Форсированная индустриализация Красноярского края

Содержание
Введение
1. Красноярск в первое десятилетиесоветской власти
1.1 НЭП и его влияние на развитиеэкономики
1.2 Горожанин в обстановке НЭПа
2. Форсированная индустриализация
2.1 Провал НЭПа и поиск альтернатив
2.2 Необходимость, сущность иособенность индустриализации экономики Красноярского края
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Объект исследования: развитие промышленности в переходные моменты.
Предмет: проблема форсированной индустриализации Красноярского края.
Цель: показать процесс построения промышленного потенциала Красноярскогокрая; выявить закономерности и особенности данного процесса.
Задачи:
1)   Анализ источников
2)   Проследить рост предприятий
3)   Воссоздать историческую обстановку
4)   Показать, как развивалосьпромышленное производство
5)   Показать альтернативы развитияпромышленности в крае
Актуальность и новизна темы:
Развитие промышленности происходило сложно и противоречиво.Индустриализация, проведенная ускоренными темпами, ранее воспринималась какединый и оптимальный вариант развития.
Сегодня индустриализация представляется как явление исключительнопротиворечивое и неоднозначное. Сегодня известны результаты пройденного пути, иможно судить не только о субъективных намерениях, но и об объективныхпоследствиях, а главное – об экономической цене и социальных издержках индустриализации.Поэтому данная проблема актуальна и в настоящее время.
В ходе написания данного реферата была использована следующая литература:«Красноярский край в истории отечества. Книга вторая октябрь 1917 – 1940 гг.»под редакцией администрации Красноярского края, управления народногообразования, комитета по делам архивов, Государственного архива Красноярскогокрая; Л.Г. Олех «История Сибири»; Л.Э. Мезит «История Красноярского края1917-1940 гг.» В этих работах исследуется проблема становления форсированнойиндустриализации, методы, которыми она проводилась в городе и крае.

 
1. Красноярск в первое десятилетие советской власти
 
1.1 НЭП и его влияние на развитие экономики
В XX век Россия вступила как многонациональноеагропромышленное государство. Одним из центральных вопросовобщественно-политической жизни страны явилось ее отставание в индустриальномсекторе от ведущих стран мира и Красноярск не исключение.
В промышленном развитии намечались две линии развития: одна линия –капиталистическая, когда часть предприятий было разрешено приватизироватьчастично или полностью. Другая линия -социалистическая, когда ряд предприятийбыли национализированы.
Основную массу промышленности тогда еще Сибирской губернии по наказу СНКот 9 августа 1921 г. о проведении начала нэпа в промышленности можно было поделитьна четыре группы. К первой относились предприятия, лучше оборудованныетехнически: Главные железнодорожные мастерские, Знаменский стекольный завод,кожевенные, лесопильные предприятия – всего89 предприятий. Они оставались введении Губернского Совета народного хозяйства.
Ко второй группе относились предприятия, требовавшие для восстановлениябольших материальных затрат. Их надлежало передать на правах аренды трудовымколлективам, частным лицам. В губернии к этой группе было отнесено 60предприятий, среди них спичечные, мыловаренные фабрики, мелкие мельницы,лесопилки и т.д.
К третьей группе были отнесены предприятия, ранее принадлежавшиекооперации. Их надлежало на правах аренды передать частным лицам. К этой группебыло отнесено 15 мелких полукустарных мастерских.
К четвертой группе были отнесены остальные 206 предприятий. Ихвосстановление требовало огромных средств. Они не имели техническогооборудования, преимущественно это были кустарные мастерские. Их можно былопродавать частным лицам и кооперативам на правах собственности. [ 8, c.56]
К концу 1920-х гг. 84% всей промышленной продукции давали предприятиягосударственного сектора и лишь 3% — частные предприятия, что было характернокак для Сибирского края, образованного 25 мая 1925 года взамен Енисейскойгубернии, так и для всей Сибири в целом. Можно отметить, что в нэповский периодпромышленность края оставалась преимущественно мелкокустарной, в которыхизготавливались обувь, глиняная посуда, крестьянские телеги, бочки и т.д.
Большое внимания уделялось функционированию государственных предприятий,заготовка сырья считалась исключительной монополией заготовителей ГСНХ.Наиглавнейшими проблемами этого сектора были изношенность оборудования, низкаяквалификация работников, слабая трудовая дисциплина, недостаток оборотныхсредств. Так на Знаменском стекольном заводе, на котором к 1924 году работало700 рабочих, работа шла с перебоями. Основная проблема заключалась в нехваткесырья, изношенности оборудования. Если по выпуску стекла завод выполнял план,то по производству бутылочной продукции не более 30%. А из-за недостаткаоборотных средств рабочим платили 20% заработной платы, а 80% продуктами откооперации.
Наряду со старыми предприятиями ГСНХ пытался вводить в строй новые предприятия,так в 1922 году на базе кустарных сапожных мастерских была создана обувнаяфабрика «Спартак». На ней трудилось 44 человека, но при низком качестве еепродукция пользовалась спросом.
В ноябре 1925 года была открыта Ачинско-Минусинская железная дорога. Длязавершения ее строительства губисполком выпустил специальные акции, которыераспространялись сельскими Советами.
На рубеже 1927 года в промышленном развитии край достиг уровня 1913 года.Были восстановлены рудники «Юлия», «Улень», «Коммунар», Черногорские,Коркинские, Изыхские каменноугольные копи, Троицкий сользавод, Красноярскийстекольный, механический завод в Канске, электростанция в Туруханске и такможно продолжать дальше.
Рассматривая же ситуацию с системой самоорганизации производства, то ещедо революции все промышленные предприятия находились в акционерной или частнойсобственности за исключением горнозаводской промышленности, находившейся вподчинении Императорского Кабинета и генерал-губернатора.
В 1920-х годах частные промышленные предприятия Сибири былинационализированы. Вся продукция объявлялась государственной собственностью иподлежала распределению. Задачи же управления сибирской промышленностьювозлагались на губернские советы народного хозяйства. Эти советы в свою очередьнаходились под контролем Сибирского промышленного бюро ВСНХ.
В период НЭПа появились тресты, которые взяли под контроль почти всепредприятия. В свою очередь тресты подчинялись губернским СНХ. Это помоглореализовать идею восстановления цен, позволяющих стабилизировать основнойкапитал промышленности в условиях высокой инфляции и спада производства, таккак хозяйственный расчет давал предприятиям возможность для маневра,позволяющего компенсировать отрицательные последствия падающего рубля путемприобретения дефицитных товаров и осуществления бартерных сделок.
В 1924 году произошла еще одна реорганизация системы управления.Губернские совнархозы сливались с губкоммунхозами, что вызвало дезорганизациюместной промышленности. Губсовнархозы превращались в подотделы промышленностипри отделах местного хозяйства, где местные интересы стояли вышепромышленности.
Будучи изолированной от рынка и лишенной частной инициативыпромышленность испытывала на себе давление со стороны управленческого аппарата.Положение ухудшалось тем, что губисполкомы губерний, в которых преобладалосельское хозяйство, рассматривали промышленность как подсобную отрасль, чтоприводило зачастую к тому, что ее работу планировали без учета опыта в данныхотраслях из других регионов, где промышленность уже стояла выше нежелисельскохозяйственная отрасль.
Это приводит к тому, что к началу 1925 года перед Сибпромбюро всталазадача изменить форму и методы регулирования сибирской промышленностью. Чтобысохранить централизованное влияние было решено выбрать механизм распределениякредитов через Сиббюро.
К 1928 году сибирская промышленность подверглась еще одной реорганизации.Суть заключалась в том, чтобы промышленность вошла во всесоюзные синдикаты,управляемые из столицы.
К концу нэпа промышленность края ощутимо оправилась от последствий войны.Выросла производительность труда, но она составляла 94% от довоенного уровня.Сократилась безработица в крае с 12,5 тысяч в 1920 года до 5 тысяч в 1926 году.В то же время в промышленности по-прежнему преобладали мелкие предприятияполукустарного типа с численностью рабочих от 2 до 100 человек. Только 124предприятия считались механизированными, 46 – кустарными. Старая техническаяоснова только тормозила развитие. В этот период времени возникла потребность вкардинальной технической реконструкции. В крае сложилась смешанная экономика,при которой сосуществовали государственные, кооперативные, арендные, частныепредприятия.
1.2 Горожанин в обстановке НЭПа
С 1922 года начала оживать финансовая система губернии. Весной 1922 годав Красноярске состоялось открытие Государственного банка. Однако бюджетгубернии был дефицитным и поэтому губисполком заботился о доходной частиместного бюджета, так как от ее состояния зависело решение всех социальныхпроблем региона.
Материальное положение населения улучшалось, но жили люди очень скромно.Цены были высокими, а зарплаты низкими. Рабочие получали до 40 рублей, а 1килограмм сахара стоил 36 копеек, коробок спичек 14 копеек, мыло 28 копеек,метр ситца 40 копеек. [ 8, c.61]
Одной из главных проблем для молодежи и низкоквалифицированных рабочихбыла безработица. В городах не редко вспыхивали стихийные бунты, протесты из-занесправедливого по их мнению имущественного расслоения.
В городах также остро стояла жилищная проблема. Массового строительстважилья не было, многие горожане жили в бараках. Внешне города были похожи набольшие деревни. Лишь к маю 1929 года коммунальная секция горсовета того жеКрасноярска рассмотрела вопрос о постройке благоустроенных жилых домов длярабочих так называемого «Каменного квартала». В резолюции, принятой назаседании секции говорилось следующее: « Острый квартирный кризис в особенностив рабочих районах, который вынуждает производить частную постройку домов, несоответствующих удовлетворению в области гигиенических и бытовых условий… Являетсяодной из причин развития частной собственности, обрастания, и неплановщины,каковая ведет не к культурному воспитанию и организованности рабочих масс, а кневежеству, дезорганизации и обывательщине». [ 11, c.69]
К концу 20-х гг. выяснилось, что нэпом не все довольны. В частностирадикально настроенные члены партии рассматривали нэп как отступление передбуржуазией. Рабочих не устраивал низкий уровень жизни, безработица, отсутствиежилья.

2. Форсированная индустриализация
 
2.1 Провал НЭПа и поиск альтернатив
Главная задача нэпасостояла в том, чтобы обеспечить решение задачи быстрого индустриального рывкасоветской экономики, построения основ индустриального общества в СССР. Однакорешить её так и не удалось. История нэпа — это история кратковременных успехови затяжных кризисов новой экономической модели. С помощью нэпа так и не удалосьобеспечить бесперебойный канал снабжения хлебом и сырьём городов, армии,промышленности России. Экономические рычаги не работали. Индустриализациятребовала ежегодных капиталовложений во много раз больше, чем мог дать нэп. Этои определило, главным образом, его судьбу. Нэп не «сломали», а он «сломался»под тяжестью, стоявших перед ним задач. Следует также показать влияние депрессиии мирового кризиса на нэп.
2.2 Необходимость, сущность и особенность индустриализацииэкономики Красноярского края
 
Индустриализация – создание крупного машинногопроизводства, прежде всего тяжёлой промышленности (энергетики, металлургии,машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей). В СССР речь шла овозобновлении индустриализации, начатой ещё в дореволюционное время ипрерванной событиями 1917 г.
В декабре 1925 г. на 14 съезде ВКП(б) был провозглашён курс на
индустриализацию. 1926–1928 гг. историки определяют, как начальныйэтап индустриализации. Необходимость модернизации промышленности и всейэкономики страны в условиях капиталистического окружения стала главной задачейсоветского правительства с начала 20-х годов. Наметился процесс усиления контроляи регулирования экономики. Это привело к разработке первого пятилетнего планаразвития народного х-ва СССР. В плане первой пятилетки (1928–1932 г.) былизаложены показатели резкого, форсированного роста производства промышленнойпродукции, так в соответствии с решениями XV съезда ВКП(б), принявшего директивы по составлению первогопятилетнего плана, в Красноярском округе было намечено строительстволесохимического завода, фарфорово-фаянсовой фабрики, завода огнеупорногокирпича, цемента, судостроительной верфи, а также техническая реконструкциядействовавших предприятий.
Переход к форсированной индустриализации страны потребовал широкогововлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов Сибири. Необходимостьрационального размещения производства на огромных пространствах Сибирскогокрая, приближения к источникам сырья и топлива выдвинули задачуусовершенствования административно-территориального деления. В 1930-е гг. врезультате административной реформы в Сибири вместо старого деления на округа быливведены новые структуры: области, края и районы. Сибирский край был разделен надве части: Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую. А 7 декабря 1934 г. былопринято постановление Президиума ВЦИК об образовании Красноярского края всоставе 52 районов, Хакасской автономной области, Таймырского и Эвенкийскогонациональных округов.
Административным центром нового края стал Красноярск. К этому временинаселение города уже превысило 170 тыс. жителей. Значительные изменения в этотпериод произошли в социальной структуре населения. Самой быстро растущейгруппой были промышленные рабочие. Их численность на 1 января 1933 г. составила25090 человек. Это свидетельствовало о том, что процессы урбанизации начинаютприобретать необратимо нарастающий характер. Из числа бывших крестьян,переселявшим в города, складываются постоянные кадры квалифицированных рабочих.В 1938 г. на предприятиях города трудилось 52 тыс. рабочих и служащих, чтосоставляло треть населения города.
В годы довоенных пятилеток неуклонно возрастает уровень занятости женщинв общественном производстве, которые овладели массовыми рабочими профессиями:токарей, слесарей. В 1936 году только на ПВРЗ женщины составляли почти третьрабочих завода. [ 2, c.320]
Образование края явилось мощным толчком для развития экономикиКрасноярска. Если к началу промышленной реконструкции основу городскойпромышленности составляли несколько крупных предприятий (Главныежелезнодорожные мастерские, депо, механический завод, изготавливавшиймолотилки, фабрика «Спартак»), электростанция, пароходство и массамелких полукустарных мастерских, то к концу довоенного периода структурагородской промышленности заметно изменилась. За годы двух пятилеток (1928-1937г.) в городе было введено 33 новых промышленных предприятия, в том числе Красноярскиймашиностроительный завод кислородный, канифольный, лакокрасочный,рыбокоптильный, кирпичный, хлебопекарные заводы, деревообделочный и мельничныйкомбинаты, графитная и мебельная фабрики, временная электростанция«Красмаша» мощностью 2000 киловатт, ТЭЦ паровозоремонтного завода.
Крупная индустрия появлялась с определенными затруднениями. Новыепредприятия (кислородный, цементный и др.) долго и с большим трудом выходили назапланированные мощности. В силу низкой квалификации рабочих медленно осваиваласьновая техника, был высоким процент брака. Так из материалов 5-й окружнойпартийной конференции от 1 апреля 1930 года, посвященного «Состоянию развитияпромышленности», мы можем увидеть следующее подтверждение вышесказанному: «Плановые проектировки в области производительности труда мы не выполнили на20%,это говорит за неумелое, недостаточное использование творческой инициативымасс, неумелое использование соцсоревнования и ударничества. Индивидуальныесоревнования у нас развернуто недостаточно. Заключение индивидуальныхдоговоров, а особенно их проверка, поставлена из рук вон плохо. Поэтому вдальнейшем вопросы контроля по выполнению заключенных договоров должныобсуждаться на рабочих собраниях, стать достоянием рабочих масс». [1, c.174]
С1931 г. в районе деревни Базаиха началось строительство одного изкрупнейших деревообделочных комбинатов, оборудование для которого былозакуплено за рубежом. Возведение комбината планировалось завершить к 1933 г.,но фактически оно было завершено только в 1937 г. Отставание от графикастроительства было вызвано слабой механизацией труда, высокой текучестьюкадров, вызванной острой нехваткой жилья для рабочих.
В годы первых пятилеток началась реконструкция Главных железнодорожныхмастерских, которые с 1932 г. были преобразованы в паровозоремонтный завод(ПВРЗ) и стали предприятием союзного значения. В ходе реконструкции былирасширены котельный и кузнечный цеха, построена электростанция, обновленатехническая база производства. Благодаря этим изменениям удалось заметноувеличить производительность труда и общий объем производства. Так, если в 1913г. в железнодорожных мастерских было отремонтировано 93 паровоза, то в 1936 г.- 267, а с учетом текущего ремонта 311 паровозов.
ПВРЗ постоянно развивался. В 1937 г. завод получил новое техническоеоборудование, которое позволило механизировать многие трудоемкие процессы. Былиустановлены мостовые краны, мощные прессы, крупные подъемные механизмы.Началось строительство большого цеха для литья чугунных колес. Параллельно былапроведена реконструкция электросети на территории завода и в цехах, введеныдополнительные мощности.
Одновременно с техническим перевооружением по инициативе партийныхорганизаций на заводе развернулось массовое социалистическое соревнование.Рабочие брали на себя повышенные обязательства. В 1931 г. на ПВРЗ всоревнование было вовлечено 83% рабочих.
Однако трудовой энтузиазм рабочих не мог компенсировать многочисленныепроблемы, связанные с нехваткой капиталов, неразвитостью экономическойинфраструктуры, низкой квалификацией основного контингента рабочих. Ситуацияосложнялась энергетическим кризисом, обострившимся зимой 1931 г. Развивавшаясяпромышленность требовала все больше энергии, а городская электростанция ужебыла не в состоянии обеспечивать потребности производства и жителей города. Порешению горсовета было ограничено потребление электроэнергии в квартирах иучреждениях.
Неудовлетворительным было положение в легкой и пищевой промышленности.Эти отрасли во многом зависели от сельского хозяйства, которое не моглообеспечить их сырьевую базу. В итоге план первой пятилетки по многимпроизводственным показателям был не выполнен.
Местные партийные и советские руководители пытались изыскать резервы дляпреодоления трудностей в развитии производства. В соответствии с постановлениемЦК ВКП(б) от 5 августа 1931 г. на предприятиях города стали открыватьсякабинеты технической пропаганды, была организована техучеба на ПВРЗ, на фабрике«Спартак». Все это было призвано повысить уровень техническойграмотности работников. На предприятиях города была введена обязательнаягосударственная проверка знаний рабочих, обучавшихся техминимуму в кружках и накурсах.
Однако темпы развития промышленности края до середины 1930-х годов былиневелики по сравнению с Западной Сибирью, так как для промышленного освоенияВосточной Сибири необходим был толчок со стороны европейских районов, полностьюснабжавших Сибирь оборудованием, кадрами, проектно-сметными разработками.Поэтому в первую пятилетку основное внимание было обращено на Урало-Кузбасскийрайон, где в 1927 году развернулись работы по созданию Кузнецкогометаллургического комбината, который уже к 1932 году превратился из строящегосяпредприятия в действующее с полным металлургическим циклом. [ 4, c.321]
В ноябре 1929 года на пленуме Сибкрайкома ВКП(б), обсуждая пятилетнийплан развития Сибири, было подчеркнуто, что в планах Ачинского, Канского,Красноярского округов лесная промышленность должна будет занять главное место.
За три года первой пятилетки на территории Сибирского края было создано22 леспромхоза. Без внимания не осталась и деревообработка: были сданы вэксплуатацию Усть-Абаканский, Маклаковский лесозаводы, завершено строительстволесопильных заводов в Канске, Енисейске. С 1931 года в районе Базаихи и станцииЕнисей началось строительство деревообрабатывающего комбината, оборудование длякоторого было закуплено за границей. Стройка объявлялась первоочередной, и еезавершение планировалось к концу 1-й пятилетки, но фактически она продолжаласьдо 1937 года. За годы 1-й пятилетки постройка лесной промышленности былопродвинуто на север. В 1929 году за Полярным кругом возник город Игарка,ставший в последствии крупным деревообрабатывающим центром.
За годы пятилетки выпуск промышленной продукции края вырос в 3,4 раза,численность рабочих возросла в 2,5 раза. Промышленность города Красноярскавыросла в 6,5 раз. В основном велась техническая реконструкция ранее созданныхпредприятий, одновременно с ними сооружались и новые предприятия.
Промышленное развитие края поставило решении проблемы подготовки кадров:была расширена сеть школ, ФЗУ, курсов по ускоренной подготовке специалистов,индивидуальное и бригадное обучение на производстве.
С 1929 года начинает развиваться соревнование. Ведущая роль вовнутризаводском соревновании принадлежала ударным бригадам.
По инициативе партии началось соревнование родственных предприятий. Так в1929 – 1930 гг. работники Знаменского стекольного завода соревновались сработниками Бийского стекольного завода, коллектив фабрики «Спартак» — сколлективом Иркутской обувной фабрики.
Социалистическое соревнование обеспечивало значительный ростпроизводственного труда. В качестве примера выгоды от такого шага развития впромышленности можно привести случай когда на капитальный ремонт паровозыприходили с лопнувшими цилиндрами, их выбрасывали и ставили новые. Вступив всоревнование, рабочие ПВРЗ нашли иное решение. При небольших затратах цилиндры,которые ранее шли на переправку, теперь продолжали работать. На 2-х паровозахэкономия составил 3 тысячи рублей. В то же время социалистическое соревнованиево многом способствовало успешному выполнению запланированных пятилеток.
В то же время в первую пятилетку промышленность края развивалась в крайнетяжелых условиях: не хватало хлеба, высокой была себестоимость производимойпродукции.
Богатые рудные месторождения привлекали руководителей к развитиюсобственной металлургии, но для этого необходимо много энергии. В начале 30-хгг. таким образом появился проект сооружения Ангаро-Енисейскогогидроэнергетического комплекса. Для реализации этой цели при ВСНХ было созданоспециальное управление по изучению Ангары и Енисея.
Но подготовленные в 1932 году экономическое и геологическое обоснованияАнгаро-Енисейскоо комплекса были отклонены, так как профессор Никитин из АН СССРсчитал Сибирь слишком сейсмоопасной зоной для сооружения гидростанций.
Промышленное развитие в крае в годы второй пятилетки осуществлялось потем же приоритетам, что и в первую пятилетку, но началось созданиемашиностроительного гиганта – Красмашзавода – с общим объемом капиталовложенийдо 200 млн. рублей.
В ноябре 1932 года начальником стройки был назначен бывший балтийскийматрос А.И. Субботин. Обладая твердым характером, хорошим знанием дела,организаторскими способностями, новый директор проявил себя с наилучшей стороныпо отношению к рабочему вопросу. Завод возводился в ручную, но темпы еговозведения были очень высоки.
В 1934 году началась закладка основных цехов: механосборочного,чугунолитейного, паровозного депо и еще многое другое. Одновременно был пущенкирпичный завод, который на 75 % обеспечивал потребности стройки в материалах.Во втором квартале 1935 года заводом были выпущены два теплохода: «Дружинник»,«Золотоискатель», изготовлено 6 барж. К 1936 году завод вышел назапланированные мощности. К этому времени появился целый городок Красмаш: 79домов, клуб на 600 мест, больница на 125 коек.
В 1938 году на заводе началась целенаправленная подготовка специалистовразличного профиля. В 1940 году открылось ремесленное училище, где обучалось325 человек. Сооружение этого завода позволило не только решить проблемутехнического оснащения золотодобывающей, лесной промышленности края, но исоздать основу для выпуска в военную пору важной продукции: авиационных бомб,морских мин и т.д. В стране был создан новый общественный строй, могущественныйоборонный потенциал, сформированы патриотическое сознание, менталитетдуховности, нравственности и преданности своему народу и культуре. Поэтому ВМВ,ВОВ хотя и обернулись огромными жертвами для народов СССР, завершилисьисторической победой. [ 9, c.273]
Развитие же лесной отрасли осуществлялась за счет продвижения в глубькрая. Быстро увеличивался объем лесозаготовок: только за пятилетку в 2 разаувеличился экспорт пило- и лесоматериалов. Так, в 1935 году только Игарскийпорт отгрузил за границу 150 кубометров пиломатериалов. Дальнейший рост леснойотрасли сдерживался низким уровнем механизации, плохой организацией труда.
Благодаря усилиям местных властей и Наркомата лесной промышленности к1937 году энерговооруженность труда в лесной отрасли возросла: повсеместноприменялась лучковая пила, на лесозаготовках в крае использовались 141 трактор,множество автомашин.
Более быстрыми темпами развивалась золотодобывающая промышленность. В1936 году удельный вес механизированной добычи руды возрос с 71% в 1933 году до96,6%. Немаловажная роль в этом принадлежала Красмашу, выпускавшемуоборудование для золотодобывающей и угольной промышленности.
Во вторую пятилетку началось сооружение 48 крупных строек. Среди нихНорильский горнометаллургический комбинат.
23 июня 1935 года СНК СССР принял постановление « О строительствеНорильского никелевого комбината». Его сооружение был возложено на главноеуправление лагерями НКВД. Под давлением А.П. Завенягина в первоначальный проектбыло внесено существенное дополнение. Было решено строить не просто комбинаткак промышленный объект, но и благоустроенный город рядом. На это выделялисьцелевые кредиты, направлялись большие группы заключенных, которые в условияхвечной мерзлоты должны были возвести объекты комбината и будущего города. Наапрель 1937 года в Норильске заключенных насчитывалось 9 тысяч человек, вянваре 1938 года 7930 человек, к 1939 году 19579 человек.
Удельный вес промышленности в народном хозяйстве края в конце второйпятилетки составлял 65,3%. Это выше, чем по стране в целом. Приростпромышленной продукции по отношению к 1913 году увеличился в 1937 году по СССРв 8,5 раз, в Восточной Сибири в 11раз, в Красноярском крае в 15,4 раза. Валоваяпродукция промышленности выросла в 8,6 раз, в угольной в 11 раз, вдеревообрабатывающей в 17 раз.
С 1926 по 1936 гг. удельный вес городских жителей в общей численностинаселения края возрос с 12 до 30%, доля сельского населения сократилась с 88 до70%. В 1938 году 93% продукции промышленности было получено на построенных илиполностью реконструированных за этот период предприятиях.
С осени 1935 года в крае развернулось стахановское движение. ШахтерыОрлов, Дурашкин, Наумчик и другие выступали новаторами движения, которое толькос 1936 года стало достаточно массовым. Основной темп так называемогостахановского движения стал наблюдаться после приезда с проверкой на заводыкрая Л.М. Кагановича, который «подверг суровой критике негодную работукоммунистов по развертыванию стахановского движения». Самое интересное, чтопосле отъезда Л.М. Кагановича на этих заводах сразу же находят причину неудач встахановском движении, так из материалов к докладу 1936 года «О стахановскомдвижении на заводе» говориться следующее: « Товарищ Каганович сказал, что у насстахановцы были предоставлены сами себе, не встречали поддержки, стахановскоедвижение развивалось слабо. Эта сталинская прозорливость товарища Кагановичаполностью подтверждена фактами, вскрывшими нами вскоре после отъезда товарищаЛ.М. Кагановича в механическом цехе. Здесь до приезда наркома мастера абсолютноне вели никакого учета производственного труда, стахановцев травили, ломали ихстанки, воровали их инструменты». Понятное дело что всех этих вредителейрепрессировали, и из того же материала к докладу 1936 года мы можем просмотретьпримерные числа репрессированных и по какой категории они арестовывались. Вотчто получилось: « По роду преступления репрессированные распределились так:контрреволюционные вредители 21 человек, антисоветские агитаторы 8 человек,сопротивление и противодействие стахановскому движению 13 человек и прочих 9человек. Итого из 51 репрессированных 14 человек троцкистов и 10 бывшихкоммунистов». [2, c.179] В случае спровалами стахановского движения не стоит забывать еще одного козла отпущения –кулаков. Так из письма М.И. Калинина мы можем увидеть следующее: «…Кулак изэкономической категории превратился в политического козла отпущения: где бы чтоне стряслось – гадит кулак». [9, c.171]
Индустриальный рост края, развитие его производительных сил предъявляливысокие требования к транспорту. Ускоренными темпами строился Норильскийкомбинат, на севере развивалась сеть рыбоконсервных заводов,лесоперерабатывающих и других предприятий. Их надо было своевременно снабжатьпродовольствием, оборудованием. Доставлять это можно было по воздуху, либоводным путем по Енисею, поэтому деятельность Енисейского речного пароходствабыла в поле зрения партийных и советских органов. Совершенствовалась работаводного и воздушного транспорта. С краем Красноярск был связан в основномглавной водной артерией – Енисеем. На долю речного пароходства приходилось до64% всех перевозок. К концу второй пятилетки был основан Северный морской путь.
В 1936 году городская железная дорога, выделенная из Томской иВосточно-Сибирской, произвела техническую реконструкцию и в результате с 1938года начала выходить на одно из первых мест в СССР по объемам грузоперевозок.
С 1933 года началось регулярное воздушное сообщение по маршрутамКрасноярск – Игарка, через год трасса была продлена до Дудинки. К 1938 годуКрасноярск был связан воздушными линиями с Енисейском, Турой, Кежмой, Байкитом.Через Красноярск проходила почтовая авиация Владивосток – Москва.
В январе 1934 года на базе двух полуразвивающихся сараев и небольшогокоммунального здания были открыты авиаремонтные мастерские Главсевморпути. Онипредназначались для обслуживания и ремонта самолетов полярной авиации, так каквначале 1930-х гг. Красноярск стал основной авиационной базой Главногоуправления Севморпути. К августу 1935 года мастерские стали заводом,располагавшим шестью цехами. Тогда же было решено строить новый завод. К лету1941 года был построен Авиадом.
Вторая пятилетка намного продвинула вперед промышленное развитиеКрасноярского края. В общем объеме продукции промышленности и сельскогохозяйства на долю первой приходилось 65% против 25% 1913 года. Менялась иструктура самой промышленности. На первое место выдвигалось производствосредств производства. Изменилась география промышленности: началось промышленноеосвоение Севера.
Третья пятилетка для края была напряженной. Основное внимание уделялосьразвитию военной промышленности. Объем промышленной продукции края должен былвозрасти на 105% против 92% по СССР. Преимущественное внимание уделялосьразвитию тяжелой промышленности, машиностроению. Однако в реальной жизниплановые задания были выполнены лишь на 38% в 1938 году и на 93% в 1939 году.Сказывался огромный дефицит электроэнергии, дефицит угля, кирпича.
В 1940 году промышленными предприятиями было произведено продукции насумму 206 млн. рублей. В отрасли работало 106 тыс. Человек
Своевременным было создание в 1940 году государственных трудовых резервов– качественно новой ступени в подготовке квалифицированных рабочих. Весьучебный процесс в учебных заведениях этой системы был нацелен на овладениеюношами и девушками рабочей профессии.
С первых же дней войны первостепенной государственной задачей наряду сорганизацией вооруженного отпора врагу стал перевод народного хозяйства навоенное производство и эвакуация в тыл основных предприятий и части населенияиз западных районов страны.
Операции по перемещению целых заводов и их пуску на новом месте былиисключительно сложны. Ввод предприятий в строй на новом месте осуществлялся вчрезвычайно тяжелых условиях.
Однако, кроме строительства новых заводов происходила реконструкция иобновление уже действующих предприятий. Красноярский ПВРЗ, один из самыхкрупных заводов в крае, принявший в сентябре-декабре 1941 г. оборудованиеПолтавского, Воронежского, Харьковского и Изюмского заводов Наркомата путейсообщения (НКПС), подвергся коренной реконструкции. В предвоенный период заводзанимался капитальным и средним ремонтом паровозов и вагонов для Красноярской,Томской и Восточно-Сибирской железных дорог.
В 1941 г. завод приступил к сборке санитарных поездов. Оборудование дляних должно было поступать с других предприятий страны, но оно задерживалось, анужды фронта требовали скорейшего выпуска таких поездов. Тогда группаконструкторов сделала все необходимые чертежи на оборудование, и заводприступил к его производству из собственных материалов. И работа, которая вмирное время потребовала бы несколько недель и даже месяцев, теперь былавыполнена в течение нескольких суток. Вскоре санитарные поезда из Красноярска одинза другим пошли на фронт.
В первые месяцы войны, завод, перестроив свою работу и приняв на своюбазу эвакуированные паровозоремонтные заводы, организовал два новых спеццеха, ав августе 1942 г. закончил реконструкцию вагонного цеха под ремонт мощных паровозовсерии «ФД».
В 1941 г. из города Бежицы Орловской области эвакуирован в Красноярскзавод «Красный Профинтерн», на базе которого был здесь построенСибирский завод тяжелого машиностроения.
Фактически та масса предприятий, которую мы можем наблюдать на территорииКрасноярского края, является либо промышленностью созданной в периодиндустриализации, либо это предприятия, эвакуированные в свое время с Западныхтерриторий СССР, в период огромной угрозы их уничтожения на момент ВеликойОтечественной Войны.

 
Заключение
 
Проведение в жизнь форсированной индустриализации означало качественноновый рубеж в жизни Красноярского края. Все виды промышленности –государственные, частные стали всеохватывающими в жизни каждого горожанина. Неменее существенно изменился и социально-политический облик края. Завершиласьпромежуточная полоса, переходного состояния. Так вся промышленность края кконцу 2-й пятилетки и к началу третей полностью становится государственной,вытесняя частные, кустарные мастерские, объединяя их в крупные промышленныепредприятия, которые были бы способны увеличить экономические показатели впромышленном секторе экономике не только края, но и государства в целом.
В последнее время в отечественной литературе появляются вопросы такогохарактера как «А нужна ли была индустриализация вообще? Были ли другие путирешения развития промышленности?» Да они были, но смогли бы они дать, такойогромны результат за столь короткое время? Выработать тот потенциал, который мыполучили к началу Великой Отечественной Войны? Смог бы Советский союзпротивостоять Германской агрессии если бы медленными эволюционными шагамипробирался бы к подъему промышленности на территории СССР в целом? Я думаю, чтонет.
Хотелось бы особенно отметить рост валовой продукции крупной промышленностипо краю. Что же мы по нему имеем: Годы 1913=1 Годы 1928=1 1928 1,9 1932 3,2 1932 6,1 1937 7,9 1937 15 1940 11 1940 21

Сопоставляя высокую цену, заплаченную той же деревней, в которойпроводилась коллективизация, поспособствовавшая форсированию перекачки средствиз сельского хозяйства в промышленность, высвобождения для индустриализации немалочисленное количество рабочих рук, способных воплотить в жизнь замысел ореставрации промышленности, а потом еще и ее модификации по новому образцу
«Сопоставляя высокую цену, заплаченную нами за совершенный в предвериивторой мировой войны индустриальный рывок, с ценой, которой в противном случае,пришлось бы расплачиваться за военно-техническую и экономическую отсталостьстраны, — справедливо считает современный исследователь истории созданиявоенно-промышленного комплекса ССР Н. Симонов, — данные жертвы и лишения неприходится считать ни напрасными, ни чрезмерными». [ 10, c.71] В этой высокой цене была доляпришедшаяся на коллективизированную отечественную деревню.
Я как будущий педагог, в своей практике намериваюсь использовать данныйматериал для воспитания краеведческих навыков у учащихся через работу вкружках, в факультативах. Так как краеведение как такового в школе практическинет. А если и есть, то даваемый материал настолько мал, что проведенные часы наэтих занятиях не оставляют каких – либо результатов, что приводит к незнаниюсвоей малой родины.

Список используемой литературы
 
1. Блокнот агитатора.Отдел пропаганды и агитации Красноярского крайисполкома ВКП(б) №8,/Издательство Красноярский рабочий, 1942.
2.Директивы КПСС и Советскогоправительства по хозяйственным вопросам. Т.2. — М.: 1957. – 234c
3. Долгих, В.И. Годы созидания./ В.И.Долгих – Красноярск:, 2001. – 191 с.
4. История Сибири. Том 4./Управлениенародного образования СССР.- Наука: 1968.-500 с.
5. Красноярский край в историиОтечества. Книга 2./ Администрация Красноярского края, Управление народногообразования, Комитет по делам архивов, Государственный архив Красноярского края.– Красноярск:1990.-270 с.
6. Красноярский край: История вдокументах./Государственный архив Красноярского края. – Красноярск: 2004.-172с.
7. Красноярск: этапы историческогопути./Администрация Красноярского края. – Красноярск: 2003.-551 с.
8. Красноярский край: Прошлое,Настоящее, Будущее. Том 2./ Правительство Красноярского края, ГОУ ВПО«Сибирский Федеральный Университет»/ Под ред. Верстка И.С. – Красноярск: 2009.– 180 с.
9. Люди исудьбы XX века./ Тезисы докладов и сообщений научных конференций. –Красноярск.: 2003.
10.Межвузовская конференция студентов и аспирантов, посвященная 375-летию городаКрасноярска./Министерство экономического развития и торговли Р.Ф., КрасноярскийГосударственный Торгово-экономический Институт.- Красноярск: 2003. – 266 с.
11. ) Мезит, Л.Э. ИсторияКрасноярского края (1917-1940 гг.)/Л.Э. Мезит- Красноярск: 2002.- 104 с.
12. Никонов А. — Война икрестьянство /А. Никонов — АПК: экономика, управление. 1995. — №4. — С. 3-7
13. Олех, Л.Г. История Сибири./Л.Г.Олех – М: Сибирское Соглашение, 2001.- 309 с.
14. Очерки истории Красноярскойпартийной организации. Т. 2. –Красноярск: 1970, — 361с.
15. Симонов, Н.С. Военно-промышленныйкомплекс СССР в 1920 – 1950-е годы./Н.С. Симонов – М.: 1986. – 327 с.
16. Славное сорокалетие: Из историиКрасноярской партийной организации (1917 — 1957 гг.). /Под ред. В.П. Сафронова.– Красноярск: 1957. – 186с.
17. Шиловский М.В. Сибирь в ХХ веке:некоторые итоги развития // Вопросы истории Сибири ХХ века. Новосибирск: 2001.С. 12-13.