Государство тольтеков
В VIII – начале IX веках в центральную Мексику
начали прибывать чичимеки – варвары, находящиеся на более низком уровне
развития нежели народы покорённые ими. Тольтеки тоже были пришлыми чичимеками и
появились они откуда-то с севера, со стороны, где сейчас находятся мексиканские
штаты Халиско и Сакатекас. Однако, откуда точно они пришли никто не знает и
только легенды говорят, что “они пришли из глубины равнин, что между
скалами”.
Возглавлял группу бродячих
Тольтеков-Чичимеков вождь Мишкоатль, чьё имя в переводе означало “Облачный
змей” или Млечный Путь. Под его руководством тольтеки покинули Чикомосток
(мифическую отправную точку) и направились в Чолулу. Пока они шли в Чолулу,
Мишкоатль* покорил Кулуакан и женился на знатной женщине Чимаман* (возможно она
была дочерью правителя Кулуакана). Таким образом, происходила ассимиляция
пришлых народов с цивилизациями, которые уже были до их прихода (и не только
тольтеки так поступали). Согласно кодексу Чимальпопока, Мишкоатль покорил Теотиуакан
и прилегающие к нему территории и сделал Кулуакан первой столицей тольтеков.
От союза Мишкоатля и Чимаман
родился Се Акатль (Один Тростник) Топильцин (Принц) Кетцалькоатль (Пернатый
Змей). Но Кетцалькоатль не увидел своего отца – он был убит соратниками.
Своё детство Кетцалькоатль провёл
в городе Тепостлан неподалёку от крупного культурного и ритуального центра Шочикалько.
Став взрослым, он по просьбам и с помощью оставшихся верным его отцу знати,
путём ожесточённой политической борьбы заполучает власть в Кулуакане. Далее он
в 980 году переносит столицу тольтеков из Кулуакана – сначала ненадолго в
Тулансинго, а потом уже в Тулу Шикокотитлан, или Толлан (современный штат
Идальго). Тула становится центром мира тольтеков и объединяет в единую
конфедерацию несколько племён и старейших городов (Куаучинанко, Куаунауак,
Куаупан, Уастенек). Город быстро развивается и становится самым красивым,
богатым и технически совершенным в долине Мехико, впоследствии о его богатстве
остались легенды ацтеков. В новой столице возникает военно-религиозное
искусство, образцом которого выступил сохранившийся до наших дней храм
Тлауискальпантекутли (“Владыки рассвета”), Венеры. К храму вела
платформа с тремя длинными рядами строгих колонн, соединявшимися резными
перекрытиями, между которыми в особом углублении горел вечный огонь.
Став правителем тольтеков,
Кетцалькоатль начинает ряд реформ: политических – с целью усиления концентрации
власти в своих руках и религиозных, в которых он запрещает приносить в жертву
людей и разрешает жертвовать богу Кетцалькоатлю бабочек, змей и птиц.
Одновременно он старается сделать бога Кетцалькоатля богом номер один (а то
даже и единственным) тольтекского пантеона.
Однако, его реформы не пришлись
по душе жрецам многих богов и прежде всего жрецам культа Тецкатлипоки
(“Дымящееся Зеркало”). Наиболее кровожадного и постоянно требующего
человеческой крови в виде жертвоприношений. Последователи Тецкатлипоки
организовали дискредитацию Кетцалькоатля в глазах народа, пытаясь различными
способами сместить его с поста правителя тольтеков. Им это удаётся, и в 987
году Топильцин был изгнан из Тулы.
В 987 году н.э. предводитель
тольтеков Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль (или, по-майяски, Кукулькан)
появляется в майяском городе Чичен-Ица на п-ове Юкатан и занимает его. Приход
вождя тольтеков не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о
вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме
воинов можно узнать, что тольтеки сначала выиграли морскую битву против майя, а
потом победили их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в
Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров
принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и, как
минимум столетие, чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы.
Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре
распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Но в начале XIII века – силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в
решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. Эра тольтеков на п-ове
Юкатан закончилась
После изгнания Кетцалькоатля из
Тулы, власть переходит в руки Матлакшочитля, а затем к Науйоцину, Матлакоацину,
и т.д. Всего тольтекская династия насчитывает десять правителей.
Последним правителем тольтеков
был Уэмак. Он правил около 76 лет. В его правление случилось множество бед, в
том числе и семь голодных лет.
В 1156 или 1168 году престарелый
Уэмак переносит столицу в Чапультепек (ныне парк на западе Мехико) и совершает
ритуальное самоубийство.
Столица – Толлан – продолжала
процветать, пока к 1200 году (когда тольтеки не смогли противостоять очередному
вторжению чичимеков) не была уничтожена и сожжена дотла новой волной диких
чичимеков, пришедших с севера. После этого в долине Мехико сложилось следующее
соотношение сил: в Кулуакане проживали тольтеки-колуа, в остальных городах –
представители племен, мигрировавших позднее.
***
История
Тулы согласно кодексу Чимальпопока
Тольтекский год
Возможная
корреспонденция с нашим временем
Событие
1 Точтли (1
Tochtli)
726
778
830
Начало
временного отсчёта у тольтеков
1 Текаптль (1
Tecaptl)
752
804
856
Мишкоамасацин
основывает государство тольтеков
1 Калли (1
Calli)
817
869
921
Мишкоамасацин
умирает и правителем становится Уэцин
1 Акатль (1
Acatl)
870
922
974
Рождение
Топильцина Кетцалькоатля
12 Акатль
870
922
974
Топильцин
Кетцалькоатль прибывает в Толлансинко
3 Акатль
873
925
977
Топильцин
Кетцалькоатль становится правителем Тулы
1 Акатль
895
947
999
Кетцалькоатль
изгнан из Тулы, правителем которой становится Матлакшочитль
10 Точтли
930
982
1084
Матлакшочитль
умирает и правителем становится Науйоцин
12 Калли
946
998
1050
Науйоцин
умирает и правителем становится Матлакоацин
1 Калли
973
1025
1077
Матлакоацин
умирает и правителем становится Тликоуацин
9 Точтли
994
1046
1098
Тликоуацин
умирает – Уэмак правитель
6 Калли
1018
1070
1122
Начало
массовых жертвоприношений, 7 лет голода
13 Акатль
1063
1115
1167
Начало войны
1 Текпатль
1064
1116
1168
Падение
государства тольтеков
7 Точтли
1070
1122
1174
Уэмак
совершает самоубийство в Чапультепеке
***
*
– Мишкоатль и Чимаман по
различным версиям имеют и другие имена. Например, Мишкоатля именовали ещё и как
Тотепеу, Масацин и Мишкоасацин; а Чимаман (или Чимальман) ещё известна как
Коакуэке и Коатликуэ.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://mesoamerica.narod.ru/