–PAGE_BREAK–2. Проблемы региона в связи с непризнанным международным статусом 2.1 Международный статус Турецкой Республики Северного Кипра
Турецкая Республика Северного Кипра официально не признаётся государствами-членами ООН, кроме Турции (сама Турция при этом не признаёт легитимности правительства Республики Кипр). При этом ТРСК входит в Организацию Исламская Конференция как наблюдатель.
Согласно Конституции ТРСК, она представляет собой демократическую республику, управляемую президентом, избираемым на пятилетний срок. Законодательный орган – Республиканское собрание (тур. Cumhuriyet Meclisi), состоящая из 50 членов, выбираемых посредством пропорциональных выборов в пяти избирательных округах.
На выборах в феврале 2005 Турецкая республиканская партия, выступающая за воссоединение Кипра, заняла наибольшее количество мест в парламенте, но не сумела достичь подавляющего большинства.
В конце сентября 2006 президент ТРСК Мехмет Али Талат утвердил решение о создании нового правительства, которое возглавил лидер Турецкой Республиканской партии Ферди Сабит Сойэр. Кабинет министров ТРСК сформирован на основе коалиции Турецкой республиканской партии и Партии свободы и реформ.
19 апреля 2009 состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержала консервативная оппозиционная Партия национального единства (UBP, лидер – Дервис Эроглу), получившая более 44 процентов голосов. Турецкая Республиканская партия (СТР) набрала около 30 процентов. Демократическая партия (DP) получила чуть более 10 процентов голосов, а две более мелкие левые партии поделили между собой оставшиеся голоса.
Большинство государств мира, за исключением Турции, Абхазии и азербайджанской Нахичеванской Автономной Республики, официально не признают Турецкую Республику Северного Кипра как независимое государство. Организация Исламская конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства (англ. constituent state) и наблюдателя.
Турция держит на территории ТРСК своё посольство, ТРСК в Турции – посольство и консульства. В ряде других стран находятся неофициальные представительства ТРСК, де-факто являющиеся посольствами. В Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но, так как они находились там до разделения острова, это не является признанием ТРСК.
О намерении признать ТРСК заявляли Азербайджан, Гамбия и Парагвай. Несмотря на то, что официальных контактов не было установлено, неформальные связи поддерживаются.
Переговоры об объединении острова идут уже давно, но пока не принесли плодов. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004 г. Против объединения проголосовали 75% греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном.
По этому плану Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Более того – предусматривалось юридическое узаконивание договоров, заключённых ранее Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией, которые, в частности, давали турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полёты турецких ВВС над всей территорией Кипра.
Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95% должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.
1 мая 2004 г. остров Кипр целиком был принят в Евросоюз. Так как правление Республики Кипр не распространяется на Северную часть острова, то законы Евросоюза не распространяются на эту часть до урегулирования конфликта. В Европейском парламенте Кипру было выделено 6 мест, 2 из которых по праву принадлежат туркам-киприотам. Фактически же греки киприоты занимают все 6 мест в Европейском парламенте.
После избрания президентом Деметриса Кристофиаса, с сентября 2008 г. между двумя общинами начался процесс переговоров о воссоединению острова. Президенты Деметрис Кристофиас и Мехмет Али Талат возглавили эти переговоры. За основу был взят план Аннана. Переговоры длились уже более 1.5 года, и на протяжении этого времени было согласовано большинство спорных вопросов.
18 апреля 2010 года были проведены выборы на пост президента ТРСК. Основными соперниками на этих выборах были консерватор Дервиш Эроглу из Партии национального единства и действующий президент Мехмет Али Талат. После проведения первого тура выборов и предварительного подсчета голосов, победу со значительным перевесом одержал Дервиш Эроглу, который набрал 50,38% голосов. Нынешний президент Мехмет Али Талат набрал 42,8%. После своей победы на выборах, Дервиш Эроглу объявил о своей готовности продолжить переговоры по решению Кипрской проблемы. Он пообещал, что будет сформирована новая команда и переговоры продолжатся со второй половины мая.
2.2 Характерные особенности экономического развития
На экономику Кипра сильно влияет раздел острова на греческий сектор (Республика Кипр) и турецкий (самопровозглашённая Турецкая Республика Северного Кипра).
Турецкий сектор представляет одну пятую населения и одну треть ВНП, по сравнению с греческой частью острова. В связи с тем, что он признан только Турцией, Северный Кипр испытывает трудности с международным финансированием, и иностранные фирмы обычно избегают инвестиций в него. Половина рабочей силы занята в сельском хозяйстве, на государственной и военной службе. Турция также предоставляет прямую и косвенную помощь туризму, образованию, промышленности.
К проблемам экономики Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) относится недостаток инвестиций, квалифицированной рабочей силы и опытных менеджеров, к чему прибавляется инфляция, и зависимость от турецкой лиры. Турция предоставляет 55% экспорта, и принимает 48% импорта Северного Кипра. Европейский Суд в постановлении от 5 июля 1994 года признал незаконной британскую практику импортировать товары из Северного Кипра, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты самопровозглашённой Турецкой Республики Северного Кипра. Согласно постановлению, члены Евросоюза могут принимать только товары, имеющие сертификаты Республики Кипр. Это решение вызвало спад экспорта ТРСК в ЕС, от 66,7% общего экспорта в 1993 до 35% в 1996. Несмотря на это, ЕС остаётся вторым по величине торговым партнёром ТРСК.
Первым по значимости внешнеторговым партнёром для ТРСК является Турция, предоставляющая значительную экономическую помощь. Так как в обороте ТРСК находится турецкая лира, вплоть до 2005 года негативным фактором являлась гиперинфляция, продолжавшаяся до введения новой турецкой лиры.
Власти турецкого сектора Кипра придерживаются принципов свободной внешней торговли, и разрешают постоянным жителям иметь банковские счета в иностранной валюте.
Турецкая Республика Северного Кипра зависит от военной и экономической помощи Турции. В качестве валюты используется новая турецкая лира. Все экспортно-импортные операции (и связь) осуществляются через Турцию. Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код +90 392, в Интернете домен Северного Кипра является доменом второго уровня.nc.tr под турецким доменом первого уровня.tr, а обычная почта должна адресоваться через Мерсин 10 (Турция).
Полёты в Турецкую Республику Северного Кипра через аэропорт Эрджан (Ercan International Airport) – любой самолёт, направляющийся на Северный Кипр, должен сначала приземлиться в одном из аэропортов Турции.
Морские порты Северного Кипра объявлены Республикой Кипр закрытыми для всех судов со времени оккупационного турецкого вторжения 1974 г. Суда, зарегистрированные в Турецкой Республике Северного Кипра, имеют свободный доступ к морским портам Турции, корабли под флагом Республики Кипр в них не допускаются.
Всем, кто получил статус гражданина Турецкой Республики Северного Кипра, может быть отказано в разрешении на въезд в Республику Кипр или в Грецию, хотя это ограничение было несколько смягчено после вступления Кипра в ЕС и осуществления Республикой Кипр ряда мер по укреплению доверия. Власти Республики Кипр разрешают беспрепятственный проход желающих через «Зелёную линию» в Никосии и на нескольких других пропускных пунктах, поскольку власти ТРСК не требуют въездной визы и не проставляют в их документах отметки о пребывании на территории ТРСК.
Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торгово-финансовый и туристический центр Восточного Средиземноморья. Одним из важнейших элементов экономической политики является привлечение на Кипр иностранных капиталовложений. Для кипрской экономики (не учитывается оккупированная территория острова) характерен большой удельный вес сферы услуг и туризма (76% ВВП).
Сфера обслуживания, или услуг, – сектор, темпы развития которого являются самыми быстрыми. В настоящее время данная сфера включает в себя туризм, транспорт и связь, торговлю, банковское обслуживание, страхование, аудит бухгалтерский учёт, операции с недвижимостью, поставку продуктов, государственную администрацию, бизнес-услуги и правовое обслуживание.
Дефицит торгового баланса покрывается за счет доходов от туризма, который с конца 1980-х годов стал крупнейшим источником валютных поступлений. На юге страны туризм приобрел огромное значение после того, как Турция ввела свои войска в северные районы и там были закрыты многие отели. В 1996 г. на юге Кипра побывали 2,5 млн. туристов, на севере – около 0,4 млн. (в том числе около 0,3 млн. – из Турции). В 2004 г. 2 млрд. дол. составили поступления иностранной валюты в казну государства от сферы туризма.
Власти Республики Кипр планируют активно развивать религиозный туризм на юге острова. С этой целью в октябре 2006 года в Никосии прошла 1-я Международная конференция по религиозному туризму, организованная Кипрской туристической организацией, Всемирной туристической организацией и Кипрской Православной Церковью[4].
В новейшей истории Кипра туристический сектор является одной из основных доходных статей бюджета. Ежегодно остров посещает около 2,4 млн. туристов, большую часть из которых традиционно составляют подданные Соединенного Королевства. Однако в последние годы туристический бизнес на Кипре переживал спад в связи с тем, что в секторе существует ряд проблем, которые нуждаются в срочном решении.
Индустрия местного туризма страдает от высоких операционных затрат и отсутствия необходимой инфраструктуры для некоторых категорий отдыхающих. В связи с этим власти Республики Кипр пытаются улучшить ситуацию за счет развития зимнего и религиозного туризма.
В экономике Турецкой Республики Северного Кипра доминирует сектор обслуживания, существуют также сельское хозяйство и лёгкая промышленность. В качестве валюты используется новая турецкая лира.
В связи с отсутствием международного признания, все внешнеторговые операции ТРСК могут идти только через Турцию.
Несмотря на эти трудности, местная экономика демонстрирует в последние годы впечатляющий рост, 2001–2005: 5,4%, 6,9%, 11,4%, 15,4%, 10,6%. Этот рост во многом обеспечивается стабильностью лиры, и бумом в секторах образования и строительства.
Экономика ТРСК зависит от помощи Турции. В 2003–2006 гг. было получено 550 млн долларов.
Количество иностранных туристов, посетивших ТРСК в январе 2003 – августе 2004 составило 286 тыс. 901 чел.
В Никосии 24 февраля 2000 г. состоялась конференция «Оффшорный бизнес и процесс вступления Кипра в ЕС: проблемы и возможности», организованная Институтом профессиональных бухгалтеров и консультационной компанией IMH. В ходе конференции обсуждались перспективы и последствия гармонизации законодательства Республики Кипр в области налогообложения и финансов со стандартами, принятыми в ЕС.
На тот момент Республике Кипр как стране кандидату на вступление в ЕС необходимо было внести значительные поправки в действующее финансовое законодательство, а именно в законы «О НДС», «Об акцизах» и «О налоге на прибыль».
Действующее на Кипре законодательство по косвенным налогам определяет ставку НДС в размере 8% для облагаемых товаров и услуг. Существует достаточно широкий спектр товаров (например: товары первой необходимости), реализация которых вообще не облагается НДС, при этом оффшорные компании имеют ряд льгот при его исчислении.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3 Международная и экономическая интеграция Кипра
Республика Кипр входит в следующие организации: Австралийскую группу по мониторингу химического и биологического оружия, Британское Содружество наций, программу Общей Политики в области иностранных дел и безопасности Евросоюза, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский Инвестиционный банк, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации, Международная Коммерческая Палата, Международный уголовный суд, Международная метеорологическая организация, Международный валютный фонд, Международная Гидрографическая Организация, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Международная ассоциация развития, Международная конфедерация профсоюзов, Интерпол, Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), Международный союз электросвязи, Движение неприсоединения, Межпарламентский Союз (Inter-Parliamentary Union), Международная организация миграции, Nuclear Suppliers Group, Международный олимпийский комитет, Permanent Court of Arbitration, Организация по запрещению химического оружия, ЮНИДО (организация ООН по индустриальному развитию), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Мировая Конфедерация Труда, Всемирная таможенная организация, Всемирная туристская организация, Всемирный почтовый союз, ВТО[5]. Всего их около 50.
Республика Кипр была признана независимым государством 16 августа 1960 г. Вскоре после этого Кипр вошел в Организацию Объединенных Наций, Совет Европы. Сейчас Кипр является членом многих международных организаций, включая ОБСЕ.
В 1974 году, Турция, нарушив международное право и Устав ООН, вторглась на Кипр при содействии вооруженных сил и до сих пор продолжает занимать 37% территории Республики. Международное сообщество заявило о своей однозначной поддержке суверенитета Кипра, включая занятую часть. Решения ООН подтверждают право Республики Кипр и проживающего населения по контролю над территорией и призывают все государства поддерживать и помогать Правительству Республики осуществлять эти права (ООН, решение Генеральной Ассамблеи 37/253 от 13 мая 1983 г.)[6].
В 1983 году в одностороннем порядке Турецкая часть Республики провозгласила свою независимость. В это же время Совет Безопасности ООН осудил действия захватчиков и выступил с постановлением для других государств не признавать Турецкую республику Северного Кипра как полноценное государство. Тем же самым решением ООН призвала международное сообщество не признавать никакое государство на территории Кипра кроме как Республику Кипр и уважать его суверенитет, независимость, территориальную целостность и единство.
Независимость и суверенитет Республики Кипр были признаны также во многих постановлениях международных организаций: Европейского Союза, Совета Европы и т.д. Все Международное сообщество, за исключением Турции, признает единственное государство, находящееся на острове Республику Кипр.
Главными связями Кипра на мировой арене являются отношения с Евросоюзом, они имеют особую форму. Двусторонние отношения ЕС и Кипра начались с подписания Договора о сотрудничестве в декабре 1972 года, который был дополнен Протоколом, заключенным в 1987 году. Этот Договор содержал положения по вопросам торговли и таможенного регулирования и представлял правовую основу для взаимоотношений Кипра и ЕС.
Республика Кипр обратилась с заявлением о вступлении в члены ЕС в июле 1990 года. Совет Европы в 1993 году в Люксембурге предложил Европейской комиссии помочь Правительству Кипра подготовиться к вступлению в переговоры.
В 1995 году, Совет по общим вопросам вновь подтвердил пригодность Кипра для вступления в члены Евросоюза и подтвердил готовность Евросоюза принять Кипр во время следующего этапа расширения. Совет решил, что переговоры о вступлении в члены ЕС должны начаться по предложению Совета Европы через шесть месяцев после Межправительственной конференции 1996 года.
Выводы Совета Европы, проходившего в Люксембурге, в 1997 году гласили, что вступление Кипра в члены Евросоюза будет полезно всему сообществу и поможет в деле установления гражданского мира и примирения.
Совет Европы в Копенгагене постановил, что в отсутствие соглашения применение свода законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС к территориям, контролируемым не государством, будет приостановлено до тех пор, пока Совет по представлению Европейской Комиссии не вынесет единогласно иное решение. Совет Европы предложил Комиссии тем временем при сотрудничестве с правительством Кипра рассмотреть возможные пути стимулирования экономического развития северных районов Кипра и приблизить их к Европе. Программа была запущена в июне 2003 года.
Результаты переговоров по всем 31 главам свода законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС, были включены в Договор о членстве. Комиссия вынесла свое решение 19 февраля и передала Договор на рассмотрение Европарламента, который вынес положительное решение 9 апреля. Договор о вступлении Кипра в ЕС был подписан в Афинах 16 апреля 2003 года. Кипр ратифицировал Договор в июле 2003 года. Кипр стал членом ЕС 1 мая 2004 года. Вступление в ЕС является одним из главных событий в новейшей истории Кипра[7].
18 апреля 2010 г. в самопровозглашенной Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) были проведены президентские выборы, на которых победу одержал лидер Партии национального единства Дервиш Эроглу, занимавший пост премьер-министра. Набрав более половины голосов в первом туре, новый лидер турко-кипрской общины, таким образом, опередил действующего президента ТРСК Мехмет Али Талата, получившего менее 43% голосов. Напомним, что М.А. Талат стал президентом ТРСК в 2005 г., набрав тогда 55% голосов. Он выступает за формирование двухзональной федерации греко-кипрской и турко-кипрской общин. Проигрыш М.А. Талата на последних президентских выборах многие эксперты связывают с безрезультатными длительными переговорами с греческой общиной, которые возобновились в 2008 г. после четырехлетнего перерыва.
Д. Эроглу, в отличие от своего предшественника, предлагает решить Кипрскую проблему путем создания двух отдельных независимых государств. Ранее в своих выступлениях он заявлял, что неурегулированность Кипрской проблемы фактически является ее решением. Однако в ходе предвыборной кампании Д. Эроглу выступил за продолжение переговоров и с этой целью предложил создать специальную делегацию. Новый президент ТРСК считает, что между общинами острова необходимо достичь «жизнеспособного» соглашения.
Реакция мировой общественности на результаты выборов в признанной только Анкарой ТРСК была неоднозначной. Так, в двух статьях, опубликованных в журнале «The Economist» писалось, что с избранием Д. Эроглу в качестве президента Кипрская проблема стала еще более сложной. По мнению авторов статей, Европейский союз и Греция могли бы оказать давление на администрацию южной части острова по вопросу урегулирования Кипрской проблемы. Однако приход к власти Д. Эроглу сделал эту задачу трудновыполнимой. В журнале также отмечается, что рассматривать вопрос урегулирования Кипрской проблемы в качестве проблемы только местных жителей неправильно. Кипрская проблема, по мнению авторов статей, накладывает тень на Европу в целом. В публикациях отмечается, что Кипрская проблема играла негативную роль при попытках ЕС оказать помощь кипрским туркам, а также в переговорном процессе Турции с ЕС.
В греческих СМИ выражались опасения относительно избрания нового лидера кипрских турок. Большинство греческих экспертов полагает, что такой итог президентских выборов в ТРСК может привести к серьезным проблемам в межобщинных переговорах по воссоединению острова. Отметим, что резолюции ООН предусматривают создание на Кипре двухзональной федерации, а Д. Эроглу настаивает на независимости турко-кипрского государственного образования, что делает практически невозможным создание федеративного Кипра.
Что касается турецкой прессы, то почти во всех комментариях дается ссылка на заявление нового президента ТРСК, в котором он подчеркивает, что переговоры по урегулированию Кипрской проблемы будут вестись исключительно во взаимодействии с Турцией.
Заинтересованность к Кипру, как к важному стратегическому плацдарму в Восточном Средиземноморье, проявляют не только региональные державы, но и такие государства как Великобритания и США. Географическое расположение острова, позволяющее контролировать поставки оружия, так называемым, «государствам-изгоям» и террористическими группировками, оказало значительное влияние на повышение заинтересованности к Кипру со стороны Соединенных Штатов.
Европейский союз, намеренный стать одним из «центров силы» современного мира, также проявляет повышенный интерес к стратегическому расположению Кипра. В частности, этим обстоятельством объяснялось стремление ЕС видеть Кипр в своем составе. Высокопоставленный представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Солана в одном из своих заявлений обозначил интерес ЕС к Кипру с точки зрения его значения для обеспечения безопасности ЕС. Очевидно, что для ЕС в контексте его трансформации в один из общемировых центров силы альтернативы единому Кипру просто не существует.
Роль Евросоюза в Кипрской проблеме особенно стала заметна после того, как Республика Кипр 3 июля 1990 г. подала заявку на полноправное членство в ЕС. Турция расценила это действие как «безосновательное» и «недействительное». Руководство ТРСК заявило, что Республика Кипр не имеет права представлять интересы всего острова единолично, так как это противоречит резолюции №649 Совета безопасности ООН. Однако Совет министров ЕС принял решение рассмотреть эту заявку и направил запрос в Еврокомиссию. 30 июня 1993 г. Европейская комиссия одобрила начало переговорного процесса с Республикой Кипр.
Предполагалось, что пока не будет создана единая конфедеративная республика в составе двух отдельных общин, и признанная и турками, и греками, полноправное вступление Кипра в ЕС невозможно, так как нельзя исполнять указания правовых норм Евросоюза на разделенном острове. Конституция Кипра была составлена таким образом, чтобы гарантировать права обеих общин. Каждая из них получила право налагать вето на законы, противоречащие ее интересам. Но поскольку турки-киприоты составляли меньшинство, греки считали, что юридическое равенство общин фактически означает дискриминацию турками греческого большинства. Подобные настроения подогревались националистическими кругами Греции.
По мнению бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, на острове ощутимы преимущества членства Кипра в Европейском союзе. Тем не менее, вхождение Кипра в ЕС привело к обострению противоречий и возникновению новых споров. Сотни исков кипрских греков против Турции в связи с утратой имущественных прав в северной части острова ожидают рассмотрения в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Кроме того, греки-киприоты обратились в суды в южной части острова с требованием выдать на основании законодательства Европейского союза ордеры на арест в отношении иностранцев, покупающих или продающих имущество киприотов-греков в северной части острова. В этой связи кипрско-турецкие власти предупредили, что они будут арестовывать и задерживать лиц, пытающихся исполнять распоряжения судов. Перспектива увеличения числа исков по имущественным делам с обеих сторон серьезно угрожает процессу примирения.
Некоторые лидеры Европейского союза и стран-членов ЕС неоднократно заявляли, что они поддерживают «план Аннана» и приветствуют вхождение объединенного Кипра в Евросоюз. Однако другие указывали на то, что предпочли бы видеть в рядах этой структуры лишь греческую часть. Подход последних основывался на следующем: 1) реализация «плана Аннана» требовала очень больших денег – десятки миллиардов долларов США (по некоторым источникам, эта сумма оценивалась в 27 млрд долларов США, из них только на беженцев должно было быть потрачено 10 млрд долларов США), большая часть которых должна была быть предоставлена ЕС (другие основные спонсоры – США и Япония); 2) членство объединенного Кипра в ЕС означало и членство турецкого островного государства, что не приветствовалось бы консервативными силами в ЕС; 3) в случае объединения Кипра это также означало бы, что турецкий язык стал бы 21 официальным языком ЕС, что может привести к финансовым, организационным и психологическим трудностям.
Кипрская проблема является весьма серьезным препятствием на пути вступления Турции в Европейский союз. Эта проблема могла бы быть решена только совместными усилиями Греции и Турции. Однако между Грецией и Республикой Кипр, с одной стороны, Турцией и никем, кроме Турции, непризнанной ТРСК, с другой, по Кипрской проблеме постоянно наблюдаются непреодолимые разногласия. Наиболее значимая дискуссия затрагивает военно-стратегический аспект кипрской проблемы. Греческая сторона – сторонник демилитаризации острова, турецкая сторона придерживается противоположной позиции. Особенность Кипра заключается в том, что остров находится всего в 40 милях от анатолийского берега. Кипр прикрывает «уязвимое подбрюшье» Турции. По большому счету именно поэтому Турция разместила на территории ТРСК свои вооруженные силы на случай каких-либо осложнений. Они также гарантируют и безопасность населения ТРСК, что необходимо с учетом истории острова, взаимоотношений греческой и турецкой общин, хотя определенные меры и предусмотрены ООН с целью недопущения конфликта. Разногласия между общинами на Кипре заключаются в том, что греки высказываются за объединение острова, а турки – сторонники союза двух самостоятельных государств. Греческая сторона за демилитаризацию острова, что противоречит интересам Турции. Кипрская проблема, несмотря на некоторые послабления в отношениях между общинами, остается весьма сложной, тем более что два члена ЕС – Греция и Республика Кипр имеют возможность оказывать давление не только на ТРСК, но и на Турцию в рамках ее взаимоотношений с ЕС.
продолжение
–PAGE_BREAK–