Сперанский М.М. как генерал-губернатор Сибири

КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: ИсторияОтечественного государства и права
Тема: Сперанский М.М. – генерал-губернатор Сибири

Введение
Михаил Михайлович Сперанский — дальновидный политик иуправленец, сумел за два года изучения обширных территорий Сибири с её тяжелымиклиматическими условиями и произволом, в котором находилось население, изучитьи разработать систему реформирования для этого региона. Назначенный на постгенерала-губернатора, Сперанский принял ряд мер, направленных на то, чтобы вэкономическом, социальном и культурном развитии Сибирь приблизилась к уровнюевропейской России. Им было учреждено Главное управление торговли Сибири,создана Казенная палата для решения земельных и финансовых вопросов.Непосредственное общение c крестьянами, торговцами и промышленниками даломатериал для разработки и принятия мер к поощрению сельского хозяйства,торговли и промышленности края. Всего Сперанский провел в Сибири около двухлет. Историки сравнивают его деятельность по масштабу с деятельностью ПетраВеликого в европейской России за столетие до этого. В 1820 Сперанский писалдочери: «Если немного я здесь сделал, по крайней мере, много осушил слез,утишил негодований, пресек вопиющих насилий и, может быть, еще того важнее,открыл Сибирь в истинных ее политических отношениях».
Итогом деятельности Сперанского в Сибири и новой главой всибирской истории стала серия подготовленных им законодательных актов,определяющих новое административное устройство и управление края,судопроизводство и характер отбывания повинностей населением, социальный статусразличных его категорий, развитие экономики края, объединенные в «Уложение дляуправления Сибирью». После воцарения Николая I, Сперанский возглавил в 1826 г.II отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов.Под его руководством были составлены 45-томное «Полное собрание законов»(1830)и 15-томный «Свод законов» (1832).В ознаменование его трудов, императорпожаловал ему графский титул и орден св. Андрея Первозванного.
«Сперанский был муж ума и науки. От него остались нам дляизучения и целая система мыслей, и стиль правительственного здания», – писалдекабрист Г.С. Батеньков.
Два года служения в этой должности раскрыли его какискуснейшего практика в деле организации управления для решения сложнейшихпроблем такого колоссального и малообжитого региона, как Сибирь XIX века.Мобилизовав знания и опыт тех министерств и Государственного совета, которыебыли при нем и с его участием основаны, он сформировал и оставил стране подходк решению проблем огромнейшей территории, простирающейся от Балтики до Тихогоокеана, всего Севера России и даже Аляски и части Калифорнии (Форт Росс),входящих в те времена в состав страны.
Сперанский в период своей деятельности в Сибири не былобычным чиновником или традиционным «инспектором». Как исследовательи политик, он использовал два года своей жизни для осмысления того, как можнореализовать пророчество Ломоносова о том, что Россия прирастать Сибирью будет.Он доказал, что управление — это не составление бумаг, а нахождение пути кобщему благу.
Еще на заре разработки своих проектов реформ управления М. М.Сперанский определил, благодаря чему Россия может развиваться. Таких источниковон видел три: силы производительные, силы народные — всех людей, составляющихдержаву, — и силы духовные. «Других сил вообразить неможно», — говорил он. Все, что происходило уже ближе к веку XX по части освоенияприродных ресурсов страны и Сибири, по существу, входило в силы«производительные». Но именно Сперанским были заложены основывзаимодействия с людьми, искусство понимать интересы разных слоев населения — ради развития общества и процветания государства. Он сумел раскрыть потенциалпервых производителей, купцов, изыскателей, проводников, открыть методпонимания близлежащих территорий и их народов, подходы к их приобщению к народурусскому и устроению добрососедских отношений.
Здесь, за Уральским «каменным поясом», в азиатскойчасти Российской империи, Михаил Михайлович сумел реализовать свои установки наразвитие и использование сил сибиряков, прежде всего сил народных, духовных.Без этого было немыслимым бурное производственное развитие края, оказавшегоогромное влияние на приращение исторического богатства России, ее экономику,культуру, национальное самосознание и в конечном счете на расширение роли ивеса нашей страны в мировом пространстве.

I. Россия в начале XIXвека
 
1.1 Необходимость изменений во внешней и внутренней политикестраны
К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности,которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешнейполитике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике — это необходимость уравнять сословияобщими правами и призвать их к совместной деятельности.Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этихпроблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующегопорядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко илирешительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Нокаждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние иливнутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливалиправительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало вглубь обществаи принимало различные формы.
АлександрI, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой иосуществлял её более последовательно и обдуманно.
Основныецели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их всовместную государственную деятельность. Необходимо было установить новыезаконодательные отношения между классами, повысить образовательный уровеньнарода, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).
Частичноевведение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни былинедовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишкоммедленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственноехозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние. С 1801 г. по1808 г. были произведены некоторые преобразования.
30марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением,получившим название «Непременного совета», для обсуждения государственныхдел и постановлений.
Затембыли преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они былипреобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морскихсил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.
Главнымотличием новых органов центрального управления была их единоличная власть:каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.
С1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.
Указот 12 декабря 1801 г. предоставлял право всем лицам свободных состоянийприобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этотзакон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.
20февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступатьв соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целымиселениями или отдельными семьями.

II.Сперанский — доверенное лицо Императора
 
2.1Планы Сперанского
Затемпоследовали события, которые на некоторое время отвлекли императора отвнутренних дел; это было участие в двух коалициях против Франции — в 1805 г. всоюзе с Австрией, в 1806-1807 гг. — в союзе с Пруссией. Походы и неудачиохладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Членынеофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие местазанял один человек, который стал единственным доверенным сотрудникомимператора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.
Сперанскийвышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали.Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села ЧеркутинаВладимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальскойдуховной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главнойсеминарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отличноокончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свойлюбимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык ит.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом.Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при егопротекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал этовельможа. Так в 1797г. 25 — летний магистр богословия преобразился втитулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIIIвека необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась егонеобыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен.При воцарении Александра I он был переведён в новообразованный Непременныйсовет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедициейгражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г.,были редактированы Сперанским, как управляющим департаментом министерствавнутренних дел. С 1806 г. Сперанский и Александр I сблизились.
2.2 Преобразования в администрации
Сперанскийбыл назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работатьнад общим планом государственных реформ.
Сперанскийбыл лучшим, даровитым представителем старого, духовно — академическогообразования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как быего назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическимпостроениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертилтакой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью впроведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, нигосударь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительныхпотребностей и наличных средств России.
Пословам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредствомзаконов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщитьдействию этой власти больше достоинства и истинной силы».
Планего излагал основания управления русских сословий перед законом и новоеустройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управлениесоставлялось из тройного рода учреждений — законодательных, исполнительных исудебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершиныуправления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят триучреждения: законодательное — Государственная Дума, состоящая из депутатов всехсословий; исполнительное — министерства, ответственные перед Думой, и судебное- Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом,состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской.
Плансоставился очень быстро: он был начат в конце 1808 г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора. Этот план не мог быть осуществлёнв полном объёме, т.к. нисколько не был рассчитан на политические средствастраны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых умаРоссии.
Нокое — что из этого плана было осуществлено. Осуществленные частипреобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.
3апреля 1809 г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809 г.установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в этичины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном изрусских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленнойпрограмме, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалосьзнание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественногоримского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знаниеотечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистикиРусского государства, в географии и даже в математике и физике.
Обауказа готовились и были изданы втайне от высших правительственных сфер. 1января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Такимобразом, устанавливался твёрдый порядок законодательства:
1)Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2)он один их рассматривает;
3)ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утвержденияверховной власти.
Этимичертами указывается двоякое значение совета — законодательное иобъединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслямуправления законодательные вопросы; во — вторых, объединяет деятельность всехэтих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствуетсам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общегособрания и четырёх департаментов — законодательного, дел военных, делгражданских и духовных и государственной экономики.
Былаучреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждогодепартамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым былназначен Сперанский.
Вследза Государственным советом были преобразованы по плану Сперанскогоминистерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойнойнедостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственностиминистров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованыдвумя актами: манифестом 12 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г.
Образовалось12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведенияминашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, дажев подробностях, действовал очень долго.
Предложенобыло преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к началу 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгомразделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразоватьв два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял изминистерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другоепод названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената быладвойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другиевыбирались дворянством.
Возраженийпротив этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не былапроведена, хотя большая часть совета высказалась «за» и государьпроект утвердил.
Значитиз трёх отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной исудебной — были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась.Губернское управление тоже не было преобразовано.
Поразным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводитьсяпреобразованные им учреждения. Его опале были искренне рады в высшем обществе,что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему сожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля1810 г. и 11 февраля 1812 г. были повышены все налоги — иные удвоены, другиеболее чем удвоены. В результате интриг противников Сперанский был сослан вНижний Новгород и Пермь.
 
2.3Назначение Сперанского М.М. на должность генерал-губернатора Сибири
В1816 г. опала на Сперанского была снята, и его назначили пензенским гражданскимгубернатором, а в 1819 – генерал-губернатором Сибири.
Моментдля назначения был выбран удачный. Обширные сибирские территории, богатыеценнейшими ресурсами и дававшие еще совсем недавно достаточно большиепоступления в казну ясаком (ценнейшими мехами) и деньгами, стали отличатьсядругими «подвигами» — необузданным произволом и мздоимством местныхчиновников. Генерал-губернатор Сибири П.И. Пестель управлял краем, как нипарадоксально, из Петербурга.
Бесконтрольнаяместная чиновная братия лишь усугубляла и без того сложные условия управления иосвоения восточных территорий империи, связанные с неразвитостью инфраструктурыкрая, ее многонациональным составом и достаточно непростыми внешнеполитическимиусловиями закрепления земель за Россией. Все звенья губернского управления вСибири пронизывали крайний деспотизм, коррупция, изощренные пытки прирасследовании дел, беззастенчивый грабеж коренного населения. Этим отличались игубернаторы (особенно иркутский Трескин и томский Илличевский), и местныеисправники и городничие. Дело даже дошло до того, что местный полицейскийначальник г. Енисейска Куколевский запряг свой экипаж подчиненными емучиновниками, осмелившимися подать на него жалобу, и ездил на нем по улицамгорода. Жалобы на сибирскую администрацию всякими окольными путями все жедостигали столицы, назначались ревизии, рассматривались материалы… И всеоставалось по-прежнему.
Сперанскийполучил широкие полномочия, далеко выходящие за рамки обычногогенерал-губернаторского статуса. Он имел право проведения следствия,отстранения от службы и предания суду любого виновного в злоупотребленияхдолжностного лица, определения и проведения мер, необходимых для наведенияпорядка.
Определеннойимператором перед новым генерал-губернатором триединой задачи — ревизии,текущего управления и подготовки реформы Сибирского края — каждой ее части слихвой хватило бы даже одному опытному администратору, а Сперанскому государьдля исполнения задуманного отводил всего полтора-два года. Решение всех этихпроблем могло бы затянуться, как и все российские попытки преобразований, надолгие годы, хотя старая поговорка «и овцы целы, и волки сыты» точнопоходила к этому решению монарха: Сперанского вроде бы «простили ивернули» к высокой государственной должности, а его нахождение в Сибири иудаление от общегосударственных дел не вызывало нового раздражения столичнойбюрократии.
сперанскийгубернатор сибирь реформа

2.4Изучение проблем Сибири. Проведение Реформ управления краем
 
22мая 1819 Сперанский уже подъезжал к Тюмени, а 24 мая был в Тобольске. По мереего продвижения к Иркутску росло число жалоб жителей на жестокость исамоуправство местных властей, притеснения, произвол, взяточничество иказнокрадство. Сперанский обозревал заводы, монетный двор в Екатеринбурге,присутственные места, больницы, остроги. 29 августа 1819 г. Он прибыл вИркутск. «Чем далее спускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и злапочти нетерпимого, — писал он другу 24 июня 1819 из Томска. – Измучен жалобами,доносами, ябедою, едва нахожу я столько терпения, чтобы окончить дело, мнепорученное. Слухи ничего не преувеличивали, и дела еще хуже слухов». Богатейшийкрай с колоссальными природно-хозяйственными возможностями, в силу своейотдаленности, отсутствия всякого надзора и контроля из далекого Петербурга,превратился в объект бессовестнейшего грабежа и произвола местных сатрапов.Новому генерал-губернатору в короткий срок приходилось одновременно и проводитьревизию края, и управлять им, и собирать материалы для разработки некоторыхоснов местного управления и писать уставы новых учреждений. Уличенныхказнокрадов и притеснителей-взяточников он предавал суду и даже возвращалвзятки «обиженным взяткодателям». Картина злоупотреблений ужасала.
Порезультатам инспектирования «частей управления вверенного края»Сперанским были созданы три следственные комиссии — в Иркутске, Нижнеудинске иЯкутске, которые провели разбирательство по 74 следственным делам и посоответствию должности почти тысячи местных чиновников. Результаты быличрезвычайно значительны: 432 человека были подвергнуты лишению свободы, 262привлекли к дисциплинарной ответственности – увольнению от должности, понижениюпо службе, выговорам и т.д., а 375 привлеченных к следствию лиц оправдали.Число наказанных чиновников могло быть и выше, поскольку практически почтикаждый служащий оказался замешан в злоупотребления в той или иной мере, но тогдаадминистрация края всех уровней могла бы остаться просто вообще безгосударственных служащих.
Опытпрежней деятельности и пензенского губернаторства дали Сперанскому возможностьне только быстро и решительно пресечь разгул чиновного произвола, но иразвернуть деятельность администрации для решения насущных проблем развитияСибирского края. Новый генерал-губернатор прекрасно понимал то экономическоезначение, которое Сибирь имела для России. Им было учреждено Главное управлениеторговли Сибири, модернизованы органы земельного и финансового управления,серьезную поддержку губернатора получила Российско-Американская торговаякомпания. Ряд мер был принят для поощрения развития промышленности, земледелия,торговли, образования.
Ноосновной недостаток, «зло» в несоблюдении государственных интересов вкрае Сперанский видел в несовершенном управлении Сибирью и отсутствииюридически грамотно выстроенного и согласованного комплекса законодательныхактов, определявших административное устройство и компетенцию местного аппаратауправления, положение различных категорий населения – коренного, пришлого ислужилого, а также тысяч ссылаемых сюда с целью обеспечения рабочей силойгорных заводов и колонизации территорий каторжан и ссыльнопоселенцев.
2.5 Сотрудничество с Батеньковым
Сперанскийпрекрасно понимал, что в этих условиях для края была крайне необходимасерьезная комплексная реформа на уровне всего региона. Заметим, что только емусамому Сибирская реформа была по плечу, и Сперанский вместе с Батеньковымприступил к подготовке законопроектов. На основе ревизии края они пришли квыводу, что региону требовалась хорошо выстроенная система центрального,генерал-губернаторского, губернского и местного управления (включая управлениеи коренным населением), а также кодифицированное законодательство, заменившеесотни изданных в разное время и в массе своей противоречащих друг другуузаконений.
Батеньковв кратчайшие сроки проделал огромную подготовительную работу по сбору иобобщению исходных материалов для подготовки комплекса законодательных актов оСибири: проанализировал массив законодательных, статистических и фактическихданных, внес конкретные предложения. В результате этой деятельности появилсякомплекс документов под общим названием «Записка о заселении Сибири»,а также ряд документов по отдельным частям управления. Именно комплексноеизучение проблем края позволило выйти и на комплексные решения конструктивногохарактера, реформирующие всю систему управления краем и создающие комплекссибирских кодифицированных законодательных актов.
Пожалуй,впервые в истории Сибири подход к реформе был поставлен на практико-исследовательскуюоснову. Подготовленные Батеньковым материалы были представлены Сперанскому.Одновременно генерал-губернатор запросил ряд документов от местных властей — осостоянии путей сообщения, горных промыслах и их управлении и др.
Задва года пребывания в Сибири Сперанский составил план административной реформыкрая, подготовил проекты императорских указов по самым острым на тот моментвопросам. И сумел убедить царское правительство в необходимости их исполнения.
Однако российская внутренняя политика обернулась такимобразом, что идеи М. М. Сперанского, перспективные и дальновидные, были забытыпочти на целое столетие -о нем как о государственном деятеле вспомнили только вначале XX века, и то ненадолго: грянула революция. Что же касается егосибирских проектов, то они так и остались без внимания.
Находясь в новой должности он решил провести ревизию Сибири.Она вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полноебесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинаетпроводить реформы управления краем.
“Первым сотрудником” при проведении сибирских преобразованийбыл будущий декабрист С.Г. Батеньков. Он вместе со Сперанским энергичнозанимался разработкой “Сибирского уложения”- обширного свода реформированияаппарата управления Сибири. Вместе они подготовили множество проектов: осухопутных сообщениях, об учреждении этапов, об административном образованиигуберний по природным зонам и т.д. Особое значение среди них имели два проекта,утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирскихгуберний» и “Устав об управлении инородцев”. Примечательно, чтоособенностью последнего явилось предложенное Сперанским новое деление коренногонаселения Сибири по образу жизни на — оседлое, кочевое и бродячее.Соответственно этому делению каждая категория получала свои права иобязанности, а власти предписывался порядок управления ими.
В период работы над Сибирским уложением” Батеньков искренневерил, что Сперанский, “вельможа добрый и сильный” действительно преобразитСибирь. Впоследствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано “никакихсредств к исполнению возложенного поручения” и результаты его деятельности вСибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что “занеуспех нельзя винить лично Сперанского”. Он писал о последнем: “Память о немсохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многиепамятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегкоизглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром”.
В конце января 1820 года Сперанский направил императоруАлександру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончитьвсе дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметьцели». Этим Михаил Михайлович явно подталкивал государя к тому, чтобы тотпозволил ему в ближайшем будущем вернулся в Петербург. Дозволение Александра незаставило долго себя ждать. Но император предписывал своему бывшемугоссекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицук последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла наСперанского. В его душе начали преобладать чувство бессмысленности собственнойдеятельности, сознание того, что в Петербурге по-прежнему есть влиятельныенедруги ему, страх остаться в Сибири навсегда и даже боязнь подвергнутьсянеобоснованным обвинениям со стороны местных чиновников, уличенных им взлоупотреблениях.

III.Причины безуспешности начинаний Сперанского
Причина безуспешности преобразовательных начинанийСперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этойнепоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новыеправительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаныбыли на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона,который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной иобщественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или погласному признанию действующего закона, целая половина населения империи,которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а отличного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения небыли согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые быливведены и надуманны.
По требованию исторической логики новыегосударственные учреждения должны были стать на готовую почву новыхсогласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин.Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учрежденияраньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотелипостроить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась врабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые ихпроизводили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается впреувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди техпоколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, всечастные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будетосуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е.система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такомумнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучениядействительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать закороткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будутоценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи дляисторического честолюбия.

Заключение
 
РешениеСперанским проблем управления Сибирью и Пензенской губернией имелопрогрессивное значение для этих территорий. Администрирование Сперанскогосибирским краем повлекло за собой решительный поворот в политике самодержавия вотношении Сибири и, в частности, её коренного населения. Благодаря СперанскомуСибирь в представлении правительства уже являлась не промысловой колонией, аорганической частью России, управляемой с учетом естественно-географических и этническихособенностей.
ОбозначенныйСперанским вектор развития взаимодействия государства и коренных народовСибири, остается верным, и по сей день. В нынешнее время стерженьправительственной политики в отношении коренных жителей Сибири составляет защитаих интересов и обеспечение устойчивого развития в сфере традиционногоприродопользования. разработанная Сперанским в 1819 г.
Главнаяцель сибирских преобразований — превращение Сибири в производящий регионреализуется в современных условиях. Она является основным приоритетом вдеятельности теперешних высших администраторов Сибири.
Припроведении сибирской реформы 1822 г. М.М. Сперанский добился создания советовпри генерал-губернаторах, губернаторах и окружных начальниках. Этиколлегиальные и совещательные органы состояли из чиновников, а не депутатов — жителей края. Определенные Сперанским состав и функции советов свидетельствуюто расхождении первоначальной идеи реформатора о привлечении представителей сибирскогообщества к выработке административных решений и его практических шагов поорганизации управления краем.
Однакосамо учреждение советов соответствовало предложениям Сперанского 1803-1809 гг.- создавать органы, которые в будущем смогут стать политическисамостоятельными.
Несмотряна нереализованность многих замыслов сибирского реформатора, созданная по егопроектам областная организация, представляла собой более эффективную модельтерриториального управления, чем ранее существовавшая. Данная модельспособствовала ускорению темпов социально экономического развития сибирскогокрая.
Губернаторскаядеятельность М.М. Сперанского в Пензе представляет особый интерес, прежде всего,с точки зрения определения влияния административного опыта на представленияреформатора об устройстве власти на местах. Находясь в Пензе, Сперанскийсосредоточил внимание на выявлении недостатков действующего Учреждения огуберниях (1775 г.) и на пересмотре регламента генерал-губернаторской игубернаторской власти. В Пензе Сперанский разработал ряд мер по освобождениюгубернских учреждений от излишней опеки главных местных начальников, а также поослаблению личной власти высших администраторов на местах. Опыт губернаторскойслужбы убеждал Сперанского в необходимости разделения функций надзора иуправления местных властей.
Впериод практической деятельности по решению вопросов губернского и окраинногоуправления произошло изменение подхода Сперанского к реорганизации управленияна местах. Теперь реформу губернского управления он выдвигал на первое место вряду гражданских преобразований, постепенно ведущих к политическим изменениям.Руководствуясь этим подходом, М. Сперанский составил несколько проектовгубернского и уездного управления в начале царствования Николая I в 1829-1831гг. В данных проектах содержались предложения, вносившие существенные измененияв действующий порядок организации и функционирования местного управления. Этопредложения, касавшиеся отстранения губернатора от активного администрирования,создания общих присутствий при губернаторе и в уездах, отделения от полициисудебных и хозяйственных функций, а также реорганизации уездной полиции и укрепленияволостного управления.
Втеоретических разработках Сперанского по усовершенствованию управления наместах 1827-1831 гг. нашло отражение стремление реформатора включить болееактивных представителей цензовых слоев общества в работу муниципальных ирегиональных государственных органов. Основной задачей реформатора и в 1809 г.и в 20 гг. XIX века являлось содействие созданию самостоятельной структурыорганов самоуправления, способной эффективно решать насущные хозяйственные исоциальные проблемы. Реорганизация местного управления, проектируемаяСперанским, должна была помочь населению (собственникам недвижимости,экономически не зависимым людям) участвовать во власти.
Проведенныйв исследовании анализ деятельности М.М. Сперанского по проектированиюобластного, губернского и уездного управления, позволяет говорить о том, чтовыдающийся реформатор центральных органов государственной власти и управленияначала XIX века, серьезное внимание уделял развитию местных учреждений. В немон видел единственную возможность противостоять чрезмерному и неоправданномуусилению центральной власти и с ним связывал преодоление дефицита свободы вроссийском обществе.
М.М.Сперанский осознавал, что путь расширения самостоятельности местных органоввласти и формирования местного самоуправления потребует огромных усилий отгосударства и общества. Именно это направление государственных преобразованийреформатор определял как одну из главных составляющих стратегического ответаРоссии на ключевой для нее вопрос: как отреагировать на вызов Европы,являющейся центром беспрецедентного ускорения экономического роста. Построениесистемы взаимодействия государства и самоуправленческих структур на местах М.М.Сперанский включал в набор предпосылок, необходимых для реализации огромноготворческого народного потенциала России, без которой реформатор не мыслилобеспечение процветания страны, ее достойного места в мире.

Литература
1. Левандовский А.Самоуправление в контексте самовластия// Знания сила. 1992г. №2
2. Сперанский М.М.Проекты и записки. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
3. Сперанский М.М.Руководство к познанию законов. — Спб., 1845.
4. Сперанский М.М.Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). — Спб.,1833.
5. Шильдер Н.Император Александр I: Т.III. — Спб., 1897.
6. Томсинов В.А.Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. — М.:Молодая гвардия, 1991.
7. Чибиряев С.А.Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского.- М.: Воскресенье, 1993.