Древнеримский календарь. Сельскохозяйственный календарь
Как и их соседигреки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходуотдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичнымизменением вида звездного неба.
Едва ли неглавным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний)звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевыхработ здесь связывали и с фавонием — теплым западным ветром, которыйначинает дуть в феврале (3 — 4 февраля по современному календарю). Посвидетельству Плиния, в Риме «с него начинается весна». Вот несколькопримеров проведенной древними римлянами «привязки» полевых работ кизменению вида звездного неба: «Между фавонием и весенним равноденствиемподрезают деревья, окапывают лозы… Между весенним равноденствием и восходомВергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы…,рубят иву, огораживают луга…, следует сажать маслины».
«Считают,что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что еслиначнется непогода, то семена станут гнить…
От фавониядо восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку ввиноградниках ». (Варрон. Сельское хозяйство. — Изд. АН СССР, 1963 г).
Следует,однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятнымипредрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как вноволуние, когда молодой месяц еще не виден («тогда травы будут расти также, как и молодой месяц»), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицурекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. СогласноПлинию, «всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если ихделать, когда Луна на ущербе». Поэтому тот, кто решил стричься когда«Луна прибывает», рисковал облысеть. А если в указанное время срезатьлистья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это времядереву грозила гниль…
Месяцы и вставные дни
Остановимсяна общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н.э.
В указанноевремя год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из12 месяцев с таким распределением дней в них:
Мартиус 31 Априлис29
Майус 31
Юниус 29
Квинтилис 31
Секстилис 29
Септембер 29
Октобер 31
Новембер 29 Децембер29 Януариус 29 Фебруариус 28
О добавочноммесяце Мерцедонии речь пойдет ниже.
Как видно,за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное числодней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетныечисла счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первогочисла марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которогопервоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как богавойны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire — раскрывать,так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus«согреваемый Солн-цем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третиймесяц Майус посвящалсябогине земли Майе, четвертый Юниус — богине неба Юноне, покровительнице женщин,супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положениемв календаре:
Квинтилис — пятый, Секстилитис — шестой,Септембер — седьмой,Октобер — восьмой, Новембер — девятый, Децембер — десятый.
Название Януариса — предпоследнего месяцадревнеримского календаря — происходит, как полагают, от словаjanua — «вход»,«дверь». Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий,считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшимих в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей — по числу месяцев в году.Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами:одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад,созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземногоцарства Фебруусу. Саможе его название происходит, по-видимому, от februare«очищать», но, возможно и от слова feralia. Так римляненазывали приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в концегода они совершали очистительный обряд (lustratio populi)«для примирениябогов с народом». Возможно, из-за этого они и не могли делать вставкудополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидимдалее, между 23 и 24 февраля.
Продолжительностьгода в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственнойжизни римлян важную роль играли земледельческие работы — сев, сбор урожая и т.д.И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставкудополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений невставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля«вклинивали» попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римскомкалендаре чередовалось в таком порядке: 355 дней, 377 (355 + 22) дней, 355дней, 378 (355 + 23) дней.
Вставные дни(dies intercalares) получили название месяца Мерцедония, хотя древниеписатели называли его просто вставочным месяцем — интеркалярием (inter-calaris).Само слово “мерцедоний”происходит как будто от “merces edis” «плата затруд»: это будто бы был месяц, в котором производились расчеты арендаторовс владельцами имущества.
Как видно, врезультате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря быларавной 366,25 суток — на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времениэти сутки из календаря приходилось выбрасывать.