Развитие прокуратуры в РФ

Зарождение и возникновение термина «прокуратура» и прокуратуры как особого института произошло во Франции во время правления короля Филиппа II в XIV в. (25 марта 1352 г.). Русский термин «прокуратура» происходит от лат. глагола procuro — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи. (Эта дата — 12 января — установлена Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. «Днем работника прокуратуры Российской Федерации».) Указ Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора» подробно регламентировал его полномочия и определял, что генерал-прокурор назначается на должность государем, подчиняется только императору и является «оком государевым» и «стряпчим о делах государевых». Первым генерал-прокурором Сената был П.И. Ягужинский (с 1722 по 1736 гг.). Приоритетным направлением деятельности прокуроров были наблюдение за интересами казны, надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах, за местами содержания заключенных под стражей. В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны, прокуратура практически бездействовала. В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла. Указом Императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора. В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров. При Павле I был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом. Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II. Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого решения. В целом до 1864 г. губернские прокуроры осуществляли надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями — «присутственными местами», как судебными, так и административными. 2.2. Развитие прокуратуры в Росси с 1864 по 1817 гг. Судебная реформа 1864 г. подвергает правовой статус прокуратуры существенному изменению, фактически создав две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномочиями: 1) прокуратуры судов; 2) губернских прокуроров, которые не обладали функциями обвинительной власти, но имели полномочия по осуществлению общего надзора. Период с 1864 по 1917 гг. не внес существенных изменений в организацию и деятельность российской прокуратуры, хотя неоднократно поднимались вопросы о необходимости усиления надзорной деятельности прокурора. Должность генерал-прокурора в этот период занимали Д.М.  Замятин, С.Н. Урусов, К.И. Пален, Д.Н. Набоков, Н.А. Манассеин, Н.В. Муравьев, С.С. Манухин, М.Г. Акимов. 2.3. Правовое регулирование прокурорского надзора в 1917—1991 гг. (советский период) Смена в России политического режима революционным путем повлекла упразднение прокуратуры Декретом Совета народных комиссаров РСФСР № 1 от 24 ноября 1917 г. «О суде». Надзор за законностью деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя Чрезвычайная комиссия (ВЧК). 28 мая 1922 г. III сессия ВЦИК приняла Положение «О прокурорском надзоре», сформулировав принцип единства для всех союзных республик и особо отметив, что прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом. В Положении о прокурорском надзоре, прежде всего, нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры. К их числу относятся: 1) централизация и единоначалие органов прокурорского надзора; 2) строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; 3) независимость органов прокуратуры от местных влияний; 4) опора прокурорских органов на помощь широкой общественности. Положение о прокурорском надзоре определяло как предмет, так и пределы надзора прокуроров за неуклонным исполнением законов. На органы прокуратуры было возложено: 1) осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона; 2) непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОГПУ; 3) поддержание обвинения в суде; 4) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Заметной вехой в дальнейшем развитии и законодательном регулировании прокурорского надзора явилось Положение «О судопроизводстве РСФСР», утвержденное 19 ноября 1926 г. ВЦИК, которое определяло правовой статус следователей органов прокуратуры, подчеркивало их процессуальную самостоятельность при принятии конкретных решений и, в то же время, поднадзорность органам прокуратуры при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Положение «О Верховном Суде СССР и прокуратуре Верховного Суда СССР», утвержденное 24 июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР, определяло, что прокуратуры входили структурно в состав Верховного суда СССР, в котором существовала прокуратура Верховного суда СССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А. Красиков. После учреждения прокуратуры Верховного суда СССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: прокуратура Верховного суда СССР и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции. Такое положение прокуратуры не соответствовало ее статусу как самостоятельного государственного органа. Приобретение самостоятельности прокуратуры связано с постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР», которым учреждена прокуратура СССР и одновременно упразднена прокуратура Верховного Суда СССР. Утвержденное 17 декабря 1933  г. Положение «О Прокуратуре СССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа, отрасли прокурорского надзора, порядок их осуществления, структуру органов. Первым прокурором СССР был назначен И.А. Акулов. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. Важную роль в усилении прокурорского надзора в сфере экономики выполнил приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июля 1946 г. «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов», в котором были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР 19 марта 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Следует отметить, что в период 30-х — начала 50-х гг. прокурорский надзор был существенно снижен, а в области надзора за ОГПУ, НКВД и ИТУ он вообще был сведен к нулю. 24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение «О прокурорском надзоре в СССР», которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов, предусматривало обязанность прокуроров вносить представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих этим нарушениям. Впервые в истории законодательства о прокурорском надзоре в Положении было сформулировано весьма важное требование к кадрам прокуроров и следователей относительно их образовательного ценза: эти должности вправе занимать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли быть назначены следователями и прокурорами только с согласия Генерального прокурора СССР. Речь шла о тех, кто обучался заочно в высших правовых учебных заведениях. Для прокуроров краев, областей, городов и районов был определен возрастной ценз — 25 лет. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1956 г. «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР» вводятся отделы по отраслям надзора и различные подразделения по выполнению функциональных задач, обеспечивающих успешное осуществление такого надзора. Генеральный прокурор СССР в приказе № 54 от 10 апреля 1956 г. утверждает структуру центрального аппарата Прокуратуры СССР и прокуратур республик, краев, областей. При этом в пределах штатной численности органов прокуратуры и выделенных ассигнований устанавливаются излишние звенья и вводятся подразделения, предусмотренные постановлением «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР». В качестве совещательного органа при Генеральном прокуроре СССР создается Методический Совет, возглавляемый заместителем Генерального прокурора СССР. Состав Методического Совета утверждается Генеральным прокурором СССР. В него входят прокуроры, следователи и ученые-юристы. Решения Методического Совета имеют рекомендательный характер. На заседания Совета выносятся наиболее сложные вопросы законодательного, организационного и теоретического характера, относящиеся к деятельности органов прокуратуры. Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г. Конституция обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создавала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на территории Советского государства. Характеризуя законодательство о развитии прокурорского надзора, принятое в конце 80-х — начале 90-х гг., нельзя не обратить внимания на то, что в это время существенно расширяется предмет и пределы прокурорского надзора. В связи с этим следует сослаться на Закон СССР, принятый Съездом народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления», которым в предмет прокурорского надзора были включены законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий и массовых движений. Были внесены также изменения в ст. 166 Конституции, регулирующую порядок назначения и подотчетность прокуроров республик. Было установлено, что прокуроры республик назначаются высшими органами государственной власти республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР и им подотчетны. В деятельности по надзору за исполнением законов СССР прокуроры республик подотчетны также Генеральному прокурору СССР. Были внесены коррективы и в ст. 168 Конституции СССР относительно того, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись законодательством Союза ССР и союзных республик. История прокуратуры была бы неполной, если бы в ней не нашла отражения роль Закона «О прокуратуре СССР», принятого 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР с целью усиления прокурорского надзора. Принятие Закона «О прокуратуре СССР» было обусловлено не только Конституцией СССР, но и тем, что Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое в 1955 г., во многом устарело и не отвечало требованиям жизни, практика прокурорского надзора за исполнением законов выработала новые средства реагирования на установленные нарушения закона. За этот период были приняты Основы законодательства по различным отраслям права (около 20 Основ), уголовные, уголовно-процессуальные, гражданские и гражданские процессуальные кодексы союзных республик, в которых с учетом современных требований определялись сущность и содержание прокурорского надзора в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Все эти нововведения были отражены в Законе «О прокуратуре СССР». В Законе «О прокуратуре СССР» получил закрепление принцип демократизации и гласности в деятельности органов прокуратуры, что было особенно важно в деле установления нарушений закона и устранения причин и условий, способствовавших этим нарушениям. Были расширены пределы прокурорского надзора за исполнением законов, что способствовало усилению охраны прав и законных интересов граждан. Необходимо отметить, что в Законе «О прокуратуре СССР» получили дальнейшее развитие традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора с изложением задач и полномочий прокуроров в каждой из отраслей надзора. Определены средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Весьма четкая регламентация задач и полномочий прокуроров по каждой из отраслей надзора позволила устранить параллелизм в деятельности отдельных подразделений Прокуратуры СССР и нижестоящих прокуратур. Для прокуроров и следователей было важно, что законодатель не только предусмотрел конкретные формы реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), но и определил их структуру, содержание и реквизиты. Это обеспечивало единство в реагировании прокуроров на установленные нарушения закона. С принятием Закона «О прокуратуре СССР» получили дальнейшее расширение в деятельности прокуроров и следователей принципы гласности, демократии и коллегиальности. Законом предусматривалось создание коллегий в Главной военной прокуратуре, прокуратурах автономных республик, краев, областей, городов (на правах областей) и автономных областей. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» преобразуется Управление общего надзора, вводится Управление по надзору за исполнением законов о государственной безопасности и по межнациональным и международно-правовым вопросам, получают дополнительные полномочия управления и отделы по сложившимся отраслям прокурорского надзора. С распадом СССР и образованием СНГ Прокуратура Союза ССР преобразуется в межреспубликанский орган прокурорского надзора — Прокуратуру Союза суверенных государств. Правовой основой деятельности прокуратуры СНГ являлось общесоюзное и республиканское законодательство о прокуратуре, а также законодательство по различным отраслям права. Для выработки совместных с прокуратурами республик решений образовалась федеральная коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором СНГ. В состав коллегии входили его заместители и Генеральные прокуроры республик. Были преобразованы некоторые отрасли надзора и основные направления деятельности Генеральной прокуратуры по надзору, за исполнением законов в СНГ. Было ликвидировано Второе управление, осуществлявшее надзор за законностью на режимных объектах, его функции были переданы прокурорам республик. Преобразованы транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры исправительных учреждений. Их функции были переданы также прокурорам республик. Поворотным пунктом в истории органов прокуратуры в целом и Прокуратуры СССР в частности явилось проведение в жизнь постановления Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР». В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и на основании ст. ст. 176 и 179 Конституции РСФСР (1978 г.) Верховный Совет РСФСР образовал на базе действующих на территории РСФСР органов прокуратуры единую систему органов прокуратуры, подчиненную Генеральному прокурору РСФСР. Генеральному прокурору РСФСР было предложено принять в свое ведение расположенные на территории Российской Федерации органы Прокуратуры Союза ССР, учреждения, в том числе ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров, Институт усовершенствования следственных работников. 2.4. Прокуратура Российской Федерации с 1992 г. (современный период) Распад СССР приводит к ликвидации прокуратуры СССР и образованию единой системы органов прокуратуры РСФСР в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР». Закон «О прокуратуре СССР» 1979 г. признан не действующим на территории РФ в связи с принятием Верховным Советом РСФСР первого Закона о прокуратуре РФ 17 января 1992 г. Существенные изменения были внесены в этот закон 17 ноября 1995 г., которые послужили шагом к уравновешиванию системы, оформлению ее государственно-правового статуса, внеся определенность в ее надзорные полномочия. В частности, в соответствии с Конституцией РФ, которая особое внимание обращает на защиту прав и свобод человека и гражданина (гл. 2), в Законе о прокуратуре выделяется специальная глава «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В качестве специальных функций прокуратуры предусматриваются уголовное преследование и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Деятельность прокурора в суде именуется не надзором за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, а участием прокурора в рассмотрении дел судами, что более точно определяет содержание соответствующей функции прокуратуры. Предусматривается обращение прокурора в суд о признании правовых актов недействительными, осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. По иному сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры. Специальный раздел посвящен особенностям организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры и др. 5 июня 2007 г. в уголовно-процессуальное законодательство и Закон о прокуратуре внесены изменения, касающиеся системы прокуратуры РФ, а также процессуального статуса прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В системе прокуратуры выделен Следственный комитет прокуратуре РФ, который является органом прокуратуры, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве на всех уровнях. Появилась должность Председателя Следственного комитета при прокуратуре, являющегося одновременно первым заместителем Генерального прокурора РФ. Упразднены следователи прокуратуры, вместо них появились следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия существенно ограничен.