Иван Грозный и избранная им рада

СОДЕРЖАНИЕ СТР. 1. Исторический портрет Ивана Грозного…………………………………………….. 3-7 2. Причина реформ………………………………………………………………………………. 8-9 3. Избранная рада и ее состав……………………………………………………………… 10 4. Преобразования в области церковного и светского законодательства..11-15 5. Реформы центрального и местного управления и армии……………………16-17 Список использованной литературы……………………………………………………. 18 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИВАНА ГРОЗНОГО В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного,составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным изнаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много былосовершено в этот полувековой период славного, светлого и великого посвоим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного.Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явленийхарактер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялсязагадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачейотечественной истории, а это было возможно только при разнообразномизучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которомупринадлежал царь Иван. Царь Иван родился в 1530 году. От природы он получил ум гибкий и бойкий,вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум.Но обстоятельства, среди которых протекало его детство, рано испортилиэтот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван раноосиротел, на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Вдуше его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувствосиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всякомслучае: «родственники мои не заботились обо мне». Как все люди, выросшиесреди чужих, Иван рано усвоил привычку ходить, оглядываясь иприслушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летамипревратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему частоприходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих.В торжественные церемониальные случаи при выходе или приеме послов егоокружали царственной пышностью. Необходимость сдерживаться, дуться,глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливоеозлобление против людей. Сцены боярского своеволия и насилия, средикоторых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость, изкоторой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, чтозаставляло его быть всегда настороже. Как все люди, слишком раноначавшие борьбу за существование, Иван преждевременно повзрослел. В 17-20 лет он поражал окружающих непомерным количеством пережитыхвпечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались ив зрелом возрасте. Когда Великому князю исполнилось 17 лет, он собралдвор и объявил о своем намерении жениться, но еще до своей женитьбы онобъявил им свое намерение венчаться на царство. С этого временироссийские монархи начали не только в сношениях с другими державами, но ивнутри государства, во всех делах и бумагах, именоваться царями,сохраняя и титул великих князей. А между тем знатные сановники объехалиРоссию и представили лучших невест государю он избрал из них юнуюАнастасию, дочь вдовы Захарьиной, которой муж был окольничий, а свекор -боярином Иоанна III. Но не знатность, а личные достоинства невестыоправдывали его выбор. Современники приписывают ей все женскиедобродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность,благость, ум; не говоря о красоте. Венчание прошло в храме богоматери.Прервав веселые пиры двора, Иоанн и супруга ходили пешком зимою вТроицкую Сергиеву лавру и провели там первую неделю великого поста,ежедневно молясь над гробом святого Сергия. Но сия набожность Иоаннованеискренняя любовь к добродетельной супруге не могли укротить его пылкойбеспокойной души, стремительный в движениях гнева, приученный к неуемнойпраздности, к забавам грубым, неблагочинным. Он любил показывать себяцарем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданностиприхотей. Играл, так сказать милостями и опалами; умножал числолюбимцев, еще более умножал число отверженных; своевольничал, чтобыдоказать свою независимость; он не знал, что государь, истиннонезависимый, есть только государь добродетельный. Примером того можетслужить то, что 70 челобитников псковских пришли с жалобами, обвинениямина своего наместника князя Турунтая-Проньского. Государь не выслушал:закипел гневом; кричал и топал, лил на них горящее вино, палил им бородыи волосы, велел их раздеть и положить на землю. Они ждали смерти. В сиюминуту донесли Иоанну о падении большого колокола в Москве; он ускакал встолицу, и бедные псковитяне остались живы. Честные бояре с потупленнымвзором безмолвствовали во дворце; шуты забавляли царя, а льстецы славилиего мудрость. Добродетельная Анастасия молилась вместе с Россиею, и богуслышал их. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобысвергнуть с себя иго злых страстей и с живою ревностью устремиться напуть добродетели. Никогда Россия не управлялась хуже. Глинские, подобноШуйским, делали, что хотели именем юноши-государя; наслаждалисьпочестями, богатством и равнодушно видели неверность частныхвластителей; требовали от них раболепства, а не справедливости. Одной из главных черт характера Иоанна IV стала неспособностьсдерживать себя в чем-либо, неспособность ставить своим желаниям ипланам разумные пределы. С течением времени царь стал подверженприступам гнева, во время которых он терял над собой контроль. Черезчетверть века в состоянии такого припадка ему суждено было убить своегосына Ивана. Придя в ярость в споре с сыном по ничтожному поводу, царьударил того в голову жезлом. Царевич от раны заболел и умер, родительего «рыдал и плакал», придя в себя и осознав содеянное, да было поздно. До начала 60-х годов самовластие Иоанна IV было ограничено вполитическом отношении «Избранной радой», а в моральном – егонаставником митрополитом Макарием и женой Анастасией, единственнымсуществом, к которому Иван питал в зрелые годы приязнь и любовь. Царь Иван IV 3,5 десятилетия обладал всей полнотой власти в Московскомгосударстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи и нередкодобивался успеха, но затем терял плоды первоначальных побед, во всемжелая большего, не умея хоть в чем-либо себя ограничить. В результате онокончил свои дни как проигравшийся картежник, слепо уверовавший в своюудачу, поставивший на карту все свое состояние и к концу игрыраспрощавшийся с большей его частью. Судьба этого государя представляетсобой великолепный пример правителя, стремившегося более к личной славеи могуществу, нежели к пользе государства, которое досталось ему поправу рождения. Значение царя Ивана. Таким образом, положительные значение царя Ивана вистории нашего государства далеко не так велико, как можно было быдумать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производилаего деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнееподействовал на воображение и нервы своих современников, чем насовременный ему порядок. Жизнь московского государства и без Иванаустроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но безнего это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем:важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений,какие были им подготовлены. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственным дельцом. Одностороннее,себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при егонервной возбужденности лишало его практического такта, политическогоглазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершениегосударственного порядка, заложенного его предками, он незаметно длясебя самого кончил тем, что поколебал самое основание этого порядка.Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – однойиз прекраснейших по началу – по конечным его результатам наряду смонгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царьжертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Егоможно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобыпогубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего этивраги сидели. Но, тем не менее, добрая слава Иванова пережила его худую славу внародной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые преданиязатмились новейшими; но имя Иоанново блистало на судебнике и напоминалоприобретение трех царств монгольских, доказательства дел ужасных лежалив книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань,Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитоговиновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования;отвергнул или забыл названия мучителя, данное ему современниками, и потемным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным [6]. 2. ПРИЧИНА РЕФОРМ Слово «царь» пришло на Русь из Византии – так по-русски звучал титул византийских императоров – «цезарь», который, в свою очередь, произошел от имени римского императора Юлия Цезаря. Царский титул говорил, что Иван явился наследником власти византийских императоров и стал вровень с королями европейских держав и ордынскими ханами, которых издавна именовали на Руси «царями». Наступила новая эпоха. Сбывались слова псковского старца Филофея, обращенные к отцу Ивана, князю Василию III: «Два Рима пали, а третий (Москва) стоит, а четвертому не бывать». Пали Римская империя и «второй Рим» – Византия. С принятием Иваном царского титула Москва становилась третьим Римом – оплотом христианства во всем мире, и московский князь был отныне «царем православия». В это время появились предания, которые утверждали родство царской власти Ивана и византийских императоров. Легенды говорили, что основатель великокняжеской династии первый русский князь Рюрик был потомком мифического Пруса – брата великого римского императора Августа. Московский царь из рода Рюриковичей вел свою родословную от римских цезарей. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Год 1547 принес Ивану IV коронацию и женитьбу на Анастасии Захарьиной, дочери окольничего Романа Захарьина. Аристократические семьи остались недовольны женитьбой Ивана на девушке из некняжеского рода. Иван искренне любил жену и не обратил внимания на недовольство бояр. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. За молодого царя дела по-прежнему вершили Глинские и их ставленники. Вспыхнувший в Москве 21 июня 1547г. «великий пожар» уничтожил не только столицу, но и власть Глинских. В те дни горели улицы и Кремль с соборами – сам митрополит чудом спасся из пылающей церкви. В огне погибло около 3 тысяч человек, десятки тысяч остались без крова. Народ объявил виновниками пожара Глинских. Иван с женой в то время укрылись в подмосковном селе Воробьеве, а в Москве начался бунт против ненавистных царских дядьев. Князя Юрия Глинского убили, проволокли тело по улицам и бросили на площади на поругание. Народ пришел в Воробьево, требуя от царя выдать других Глинских. Царь велел стрелять. Увидев гибель товарищей, бунтовщики разбежались. Московский бунт напугал Ивана. Позже царь признавался – «страх вошел в душу мою и трепет в кости мои». Бунт показал Ивану слабость государственного управления. Он убрал Глинских и других бояр от власти и приблизил родственников жены – Захарьиных-Романовых. Царь уже не доверял боярам и потому сформировал свое, неофициальное правительство из неродовитых, но преданных лично ему людей. Отражение этих преображений стало образование при дворе Ивана IV в 1549г. нового правительства, получившего название Избранная Рада [3, 198]. 3. ИЗБРАННАЯ РАДА И ЕЕ СОСТАВ Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев. С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами. Н. М. Карамзин включает в состав «священного союза» митрополита Макария, а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству». Участие князей Курбского и Курлятева также несомненно. Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметьевых. Избранная Рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно – представительной монархии. Великий князь «всея Руси» (с 1533г), первый русский царь(1547г) правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен судебник, начались реформы [1, c. 256.] 4. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЦЕРКОВНОГО И СВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Проводя реформы, московское правительство испытывало нужду в поддержке нации в целом. Чтобы обеспечить эту поддержку, правительство обратилось к политически наиболее значимым сословиям – духовенству, боярству и дворянству. Идея соборности стала развиваться с середины XVI века. Земский Собор собирался по царской грамоте. В его состав входили Боярская Дума, Освещенный собор (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия составляли элиту общества, и в решении важных вопросов царь не мог без них обойтись. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посада была главным источником денежных доходов казны. Противоречия, существовавшие между этими социальными группами, позволяли власти балансировать и усиливаться. В 1550 году царь вместе с Думой принял новый Судебник. В центре законодательной работы, по-видимому, стоял Казённый приказ, возглавляемый казначеем. Не случайно в период подготовки нового кодекса А. Адашев получил чин казначея. Как только работа над судебником подошла к концу, Адашев покинул Казённый приказ. Судебник 1550 года часто называют царским судебником, он является пересмотренным и расширенным вариантом Судебника Ивана III. Если в первом было 68 статей, во втором – 100. Судебник рассматривает в основном судебные процедуры, уголовные преступления и некоторые нормы гражданского права. Ст.97-98 предусматривали, что в случае появления прецедентов, не рассматриваемых в данном Судебнике, новые нормы в дополнение к Судебнику будет устанавливаться царём и боярами. Среди новых важных статей надо отметить ст.60 и ст.64, которые ограничивали судебную власть провинциальных наместников. В ст.61 пункте 1. определялись лица, приговоренные к высшей мере наказания. Это могли быть виновные в вооруженном восстании и заговоре против государя, а также «каждый, кто сдал крепость врагу» позднее эта норма вошла в главу 2 Соборного Уложения 1649 года. Cт. 57 Судебника 1497 года дублировалась ст. 88 Судебника 1550 года. Она обеспечивала крестьянам возможность перехода к другому владельцу в Юрьев день. Рассматривалось (ст. 88) и положение крестьян, живущих в доме, данном им землевладельцем (пожилые дворы). При желании уйти он должен был заплатить землевладельцу за пользование домом: 1 год-1/4 стоимости, 2 года – половину, 3 года-3/4 стоимости, 4 года и более – стоимости дома целиком. В степной зоне дом стоил 1 рубль и 6 копеек (в 1497-1рубль), в лесной зоне – 56 копеек (1497-50 коп), такое повышение можно объяснить общим повышением цен в Московском государстве. Значительный интерес представлял перечень платежей за ущерб, нанесённый достоинству людей среднего и низшего классов (ст. 26 судебника). Составители хотели защитить дворянство и городских жителей от каких-либо притеснений боярства. Шкала штрафов за ущерб достоинству указывала место человека в социальной иерархии. Чем выше был социальный статус, тем большей платы мог требовать человек. Гость получал 50 руб. ущерба собственному достоинству, посадский человек – 5 руб., горожанин низшего статуса (т.е. «чёрный» или «молодший») – 1 рубль., крестьянин – 1 рубль. Женское достоинство было защищено лучше мужского. Компенсация жене была в два раза выше во всех перечисленных категориях, чем мужу. Холоп на Руси не рассматривался как юридически значимое лицо и поэтому не подлежал защите достоинства со стороны закона. Но согласно ст. 26, некоторые категории людей, служившие боярам, должны были получать плату за посягательство на их достоинство, даже если юридически они были холопами. В целом же, составители Судебника 1550 года попытались положить предел распространению «холопства». (Ст. 76 -случаи получения холопами свободы). К началу XVI века в Московском государстве развился новый тип так называемого «условного рабства» – служилое холопство. Этот тип зависимости был следствием специальной формы ссуды. Должник обязан был выплачивать % по ссуде, выполняя определённые работы для своего кредитора. Очевидно, у него было мало шансов когда-либо погасить эту ссуду и обычно, он работал на кредитора до смерти. Судебник 1550 года ограничил размер ссуды по служилой кабале, установив максимум в 15 рублей. Кроме того, только вольные люди, то есть те которые не входили в налогооблагаемые сельские и городские общины, имели разрешение получать такие ссуды. Существенные реформы были проведены в жизни церкви. В 1549 году церковный собор провел канонизацию «новых чудотворцев». Местные святые превратились в общерусских, создался единый для всей страны пантеон. В 1551 году состоялся новый церковный собор. Книга его решений содержит сто глав и сам собор называют Стоглавым. Его задачами были: унификация церковных обрядов, принятие мер по улучшению нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Стоглав принял следующие решения: – Заменить домашние школы на правильно организованные церковные училища. Их рекомендовалось основать в Москве, Новгороде и др. городах (гл. 26). – Предписывалось переписывать книги с добрых переводов, править, чтобы не допускать ошибок. Иконописцам следовать греческим образцам и Андрею Рублеву (гл.27,28,43). – Исправить нравы низшего духовенства, усилив надзор и наказание за непослушание. Вводилась слежка за низшим духовенством. – Осуждена продажа церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде. – Осуждены «бесовские игрища» и скоморошные представления. Грехом признали стрижку бороды, азартные игры, мытье в бане мужчин и женщин вместе. – Осудил монастырских служащих за злоупотребления, призвал монахов довольствоваться квасами. Запрещалось проживать в одном монастыре монахам и монашкам, не велено жить в миру, собирать деньги и бражничать. – Поощрялось милосердие к народу. – Проведена перепись больных, калек, стариков, чтобы устроить богадельни для них с пищей и одеждой. Для надзора избирались «градские целовальники», чтобы монахи не злоупотребляли выделенными средствами. Но зарплату служащим не платили. – О церковном землевладении. Церковь лишалась земель и доходов, приобретенных в период боярского правления. Запрещалось покупать земли без специального разрешения царя. Возврату подлежали все поместные и «черные» земли, которые отняли или купили монастыри у прежних хозяев. Монастыри стали платить в казну все основные налоги, даже больше, чем дворяне. 800 четвертей пашни помещика; 600 четвертей пашни монастыря; 500 четвертей пашни черносошных крестьян. Собор провозгласил византийский принцип «симфонии» церкви и государства, включив шестую новеллу императора Юстиниана, излагавшую суть «симфонии». В 62 главе Стоглава записано: «Человечество обладает двумя великими дарами бога, данными ему через любовь его к людям – священство и царство. Первый направляет духовные потребности; второй – управляет и заботится о человеческих делах. Оба вытекают из одного источника». Этот принцип «симфонии» церкви и государства подразумевал определённое ограничение царского самодержавия [5,218-219]. В 1550-1551 году в стране был введен новый земельный кадастр, который определял новую единицу налогообложения – «большую соху». Она составляла на одном хорошем поле 800 четвертей у помещика, 600 у монастырей, 500 у черносошных крестьян. Всего норма для трех полей составляла соответственно 2400, 1800 и 1500 четвертей, т. е 1200, 900 и 750 десятин. Для земель худшего качества норма была иной. Митрополит Макарий и большинство членов Собора 1551 года были консерваторы. Они стремились избавить русскую церковь от её недостатков, но не собирались вводить ничего нового в её практику и догматику. И всё же Собор дал импульс постепенному подъему новых течений в русской религиозной и интеллектуальной жизни, открытая и смелая критика Собором недостатков в жизни церкви послужила толчком для более сознательного отношения к церковным проблемам среди священников и мирян. 5. РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И АРМИИ Важные реформы были проведены в центральном и местном управлении. В Москве складывается система приказов. Посольский приказ ведал внешними связями с окрестными государствами, Разрядный – дворянским войском, назначал воевод в полки, города, руководил военными действиями; Поместный – наделял землями служилых людей; Стрелецкий – ведал стрелецким войском; Разбойный – судом над «лихими людьми»; Большой Приход – сбором общегосударственных налогов; Ямской – почтовой службой (ямская гоньба, ямы – почтовые станции с ямщиками); Земский – охраной порядка в Москве. Существовал своего рода «приказ над приказами» – Челобитный, который разбирал жалобы по разным делам, контролируя тем самым другие приказы; возглавлял его сам Адашев, глава «Избранной рады». По мере присоединения к России новых земель возникали и новые приказы – Казанский (ведал Поволжьем), Сибирский. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. В середине 50-х гг. завершили так называемую губную реформу, начатую еще в 1539 г.: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местных выборных дворян. Подчинялись они Разбойному приказу. Затем власть наместников и волостелей (кормленщиков) вообще ликвидировали. Теперь их функции переходили к органам земского самоуправления – в лице «излюбленных голов» и их помощников – целовальников. И тех, и других выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне. Уложение о службе (1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении («конно, людно и оружно»); за лишних воинов полагалось дополнительное денежное возмещение, за недодачу – штраф. Во время походов служилым людям платили строго определенное жалованье – денежное и хлебное. Вводились периодические военные смотры, десятни – списки дворян по уездам. Реформы укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно способствовали его централизации. В этом же направлении развивалась налоговая система – вводились новые налоги («пищальные деньги» – на содержание стрелецкого войска, «полоняничные деньги» – на выкуп пленников), росли старые налоги (например, «ямские деньги» – на почтовую службу, «на городовое дело» – строительство городов, крепостей). Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. Проводилась политика своего рода компромисса – сочетание интересов всех слоев феодалов от мелких провинциальных дворян до вельмож-бояр. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История России (IX-XX вв.). Отв. ред. Я.А. Перехов. – М.: Гардарики, 2002 2. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.:Изд-во «Московский Рабочий», 1989 3. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ, 2005 4. Соболева О. Л. – "Справочник школьника: 5 – 11 классы ", г. Москва, "А С Т – пресс" 2001 г. 5. Школьник Ю.К. – " История России полная энциклопедия ", г. Москва "Эксмо", 2007г. 6. Российская электронная библиотека «Эрудиция», Исторический портрет Ивана Грозного, http://www.erudition.ru/referat/ref/id.2994_1.html 7. Свободная энциклопедия «Википедия», Иван Грозный, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_IV