Содержание
Энциклопедическая справка.
Кельтские языки.
«Призрак бродит по Европе – призрак…»
Технические достижения и прикладное искусство
Духовная культура.
Функции друидов.
Религиозные представления.
Представления о душе.
Литература.
Энциклопедическая справка.
Кельты (греч. Keltoi), близкие по языку (см. Кельтские языки) и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов кельты Британии получили название бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения — Галлия. Кельтов, проникших в 3 в. до н. э. в Малую Азию, называли галатами.
Кельтские языки.
Кельтские языки, языки индоевропейской семьи. Включают: галльские, кельтиберский, ирландский, мэнкский, гаэльский (шотландский), валлийский (кимрский), корнский и бретонский. Галльские языки вымерли к 5 в. н. э., кельтиберский (западная и центральная часть Пиренейского полуострова) — несколько ранее. Последние носители корнского языка жили в конце 18в. Мэнкским владеют лишь несколько человек, живущих на острове Мэн (Великобритания). К. я. обычно подразделяются на 3 группы: континентальную (галльские и кельтиберский), бриттскую (валлийский, корнский и бретонский) и гойдельскую (ирландский, гаэльский и мэнкский). Эпиграфические памятники галльского и кельтиберского языка указывают на их архаичный характер. В современных кельтских языках в результате действия акцентных факторов произошло падение конечных слогов. В ирландском языке падежная система частично сохранилась. Различия в месте ударения привели к противопоставлению форм глагола в древне-ирландском языке. В современных кельтских языках порядок слов в предложении фиксирован: сказуемое — подлежащее — дополнение. Но в древнейших памятниках ирландского языка глагол может стоять на последнем месте.
«Призрак бродит по Европе – призрак…»
Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго- восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуосторов. Племена эти были неоднородны, поэтому обычно говорят не об одной культуре, а о культурной общности, объединяющей большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур.
Кельтские племена занимали обширные области в Центральной и Западной Европе. В 5 в. до н.э. они жили на территории современных Восточной Франции, Центральной Германии и отчасти – Швейцарии, а в 3 в. до н.э. расселились в Испании. Северной Италии, на севере Балканского полуострова и обосновались на Британских островах.
Из античных свидетельств известно, что в 390 г. до н.э. кельтские племена (римляне называли их галлами) осадили и разграбили Рим, а в 289 г. до н.э. разрушили Дельфы и даже продвинулись на Ближний Восток – они были врагом номер один для цивилизаций Средиземноморья. К тому же кельты были весьма колоритным народом. Их обычаи носить яркую клетчатую одежду, раскрашивать тело, лицо и даже волосы яркими красками, вступать в сражения обнажёнными и коллекционировать головы убитых врагов производили неизгладимое впечатление на образованных и воспитанных в иных традициях греков и римлян.
Довольно странно, почему такое широкое распространение кельтов не сопровождалось у них образованием развитой государственности. Кельты никогда не стремились создать мощное военное государство. Их военные походы с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку, занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра.
Свою самобытность к началу Средневековья кельты сохранили лишь на Британских островах. Здесь обитало две группы кельтских племён – бритты в собственно Британии, и гэлы в Ирландии, а позднее и в Шотландии. Бритты подверглись определённому воздействию римской культуры, но всё же сохранили язык и многие обычаи. Гэлы остались вне границ Римской империи, и тревожили её набегами.
Пришедшие на острова в V – VI веках германские племена англов, саксов и ютов, частично истребили, а частично вытеснили бриттов. В распоряжении последних остались Уэльс, полуостров Корнуолл, на юге-западе Англии, и несколько островов. Кроме того, довольно большая группа бриттов переселилась на другую сторону Ла-Манша, в пределы бывшей римской провинции Арморика, которая с этого периода получила название Бретань. Что же до гэлов, то они меньше пострадали в результате германского вторжения, и даже наоборот сами активно наступали. Гэльское племя скоттов переселилось из Ирландии и Шотландию, где и заняло господствующее положение, оттеснив аборигенное племя пиктов. Само название Шотландия (англ. Scottland) происходит именно от скоттов.
Таким образом, к концу Средневековья кельтское население сохранилось в основном в Уэльсе (валлийцы), Корнуолле (корны), Ирландии и Бретани (бретонцы). Что до Шотландии, то там причудливо перемешались друг с другом бритты, гэлы, саксы и викинги. Кельтские традиции и язык сохранили лишь шотландские горцы (highlanders), в остальной части Шотландии повсеместно бытуют английский язык (в форме особого диалекта) и сходные с английскими обычаи. Мода на клетчатую ткань, мужские юбки – кильты (cilt), и игру на волынке распространилась позднее, под влиянием горцев, наиболее упорно отстаивавших свою независимость от англичан.
Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).
Технические достижения и прикладное искусство.
Кельты сыграли в Центральной Европе ту же роль что и греки в Средиземноморье. Они создали и повсеместно распространили свою культуру и свои технические достижения. Если начинать с обыденного, то кельты изобрели и внедрили новый тип упряжки лошадей, сохранившийся до наших дней, вращающийся жёрнов для помола муки, а также кольчугу. Они не изобрели, но привнесли во внутренние районы Европы технологию массового производства железа, гончарный круг, роликовый подшипник, длинный обоюдоострый меч, прочный большой щит с металлическим усилением в центре – умбоном. Германцы, например, на ранних этапах своей истории очень многое позаимствовали у кельтов, начиная с мечей и кончая погребальными обычаями, например традицией помещать в могилы сломанное или погнутое оружие. Кое-что у кельтов заимствовали даже римляне. Например ту же кольчугу, конструкцию седла, и военные штандарты в виде размещённых на древке металлических фигурок.
Весьма оригинальным было и прикладное искусство кельтов. Его один из исследователей, Пауль Якобсталь, сравнил с улыбкой Чеширского кота, персонажа из сказки Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”, который исчезал, а улыбка его оставалась. Подобное сравнение очень точно показывает своеобразие кельтской культуры, её склонность ускользать от понимания, иррационализм и способность объединять в едином несовместимое – например орнамент и портрет, геометрические фигуры и рисунки живых существ.
В этом плане особенно интересен кельтский орнамент. Вопреки всем правилам и нормам построения орнаментальных композиций он нерегулярен, несимметричен и ухитряется быть одновременно геометрическим и растительным. Да к тому же он может ещё и включать в себя вроде абстрактные, но при этом вполне узнаваемые изображения животных или людей. И несмотря на грубейшие нарушения академических норм, он очень красив и гармоничен.
Духовная культура.
В области духовной культуры кельты также добились многого. Они создали весьма богатый и очень своеобразный эпос. Кельтское происхождение, в частности, имеют средневековые европейские легенды о короле Артуре (имя которого, кстати говоря, происходит от кельтского слова arth – медведь) а также о Тристане и Изольде. Кельтские легенды, записанные средневековыми ирландскими и валлийскими монахами дошли до нас и произвели достаточно сильное влияние на современную литературу. В отличие от немецкого романтизма, во многом питавшегося германскими мифами и легендами, современные романтически ориентированные течения в англоязычной литературе (включая многочисленные произведения в жанре фэнтези) питаются сюжетами и персонажами именно из кельтской мифологии.
Эта цивилизация была не столько материальной, сколько духовной и опиралась прежде всего на развитую культуру, объединявшую племена, разбросанные на весьма обширных территориях. Археологи находят сходные изображения древних кельтских богов, одинаковые атрибуты культа (жезлы, котлы, фигурки животных), детали вооружения, украшенные одним и тем же традиционным орнаментом-плетенкой всюду, где когда-либо жили кельты. Эти многочисленные находки говорят о том, что у кельтских племен, несомненно, имелись общий развитый религиозный культ, опирающийся на единую мифологическую систему, космогонические представления (т.е. представления о происхождении мира) и сложный пантеон богов. Однако обо всем этом. Как ни странно, точно не известно ничего, почти ничего.… Не известно, например, как представляли себе кельты происхождение и устройство мира, нельзя сказать, как и откуда, по кельтским верованиям, появились люди, кто управляет их судьбами, и куда исчезают души умерших. Не дошли до наших дней и имена многих богов, которым они поклонялись; неизвестно, чему именно – природным стихиям, ремеслам, земледелию, войне или иным занятиям – покровительствовали эти боги.
Все, что сейчас называют верованиями древних кельтов, есть не что иное, как позднейшие реконструкции, тщательно проведенные на основе сопоставления археологических данных, античных источников и средневековых свидетельств, содержащихся в ирландских и валлийских эпических сказаниях. Материал этот очень обилен, разнообразен и отчасти действительно позволяет воссоздать многие элементы кельтской мифологии, однако главное – представления о происхождении и устройстве мира, учения о начале и конце мира и человека, то, что лежит в основе любой развитой религиозной системы, – по-прежнему остается для нас тайной.
Произошло это, вероятно, потому, что в самом кельтском обществе система мифологических и космогонических представлений не была доступна всем его членам, а являлась достоянием малочисленной привилегированной касты профессиональных жрецов, называвшихся друидами, которые оберегали мифологическую традицию от невежд. Жрецы хранили эти знания и передавали их лишь посвященным.
Функции друидов.
О друидах, их месте в кельтском обществе и основных функциях стало известно в первую очередь из античных источников, среди которых самым интересным и полным по праву считается шестая книга «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря, где содержится такое их описание: «Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. Именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах – решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто – будет ли это частный человек или же целый народ – не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того не домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность. Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием. В определённое время года друиды собираются на заседания в освящённое место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, они отправляются туда для её изучения.
Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими, они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей. Вследствие таких преимуществ многие отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники. Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцать лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом. Мне кажется, такой порядок у них заведён по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти . Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов».
Необычайно высокое социальное положение, которое занимали друиды в галльском обществе, находит подтверждение в ирландской саге «Похищение быка из Куальнге», где прямо говорится: «Geis don rig labad rena druidib» («Запрещено королю говорить прежде его друида»).
Почему же друиды пользовались столь высоким авторитетом и обладали такой властью? Можно предположить, что в глазах общества они являлись единственными носителями высшего тайного знания, хранили историческую традицию, умели вершить суд, обладали основами медицинских знаний, владели тайнами природы; иными словами — друиды были и историками, и юристами, и воспитателями, и врачами, и поэтами, и жрецами, т. е. выполняли все те функции, без которых не может существовать общество.
Медицинские знания друидов сводились, с одной стороны, к владению особой техникой гипноза, имеющей общие черты с шаманской, а с другой — к умению распознавать и использовать лекарственные растения, точнее, те растения, которым приписывалась чудодейственная животворящая сила. Конечно, не обходилось без магии, воплощавшейся в особом сложном ритуале, превращавшем сбор лекарственных растений в некое магическое действо, к которому допускались лишь посвящённые. Вот как, например, описывал римский учёный Плиний Старший ритуал срезания священного растения омелы: «Для друидов, ибо именно так называют галлы своих жрецов, нет ничего более священного, чем омела и то дерево, на котором она произрастает, иными словами — дуб. Почтение их к этому дереву доходит до того, что святилища свои устраивают они не иначе как в дубовых рощах, а во время магических ритуалов имеют обыкновение держать в руке ветку этого дерева. От имени дуба, как кажется, образуют они и имя своих жрецов. Они полагают, что всё, что произрастает на этом дереве, ниспослано с неба и что это знак благоволения к дубу высшего божества. Подобные находки довольно редки, но когда случается им заметить что-либо подобное, они с радостью отмечают эти растения и затем торжественно срезают их побеги. Происходит это обычно на шестой день луны, потому что они полагают, что именно луна управляет месяцами и движением времени вообще, имея свой особый цикл, длящийся тридцать лет. Шестой день они находят самым благоприятным для религиозной церемонии, так как именно в этот день луна уже достаточно набрала свою силу, но ещё не достигла середины своего пути. Омелу они называют именем, которое в переводе означало бы „та, что вылечивает от всего”.
После того как торжественно принесена жертва и у подножия дерева оставлено для богов обильное угощение, приводят двух белых быков, рога которых связаны в этот день впервые. Одетый в белое платье жрец подходит к дереву и срезает побег омелы золотым серпом, затем он прячет его в особое белое покрывало из некрашеного полотна. Затем вновь приносятся жертвы и возносятся молитвы и просьбы к божеству, чтобы оно было милостиво к тем, кто приносит ему эти дары. Они полагают, что омела, если приготовить из неё напиток, обладает силой приносить плодородие и помогает бесплодным животным принести потомство, она же может служить лекарством от всех ядов. Многие люди у них склонны придавать большое значение подобным ничтожным вещам».
Религиозные представления.
Но какие же именно верования стояли за друидическим культом, какова была система религиозных взглядов кельтов и каким богам они поклонялись?
Ответить на эти вопросы непросто, поскольку, с одной стороны, основные элементы друидической доктрины содержались в устных священных текстах, которые кельты заучивали наизусть и которые поэтому ныне оказались навеки утраченными. С другой стороны, доктрина друидов и верования древних галлов далеко не всегда совпадали друг с
другом. В связи с этим исследователи, реконструируя одно, невольно воссоздают совсем иное.
Сопоставление археологических данных и свидетельств античных и отчасти поздних островных памятников позволяет говорить о том, что одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нём омелой, тисса, берёзы, рябины, яблони и др. До сих пор во Франции и Испании есть населённые пункты, названия которых восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев: на этих местах в древности находились святилища или священные рощи.
Так же широко распространён был культ камней и скал. В некоторых странах до сих пор существуют сохранившиеся с древних времён груды камней (в Ирландии они носили специальное название «карн») и одиночные или парные огромные валуны, поднятые над землёй, а также дольмены (древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой), менгиры (вертикально врытые в землю длинные камни) и кромлехи (культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней), которые отмечали священное место. Интересно, что культ камней не был полностью вытеснен с приходом христианства; более того, первые христианские монахи-отшельники часто строили свои кельи возле подобных сооружений, а позднее их даже начали украшать крестами и встраивать в христианские храмы. Христианство не восстало против культа камней – точно так же, как не восстала против него в своё время и религия древних кельтов, перенявшая этот культ у местного населения, жившего на территории Галлии ещё до переселения туда кельтских племён. Как доказали археологи, дольмены, менгиры, кромлехи и другие мегалитические (от греч. «мега» — «большой» и «литое» — «камень») сооружения были построены ещё до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известно, кем были эти «строители мегалитов», однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних индоевропейских языков и их духовная культура также была весьма своеобразна.
Самые древние сохранившиеся на территории Европы сооружения — Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии, насчитывающие несколько тысячелетий, — были созданы этими неизвестными «строителями мегалитов» и представляют собой храмы Солнца и Луны. Вероятно, у этого доиндоевропей-ского населения Европы кельтские друиды переняли культ небесных светил, отмечаемый Цезарем. И, более того, эти древние культы могли послужить источником для возникновения самого института друидизма, не находящего прямых параллелей в других индоевропейских традициях. Такое мнение высказывалось неоднократно, и, видимо, отчасти это действительно так. Цезарь говорил, что сам этот культ возник где-то в Британии; на это же указывают и ирландские саги, в которых часто упоминаются школы тайного знания, находящиеся в Альбане (современная Шотландия). Как можно предположить, почитание сил природы и небесных светил (без их олицетворения, характерного, например, для верований древних греков) в сочетании со строгим иерархическим жреческим институтом, с одной стороны, и ритуализованными человеческими жертвоприношениями — с другой, было перенято у местного населения кельтскими племенами уже после того, как они обосновались в Галлии.
Представления о душе.
Особо следует отметить такую черту друидической доктрины, как вера в бессмертие и переселение душ, описанная в произведениях Цезаря, Страбона и многих других античных авторов. Своё существование душа, согласно верованиям кельтов, продолжает не в ином мире, а на этой же земле, переселившись в иное тело. Диодор Сицилийский считал, что учение это галльские друиды переняли у древнегреческого философа Пифагора: «У них распространено мнение Пифагора, по которому души людей бессмертны и в течение определённого количества лет опять живут, проникая в другие тела».
В отождествлении друидической веры в переселение душ — метемпсихоза — с пифагорейской доктриной Диодор был не одинок. Так, римский историк IV в. Аммиан Марцеллин ещё теснее связывал Пифагора с галльскими друидами, утверждая: «Среди них друиды, более возвышенные в своих концепциях, связанные товарищескими союзами, как устанавливает авторитет Пифагора, были облечены изысканиями относительно вещей таинственных и возвышенных и, презирая свойственное человеку, провозглашали души бессмертными». Да и античный автор Валерий Максим ещё в начале новой эры, в целом отзываясь довольно презрительно о верованиях галлов, также признавал их сходство с учением Пифагора: «Рассказывают, что они одалживают друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире, настолько они убеждены, что души людей бессмертны. Я бы назвал их безумными, если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».
Но как могло учение Пифагора проникнуть в Галлию? На этот вопрос дали ответ уже сами античные авторы, сложив для этого целую легенду.
«Друиды у кельтов в высшей степени склоняются к пифагорейской философии, — писал александрийский историк Ипполит, — при том, что виновником такого образа мыслей у них явился Замолксис, раб Пифагора, фракиец по рождению, который после смерти Пифагора, придя туда, стал основателем у них такой философии». Намёк на это содержится и у «отца истории» — древнегреческого учёного Геродота.
Но в чём же сходство и в чём различие учения друидов о бессмертии души и пифагорейской доктрины о метемпсихозе? Сходство в главном — друиды верили в то, что душа не погибает вместе со смертью тела, а может пережить несколько последующих перерождений. Так по крайней мере следует из античных и отчасти средневековых ирландских свидетельств. Однако практически нигде применительно к кельтской традиции не говорится о том, что цепь последовательных существований была средством религиозного или этического очищения; нигде не упоминается о моральном воздаянии и об окончательном высвобождении души как о высшей цели её перерождений, что было чрезвычайно важно и для Пифагора, и для древних индийцев.
Обращает на себя внимание и другое. Вера в переселение душ не предполагает наличия развитых представлений о загробном мире, тогда как у кельтов они, безусловно, существовали. «Похороны у галлов сравнительно с их образом жизни великолепны и связаны с большими расходами. Всё, что, по их мнению, было мило покойнику при жизни, они бросают в огонь, даже и животных; и ещё незадолго до нашего времени по соблюдении всех похоронных обрядов сжигались вместе с покойником его рабы и клиенты, если он их действительно любил», — писал Юлий Цезарь о погребальном обряде у галлов. Диодор Сицилийский отмечал, что во время похорон родственников галлы имели обыкновение бросать в огонь таблички с надписями — письмами умершим ранее — и верили, что письма эти будут переданы и прочитаны. Таким образом, можно заключить, что друиды не перенимали и не проповедовали учения Пифагора во всём его объёме, а легенда о Замолксисе — лишь вымысел. Отмечаемая античными авторами вера в переселение душ не состояла в представлении о том, что жизнь души после физической смерти одного тела продолжается в другом теле (человека или животного). Друиды полагали скорее, что душа, пережив земное бытие, оказывается в другом, лучшем мире, где-то на дальних островах, в недрах холмов или на дне озера.
Кроме упоминаний у античных авторов примеры кельтского «метемпсихоза» содержатся в отдельных поздних островных текстах. Так, в «Книге захватов Ирландии», повествующей об истории заселения острова, говорится, что свидетелем всех описываемых событий был некий Туан Мак Кайрелл, который прожил 12 веков в разных обличьях (кабана, лосося, быка, птицы и др.) и таким образом смог увидеть смену племён, заселявших Ирландию, и рассказать об этом. Сходным образом говорил о себе и валлийский бард VI в. Талиесин в поэме «Кат Годцеу» («Битва деревьев»):
И снова преображённый,
Был я голубым лососем,
Был я собакой, оленем,
Косулей на склонах горных;
Был я бревном и лопатой,
Сверлом в прокопчённой кузне,
И целых полтора года
Был я петухом рябым,
Охотно топтавшим кур.
Но говорится ли здесь о переселении души? Скорее всего упомянутые про-
изведения свидетельствуют о вере в способность души и тела одновременно менять свой облик, превращаясь в другое существо (как правило — в животное) и тем самым продлевая своё земное бытие. В то же время кельтская вера в переселение душ находит свои параллели в представлениях о вторичных инкарнациях (воплощениях) души умершего в животном или другом человеке, обычно — ребёнке, родившемся в этой семье. Подобные верования широко распространены среди народов Африки и Австралии.
Таким образом, собственно религиозная доктрина галльских друидов не содержит черт особенной исключительности и находит параллели в языческих верованиях других народов. То же можно сказать и о богах, которых прославляли друиды и которым галлы возводили памятники, благодаря чему можно узнать их имена и представить себе их облик.
Литература.
1. Льюис Г., Педерсен Х., Краткая сравнительная грамматика кельтских языков, пер. с англ., М., 1954;
2. Филин Я., Кельтская цивилизация и ее наследие, пер. с чеш., Прага 1961;
3. Moreau J., Die Welt der Kelten, [2 Aufl.], Stuttg., 1958;
4. Pedersen Н., Vergleichende Grammatik der keltischen Sprachen, Bd 1—2, Gott., 1909—13: Thurneysen R., A grammar of old Irish, Dublin, 1946.
5. Powel T. G. E., The Celts, revised ed., N. Y., 1960;