Содержание
Введение 2
Образование Монгольского государства. Их нравы и быт 3
Начало монгольских завоеваний 8
Внутренние и внешние дела Руси до монголо-татарского
нашествия 11
Монголо-татарское иго на Руси. Золотая Орда 12
Куликовская битва 20
Свержение монголо-татарского ига 23
Заключение 25
Литература 29
Введение
Тема моего доклада – Монголо-татарское нашествие на Русь. Учитывая то, насколько сильно этот исторический период повлиял на дальнейший ход развития всех сфер нашей страны, мы можем назвать его одной из наиболее важных страниц истории Руси. О последствиях ига до сих пор спорят историки всего мира. Остается немало загадок, связанных с рассматриваемым нами периодом.
Говоря о Золотой Орде невозможно преуменьшить ее влияние на Русь XIII – XV веков и послемонгольское государство Россию. В течение более чем двухсот лет страна находилась под гнетом монголо-татарского ига. Само собой разумеется, что это не могло не оставить отпечаток на ходе истории нашей родины.
Что представляют собой монгольские племена и как смогли они на двести лет подчинить себе Великую Русь, как боролись с ней русские князья и каковы последствия ига – во всем этом мы попробуем разобраться на страницах данного доклада. Так как чаще всего нам встречается описание непосредственно многочисленных набегов татар на Русь, военных действий, но реже речь заходит о внутреннем устройстве монгольской жизни, и о влиянии их культуры на русскую культуру, большую часть доклада мы посвятим именно этой проблеме.
Образование Монгольского государства
Их нравы и быт
В начале XIII века в степях Центральной Азии образовалось могущественное Монгольское государство. К концу XII – началу XIII века монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на Севере.
В начале XIII века кочевые племена монголов, жившие в центральной Азии, переживали период разложения родового строя и возникновения раннефеодальных отношений. В это время выделился слой знати – нойонов
, которая сосредоточила в своих руках стада скота, захватывала пастбища, рядовых воинов-дружинников – нукеров
и простых кочевников – карачу
. Большое значение в жизни монголов занимало стремление к захвату добычи, пленных, новых земель для ведения кочевого скотоводства.
Подробное описание быта монголов мы можем найти в «Истории России с древних времен» С.М.Соловьева (том 3, глава 2). В Западной Европе народ испытывал непомерный страх перед монголо-татарами. Рассказывали, что татарское войско «занимает пространство на двадцать дней пути в длину и пятнадцать в ширину». Ходили даже слухи, что татары вышли прямо из ада и поэтому наружностью не похожи на других людей.
По информации западных путешественников XIII века монголы сильно отличались от других людей. Здесь мы воспользуемся впечатлениями минорита Иоанна Плано-Карпини. Вот что представляют из себя татары: далеко посаженные друг от друга глаза и щеки, выдающиеся скулы, приплюснутый нос, маленькие глаза, небольшой рост и редкие волосы на бороде. Жен татарин мог иметь столько, сколько мог содержать. Женились не разбирая родства, жен покупали задорого у их родителей. Монгольские жилища представляли собой круглые юрты, сделанные из хвороста и тонких жердей, покрытых войлоком; наверху находилось отверстие для освещения и выхода дыма. А для обогрева посередине юрты разводили огонь. Некоторые юрты могли раскладываться и собираться вновь, а другие возили за собой во время кочевки целиком на тележках. Главное богатство монголо-татар – скот, среди которого были быки, верблюды, овцы, козы и лошади. Верили в одного бога, но не молились ему, а приносили жертвы идолам, сделанным наподобие людей из разных материалов. Эти идолы помещались перед дверью юрты. Жертвы приносили и изображениям умерших ханов, которых боготворили. В числе суеверий запрещалось дотрагиваться ножом до огня, бичом до стрел, ловить или бить молодых птиц, проливать на землю молоко и другие напитки (кстати, любимым напитком монгол был кумыс – лошадиное молоко). Молнию считали огненным драконом, падающим с неба и могущим оплодотворить женщину. Верили в будущую жизнь, гаданиям и чарам. Например, монголы полагали, что огонь все очищает, и поэтому иностранных послов и князей с дарами сперва проводили между двух огней, чтобы они не могли принести хану какого-нибудь зла.
Нет ни одного народа в мире, который бы отличался таким послушанием и уважением к своим начальникам, как татары. Между собой они почти никогда не ссорились и не дрались. У них не было воров, поэтому не запирались юрты и кибитки. Монголы легко переносят недуги, холод и жару. Жены их отличались целомудрием, но иногда были невоздержанны на непристойные слова. Любили пить, но не ссорились друг с другом даже в пьяном виде.
Описав положительные качества монголо-татар, Иоанн Плано-Карпини переходит к дурным. Во-первых, его поразила непомерная гордость этого народа и презрение к другим народам. В качестве примера он приводит пренебрежительное обращение к князю Ярославу татар, которые были приставлены к нему во время его посещения Орды. Насколько татары были обходительны друг с другом, настолько были они лживы, коварны и свирепы с чужими. Убить человека им ничего не стоило. Наконец, они были крайне неопрятны. Ели мясо и жидкую кашу из проса, брали куски пищи руками, обтирали их о свои кафтаны, сапоги или траву.
По законам Чингисхана смертная казнь назначалась за 14 преступлений, среди которых супружеская измена, воровство, убийство и, между прочим, убийство животного не по принятому обычаю. Наследником престола считался младший сын, мать которого была по происхождению знатнее, чем другие ханши. Мужчины почти всю жизнь проводили на охоте или в стрельбе. Дети с двух или трех лет начинали ездить верхом и стрелять в цель. Девушки и женщины тоже ездили верхом и носили лук и стрелы. На них лежали хозяйственные заботы.
Что касается военного устройства, Чингисхан определил, что над каждым десятком людей должен быть начальник – десятник
, над десятью десятниками главенствовал сотник
, над десятью сотниками – тысячник
, а над десятью тысячниками особый начальник. Его войско называлось тьмой
. Сторожевые отряды назывались караулами
. За бегство одного из десяти весь десяток умерщвлялся, а за то, что товарищи не освободили взятых в плен, их тоже ждала смерть. Если во время набега на пути татар встречалась река, то они переправлялись сидя на кожаных мешках, наполненных пожитками и привязанных к лошадиным хвостам. Завидев неприятеля, передовой отряд бросал в него по три – четыре стрелы и, заметя, что не может одолеть его в схватке, бросался в бегство, чтобы заманить преследующего неприятеля в засаду. На войне это самый хитрый народ, что, впрочем, неудивительно, ведь татары приучены воевать с рождения. При осаде крепостей они разбивают стены машинами, бросая стрелы в осажденных, и не перестают бить и биться ни днем, ни ночью, чтобы совершенно не давать передышки врагу. Сами они отдыхают, так как один отряд периодически сменяется другим. Они бросают на крыши домов жир убитых людей и потом огонь, который от этого лучше горит. Нередко монголы отводили реки от городов или, наоборот, наводняли поселения, делая подкопы. Всех жителей побежденного города убивали, кроме тех, кто знал какие-нибудь искусства и ремесла, и превращали их в рабов.
Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Каприни заметил необыкновенную терпимость последнего к чужим вероисповеданиям. Терпимость эта была предписана законом: в самой семье хана были христиане. Другой западный путешественник, минорит Рубруквис, сам был свидетелем тому, как перед ханом Мангу совершали службу сперва христианские несторианские духовные, потом магометанские муллы, и, наконец, языческие жрецы. Хан произнес следующие слова: «Мы, татары, веруем в единого бога, которым живем и умираем; но как руке бог дал различные пальцы, так и людям дал различные пути к спасению: вам бог дал писание, и вы его не соблюдаете; нам дал колдунов, мы делаем то, что они нам говорят, и живем в мире». По уставу Чингисхана и Октая, подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от уплаты дани.
Начало монгольских завоеваний
Пока татары дробились на мелкие орды, они могли тревожить своих соседей только незначительными набегами. Орды татар часто воевали между собой. Постоянные усобицы ослабляли их, поэтому они не были особенно опасны для соседних народов. Но в конце XII века многое изменилось. Среди татарских ханов появился необыкновенный человек – Темучин (Темуджин). Одним внешним видом он резко отличался от всех своих соплеменников: огромного роста, с широким лбом и длинной бородой, властолюбивый и чрезвычайно мужественный, Темучин обладал непреклонной волей и был беспощадно жесток. В 1206 году на съезде монгольской знати он был провозглашен великим князем Монголии («великим ханом») Чингисханом. Предание гласит, что некий старец-отшельник неожиданно явился на собрание ханов и пророчески возвестил, что Бог отдает Темучину под власть всю землю, и потому он должен называться «великим ханом». Темучин принял этот титул. С этого времени и начались завоевания татар. «Как на небе существует одно солнце, так на земле должен быть один властелин, а все другие независимые властители и государства, не признавая его власти, тем самым оскорбляют волю неба и должны быть наказаны». Это изречение принадлежит самому Чингисхану, и такого взгляда он придерживался в своих действиях. Главной задачей нового государства была объявлена завоевательная война. Стремясь упрочить власть, Чингисхан беспощадно расправляется с непокорными. Одно из монгольских племен – татары за неповиновение хану было полностью вырезано. Сам термин «татары», однако, уцелел и применялся по отношению к населению Золотой Орды; до наших дней он сохранился в названии крупнейшего тюркоязычного этноса в России.
У монголо-татар, по словам очевидца, древнего персидского историка, было «львиное мужество, собачье терпение, хитрость лисицы и хищность волка». Уже в ходе первых походов монголам удалось захватить в плен иноземных мастеров, которые вооружили войско Чингисхана отсутствующей у них осадной техникой. Сильнейшей стороной монгольской армии была хорошо организованная разведка, где особо ценными информаторами являлись мусульманские купцы, связанные с международной торговлей.
Свои колоссальные завоевания Чингисхан начал в 1213 году. Сначала его войска обрушились на народы Южной Сибири и Центральной Азии. В 1211 году завоеван Северный Китай, Пекин, Корея. Окончательно Китай был покорен монголами в 1276 году. В 1219 году Чингисхан нанес удар по Средней Азии, которая находилась под властью правителя Хорезма (страна в устье Амударьи) Мухаммеда. Отдельный корпус монгольского войска под предводительством Судубея и Джебе вторгся в Грузию и Азербайджан, а затем прорвались на Северный Кавказ, где столкнулись с половцами. Половцы просили помощи у южнорусских князей. Собрались князья киевский, черниговский, галичский (все Мстиславы по имени) и многие другие и пошли в степь навстречу татарам, опасаясь, что половцы подчинятся татарам и умножат тем силу врагов Руси. Не один раз татары присылали сказать русским князьям, что воюют не с ними, а только с половцами. В 1223 году произошел бой на реке Калке. Князья бились храбро, но недружно и потерпели поражение. Татары жестоко замучили пленных князей и воинов, преследовали бежавших до Днепра, а затем повернули назад и скрылись безвестно. «Сих же злых татар таурмен не сведаем, откуду были пришли на нас и где ся дели опять; только Бог весть», – говорит летописец, пораженный страшным бедствием. В течение последующих тринадцати лет монголо-татары больше не предпринимали попыток нападения на Русь.
Внутренние и внешние дела Руси до монголо-татарского нашествия
В это самое время на севере Руси происходили междоусобицы в Новгороде. Произошло столкновение князей северных с южными. В 1228 году новгородцы, недовольные своим князем Ярославом Всеволодовичем, призвали к себе (причем уже вторично) шурина великого князя Юрия владимирского Михаила черниговского. Ярослав собирался воевать за Новгород с Михаилом. Но ему помешал старший брат Юрий, уговорив заключить мир с Михаилом. Тот уехал из города, оставив там своего сына Ростислава. Затем последовало изгнание Ростислава, бегство Михайловых приверженцев к нему в Чернигов и утверждение Ярослава в Новгороде. В 1232 году Михаил черниговский вместе с Владимиром киевским двинулись на волынских князей Романовичей, из-за дочери Юрия владимирского, которая была за одним из Романовичей. А Юрий с Ярославом вступили в Черниговские волости. Продолжалась борьба Новгорода и Пскова. Новгородские изгнанники были отправлены к немцам в Оденпе.
Таковы были внутренние события на севере. Извне великий князь владимирский продолжал борьбу с мордвой. После трехлетнего мира в 1224 году опять началась вражда с болгарами. Вновь мир заключили лишь в 1230 году. На северо-западе новгородцы успешно боролись с немцами и Литвой.
Из событий в других княжествах летопись упоминает об усобице в Смоленске, из-за споров кто должен занять смоленский престол после смерти Мстислава Давыдовича (1230).
Монголо-татарское иго на Руси.
Золотая Орда
В 1227 года умер Чингисхан. Ему наследовал его сын Удегей (Окатай). Старший сын Чингиса, Джучи, назначенный владельцем страны Кипчака (между Яиком и Днепром), умер при жизни отца, оставив свои владения сыну Бату = Батыю. Угедей отправил Батыя на завоевание западных стран. Тот двинулся с целой ордой подвластных ему татар и вступил в Европейскую Русь через реку Урал (Яик). На Волге разгромил Волжских болгар и разорил их столицу Великий Булгар. Переправляясь через Волгу, в конце 1237 года Батый подошел к пределам Рязанского княжества, где в то время княжили Ольговичи. Он потребовал от рязанцев дани – «со всего десятину» и получил отказ. Рязанцы просили помощи у других русских князей, но не получили ее и были вынуждены сами отражать татар. Рязанская область была разгромлена, города сожжены, население перебито и пленено. А Батый пошел дальше на Север. Татары разорили город Москву, бывший прикрытием с юга Суздалю и Владимиру, и вторглись в Суздальскую область. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович, бросив свою столицу Владимир, ушел на северо-запад собирать войско. Татары взяли Владимир, убили княжескую семью, сожгли город с его великолепными храмами и опустошили всю суздальскую землю. Князя Юрия они настигли на реке Сити, и 4 марта 1238 года состоялась битва. Русские были разбиты, а великий князь убит. Батый двинулся на Тверь и Торжок и вступил в Новгородские земли. До Новгорода шли, «посекая» людей как траву, но до самого города не дошли ста верст. По некоторым известиям, татары испугались приближения весеннего времени, разлива рек, таяния болот, и пошли к юго-востоку в степь. Но причина столь странного поведения татарского войска не выяснена по сей день и остается загадкой.
По пути в степь Батыю пришлось долго осаждать городок Козельск (на реке Жиздре). Войско было задержано на семь недель. Жители городка решили не сдаваться врагу: «хотя князь наш и молод, – сказали они, – но положим живот свой за него; и здесь славу, и там небесные венцы от Христа бога получим». После семи недель тяжелого боя, татары разбили городские стены и взошли на вал, но и тут встретили упорное сопротивление: горожане резались с ними ножами, а другие вышли из города, напали на татарские полки и перебили 4000 неприятеля, пока сами не были истреблены. Остальные жители, жены и младенцы подверглись той же участи; что случилось с князем Василием, неизвестно; кто-то говорит, что он утонул в крови, потому что был еще молод. С тех пор, прибавляет летописец, татары не смели называть Козельск настоящим его именем, а называли злым городом.
Итак, в 1237 – 1238 годах Батый совершил покорение северо-восточной Руси. Основав свои кочевья на нижнем течении Дона и Волги, Батый оттуда предпринял завоевание Южной Руси. В 1239 году он разорил Переяславль и Чернигов, а в 1240 году пошел большим походом на Киев. В конце 1240 года татары овладели Киевом после жестокого сопротивления и разорили город и область. По словам летописца, киевлянам нельзя было расслышать друг друга от скрипа татарских телег, рева верблюдов и ржания лошадей. Батый поставил пороки
подле Лядских ворот, потому что около этого места были дебри; пороки били беспрестанно, день и ночь, и выбили, наконец, стены. Тогда граждане взошли на остаток укреплений и все продолжали защищаться, тысяцкий Дмитрий был ранен, татары овладели и последними стенами и расположились провести на них остаток дня и ночь. Но в ночь граждане выстроили новые деревянные укрепления около Богородичной церкви, и татарам на другой день надо было брать их опять в кровопролитном бою. Граждане спешили спастись со своим имуществом на церкви. Но церковные стены рухнули под ними от тяжести. Окончательно татары овладели Киевом 6 декабря 1240 года. От Киева Батый двинулся на Волынь и Галич, овладел ими и перешел через Карпаты в Венгрию и Польшу. Там он не удержался и, встретив мужественный отпор в Чехии, повернул назад в степи, где основал Золотую или Кипчакскую орду; ее столицей стал новый город Сарай на низовьях Волги.
Некоторое время государство Золотая Орда находилось в номинальном подчинении великого монгольского хана, пребывающего в Каракоруме (место на территории Монголии). Со временем ордынские ханы стали пользоваться полной самостоятельностью. Под властью Золотой Орды в период ее расцвета находились огромные территории Восточной Европы, Западной Сибири, Средней Азии. Шедшие с Батыем монголы сравнительно быстро были ассимилированы местным тюркоязычным населением, слившись в единый этнос, получивший название "татары". Ведущей отраслью хозяйства Орды оставалось кочевое скотоводство, переход к оседлому существованию затянулся на длительное время. Стоявшие у власти ханы должны были постоянно считаться с мнением знати и с мусульманским духовенством, особенно с 30-х годов XIV века, после принятия ислама в качестве государственной религии.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить трехсоттысячное войско. Расцвет государства приходится на правление хана Узбека (1312-1342). В эту эпоху (1312 год), как уже было отмечено, государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем, так же как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV веке отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV веке выделились Казанское (1443 год), Астраханское (середина XV века) и Сибирское (конец XV века) ханства.
Вернемся к татаро-монгольскому игу на Руси. С образованием Золотой Орды началась постоянная политическая зависимость Руси от татар. Будучи кочевниками, татары не остались жить в русских областях, богатых лесами. Они ушли на юг, в открытые степи, а на Руси оставили для наблюдения своих наместников, баскаков
, с военными отрядами. Особые татарские чиновники, численники
или писцы, изочли и переписали все население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань, получившую название «выхода»
. Сбором этой дани и вообще управлением татарским на Руси заведовали в Орде особые чиновники, даруги
, или дороги
, посылавшие на Русь данников для дани или и послов для других поручений. Пока Золотая Орда сохраняла свою зависимость от великих ханов в Монголии, русские князья должны были ездить в далекую Монголию на поклон великим ханам.
Татарские порядки были очень тяжки для Руси. Баскаки с вооруженной свитой сильно обижали народ; татарская дань была тяжела и унизительна. Во многих городах (Новгороде, Ростове, Суздале, Владимире, и др.) народ не выдерживал, поднимался против татар и избивал численников и данщиков. Князьям стоило немало труда и унижений отводить от себя и своих людей ханскую грозу и склонять народ к повиновению и уплате выхода. Например, в 1262 году в Ростове народ был выведен из терпения насилиями татарских откупщиков дани. Поднялись веча и выгнали откупщиков из Ростова, Владимира, Суздаля, Переяславля и Ярославля. В последнем городе был в это время убит отступник Изосим, который принял магометанство в угоду татарскому баскаку и хуже иноплеменников угнетал своих прежних сограждан. Понятно, что в Орде не могли спокойно снести этого события, и полки татарские уже посланы были пленить христиан. Но Александр Невский сумел отмолить людей от беды, отправившись в Орду.
Первое время татарской власти на Руси всем казалось очень мрачным и постыдным. Легче стало только тогда, когда князьям удалось добиться у татар позволения самим собирать дань для орды и самим же доставлять ее ордынским «дорогам». Этот порядок избавлял население от прямых сношений с татарами, а стало быть, и от частых татарских обид и насилий.
Необходимо отметить, что в первое время татарского ига церковные и политические порядки на Руси оставались в прежнем виде. Татары назвали Русь своим «улусом», то есть своей волостью, но оставили в этом улусе его старое устройство. К русской вере и русскому духовенству они относились терпимо, как относились терпимо вообще ко всем иным религиям с их духовенством или жречеством. Русский митрополит с церковными людьми был освобожден от татарского «выхода» и прочих платежей и повинностей в пользу татар. Русская церковь получала от ханов особые льготные грамоты, ярлыки
, которыми обеспечивались права духовенства. Такие же ярлыки получали от ханов и русские князья на их княжение. Первым ярлык на княжение получил Ярослав Всеволодович, князь владимирский. Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честью и, отпуская, сказал ему: «Буде ты старший между всеми князьями в русском народе». Вслед за Ярославом отправились к Батыю и все его родичи.
Татары оставили на Руси прежний порядок княжеского владения и обычно только утверждали во власти князей-Рюриковичей на великом княжении или на уделах.
Светлым пятном на протяжении всего ига было правление Ивана Даниловича Калиты. Этот московский князь в 1328 году добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Сел он на великом княжении и, как говорит летописец, «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати Русскую землю». Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять «выход» в орду своими средствами без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси. По преданию, Иван Калита очистил свою землю и от «татей», то есть внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок во владениях Калиты привлекали туда население. Самым главным успехом было привлечение в Москву Русского митрополита. Постепенно, благодаря сосредоточению и политической, и церковной власти в городе, прежде малый город Москва стал центром «всея Руси». Опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку в орде, московские князья явились действительной властью, способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области. Это было очень важно и так желанно для измученного татарами и внутренними неурядицами народа. Вообще Московское княжество отличалось внутренним спокойствием еще и потому, что было заслонено от пограничных нападений окраинными княжествами (Рязанским, Нижегородским, Смоленским и др.); оно было в дружбе с ордой. Этого было достаточно, чтобы внушить желание поселиться поближе к Москве, под ее защиту. Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства у московских князей.
Сыновья Ивана Калиты умирали в молодые годы, не оставляя за собой детей. Таким образом, семья московских князей не умножалась и московские удельные земли не дробились, как это бывало в других уделах. Сила Московского княжества не ослабела. Через некоторое время после смерти Калиты началось княжение его сына, Дмитрия Ивановича Донского. При нем Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами. Это стало возможным лишь тогда, когда в орде началась «замятня многа», иначе говоря, длительное междоусобье. Один хан убивал другого, с необыкновенной быстротой сменялись властители, кровь лилась постоянно, и, наконец, орда разделилась надвое и терзалась постоянной враждой. Мало того, явилась нужда взяться за оружие против отдельных татарских шаек. Во время междоусобий из орды на север выбегали татарские изгнанники и неудачники, которым в орде грозила гибель. Они сбивались большими военными отрядами и жили грабежами русских и мордовских поселений в области рек Оки и Суры. Сопротивление Руси озлобляло татар и заставляло их собирать против нашей страны все большие и большие силы. Они собрались под начальством царевича Арапши в 1377 году и нанесли русским войскам сильное поражение на реке Пьяне, разорили Рязань и Нижний Новгород. За это москвичи и нижегородцы разорили мордовские места на реке Суре, в которых держались татары. Борьба становилась открытой и ожесточенной. Тогда овладевший Ордой и затем провозгласивший себя ханом князь Мамай отправил на Русь свое войско для наказания строптивых князей. Нижний Новгород был сожжен, пострадала Рязань. Но Дмитрий Иванович Московский не пустил татар в свои земли и разбил их в Рязанской области на реке Воже. После Вожской битвы московский князь не мог надеяться, что Мамай ограничится местью в Рязанской области, которая имело место быть в сентябре того же года, когда татары взяли города Дубок и Переяславль Рязанский.
Куликовская битва
Битва на вожже убедила русских в возможности побеждать татар. Но отношения должны были измениться, когда Мамай, правивший до сих пор именем хана Абдула и потом Магомеда, избавился, наконец, от последнего и провозгласил себя ханом. Теперь он имел возможность двинуть всю орду для наказания московского князя, которого нельзя было смирить одним отрядом. Получается, чтобы снова поработить Русь, ему нужно было повторить Батыево нашествие. Говорят, что Вожское поражение привело в ярость Мамая, и он не хотел успокоиться до тех пор, пока не отомстит Дмитрию. С ним в союз вступил Ягайло литовский, который имел много причин не доброжелательно относиться к московскому князю. Соединиться они решили 1 сентября 1380 года. Узнав об этом, Дмитрий стал немедленно собирать войска. Ему на подмогу не пришел только князь Олег рязанский, так как был запуган совсем недавними набегами татар. А так как Рязань – пограничный орде город, первый удар пришелся бы именно на нее. Поэтому Олег предпочел соединиться с Мамаем и Ягайло.
Дмитрий Донской вступил в поход в августе 1380 года. Перед началом похода он был у преподобного Сергия в Троицком монастыре. Сергий благословил его на войну обещая победу, хотя и соединенную с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов, Пересвета и Ослябя, отличавшихся в миру своим мужеством. Дмитрий собрал огромную рать, какой прежде не видывали на Руси – 150 000 человек. (Хотя некоторые источники сообщают, что их было всего несколько тысяч.) Когда весть о сильном вооружении дошла до Мамая, он попытался закончить дело миром, но Донской отклонил это предложение.
8 сентября в третьем часу утра, когда утренний туман немного рассеялся, русские полки строились за Доном, при устье Непрявды. Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое Куликово поле. Русские также сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой еще прежде на Руси не бывало. Говорят, кровь лилась как вода на пространстве десяти верст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами, задыхались от тесноты. Пешая русская рать уже лежала как скошенное сено, и татары начали одолевать. Но в засаде в лесу стояли еще свежие русские полки под начальством князей Владимира Андреевича и Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка. Когда ветер переменился и перестал дуть русским прямо в лицо, засадное ополчение бросилось на татар. Это появление свежих сил на стороне русских решило участь битвы. Мамай, стоявший на холме и наблюдавший оттуда за сражением, увидел, что победа склонилась на сторону Русских, и обратился в бегство. Русские гнали татар до реки Мечи и овладели всем их станом.
Куликовская битва имела огромное значение для Северной Руси и для Москвы. Современники считали ее величайшим событием и победителю татар, великому князю Дмитрию дали прозвище «Донского» за победу на Дону. Военное значение Куликовской победы заключалось в том, что она уничтожила прежнее убеждение непобедимости орды и показала, что Русь окрепла для борьбы за независимость.
Потери от Куликовской битвы были нескончаемо велики. (Здесь есть одна неясность: на том месте, где предполагаемо происходила битва и полегла не одна тысяча людей, археологи не нашли останков погибших!) Это стало причиной того, что в 1382 году татары под предводительством хана Тохтамыша сумели одолеть Русь и снова обложили данью русские земли. Таким образом, свержение монголо-татарского ига было отложено еще на сто лет.
Свержение монголо-татарского ига
До княжения Ивана III Русь продолжала периодически страдать от татарских набегов. В 1462 году, после смерти Василия Темного княжить стал его старший сын Иван Васильевич. Выросши в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. И конечно, одним из самых знаменательных событий его правления стало освобождение России от гнета монголо-татарского ига.
Что касается Золотой Орды, Иван III прекратил всякие зависимые к ней отношения: не давал дани, не ехал в орду, не оказывал почтения хану. Рассказывали, что однажды Иван III даже бросил на землю и топтал ногой ханскую «басму», то есть тот знак (вероятно, золотую пластинку с надписью), который хан вручил своим послам к Ивану, как знак их полномочий и власти. Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но так как Литва не давала ему верной помощи, он ограничивался набегами на московские границы. В 1472 году он пришел к берегам Оки и, пограбив, ушел назад, не смея идти на Москву. В 1480 году он повторил свой набег. Оставив вправо от себя верховья Оки, Ахмат пришел на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но и здесь он не получил помощи от союзника, так как в это самое время на Литву напал крымский хан, союзник московского князя. Москва встретила Ахмата сильной ратью. На Угре стояли друг против друга Ахмат и Иван III, оба в нерешимости начать прямой бой. Поведение Ивана III многие считали трусостью. Однако, простояв на Угре с лета до ноября месяца, дождавшись снегов и морозов, Ахмат вынужден был уйти домой. Сам он скоро был убит в усобице, а его сыновья погибли в борьбе с Крымской ордой. Золотая Орда окончательно распалась в 1502 году. Так окончилось для Москвы татарское иго, спадавшее постепенно и в последнюю свою пору бывшее номинальным. Но еще около трех столетий русским людям пришлось бороться с постоянным татарским разбоем, исходившим от оставшихся мелких кочевых татарских орд.
Заключение.
Споры о последствиях монголо-татарского ига
Первыми представителями русской историографии были летописцы. Советские исследователи обычно отмечают единодушное отношение русских летописцев к нашествию, которые говорят о татарском нашествии как об ужасной катастрофе, нанесшей непоправимый ущерб культуре Руси
. Дмитрий Песков же утверждает, что никакого ощущения истинной катастрофы у летописцев не было. Сразу после описания нашествия здесь идёт перечисление местных событий; автор воспринимает нашествие как преходящее событие, а фрагментарность её следующих сведений не даёт возможности определить, как было воспринято само появление Орды. Из всех новгородских летописных памятников тема ига затронута только в новгородской летописи. В псковских летописях вообще нет упоминаний о нашествии.
Тема "ига" становится популярной в XVIII веке в связи с европеизацией общества, когда "азиатчина" и "татарщина" становятся символами отсталости России и начинаются поиски по принципу "кто виноват". В результате дискуссия часто сводилась к поиску культурных влияний и заимствований, повлиявших как на характер государственности Руси, так и самого русского народа. Наряду с этим, происходит движение вперед в изучении социально-экономических и политических последствий ига. Эти темы разрабатывали В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин
, Леклерк, М.М. Щербатова,
А.Ф. Рихтера, И.Н. Болтина.
По Карамзину с одной стороны, татарщина, «ниспровергшая» Россию и «заградившая» ее от Европы, вызвала отставание Руси в XIV-XV вв. Борьба с Ордой была вопросом самого существования России. С другой стороны, если бы не нашествие, то Русь погибла бы в междоусобицах. Карамзин подчеркивает также развитие торговли в монгольский период, расширение связей с Востоком и роли Руси как посредника в международной торговли.
К.Д. Кавелин к наиболее позитивным воздействиям нашествия и последующего ига относил разрушение удельной системы, но в целом внешнее воздействие Орды он оставлял без внимания, делая акцент на "непрерывное" воздействие факторов внутреннего развития Руси. С.М. Соловьёв уделял нашествию и игу ещё меньше внимания, считая его влияние незначительным.
Взгляды Н.М. Карамзина получили развитие у Н.И. Костомарова
и В.О. Ключевского. Ключевский подчеркивает, что ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Всеволодовичи XIII века в большинстве плохо помнили старое родовое и земское предание и еще меньше чтили его, были свободны от чувства родства и общественного долга. Юрий Московский в орде возмутил даже татар своим родственным бесчувствием при виде изуродованного трупа Михаила тверского, валявшегося нагим у палатки. В опустошенном общественном сознании русичей оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. По словам Ключевского, если бы они были предоставлены самим себе, они разнесли бы Русь на бессвязные, вечно враждующие межу собой «удельные лоскутья». Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар. Их князья звались холопами «вольного царя», как величали у нас ордынского хана. Гроза ханского гнева сдерживала забияк; милостью, то есть произволом хана, не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Русские летописцы не напрасно называли поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния.
Такое последствие нашествия, как прекращение контактов с Западом, было положительно оценено в трудах первых русских славянофилов. Для Аксакова и Хомякова принципиальные отличия кочевой культуры монгол и городской русских оказались спасительным кругом, не давшей православию потонуть в культуре Запада, нам близкой, но извращённой.
Революция 1917 года и последовавшая за ней эмиграция разделили русскую историческую школу на два лагеря, в том числе и по отношению к нашествию. В 20-х года возникла евразийская школа, которая своеобразно интерпретировала взгляды славянофилов, смешав их с "туранской" концепцией русской истории Н.С. Трубецкого.
Основные положения евразийцев сводились к признанию "внутреннего разложения" Руси к середине XIII века и "нейтральности" монгольской культурной среды, позволившей православию сохранить свою идейную чистоту. При этом одновременно признавалось значительное влияние "азиатского элемента" на быт, социальную и политическую организацию, образ жизни и психологию Руси. А.Н. Насонов в книге "Монголы и Русь"
заложил мнение о катастрофических последствиях нашествия, призванное объяснить причины отставания России, а после и СССР, от западных стран. Мнение, сформулированное ещё А.С. Пушкиным, становится господствующим как в специальной литературе, так и в школьных и в вузовских учебниках, а постепенно, в том числе и через талантливые произведения В.Г. Яна, в широких кругах населения.
Литература
– С.М.Соловьев, «История России с древнейших времен», книга 2;
– В.О.Ключевский, «Курс русской истории», часть II;
– С.Ф.Платонов, «Учебник русской истории для средней школы»;
– Л.Н.Гумилев, «Древняя Русь и Великая степь»;
– Д.Песков, «Железный век»;
– В.М.Козьменко, «История России IX – XX веков»;
Настоящий доклад состоит из введения, шести глав и заключения.
http://otherreferats