Балет Казахстана в годы Второй мировой войны

В период Великой Отечественной войны в Алматы были эвакуированы многие театры Советского Союза. Выступления артистов балета из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, их творческие связи оказали большое влияние на развитие национального танцевального искусства. В 1941—1943 гг. балет-мейстер Киевского театра оперы и балета Г.А. Березова руководила труппой Казахского театра оперы и балета и сделала все возможное для развития
хореографического искусства Казахстана. Поставленные ею балетные спектакли "Лауренсия" А.А.Крейна, "Жизель" А. Адана, "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева и "Лебединое озеро" П.И.Чайковского прошли на высоком художественном уровне. Глубоко интересует ее и развитие национального танца.
18 июня 1942 г. Галина Сергеевна Уланова исполнила свой первый танец на сцене Казахского театра оперы и балета и роль Марии в "Бахчисарайском фонтане", в театральном сезоне 1942— 1943 гг. исполнила партии Одетты-Одилии ("Лебединое озеро" П.И.Чайковского), Марию (в "Бахчисарайском фонтане" Б. Асафьева),
Жизель (в балете Адана под этим названием) с особым мастерством. Деятельность Г.Улановой, ее собственные занятия и репетиции, длившиеся много часов подряд, требовательность к партнерам и всему коллективу ансамбля были для всех артистов балета великолепной школой, уроками беспредельной творческой взыскательности. Балерина также показала свое исполнительское мастерство в спектак-лях "Лебедь" К. Сен-Санса и "Вальс" Ф. Шопена.
Уланова оказала большую помощь в постановке на сцене балета "Жизель". Спектакль "Жизель", где главную партию танцевала сама балерина, был ярким, запоминающимся событием в театральной жизни республики. Вместе с тем она провела репетицию дипломного спектакля "Лебединое озеро" хореографического училища. Спустя много лет Г. Уланова написала: "В годы Второй мировой войны я танцевала в Театре оперы и балета им. Абая. До сих пор в моей памяти сохранились поэтические танцы казахского народа, тщательно слежу за развитием хореографического искусства республики". В создание национального репертуара внесла свой вклад Г. Березова, которая уделяла много внимания классическим танцам. Березова совместно с худож-ником А. Исмаиловым поставила "
Казахскую танцевальную сюиту и казахские танцы к опере "Жалбыр". Она пыталась развивать фольклорные танцевальные образы, обогащая танцы новыми движениями, но замыслы балетмейстера не осуществились. После двух постановок "Казахская танцевальная сюита" была снята, а с отъездом Г.Березовой оказались незаслуженно забытыми и танцы к опере "
Жалбыр". Отъезд из Казахстана Г. Улановой, Г. Березовой и артистов Москвы, Киева, Минска, Одессы ослабил состав исполнителей. В 1944 г. балетмейстер Ю. Ковалев вновь поставил спектакль "Конек-Горбунок", в 1945 г. он поставил "Дон Кихота" и "Коппелию" в новой редакции.
Первые выпускники Г. Ахимбекова, А. Сулейменова, М. Джаота-рова, Б. Ватсон, С. Парманкулова, С. Ходжаева, Д. Абиров, М. Манасов, А. Сатенов, Ж. Нуршаиков, А. Ахунджанов, С. Абдрахманов, Т. Пе-черская, А. Гвоздкова, Л. Шакулова окончили хореографическое училище в 1942 г.
В программу дипломного спектакля вошли вторая часть "Лебединого озера", "Дон Кихота" и третья часть "Эсмеральды". Однако состав исполнителей театра был переполнен эвакуированными артистами, поэтому национальные кадры не были востребованы. А. Сулейменова и М. Джаотарова оставляют сцену, Е. Ватсон трагически погибает.
Ветераны войны, получившие тяже-лые раны, Ж.Нур-шаиков, А. Ахунджанов, С. Абдрахманов, М. Манасов и А. Сатенов не вернулись на сцену. Только Д. Абиров после войны начинает работать в театре в качестве художественного руководителя казахского балета.