В
повести об Унуамоне упоминаются имена жреца Херихора и Несубанебджеда,
могущественного владетеля Таниса. Первый из них вскоре стал фактическим
правителем Верхнего Египта, второй явился основателем новой, XXI династии, цари
которой приблизительно сто лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения
с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах.
Прошло
столетие, и на политическую арену решительно выступили ливийцы, уже с давних
пор проникавшие с запада и оседавшие в Дельте. Еще со второй половины Нового
царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников.
Впоследствии ливийцы селились в Дельте целыми племенами. Шешонк, один из
вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, провозгласил себя царем
в середине Х в. до х.э.; началась XXII ливийская династия. Шешонк укрепил свою
власть в Дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах: страна
была вновь объединена. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 930 г. до
х.э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Но успехи ливийской династии оказались
призрачными, ее власть – непрочной. Среди ливийской верхушки разгорелась
внутренняя борьба. Дельта распалась на ряд независимых областей, возглавляемых
ливийскими князьками, хотя номинально продолжали существовать и ливийские цари,
сделавшие своей столицей г. Бубастис в восточной части Дельты (XXII- XXIII
династии). Север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом
Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала
время хозяйственного застоя, упадка ирригационной системы, нарушения торгового
обмена. Объединение страны опять становится необходимым условием хозяйственного
подъема. Инициатором борьбы за новое объединение выступает фиванское жречество,
которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от
Египта Нильской Эфиопии (Куша), желавшей установить свое господство в Египте.
Ослабление
власти Египта над Эфиопией и консолидация местных племен привели к VIII в. до
х.э. к возникновению на южных границах Египта эфиопского государства со столицей
Напата у IV нильского порога. В середине VIII в. эфиопский царь Пианхи вступил
в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому по древней традиции
поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал эфиопам
упорное сопротивление. Войска правителя Саиса Тефнахта при поддержке жителей и
жрецов Мемфиса встретили эфиопов в Среднем Египте, однако были разбиты в ряде
сражений. После падения Мемфиса, оказавшего мужественное сопротивление эфиопам,
Пианхи вступил в Дельту и взял в плен последнего царя XXIII ливийской династии
– Осоркона III. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом.
Из
царей эфиопской (XXV)
[3] династии наиболее
значительными были Шабака и Тахарка, пытавшиеся играть политическую роль и в
Передней Азии; однако внутренней раздробленности страны они не преодолели: вся
страна, и особенно Дельта, фактически распадалась на мелкие ливийские и
египетские княжества, и в 674-665 гг. до х.э. Египет не смог противостоять
ассирийскому завоеванию
[4].
Примечания:
[1] Характерно, что излюбленным материалом ваятелей
того времени становятся твердые породы камня, с трудом поддающиеся обработке
бронзовыми орудиями труда. Полагают, что изобилие литых бронзовых статуэток в
ту эпоху также указывает на вытеснение из производственной сферы бронзы
железом.
[2] Напомним, что речь идет не о современной Эфиопии, а
о так называемой Нильской Эфиопии, или Куше (совр. Северный Судан).
[3] XXIV династия правила не всем Египтом; она, однако,
интересна тем, что один из ее царей, Бокхорис, попытался положить предел
ростовщичеству и долговому рабству в Дельте. По преданию, он был взят в плен
эфиопским царем Шабакой и сожжен.
[4] Однако в течение правления Ахеменидов в Персидской
державе (по египетскому счету это XXVII династия) Египет неоднократно снова
добивался независимости (XXVIII-XXX династии).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse