Сербские земли в VII-середине XIV века

Сербскиеземли в VII — середине XIV в.

План
1. Складывание сербскойгосударственности
2. Возникновение и историягосударства Неманичей (вторая половина XII — первая половина XIV в.)
3. Сербия в период правленияСтефана Душана
4. Распад Сербского царства.Начало османской экспансии на Балканах
5. Положение сербскогонарода под властью османской империи
6. Культура сербского народа

1.Складывание сербской государственности
Судя посообщениям императора Константина Багрянородного (сер. X в.), сербы появились вVII в. на землях Балканского полуострова (континентальная часть), занявтерриторию нынешней Сербии и Черногории (южная часть Далматинского побережья).Константин называет сербами также обитателей Неретвлянской области (Пагания),Требинья (Травуния) и Захумья (Хум) — территорий, впоследствии вошедших всостав Хорватии и Боснии.
Сербские,хорватские, словенские земли в период Раннего Средневековья
1 — границыотдельных словенских земель; 2 — границы хорватского государства в X в.; 3 — границы отдельных сербских областей в X в.; 4 — границы Дуклянского королевстваво второй половине XI в.; 5 — названия областей
Упоминание ободном сербском племени встречается также в «Анналах королевства франков»: этоплемя примкнуло к восстанию Людевита Посавского в начале IX в.
Какпроходил процесс христианизации сербов, судить трудно, ибо наш основнойисточник, Константин Багрянородный, почти не уделил этому вопросу внимания,отметив только, что крещение совершилось при императоре Ираклии (перваяполовина VII в.), а епископы и пресвитеры были приглашены из Рима. Несомненно,этот процесс был длительным. Во всяком случае последствия «великой схизмы» 1054 г. не ознаменовались тут столь драматичными событиями, как в других регионах Европы. Главнымоплотом православия была Рашка, которая и стала в начале XIII в. центромобразования независимого государства, объединившего все земли с сербскимнаселением.
Следующийэтап в истории Сербии, получивший весьма подробное освещение у Константина,охватывает период с середины IX по середину X в.
По-видимому,сербы приняли участие в том антивизантийском движении, которое завершилось вправление Василия I Македонянина установлением архонтов и передачей славянскимправителям права на взимание пакта с далматинских городов: в частности, одинсербский князь получил такое право якобы в отношении Раусия (Дубровник).
Основноевнимание византийского автора занимали, однако, события, связанные с усилениемПервого Болгарского царства, которое со времени Бориса I распространило своювласть на македонские земли, включенные впоследствии в состав Сербии.
К серединеIX в. наметился острый конфликт между Византией и Болгарией. Борьба шла загегемонию на Балканском полуострове, и особенно обострилось соперничество из-законтинентальных сербских земель, так называемой Рашки.
Не случайноКонстантин Багрянородный в своем сочинении особое внимание уделил сербам (пятьглав, из которых самая обширная отведена истории Рашки). В историографиивысказывается мнение, что автор помимо прочих источников располагал некоейсербской летописью. Это и позволило ему написать главу, из которойвырисовывается генеалогическое древо первой известной в истории династии,правившей Рашкой на протяжении ста лет — с середины IX по середину X в. Этомнение не подтверждается убедительными аргументами, но описание политическойситуации, составленное в качестве руководства для престолонаследника, исключаетподозрения в недостоверности фактических сведений (иное дело, что Константинпроявил тенденциозность, стремясь преуменьшить болгарское и преувеличитьвизантийское влияние на ход событий).
Властимирусловно считается основателем первой рашкской династии. Хотя Константин иназывает имена его предшественников, но не сообщает о них конкретных сведений.
В правлениеВластимира и его троих сыновей, разделивших между собой страну (по словамКонстантина), сербы дважды отразили поход болгар (вначале — войск ханаПресиана, затем — Бориса). В результате последнего столкновения был заключендоговор, условия которого подробно описаны Константином (за этим последовалнеудачный болгарский поход в Хорватию). Однако между братья ми началась борьба,и вышедший победителем Мунтимир отослал пленных братьев в Болгарию. Передкончиной князь передал престол одному из своих сыновей — Прибиславу, но ужечерез год (в 893 или 894 г.) тот был свергнут двоюродным братом, явившимся изХорватии.
Новыйкнязь, Петр Гойникович, правил более двадцати лет. Он был современникомболгарского царя Симеона, с которым некоторое время поддерживал мирныеотношения и даже «покумился ». Ему удалось отразить две попытки двоюродныхбратьев (Брана из Хорватии и Клонимира из Болгарии) завладеть престолом. Конец правленияПетра связан со знаменательными событиями. Прежде всего, приблизительно в этовремя наступил кульминационный момент политического возвышения Болгарии —знаменитая битва при Ахелое (917). Этим воспользовался некий архонт Михаил –пред ставитель знатного сербского рода (Константин Багрянородный называет его«патрикием» и наделяет еще одним из византийских титулов, весьма высоких).Правивший приморской областью За хумье, он «возревновал» к Петру и донес царюСимеону, будто рашкский князь вступил в контакт с Византией. Симеон предпринялпоход, в результате которого Петр был захвачен в плен, где и скончался, акнязем сделался его племянник Павел.
С этоговремени наступил период смут, когда Византия и Болгария по очереди пыталисьутвердить на рашкском престоле своего ставленника. В конце концов на сценепоявился Часлав Клонимирович. Сперва он выступал как болгарская креатура,однако после кончины Симеона в 927 «г. сумел достичь независимого положении ипримерно четверть века правил сербскими и боснийскими землями. КонстантинБагрянородный отзывается о нем сдержанно, но не отрицательно и, подытоживаясвое повествование о рашкских сербах, не упускает случая заявить, что они якобыникогда не зависели от болгарского архонта, но были «рабами императора ромеев».
С середины960-х гг. наступает новый этап в истории сербских земель. После кончины Чаславаего держава распалась, и входив шие в ее состав территории оказались нанесколько десятилетий под властью царя Самуила, который распространил своевладычество вплоть до Адриатического побережья. Именно поэтому неко торыеисторики для обозначения возникшего государства исполь зуют название Самуиловадержава.
Самуилобъединил под своей властью почти все земли, которы ми владела Болгария прицаре Симеоне (кроме Северной Фракии), также Фессалию (на юге), Рашку иприморские сербские земли. Последние, однако, пользовались большойсамостоятельностью.
Послетрагического исхода битвы при Беласице и кончины Самуила все его владенияоказались в составе Византийской империи (1018). С той поры центр политическойжизни серб ских земель на время перемещается в приморские области, т.е. натерриторию нынешней Черногории, носившей тогда название Дукля или Зета.
Уже врезультате антивизантийского восстания под пред водительством Петра Деляна(1040) дуклянский правитель по лучил возможность несколько эмансипироваться, ако време ни второго крупного восстания (1072 г. под предводительством Георгия Войтеха) дуклянский князь Михаил приобрел такой политический вес, что повстанцыпросили его помощи, како вая и была оказана. Византийский историк, писавший обэтих событиях, расценил их как попытку народа сербов покорить болгар. Основнымочагом обоих восстаний стала македонская территория. Восстание 1072 г. потерпело поражение, но Ми хаилу удалось освободить из плена своего сына Константина Бодина,который со своим отрядом воевал на стороне восстав ших и даже был провозглашених царем. После кончины отца Константин Бодин наследовал дуклянский престол.
В 1077 г. князь Михаил получил от папы Григория VII право на королевский титул. Отсюда ведет началоистория Дуклянс кого королевства (или Зетской державы). Следует отметить, чтополитика Григория VII в отношении славянских стран отличалась особойактивностью: с его именем связано признание королевских титулов за тремямонархами — Димитрием-Звоними ром, Болеславом II (польским) и Михаилом Зетским.
Послекончины Бодина (ок. 1101), на время объединившего под своей властью приморскиеи континентальные сербские земли, Зетская держава распалась и входившие в еесостав земли вновь сделались добычей Византийской империи.
2.Возникиовение и история государства Неманичей (вторая половина XII — перваяполовина XIV в.)
сербскийосманская империя
С конца XIIв. наметился новый этап в развитии международных отношений на Балканскомполуострове, связанный с падением влияния Византийской империи и возникновениемнезависимых южнос лавянских государств.
Около 1190г. ослаблением Византии воспользовался рашкский великий жупан Стефан Неманя,добившийся полного суверенитета и заложивший основу новой династии Неманичей.
Историювозвышения Неманичей и правления родоначальника династии можно свести кследующим моментам: 1) конец 60-х — начало 70-х гг. XII в.: заняввеликожупанский трон вопреки воле византийского императора и сместив при этомсвоего старшего брата, Неманя сумел все же примириться с Византией (1172); 2)начало 1180-х гг.: спустя 10 лет жупан выступает против императора, присоединяя(с венгерской помощью) земли в районе городов Ниш и Средец, а также Зету, гдеправителем стал его старший сын Вукан, который унаследовал по старой традициикоролевский титул, однако в 1186 г. при попытке завладеть Дубровником Неманяпотерпел неудачу; 3) конец 1180-х — 1190-е гг.: кульминация политическоговозвышения и удаление Стефана в монастырь под именем Симеон. Обстоятельством,стимулировавшим особую активность Немани в начале этого периода, явилосьзатруднительное положение Византии в связи с III крестовым походом (жупанпытался даже вступить в союз с одним из его предводителей — ФридрихомБарбароссой), а результатом этой активности стал крупный политический успех —завоевание независимости (несмотря на военное поражение на р. Мораве).
В 1196 г.Неманя отрекся от престола в пользу среднего сына Стефана и вскоре отправилсяна Афон, в русскую обитель св. Пантелеймона, где в то время пребывал егомладший сын Савва (мирское имя — Растко). Спустя два года благодаря совместнымусилиям отца и сына на Святой Горе возник первый сербский монастырь —знаменитый впоследствии Хиландар.
С именемСтефана (1196-1227), наследовавшего великожупанский титул, связан очереднойэтап возвышения молодого государства — возникновение Сербского королевства, наполтора столетия объединившего в своем составе континентальные и приморскиеземли, а впоследствии даже македонские и греческие. Стефану Первовенчанному(под таким именем он большей частью фигурирует в историографии) понадобилосьпри этом сломить упорное сопротивление дуклянских королей, и прежде всего братаВукана. В этом ему оказал поддержку Савва, выступавший в качестве сторонника«рашкской концепции»; для придания веса притязаниям Стефана на новый титулбыло, в частности, осуществлено перенесение мо­щей св. Симеона (Стефана Немани)в Студеницкий монастырь, на территорию Рашки. Этот акт состоялся в 1208 г., а в1217 г. последовала коронация Стефана. В 1219 г. произошло еще одно важноесобытие: провозглашение автокефальной Сербской архиепископии с кафедрой в монастыреЖича. Первым главой новой архиепископии стал Савва.
В этойсвязи следует отметить, что в это время на периферии державы Неманичей ужесуществовало два крупных церковных центра: архиепископия в приморском г. Бар,основанная в конце XI в., и Охридская патриархия, низведенная во временавизантийского господства до ранга автокефальной церкви, однако сохранившаязначительное влияние не только в Македонии, но и в Сербии. Барские архиепископыпроводили политику Римско-католической церкви, охридские митрополитыдействовали в интересах Константинополя. Соперничество духовных владык давалосебя знать в правление Неманичей, поскольку и Рим, и Константинополь желалиупрочить свои позиции в сербских землях, что, правда, не привело к слишкомострым конфликтам.
Стефан I,который приобрел корону с санкции папы Гонория III, не изменяя православнойориентации, стремился поддерживать контакт с католическим миром. Об этомсвидетельствует его брак с внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло,известного политика своего времени, с именем которого неразрывно связанаистория IV крестового похода, оказавшего столь важное влияние на историю южныхславян (напомним, что в этот период и болгарский царь вел с Римом переговоры озаключении унии). Савва также умел ладить с западными соседями.
Послекончины Стефана (1227) в Сербии на время наступил период ослабления центральнойвласти. Два его ближайших наследника оказались в зависимости сначала отэпирского деспота, а затем — после битвы при Клокотнице 1230 г. — отболгарского царя Ивана Асеня II (в этот период особую активность развилОхридс-кий архиепископ).
С серединыXIII в. наметился новый политический подъем, связанный с правлением Уроша IВеликого и его преемников. Урош сумел восстановить независимость государства, аего наследники,
Драгутин иМилутин, правившие с 1276 по 1321 г., добились значительного территориальногорасширения. Первый в качестве венгерского ленника приобрел область Белграда(утраченную в 1316 г. после его кончины), второй, женатый на византийскойпринцессе, — македонские земли с городами Призрен и Скопье. Наконец,совместными усилиями братья захватили Браничевскую область, входившую ранее всостав Болгарского царства. Отрицательным моментом для этого периода сталаутрата области Хум (Захумье), захваченной боснийским баном СтепаномКотроманичем и доставшейся впоследствии венгерскому королю Карлу II Роберту.
НаследникМилутина, Стефан Дечанский (получивший такое название от основанного иммонастыря в Дечанах, где он и был погребен), вошел в сербскую историю как однаиз самых загадочных и трагических фигур. В молодости, будучи обвинен в заговорепротив отца, он был якобы ослеплен, а затем чудесным образом прозрел и втечение 10 лет правил страной. Правление его завершилось победой надболгарскими войсками в битве при Вельбужде (1330), а затем наступил роковойконец: его сын, Стефан Душан, который, по мнению историков, отличился вупомянутом сражении, сверг отца с престола и лишил его жизни. Легенда об«удушении короля Дечанского» стала одним из характерных сюжетов сербскогофольклора и была воспринята частью историков, изображавших Душана коварнымубийцей.
ОценкаДушана как политического деятеля в литературе однозначна: он — выдающаясяличность, талантливый полководец и дипломат, к тому же — законодатель, с именемкоторого связано издание одного из самых замечательных юридических памятниковславянского Средневековья — знаменитого Законника.
Основныефакты, связанные с внешней политикой Душана, позволяют сделать следующиевыводы: 1) главным направлением в его деятельности стала борьба с Византией загегемонию на Балканском полуострове, увенчавшаяся блестящим успехом, — к концуправления Душана южная граница сербского государства дошла почти доПелопоннеса, охватив все македонские, албанские и отчасти греческие земли(Эпир, Фессалия, Акарнания); 2) имели место попытки, правда, неудачные,возвратить Хум; 3) отношения с болгарским царством после женитьбы Душана насестре болгарского царя Ивана-Александра оставались добрососедскими.
В конце1345 г. в Скопье состоялся сабор, где Душан провозгласил себя царем сербов игреков, а в следующем году на Пасху было провозглашено учреждение сербскойпатриархии (с благословения тырновского и охридского владык, а такжепредставителя Святой Горы).
3. Сербия впериод правления Стефана Душана
Завершающимторжественным аккордом правления Душана стало принятие упомянутого Законника,утвержденного саборами 1349 и 1354 гг.
Хотятерриториальные приобретения к концу 1340-х гг. уже завершились, Душан неоставлял планов дальнейшей экспансии, нацеливаясь на Константинополь, однакопреждевременная кончина в 1355 г. помешала осуществлению его замыслов.
Общие длябольшинства европейских стран закономерности общественного развития в XIII —середине XIV в. характерны и для Сербии, хотя здесь отчетливо проступаютспецифические черты.
Рассматриваемыйпериод ознаменовался в Сербии ростом числа юридических памятников. Во-первых,это так называемые «хрисовулы» (греческий термин, аналогичный лат. bulla aurea«грамота с золотой печатью»), содержащие пожалование привилегий духовенству исветской знати. Старейшие из этих грамот датируются концом XII — началом XIIIв. Известные современным историкам хрисовулы содержат почти исключительнопривилегии монастырям; отсутствуют фундационные грамоты в пользу городов, чтовряд ли можно объяснить только их плохой сохранностью. Основанием для сомненияслужит и анализ Законника, где встречаются упоминания о выдаче хрисовулов наземельные владения светским господам, но нет ни одного упоминания офундационных грамотах.
Из самоготекста Законника явствует, что его составление относится к периоду 1349-1354гг. Как видно из преамбулы, первая часть Законника была утверждена сабором вСкопье; в качестве его участников (т.е. составителей Законника) названыпредставители духовенства во главе с патриархом и так называемая «властеламалая и великая» во главе с царем.
Термин«властела» (или «властели»), сам по себе достаточно выразительный, встречаетсяи в более ранних сербских источниках, в том числе в одном хрисовуле первой половиныXIII в., где представители властелы противопоставляются в качестве высшего слояобщества «прочим войникам» и «убогим людям». Отсюда видно, что одной изобязанностей «властелина» была военная служба. Законник существенно дополняетхарактеристику, указывая на участие властелы в управлении государством и другиепризнаки принадлежности к высшей части благородного сословия (термин «властела»употребляется также хорватской историографией в значений, аналогичном понятиюnobiles).
Такимобразом, из введения к Законнику следует, что к середине XIV в. в Сербии ужесложилась сословная монархия. Царь выступает здесь только как первый средиравных по отношению к властеле, облеченной законодательными правами, и этовпечатление еще более усиливается при анализе последующих статей, в частности171-й, которая прямо указывает на зависимость царской власти от законов,установленных сабором. Правда, считается, что эта статья была внесена вЗаконник уже при преемнике Душана, когда его (Душаново) царство практически распалось,но несомненно, что основы зависимости царской власти от постановленийсословно-представительного органа были заложены уже в предшествующий период.
Запреамбулой в Законнике следуют статьи, определяющие правовое положение двухпервых сословий государства — духовенства и властелы. Из них видно, чтоупомянутые сословия имели особые налоговые льготы, а властела к тому жеобладала широкими наследственными правами на владения, пожалованные царем (вкачестве основного объекта пожалований фигурирует жупа — основнаяадминистративно-территориальная единица государства).
Следовательно,интенсивное развитие иммунитета и оформление властельского сословия,обладающего монополией на политическую деятельность, идут синхронно.
Дляобозначения низшего слоя в Законнике употребляется термин «люди» и нормируетсяправовое положение этого сословия. Правда, наряду с этим употребляются и особыетермины, заимствованные из византийского лексикона, как то: «парики» (вхрисовулах) и «меропхи»; заметное место в сербском обществе рассматриваемогопериода занимали также «влахи» — потомки романизированного дославянскогонаселения, основным занятием которых было кочевое скотоводство; наконец, ещедва термина обозначали особые категории населения, исключенные из состававысшего сословия, — отроки и себры, о которых будет сказано ниже.
В Сербиисуществовали две принципиально различные категории собственности — баштаны:баштина властельская, или свободная, и баштина людей-землян. Определениюстатуса свободной баштаны отведены восемь статей Законника, следующих одна задругой в его начальной части (ст. 39-46). Из них явствует, что такая баштинабыла не только наследственной, но и свободно отчуждаемой; обязанности,вытекавшие из обладания ею, сводились к несению военной службы и уплате в казну«царского дохода», который, судя по одной из последних статей второй частиЗаконника, мог носить натуральный или денежный характер. Налог обязан былплатить всякий человек, т.е. крестьянин, а ответственность за его поступлениевозлагалась на властелина. Царь жаловал властеле в баштину села или, как ужеговорилось, целые жупы. Кроме того, существовала особая категориялично-зависимого населения — вышеупомянутые отроки, которые находились в вечнойбаштине господина.
Баштинунизшего разряда (владельцами которой часто выступают люди-земляне) составлялиземельные участки (нивы и виноградники), обложенные повинностями в пользу какцарской казны, так и властелина (ст. 174). Владелец такой баштины мог отчуждатьее лишь при соблюдении определенного условия с тем, чтобы не пострадалиинтересы господина, т.е. новый владелец должен был взять на себя обязанностиработника.
Особоеместо в Законнике занимает статья 68, регламентирующая в общегосударственноммасштабе повинности и платежи меропхов, которые, видимо, во времена Душанасоставляли основную категорию сельского населения Сербии. В статье речь идет онекоторой сравнительно узкой прослойке крестьян, проживавших в имениях такназываемых «прониаров». «Прония» представляла собой (в Сербии, как и в Болгарииили в Византии) такую категорию условной собственности, которую (в отличие отбаштины) нельзя было свободно отчуждать. Следовательно, возникает вопрос:существовали ли подобные ограничения норм эксплуатации в отношении баштин? Изстатьи 139 второй части Законника следует, что установленные нормы,распространялись на имения не только властельские, но также церковные ицарские, причем по поводу нарушения этих норм меропх мог тягаться с господином— будь то царь и царица, церковь или властелин. Более того, статья 67 наводитна мысль о том, что существовали известные нормы эксплуатации и в отношенииотроков.
Итак,регламентация платежей и служб, в той или иной форме имевшая место во всехстранах позднесредневековой Европы, в Сербии носит особенно ярко выраженныйхарактер.
Еще болеесущественна другая особенность социально-экономических отношений в сербскомобществе. Это необычайно высокая для той поры норма отработочных повинностей:согласно статье 68 два дня еженедельно, не считая особо оговоренной«замани-цы», коллективных работ на сенокосе и винограднике. Помимо Законника таже норма указана в хрисовуле, выданном Душаном Архангельскому монастырюпримерно в то же время.
Известно,что подобная структура рент (высокий удельный вес барщины) непременноподразумевает существование личной зависимости крестьян. Пример Сербииподтверждает это. Законник не только не отменял категории отроков, но исанкционировал прикрепление к земле меропхов: статья 201 (заключительная)назначала жестокое телесное наказание для беглых (характерно, однако, чтовластелин не имел прав на экономические санкции).
По-видимому,такая ярко выраженная специфика была обусловлена отставанием в развитиигородской жизни. В Законнике, правда, имеются статьи о городах и вообще онаселении, занятом в неаграрных отраслях экономики, но они столь малочисленны,что не позволяют делать определенных выводов. Речь в них идет о гарантияхбезопасности купцов, проезжающих по территории царства (весьма вероятно —иностранных), о так называемых «саксах» («саси»), выходцах из немецких земель,занимавшихся разработкой богатых рудных запасов Сербии (всего одна статья), и,наконец, о греческих городах, которые были захвачены царем и получили от негоподтверждение прежних хрисовулов. Вдобавок известны грамоты приморским городам(Котор, Будва), которые в XIV в. оказались в составе сербского государства, ноони содержат весьма скупую информацию об их экономическом облике.
В такихусловиях крестьянскому хозяйству нелегко было установить связь с рынком. Можнотолько строить предположения, где находила сбыт продукция, производимая вгосподском хозяйстве.
Взаключение остановимся еще на одной сложной проблеме — положении так называемых«себров». В историографии нет единого мнения относительно этой категориинаселения. Одни считают, что термин «себры» обозначает всю массу населениястраны, не принадлежащую к высшим сословиям, другие, — что себры представлялисобой так называемое «свободное крестьянство». Однако при такой трактовкепонятие «свободней» не расшифровано— имеется ли в виду личная свобода илигражданское полноправие? В этой связи особое значение приобретает статьяЗаконника «О саборе (или сборе) себров». Обычно она трактуется как запрещениенелегальных крестьянских сходок, где мужики могли строить козни против господ,а также как свидетельство борьбы широких народных масс за улучшение своегоположения.
Возможна идругая ее интерпретация, а именно: ко времени издания Законника сохранилась всеже некая особая категория населения, выделявшаяся из основной массы (меропхи,отроки и др.), которая упорно пыталась отстаивать право на участие вполитической (законодательной) деятельности. Основанием служит анализ другихстатей Законника (их всего семь), также содержащих упоминания о себрах,относящихся к области как уголовного, так и процессуального права. Перваякатегория статей проводит резкое разграничение в мерах наказания заправонарушения (оскорбление личной чести, еретическая проповедь), что касаетсявторой, то тут особо выделяется статья «О дворянах» (106-я). В ней противопоставляютсялица, состоящие на службе при дворе властелина — себры и так называемые«прониаровичи», т.е. сыновья прониаров; применительно к себру, совершившемуправонарушение, действовала средневековая система ордалий («испытание котлом»),а прониаровича оправдывала присяга «отцовой дружины» (т.е. лиц, занимавших тоже сословное положение, что и прониар). Таким образом, создается впечатление,что себр в отличие от меропха или отрока мог выполнять особые обязанности,исключавшие его причисление к обычному крестьянскому сословию.
4. РаспадСербского царства. Начало османской экспансии на Балканах
В правлениесына Душана, царя Уроша, держава Неманичей фактически распадается на рядвладений, правители которых перестают считаться с центральной властью и ведутмеждоусобную борьбу, составляя различные коалиции и перекраивая границы. Уже в60-х гг. отделились Эпир и Македония. В Эпире обосновался Душанов брат ститулом царя сербов, греков и всея Албании, а в Македонии, оттеснив Душановувдову (сестру болгарского царя), власть захватили братья Мрнявчевичи: корольВукашин и деспот Углеша. Одновременно происходит возвышение рода Балшичей вЗете, а в центральных областях — жупана Николы Алтомановича и князя ЛазаряХребеляновича.
В 1369 г.Никола и Лазарь совместными усилиями предприняли попытку лишить властиМрнявчевичей (сражение состоялось на Косовом поле), которая, однако, неувенчалась успехом — король и деспот сохранили свои позиции.
ОслаблениеСербского царства пришлось на время, когда на Балканском полуострове появилисьосманы. Овладев Фракией, они стали угрожать владениям братьев Мрнявчевичей. В1371 г. разыгралось одно из решающих событий на Балканском полуострове — битвана р. Марице, где войска Мрнявчевичей потерпели поражение, а оба брата погибли.Политическим итогом битвы явился раздел македонских земель между сербскими игреческими магнатами и признание наследником Вукашина, королем Марко,вассальной зависимости от султана.
Послегибели Мрнявчевичей на политической арене Сербии главными действующими лицамистановятся Никола Алтоманович и князь Лазарь, которые из союзников превращаютсяв соперников.
Лазарьодержал решающую победу в 1373 г. и превратился в самого богатого из сербскихправителей, поскольку под его контролем оказались крупнейшие центры горногодела средневековой Сербии — Ново-Брдо и Рудник. Правда, первое время сербскийкнязь вынужден был считаться с притязаниями венгерского короля, признаваявассальную зависимость от Лайоша I, однако после кончины последнего вполнеосвободился. Лазарь сосредоточил в своих руках власть над землями в северной ицентральной частях страны и поддерживал мирные отношения с правителями южных(Вук Бранкович) и приморских областей.
В 1386 г.князь Лазарь и боснийский король Твртко совместными усилиями нанесли туркамсерьезное поражение, однако успех оказался непрочным.
15 июня1389 (день св. Вида) разыгралась великая битва на Косовом поле. Сербские войскавыступили под предводительством князя Лазаря и, несмотря на проявленный героизм(в историю вошел подвиг одного из сербских воинов, который, жертвуя жизнью,проник в ставку врага и заколол султана Мурада), понесли жестокое поражение, аЛазарь был захвачен в плен и казнен.
ПослеКосова несовершеннолетний наследник Лазаря Стефан вынужден был признатьвассальную зависимость от султана.
В рядахосманских войск при Никополе по долгу вассала сражался Стефан Лазаревич,причем, судя по воспоминаниям одного из участников крестового похода, именноумелые действия «герцога Сербии» в критический момент спасли турок отпоражения. Однако после жестокого поражения султана Баязида в 1402 г. приАнкаре от войск Тамерлана (которое в конечном счете стоило головы самомусултану) Стефан смог освободиться от турецкого сюзерена. Сперва он предпочелпринять от византийского императора титул деспота — отсюда ведет свое началократкая, но яркая история Сербской деспотовины, а затем обратился кпокровительству венгерского короля Сигизмунда, от которого приобрел на времясвоего пребывания у власти область Белграда.
Перваячетверть XV в., когда Сербией правил деспот Стефан, вошла в историю страны(несмотря на крайне сложную внешнеполитическую обстановку) как время довольнозначительных успехов в развитии ее экономики и культуры. С именем СтефанаЛазаревича, связано, в частности, издание законодательных памятников,регламентирующих развитие неаграрных областей экономики («Закон о рудниках» и«Закон Ново-Брда»).
Стефанскончался в 1427 г., завещав престол Юрию (Джюрджу) Бранковичу, наследникуВука, который в крайне неблагоприятных условиях правил деспотовиной в течение30-ти лет. Уже к концу 1430-х гг. турки предприняли против него поход, вынудивбежать на время во владения венгерского короля. Это событие совпало с концомправления в Венгерском королевстве Сигизмунда и наступлением (после краткогоправления Альберта Австрийского) междуцарствия, сопровождавшегося жестокойборьбой и завершившегося победой партии, поддерживавшей кандидатуру молодогопольского короля Владислава Ягеллона. С его именем связана вторая (послеНикополя) неудачная попытка венгерского короля задержать османскую экспансию —крестовый поход 1443—1444 гг., закончившийся злополучной битвой под Варной.
Походначался успешно: 1 августа 1444 г. было заключено перемирие, обусловившеевосстановление Сербской деспотовины; однако уже в конце следующего месяца онобыло нарушено по инициативе папского легата. Разыгралось роковое сражение,результатом которого стал разгром христианских войск и гибель короля, а дляБранковича — признание вассальной зависимости от султана. Союз с Венгриейсменился конфликтом: деспот не только не оказал помощи Яношу Хуньяди (бывшему вто время фактическим правителем земель «Короны св. Стефана» и возглавившемупоход, который вновь потерпел неудачу на Косовом поле в 1448 г.), но инекоторое время держал его под арестом, храня верность вассальной присяге.«Наградой» за верность стало то, что к концу правления деспот утратил почти всесвои владения (это было время знаменитого Мехмеда Завоевателя, при котором палКонстантинополь): в 1455 г. после стойкой обороны сдалось Ново-Брдо, а в 1459 г.,уже после кончины деспота, турки завладели его бывшей резиденцией —нововыстроенной крепостью Смедерево. Этим фактически был положен конецсуществованию деспотовины.

5.Положение сербского народа под властью османской империи
О сербскихгородах до XVI в. мы располагаем весьма скудной информацией. Конкретныесведения о неаграрных отраслях экономики касаются почти исключительно горногодела, крупнейшим центром которого был г. Ново-Брдо, в начале XV в. (при СтефанеЛазаревиче) получивший грамоту — единственный в своем роде образец развитиягородского права в Сербии (сохранился только начальный фрагмент). Одновременнобыл издан «Закон о рудниках». Наметившийся прогресс был прерван вследствиеосманской экспансии. Ново-Брдо не только пострадало в период военных действий,но и лишилось христианских жителей, вместо которых были поселены мусульмане.Хотя доходы от рудников составляли «султанский хас», горное дело по-прежнемуоставалось в руках христиан, возможно, это были потомки тех выходцев из немецкихземель, которых «Законник Стефана Душана» называл саксами. Но турецкоеправительство не проявляло достаточной заботы о под­держании этой отрасли, и кконцу рассматриваемого периода она утратила свое прежнее значение.
В новыхусловиях предпочтение оказывалось отраслям, отвечавшим потребностям военноговремени и вкусам Востока, вследствие чего города вплоть до последнихдесятилетий XVII в. укрепляли свое положение. Наиболее значительные городскиецентры насчитывали по нескольку десятков тысяч жителей.
Из ремеселпреимущественно развивались металлообрабатывающие (оружейное производство,изготовление домашней утвари, вероятно, ориентального образца), кожевенные(сербский город Ужице славился своим сафьяном) и производство некоторых видовтекстильных изделий (например, вышитых подушек и занавесей из цветногополотна).
И все жезначение того или иного города в основном зависело от состояния торговли. Наэтой основе успешно развивался Белград. Его роль как торгового центра сталаособенно заметной после падения Буды и Темешвара (Тимишоары); в Белградпереместилась дубровницкая колония из пришедшего в упадок Смедерева (объектамиторговли были не только продукты ремесла и сельского хозяйства, но и церковныекниги). Особенную активность в Белграде проявляли кроме дубровницких ивенецианские торговцы.
Своеобразнаяситуация сложилась в землях, вошедших в состав Османской империи, где в XVII в.интенсивно развивается процесс читлучения.
Термин«чифтлик», или «читлук», переводится как «баштина». Первоначально он означалкрестьянское хозяйство, т.е. те самые поля и виноградники, о которых упоминает«Законник Стефана Душана» (владение ими было обусловлено выполнениемопределенных обязанностей, но с известной оговоркой: их можно было завещать илипродать). В этом смысле права непосредственных производителей, в том числехристианской «райи», были шире, нежели права «спахиев» — представителей«рыцарского сословия». Владения последних, «спахилуки», представляли собойразновидность ленов, приносивших строго определенный доход в виде натуральных иденежных податей. В отличие от положения в средневековой Сербии на завоеванныхтерриториях господская земля, как правило, отсутствовала, и барщины в пользуспахиев подданные не несли.
Вплоть дотого времени, когда обозначились первые грозные признаки кризиса, связанного спадением политического и военного могущества империи, такое положение, видимо,удовлетворяло турецких господ, как «спахогланов», получавших свои налоговыеквоты, так и янычар, составлявших пехотный корпус и оплачиваемых из казны.Когда же военные трофеи перестали быть надежным источником обогащения иповышение налогов начало подрывать экономические возможности крестьянскогохозяйства, представители господствующего класса оказались вынужденными искатьвыход в повышении собственной хозяйственной активности.
Ктовыступил инициатором переворота — спахии или янычары, — сказать трудно. Всистеме аграрных отношений Османской империи появляется новая фигураянычарского аги, узурпирующего крестьянские права и превращающегося вчитлук-сахибию, который заводит собственное хозяйство, основанное наэксплуатации крестьян, обязанных барщиной. Подобный путь проделывали и самиспахии, вынуждая задолжавших подданных уступать им свои права на чифтлики,после чего земля обрабатывалась там трудами райи.
К концуXVIII в. фигура спахия, с бичом в руке надзирающего за полевыми работами,становится типичным явлением в сербском селе.
Однако внекоторых сельскохозяйственных отраслях инициатива оставалась в руках крестьян.Речь идет о животноводстве, и прежде всего — свиноводстве (что вполнеобъяснимо, поскольку мусульмане из религиозньсх соображений не могли заниматьсяэтим прибыльным делом, равно как и производством ракии (водки), такжепользовавшейся спросом на рынке).
В целом натерритории Османской империи после войн первой половины XVIII в. христианскоенаселение оказалось в неблагоприятных условиях. Турецкая администрация издаваладискриминационные указы. Например, христианам было строго запрещено носитьроскошные одеяния и использовать в своих нарядах определенные цвета. Они должныбыли выказывать знаки смирения в общении с мусульманами. В 1767 г. былаликвидирована православная патриархия Печа, а на следующий год та же участьпостигла архиепископию Охрида. Все сербские земли оказались под юрисдикциейКонстантинопольского патриарха. С этого времени начинается процесс заменысербских епископов греческими.
С началаосманского нашествия сербы переселялись на земли Австрийской монархии (ок. 70тыс. человек в 1690 г. — Великое переселение сербов). В XVIII в. австрийскоеправительство сочло целесообразным выдать новым подданным «Привилегии»,гарантирующие им некоторые автономные права. Формально речь шла о созданиицерковной организации во главе с митрополитом, но в условиях той эпохи, когдацеркви еще принадлежало особое место в политической структуре общества, этоподразумевало и наличие определенных политических прав. Последующие событияпоказали, что сербские митрополиты играли значительную роль в событиях,связанных с политической борьбой.
Сразрешения венского двора сербы могли созывать саборы, избиравшие митрополита.Эти органы были организованы по сословному принципу: в их деятельностипринимали участие представители духовного, военного и так называемого«гражданского», или «поместного», сословий. На саборах обсуждалось внутреннееположение сербских общин, составлялись петиции, направляемые к императорскомудвору в Вене, и разбирались жалобы сербского населения монархии Габсбургов.Часть сербских беженцев оказалась в свободных королевских городах,располагавших особыми привилегиями. Все права их жителей, равно как и праванаселения свободных военных общин, находившихся на австрийско-турецкой границе,в полной мере распространялись и на сербов. При венском дворе в течение XVIIIв. действовал специальный орган, занимавшийся сербскими делами в пределахвладений Габсбургов. В 1792 г. Венгерское королевство предоставило сербам,проживавшим на его территории, права гражданства, а православные митрополиты иепископы получили доступ в венгерский сейм.
6. Культурасербского народа
Со временимиссии Кирилла и Мефодия в сербских землях широкое хождение получиливизантийские сочинения, переведенные на старославянский язык. Самуюпредставительную их группу составляют агиографические сочинения: жития св.Георгия Каппадо-кийского, св. Дмитрия, Алексея Божьего Человека, св. МарииЕгипетской. Самому св. Савве, первому сербскому архиепископу, младшему сынуСтефана Немани, приписывается перевод правил монастырской и церковной жизни(«Кормчая»). Монах святогорско-го Хиландарского монастыря Исайя осуществилперевод творений Дионисия Ареопагита, символическое богословие котороговдохновляло многих средневековых теологов. Кроме того, были переведены разногорода морально-дидактические и апокрифические сочинения (видения, легенды ипр.). Светская переводная литература была представлена византийскимисочинениями («Роман о Варлааме и Иоаса-фе») и рыцарскими романами («Роман обАлександре Македонском», «Тристан и Изольда», «Роман о Трое»),распространявшимися через Сербию в Болгарию и Россию. В позднесредневековойСербии были известны в переводах византийские исторические сочинения («Краткаяхроника» Георгия Амартола, «Хроника» Иоанна Зонары).
ПриНеманичах в монастырях Сербии и Святой Горы расцвела сербская агиография,создавшая целую галерею портретов святых сербских правителей из династииНеманичей и святых архиепископов сербских. В ее творениях исторический материалгармонично заключается в рамки житийной литературы. Ранним произведением этогожанра в Сербии является «Житие св. Симеона» (Стефана Немани), написанное егосыновьями архиепископом Саввой и королем Стефаном Первовенчанным. «Житие св.Саввы» было создано хиландарским монахом Доментианом, учеником св. Саввы, околосередины XIII в., а затем в конце XIII в. переработано насельникомХиландарского монастыря Феодосием, придавшим тексту слегка «беллетристический»вид. «Житие св. Саввы» пера Феодосия, одного из наиболее плодовитых италантливых авторов, стало излюбленным чтением в средневековой Сербии. Наконец,в XIV в. вид­ный церковный деятель архиепископ Даниил II со своими ученикамисоставил обширное собрание «Житий королей и архиепископов сербских» (от сыновейСтефана Первовенчанного до Стефана Ду-шана), тем самым придав книжноеоформление культу святых сербских правителей. Со времен св. Саввы в их честьсоставлялись специальные тексты церковных служб с краткими житиями. В XVI в.эти тексты были объединены в собрании «Србляк».
В начале XVв. появляются первые сербские истории (хронографы и генеалогии), созданные поприказу деспота Стефана Лазаревича. В это время монахиня Евфимия, вдова деспотаУглешы, сочиняет «Похвалу князю Лазарю» и золотом вышивает ее текст на шелковомпокрове. В деспотовине Стефана Лазаревича нашли убежище болгары ГригорийЦамблак, написавший «Житие Стефана Дечанского», и Константин Костенецкий,ставший первым светским автором жития. Это было «Житие деспота СтефанаЛазаревича». Большой интерес представляют памятники сербского народноготворчества. Основное собрание «сербских песен» было издано лишь в начале XIXв., и проблема их датировки представляет большую сложность.
Литературоведыи историки в основном придерживаются деления этих песен на циклы, восходящие кавтору упомянутого издания Вуку Стефановичу Караджичу. При этом особое значениепридается историческим реалиям — упоминаниям о конкретных фактах и личностях,известных из письменных источников. Однако применительно к фольклору такойподход не выдерживает критики, так как по чисто формальному признаку одна и таже песня в различных изданиях относится к разным циклам. Более рациональнойпредставляется попытка классифицировать «сербские песни» исходя из анализаидейного содержания. Такой подход (отчасти уже осуществленный Караджичем, новпоследствии практически игнорировавшийся) позволяет выделить две основныекатегории: средневековую и «новую».
Для песенсредневекового происхождения характерны конфликты, так или иначе связанные спроявлением чувства долга, будь то долг благочестия или верности (супружеской,вассальной), взаимных обязанностей родителей и детей, братьев или побратимов.
Делениегероев на положительных и отрицательных проследить трудно, ибо конфликтызачастую возникают не вследствие индивидуальных склонностей персонажа, но илипо роковой случайности, или вследствие вражеских козней, или из-завмешательства некоей иррациональной силы. Таким образом, человек выступаетслепым орудием судьбы, а осознав содеянное, раскаивается и искупает свою вину(«Предраг и Ненад», «Муйо и Алия», «Милан-бег и Драгутин-бег»).
Этическиевоззрения Средневековья также нашли отражение в песнях: в них есть и идеальныйгерой — образец благочестия и верности, и его антагонист, воплощающий в себепорочное начало. В связи с зтим особый интерес представляют женские образы.
Героинисредневековой литературы — это в основном порочные типы. По крайней мере,именно порочные образы выписаны наиболее ярко — женщины с сильным характером,но одержимые жадностью, тщеславием или сластолюбием, наконец, просто некиефантастические существа женского пола, которые воплощают в себе злое начало.Характерна и судьба этих героинь — их постигает лютая казнь: кони разрываюттело красавицы Видосавы («Женитьба короля Вукашина»), разбивается о камнидругая роковая красавица («Милан-бег и Драгутин-бег»), сгорает в просмоленной рубахековарная царица («Иван и дивский старейшина»). В качестве справедливыхмстителей выступают мужчины, ставшие жертвой любви к этим демоническимсозданиям. Гораздо слабее очерчены положительные женские образы (Ефросима в«Женитьбе Вукашина»).
Весьма яркопредставлен образ неверного вассала или слуги-предателя. Наиболее характерный —образ Вука Бранковича в песнях так называемого «косовского цикла», посвященныхзнаменитой битве на Косовом поле.
«Косовскиепесни», традиционно считающиеся выражением патриотических чувств сербскогонарода, принято выделять в особый цикл. Между тем они, подобно сказаниям оНибелунгах или о Роланде, представляют собой типичное порождение средневековыхпредставлений, где на первом плане не воспевание героических подвигов, а всетот же конфликт между верностью и предательством, в качестве же роковой силывыступает соперничество двух женщин.
Еще одинпример — образ везира Тодора («Смерть короля Де-чанского»). В данном случаеневерный слуга действует по собственной инициативе, и мотивы его предательскогоповедения неизвестны, но образ достаточно типичен. Тодор подстрекает сынапротив отца и осуществляет коварное убийство последнего. Присутствует здесь имотив справедливого возмездия: Тодор и его приспешники обращаются в камень под взглядомодного верного слуги, который затем докладывает о случившемся королевичу, и тотисполняет свой христианский долг — предает земле тело отца.
Такимобразом, большая часть «докосовских» и «косовских» легенд указывает на ихсредневековое происхождение. К этой категории относятся и некоторые такназываемые «неисторические песни», равно как и некоторые из тех, где речь идето королевиче Марко или о событиях первой половины XV в., хотя в этих циклахнамечаются уже и черты Нового времени.
Первыйвзлет сербской архитектуры приходится на период правления Стефана Немани и егопреемников, когда начинается строительство церквей и монастырей в Рашке.Архитекторы этого периода часто использовали для строительства материалыраннехристианских сооружений. Так, одна из церквей Стефана Немани, церковьБогородицы близ Куршумлии, возведена из материалов находившейся на этом местецеркви VI в. Очевидно сильное влияние византийской архитектуры на Балканах вэпоху Раннего Средневековья.
В XIII в. всербской архитектуре возникает свой собственный, рашкский, стиль, вольносочетающий византийские и романские элементы. В этом стиле построены монастыриЖича, Милешева, Сопочаны и выполнены их фрески. Со значительным расширениемграниц Сербского королевства в XIV в. на юге возникает сербско-византийскаяшкола, мастерами которой создана церковь Богородицы в Пече. Фресковая живописьэтого периода отличается сложными композициями, часто включающими портретысербских правителей, аристократов и духовных лиц. После битвы на р. Марице возникаетморавская школа, для которой в большей степени, чем для ее предшественниц,характерны единые приемы как в архитектуре, так и в живописи. В периодтурецкого нашествия появляется необходимость в развитии крепостной архитектуры,прекрасным образцом которой служит крепость Бранковичей в Смедереве.