Русско-японская война 1904-1905 2

Содержание.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1Возникновение информационно-комуникативных технологий в преподавании истории…………………………………………………….7
1.2 Классификация технических средств обучения……………………..13
Глава 2.
2.1. Роль учителя и организация познавательной деятельности при использовании технических средств обучения…………………………….19
2.2 Использование компьтера и интернета на уроке и при подготовке к уроку истории………………………………………………………………………..22
2.3 Варианты работы учителя истории с информационно-комуникативных технологий ……………………………………………………………………24
2.4 План подготовки и проведения комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем….26
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………34
Введение.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Цель курсовой
: систматизация знаний об ИКТ как неотъемлемой части урока истории в современном мире.
Задачи:

1.рассмотреть этапы развития ИКТ в России и внедрения компьютерных технологий в образование.
2. проанализировать электронные средства обучения как источник получения знаний
3. изучить варианты работы учителя истории учащихся при использовании ТСО на конкретном примере.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к наглядному восприятию информации.
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, можно предположить, что информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Сегодня необходимы образованные люди, способные работать в современном мире, современном государстве, способные понимать и адекватно реагировать на постоянно изменяющееся положение человека в мире. Современный ученик должен соответствовать требованиям общества: быть высокообразованным, коммуникабельным, толерантным, владеть новыми технологиями.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.
Ученики хотели бы получить образование, реализовывать свои творческие способности, соответствовать требованиям современного мира.
Общей целью своей работы считаю: показать возможности использования информационных технологий на уроках истории, их позитивную роль в активизации познавательной деятельности и учебного процесса, позитивное влияние их на развитие креативного мышления, формирование всесторонне развитой творческой личности.
Очень важный момент в этом процессе – систематичность в использовании ИКТ на уроках.
Глава 1.
1.1 Возникновение ИКТ в преподавании истории

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:[1]

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами.[2]

Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя — глобальной компьютерной сети Internet.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия[3]
. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
– использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
– использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
– рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
– использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
– использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
– организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
– использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
– интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий .Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений[4]
. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В 2001 году Правительство Российской Федерации приняло Федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)»[5]
, в которой одной из задач ставилось использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии. В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности. Реальность такова, что всё в большей степени учителя становятся исследователями, строя свою работу с детьми на основе последних достижений педагогической и психологической наук. Приходится также осваивать возможности компьютерной техники и технологий для учебного процесса, которые стали совершенной потребностью для создания необходимого образовательного пространства каждому учащемуся, чтобы раскрыть его личностный потенциал через учебно-познавательную творческую деятельность во время классных и внеклассных занятий. Применение компьютера – это необходимый, но недостаточный признак. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная подготовка специалистов в области образования не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.[6]
Можно выделить два главных достоинства компьютера – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
1.2. Классификация ТЭСО

Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения – это информационная, дидактическая, контрольная.
Электронные средства учебного назначения имеют многослойный характер. С одной стороны, по выполняемым функциям, их можно отнести к учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги[7]
. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий[8]
.
Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать:
– по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;
– по структуре;
– по организации текста;
– по характеру представляемой информации;
– по форме изложения;
– по целевому назначению;
– по наличию печатного эквивалента;
– по природе основной информации;
– по технологии распространения;
– по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе[9]
:
– программно-методические (учебные планы и учебные программы);
– учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
– обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
– вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:
– контролирующие (тестирующие программы, базы данных)
Электронные издания по структуре подразделяются на:
– однотомное электронное издание – электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
– многотомное электронное издание – электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
– электронная серия – серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
Учебные электронные издания по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники.Моноиздание включает одно произведение, а сборник – несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения – в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность студента, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.
По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения и др.[10]

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:
– конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
– программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;
– проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
– комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.
По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы:
– для школьников;
– для бакалавров;
– для дипломированных специалистов;
– для магистров;
– для взрослых.
Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня. Так, подготовка бакалавров требует.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
– электронный аналог печатного учебного издания – электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
– самостоятельное электронное средство учебного назначения – электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
По природе основной информации выделяются[11]
:
– текстовое (символьное) электронное издание – электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
– изобразительное электронное издание – электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
– звуковое электронное издание – электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
– программный продукт – самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
– мультимедийное электронное издание – электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.
По технологии распространения можно выделить:
– локальное электронное средство учебного назначения – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
– сетевое электронное издание – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
– электронное издание комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого. По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:
– детерминированное электронное издание – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
– недетерминированное электронное издание – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора[12]
.
Глава 2.
2.1 Роль учителя и организационно-познавательной деятельности учащихся при использовании технических средств на уроке.

На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и икоммуникации. Это взаимодействие ориентировано на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с моделями предметной среды (моделями артефактов культуры, реконструкциями исторических событий, явлений и процессов и т.п.), созданными современными компьютерными средствами и представленными на экране, на исследование и изучение поведения таких моделей, имитаций изучаемых явлений или процессов. Направлено это информационное взаимодействие на поиск, передачу, транслирование, обработку необходимых пользователю информационных ресурсов (текстовых, аудиовизуальных и пр.).[13]
Принципы взаимодействия в новой образовательной среде значительно изменились. Учащийся, долгое время воспринимаемый в образовательных технологиях как объект обучения, становится равноправным субъектом образовательного процесса. Субъектами взаимодействия чаще всего выступал обучаемый – ученик и обучающий – учитель. Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), которые имели возможность осуществлять обратную связь. С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию.
При этом содержание учебной информации обучаемый может выбрать сам, сообразно своим предпочтениям и уровню подготовленности. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения обучающим нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание самим обучаемым, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) обучаемым усвоенного материала. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов . Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе информационно-комуникативных технологий.[14]

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своем, им самим выстроенном и «отрежиссированном» уроке может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала» может объяснить сам, другую часть — перепоручить своему «электронному помощнику», затем устроить викторину и т. д.[15]
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху . Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ. Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» — это лишь еще один педагогический инструмент.
2.2.
Использование компьтера и интернета на уроке и при подготовке к уроку.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. в функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2. в функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты[16]
:
1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.
2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету[17]
.
3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
2.3 Варианты работы учителя истории с ИКТ

Во время урока истории
• Урок-лекция по изучению нового материала — учитель в течение всего урока использует ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы).
• Комбинированный урок — сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации.
• Урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ)[18]
.
• Защита рефератов и проектных работ по предмету учащимися.
• Оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока, представленные на компакт-диске, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии домашнего компьютера).
Внеурочная деятельность по предмету
• Организация предметных недель (проведение различных игр, викторин, КВН и т.д.). В работе по подготовке таких мультимедиа-презентаций особенно сплачиваются учитель и ученики. При проведении исторических вечеров и праздников ИТ будут выполняют вспомогательную роль. Мультимедиа-презентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом.
Если урок будет проведён в компьютерном классе, где ученики объединятся перед компьютером в группы по 2—3 человека, то это позволит учителю значительно расширить формы работы.[19]
А именно:
• самостоятельное изучение нового материала и контроль за полученными знаниями на уроке с помощью подготовленной учителем мультимедиа-презентации;
• лабораторно-практические занятия с использованием ИТ;
• проверка знаний (тестирование).
Если учитель проводит такую работу, то может столкнуться с рядом проблем — например, низким уровнем подготовки учащихся по информатике (здесь необходима тесная связь с учителем, ведущим этот предмет), гигиеническими требованиями по работе с компьютером для учащихся (10—20 минут за один урок в зависимости от возраста). И, наконец, должна быть определена роль учителя на таком уроке.
Сегодня становится очевидным, что учитель и ученик вместе вступают на путь освоения ИТ на уроках истории, и путь этот ведёт в будущее российского образования.
2.4 План подготовки и проведения комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем.

Тема урока по всеобщей истории «Мировой экономический кризис» (9-й класс)
I. Этап (подготовительный)
• Определение целей и задач урока.
• Подбор учебной и дополнительной литературы к уроку.
• Подготовка конспекта, написанного учителем в удобной для него форме, и создания на его основе кратких тезисов урока, словаря, таблиц и схем.
• Подбора заданий и вопросов к уроку.
• Подбора иллюстраций, аудио, видео из имеющихся в распоряжении учителя компакт-дисков или создание своих материалов.
• Один из учеников получает домашнее задание по составлению краткой исторической справки о Франклине Рузвельте.
II. Этап создания мультимедиа-презентации и её использование на уроке)
1. Включаем компьютер и входим в программу презентаций PowerPoint.
2. На первом слайде учитель размещает название и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока (для удобства работы можно создать гиперссылку всех слайдов на слайд № 1, тогда в любой момент урока учитель сможет вернуться к началу темы).

3. На втором слайде даётся словарь (понятие экономического кризиса). Учитель может попросить учащихся объяснить:
Почему кризис в данном определении имеет негативную оценку?
Бывают ли кризисы, положительно влияющие на развитие экономики? (Приведите примеры.)На этом же слайде учитель помещает характеристику кризиса и представляет схему его развития на примере рыночной экономики.

4. Третий слайд рассказывает об особенностях мирового экономического кризиса, учащиеся делают запись в тетради и получают опережающее задание: в течение урока найти и записать факты, доказывающие проявление этих особенностей кризиса в США.

5. Перед показом слайда 4 учитель просит вспомнить основные события, происшедшие в мире накануне кризиса. Используя ответы учащихся, учитель говорит о Первой мировой войне и её экономическом влиянии на страны-победительницы, страны-побеждённые, и особенно на США. После обсуждения этого вопроса на экране появляется слайд 4 и учитель его комментирует.

6. На пятом слайде «Кризис в США 1929—1932 гг. (Великая депрессия)» учитель размещает и на уроке демонстрирует видеоролик (фото) и аудиозапись хроники времён «Великой депрессии» и просит учеников назвать черты кризиса в США. Затем происходит проверка выполнения задания с заготовкой на слайде и его корректировка, далее следует проверка опережающего задания, данного ранее.

7. Используя следующий слайд, учитель рассказывает о президенте США Франклине Рузвельте, при этом на слайд можно поместить портрет или видеоролик о президенте. Ученик, получивший индивидуальное домашнее задание, даёт краткую историческую справку об этом политическом деятеле. Учитель обращает внимание учеников на избирательную программу Ф. Рузвельта. Далее следуют вопросы:
Как вы думаете, что могло привлечь рядовых избирателей в этой программе? Какие слои общества и почему были против избрания Ф.Рузвельта президентом? Что, на ваш взгляд, могло быть реализовано из этой программы в период «Великой депрессии»?
8. Далее следует создание и демонстрация на уроке «лекционного слайда» — «Программа «Нового курса» с комментариями учителя.

9. Перед показом слайда 8 учитель просит подвести итоги и определить значение «Нового курса» Ф.Рузвельта.
После обсуждения учитель демонстрирует заготовку слайда и проводит его корректировку в соответствии с ответами учеников.

10. Вопрос учителя: какие страны, кроме США, постиг кризис в первой половине XX в.? После ответов учеников демонстрируется слайд 9, где перечислены различные пути выхода из кризиса в других странах. После краткого ознакомления следуют вопросы:
Входил ли СССР в число стран, переживших кризис? Если нет, то почему мировой экономический кризис миновал Советский Союз, если да, то какой путь выхода из кризиса был избран?

11. В конце урока учитель вместе с учениками подводит итоги, отвечая на следующие вопросы.
Почему экономический кризис по-разному отразился на странах мира?
Почему эти страны выбрали разные пути выхода из кризиса?
Как повлиял кризис на дальнейшее политическое, социальное, культурное развитие ведущих мировых держав?
В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: в тетрадях заполнить таблицу по теме урока, сравнив причины кризиса и пути выхода из него в разных странах.
III. Этап подведения итогов
• Учитель анализирует итоги комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации.
• Проводит анализ положительных и отрицательных результатов данной работы.
• Собирает мнение учеников и коллег по проведённому уроку.
• Делает выводы о возможности (необходимости) организации подобных уроков в дальнейшей работе.
Заключение.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Изучив весь период становления информационных технологий можно сказать, что инструменты технологий прошли несколько этапов от «ручного » до «сетевого» и активно внедряются процесс образования. Электронные средства обучения стали неотъемлемой частью обучения в России на разных уровнях. Классификация их разнообразна, а именно
– по функциональному признаку;
– по структуре;
– по организации текста;
– по характеру представляемой информации;
– по форме изложения;
– по целевому назначению;
– по наличию печатного эквивалента;
– по природе основной информации;
– по технологии распространения;
– по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно – коммуникационными технологиями. Именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Информатизация образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Система образования – целостная, но открытая система, одной из существенных характеристик которой является её информативность. Это вовсе не означает, что информационная система в системе образования предполагает только усвоение информации.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает учителю истории экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Данная инновация находит своё отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
Список литературы
:
1. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, 1989.
2. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, 1989.
3. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. – 1996. – №1.
4. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001.
ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
6. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999.
8. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
9. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
[1]
Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, 1989.с 45
[2]
Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, 1989.с 50.
[3]
Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. – 1996. – №1. с10
[4]
Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. – 1996. – №1. С12
[5]
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.с 67
[6]
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.с 69
[7]
Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001.с 46
[8]
ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
[9]
Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001 с 80.
[10]
ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
[11]
ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
[12]
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.с 76
[13]
Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999.
[14]
Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999.с 28
[15]
Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999.с 30
[16]
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.с 85
[17]
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.с 55
[18]
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.с 56
[19]
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.с 67