ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
№ 1,2.
Проповедь торжественная иучительная. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона.
Проповедьзанимает наиболее значимое место в древне русской литературе. Прежде всегопотому что вся древнерусская литература это литература духовная. Проповедь какжанр исполняемый в церкви наиболее значим. Проповеди делились на две категории“Торжественная” и “учительная” Торжественная проповедь исполнялась на торжественныхбогослужениях. Это жанр несколько больший по объему нежели проповедь учительнаяповседневная. Проповедь учительная это та проповедь которая исполняется каждодневнопри этом не надо понимать это так что на кождой службе проповедь одна и та же.Проповеди писаись для каждого богослужения и этот жанр наиболее обширен поколичеству источников. Не следует так же забывать что это жанр не толькоцерковный но и жанр политического красноречия. Проповедь восходит к жанруораторского красноречия в древнем риме. Так “Слово о Законе и Благодати”митрополита Илариона — явно текст связанный с конкретно политической ситуациейв стране. Это произведение было написанно в 40е годы 11 века и былонезаслуженно забыто при издании древнерусской литературы. Произошло это потомучто его воспринимали как церковный текст не относящийся собственно клитературе. Эта точка зрения безусловно ошибочная и не имеет права на существование,Проповедь Иллариона это ярчайший пример красноречия. Это произведение состоитиз трех частей. В первой части сравнивается иудаизм и христианство, во второйрассказывается о принятии христианства на руси, в третьей произноситсяхвалебное слово Владимиру и сыну его Ярославу. Преимущество христианства передиудаизмом дказывается с помощю символов:
Закон
Благодать
тень
рабство
свеча
ветхие меха
высохшее озеро
истина
свобода
солнце
новые меха
новый источ
никник
тень
рабство
свеча
ветхие меха
высохшее озеро
истина
свобода
солнце
новые меха
новый источник
Проповедь тяготеет к символам. Символика переносакачеств. Владимир называется равноапостольным так как крестил русь как апостолыкрестили другие страны. Как в константинополе апостолы так и на руси. Идеянезависимомти Руси. Так же Илларион не стыдился языческого прошлого руси иназывал Ярослава внуком Игоря, показывая что и среди язычников были герои.
№ 5.
Жития деляся надве крупные группы: проложные — предназначенные для чтения в церкви. минейные — для чтения дома, носили более развлекательный характер. Так же житияразличались по типу святости: мученики, преподобные, святители, юродивые,страстотерпцы, благоверные ( цари ). Житие это жанр основанный на штампах.Сказание о Борисе и Глебе это житие о страстотерпцах. В житие князьяизображаются не как идеальные князья, а как святые. Они не наделенны добродетелямикнязей но обладают добродетелями святых, они молятся, не восстают пропротив брата,хотя брат и хочет их убить. Так же в житие просматривается молитвенная практикат.е. слезы и дыхание согласованное со словами молитвы. Описываются и чудесасвязанные с Борисом и Глебом. Написанно сказание в 1054г. Это классическийпример романского стиля в литературе. Борис и Глеб страстотерпцы при этом жееще и князья — первые русские святые. Хотя в хронологическом порядке Ольгаможет считаться первой русской святой.
№ 6
ЖитиеБориса и Глеба это еще и политическое произведение призывающее к прекращениюусобиц. Не следует забывать о том как изображаются князья. В житие Б и Г безусловносвятые но они еще и князья и естественнро их оценка исключительно положительна.Они идеальны. Святополк Окаянный при этом фигура отрицательная. После его сметиот могилы исходит смрад, это мы знаем из П В Л. Для Ярослава Мудрого сказание оБГ было возможностью показать пример длыя подражания а так же показать отрицательныйпример. Грубо говоря если не хохочешь чтобы от твоей могилы смерделоне поднимай руку на Братьев. Естественно что Святополк сравнивается с Каином.Основ Основнаяидея этого жития — единство Русской земли, утверждение права старшег в родекнязя, осуждение усобиц. В церковной политике это был важнейший текст так какпоявились русские святые, что указывало на независимость русской земли отвизантии.
№7.
О типахагеографической литературы смотри в №5. Житие Феодосия Печерского написаннов 80х годах 11 века нестором летописцем. Житие весьма своеобразно оно содержитвсе канонические черты но Нестор очень четко прорабатывает бытовые детали.Монахи Киево печерской авры изображаются не пакими сильными и праведными какФеодосий. Изображая чудеса Нестор находит способы сделать их максимальноправдоподобными. Мать Феодосия хоть и праведная женщина по канону но противитсятому. что Феодсий хочет посвятить себя Богу.
№8
Жития занимаютвторое по значимости место в др. рус. лит ре так как это то же церковный жанр. Патерик есть собрание житий монаховконкретного монастыря. наиболее значимым был Киевопечерский патерик. Этособрание житий всех святых Киево печерского монастыря. Работа над патерикомначалась в 13в. а закончилась в 15в. Это самый ранний патерик. Этот патерикносит ансамблевый характер так как в него входят жития разных типов. В патериквошли 30 житий при условии что в Киевопечерской лавре покоится около 118 мощей.Начинается патерик с истории о чудесном строительстве Успенского храма. Далееистория строительства монастыря и житие ФеодосияПе Печерского до смерти 1074г потом обретениемощей в 1091г. Наконец посе этого начинаются “слова”. В Киево печерскоммонастыре появляется ощуение безысходности.
№9. Образы монахов -”храбров” в“Киево-Печерском“ патерике.
1.Григорий Чудотвореч
Оннаказывал, а не исцелял. Его чудеса — отказ от всемилостивой традиции Феодосия.
2. Марк Пещерник
Занимался похоронами братьев. Здесь видна традиция веселого могильщика,к-рая приобретает в монастыре особый смысл.
3. Никон Черноризец
Его поймали половцы и потребоваои выкуп; он отказался,увидел Богоматерь, ему подрезали ноги иБогоматерь перенесла его в монастырь.
4. Моисей Угрин
Следил за целомудрием братьев.
5. Исакий Смиренник.
Он — ученикАнтония Пустынника. К нему пришел бес вобразе Христа, чего он не понял, он — первый русским юродивым. Он принялсмирение. Дух. смысл этой истории — специфика отшельничества и отсутствиеколлективной молитвы.
6. Никита Новгородский
Он хотел пойти в затвор, его отговаривали, вспоминая Исакия,но он настоял на своем. Во время молитвы к нему пришел бес в виде ангела.советуя ему не молиться, а только читатькниги, а амолиться он будет за него. Никита читал Ветхий Завет, начал пророчествовать.Автор сам задается вопросом о правильности пророчеств. Объясняется это так:бес открывал свои дела, а Никита их обнародовал.
№ 10 — 14
Вся древне русская итература существует в списках. Припереписывании допускались неточности так как переписчик становился соавтором.особенно были подвержены изменениям летопи. Любая летопись состоит изпереписанных и дополнееный автором летописи источников. Так Пвл предшествовали“древнейший свод” и “начальный свод” Эти тексты не сохранились но благодарятекстологическим исследованиям можно утверждать что они были.
ДревнейшийКиевский свод” был составлен в 1030 — 1040 гг. Созание было связанно состроительством храма Сфии. Основная направленность — распространение христианствана руси. В этом своде не было распределения по летам. Лихачев считал чтосоставителем древнейшего свода был человек из окружения митрополита Иллариона,так как высказывается антигреческая позиция.
Киево печерские летописные своды (начальный свод) Ихследует рассматривать сумарно. Происходит идеологический перенс летописания вкиево печерскую лавру. Начинается полемика с князьями. первый летописный сводпреписывается Никону, который некоторыми идентифицируется с Иларионом. В этихсводах древнейший свод был изменен. Введена история о крещении Владимира вКерсоне. Превносятся южнаятематика и монастырская тема.
ПВЛ это ансамблевое произведение так как в нее входятразнообразные жанры как то : сказание,житие, молитва, собственно летописное повествование, летописная повесть,кодексы, договоры. Лихачев относит к сказанию следующие года: 955; 969; 983;986; 987; 1015; 1037.
ПВЛ повествует о становлении православия на руси, ярковидны антигреческие мотивы, повествование ведется по годам, причемлетоисчисление введено самим Никоном. С помощю ПВЛ народ был вписан во время ипространство, так как в ПВЛ повествуется и о территории расселения словян.Использована система переноса признаков “3 брата”
та”
ПВЛ была написана в Киево печерском монастыре Никономчто устанавливается по Хлебниковскому списку. Последняя часть повести былапереработанна Сильвестром. однако Сильвестр изменил лишь то что касалосьсовременной политики.
№15-16
ПоучениеВладимира Мономаха входит в состав ПВЛ. Написано в 1117г хотя и находилось вЛаврентьевской летописи под 1096г. Обычно поучение носит только религиозно дидактическийхорактер, но поучение Владимира Мономаха содержит и конкретно историческиечерты. Он создает образ идеального князя и борется против княжеских усобиц. Вжитие наличествует автобиографическая часть. Владимир изображает себя не толькомудрым правителем но, смелым воином в сражениях и на охоте, к чему призывает ипотмков своих. Причем в поучении исиспользована одна занятнаяформулировка, что все что может восприниматься как похвальба это оказываетсявосхваление бога.
Поучение не вполне типично для домонгольскойлитературы так как ярко выраженно авторское начало в поучении. По поучениюлегко можно нарисовать портрет Мономаха, естественно имеется в видуисторический портрет. Состоит поучение практически из двух частей, собственнопоучение и автобиография.
№17
Градация жанров в до монголтьской литературепроисходила по системе ценностей. Так как литература не была развлекательной тонаиболее значимыми жанрами были жанры церковные. Главные жанры это проповедь,жития, хождения, летопись.
№18
Апокриф это последняя ступень в системе жанров до мн.лит-ры. В переводе с греческого озн скрытое тайное. В апокрифах повествуется обиблейских событиях и персонажах не включенных в канонические тексты. Апокрифыделились на две ступени: запрещенные ( отреченные) которые делились наполностью запрещенные и нежелательные, вторая ступень это те тексты которыецерковь не отрицает. “Никодимово евангелие”Vв. где повествуется о сошествииХриста в ад. Этот апокриф не запрещался церковью. Апокриф в которомповествуется о детстве Христа — запрещенный. “Сказание Агапия” о том как Агапийпобывал в земном раю. Сказание Агипия можно сравнить с Хождением Даниила.
№19
“Моление Даниила заточника.” это седьмой жанрнаписанно в конце 12 начале 13 века. Это текст на краю культуры. Весь текстпостроен на пародии. Цитируются очень известные фразы и высказывания которые ипародируются. Постоянно сочетается несочетаемое. Весь текст держится на гранисмеха и серьезности. В молении появляется раешный стих. Существует версия чтоДаниил Заточник был скоморохом, хотя личность автора и ситуация в которойпишется этот текст не установленно. Даниил излагает причины по которым князьдолжен дать денег, и излагает варианты которые останутся если кн не даст денег( к кому пойти и что сделать). Причины: при князе должен быть мудрый советчиквладеющий риторикой поэтому князь не может его упустить; скупой князь естьаномалия. Что еще можно сделать: пойти к боярину, но боярин по сравнению скнязем колодец. Можно пойти в монахи, но при этом Даниил задает риторическийвопрос “неужто ты не знаешь какие монахи.” Может женится и рассуждает о сучнстибогатой невесты. Текст изобилует сравнениями и цитатами. До революции считалосьчто автор не осознавал что делает, но это явно не так. Лихачев считал, что этоттекст имеет скоморошный оттенок. Возможно это смеховой текст. Смех только надсобой. Неожиданный монтаж цитат, пародироване сокральных цитат, развлекательныйстиль. Моление перекликается с византийским жанром послания из тюрьмы спросьбой о помиловании.
№20-22
“Слово о полку” проблема подлинности. НашелМусин-Пушкин сделал копию для Екатерины в пожаре сгорела рукопись XVI в.Опубликованно в 1800 г. по единственному списку. Композиция: слово встречаетсяв лаврентьевской и ипатьевской летописи, причем есть различия. Слово о полкуближе к ипатьевской летописи.
Филологи спорят о жанре Слова. Некоторые считают чтоэто летописная повесть, остальные считают что это собственно специфический жанр“слова”. В слово включены другие жанры.
Князья изображаются положительно однако осуждаются занепростительное поведение и необдуманные поступки. Особенно положительноизображается Ярослав Мудрый. Слабость Игоря в том что он пошел добывать славу ане выполнять долг судя по Лаврентьевской летописи.
№23-24.
Агеографическая литература в эпоху предвозраждениясильно меняется. Жития пишутся все так же по канонам, но появляется гораздобольше конкретно исторических моментов. Житие Сергия Радонежского принадлежитЕпифанию Премудрому. Очень много исторических моментов датировка по князьям. текста жития Епифания не сохранилось но мыимеем текст исправленный Пахомием Логофетом. Исправления были связанны с темчто житие было написанно не для чтения в церкви. Мы можем предположить что впервоначальном виде было гораздо более развернутое повествование с большимколичеством мелких подробностей что не было типично для жития. От Епифанияосталось письмо о Феофане греке. Писала эта сволочь в первое десятилетие 11в.Епифаний сравнивает Сергия с Феодосием.
№25“Задонщина” и “Слово…”
Весь текст “З.” соотнеен со “Словом…”
· одни характеристики
· повторы отрвков
· одни поэтич. приемы
I.Сходстваи отличия поэтики
“Задонщина”
“Слово…”
1. больше образов церковно-
2. церковно-религиозного плана
3. автор упрощает сложные образы и ост.
4. нетро нетронутыми народные тексты
5. пестрота стиля(стихпроза)
1.обращеие к устной народной поэтике и е переработка.
1. больше образов церковно-религиозного плана
1. автор упрощает сложные образы и ост. нетронутыми народные тексты
1. пестрота стиля(стихпроза)
1.обращеие к устной народной поэтике и е переработка.
II.ВерсияЛуи Леже: “С.” овтряет “З”.
Ян Фрчек подвел текстологич. базу:
also: Древнейший Кир-Бел список “З” (70е 15в.)отличен от списков 16, 17 в.в., но, что ост. списки ближе к “С.”, чемдревнейший.
поддержали Яна Андре Мазон и А. А. Зимин
III. “З.” — ответ на “Слово… .”
Перечитывая “С”, книжник усмотрел в “С.” началотатаро-монгольского ига. Осн. роль сыграло отождествление половцев и татар.
IV.Сравнениетекстов.
“Слово… .”
“Заданщина”
1. Грозные предзнаменования перед по
1. ходомходом русского войска.
2. Готские красные девы звонят русским золотом
1. Такие же знамения сопутствуют походу татар.
2. Русские жены “воспескаша татарским златом”.
сл-но зкркальная композиция. Автор “З” считал, что онповествует от конце ига, а о его началеговорится в “Слове… .”. Следовательно, кул. битва рассматривается в “З” какреванш за поражение на реке Калке. Эта идея и обращение ко временам независимостиРуси имели глубоко народный характер.
V. Чтоозначает такое подражание.
Дррусская лит-ра не знала подражаний стилистических, т. к.эти особенности просто не замечались из-за отсутствия если не авторства, тоэдентификации автора и произведения. Особенности стилямогли вызвать попыткизаимствования готовых формл, образов и т. д. Сл-но, “З.” — это не творческаястилизация. а механическое подражание.
№26Задонщина.
I. Списки
·Всего 6 списов (1й — 1470ые; 6ой — крней 17 в.)
·“Задонщиной” наз. т. первыйсписок!!! (список Ефросина 15 век)
·ост. сп. наз. — “Слово о вел. кн.Дм. Ив-че и брате его, кн. Вл. Андреевиче.”
P.S. Список Ефросина — переработка не дошедшего ло наспамятника.
II.Содержание“З.”
1.Поэтич. отношение автора кКуликовской битве.
2.Быстрая смена мест действия — Москва-поле-Новгород-поле.
3.сам автор характеризует “З” как“жалость и похвала вел. кн. Дм. Ив-чу и брату его, кн. Вл. Андреевичу”
Р.S. “жалость” -плач; “похвала” слава победившим
III. Осн.идеи
1.Обращение к “своей античности”, т.е. к домонгольскому у кладу. Политич. мысль обращ. к древнему Киеву и Владимирскому княжеству.
2.Дмитрий Донской стал на т. зр.,что Москва — наследует традиции Владимирского княжения.Этоотразилось в ео духовной, когда Владимир он ост. старшему сыну и в договоре стверским князем.
Д.Д. описан как воин, созатель каменной Москвы, милостивыйгосудорь и противопоставлен Мамаю ак сыроядцу, язычнику, преследующему религ.,как считалось, цель.
3. Соединение земель под под началом Москвы, для освобождения от ига.
IV.Авторство
1.Принято считать: Софоний Рязанец.
Однако С.Р. называется дважды в двух поздних списках
а) как автор “З”
b) как автор “Сказания…”
2. В самой “З” о С.Р. говорится как об чвторе какого-то не дошедшего до нас поэтич.произведения о Куликовской битве., которам пользовался автор “Сказания омаиаевом побоище”.
IV.Проблемаподлиности (см. №25)
№31Религиозно-политические споры. “Повесть о Дракуле”
1480е г.г. 18в., членом рус. посольства в Молдавиии Венгрии. Вероятнее всего это — Феддор Курицын, еретик по воззрениям.
В 15в. повесть исчезла и появилась в печатном варианте. Во многих списках сам Д. представлялсякак можно однозначнее при чем не важно в какую сторону.
I.Основаповести и содержание
Восн. лежат устные историч. рассказы. В Румынии б. кн.Дракула, по-нашему — дьявол. Рсказывается о войне Дракулы с турецким царем,далее следует повествование о зломудрии Дракулы. Д. попадает в плен иотказывается от православия, возобновляет войну с турками, в к-рой и погибаетот рук своих воинов.
II. Осн. принципы произвеления
Присутствует черный юмор, основаный на языковой игре двусмысленностью: Д. принимаеттурецких послов и спрашивает, почему они не снимают шапок. Те отвечают, что это- их обычай, а Д. говорит, что хочет “подтвердить их обычай”, а на самом делеприбивает шапки к головам послов.
Многозначен смысл повести. С одной стороны Д. творитбесчинства, противоречащие религии, с др. стороны ведет борьбу с турками.Читателю предлагалась свобода выбора отношения к герою.
32.Энциклопедические сочинения эпохи Ив. Грозного.Общая хар-ка “Домостроя” СильвестраБлаговещенского
Энциклопедич.сочинения эпохи И.Грозного.
I. “Стоглав”. С офиц.идеологич. политикой И.Гр. в период Стоглавого собора связан рядобобщающих лит-ных мероприятий 16 в.: составление “Стоглава” и написание памятников “Великие Минеи Четии” и“Домострой”. 1551г. — церковный собор, постановления к-рого изданы в книге,состоящей из царских вопросов и ответов на них. Отсюда и название“Стоглав”, к-рый утвердил сложившийся на Руси церковный культ как незыблемый и окончательный (что сыграло важную рольв расколе в 17 в.).
Церковный культ незыблемый
1. Противреформационно-еретич. учений (И. Гр. призывал защищать христ. веру “от душегубительных волк и от всякихкозней вражеских”.)
2. Противчтения еретич. книг.
3. Против“скомрахов” и гусельников.
4.Против иконников, к-рыепишут не “с древних образцов”, а“самосмышлением”.
II.”Великие Минеи Четии”.
Составленымесячные чтения новгород. архиепископом, а потом метрополитом всея РусиМакарием.
1.Свод из 12 тт. — по одномуна каждый месяц.
2.Дощли 3 версии: СофийскиеМинеи (30-40 гг.), Успенские и Царские Минеи (40-50 гг).
3.Входилижития святых, память к-рых отмечается в данном м-це, и вся лит-ра о них.
4.В кодексвходили соч. греч. “отцов церкви”(патристика), кн. Иосифа Волоцкого против еретиков “Просветитель” и др.
5.Размеры этого памятникавелики: в каждом из томов по 1000 листов. С сер. 19в. до нач. 20 в. велосьнаучное изучение Миней и до сих пор не завершено.
III.“Домострой”. “Стоглав” -нормы церк. культа, “Великие М.Ч.” определяли круг чтения рус.человека, то “Д” — сис-ма норм внутр., дом., жизни.
1.“Д” опиралсяна более раннюю лит. традицию. : “Поучение Вл. Мономаха”, на проповеднич. сборники по вопросам жизн. обихода (“Измарагд”=изумруд,”Здатоуст”)
2.“Д” — правила домашнегохоз-ва — состоит из 3 частей: о поклонении церкви и царской власти; о “мирскомстроении” (отношения внутри семьи), и о “домовном строении” — хозяйстве.
3.2 редакции: 1-ая содержала при описании быта живыесценки из моск. жизни (о бабах-своднях). 2-ая ред. сер. 16 в. связана сСильвестром, священником, близкому к царю.
4. В центре“Д” — отдельное хоз-во 16в., замкнутоевнутри города и отроажает быт зажиточного горожанина (а небоярина-землевладельца). Это рачительный хозяин с домочадцами и слугами.
5.Хозяинпокупает все на рынке, сочетает торгово-ремесленную деят-ть с ростовщичеством. Чтит царя и власть: “ктопротивится властителем, тот божию повведению противитца”.
6. Сильвеструстранил яркие сцены быта, сохранил суровость, строгость внутр. быта, обязательное“рукоделие”, скаредность, сохранение дом. тайн. Умеренность и осторожность вовсем.
Т.Обр., создание “Стоглава”, “Вел. Миней Четиих”, “Д” имело цель взять под контрольразвитие кул-ры и лит-ры. Контроль был жестким во время опричнины И. Гр.(Курбский: “Затворил свое царствие аки в адовой твердыне”). Гр. не допускаллит-ру с Запада, где в это время развивалось Возрождение и Реформация.Прекратилось печатание, и Иван Федоров вынужден уехать в Зап. Русь(Острог, Львов). 16в. — неблагоприятныйдля развития худ. лит-ры. Печатается “полезная” с т. зр. офиц. идеологии л-ра:повести иторич. и церковно-поучит. хар-ра. Развиваетсся светская публицистика.
33.“Домострой” Сильвестра Благовещенского: идеи, композиция, жанр, изобразительныесредства
С Домостроем (Д) в истории рус. кул-ры связаны многие легендыи мифы — верный признак значимости памятника национ. самосознания, возникшегона излете средневековья. Легенды отражают историю самого текста, а мифы — еговосприятие. но — восприятие нашего времени.Оценить значение памятника для тоговремени. когда он возник — вот что важно, Все хорошо в свое время… времяоценит… но время и сохранит… Время сохранило нам Д.
Идеи
1. Д. — памятник срвек. лит-ры,нравоучит. хар-ра, т. е. повествовательный элемент подчинен назид. целям.
2. Каждое положение аргументируетсяссылками на образцовые тексты (ос. Священного писания). В основе — народ. мудрость. еще не отлившаясяв законченность пословицы.
3.Хар-р изложения нацелен на подачуинформации (посредством истин Писания).
4. Утверждение нравственного идеалаодухотворяет Д., за усредненными штампами слышен голос срвек. автора.
5.В Д. утверждается иерархия междулюдьми — черта срвек. быта.
Жанры (традиц. для срвек. лит-ры)
1. “поучения от отца к сыну”, известные на Руси с сер.11в. Аторы поучений — люди царственного ранга (Вл. Мономах), феодалы. Д.отражает этап развития жанра, когда такую возможность получает купечество.
2. Сжатые по форменравственные”слова святых отец, како жити христаном” (сборники нравственногосодержания — Измаргад= изумруд, соч. Иоанна Златоуста и др.).
3. Д. испытывалвлияние многих срвек “обиходников”, к-рые определяли порядок и чин (идеал Домасближался с идеалом монастырской жизни).
4. ПервоначальноД. содержал многие картинки с натуры (городские рассказы простонародного типа).
5. Влияние на окончательный текст оказали западноевроп.“домострои” (дргреч. Ксенофонта “О хоз-ве”,”Политика” Аристотеля, чешские ипольские обработки Фомы Щитного. НиколаяРея).”домострои” срвек Европы:Франческо да Барберини, Леона Альберти, Бальтазара КастиКастильоне и др.
Автор “Д”
1. Богобоязненныйчел, размышляет вдухе своего времени.
2. Используетустановки нравственной жизни вобщественной среде.
3. Не личныепереживания. страсти. пороки. скорбы. не индивид. хар-ки событий, а только то,что явно направлено на служение другим членам общ-ва — начиная с семьи.
4. В семьенаставления личным примером — социальная позиция автора.
5. Строгаярегламентация — “это порядок что делать и как жить”.
6. Циклы ворганизации жизни.
Вывод:Д. в момент своего сложения является порождением самой демократич. и социально свободной потем временам территории Руси.
Композиция и изобразит. ср-ва
Д.- сборник текучего состава. многие его списки отличаются др. от др… составляянеск. редакций и типов, что является обычным для срвек. памятников. Д. — всегофрагмент “культурного текста” своей эпохи. Стоглав и Судебник были законами официальными. Д. навсегдаостался свободным от жесткой нормализации. Сложность содержания делает К.размытой. Изобр. ср-ва.
1.Д. использует изречения народноймудрости.
2. В Д. нет намеренногосочинительства, поэтич. или ораторских приемов, создающих впечатлениеобразности.
3. Нет тех худ. ср-в современной лит-ры, к-рые в 15 в. успешно воплощались вср-вах самого языка — образного. синкретически многозначного, гибкого визложении мысли и настолько яркого, чтонасовременный язык не всегда удаетсяпередать многоцветье его образов.
4. Лит. традиция идет от древнейшихпереводов на славянский яз. христ. текстов нравственного хар-ра.
ВД. отражена духовность как естественная потребность личности, живущей в жескоммире средневековья, “снятая” с древненовгородской традиции. Новаторство Д. втом и состоит, что не в пример своим источникам, он по-новому понимает характер и уже включает в социальную практикуто. что психологи называют направленностью. тем самым подступая к понятию осамосознании.
36. “Смута” 17в. и древнерусская лит-ра. “Летописная книга” С. Шаховского
Начало 17 в. стало для России временем глубокого социальногои гос-ного кризиса.Многочисленные восстания крестьян, холопов, посадскихлюдей.Восстание Ивана Болотникова — первая крестьянская война в русской истории.Польская интервенция привела кпотере Смоленска и др. территорий.Шведы закрыли России выход к Балтийскомуморю.Кризис царской власти.Потомки назвали это время Смутным, или Смутой.ФедорИванович, последний царь из дома Калиты, умер в 1598 г., не оставив наследника.Напрестоле Б. Годунов.Хотя воцарение Б. Г. было обставлено “как всенародное избрание”, но авторитет самодержавнойвласти стал быстро падать.После смерти Б.Г. (1605) Мономахова шапкапревратилась в игрушку в руках многочисленных претендентов.Она добывалась стольже легко, сколь и терялась. Сын Б.Годунова — Федор носил титул государя всеяРуси лишь 6 недель. Его убили сторонникиЛжедмитрия 1. Сам Лжедмитрий 1 свергнут, не процарствовав и года. На 2-й деньпосле его смерти (1606) царскую властьзахватил глава заговорщиков ВасилийШуйский, последний Рюрикович на московском троне. Но Россия не хотела признавать этого“боярского царя”. Разнесся слух, что“Димитрий Иванович” спасся.Во имя этого призрака взбунтовались города — Путивль, Чернигов, Рязань, Тула, Болотников действовал за “природного царяДимитрия”, но выражал он интересы социальных низов и призывал к расправе справящим сословием.После осады Тулы В. Шуйскому удалось одолеть крестьянскоевойско. Новый враг угрожал — Лжедмитрий П.Почти 3 года Москва и Тушино грозилидруг другу.Шуйский обращается за помощью к шведам.Эта смена царей, “игра вцарей” отражала важный идеологич. сдвиг:русский народ перестал верить вбожественное происхождение самодержавной власти.За время Смуты появилось болеедесятка самозванцев из разных социальных слоев. Всесословная активностьхарактерна не только для политич. и социальной борьбы.Активнеось — во