Существенные изменения земельной политики в период царствования Петра I

Содержание
ВведениеФормированиекласса крепостных помещичьих крестьян и их положениеГосударственные крестьяне и однодворцы
Изменения в сельскохозяйственномпроизводстве
Финансовая составляющая земельнойполитики Петра I
Реформа территориального управления вусловиях расширения границ государства
Развитие земельного кадастра,межевания учета и картографирования земель
Заключение
Список использованных источников

Введение
Анализ политики Петра I в областиземельных отношений актуален постольку, поскольку, любые реформы, проводимыецентральной властью опираются на определенные материальные, экономические,предпосылки. Признавая, что основным результатом петровских реформ сталоизменение положения России на внешнеполитической арене за счет резкоусилившейся военной мощи, и повышения управляемости государства за счетреформирования бюрократической системы, а также обеспечения возможностидлительного проведения политики, направленной на укрепление «политическогопотенциала» центральной власти, необходимо понимать за счет какихматериальных ресурсов достигались эти результаты. Несмотря на блестящие военныеуспехи и значительный прирост территорий, практически, все мероприятия,действия петровского правительства обеспечивались за счет эксплуатациивнутренних ресурсов территории, доставшейся Петру I «в наследство» при восшествии на престол. Рольвоенной добычи, контрибуций, а также роста торгового оборота за счет расширенияконтроля над торговыми путями, в формировании финансовых и материальныхресурсов государства, практически, была крайне малой. К началу XVIII в. 97% населения России жили всельской местности, к концу века доля городского населения возросла, всего, на2% [5, c. 210 — 215]. Таким образом, можносделать вывод, что аграрный сектор являлся основным донором экономическихресурсов петровских преобразований. Вместе с тем, земля – основной ресурссельскохозяйственного производства. Oрганизация эксплуатации земель определяется правовым статусом земли(начиная от, собственно, формальной принадлежности тому или иному государству,до описания правового положения конкретного земельного участка в процессе егореального или потенциально возможного хозяйственного использования). В тожевремя, правовой статус земель определяет жизнь населения, возможностьиспользовать земли определенным способом, количество присваемого и отчуждаемогопродукта, сам характер присвоения и отчуждения результатов землепользования(натуральный и/или товарно-денежный). В широком смысле земля физическиобеспечивает возможность ведения не только сельскохозяйственного, но ипромышленного производства (как источник сырья, место размещения производства,ареал рекрутинга рабочей силы) [2, c. 274]. Кроме этого, земля (в самом широком смысле, включая, также иобводненные территории) обеспечивает возможность физического перемещения людей,товаров, и финансов; земля же служит, собственно, для размещения не толькосельских поселений, но и городов. Таким образом, в узком смысле земельнаяполитика, в основном, является основой аграрной политики государства, а самомшироком – регулирует использование основного ресурса государства (особенноконтинентального) – его территории, доступной для хозяйственной деятельности.Таким образом, к вопросам земельной политики могут относиться вопросырегулирования не только сельского хозяйства, но и промышленности (особенногорнодобывающей), торговли, организации гражданского и военного управления. Комплексныйхарактер петровских реформ предопределил и то, что мероприятия, которые можноотнести к сфере реализации земельной политики, реформе землепользования задолгие 36 лет его правления осуществлялись во всех возможных сферахземлепользования. Необходимо отметить, что рассматривая собственно, петровскуюэпоху, необходимо понимать, что реформам подверглась уже достаточнорегламетированная и имеющая давние исторические корни система землепользования,нашедшая свое формальное отражение в Соборном Уложении 1649 г. (т. е. относящимся ко времени царствования отца Петра I Алексея Михайловича Романова – второго государя из династииРомановых). Если царствование первого Романова – Михаила прошло под знакомпреодоления последствий Смутного времени и управление государствомосуществлялось в современной терминологии в «ручном режиме», то вправление Алексея – формализация, регламентация государственного управления ипопытки добиться военного превосходства над соседями (Польшей, Швецией,Турцией), а также начало активного заимствования европейских достижений, в т.ч. посредством приглашения на службу иностранцев – стали основной составляющейполитики. Петр I, реформируя прикладнойинструментарий власти – в политике – скорее традиционалист, старающийсямаксимально использовать внутренние экономические ресурсы страны в интересахполитики, проводимой центральной властью, и его земельная политика – скореелогичное, но ускоренное продолжение политики его предшественников.
Формированиекласса крепостных помещичьих крестьян и их положение
Произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Какизвестно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству,имевший тясячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развитиякрепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьянмногих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для ихпоследующего слияния. Для законодательства, введенного Петром I, былихарактерны более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия исоответственно этому более жесткая система запретов.
Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введениеподушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означалоустановление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в томместе проживания, где его записали для выплаты подушной подати.
Положение, вкотором очутилась к концу XVII в. масса владельческих крестьян, характеризуетсяполной зависимостью крестьян от землевладельцев. Надо очень и очень зоркоприсмотреться, чтобы в тогдашнем законе найти черты, действительно отличающиевладельческих крестьян от холопов. Середина XVII в. ознаменовалась завершениемзакрепощения крестьян, прикрепления их к определенному месту. Соборное уложение 1649 г. ввело принцип крепостной наследственности, тем самым окончательнозакрепив зависимость крестьянина от феодала. Крестьянином можно былораспоряжаться по своему усмотрению, в частности продать, обменять, наказать ит. д. К концу XVII в. в крепостной зависимости находились почти 90% крестьян. Властьпомещиков над крестьянами расширилась одновременно с еще большим ограничениемгражданских прав последних. В 1724 г. в России была введена паспортная система,лишившая крестьян возможности без позволения помещика отлучаться с места своегопостоянного проживания. Крепостные помещичьи крестьяне составляли 49% от общейчисленности населения [2, c.329].
После того,как владельческие крестьяне, потеряв право уходить с земель, где их засталиписцовые книги царя Михаила, — они по-прежнему должали неоплатноземлевладельцам, беря у них взаймы деньги, хлеб, сельскохозяйственные орудия.Неоплатный должник по закону того времени должен был становиться холопом своегокредитора. Не удивительно поэтому, что в жизни между помещиками и крестьянамиустанавливались отношения, как между господами и холопами. А так как, с другойстороны, в быте холопов имелось много житейски-общего с устройством крестьянскойжизни, то общая зависимость их землевладельцев неминуемо должна была вести кслиянию этих двух групп населения.
Но вдействительности владельческое крестьянство мало чем отличалось от холопства.Одинаково с холопами крестьян всё чаще начинают называть крепостными. Еслижизнь заставляла крепостных крестьян становиться в холопье положение, то законпоставил холопов в положение крепостных. Установившаяся с XVII века практикапродажи крестьян без земли также стирает грань между крестьянами и холопами.
Указом 1705г. на холопов распространяется рекрутская повинность. В жизни холопство дотакой степени полно проникло в крестьянство, и, наоборот, крестьянство таксблизилось с холопством, что разграничить их становится чрезвычайно трудно.Дальнейшая жизнь быстро стёрла и последние различия, какие ещё можно былоулавливать в этих двух, по существу столь различных состояниях. Слияниехолопства и владельческого крестьянства в один разряд и по закону произошло вэпоху переписей и ревизий, сопровождавших введение подушной подати.
По указу 1723 г. малолетние, не помнящие, „чьи они прежде были”, отдавались „в вечное владение”, темпомещикам, на земле которых застала их перепись. Важнейшим следствием переписи,начавшейся в 1718 г., было то, что крепостные крестьяне и холопы оказалисьсмешанными в один разряд. С этих пор исчезло на Руси холопство, слившись свладельческим крестьянством в один разряд крепостных людей, подневольныхгосподам [2, c. 332-334].
В 1722 г.нашло свой предел и существование вольных и гулящих людей. Деятельному, всегдапоглощённому работой царю этот разряд московских людей давно уже казалосьнеобходимым пристроить к государеву делу. Ещё в начале своего царствования онотозвался о них, как о „таковых, кои шатаются без службы; государственнойпользы надеяться от них не можно, только умножают воровство”. Вольные илигулящие люди были действительно изрядный сброд, очень изменчивый по своему составу,бездельный и беспокойный. Вольным, гулящим человеком считал себявольноотпущенный и холоп, кабальный холоп, вышедший на волю по смертигосподина, и всякого другого чина человек, которого судьба или несчастьевыкидывала из прирождённого ему разряда людей. Теперь всем этим гулящим людямприказывалось или зачисляться на военную службу, или отыскивать себе господ,которые согласились бы принять их к себе „во двор”. Те вольные люди,которые оказывались негодными к службе и не находили себе господ, ссылались нагалеры.
С 1724 г. владельческие крестьяне могли уходить из своих деревень на заработкии по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешениегосподина, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка,который стоял в данной местности. К началу 20-х гг. были проведены важные социальныемероприятия: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежнимвладельцам [2, c. 359].
Такимобразом, помещичья власть над личностью крестьян получала ещё большевозможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность иимущество крестьянина. После переписи слившиеся с холопами крестьяне делаютсяполной собственностью господ. Это новое состояние сельского работника получаетс этого времени название „крепостной”, или „ревизской”, души.
ЗаконодательствоПетра I пробовало сделать кое-какиесмягчения крепостного состояния, создавая даже возможность выхода из него(собственно Петру I, было нужно незакрепощение крестьянства, как таковое, а возможность эксплуатировать его длягосударственных нужд в форме «натурального работника»,налогоплательщика и кормильца помещиков, составлявших офицерский и чиновничийкорпус). Так, было дозволено дворовым людям поступать в солдаты и без согласиягосподина. Крестьянам, которые вели торговлю в крупных размерах, было разрешеноприписываться к городам даже вопреки желанию помещика, и помещик не мог приэтом брать с них оброка больше, чем с остальных (указ 7 сентября 1723 г.).
В целяхразвития кораблестроения в Петербурге, всем плотникам «которые бывали усудовых работ… чьи б оные не были» была предоставлена возможность записатсяв ряды «вольных плотников» (эти плотники должны были селится вПетербурге на Охте, где для них были выстроены избы). При этом плотники и ихсемьи автоматически освобождались из крепостного состояния. Был издан указ, чтоесли помещик относился к числу „беспутных мотов и разорителей”, то егоимения следовало отбирать и отдавать близким родственникам. Было уничтоженоправо помещиков, при взыскании с них долгов, ставить за себя на правёж своихкрепостных. Петр I также поручил Сенату, при подготовке нового Уложения(которое должно было заменить „Соборное уложение”) принять меры противбезобразных форм торговли крестьянами — „Обычай есть в России, что крестьян иделовых и дворовых людей мелкое шляхетство продает врознь, как скотов — ктопохочет купить, чего во всем свете не водится… И Его Величество указал онуюпродажу людей пресечь, а ежели невозможно будет вовсе пресечь, то хотя бы понужде и продавали целыми фамилиями, или семьями, а не порознь”. Но данноеуказание осталось пустым звуком, так как новое Уложение не было составлено(медленно шедшее составление законов прекратилось после смерти Петра). ДажеПётр чувствовал себя бессильным искоренить куплю-продажу людей. Осуждая в одномуказе 1721 г. продажу крестьян, Пётр сомневается в возможности прекратить её.
Крепостничество утвердилось в России задолго до рождения Петра. Оно пропиталовсе основы жизни страны, сознание людей. Нельзя забывать, что крепостное правов России, в отличие от Западной Европы, играло особую, всеобъемлющую роль.Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавнойвласти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствамиукреплял этот строй [7, c.574].
По указу оревизии, в зависимость от землевладельца, крепкими ему, стали все жившие иработавшие на его земле, все те, кого он заносил в ревизские сказки: кто разпопадал в эти списки, тому уже не было выхода из крепостного состояния,особенно, когда были запрещены впоследствии самые жалобы на такие, даже неправильныевнесения. Со времён Петра I нетбольше ни холопов, ни задворных людей, ни гулящих, — все они, наряду свладельческими крестьянами, крепостные того господина, на земле которогозастала их ревизия, своей записью принёсшая им состояние крепостнойзависимости. Также в подушные списки попали отставные солдаты, матросы,„прежних служб служилые люди” — пушкари, затинщики, стрельцы. В качествеплательщиков подушной подати они становились в один разряд с государственнымикрестьянами и потому в случае пожалования земель, на которых они жили,дворянину — делались крепостными.
В первой четверти XVIIIв. завершилось слияние двух форм феодальной земельной собственности — вотчины ипоместья. Продолжалась раздача земель дворянам. Чтобы не допустить дроблениядворянских земель, был издан указ ” О единонаследии” (1714 г.). Указ уравнял поместье и вотчину. Отныне поместья передавалось по наследству старшему сыну,другие сыновья должны были служить на военной и гражданской службе. Поместьянельзя было продавать или закладывать. Служба для дворян становитсяпожизненной.
Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат— запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые.Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушениязаконов, что нередко осуществлялось на практике.
При Петресоздалась новая разновидность зависимых (фактически, крепостных) земледельцев —крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получилиназвание посессионных. Указом 1721 г. было разрешено дворянам икупцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них.Купленные к мануфактуре крестьяне считались не собственностью владельцевфабрики, а как бы живым инвентарём, живой рабочей силой самих фабрик,прикреплялись к этим фабрикам и заводам, так что владелец мануфактуры не мог нипродавать, ни закладывать крестьян отдельно от фабрики [5, c. 343-345].
Указом 28 мая 1723 г. регулируется порядок приема на работу людей, непринадлежавших владельцу или не «приписанных» к данному заводу. Всемим приходилось либо получить у своего помещика разрешение работать временно(«отходник» с паспортом), либо попасть в число беглых,«беспашпортных», подлежащих аресту и немедленному возвращениюпомещику.Государственные крестьяне и однодворцы
Категориягосударственных, или казенных крестьян появилась в итоге осуществления податнойреформы 1723 г. в результате объединения разных групп лично свободногокрестьянства (черносошных, ясачных и т. д.). Предположительно, образцом дляюридического определения данной группы послужили коронные крестьяне в Швеции.На момент переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения(в дальнейшем их доля в населении увеличивалась — в 1858 г. они составляли 45 %населения на территории охваченной первой ревизией). Юридически государственныекрестьяне рассматривались как „свободные сельские обыватели”. Помимоподушной подати, государственные крестьяне платили денежный оброк государству.Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались какюридические лица — они могли выступать в суде, заключать сделки, владетьсобственностью. Земля, на которой работали такие крестьяне считалась государственнымвладением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практикекрестьяне совершали сделки как владельцы земли. Но при этом государственныекрестьяне были прикреплены к общине, и могли быть пожалованы частным лицам вкачестве крепостных. Практику раздачи государственных крестьян в частные рукиуничтожил Александр I в 1800 г., однако и ранее, пожалования русскихгосударственных крестьян частным лицам случались редко (а на Севере и в Сибири —никогда). Как правило дворянам раздавали дворцовых крестьян (то есть личныхкрепостных царя) и крестьян с завоеванных земель. Сословная политика Петра I(запрет на владение крепостными для недворян) предотвратила введениекрепостного права на русском Севере [1, c. 591].
Обычнооднодворцев включают в состав государственных крестьян, однако их положениебыло особым. Однодворцами назывались прямые потомки мелких служилых людей,поселённых правительством каждый на отдельном участке по всей военной границеМосковского государства. В середине XVII в. этих поселенцев сменяют напродвинувшейся дальше в степь границе малороссийские полки и с 1713 г. —учреждённая Петром ландмилиция, набиравшаяся и из однодворцев. Военная службалюдей, поселенцев между Тульской и Белгородской оборонительными линиями,перестала быть нужной на месте, так как опасность отодвинулась далеко на юг.Тогда Петр указом записал этих старых служилых людей в подушный оклад ипревратил их, таким образом, в особый разряд крестьян. Однодворцы платили подушнуюподать и денежный оброк государству, но в остальном имели практически такие жеправа как дворяне (в частности могли иметь крепостных). У однодворцевотсутствовала община, и они не были связаны круговой порукой (частичное введениеобщины у однодворцев произошло лишь в XIX веке). В случае военной угрозыоднодворцы должны были формировать ландмилицию.
Изменения в сельскохозяйственномпроизводстве
Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивнымпутем. Однако и здесь была проведена политика реформ.
В сельском хозяйстве государство не осуществляло политики жесткойрегламентации производства, как в промышленности, поэтому главной фигурой,определявшей его рост, оставался помещик, устанавливавший порядки в вотчине посвоему произволу. Именно эта основная отрасль экономики страны была наименее доступнадля регулирующей деятельности государства, потому что значительная частькрестьян находилась в полной собственности помещиков. По отношению к помещикам,доводящим своими поборами крестьян до разорения, правительство ограничилосьмерами контроля и внушения.
Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что,безусловно, способствовало повышению производительности труда крестьянина,сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок»,вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса даваладесятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срокполучило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянскогохозяйства [1, c. 522-525].
Вводилисьновые культуры – табак, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения.Были заложены первые виноградники на Дону. Во Франции и Италии закупалсяпосадочный материал новых фруктовых культур. Разводились новые породы скота.Животноводство находилось под особым попечительством государства. (Государство осуществляло меры по распространению средиземлевладельцев новых пород скота — голландских коров, мериносных овец изИспании, создание конских заводов).
Регулярнаяармия, увеличение численности городов, развитие мануфактурного производства,экспорт сельскохозяйственной продукции вели к росту товарности сельскогохозяйства. Однако его темпы замедлялись развитием крепостничества, усилениемфеодальной эксплуатации, мешавших втягиванию в рыночные отношения крестьянскиххозяйств.
 
Финансоваясоставляющая земельной политики Петра I
Преобразованиятребовали постоянных денежных средств. Налоговое бремя постоянно усиливалось идостигло таких размеров, что почти сразу после смерти императора (кстати,гордившегося, что отдает наследникам державу без государственного долга) Сенат(случай беспрецедентный) признал невозможность исполнения всех финансовыхобязательств перед государством в полном объеме, т. е. «де факто»списал значительную часть имеющихся задолженностей перед казной.
Посколькуаграрный сектор оставался экономической основой формирования бюджета,мероприятия земельной политики были сориентированы в интересах повышенияэффективности сбора налогов.
Вместо вотчини поместий было введено новое понятие «недвижимая собственность», или«имение». В 1714 г. помещики получили право полного и неограниченногораспоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить нагосударственных должностях и содержать поместную армию [4, c. 449].
В целяхукрепления феодального землевладения и охраны его от дробления с цельюсохранения прибыльности имений был издан Указ «О единонаследии внедвижимых имуществах», по которому землевладения должны были переходитьпо наследству одному (как правило, старшему) из сыновей владельца. (Этонововедение в жизни не прижилось. До 1917 г. дробления и слияния (но чаще, все же дробления) были «экономическим бичом», помещичьих хозяйств непозволявшим перейти к капиталистическому ведению производства, и обусловившиеобеднение значительной части дворянства.
При Петре Iбыла изменена система взимания земельного налога. С введением подушной подативзамен налога с земель значительно упростилась система взимания налогов, таккак отпала необходимость в количественном и качественном учете земель,сократились затраты на сбор налогов, к платежам было привлечено всетрудоспособное население, что послужило увеличению доходов государства.
Другимпреобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация(изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодскихземель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырскогоземлевладения.
Ранее отпрямого перехода в холопство крестьян ограждало правительство, установив «вечностькрестьянскую», то есть запрет перехода крестьян в другие сословныеразряды, не исключая и холопов. Холопы не платили податей. Оберегая крестьян отперехода в холопство, правительство сохраняло себе плательщиков государственныхподатей.
В 1695 г.указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагаяна пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можносказать, приравняло одних к другим.
По указу 22января 1719 г. в податные списки занесли только крестьян и пашенных холопов. Впоследующие годы перепись ещё более расширяет свои рамки и захватывает в своисписки или сказки холопов всех наименований. В 1723 г. в перепись занесли ивсех дворовых, если даже они земли не пахали и находились только в личномуслужении у господ.
В 1722 г.,после того как были установлены штаты духовенства при церквях сельских игородских, все церковники и причетники были записаны в подушные сказки завладельцами, на землях которых они жили [4, c. 454 — 459].
Первая ревизия,принесла с собой подушную подать, которая шла не с земли и не со двора, а с„души”, то есть с человека. Наблюдение за их платёжной исправностьюосталось по-прежнему за владельцами земли. По указу 5 февраля 1722 г. былоприказано „подушные деньги платить самим помещикам, а где самих помещиков нет,их приказчикам и старостам”. В случаях непоступления в срок подушных платежейприказывалось в такие деревни „посылать экзекуцию и велеть немедленно правитьна помещиках”.
Следствиемреформ Петра, коснувшихся как прямо, так и косвенно землевладельческогонаселения России, было, прежде всего, объединение класса землевладельцев.Теперь он распадается только на две больших группы — крестьян, крепостных своимвладельцам, и крестьян, крепостных государству. Те и другие записаны в общиеревизские сказки и все платят подушную подать. До Петра I, когда подать была поземельной иразмер её определялся размером пашни, крестьяне старались уменьшать запашку,чтобы меньше платить. Когда в XVII в. подать стали брать со двора, крестьянерасширили дворы, скучиваясь на одном, чтобы достичь таким путём уменьшенияказённой подати. Перенос подати со двора на самого работника дал возможностькрестьянам пахать больше земли и освободил их от необходимости сокращатьсобственную предприимчивость, прячась от подати во дворе. До Петра I и до введения подушной подати при нём у крестьян считалосьнедосягаемым благом иметь возможность разрабатывать надел в шесть десятин. Кконцу XVIII в. обычным явлением в русском крестьянстве являются наделы в десятьдесятин. В этом обстоятельстве можно видеть положительное значениеземледельческих и податных реформ Петра.
В ХV—ХVI вв.была наиболее распространена оброчная форма ведения хозяйства. Оброквыплачивался крестьянами помещику в натуральном (продуктами, услугами) илиденежном виде за пользование земельным наделом [1, c. 175].
Логичным вданном случае выглядит замена оброка барщиной, поскольку конечным ответственнымза внесение подушной подати был помещик, то такая система позволяла ему максимальнозащитить свое хозяйство от рисков, связанных со сбором подати с крестьян. ВХVIII в.на смену оброчной форме ведения хозяйства приходит барщина,представляющая собой отработку крестьянами на земле помещика 3—6 дней в неделю.Фактически, крестьяне «зарабатывали» под командованием помещика и вего хозяйстве гарантированный минимум налоговых платежей в казну. Помещик сталналоговым агентом в современной терминологии. Но и сейчас налоговый агент –это, как правило, работодатель. Упадок личного хозяйства крепостных крестьян, вызванныйростом барщины, формировал отношения должника и кредитора. В этой части набарщине крестьянин формировал ту часть прибавочного продукта, которую потомполучал в долг от помещика, т. е. некой минимальной (т. к. не хочется одалживатьсябольше необходимого минимума) «зарплаты» (учитывая фактическую неоплатностьдолга, вызванную упадком собственного хозяйства). Т. е. создаласьсамоподдерживающаяся система, при которой, практически, весь прибавочный продуктизымался в пользу государства и помещика. (Именно поэтому в среде крепостныхпомещичьих крестьян зажиточность – редкое исключение, т. к. система непредполагает возможности формирования в крестьянском хозяйстве продукта сверхпрожиточного минимума). Недаром через 100 лет А. С. Пушкин напишет в «ЕвгенииОнегине»: “… ярем он барщины старинный оброком легким заменил, и рабсудьбу благословил”.
Ужесточениефискальной политики при Петре I привело к усилению позиций общины, как административнойединицы. Крестьяне в общине ещё с XVI в. были связаны круговой порукой (онидолжны были выплачивать сумму налогов за тех односельчан, которые по каким-топричинам не платили подати). Ужесточение контроля за поступлением налогов состороны государства, способствовало возрастанию власти общины на местах. Вцарствование Петра продолжилось распространение возникшей в XVII векепередельной общины. Этот процесс был связан с увеличением плотностикрестьянского населения. Распространенный взгляд о влиянии на формированиепередельной общины введения подушной подати по видимому не вполне обоснован [2,c. 314].
Петр I оставил неизменной прежнюю системураспределения налогов по «животам», когда наиболее состоятельныегорожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан.Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, всвою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистическихотношений в городах.
 
Реформатерриториального управления в условиях расширения границ государства
Присоединение новых территорий и необходимость упорядочения управлениястарыми землями требовали новых подходов к администрированию.
Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он развил,укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Эстландию, а затемвступив в Германию, где при содействии Дании, Саксонии, отчасти Пруссии иГанновера было начато наступление на шведские владения в Померании. В течениенеполных шести лет союзники вытеснили шведов из всех их заморских владений. В 1716 г. с их империей было навсегда покончено. Но в ходе раздела шведских владений отчетливопроявились изменившиеся под влиянием блистательных побед на суше и на морепретензии России.
Во-первых, Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам,ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после«смуты» начала XVII в., — Ингрией и Карелией. Занятые силой русскогооружия Эстляндия и Лифляндия уже в 1710г. были включены в состав России. Резкоусилившиеся армия и флот стали гарантией этих завоеваний.
Своеобразное сочетание военно-политических и торговых интересов Российскойимперии предопределило русско-персидскую войну 1722-1723 гг., дополненнуюпопытками проникнуть в Среднюю Азию. Знание конъюнктуры международной торговлипобуждало Петра захватить транзитные пути торговли редкостями Индии и Китая.Завоевание южного побережья Каспия мыслилось отнюдь не как временная мера, акак долговременное присоединение к России в 1723 г. изначальной территории Персии (не случайно там были построены крепости) [7, c. 592].
Осуществлялось освоение огромных территорий Поволжья, Сибири, Черноземногоцентра и Украины. Эти районы стали житницами страны. С их помощью Россияполностью удовлетворяла свои потребности в хлебе и другой сельскохозяйственнойпродукции.
Значительное увеличение территории страны имело свои положительные иотрицательные стороны. Открытое Петром I «окно в Европу» открылосьеще шире. В состав России вошли белорусские, украинские и литовские земли,которые в течении веков пребывали в лоне восточноевропейской цивилизации.Миллионы их жителей принесли России свои особенности экономики, культуры, быта.Мощную экономическую силу представляли украинские и белорусские магнаты ишляхта, городские торгово-промышленные слои.
В с начала XVIII в. в состав России начали входить новые территории назападном побережье Каспийского моря, Северном Кавказе (Кубанский край,Кабарда), в Закавказье (Восточная Грузия); к России присоединилась часть Казахстана.Эти территории были весьма различны в своем экономическом, культурном иполитическом развитии. Если Грузия отличалась древней культурой, развитойгосударственностью, то другие кавказские и азиатские приобретения Россииявлялись отсталыми регионами, порой с кочевым образом жизни населения. Этивключения затрудняли цивилизационное развитие страны. Ее силы уходили наосвоение и оборону новых территорий. Россия превратилась в самое большоегосударство мира, получив вместе с этим трудности обороны границ колоссальнойпротяженности, освоения территорий с населением, принадлежавшим к разнымцивилизациям. Вновь присоединенные земли были чрезвычайно удалены отполитического и экономического центра страны [7, c. 474].
Реформебыло подвергнуто и все региональное управление. Указ 18 декабря 1708 годаизвещал о намерении создать 8 губерний. До осуществления губернской реформыстрана делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся центральнымучреждениям в Москве – приказам. Теперь между уездной администрацией иприказами должна была появиться промежуточная инстанция – губернские власти. Воглаве губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся науправляемой территории всей полнотой судебной, административной и военнойвласти. Губернаторами Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургскойгубернии был поставлен Меншиков, Воронежской – адмирал Фёдор МатвеевичАпраксин, Казанской – его брат Пётр Матвеевич, Московской – боярин ТихонНикитич Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710года. Вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую,Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднеебыли образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская,а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе «консилиум» (совет) из местных дворян.
Губернскиеучреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные правагубернатора позволяли ему оперативно подавлять вспышки недовольства в самомзародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё одно преимущество –появилась возможность более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов имобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность обеспечиваласьналичием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и длявыколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьяни горожан.
В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основнойадминистративной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся взависимости от губернатора. Воевода руководил канцеляриями рекрутского сбора,розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинцияв свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находилсякомиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укреплениягосударственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковойдистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.
В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в Россиибыло создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо«регулярным государством». Это было абсолютистское бюрократическоегосударство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в такомгосударстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказалисьв очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневномбыте крестьянской общины, казацкой вольнице. Таким образом, рост территории инаселения России и помогал развитию экономики, и одновременно тормозил его [5, c. 292 — 294].
Реформы территориального управления, проведенные Петром I были одними из самых глубоких ипротиворечивых. В их оценке нет однозначности. Так, например, В. О. Ключескийсчитал, что реформы эти были, в целом, неудачными. Вместе с тем, если присмотретьсявнимательнее – можно увидеть, что в реформе территориального управления Петр I как реформатор гораздо «оригинальнее»,чем в вопросах регулирования крепостного права, где он последовательно проводитполитику уже, определенную, имеющую корни еще во введении «заповедных лет»(временная отмена Юрьева Дня) в конце XVI в. Вместе с тем, интуитивно Петр I нашел те основные принципы, которые лежат в основетерриториального устройства страны и сейчас: трехступенчатая система: «район(крупный город)» – «область (губерния)» — «столица» спериодическим охватом комплексов «областей» более широкимиобразованиями (при Петре I — «губерния– провинция», при СССР – «область, АО, АР, край – ССР, сейчас „субъектфедерации – ФО“, а в середине XVIII в. – начале XX в. – „оченькрупные губернии, имеющие деление на крупные уезды и более компактные волости“).За время царствования Петра I этановая система просто не могла окончательно сформироваться.
Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти,явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно спомощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решатьвсе государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточениюфинансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов —представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархическойсети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система»приказ — уезд” была удвоена: «приказ (или канцелярия) —губерния — провинция — уезд». Подобная схема была заложена также и в идееорганизации Сената [2, c.405].
И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданскихделах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписибыл установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки былирасселены на землях тех крестьян, с «подушного числа» которыхвзималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками.Однако они привели к тому, что власть командира полка стала более полной, чемвласть местной гражданской администрации. Военное командование не толькоследило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполнялофункции «земской полиции»: пресекало побеги крестьян, подавлялосопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системепаспортов, общий политический надзор за перемещением населения.
Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр I решил унифицировать социальнуюструктуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха игильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развитиязападноевропейского средневекового города, были привнесены в русскуюдействительность насильно, административным путем. Посадское население былоподелено на две гильдии: первую гильдию составили «первостатейные»,куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентныхпрофессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников,которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Всеостальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявлениясреди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.
Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которойПетр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратамидругих городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишьсудопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни посуществу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратамизападноевропейских городов — действенными органами самоуправления. В результатегородской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представителипосада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновникицентрализованной системы управления городами, и их должности были даже включеныв Табель о рангах [2, c.409].
 
Развитие земельного кадастра, межевания учета икартографирования земель
Издревле в Московской Руси основой налоговой системы была оценка ценности(т. е. потенциальной доходности) земель, принадлежащих (используемых)различными владельцами. В этом выражался общий средневековый принцип – «нетземли без господина».
В 1680 г. был издан Писцовый наказ, предписывающий проведение валовогомежевания. Правительство уже в апреле 1684 г. (т. е. «формально» уже при Петре I) издало новый Писцовый наказ попроведению всеобщего валового межевания всех земель государства. В основаниевновь изданного указа была положена проверка прав каждого владельца земли.
Развитие(а вернее упадок) кадастрового учета было обусловлено финансовой политикойПетра I, которой он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья свотчинами и ввел подушную подать. Проведенное им переустройство поместной системы и изменениепорядка взимания налогов привели к снижению значимости кадастровых описаний имежеваний в целом. Был ликвидирован Поместный приказ, а созданной на его базеВотчинной коллегии вменялся из большого перечня ранее ведущихся межевых делтолько разбор и укрепление прав на недвижимое имущество (на землю) ипроизводство межеваний по указаниям Сената, присутственных мест, по просьбамчастных лиц и др [7, c. 527- 529].
По указу 1714 г. деление на вотчины и поместья было прекращено в связи с реорганизацией российской армии из поместной врегулярную (содержащуюся за счет правительства). Врезультате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместес тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная нагеометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I опроизводстве сплошного межевания выполнить не удалось. (Первое генеральноемежевание было начато в 1754 г. и было основано на писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имела целью лишение прав владения и изъятия не соответствующихдокументам земель). Такой формальный подход привел к возбуждению споровсоседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до началамежевания. По свидетельствам очевидцев, нередко возникали бурные споры намежах, драки и даже убийства. Это вызывало отрицательное отношениеземлевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачныйисход.
Отмена налогас земель привела к прекращению кадастровых описаний земель с цельюналогообложения. С одной стороны, это позволило сократить расходы государствана кадастровые работы, с другой – привело к путанице в земельных отношениях ивозникновению земельных споров.
В 1715 г. начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты России и партикулярныхкарт на отдельные губернии страны. Эти работы продолжались до середины 40-хгодов и стали геодезической и межевой школой для первых русских геодезистов,создали базу для проведения обширных лесоустроительных и картографических работв середине XVIII в., для составления планов Москвы и Петербурга в 1731—1739 гг.В результате этих работ был создан первый в истории государства печатный атласземель России, состоящий из 20 карт [7, c. 535].

Заключение
 
Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для историческойсудьбы России. Созданные им институты власти просуществовали сотни лет. Кпримеру, Сенат действовал с 1711 г. по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. немногим менее 200 лет; система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Столь же долгая судьба была уготована имногим другим реформам Петра Великого. В истории России немного таких илидругих институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I илипосле него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильноевоздействие на все стороны общественной жизни [5, c. 425].
Времяправления Петра I — это время необычайного напряжениянародных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Этонапряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственнойдеятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолгоопределившие и состав земледельческого класса и формы его существования. Также, как и по отношению к мерам Петра I относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём неиспытало коренного переустройства своего быта, но ряд отдельных мер, вызванныхвоенными или финансовыми нуждами, продолжал укреплять те начала, которыесоздались и утвердились в жизни. Основная задача государственной жизни времёнПетра I оставалась та же, следовательно, и сэтой стороны не могло проявиться ничего, что могло бы существенно изменитьсостояние классов русского общества [2, c. 322].
Анализируя земельнуюполитику Петра I можно выделитьследующие существенные моменты:
1.             Основной её цельюбыло подчинение всех сторон эксплуатации земель государства интереса укрепленияцентральной власти и росту её административных, политических и военныхвозможностей;
2.             Закрепощениекрестьян преследовало, главным образом, фискальные цели, а также необходимостьобеспечения экономической основы существования дворян как базы для формированияофицерского корпуса и статских чиновников;
3.             При внешнейдекларативной ориентированности на рост товарно-денежных отношений на делецентральная власть не ставила целью формирование класса каксельскохозяйственных, так и промышленных капиталистов на базе интенсификациииспользования земель, включая использование полезных ископаемых;
4.             В сфереэкономических аспектов управления земельными ресурсами Петр I продолжал политику, сложившуюся вранее, начиная со второй половины XVI в.;
5.             Основные новациибыли введены в сфере административного управления территориями и заложилиосновы территориального управления вплоть до наших дней;
6.             Упростиласьструктура сельского населения: на смену множеству состояний зависимости пришли,фактически 2 (крепостная зависимость от частного владельца-помещика или отгосударства);
7.             Мероприятия вобласти земельной политики базировались на осознании правительством Петра I того, что экономической основой его деятельности являетсяаграрный сектор;
8.             Развитиепромышленности было подчинено нуждам выполнения госзаказа, что привело кпоявлению посессионных крестьян;
9.             Введение подушнойподати позволило увеличить площадь обрабатываемых земель, однако превращениепомещиков в «налоговых агентов» привело к сдерживанию развитиякапитализма в сельском хозяйстве и не позволяло эффективно повышатьблагосостояние крепостных крестьян;
10.          Правительствопыталось смягчить наиболее варварские способы эксплуатации крепостных, однакоэти меры были малоуспешными, либо половинчатыми.
 

Список использованных источников
 
1.        Кузнецов И. Н.Отечественная история: учебник. – 4-е изд., и доп. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2007 г. – 816 с.
2.        Семеникова Л. И.Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Курсив, 1995 г., 608 с.
3.        Журнал «Отечественнаяистория» № 6 за 2004 г.
4.        История России сдревнейших времен до наших дней: учебник. /А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А.Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова.- М.: изд-во Проспект, 2009 г. – 769 с.
5.        История России сдревнейших времен до конца XVIIIвека/ А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. ред.А.Н. Сахаров, А.П… Новосельцев. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 г.-576 с.: ил.
6.        История России.XVII-XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. –3-е изд. – М.: ООО «Торгово-Издательский Дом „Русское слово — РС“» 2005 г. – 480 с.: ил.
7.        История РоссииXVIII – XIX века / А. С. Барсенков, А.И. Вдовин, С. В. Воронкова; под ред. Л. В.Милова. – М.: Эксмо, 2006 г. – 906 с.