Становление и развитие крепостного права в России

План контрольной работы
Введение.
Эволюция форм собственности на землю в Киевской Руси.
Закрепощение крестьян в XV – XVII вв
· Поместное землевладение и зарождение
крестьянской зависимости (XV в.).
· “Старожильцы” и “Пришлые”.
· Первые законодательные меры закрепощения
крестьян.
· Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.). Указ 1597 года
· Завершение процесса установления крепостного
права (XVII в.). Указ 1607 года.
· Сближение крестьянства и холопства.
· Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи.
· Писцовый наказ 1646 года и Соборное Уложение
1649 года.
Изменение структуры крестьянства в эпоху Петра I.
· “Разгул” крепостничества при Екатерине II.
Крестьянская война 1773 – 1775 года.
· Роль Павла I, Александра I и Николая I в решении крестьянского вопроса. Волнения масс в конце
XVIII начале XIX века.
Падение крепостного права.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Россия – страна имеющая огромную территорию, аграрная держава. На этой территории издревле проживают сильные духом, свободолюбивые труженики. История развития Государства Российского неразрывно связана с социально-экономическими условиями, в которых жил основной производитель материальных благ – землепашец. Земля для землепашца – основное средство производства, его натруженные руки – основное орудие, а воля – главное условие производительного труда и счастливой жизни.
Тем более позорным феноменом русской истории является почти трехсотлетний период крепостного права. Период отнявший, законодательно, волю и право выбора, у основного производителя материальных благ – крестьянина. Он не был рабом, военнопленным или уголовным преступником, но фактически находился в рабстве у своего государства. Крепостное право позволяло беззастенчиво эксплуатировать труд крестьянина, нагло присваивать результаты этого труда, при этом жизнь труженика ни во что не ставилась, положение крестьян было абсолютно бесправным.
В своей работе я постарался показать как, в период становления государственности в России (IX – XIII вв.), и в более поздние периоды, изменялись формы собственности на землю, как изменялись условия жизни и труда крестьян, каким образом распределялись результаты их труда. Я показал, в хронологическом порядке, основные моменты становления, развития и падения крепостничества (XVI – XIX вв.), а также роль исторических личностей в решении крестьянского вопроса.
Эволюция форм собственности на землю в Киевской Руси
В удельное время, в тот период, когда еще совершалось заселение северо-восточных княжеств славянским племенем, состав общества в княжествах был очень неопределенным. Население не сразу находило себе оседлость, перемещалось и бродило, двигаясь постепенно в восточном и северо-восточном направлении. Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижно в своих удельных владениях. Вынужденные вести свое хозяйство и содержать дружину при условии непрерывной подвижности, «текучести» всего народонаселения, князья выработали особые приемы хозяйства и управления. Народ приходил в их удел и уходил из него свободно, не отчитываясь князю и без его позволения. Князья поэтому старались закрепить за собою отдельных лиц. Они или принимали их к себе на вольную службу по договору (это были их бояре и слуги вольные), или же покупали их и кабалили как рабов (это были их «люди», или холопы). Из тех и других составлялся «двор» князя, соответствующий дружине киевского периода. С помощью этого двора удельный князь управлял своим уделом, защищал его и вел свое хозяйство. Бояре и вольные слуги были его советниками и полководцами, а «люди» составляли рать и были рабочими на его пашне и промыслах. Часто князья приглашали неимущих свободных людей селиться на княжеской земле с условием служить и работать князю, причем, если такой слуга не исполнял своих обязанностей, его лишали данной ему земли. Из этих слуг «под дворским» (то есть подчиненных княжескому дворскому или дворецкому) составлялся особый, средний разряд княжеских людей – не холопов, но и не вполне свободных. Только перечисленные разряды слуг, от бояр до холопов, находились в непосредственном подчинении князю; а из них только «люди» были подданными князя, то есть находились в принудительной от него зависимости. Остальные могли от него уйти к другому князю, – или теряя свою землю, если это были слуги под дворским, или сохраняя все свои земли, если это были слуги вольные.
Так устроены были отношения удельных князей к тем, кто им служил. Все же прочие лица, жившие в уделе князя, носили общее наименование «христиан», или «крестьян», и не находились вовсе в личной зависимости от князя. Как в городах («посадах»), так и в сельских волостях они были устроены в общины или «миры». Князь знал, что в какой-либо его волости жили крестьяне. Он приказывал там счесть количество крестьянских дворов, назначал с них со всех один общий податной оклад, «тягло» и поручал самим же крестьянам в известные сроки (на Рождество, на Петров день) доставлять ему свою подать через выборных старост. И так шло из года в год, дотех пор, пока князь не приказывал (заметив убыль или прибыль крестьянских дворов в данной волости) снова переписать дворы и уменьшить или увеличить сумму мирского платежа. Такой же свободой перехода крестьяне пользовались и на частных боярских землях. Они брали землю в аренду по договору «порядной», где определяли свои обязанности перед боярином, уходя от него, они известным порядком «отказывались» от земли.
Итак, крестьянин удельной Руси был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем, его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому.
Закрепощение крестьян в XV – XVII вв.
Поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости (XV в.)
Переход человека из одного разряда в другой – из крестьян в горожане («посадские люди») или в холопы и обратно, – был очень легок и доступен всем, поэтому общественное устройство в удельное время было очень неопределенно и бесформенно.
Такая неопределенность не могла удержаться при переходе удельного быта в государственный. Московские государи раньше всего взялись за переустройство своего «двора». Они наложили свою руку на земли своих служилых князей и требовали, чтобы земли эти «не выходили из службы». То же правило было применено ко всем вообще вотчинам: всякий, кто владел землею, был обязан участвовать в защите государства. С каждой вотчины должны были являться ратные люди, «конны и оружны», по первому зову государя. Так как во время тяжелых войн с татарами, литвою и немцами нужна была большая военная сила, московские государи стали усиленно вербовать служилых людей, и селить их на казенных землях, потому что иных средств на содержание воинских людей, кроме земель, тогда не было.
Прежде такие земли давались слугам из частных владений князя, из его «дворца». Теперь «дворцовых» земель уже не хватало и слугам стали давать земли «черные» (то есть податные, государственные). Прежде такие земли, данные слугам, носили название «служних земель», теперь они стали называться «поместьями», а их владельцы – «помещиками» и «дворянами». В отличие от вотчин, которые были частною наследственною собственностью вотчинников, поместья были временным владением. Помещик владел землею, пока мог служить, прекращалась служба – и поместье возвращалось в казну.
Развитие поместной системы повело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам и, таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев. За то, что землевладелец, служил с своей земли государству, крестьяне обязаны были работать на него, пахать его пашню и платить ему оброк. Ни помещику, ни правительству было уже неудобно допускать свободный выход крестьян с занятой ими земли, и потому крестьян старались удерживать на местах.
«Старожильцы» и «пришлые»
С XV в. начинается разделение крестьянства на «старожильцев», которые издавна жили в вотчине или поместье, они платили арендную плату, и «пришлых», «окупленных» (выкупленных холопов), освобожденных на время от повинностей. Эти категории крестьян феодалы стремились перевести в разряд «старожильцев».
Старожильство означало давность местожительства, старожильцами считались и крестьяне, сидевшие на своих участках 5 лет, и крестьяне, говорившие про занимаемые ими земли, что их отцы садились на тех землях.
В обществах черных и дворцовых крестьян была круговая порука в уплате податей. Старожильцы образовали в таких обществах основной состав, на котором держалась их податная исправность, разброд старожильцев вел к обременению остававшихся и к недоимкам. Навстречу тягловым нуждам черных и дворцовых обществ шло и правительство, уже в XVI в. начинавшее укреплять людей к состояниям, к тяглу или к службе, чтобы обеспечить себе прочный контингент тяглых и служилых людей.
Государственные и дворцовые крестьяне были прикреплены к земле и образовали замкнутый класс: ни их не выпускали на владельческие земли, ни вих среду не пускали владельческих крестьян. Такое прикрепление, разумеется, не имело ничего общего с крепостным правом. Это была чисто полицейская мера.
На владельческих землях так же, как и на черных и дворцовых, существовал слой старожильцев, но с иным характером. Здесь – это наиболее задолжавшие, неоплатные должники.
В ходе переселения сельское население центра сильно редеет. Остававшиеся крестьяне сидят на сокращенных пахотных участках. Одновременно увеличивается барская пашня, обрабатываемая холопами, за недостатком крестьянских рук. Стремясь не допустить сокращения крестьянских хозяйств, помещик обеспечивал усиленной ссудой (деньги, семена, рабочий скот и т.п.) новых домохозяев из неотделенных членов старых семей, из сыновей, младших братьев и племянников. Так же нуждались в увеличенной ссуде и «пришлые» крестьяне. Ссуда часто навязывалась крестьянину, чтобы закрепить его на земле. Это было не полицейское прикрепление к земле, а хозяйственная долговая зависимость от землевладельца-кредитора.
Первые законодательные меры закрепощения
крестьян
XV в. в положении русского крестьянства характеризуется исследователями как переломный, когда феодалы и государство переходят в наступление на права и свободы крестьян.
Одним из первых проявлений такого наступления, стала статья 57 Судебника 1497 г. Ивана III, которая ограничила право «отказа» крестьян от земли. Статья закрепляла один обязательный общегосударственный срок выхода – неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю, следующую за этим днем. При этом землевладелец, например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, но и крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы.
Предполагается, что с 60-х гг. XV в. начали производить переписи крестьян, обязанных нести тягло. Их записывали вместе с их землями в особые «писцовые книги» и тех, кто попал в книгу, считали прикрепленными к той земле, на которой он был записан.
Борис Годунов рвался к царскому престолу и для того чтобы заручиться поддержкой мелких вотчинников и помещиков (в них была основная ратная сила), он содействовал появлению царского указа в 1592 году, который запрещал крестьянам выход в Юрьев день и делал их крепкими на земле.
Так мало-помалу принимались меры к тому, чтобы прикрепить крестьян к местам, сделать из них оседлое податное сословие, обязанное платить государю подати («тянуть тягло»), а на служилых землях еще и работать на землевладельца. С развитием поместного землевладения устанавливалась зависимость крестьянского населения от помещиков, за которыми крестьяне были записаны в писцовых книгах.
Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.) Указ 1597 года.
Значительное расширение территории Московского государства, возникновение казачества, последствия опричнины стимулировали государство к ограничению права выхода.
Судебник Ивана IV 1550 г. увеличил «пожилое» и обязал крестьян засевать перед уходом озимь, стал регулировать и ускорять переход различных категорий сельского населения в разряд старожилых.
Во время опричнины Грозного, крестьяне своевольно оставляли свои земли и шли на «дикое поле», в казаки, шли на новые земли, в завоеванное Грозным Поволжье. Землевладельцы, разумеется, не желали выпускать крестьян и всеми мерами задерживали их, прибегая даже к насилию. Самым действенным способом было переманить крестьян от соседей, вывезти их от других владельцев, уплатив за крестьян их задолженности. В этой борьбе за крестьян побеждали богатые землевладельцы, мелкиеже помещики не имели средств, чтобыих удержать.
Между тем московское правительство именно из мелких помещиков составляло свое главное войско и потому не могло допустить их обеднения и разорения.
В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается (первоначально, вероятно, в отдельных районах) выход крестьян в Юрьев день («заповедные лета»). В 1592 г. начинается составление новых писцовых книг, которые в дальнейшем рассматривались как официальный документ, прикреплявший крестьян к земле и феодалам, как ее собственникам.
Указ 1597 г.
Первым актом, в котором видят указания на прикрепление крестьян к земле, как на общую меру, считают указ 24 ноября 1597 г. Из этого акта следует, что «если крестьянин убежал от землевладельца не раньше 5 лет до 1 сентября (тогдашнего нового года) 1597 г. и землевладелец подаст иск о нем, то по суду и по сыску такого крестьянина должно возвратить назад, к прежнему землевладельцу, «где кто жил», с семьей и имуществом, «с женой и с детьми и со всеми животы». Если же крестьянин убежал раньше пяти лет, а землевладелец тогда же, до 1 сентября 1592 г., не вчинил о нем иска, такого крестьянина не возвращать и исков об его сыске не принимать». Указ только устанавливал порядок и регулировал судопроизводство о беглых.
После указа 1597 года несколько раз были выданы указы о том, чтобы крупные землевладельцы не возили крестьян от мелких. Указами о крестьянах в последние годы XVI века московское правительство старалось остановить все еще сильную бродячесть крестьянского населения.
Завершение процесса установления крепостного права (XVIIв.) Указ 1607 года.
В XVII в. завершается процесс установления крепостного права. Он связан со Смутой начала века и последующим восстановительным периодом 20-50-х гг. Страшное разорение страны в смуту создало для московского правительства ряд финансовых затруднений, которые обусловливали собой всю его внутреннюю политику, вызвали окончательное прикрепление посадского и сельского населения.
Законодательство начала XVII века было направлено против невыгодных для государства последствий выхода крестьян:
Оно старалось прекратить переход крестьян в нетяглое состояние, в холопство, разрешенный Судебником 1550. Так как холопы не облагались налогом.
Оно пыталось прекратить переманивание крестьян крупными землевладельцами, что также уменьшало поступления в казну, и разоряло мелких землевладельцев – основу вооруженных сил страны.
По искам землевладельцев оно преследовало незаконные побеги крестьян, нарушавшие право собственности землевладельцев.
Указ 1607 г.
Законодательные меры против беглых крестьян завершились указом 9 марта 1607 г., который впервые приравнивал крестьянские побеги к уголовным преступлениям. Теперь розыск и возврат беглых крестьян независимо от исков землевладельцев он возложил на областную администрацию под страхом тяжкой ответственности за неисполнение этой новой для нее обязанности, а за прием беглых, прежде безнаказанный, назначил сверх вознаграждения потерпевшему землевладельцу большой штраф в пользу казны по 10 рублей за каждый двор или за одинокого крестьянина, а подговоривший к побегу сверх денежной пени подвергался еще торговой казни (кнут). Этот указ допускал давность для исков о беглых крестьянах до 15 лет. Также он прямо признал личное, а не поземельное прикрепление владельческих крестьян: тем из них, которые за 15 лет до указа записаны в поземельных описях, в писцовых книгах 1592-1593 гг., указано «быть за теми, за кем писаны». Указ был издан, когда разгоралась Смута, несомненно помешавшая его действию. Он затягивал узел обязательных отношений крестьян к господам, когда колебались все основы государственного порядка, когда тяглые и несвободные классы сбрасывали с плеч свои старые обязательства и еще менее стеснялись новыми.
Сближение крестьянства и холопства
Смутное время пронеслось по стране ураганом, который вымел массы крестьянства из центральных областей государства. Почувствовалась острая нужда в рабочих земледельческих руках, которая заставила землевладельцев обратиться к старинному испытанному средству искать новых рук для сельской работы в холопстве. Они начали сажать своих дворовых людей на пашню, давать им ссуду, обзаводить их дворами, хозяйством и земельными наделами. При этом с холопом заключали особый договор, который подобно крестьянскому назывался ссудной записью. Так, среди холопства возник сельский класс, получивший название задворных людей, потому что они селились особыми избами «за двором» землевладельца. Задворный укреплялся особым способом: он давал на себя ссудную запись, не только селясь за барским двором с воли, но и при переходе за барский двориз дворового холопства. Таким образом, задворная запись создавала особый вид холопства, служивший переходом от дворовой службы на крестьянскую пашню.
После крестьянина-хлебопашца, исполнявшего работу на барский двор, появляется дворовый, становившийся хлебопашцем. Для землевладельца это было способом закабаления и тех и других.
Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи
Смута сдвинула с насиженных мест массы старожилого тяглого люда, городского и сельского, и расстроила старые земские миры, круговою порукой обеспечивавшие казне податную исправность. Одной из первых забот правительства новой династии Романовых было восстановить эти миры.
На земском соборе 1619 г. было постановлено переписать и разобрать тяглых обывателей и при этом беглецов возвратить на старые места жительства, повернуть в тягло. Но большой московским пожар 1626 г., истребил поземельные описи в столичных приказах. Тогда правительство предприняло в 1627-1628 гг. новую общую перепись по более широкому и обдуманному плану. Книги этой переписи имели полицейско-финансовое назначение привести в известность и укрепить на местах податные силы, какими могла располагать казна. Как ни были разнообразны, запутаны и сбивчивы условия крестьянских записей того времени, в них все же можно разглядеть основные нити, из которых сплеталась крестьянская крепость: то была полицейская приписка по месту жительства, ссудная задолженность, действие кабального холопства и добровольное соглашение. Первые два элемента были основными источниками крепостного права, создававшими землевладельцу возможность приобрести крепостную власть над крестьянином, вторые два имели служебное значение, как средства действительного приобретения такой власти. Под давлением общей переписи 1627 г. крестьянские порядные превратились из договоров о пользовании господской землей в сделки на обязательный крестьянский труд, а право на труд стало основой власти над личностью, над ее волей, да и самая эта перепись была вызвана потребностью казны перенести податное поземельное обложение с пашни на самого хлебопашца. В новом складе хозяйственных отношений стали перемешиваться прежние сословные состояния: холопы переходили в крестьянство, и, наоборот, дворовые принимались за крестьянскую пашню, а пашенные крестьяне делали дворовое дело, и из этого смешения вышла крестьянская крепость.
Писцовый наказ 1646 г. и Соборное Уложение 1649 года.
После Смуты срок сыска беглых крестьян был возвращен к 5 годам. При таком коротком сроке беглый легко пропадал для владельца, который не успевал проведать беглеца, чтобы подать иск о нем. В 1641 г. дворяне просили царя «отставить урочные лета», но вместо того была только удлинена исковая давность для беглых крестьян до десяти лет, для вывозных до пятнадцати. В 1645 г. в ответ на повторенное челобитье дворян правительство подтвердило указ 1641 г. Наконец, в 1646 г., предпринимая новую общую перепись, оно вняло настойчивым ходатайствам дворянства и в писцовом наказе этого года обещало, что «как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, и по тем переписным книгам крестьяне и бобыли и их дети, и братья, и племянники будут крепки и без урочных лет». Это обещание и было исполнено правительством в Уложении 1649 г., которое узаконило возвращать беглых крестьян по писцовым книгам 1620-х годов и по переписным 1646-1647 гг. «без урочных лет».
Теперь бессрочно укреплялось за землевладельцами все крестьянское население их земель и с неотделенными членами крестьянских семейств. Личная крестьянская крепость по договору, по ссудной записи, превращалась в потомственное укрепление по закону, по писцовой или переписной книге, теперь это была уже государственная повинность. Писцовым наказом 1646 г. законодательство давало норму, из которой должны были возникнуть новые отношения хозяйственные и юридические. Уложению 1649 г. предстояло их направить и предусмотреть.
Мелкопоместные дворяне не могли эномическими средствами удержать на своих землях крестьян, по этой причине они упорно добивались отмены урочных лет и окончательного прикрепления их к земле. Осенью 1948 г. в Москве открылся Земский собор, а в январе 1649 г. комиссия Н.И. Одоевского представила собору новый кодекс законов, получивший наименование Соборного Уложения. В отличие от предыдущих рукописных Судебников, Уложение было первым печатным сводом законов. Его издали в количестве 2000 экземпляров (огромный тираж по тем временам) и разослали по городам. Уложение 1649 г. служило основным сводом законов России вплоть до 1830 г. и было главным инструментом установления усиления и сохранения доминирующей политической системы.
По ходатайству служилых людей «всех городов» Земский собор принял закон, по которому землевладельцы получали право искать своих крестьян и возвращать их на свои земли без ограничения срока давности. Основной документацией, удостоверяющей принадлежность крестьян землевладельцу, были признаны писцовые книги, составленные в 1626 г. «А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов, – значилось в Уложении 1649г., – по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет».
За время после валовой описи произошла смена поколений. Но это не имело существенного значения. Дворяне получили возможность вернуть не только крестьянина, записанного в книги, но и его сыновей и внуков. Возврату подлежала вся семья крестьянина вместе со всем нажитым имуществом. Уложение впервые вводило суровое наказание (вплоть до торговой казни и тюремного заключения сроком на год) за поселение у себя беглых крестьян. Виновный землевладелец должен был платить по 10 р. за каждый год укрывательства чужого крестьянина. (При расчете исходная оценка составляла 4 руб. «за голову» крестьянина и 5 руб. за «глухой» живот – неописанное имущество крестьянина).
Соборное Уложение окончательно сформировало систему государственного крепостного права в России. Для поддержания государственного фонда земель законодатели запретили землевладельцам переводить крестьян с поместных земель на вотчинные.
По этому же Соборному Уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Землевладельцам запрещалось насильно лишать крестьянина имущества, но долги несостоятельного землевладельца погашались за счет его крестьян и холопов.
Соборное Уложение обязывало дворян осуществлять полицейский надзор за крестьянами, собирать с них и вносить в казну подати, отвечать за выполнение ими государственных повинностей. Крестьяне лишались права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде.
Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян.
С установлением крепостного права русское государство вступило на путь, который под покровом наружного порядка и даже преуспевания вел его к расстройству народных сил, сопровождавшемуся общим понижением народной жизни, а от времени до времени и глубокими потрясениями.
Изменение структуры крестьянства в эпоху ПетраI
Петр I строил города, строил российский флот, вел многочисленные войны и в этой связи был очень обеспокоен наполнением казны или, как сейчас говорят, “расширением налогооблагаемой базы”. Многие его реформы несло на своих плечах крестьянство того времени.
В 1718 – 1724 г.г. по указу Петра в стране осуществлялась перепись населения, по окончании которой была введена подушная подать, заменившая подворное обложение. Значение этой финансовой меры трудно переоценить .
Податная реформа стала важным этапом в развитии крепостного права в России, она распространила его и на те слои населения, которые ранее были либо свободными («гулящие люди»), либо могли обрести свободу после смерти господина (кабальные холопы). И те, и другие в связи с реформой становились навечно крепостными. В процессе проведения податной реформы было образовано новое сословие государственных крестьян . Его составили черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, Ясачные люди Среднего Поволжья.
Вводилась паспортная система. Каждый крестьянин , уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства , должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения .
В 17 веке завершается процесс установления крепостного права.
Разгул крепостничества при Екатерине II. Крестьянская война 1773 – 1775 года.
Для правления Екатерины II наиболее характерно был разгул крепостничества. Этому в значительной мере способствовала сама императрица , отдавая сотни тысяч государственных крестьян в беспросветное рабство своим многочисленным фаворитам . Крепостной крестьянин из последних сил работал на помещика .
Барин же имел право распоряжаться им как одухотворённой собственностью, мог по любому поводу запороть его до смерти на своей конюшне. В «просвещённый» век Екатерины II в газете «Санкт – Петербургские ведомости» можно было прочитать объявление: В Четвертой Мещанской в № 111 продаются две молодые девки, собой видные, грудастые, бельё шьют, гладят и крахмалят и стряпать мастерицы. Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продается жеребец, да бык, да стая гончих собак, числом пятьдесят, по сходной цене». Такая продажа крепостных без земли практиковалась в продолжение всего царствования Екатерины – 2 .
Усиление крепостного гнета неизбежно вызывало дальнейшее обострение классовых противоречий в стране. Восставали разные разряды крестьян.
Крестьянская война 1773 – 1775 г.г. под предводительством Е. Пугачева оставила заметный след в истории. Она охватила огромную территорию – Оренбургский край, Западную Сибирь, Урал, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, подошла к границам Московской губернии. Наравне с крестьянами, казаками и городским населением активное участие в ней принял будущий рабочий класс. Крестьянская война сыграла свою роль в истории политического и социального развития России.
Вторая половина 18 века характеризуется бурным ростом дворянского землевладения. Из фонда государственных земель за время царствования Екатерины помещикам было роздано более 800 тыс. крестьян. Крепостное право распространялось не только вширь, на новые территории, но и усиливалось: возрастали размеры оброка и продолжительность барщины, усиливалась власть помещика над личностью крестьянина.
Капиталистических, т.е. основанных на наемном труде, предприятий было немного, абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерины в России было 655 промышленных предприятий, к концу – 2294.
В период правления Екатерины II дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие.
Роль Павла I, Александра I и Николая I в решении крестьянского вопроса. Волнения масс в конце XVIII начале XIX века.
С восшествием на престол Павла I в крестьянской среде империи пошли слухи об освобождении от крепостного права (так часто было при перемене царствования), они всколыхнули крестьянскую массу, и восстания широкой волной разлились по стране. Главным очагом этого стихийного движения стали районы великорусского центра, в частности Орловская и Брянская губернии. За период с 1796 по 1798 г. произошло 184 волнения крестьян с требованиями освобождения их от власти помещиков и перевода в казённое ведомство. Восстания жестоко подавлялись, виноватых карали беспощадно.
В целом законодательства Павла I по крестьянскому вопросу было продолжением политики Екатерины II, но новый император пытался использовать, как карательные экспедиции, так и некоторые законодательные акты, ограничивающие эксплуатацию крестьянства. Павел ввел практику приведения к присяге крестьян наравне с дворянами. В манифесте от 5апреля 1797 г. запрещалось отправление барщины по воскресным дням и содержался совет помещикам ограничиваться трёхдневной барщиной в неделю.
16 февраля 1797 г. была запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян «с молотка или с подобного на сию продажу торга», позже – раздроблять крестьянские семьи при их переходе к другим владельцам. Указом от 16 октября 1798 г. запрещалось продавать дворовых людей и крестьян без земли. Однако все эти меры никоим образом не свидетельствовали об антикрепостнических настроениях Павла.
За своё короткое правление он успел раздать в собственность помещикам 600 тыс. государственных крестьян. Фактическое положение крепостных осталось по-прежнему безысходным.
И тем не менее Павловские указы были первыми, официальными документами, по крайней мере провозглашавшими некоторые послабления крестьянству.
Развитие товарно-денежных отношений подрывало натуральный характер хозяйства. Стремление помещика к производству хлеба на продажу вызывало расширение барской запашки и сокращение крестьянских наделов. Широкое развитие обмена и торговых отношений разлагало крепостное право и расширяло возможности освобождения крестьян от внеэкономического принуждения. Вместе с тем неотвратимо наступали положительные сдвиги в технике сельскохозяйственного производства.
Кризис крепостного хозяйства развивался прежде всего как кризис барщиной системы, при которой производительность подневольного труда крестьян неизмеримо падала. Крестьянин, конечно, не мог быть радивым тружеником на барских угодьях, он не столько работал, сколько тянул время. При этом не могли заметным образом поднять производительность труда крепостных различные меры стимулирования и интенсификации барщины. Была введена норма дневной выработки, частичная оплата и другие меры для того, чтобы повысить производительность.
В то же время и оброчные хозяйства помещиков переживали свои трудности. Рост фабричной промышленности подрывал многие традиционные крестьянские ремесла. Заработки оброчных крестьян заметно сократились, их платежеспособность падала, следовательно, уменьшалась и доходность помещичьих имений. В результате начиная с 20-х годов 19 века повсеместно росли недоимки – главный показатель несоразмерности крестьянского оброка с реальной платежеспособностью крепостных.
Внешняя торговля, связывала Россию с мировым рынком, втягивала её в орбиту капиталистических отношений. Это обстоятельство также становилось одним из факторов, подрывающих её феодально-крепостнические хозяйственные основы.
Первая половина 19 века была отмечена усилением антифеодальных выступлений народа. Массовое антикрепостническое движение крестьян, составлявших основную социальную силу, являлось выражением конфликта между новыми, развивающимися в стране социально-экономическими процессами и феодально-крепостническим строем. При этом рост крестьянских волнений был обусловлен не только усилением феодальной эксплуатации и ухудшением их положения, но и упорным стремлением масс добиться свободной хозяйственной деятельности. Массовые волнения крестьян приобретали всероссийский характер, что особенно вызывало страх у помещиков и царского правительства. Крепостные крестьяне убивали помещиков и их управляющих, жгли барские усадьбы, отправлялись в бега, не исполняли барщины и не платили оброка, прибегали к потравам барских полей и лугов, расхищали лес, подавали жалобы царю (что в те времена запрещалось законом). В начале 19 века инициатором широких преобразований в сфере государственной власти и социальных отношений выступил император Александр I (1801 – 1825 г.). Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений: либерального и консервативно – охранительного, лавирование императора между ними.
В 1801 г. вышел указ, запрещающий печатать в «Санкт – Петербургских ведомостях» объявления о продаже крестьян без земли и с раздроблением семьи. Но закон был обойдён находчивыми помещиками, поскольку после этого они слово «продажа» стали заменять словами «отдача в услужение».
Заслуживает внимание указ правительства от 12 декабря 1801 г. «О продаже незаселённых государственных земель». Согласно ему, всем лицам свободных состояний – дворянам, купцам, мещанам и государственным крестьянам разрешалось 3кпокупать свободные земли и вести на них хозяйство с привлечением наёмного труда.
Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а так же разрушил вековую монополию дворянства, которое одно могло приобретать землю в личную собственность.
Из законодательства по крестьянскому вопросу наибольшее значение имеет указ от 20 февраля 1803 г. «о вольных хлебопашцах».
Он разрешал помещикам по их усмотрению отпускать своих крестьян на вольную землю за выкуп по свободному договору. Отпущенные по этому указу крестьяне становились свободными хлебопашцами и составляли особую категорию населения, занимаемая по отношению к государству среднее положение между государственными и помещичьими крестьянами. Этот указ носил характер частного разрешения: он не мог дать серьёзных практических результатов и не решал острой проблемы наделения крестьян землёй как непременного условия их освобождения. За 25 лет в разряд свободных хлебопашцев поступило всего 47 тыс. крестьян.
В начале 19 века правительство сократило раздачу казённых крестьян в частные руки. Такая мера была вызвана, разумеется, не заботой о благе крестьян, а их открытым протестом против закрепощения. При этом стали прибегать к другой форме поощрения – сдаче государственных имений в аренду на определённый срок. Все это не могло заметным образом улучшить положение крестьян, но все же ограничивало перевод государственных крестьян в крепостные.
В конечном счете правительство Александра I практичски ничего не сделало для действительного решения крестьянского вопроса. Дворянство, удерживая всю полноту власти в своих руках, решительно выступало против изменения крепостнических отношений в стране, а самая феодальная природа самодержавного правления была призвана надёжно охранять эту власть.
Война 1812 – 1815 г.г. усугибила классовые противоречия в стране. Крестьяне по – прежнему остались в кабале у крепостников. После войны феодально-крепостнические порядки в деревне стали ещё тяжелее. В стране нарастала волна народного протеста против крепостного строя. Всего, по неполным данным, за первую четверть 19 века насчитывается 280 крестьянских волнений. Стихийные волнения рабочих этого времени сливались с крестьянскими выступлениями, имея общую антифеодальную направленность. Восставшие требовали повышения зарплаты, освобождения от крепостной зависимости.
Проблема крепостного права оставалась острейшим вопросом современности. Во-первых, потому что нарастающий протест против крепостничества самих крестьян вызывал тревогу царского двора. Во-вторых, низкая производительность крепостного труда, и как следствие этого, нищета деревни отрицательно сказывались на доходах государства.
Правительству был представлен целый ряд проектов освобождения крестьян. Во всех проектах нетрудно было заметить одну общую особенность – страх перед действительным освобождением крестьян. Авторы предложений исходили прежде всего из интересов крепостников и настаивали на проведение реформ сверху, при сохранении доходов и привилегий помещиков.
В области свободы гражданской, Александр I не уничтожил крепостного права, а первый положил конец распространению этого уродливого явления русской жизни и продолжил начатое отцом, вмешательство государственной власти в отношения между помещиками и крестьянами. До декабристов в России были стихийные восстания крестьян, без осознанной политической программы борьбы, либо выступления прогрессивных для своего времени одиночек-революционеров, из которых особенно выдающимся является А. Н. Радищев. Декабристы первыми в стране создали революционную организацию, разработали прграмму свержения царского самодержавия и отмены крепостного права и в соответствии с этим осуществили вооруженное выступление против крепостнического строя.
Николаем I в конце 30-х годов 19 века была проведена реформа в государственной деревне – наиболее значительное мероприятие правительства. Государственные крестьяне юридически являлись свободными, но, выполняя повинности в пользу государства, находились от него в полной зависимости. Для улучшения положения государственных крестьян были осуществлены следующие полезные мероприятия:
· малоземельные крестьяне наделялись землёй (соответствующий земельный фонд создавался путём переселения крестьян на новые земли).
· было пересмотрено обложение податями в соответствии с местными, хозяйственными условиями,
· учреждены вспомогательные ссуды для мелкого кредита крестьянам, расширена сеть запасных магазинов на случай неурожаев.
· принимались некоторые меры по созданию в деревне медицинских и ветеринарных пунктов, увеличению сети низших школ, пунктов по пропаганде агрономических знаний.
Государственная деревня ответила на реформу массовыми выступлениями, особенно на Урале и в Поволжье.
В целом правительство Николая I не смогло развязать главный узел социальных противоречий в деревне – покончить с системой крепостнических отношений. Положение как помещичьих, так и государственных крестьян не было серьёзно улучшено. То, что император до 1848 г. думал об отмене крепостного права, понимая, что оно является пороховым погребом, и возлагал большие надежды на перевод крестьян в обязанные, говорит о серьёзности этого намерения Николая. Но реформы, проводимые его правительством, приводили к противоположным результатам.
В период правления Николая I в полной мере проявился кризис крепостнической системы, все более падала производительность труда крепостных крестьян, русскому хлебу на внешних рынках все труднее становилось выдерживать конкуренцию с дешевым хлебом североамериканских свободных производителей – фермеров.
Рассматривая историю развития крепостничества нельзя не сказать об участии крепостных в культурной жизни России. Наряду с усиливавшейся тягой к народности и сами представители народа – крепостные музыканты, артисты, художники принимают все более заметное участие в создании общенациональной культуры.
Крепостное право помогало государству в восстановлении и подъёме производительных сил, регулированию процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но при этом консервировало неэффективные социально-экономические отношения.
Падение крепостного права
Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.
Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?
Ещё в 1856 году Александр II, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда само по себе оно уничтожится снизу».
В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян.
В социальной сфере – усиление крепостного протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.
Для сравнения приведём данные:
1831 – 1840 г.г. – 328 крестьянских волнений;
1841 – 1850 г.г. – 545 крестьянских волнений;
1851 – 1860 г.г. – 1010 крестьянских волнений.
Так мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во «вторую пугачевщину».
Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ создав 3 января 1857 года секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, выступали за более либеральный ее вариант – освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах 19 в. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А.И.Герцена и Н.П.Огарева в Санкт-Питербурге, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова в Лондоне.
Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.
В.И.Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака:
«кризис верхов», выражавшийся в их невозможности
«управлять по старому»;
«обострение, выше обычного, нужды и бедствий классов»;
«значительное повышение активности масс», не желавших
«жить по-старому».
Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П.П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ним) немедленно в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или « дарственного» (крестьяне называли его «сиротским»).
19 февраля «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и хотелось бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в послереформенной России.
По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из неё. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях» указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентами, бумагами и засчитывалась за крестьянами, как долг в гос. казну, который они должены были погасить в течении 49 лет выкупными платежами.
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в уставной грамоте в течение одного года с момента освобождения.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15 % ).
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, её значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, в общих чертах, процесс становления, развития и падения крепостного права на Руси. В качестве резюме можно привести мнение В.О. Ключевского (лекции которого в основном использовались в данной работе) о прикреплении крестьян:
«Поместная система подготовила коренную перемену в судьбе крестьянства. До конца XVI века крестьяне были вольными хлебопашцами, пользовавшиеся правами свободного перехода с одного участка на другой, от одного землевладельца к другому. Но от этих переходов происходили большие неудобства и особенно для хозяйств мелких служилых землевладельцев, и неудобства как для общественного порядка, так и для государственного у которых богатые вотчинники и помещики сманивали крестьян, оставляя их без рабочих рук следовательно, без средств исправно отбывать государственную службу. Вследствие этих затруднений правительство царя Федора издало указ, отменивший право крестьянского выхода, лишивший крестьян возможности покидать раз занятые ими земли. Все печальные последствия крепостного права, обнаружившиеся позже, вышли из этого прикрепления крестьян к земле. Так как первый указ, отменивший крестьянское право выхода, был издан, когда государством правил именем царя Федора шурин его Борис Годунов, то на этого правителя падает вся ответственность за эти последствия. Он – первый виновник крепостного права, крепостник-учредитель. В таком взгляде на происхождение крепостного права можно различить два главные положения: 1) в конце XVI в. правительство одной общей законодательной мерой изменило юридическое положение крестьян, отняв у них право выхода, прикрепив их к земле, и 2) вследствие этого прикрепления крестьяне попали в неволю к землевладельцам».
При рассмотрении вопроса о крепостном праве нужно учитывать, что особенное геополитическое положение России и православное понимание сословных обязанностей, как формы религиозного служения, спасения души, привело к тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне – лично, а крестьяне и горожане через налоги на содержание войска, администрации, царя.
Роль крепостного права в России оценивается неоднозначно. Крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но при этом консервировало неэффективные социально-экономические отношения. Одни исследователи считают, что перед Россией в XVI в. была альтернатива развития, минуя крепостное право (Н. Е. Носов), другие оценивают XVI-XVII вв. как расцвет крепостничества, третьи – как последний резерв клонящегося к «нисходящей» фазе феодализма.
Были ли другие пути развития России, минуя крепостное право? Предположения «если бы…» всегда заманчивы. Но история, не терпит сослагательного наклонения, поэтому оставим этот вопрос, в связи с невозможностью однозначного ответа на него.

Список литературы
1. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. – М.: Мысль, 1997.
3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб.: Наука, 1994.
4. Святая Русь или всенародная история великого Российского Государства IX – XIX вв. по древним рукописям Константина Соловьева. М., «Современник», 1994.