МОУ Средняя школа №31 РЕФЕРАТ по Истории Смоленщины НА ТЕМУ: «Ю.А. Гагарин – первый космонавт.» Выполнил: ученик 9 «В» класса Филатков Александр Руководитель: Чехирова Валентина Михайловна г. Смоленск 2003г. 1) Введение…3 2) Знаменательные даты… 5 3) Подготовка к полету….6 4) 12 апреля 1961 года… 9 5)
Награды….12 6) Биография….16 7) Заключение… 17 8) Список литературы… 22 Введение Весь земной шар помнит имя, лицо, необыкновенную улыбку Юрия Алексеевича Гагарина – первого человека, совершившего полет в космическое пространство. Но, наверное, мало кто знает небольшую деревушку на Смоленщине, что в 20 км от города Гжатска, где 9 марта 1934 года родился первый космонавт планеты.
Здесь в селе Клушино, прошли его самые ранние детские годы, здесь он пошел в школу, здесь прожиты два жестоких года фашистской оккупации, во время которой их большая семья, изгнанная немцами из собственного дома, ютилась в небольшой землянке, сделанной руками отца Юрия. Зоя Алексеевна, сестра Юры, вспоминает один эпизод из тех военных лет. “Однажды, в канун прихода фашистов возле деревни сел подбитый советский истребитель.
Приземлился и второй. Летчики решили сжечь неисправную машину, а на другой улететь. Пока переливали бензин, Юра сбегал домой, принес хлеба, сала и кринку молока. Пилоты поблагодарили за угощение, но сало не взяли, сказав, что оно, мол, еще пригодится хозяевам. Спросили как зовут мальчика, как его фамилия. Через много лет, уже после полета Гагарина в космос, один из летчиков прислал письмо, напомнил этот эпизод.
Его товарищ погиб в боях за Родину ” В 1945 году Гагарины переехали в город Гжатск, переименованный в последствии в город Гагарин, где Юра продолжил учебу в школе. В 1949 году он на “отлично” закончил 6-й класс и самостоятельно принял решение о своем дальнейшем жизненном пути – уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище, а параллельно начал учиться в вечерней школе рабочей
молодежи. В 1951 году Гагарин на “отлично” закончил училище и седьмой класс вечерней школы. Учебу решил продолжить в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как отличник. Присущие Юрию Гагарину активность, собранность и организованность проявились в полной мере и во время учебы в техникуме, и на протяжении всей жизни в любом деле, которым он был занят. Юра отлично успевал по всем предметам и активно занимался общественной работой.
Но ему этого оказалось мало, и он записался во все кружки – в физический, литературный, в духовой оркестр и секцию баскетбола, в кружок танцев и лыжную секцию, поступил в Саратовский аэроклуб. Летное дело Юра осваивал с большим увлечением и весьма успешно. “Именно с Саратовым связано появление у меня болезни писал позже Гагарин которой нет названия в медицине неудержимой тяги в небо, тяги к полетам”.
Любознательность переполняла Юру и он как губка впитывал все. В итоге, саратовский период жизни Юрия Гагарина завершился двумя дипломами “с отличием”— об окончании техникума и аэроклуба. Как отлично закончивший аэроклуб, Гагарин был рекомендован для дальнейшей учебы в 1-е Чкаловское (Оренбургское) военное авиационное училище летчиков им.
К.Е. Ворошилова. 26 октября 1957 года Юрий Гагарин по первому разряду закончил Чкаловское военное авиационное училище летчиков и получил диплом с “отличием”. А на следующий день, 27 октября, Юрий Гагарин и студентка медицинского училища Валя Горячева зарегистрировали свой брак в ЗАГСе города Чкалова. 17 апреля 1959 года в семье Гагариных родилась первая дочка
Леночка, а 7 марта 1961 года – вторая дочка, Галочка. При всей своей невероятной занятности, когда каждый день расписан буквально по минутам, для Юрия Гагарина самыми счастливыми были часы, которые он проводил с семьей. Он очень любил делать девочкам “живые подарки” – приносил домой белку, птиц и даже маленькую лань. Гагарин вырос в большой, дружной семье, хотя жили трудно, скудно, как и многие в те тяжелые военные
и послевоенные годы. Доброта и отзывчивость, царившие в семье, исходили от его матери Анны Тимофеевны и ярко проявились в характере Юрия Гагарина, в его чувствах к детям, к жене. Особенно теплым и задушевным было его отношение к матери. Как выпускник – отличник Гагарин после окончания военного авиационного училища имел право выбора места дальнейшей службы. Всем заманчивым предложениям Юрий предпочел самое трудное – он выбрал
Север, Заполярье. Два с половиной года в суровых краях Заполярья много дали Гагарину и как летчику, и как человеку. Там он с интересом следил за первыми успехами нашей страны в освоении космического пространства и подал рапорт с просьбой зачислить в группу кандидатов в космонавты. Вскоре его вызвали на специальную медицинскую комиссию.
Впереди его ждал космос. Знаменательные даты Юрий Гагарин родился 9 марта 1934, с.Клушино Гжатского ныне Гагаринского) района Смоленской обл. В 1941-поступил в 1-й класс средней школы с.Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 возобновил учебу в школе. В 1945 семья Гагариных переехала в Гжатск. С 1845-1949 – учился (окончил 6 классов) в средней школе
г.Гжатск. В 1948-1951 – учащийся ремесленного училища №10 г.Люберцы Московской области, получил специальность «формовщик-литейщик». В 1951-поступил в Саратовский индустриальный техникум. 1951-1955 -учащийся Саратовского индустриального техникума по специальности «Литейное производство», получил диплом с отличием. 4 сен.1954-1 окт.1955 – занимался в
Саратовском областном аэроклубе, 14 мар.1955 – совершил первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров с самолета По-2. 1957 – окончил 1-е Чкаловское ВАУЛ имени К.Е.Ворошилова, г.Оренбург, Южно-Уральский военный округ, по истребительному профилю по первому разряду. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично».
1 сен. 1961 -2 мар.1968 – слушатель ВВИА им.Н.Е.Жуковского, инженерный факультет. 17 фев. 1968 защитил дипломный проект. Окончил академию с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер». 27 окт. 1955 – 5 нбр. 1957 – курсант 1-го Чкаловского ВАУЛ имени К.Е.Ворошилова.8янв.1956-принялвоеннуюпр исягу.
С 5 нбр. 1957 – в распоряжении командующего ВВС СеверногофлотаСФ).С 29 дек. 1957 – до зачисления в отряд космонавтов – летчик 769 ИАП 122 ИАД ВВССФ,пос.Луостари-НовоеМурманскойобласт и.24 окт. 1959 – был представлен на должность старшего летчика. К окт. 1959 – общий налет – 265 час. 7 мар. 1960 – приказом
Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отрад космонавтов ЦПК ВВС. 25 янв. 1961 – назначен на должность космонавта и присвоена квалификация «космонавт ВВС». пилотируемому полету на КК «Восток» вместе с В.Быковским. Г.Нелюбовым, А.Николаевым, П.Поповичем иГ.Титовым.Окт.1960-апр.1961-непосредств енная дготовка кполетувсоставегруппы.
8 апреля 1961 – решением Госкомиссии назначен пилотом КК «Восток». Подготовка к полету 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем Р-7 первый в мире искусственный спутник Земли. За этим знаменательным событием последовали полеты других космических аппаратов, задачей которых было показать реальность проведения исследований в околоземном
пространстве, а также планет Солнечной системы. Успешные полеты первых искусственных спутников Земли позволили вплотную подойти к решению невиданной, грандиозной задачи – подготовки полета человека в космос. Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи века был Сергей Павлович Королев – основоположник практической космонавтики, создатель знаменитой “семерки” и первых искусственных спутников, который сумел реализовать самые фантастические мечты человечества.
Все созданное С.П. Королевым в жизни – это единство цели в достижении все больших скоростей и высот. Это и освоение безмоторного полета на планерах своей конструкции, и создание оригинального легкого самолета. Это и разработка первых крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем, конструирование ракетоплана и установка реактивных ускорителей на боевых самолетах. И вершина творчества – открытие космической эры человечества.
Создание первой межконтинентальной баллистической ракеты, ракет-носителей космических аппаратов, первых спутников, автоматических межпланетных станций серий “Луна” , “Венера”, “Марс”, “Зонд” стали яркими вехами в творческой деятельности академика С.П. Королева – Главного конструктора. Королев и Гагарин. Имена этих людей навсегда останутся в истории вместе – пионер ракетостроения и космонавтики и первый человек, совершивший полет в космическое пространство.
Королева и Гагарина объединяли самоотверженный труд и яркое горение до самой смерти в расцвете творческих сил и в пору новых великих замыслов. Королев и Гагарин. Их связывало не только общее дело – невиданное и грандиозное. Искренняя человеческая дружба, огромное взаимное уважение и беспредельная вера друг в друга переполняли каждого из них. Старший лейтенант Гагарин был среди 3000 молодых летчиков-истребителей, проходивших
отборочные проверки к будущим полетам в космос. Чтобы стать первым из тысяч, ему предстояло пройти сложный путь. На этапе первоначального отбора медики тщательно обследовали будущих кандидатов в космонавты на местах, в авиационных частях. Для дальнейших, более углубленных проверок около ста человек пригласили в Москву. Здесь кандидатов в космонавты ждали трудные испытания на центрифуге и в барокамере, различные осмотры и многочисленные анализы, разнообразные тесты – пробы.
Только 20, успешно прошедших отборочное горнило, были зачислены в первый отряд советских космонавтов, который теперь называют “гагаринским”. В него вошли: Иван Аникеев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валерий Быковский, Валентин Варламов, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Анатолий Карташов,
Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Марс Рафиков, Герман Титов, Валентин Филатьев, Евгений Хрунов, Георгий Шонин. В начале марта 1960 года первый отряд собрался в Москве. Начались занятия и тренировки: теоретическая подготовка, тренировочные полеты, испытания в барокамере,
сурдокамере, термокамере, парашютная подготовка, знакомство с невесомостью в специально оборудованном самолете, тренировки на центрифуге. Двадцать человек готовились в космос. Летом 1960 г. отряд перебрался на свое постоянное место пребывания – Зеленый городок на северо-востоке Московской области, ныне всемирно известный Звездный городок. Но пока формировалась собственная база
Центра подготовки космонавтов, местом занятий слушателей-космонавтов оставались залы конструкторских бюро и цеха заводов, лаборатории научных учреждений и авиационные полигоны. Для ускоренной подготовки к первым полетам по предложению С.П.Королева, Е.А. Карпова (начальник ЦПК) и Н.П. Каманина (помощник Главкома ВВС по подготовке космонавтов) в ноябре 1960 г. была сформирована так называемая “ударная”
группа космонавтов, в которую вошли В. Быковский, Ю. Гагарин, А. Карташов, Г. Нелюбов, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов. 5 апреля 1961 года состоялось их первое знакомство с космодромом. Великое событие неумолимо приближалось. 10 апреля на заседании Государственной комиссии принято решение об утверждении на первый полет в космос
Юрия Гагарина. Дублером назначен Герман Титов. Впереди было 12 апреля. 12 апреля 1961 года… 12 апреля 1961 г. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль “ВОСТОК” с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту. С орбиты он докладывал:
Полет проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! 000 сут 01 час 48 мин. Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин. Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже
Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный – “Заря” Наконец технический руководитель полета – им был академик С.П. Королев – скомандовал: – Подъем! Я ответил: – Поехали! Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени.
Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий
голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной
Солнцем. – Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить: – Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах
К.Э. Циолковского В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма 9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса
Горн, я передал сообщение: – Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение: – Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет
по орбите возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля.
Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз Высота полета все время уменьшалась. Десять тысяч метров Девять тысяч Восемь Семь Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку В 10 часов 55 минут “Восток” благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза
“Ленинский путь”, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина. – Представьте себе, да сказал я Награды Золотая медаль имени
К.Э.Циолковского (АН СССР), медаль де Лаво (ФАИ), золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации «Человек в космосе», золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений. Большая золотая медаль и диплом ФАИ, премия Галабера по астронавтике за 1962 за выдающиеся заслуги
в изучении космоса (1963), золотая и серебряная медали астрономической обсерватории и планетария г.Стара-Загора (Болгария), медаль Колумба (Италия), золотой знак ЦК Компартии Финляндии (1961), медаль Коммунара 18 марта 1871 года (Франция, 1963), золотая медаль города Пю-то (Франция, 1963), золотая медаль города Сен-Дени (Франция), медаль в честь провозглашения Ю.
А.Гагарина первым почетным членом объединенного профсоюза сталелитейщиков Англии и Ирландии (г.Манчестер. 1961), знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» (посмертно, 1970), медаль С.П.Королева ФАС СССР (посмертно, 1972), медаль С.П.Королева ученого совета предприятия ОКБ-1 (1967), нагрудный знак и диплом «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей К.Э.Циолковского» Государственного музея истории космонавтики им.
К.Э.Циолковского (посмертно, 1974), медаль «За активную работу по пропаганде идей К.Э.Циолковского и космонавтики» (посмертно, 1974), знак «Почетному строителю Комсомольска-на-Амуре 1932-1957» (1962), Диплом ВДНХ СССР за разработку и внедрение техники Почетные награды: Позывной:«Кедр».Сен.1965-апр.1967-проход ил готовкукполетувкачествекомандираактивног оКК«Союз»(7К-
ОК)всоставе2-гоэкипажа.23ап р.1967-былдублером командираКК«Союз-1»В.Комарова.С 16 июн. 1960 – член КПСС.Делегат – XXII (1961) и XXIII (1966) съездов КПСС. 1962-1968 – депутат Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов.С 1962 – член ЦК ВЛКСМ (Избирался на XIV (1962)иXV(май1966)съездахВЛКСМ).Президен т Общества советско-кубинскойдружбы(с1964).
Почетный член бщества Финляндия-СоветскийСоюз.Член Президиума Федерации водногоспортаСССР(с1964).Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики Университета г.Лакнау(Индия,с1961).Почетный вождь старинного племени Кпелле (Либерия, избран в 1962). Герой Советского Союза (14 апр.
1961), Летчик-космонавт СССР (14 апр.1961). Почетный радист (1962), Заслуженный мастер спорта СССР (по бегу, 1961). Нбр. 1955 – курсант, 22фев.1956-курсант-сержант,5нбр.1957-лей тенант,6нбр. 1957-ст.лейтенант, 12 апр. 1961 – майор (досрочно внеочередное), 12 июн. 1962 – подполковник (досрочно), 6 нбр. 1963 – полковник (досрочно). медаль «Золотая
Звезда» Героя Советского Союза (1961), орден Ленина (1961), медаль «За освоение целинных земель» (1961) и 4 юбилейные медали. Награды научных и общественных организаций: медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда НРБ и орден Георгия Димитрова (1961), медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда ЧССР (1961), орден Крест Грюнвальда I степени (1961,
ПНР), орден «Плайя Хирон» (1961, Куба), орден «За заслуги в области воздухоплавания (1961, Бразилия), орден Государственного Знамени ВНР (1961), орден «Ожерелье Нила» (1962, ОАР), орден, знак и Большая лента Африканской Звезды к ордену «Свет во тьме» (1962, Либерия), Герой Труда ДРВ (1962), орден Звезды 2-го класса (Индонезия,
1961), орден Карла Маркса (1963, ГДР). (1967). Почетный гражданин городов: Калуга (1961), Люберцы (посмертно, 1987), Новочеркасск, Сумгаит, Смоленск, Винница. Новозыбково и Новозыбковского района Брянской области (1966), Севастополь, Саратов (1967), Ленинск (ныне Байконур, посмертно, 1977) – все СССР, а также
София, Перник(1966). Бургас(1966) – все НРБ, Афины (Греция), Фамагуста, Лимасол (Кипр), Сен-Дени, Пюто (1963, Франция), Тренчианска-Теплице, Мартин (1961, ЧССР). Ю.Гагарин получил на вечное хранение золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (1962, Египет Именем Ю.А Гагарина названы: г.Гагарин (бывший г.Гжатск) и Гагаринский р-н (бывший
Гжатский р-н) Смоленской обл. Его имя присвоено созданному в г. Гагарине мемориальному музею. Краснознаменной Военно-воздушной академии в пос.Монино, ЦПК ВВС и пионерской дружине средней школы Звездного городка. Его имя носят научно-исследовательские суда. школы и техникумы, Якутская областная типография. Бронзовый бюст Ю.А.
Гагарина установлен в г.Москве на Аллее Героев космоса. Памятник в Звездном городке (открыт в 1971. скульптор Б. Дюжев, архитектор А.Заварзин). Бронзовый бюст пятнадцатилетнего Ю.А.Гагарина установлен на 2-й площадке космодрома Байконур. Установлены памятники в г.Москве (на площади
Гагарина), г.Гагарине, г.Ленинске (ныне Байконур, 1984, скульптор О.Посоцкий) на площади его имени, г.Софии, на ТЭЦ им. Ю.А.Гагарина в г.Вишонте в Венгрии (1973) Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета №1772. Дата и причина смерти: 27 марта 1968 погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем, полковником
В.С.Серегиным во время тренировочного полета. Самолет разбился вблизи д.Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы неустановлена.Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г.Москве.15 апр.1968 – исключен из списков офицерского состава ВС СССР как погибший при исполнении служебных обязанностей.
Биография Детство юного крестьянского паренька Юры Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленьщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой
пришлось ютиться в землянке. После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Затем его переименовали в город им. Гагарина. В пятнадцать лет Юра поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове. По прошествии многих лет Юрий вспоминал: “
С Саратовом связано появления у меня … неудержимой тяги в небо, тяги к полетам ”. После Саратовского аэроклуба, первой “небесной” страницы в биографии Гагарина, увлечение военным делом привело в Военное авиационное училище в Оренбурге. После его окончания он служил в военной авиации летал на краснозвездных сверхсвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным находчивым.
И ещё он был заботливым и веселым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 г. Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил, выдержкой. Был отлично подготовлен физически, был внимателен к товарищам.
Помогал им, а те в свою очередь ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 г. в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали!». Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на
Землю. Космическая эра началась. Ликованию людей не было конца, они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза. После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны, и всюду люди были покорены его обаятельной улыбкой, умом, простотой. Проложив в космос дорогу другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых
полетах, готовился к ним, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – и на Земле и в космосе. Заключение Делом всей своей жизни С.П. Королев считал создание техники и средств для освоения человеком космического пространства.
Королев создает космический корабль “Восток”, который положил начало пилотируемой космонавтике. Полет Юрия Гагарина в космос является эпохальным, историческим. Он показал возможность нашего государства, его ученых, инженеров и рабочих создавать уникальную технику для успешных полетов человека в космос. Полеты наших космонавтов, а также полеты беспилотных автоматических спутников сделали нашу страну “великой космической державой”.
Из 50 мировых достижений в космонавтике 27 принадлежат нашей стране. Сегодня свыше 130 государств Земли участвуют в космических программах в интересах своих стран. Свыше 35 типов космических аппаратов созданы в странах, участвующих в освоении космического пространства в интересах науки, народного хозяйства и национальной безопасности. Пилотируемая космонавтика прошла большой путь от одиночных и групповых полетов на кораблях ”
Восток”, “Восход”, “Союз” до многоцелевых орбитальных станций “Салют” и “Мир”. Получены уникальные научные медицинские и биологические результаты, освоены технологии длительного пребывания человека в условиях невесомости и замкнутого пространства. Выполненные работы и полученные результаты позволили по-новому рассмотреть и принять программу развития космонавтики в XXI в. Орбитальная станция рассматривается как одно из основных звеньев новой космической
инфраструктуры, которая обеспечит ее длительное применение вплоть до морального старения. Необоснованная политика отказа от собственной орбитальной станции, ориентация на МКС не решают проблем нашей национальной космонавтики и от достижений “передовой космической державы” мы скатываемся в разряд слаборазвитых. Это четкая позиция Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Российская академия космонавтики им.
К.Э. Циолковского, созданная в марте 1991 г. с целью сохранения и дальнейшего развития нового направления космической деятельности человека в сложный период перестройки, сосредоточила в своем составе все ведущие силы страны по этой отрасли знаний. В ее составе свыше 1300 членов. Из них только членов РАН и других российских и международных академий более 70 человек. Все ведущие главные и генеральные конструкторы объединены в
Совете главных конструкторов, ветераны – в Совете старейшин и ветеранов космонавтики; активно работают аналитический центр и другие структурные подразделения академии, в том числе и медико-биологических проблем в интересах пилотируемой космонавтики. Академия по контрактам с Российским авиационно-космическим агентством и другими заинтересованными организациями и, кроме того, по собственной инициативе за десять лег провела большую работу по поддержанию в рабочем состоянии существующей
и во многом уже выработавшей свой гарантийный ресурс российской космической группировки связи и навигации. Одной из важных работ академии мы считаем проведение независимой экспертизы и выдачу заключений на предложения и проекты комплексов и систем, а также на проекты программ развития российской космонавтики в первые десятилетия XXI в. Академия выдала заключение на важнейшую перспективную систему “Энергия – Буран” и на орбитальную станцию ”
Мир”. Мы настаивали и настаиваем на продолжении этих работ, как величайших достижений отечественной космонавтики. Провели экспертизу и выдали заключение на систему государственного единого времени России и на Центр дальней космической связи на основе дальнего радиокомплекса МЭИ в Медвежьих озерах (Московская обл.) и Колязине и другие проекты – всего более 30 заключений. В целях вовлечения членов академии к решению задач промышленных и научных организаций созданы и успешно
работают региональные отделения академии и научные центры. Среди них такие крупные структуры, как Поволжское с центром в Самаре, Северо-Западное (Санкт-Петербург), Южное (Днепропетровск, Украина), научные центры им. С.П. Королева, им. М.В. Хруничева, им. С.А. Лавочкина. Плодотворно действуют также научные центры при головном
ЦНИИ МО и в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, а также научные центры в Казахстане, Грузии, Молдове, Румынии, Германии. В интересах пропагандирования новых достижений в науке и технике академия издает труды и сборники, в том числе журнал “Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики”, сборник “Космос и человек” н другие научные издания.
Члены академии публикуют свои работы в журналах “Транспорт” и “Человек, Земля, Вселенная”. Академия проводит и участвует в работе российских и международных конференций, научных чтениях и симпозиумах по важнейшим направлениям космонавтики. Члены академии прилагают много усилий для просвещения широких слоев населения, и прежде всего молодежи. Они выступают с популярными лекциями, публикуют статьи в периодической
печати, руководят и помогают работе кружков научно-технического творчества в области космонавтики. Обеспокоенные за судьбу и безопасность нашей Родины, ее будущее, члены академии прилагают усилия, чтобы с честью выполнить свой долг, как это делали С.П. Королев и Ю.А. Гагарин. Литература: 1) “Дорога в космос” (1962), 2) “Вижу Землю” (1976), 3) соавтор книги ”
Психология и космос” (1971). 4) журнал “Аэрокосмический курьер” N1 (2001 г.)