Дискуссии в партии о дальнейших путях развития страны

1928-1929 гг – дискуссия о путях строительства социализма, в ходе которой Бухарин, Рыков и Томский выступили против сталинских притязаний на единовластие политики «больших скачков» в экономике, «теории» обострения классовой борьбы.
В отличии от дискуссий, проводимых при жизни Ленина, когда их ход широко освещался в печати, политика 28-29 годов проходила за закрытыми дверями, началась и закончилась в залах заседаний и в кабинетах Кремля. Сталинские же выступления были опубликованы только спустя два десятилетия со значительными изменениями, что затрудняет исследования реальной картины того времени.
Завершение денежной реформы дало стране стабильную валюту, а уменьшение разрыва между промышленными и с\х ценами стимулировало выход товарной продукции крестьянского хозяйства на рынок. Наиболее полное для того времени обоснование нэа содержалось в программном докладе ЦК ВКП(б) на XIV Московской Губернской Партийной Конференции, сделанном В.И. Рыковым 5 декабря 1925 года. Главный его вывод состоял в том, что «строительство социализма происходит в условиях свободного товарного оборота, развертывания товарно-денежных отношений и соединения частных интересов с интересами государственными», и что « нэп является методом развития производственных сил в сторону социализма на основе определенной степени соединения частных хозяйственных интересов с общественно-социалистическими интересами пролетарского государства».
Бухарин опирался прежде всего на ленинскую мысль «о коренной перемене всей точки зрения на социализм», по которой центр тяжести переносится с политической борьбы на мирную организацию, «культурную» работу, как особую форму классовой борьбы переходного периода. Бухарин развивал ленинские идеи о необходимости «мостиков» и переходных мер для подведения мелкокрестьянской страны к социализму, считая наиболее эффективным способом для этого кооперацию.
После смерти Ленина многие стали видеть в нэпе отступление от идеалов коммунизма. Партийно-государственный и хозяйственный аппарат сформировался в условиях военного коммунизма, породившего у него веру в силу приказа. Не произошло изменения политического строя, к чему призывал Ленин. В руководящих верхах возобладали утопические представления о возможности ускорения перехода к социализму на волне революционного энтузиазма, при помощи жесткой централизации управления.
Большинство руководства, в том числе и Сталин, видели в дальнейшем развитии товарно-денежных отношений опасность реставрации капитализма.
Характеризую экономическую базу социализма, Сталин видел ее в том, чтобы «подчинить с\х руководству социалистической индустрии, наладить отношения между городом и деревней на основе обмена продуктов с\х и индустрии…» По существу Сталин отказывался от идей, заложенных в последних работах Ленина, лейтмотивом которых были смычка рабочего класса с крестьянством как с равноправным партнером, верность нэпу, на путях и в рамках которого Советская Россия могла и должна была подняться к социализму.
Выбор пути, по которому пошла страна в 30-е годы, происходил в острых внутрипартийных дискуссиях, в центре которых оказалась ленинская концепция социализма, ориентированная на нэп, в противоборстве демократической и авторитарной линии. В этой борьбе принципиальные идейные разногласия тесно переплетались с соперничеством за лидерство в партии.
Во второй половине 1927 года экономической положение в стране ухудшилось. Погибли озимые хлеба на Украине, Северном Кавказе, в Крыму. К январю 1928 года было заготовлено на 128 млн. пудов меньше хлеба, чем к январю 1027 года. Под угрозой оказалось снабжение городов, армии, районов производства технических культур.
По инициативе Сталина Политбюро единогласно приняло решение прибегнуть к «чрезвычайным», т.е. внеэкономическим, административно-принудительным мерам, включающим конфискацию зерна[1].
К кулакам, в случае отказа от сдачи хлебных «излишков» по государственным (низким) ценам, стали применять 107-ю статью УК РСФСР о спекуляции; «излишки» конфисковывались в пользу государства, 25% конфискованного хлеба распределялось среди бедноты и малоимущих середняков по госценам или в порядке долгосрочного кредита. Применение чрезвычайных мер сопровождалось «перегибами»: во многих районах закрывались базары, запрещалась торговля хлебом; с целью выявления «излишек» обыскивались крестьянские дома и т.д.
Так был сделан шаг в сторону от генеральной линии в наиболее важном звене экономических отношений между городом и деревней. Впервые после провозглашения нэпа было оспорено право крестьян распоряжаться хлебными излишками по своему усмотрению.
Тогда еще открытой конфронтации между Бухариным и Сталиным не наблюдалось. На VIII Московском Губернском съезде профсоюзов (12-20 октября 1928 года) Бухарин провозгласил курс на форсированное наступление «на капиталистические элементы, на кулацкие элементы в первую очередь»
Основная идея директив по составлению пятилетнего плана народного хозяйства, единогласно принятых XV съездом ВКП(б) 2-19 декабря 1927 года, заключались в необходимости ускоренного сбалансированного развития народного хозяйства: оптимального сочетания интересов накопления и потребления, темпов развития тяжелой и легкой индустрии, промышленности и с\х.
Первые открытые расхождения проявились после апрельского (в 1928 году) объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) в оценке причин возникновения хлебозаготовительных трудностей.
13 апреля на собрании актива МО ВКП(б) Сталин сделал доклад о работе объединенного пленума. Он перечислил 4 условия возникновения кризиса хлебозаготовок:
1.) являвшийся следствием недостаточно быстрого развития индустрии товарный голод;
2.) господство примитивного, мелкого нетоварного производства в деревне;
3.) использование возникших затруднений выросшим за последние годы кулаком, его отказ сдавать хлеб;
4.) расхлябанность заготовительных организаций, отсутствие единого фронта между ними.
Сталин акцентирует внимание на положительных моментах кампании, указал на необходимость «нажать вовсю на развитие крупных хозяйств в деревне типа колхозов и совхозов, стараясь превратить их в хлебные фабрики для страны, организованные на основе современной науки».
В тот же день, выступая с докладом на собрании актива ленинской парторганизации, Бухарин по тому же вопросу высказал иную точку зрения:
1.) не был своевременно создан резервный фонд промтоваров, способный смягчить товарный голод в момент хлебозаготовительной кампании;
2.) рост денежных доходов деревни не был сбалансирован ростом налогообложения, в результате появилась масса денег, которые нечем было отоварить;
3.) крупное расхождение цен на зерновые культуры, с одной стороны, на технические и продукты животноводства – с другой. Следствием этого стало то, что крестьяне предпочитали не сдавать хлеб государству по заниженным ценам, а скармливать его скоту; скот же сдавать государству – в результате предложение хлеба уменьшилось.
4.) Сложившейся конъюнктурой, нарушением основных рыночных пропорций воспользовался кулак.
5.) Кулаку объективно помогала несогласованность действий хлебозаготовительных органов
Бухарин уделил большой внимание в своем докладе освещению «перегибов», подрывающих, по его мнению, товарность крестьянского хозяйства. Он отмечал необходимость «повести линию на переход к коллективно-производительным объединениям в деревне». Подчеркивалась постепенность этого процесса.
Здесь уже просматривается ядро двух моделей последующего развития: радикальной (сталинской) и умеренной (бухаринской). Сталин акцентировал внимание на необходимости ускорения производственного кооперирования деревни. Бухарин выдвигал на первый план нормализацию рынка, коллективизация мыслилась как второстепенная мера.
К осени 1928 года разница в подходах к решению экономических проблем приобрела более четкие очертания. 30 сентября Бухарин публикует в «Правде» статью «Заметки экономиста (к началу хозяйственного года)». Он заявляет, что развитие индустрии зависит от подъема с\х, и потому планы форсирования индустриализации за счет ограбления села путем максимальной перекачки средств из сельского хозяйства приведут просто к краху крестьянского хозяйства и политическому разрыву с многомиллионным крестьянством, к кризису промышленности и всего народного хозяйства. «Социалистическая индустриализация – это не паразитический процесс по отношению к деревне…, а средство ее величайшего преобразования и подъема».
Стержнем сбалансированного развития является вопрос о соотношении города и деревни. По мнению Бухарина СССР должен развиваться вслед за США по пути фермерского хозяйства, длительного отсутствия земельной ренты, огромного внутреннего рынка. И здесь центральными встают вопросы капитального строительства и зернового хозяйства.
Осью всей хозяйственной политики является ускоренная индустриализация страны. Чтобы обеспечить по возможности бескризисное индустриальное развитие, необходимо больше, чем до сих пор, внимания уделять созданию резервов, сочетанию интересов потребления и накопления, а также необходимость смягчить в ближайшее время товарный голод в стране. Надо заострять вопрос о материальных элементах капитального строительства. Следует не всемерно наращивать темп капиталовложений в промышленность, а сохранить уже имеющийся высокий темп. Главное средство к этому – подъем эффективности капитального строительства, снижение себестоимости продукции.
Ответ Сталина последовал довольно скоро. Уже 18-19 октября 1928 года на внеочередном пленуме МК МКК, который прошел под руководством Сталина и Молотова. Сталиным было сделано обращение от ЦК «Ко всем членам МО ВКП(б)», в котором с одной стороны, он сообщал, что МО работает на основе генеральной линии партии, с другой – критиковал «некоторых руководящих работников организации за допускавшиеся «правоуклонистские» ошибки». Далее 19 ноября 1028 года на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин выступил с речью, где было изложено центральное звено его концепции. «Быстрый темп развития индустрии вообще, производства средств производства в особенности, представляет основное начало и ключ индустриализации страны, основное начало и ключ преобразования всего нашего народного хозяйства на базе социалистического развития… Это значит – побольше капиталистических вложений в промышленность. А это ведет к напряженности всех наших планов, и бюджетного и внебюджетного».
Мы значительно отстали в техническом отношении от передовых капиталистических стран, поэтому «нужно…догнать и перегнать эти страны… в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьёмся, либо нас затрут». «Сельское хозяйство представляет базу развития индустрии, и как поставщик сырья и продовольствия, и как источник экспортных резервов, необходимых для того, чтобы ввести оборудование для нужд народного хозяйства». Следовательно, необходимо подтянуть развитие сельского хозяйства к темпу развития индустрии «Но для этого необходим быстрый темп развития индустрии». Таким образом, тяжелая промышленность представляется ключевым звеном стратегии развития аграрного сектора.
Есть три пути подъема темпов развития сельского хозяйства: 1) поднятие урожайности и расширение посевных площадей индивидуальных бедняцко-середняцких хозяйств; 2) дальнейшее развитие колхозов; 3) расширение старых и новых совхозов.
Движение по этим путям должна будет обеспечить следующая система мер: 1) заострение внимания партии на проблемах сельского хозяйства; 2) четкое различие в практической работе середняков от кулаков; 3) стимулирование индивидуальных бедняцко-середняцких хозяйств, главным образом, путем контрактации[2]; 4) усиление снабжения деревни промтоварами.
«Реконструкция промышленности означает передвижку средств из области производства средств потребления в область производства средств производства». Для ослабления товарного голода необходимо в первую очередь успокоить производство товаров производственного назначения; обратить особое внимание на колхозы, совхозы и метод контрактации.
Бухарин предпочел «американский» вариант рыночной формы связи города и деревни и длительное использование индивидуальных хозяйств.
За Сталиным остался так называемый «русский» крайне левый вариант скачкообразного развития, максимальной концентрации на тяжелой индустрии, производственной форме «смычки», т.е. колхозах.
В 1929 году произошло заключительное и открытое столкновение двух концепций. Мотивом стал вопрос о дальнейшей хлебозаготовительной политике.
Бухарин резко выступает против очередного «чрезвычайного» рейда по изъятию излишек» в деревне. Он предлагал всячески стремиться к нормализации рынка, «маневрированию» заготовительными ценами на хлеб по районам, т.е. повышением закупочных цен на хлеб в ряде мест. Настаивал на ввозе 50 млн. пудов хлеба из-за границы.
Сталин, не отрицая преобладающую роль в ближайшем будущем индивидуального бедняцко-середняцкого хозяйства, видел ключ к решению проблемы в коллективизации.
Если до этого главным условием коллективизации определялось наличие машин, тракторов, демонстрирующих крестьянину преимущества коллективного ведения хозяйства, то теперь коллективизация рассматривается как условие внедрения новой техники: «Характерная черта распыленных мелких хозяйств состоит в том, что они не в силах в должной мере использовать технику… Надо начать по серьезному перевооружать сельское хозяйство на базе новой техники. А чтобы его перевооружить, надо постепенно объединять раздробленные крепкие индивидуальные хозяйства в крупное хозяйство колхозов».
На XVI Партконференции М.И. Калининым было отмечено, что преимущество колхозов еще и в том, что, несмотря на одинаковую техническую базу с индивидуальным крестьянским хозяйством, производительность труда вследствие разделения труда было велико.
Объединенный пленум ЦК и ЦКК (12-16 апреля 1929 года) и XVI партконференция осудила «правый уклон», был принят оптимальный вариант пятилетнего плана. Весной 1929 года во время хлебозаготовок опять прибегли к чрезвычайным мерам. Логичным выводом из апрельских решений явился курс ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) (10-17 ноября 1929 года) на форсирование коллективизации. Максимальные установки в области промышленности были дополнены максимальными установками в аграрной сфере».
«Правый уклон» был объявлен несовместимым с пребыванием в партии. Против решения пленума, голосовали лишь трое: Томский, Угаров и Бухарин, который не присутствовал на этом заседании, а прислал записку с выражением своего несогласия. Бухарин как «главный застрельщик оппозиции» был выведен из состава политбюро.
После своего политического поражения Бухарин продолжал работать на ответственных государственных постах в ВСНХ, Наркомпроме, был главным редактором «Известий», входил в ЦК партии.
В середине 30-х годов ожесточились сталинские репрессии в рядах партии. На декабрьском (1936) и февральско-мартовском (1937) пленумах ЦК Бухарин был обвинен в контрреволюционной деятельности. Февральско-мартовский пленум, который принял решение об исключении Бухарина и Рыкова из кандидатов в члены ЦК и из партии. По предложению Сталина их дела были переданы в НКВД. В марте 1938 года Бухарин был приговорен к расстрелу.
Список используемой литературы:
1. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы;
2 .Горинов М.М. «НЭП: поиски путей развития» М., «Знание» 1990 ;
3. Трукан Г.А. Политическая дискуссия в 28-29 годах о путях строительства социализма.
[1] Идея о замедлении темпов индустриализации была отвергнута
[2] Контрактация сельскохозяйственных продуктов в СССР – финансовая форма государственных закупок продукции у колхозов, совхозов и других государственных хозяйств на основе договоров, заключенных государственными заготовительными организациями с сельскохозяйственными организациями в соответствии с планами закупок государства.