Юго–Западная Русь: земли и населения

Реферат
Юго–Западная Русь: земли и населения

I.   Древнерусскаякультура. Историческое значение Киевской Руси
НародКиевской Руси создал богатую, самобытную и на то время высокую материальную идуховную культуру, которая развилась на основе предыдущих культурных достиженийвосточных славян. Положительное влияние на нее оказали также культурные связидревнерусского народа с южными и западными славянами, народами Западной Европы,Византии, Кавказа, Азии. Культура Руси заняла значительное место в развитиимировой культуры эпохи средневековья.
1.  Достиженияв ремесленной технике, архитектуре и живописи
КиевскаяРусь славилась своими ремесленниками, искусно изготовлявшими орудия труда,оружие, изделия для домашнего обихода.
Древнерусскиегончары, усовершенствовав технику производства, изготовляли глиняную посуду(кувшины, горшки, миски, блюда и др.), украшенную цветной поливой и различнымиузорами.
Древнерусскиекузнецы делали добротные железные лемехи и чересла для плугов, ножи, топоры,серпы, подковы для лошадей, замки, мечи, щиты, кольчуги, шлемы т. д. Наповерхность всех этих изделий часто наносились художественные украшения инадписи. Особенно славилось древнерусское искусство ювелиров, умевшихобрабатывать драгоценные металлы, делать из них украшения. Они знали, какчеканить, гравировать и золотить изделия, украшать их так называемой зернью —маленькими металлическими шариками, припаянными на поверхность.
Талантливыедревнерусские мастера передавали секреты своего искусства подмастерьям иученикам.
Древнерусскиезодчие сооружали прекрасные деревянные и каменные строения, архитектура которыхславилась во всем мире. Они использовали опыт и традиции античной архитектуры истроительной техники, применяли собственные изобретения при использованиикирпича — плинфы, цементовки (раствор, состоящий из извести, толченого кирпича,керамики), камня и т. д. Украшением Киева стали такие сооружения, какДесятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота (главный въезд в город),Успенский собор, ряд каменных княжеских теремов. Развивалась архитектура вЧернигове (Спасский собор), Переяславе (Михайловский собор), Галиче и многихдругих городах. Многие сооружения сохранились и до сих пор. Они свидетельствуюто высоком развитии архитектуры наших предков.
Архитектурадала толчок распространению живописи. Княжеские дворцы и культовые храмыукрашались резьбой по дереву и кости, настенной мозаикой, фресками, резьбой покамню, иконами. Такое украшение можно увидеть сегодня в Софийском соборе вКиеве. Древнерусские художники мастерски украшали кожаные оправы рукописныхкниг. Во времена Киевской Руси в Печерском монастыре действовала дажеживописная мастерская, где работал талантливый художник Алипий.
2.        Устноенародное творчество и музыка
С давнихвремен у восточных славян было развито устное народное творчество: обрядовыепесни, былины, сказки, пословицы, поговорки. В Киевской Руси были оченьраспространены былины — поэмы, посвященные важным событиям, особенно борьбе сврагами. Из курса литературы известны былины «Илья Муромец иСоловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», в которых воспевались подвиги богатырей. В песнях возвеличиваласьлюбовь к родной земле, героизм ее защитников, крестьянский труд, осуждаласьнеправда и несправедливость.
Развивалосьмузыкальное искусство. Среди музыкальных инструментов были известны дудки,свирели, флейты, гусли, лютни, бубны и др. Музыкальные инструменты делились надуховые, щипковые и ударные. Музыка записывалась нотными знаками. При княжескихдворах создавались музыкальные ансамбли, а при церквях — хоры.Скоморохи-путешественники играли на музыкальных инструментах в праздничные днина торгах в городах и селах. В сопровождении музыки выступали в походы военныедружины, игрались свадьбы и отмечались праздники.
3.        Письменность,летописание и литература
Возникновениеписьменности у восточных славян связано с требованиямисоциально-экономического, политического и культурного развития. Письменность вКиевской Руси появилась задолго до введения христианства. Об этомсвидетельствуют документы — договоры киевских князей с императорами Византиивторой половины IX и первойполовины X в., а также берестяные грамоты,найденные археологами в Новгороде и прочитанные. После введения христианства наРуси из древнерусского и церковнославянскогоязыков образовался письменный язык. Его азбукой — кириллицей, было болеесовершенное славянское письмо, созданное болгарским просветителем Кириллом в IX в. Сохранились надписи на литейныхформах, хозяйственных предметах, оружии, кирпичах и т. д. Немало их нашли археологив Киеве, Новгороде и других городах. Центрами переписывания и переводаиностранных книг на славянский язык были княжеские дворы, монастыри, церквиКиева, Новгорода, Чернигова, Переяслава, Суздали, Галича. Во времена ЯрославаМудрого в Киеве при Софийском соборе была мастерская для перевода ипереписывания книг. Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже— пергаменте, на бересте, досках. Бумаги еще не было.
Древнерусскиеученые создавали первые исторические труды — летописи, куда заносились событиятого времени по годам. Выдающимся произведением XII в. является «Повесть временных лет». Авторомпервоосновы и источника этого летописного свода считают монаха Печерскогомонастыря (Киев) Никона. В рукописи рассказывается, «откуда есть пошла Русскаяземля», излагается ее древняя история. Летописание существовало и в другихгородах Киевской Руси. Оно отражало идеологию господствующего класса —феодалов.
ВКиевской Руси появилась и художественная литература, преимущественно церковногосодержания. Наиболее значительные произведения — «Слово о законе и благодати» митрополитаИллариона, «Изборник» Святослава Ярославича, «Поучение детям» ВладимираМономаха. Распространялась переводная литература.
4.        Школа,просвещение и научные знания
Примонастырях и церквях для зажиточных слоев населения открывались школы,библиотеки и даже архивы для документов. Ярослав Мудрый основал библиотеку иархив при Софийском соборе в Киеве. Там же была создана и школа для «книжногообучения». При Андреевском монастыре в Киеве была школа для девочек.
ВКиевской Руси распространялись произведения античных авторов: Сократа, Платона,Аристотеля, Геродота, Софокла и других ученых и писателей. Из переводов их книгчерпались научные знания. Накопленные в результате производственнойдеятельности народных масс и международного обмена знания из различных отраслейнаук использовались на практике в ремесле, строительстве, торговле, лечениилюдей и животных. Известным врачом в Киеве стал Агапйт («лечец»), который умелделать хирургические операции. В произведениях древнерусских ученых (Иллариона,Владимира Мономаха, Сильвестра, Кирика, Нестора и др.) развивалась общественнаямысль; у них звучали мотивы патриотизма, единства Русской земли, защиты отврагов.
Древнерусскаякультура имела мировое значение и стала позднее основой культур братскихрусского, украинского и белорусского народов.
5.        Историческоезначение Киевской Руси
Могучеераннефеодальное государство средневековой Европы Киевская Русь ускорилоэкономическое, политическое и культурное развитие восточных славян,способствовало образованию древнерусской народности, отстояло свои земли отвражеских нападений кочевников, а также посягательств феодалов Византии. Благодарягосударственному единству русских земель взаимно обогащались жизненный уклад,язык, материальная и духовная культура их населения.
КиевскаяРусь способствовала экономическому и культурному развитию многих нерусскихнародов, издавна проживавших на ее территории и по соседству. Там закладывалисьосновы для формирования народностей.
Велико имеждународное значение Киевской Руси. По свидетельству современника-летописца,Киевская Русь была известна «во всех концах земли». Она влияла на политическиесобытия и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке. Русскиекнязья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией,Германией, Венгрией, Норвегией, Византией. В частности, дочь Ярослава МудрогоАнна стала женой французского короля Генриха I. После смерти короля она правила Францией до совершеннолетиясвоего сына Филиппа. (О деятельности этих королей речь идет в учебнике поистории средних веков.)
Большое значение имелимеждународные торговые связи Киевской Руси. Центром международной торговлиоставался Киев. Древнерусские купцы торговали во многих странах средневековогомира. Иноземные купцы вели торговлю в русских городах.
Огромнароль Киевской Руси для трех братских восточнославянских народов — русского,украинского и белорусского, вышедших из единого корня •— древнерусскойнародности, сформировавшейся именно во времена древней Руси. Отсюда беретначало их общая многовековая история, родственность и дружба.
Вообще,период Киевской Руси — один из важнейших в истории славян и всех народов нашейстраны.

II.       ЗемлиЮго-Западной Руси в условиях феодальной раздробленности
 
1.        Киевскаяземля
Из истории средних веков нам известно,что в период развития феодализма в Западной Европе после (V политического подъема могучихгосударственных объединений (например, империи Карла Великого — Франкскогогосударства) закономерно наступала их раздробленность, разделение на болеемелкие независимые княжества. Киевская Русь не была исключением.
В началеXII в. появились признаки обособленностикняжеств на землях Юго-Западной Руси. Местные князья вместе с феодалами-землевладельцамиукрепляли свои политические позиции. После смерти великого князя ВладимираМономаха заострилась междоусобная борьба за великокняжеский престол в Киеве.Некоторые вассальные князья, воспользовавшись ослаблением великокняжескойвласти, отказывались признавать главенство Киева. Продолжался процесс дроблениякняжеств на более мелкие. Управление в них осуществлялось по принципу известнойиз истории средних веков феодальной иерархии: великий князь — удельные князья —бояре. Они создавали администрацию — в волости или погосты(административно-территориальные единицы) назначались тысяцкие, вирныки итиуны, зависящие от князей. Феодальная верхушка, опираясь на военные дружины,держала в повиновении угнетенных крестьян и мещан. Однако и в условиях раздробленностисреди народных масс усиливалось чувство единства в классовой борьбе противфеодалов; они выступали за сохранение целостности родной земли, которойугрожали нашествия кочевых орд. Из 116 городов Юго-Западной Руси на Киевскуюземлю приходилось 45.
Потрадиции Киевское княжество считалось наследством великокняжеского рода. Онооставалось одним из наиболее густо заселенных и экономически развитых на Руси.Киевская земля была укреплена оборонительными валами и крепостями лучше, чемдругие земли. Но вследствие междоусобной борьбы силы киевских великих князейослабевали, и они не могли сохранить и укрепить единство Руси.
В 1155г. Киевом овладел сын Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь ЮрийДолгорукий, с именем которого связано основание Москвы. Но через два года онвнезапно умер, не успев укрепить великокняжескую власть.
К томувремени участились нападения половцев на Киевскую землю. Киевские князья,занятые междоусобной борьбой, не обеспечивали надежность ее обороны. В 1202 г.Киевской землей завладел галицкий князь Роман Мстиславич. Он тоже старалсяповысить роль Киева как главного центра Руси, но его усилия оказались тщетны:удельные князья не подчинились великому князю.
 
2.        Переяславскаяи Черниговская земли
В политической зависимости от Киевскогокняжества издавна находилось Переяславское княжество. На Переяславщинеразвивались земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Там было 25 городов.Богатства русов привлекали кочевников. Для защиты от врагов русское населениевозводило валы и крепости вдоль границ. Но нападения половцев не прекращались.В сложных условиях, когда ослабело Киевское княжество, переяславские князьяподдерживали политические связи с Владимиро-Суздальским княжеством.
Орды половецких хановвторгались и на Черниговщину, где находились Черниговское и Новгород — Сёверскоекняжества. Половцы разрушали города и села, грабили имущество, уничтожали илибрали в плен людей. На Черниговской земле насчитывалось 46 городов.
Борьбапротив половцев побуждала князей черниговских и новгород-северских объединятьсилы. Их боевые дружины в 1183 г. нанесли поражение ордам половецких хановКончака и Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославовичапротив половцев в 1185 г. был неудачным. На берегу реки Каялы половцы окружили еговойско и в жестокой битве разгромили. Князь Игорь попал в плен. Послеосвобождения он продолжал борьбу с врагами, стал черниговским князем, стремилсяобъединить силы князей. Но Черниговская земля продолжала распадаться на мелкиеудельные княжества.
3.        Галицкая иВолынская земли
Развитиеземледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило ростмогущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западнойокраине Руси.
В поэме«Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153—1187),который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю».Он вел борьбу с врагами Руси. Дочь Ярослава Осмомысла Евфросиния («Ярославна»)стала женой князя Игоря Святославовича, известного своими походами на половцев.
ВГалицкой и Волынской землях возрастало княжеское, боярское и церковноеземлевладение. Крестьяне и городская беднота выполняли повинности (содержаниевойска, строительство и ремонт дорог, крепостей, мостов), платилимногочисленные налоги в пользу феодалов. В 1159 г. на Галицкой земле вспыхнулонародное восстание против угнетателей, но его подавили военные дружины князя.
Возрастающаяугроза агрессии со стороны иноземных феодалов побудила князей объединитьГалицкую и Волынскую земли в одно княжество (1199 г.). Князь Роман Мстиславович подавил боярскую оппозицию, велуспешную борьбу против половцев, а также соседних государств, которыестремились захватить Галицкую и Волынскую земли. Под его властью объединилисьГаличина, Волынь и Киевщина. После смерти Романа феодальные междоусобицызаострились, и этим воспользовались феодалы Венгрии и Польши, чтобы захватитьчасть галицко-волынских земель.
Галицко-Волынскоекняжество окрепло при Данииле Романовиче Галицком (1205—1264), которыйпрославился как государственный деятель, дипломат и полководец. Он основалгорода Львов и Холм, оградил крепостями Галич, Владимир и другие города,успешно боролся против польских, венгерских и немецких захватчиков, крепилединство княжества, возглавил народное движение против золотоордынского ига.Деятельность Даниила прославлена в летописях того времени. Ее высоко оценилКарл Маркс.
Подвласть Даниила Романовича перешла также Киевская земля, но он не переехал вКиев, а оставил там своего воеводу Дмитрия. Накануне монголо-татарскогонашествия Даниил сосредоточил в своих руках значительные вооруженные силы дляотпора врагам.
4.        Культурана землях Юго-Западной Руси
Даже втрудных условиях феодальных междоусобиц и раздробленности продолжаларазвиваться культура русских земель. Неисчерпаемым ее источником былидревнерусские культурные ценности и традиции. Между всеми русскими землямисохранялись духовные связи и интенсивный культурный обмен. Киев, Чернигов,Переяслав, Галич, Владимир-Волынский и другие города превратились в подлинныецентры культуры.
Продолжалосьусовершенствование старых и изобретение новых орудий труда, оружия, средствтранспорта. С каждым годом сооружалось все больше ветряных и водяных мельниц.Во многих городах возводились каменные и земляные укрепления, замки феодалов. Втехнике художественного ремесла широко применялись давно известные зернь, скань(узоры из тоненькой проволоки, нанесенные на металлическую основу), чеканка,инкрустация изделий, тонкое металлическое литье и т. п.
Развивались зодчество иживопись. В Киеве появились чудесные строения в давних культовых ансамбляхПечерского, Выдубицкого, Михайловского Златоверхого, Кирилловского и другихмонастырей. Киевские зодчие возвели великолепные строения, церкви —Кирилловскую, Васильевскую и Богородицы Пирогощей. Выдающимся киевским зодчимбыл Петр Милониг. Архитектурными шедеврами Чернигова стали ансамбли Елецкогомонастыря — Успенский и Борисоглебский соборы, а также знаменитая Пятницкаяцерковь. Галицкие зодчие создали прекрасные здания княжеского дворца,Успенского собора и церкви Пантелеймона в городе Галиче. В этих сооруженияхинтерьеры украшались росписью, мозаикой, фресками, резьбой, иконами. Они и нынепоражают нас своим совершенством.
Вживописи важное место заняли картины на религиозные темы, написанныехудожниками на деревянных досках (иконы). В Киеве созданы иконы «Борис и Глеб»,«Свенская богоматерь» (на ней изображены Антоний и Феодосии — основателиКиево-Печерского монастыря). Мастерски написана в Галиче икона «Покрова», накоторой изображена «святая заступница» от вражеских вторжений и других бедствийнарода.
Устноенародное творчество обогащалось песнями и былинами, сказками и легендами,которые отображали тревожную и героическую жизнь того времени. В былинахповествуется о древнерусских богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и АлешеПоповиче, которые храбро защищали родную землю от вражеских нашествий.
Тогда вКиеве монах Печерского монастыря Нестор продолжил и упорядочил главную летописьРуси — «Повесть временных лет». Эту летопись также дополнял и упорядочивалигумен Выдубицкого монастыря, а потом епископ Переяславский Сильвестр. Вместесо своим предшественником Никоном эти ученые были первыми историками КиевскойРуси.
Выдающимисяпамятниками юго-западного летописания стали Киевская и Галицко-Волынскаялетописи — главные источники истории Руси периода феодальной раздробленности.Немало исторических сведений поместил «Киево-Печерский патерик», куда вместе сомногими «житиями святых» и поучениями, вошли рассказы светского характера — о деятельностикнязей, зодчих, живописцев, писателей, врачей и т. д. Летописи и литературныепроизведения дают нам представление о реальной жизни людей на нынешнейтерритории Украины в те далекие времена.
Подлиннымшедевром древнерусской и мировой литературы средневековья стала поэма «Слово ополку Игоревен. Автор ее неизвестен. В произведении обстоятельно и с большойхудожественной силой талантливый писатель рассказал о героическом, но неудачномпоходе воинов новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев.Событие это произошло в 1185 г. И тогда же создана поэма.
Ни одинсовременник не охарактеризовал эпоху феодальной раздробленности Руси итрагичность ее положения так правдиво, как автор «Слова о полку Игореве».Вследствие феодальных междоусобиц борьба князей против вражеских нашествийпрекратилась, поскольку «сказал брат брату: «Это мое и то мое же». В такихсложных условиях отправился в поход со своими полками князь Игорь, но сил унего не хватило для того, чтобы одолеть половецкие орды. Потерпев поражение вкровопролитной битве, вместе со многими воинами он попал в плен к хану Кончаку.Вся поэма проникнута искренним призывом к единству русских князей в борьбе сврагами родной земли. «Братья и дружина! — призывал князь Игорь Святославовичнакануне битвы.— Лучше быть убитым, чем пленным. Хочу копье переломить о крайстепи половецкой; с вами, русичи, голову сложить либо напиться шлемом из Дону!»Трагедия зазвучала оптимистично.
Попрочтении поэмы «Слово о полку Игореве» Карл Маркс сделал такой вывод обидейно-тематическом содержании произведения: «Суть поэмы — призыв русскихкнязей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».
Продолжалиразвиваться в Юго-Западной Руси просвещение и наука. До самого вторжениямонголо-татарских завоевателей существовали при киевских монастырях школы ибиблиотеки. Выдающимся культурным и научным центром оставался Печерскиймонастырь.
Несмотряна феодальную раздробленность, культура на землях Юго-Западной Руси развиваласьв тесной взаимосвязи.

III.     Борьбанаселения Юго-Западной Руси против иноземных поработителей
1.        Первоевторжение монголо-татарских орд на русские земли. Битва на р. Калке
Именнотогда, когда Киевская Русь переживала феодальную раздробленность, на бескрайнихпросторах Монголии, Китая, Сибири, Средней Азии, Кавказа формировалосьраннефеодальное Монгольское государство, которым правил великий завоеватель Чингисхан.Монгольские феодалы, опираясь на многочисленные орды, жестоко подавлялисопротивление покоренных народов, грабили их и гнали в захватнические походы.
Впервыеогромное войско Чингисхана вторглось на земли Руси в 1222 г. На Русизахватчиков считали монголами или татарами (по названию одного из племен вМонголии). Осознав опасность, русские князья собрались на съезд в Киеве, где решилиобщими силами выступить против грозного врата. Объединенное войско Киевского,Галицкого, Волынского, Черниговского, Переяславского, Курского, Смоленского,Трубчев-ского, Путивльского и других княжеств собралось на правом берегу Днеправблизи острова Хортица. На левом берегу их ждали союзники — войска половецкихханов. После переправы через Днепр русские полки объединились с половецкими идвинулись в глубь степей на восток, преодолевая сопротивление передовых отрядовмонголо-татарских орд.
Тогда главные силыЧингисхана сосредоточились на северных берегах Азовского моря, куда прибылирусские и половецкие полки. На берегах полноводной в те времена речки Калки (теперьКальчик, приток речки Кальмиус, которая впадает в Азовское море) в Приазовье 31мая (по иным данным 16 июня) 1223 г. завязалась отчаянная и кровопролитнаябитва русских и половецких полков с ордами монголо-татар. Русские и половецкиевоины проявили в этой битве стойкость и героизм. Воспользовавшисьнесогласованностью действий русских князей, монголо-татары одержали над нимипобеду, хоть и сами понесли ощутимые потери. Преследуя остатки княжескихрусских дружин, враги подошли к Днепру. Но дальше наступать не отважились. Втом же году монголо-татары, встретив серьезное сопротивление со стороны северо-восточныхрусских князей и волжских болгар, были вынуждены отступить в Азию. Своихзавоеваний они не смогли закрепить. Несколько лет монголо-татары не вторгалисьна Русь.
 
2.        Отпорнаступлению немецких рыцарей-крестоносцев, венгерских и польских феодалов наЮго-Западную Русь
Вторжениемонголо-татарских орд значительно ослабило силы русских княжеств. Этимвоспользовались немецкие, венгерские и польские феодалы, стремящиеся поработитьдавнее русское население и захватить его исконные земли.
Немецкиерыцари-крестоносцы, покорив полабских славян, двинулись в Прибалтику. Там онисоздали Ливонский и Тевтонский ордены (военно-религиозные объединения), которыев 1237 г. объединились и создали агрессивное военно-феодальное государство,захватническую политику которого благословлял сам папа римский. Отряды немецкихрыцарей закабаляли местное население (пруссов, ливов, эстов и другиенародности), совершали опустошительные нападения на русские земли. Они овладелигородом Дрогичином (Белоруссия) и пытались там закрепиться. Галицко-волынскийкнязь Даниил Романович прибыл туда с войском в 1238 г. и в жестокой битве под Дрогичиномнанес захватчикам поражение, освободил город и на некоторое время остановилпродвижение рыцарей-крестоносцев на русские земли.
После смерти князя РоманаМстиславовича (1205 г.) феодальные междоусобицыослабили силы Галицко-Волынского княжества. Этим воспользовались король ВенгрииАндраш II и польский князь Дешко Белый. Онизаключили договор, по условиям которого Венгрия захватила Галич, а Польша —часть Галицкой земли и Волыни. Народные массы вели борьбу против захватчиков.Только в 1238 г. войско князя Даниила Романовича освободило Галич и частьземель Волыни. А через несколько лет в битве под городом Ярославом (1245 г.) русскоевойско одержало победу над объединенными силами венгерских и польских феодалов.Галицко-Волынскому княжеству удалось освободить свои земли от иноземныхзахватчиков. Но впереди у него еще была тягчайшая и продолжительная борьбапротив монголо-татарского господства.
 
3.        Нашествиеорд хана Батыя на Юго-Западную Русь. Героическая оборона Киева
Новаяопасность надвигалась на русичей с востока. В 1237 г. кочевые орды во главе сханом Батыем (Батуханом) вторглись на земли Северо-Восточной Руси. Насмертьстояли русские воины и все население Рязани, Коломны, Москвы, Владимира,Козельска, многих других городов и тысяч сел, но врага остановить не смогли.Многострадальная Русь истекала кровью. А через два года ханские завоевателипоявились на землях Юго-Западной Руси. Они дотла разрушили Переяславскую землюи город Переяслав. Трагическая судьба выпала и Чернигову: летописец сообщал,что «… много воинов его убито и город взят и сожжен огнем».
Врагиприблизились к Киеву. Пораженные красотой города, они предложили киевлянам сдаться,но получили решительный отказ. Осенью 1240 г. орды хана Батыя осадили город,обороной которого руководил энергичный воевода Дмитрий Ейкович. Много днейпродолжался штурм Киева. Все население и воины мужественно защищали город.Героическое сопротивление киевлян продолжалось до начала декабря. Но устоятьони не смогли. 7 декабря враги ворвались в город и окружили Десятинную церковь.От ударов тяжелых камней, выпущенных пороками (камне-метающими приспособлениями), и веса множества людей,скопившихся в церкви, стены первого каменного храма Руси рухнули, похоронив подразвалинами последних защитников Киева. Враги безжалостно уничтожили почти всенаселение города, разрушили не только Десятинную церковь, но и Золотые ворота,Успенский собор и другие сооружения. Не было пощады ни людям, ни культурнымценностям. Жестокие и неумолимые враги уничтожали все.
Оставляяза собой пожарища и руины, орды хана Батыя ураганом пронеслись по Киевской,Волынской и Галицкой землях, вторглись на территорию Польши, Венгрии и Чехии.Но в ожесточенных битвах на Руси их силы истощились., Монголо-татары не смоглипродолжать поход в Западную Европу и были вынуждены повернуть назад. Надзавоеванной, но не покоренной Русью сгустился мрак ига монголо-татарскихфеодалов.
Героическаяборьба русского народа спасла другие народы, Европы от опустошительногонашествия кочевников. В этом его огромная заслуга перед историей человечества.
Монголо-татарскоенашествие принесло невиданный вред культуре древнерусского народа: врагиуничтожили множество архитектурных памятников, рукописей, библиотек, убилитысячи ремесленников, зодчих, художников, писателей. Потери были потрясающими.
4.        Золотоордынскоеиго. Освободительная борьба русского народа
Обескровленныеземли Руси, лежащие в руинах, вошли в основанное Батыем феодальное государство,которое называлось Золотая Орда. Территориально оно занимало бассейн нижнейВолги. Население захваченных земель завоеватели обложили различными налогами,беспощадно грабили земледельцев и ремесленников, уводили молодежь в рабство.Золотоордынские ханы превратили местных князей и бояр в своих послушныхвассалов и замышляли увековечить феодальную раздробленность, чтобы держать вповиновении русский народ. «О, злее зла честь татарская!» — с болью в сердцеписал летописец.
Киевская,Переяславская и Чернигово-Северская земли вошли в один из западных улусов(владений) Золотой Орды. Там постоянно кочевала татарская орда, готовая в любуюминуту к вооруженному нападению. В Киеве правил золотоордынский наместник —баскак, который контролировал местную власть, ведал сбором дани и учетомнаселения.
Сохранилось лишьГалицко-Волынское княжество. Формально признав власть хана, Даниил Галицкийпродолжал энергично собирать силы для освободительной борьбы. Он заключилсоюзнические договоры с королями Венгрии и Польши, великим князем Литвы, атакже поддерживал связи с князьями Северо-Восточной Руси, где креплосопротивление народных масс захватчикам. Большую роль в освободительномдвижении играл союз Даниила Галицкого с новгородским (с 1252 г.— владимирским)князем Александром Невским.
В 1254г. русское войско во главе с Даниилом Галицким освободило от господства золото ордынцевземли по речкам Южный Буг, Тетерев и Случи намеревались выгнать их изПоднепровья и Киева.
Новскоре в 1259 г. хан Золотой Орды отправил в Галицкую и Волынскую земли крупноевойско воеводы Бурондая, разрушившее во многих городах крепости и заставившееэти земли покориться его власти. Но борьба русского народа противзолотоордынского ига продолжалось и в следующие десятилетия.
Золотоордынскоеиго стало тягчайшим испытанием для древнерусского народа, который оказался врабстве у монголо-татарских ханов. На землях Юго-Западной Руси оно продолжалосьсвыше 120 лет и сопровождалось героической ocвободительной борьбой порабощенного народа.

Списоклитературы
1.        Сергиенко Г.Я.,Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» — К., 1989
2.        Сергиенко Г.Я.«Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» — К., 1987
3.        Власов В.Ф.«История 8 класса» — К., 2002
4.        Телихов Б.В.«Развитие Украины» – М., 1987
5.        Сарбей В.Г. «СССРв истории Украины» – Х., 1999