Роль личности в истории. В.И. Ленин

"Роль личности в истории. В.И. Ленин" План 1. Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина 2. Интересы какого слоя, социальной группы он выражал 3. Краткие сведения о жизненном пути В.И. Ленина 4. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения 5. Способы и средства достижения цели 6. Результаты деятельности
Ленина 7. Оценка личности Ленина 1. Конец 19 начало 20 века был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в существовавшем политическом строе. В стране отсутствовали свободы. Первые политические партии находились в нелегальном положении.
Даже экономически крепнувшая день ото дня российская буржуазия не имела не только власти, но и каких либо политических прав. Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью встал выбор – либо пойти на реформирование политической системы, её модернизацию, адекватную требованиям времени, либо не чего не менять, что грозило насильственной ликвидации самодержавия. Это время породило много революционно настроенных деятелей.
Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин. Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской
деятельности, сделанные группой «Освобождение труда». В дальнейшем мы можем говорить о марксизме-ленинизме или о ленинизме как о наиболее радикальном течении в марксизме. 2. Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров». В реализации своих планов построения «идеального» общества Ленин опирался на рабочих. Хотя крестьянство и оставалось в России еще наиболее многочисленным слоем населения, но рабочие были наиболее образованны и самое главное они были оторваны от земли, им «не чего было терять, кроме своих цепей».
Большая работа по агитации проводилась и среди военных, Ленин понимал, что без поддержки армии революция обречена на провал. Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшей им мир и землю. Именно это и обещала партия во главе с Лениным. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти,
создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющие аналогов и западной политической культуре – Советы. 3. Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века. Родился В.И. Ленин 22 апреля 1870 года в Симбирске. 1887 г. – блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета 1887 г. арест и ссылка Ленина, за участие в студенческих волнениях, в дер.
Кокушкино Казанской губернии. 1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма. 1891 сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.
1893 переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». 1895 арестован и 1897 сослан в Сибирь (с. Шушенское). 1900 г. Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г. В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907 , участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского
правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному равительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое
Советское правительство (до 1924). 3.03.1918 по предложению Ленина был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»). 11.03.1918 столица Советской России была перенесена в Москву. 18 Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.
Каплан; отправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению. 1921 выступил с инициативой перехода к новой экономической политике. 1922 объединение республик бывших территорий Российской империи. 1923 Ленин стал Председателем СНК СССР. 21.01.1924 Ленин скончался в Горках под Москвой. 4. В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы.
Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом. Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец – Илья Николаевич Ульянов – директор народных училищ губернии, видел свой долг в служении народу. Мать – Мария Александровна – была образованной, высококультурной женщиной, целиком посвятившей себя
воспитанию шестерых детей, которые все (за исключением рано умершей Ольги) стали революционерами. Под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с бесправием и нищетой трудящихся Ленин уже в старших классах гимназии был настроен революционно. Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила
Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием. Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель – построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности». 5. Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления,
агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права. После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах».Но действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти. 6. И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и
Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти. Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции. Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик
в единое государство – СССР. Ленин был автором многочисленных социально-экономических и философских трудов. В работах Ленина можно отметить, во-первых, дальнейшую разработку марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера. 7. Ленинизм является предметом острых споров и дискуссий.
Объектом критического анализа становятся не только теоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся под его руководством. По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания» начали подвергать критике все, что происходило в стране в течении 70 лет в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако, бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории
России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.
Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий. Список литературы История России в лицах; Биографические словари / под ред. В.В. Каргалова – М.: Русское слово, Русское историческое общество, 1997. История России 20 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение»,
Москва 1996 г. Курс лекций по истории КПСС, Военное издательство мин. Обороны СССР, Москва 1969 г. Краткая история СССР. Под ред. Н.Е. Носова. «Наука», Ленинград 1978 г. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / под ред. Г.В. Осипова, Л. Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Человек и общество. Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2001.