Введение 1 История создания2 Действующие лица3 Значение комедии4 ФактыСписок литературы Введение «Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII века[] на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т.н. венечных памятей [1] – документов, разрешающих вступление в брак [2]. 1. История создания Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику. 2. Действующие лица Простаков. Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено. Митрофан — сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»). Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофанова. Правдин. Стародум — дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье. Софья — племянница Стародума. Милон — возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение. Господин Скотинин — брат госпожи Простаковой. Кутейкин — семинарист. Цыфиркин — отставной сержант. Вральман — учитель. Тришка — портной-самоучка. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий[3], Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков»[4]. А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок[5]. 3. Значение комедии Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь). «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»). Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»[6]. 4. Факты Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину. Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой. Список литературы: Д.И.Фонвизин "Недоросль: избранные произведения", Спб, "Азбука Классика", 208; Комментарии А.Д.Степанова с. 300 Венечная память (знаменная грамота) :: В :: Генеалогический словарь Отечественные певцы ТВ «Культура» Изучение комедии «Недоросль». Автор Марина Барабанова ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745—1792) на Funeral-SPB.ru Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Недоросль_(пьеса)
Похожие работы
Салават Юлаев
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “Салават Юлаев” Выполнил: . Проверила: Д.Ф. Биография Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Тикеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии…
Экономические реформы 70-80 х годов XX века (СССР)
Содержание Введение….2 1. вопрос: Советская экономика в период «застоя»… 3 2. вопрос: Попытки реформирования советской плановой экономики в 80-е годы… 8 Заключение… 17 Список использованной…
Бертольд V Церинген
Бертольд V (нем. Berthold V. von Zдhringen, auch Berchthold V., ок. 1160 — 18 февраля 1218, Фрайбург), известный также как Бертольд Богатый — герцог Церингенский с 1186, сын…
Золотая Орда и русско-литовское государство в 12-14 веках
СЕВЕРНАЯ РУСЬ. ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУССКО-ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 12 – 14 ВЕКАХ План 1. Раздробленность на Руси. Е оценка в российской историографии. 2. Золотая Орда…
Кодификация отечественного право 1922-24 гг.
Введение Годы, непосредственно предшествовавшие революционному слому 1917 года – это годы резкого подъема российской правовой культуры, российского правоведения, выхода их на передовые мировые позиции. В…
Битва в заливе Виго
План Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги боя 4 Интересные факты Введение Битва в заливе Виго — морское сражение 23 октября 1702 в заливе…