Жорж-Жак Дантон
(28.Х.1759, Арсисюр-Об, – 5.IV.1794, Париж)
ДАНТОН – знаменитый деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. В истории остался как участник подготовки восстания 10 авг. 1792 г., свергнувшего монархию, развертывания в авг.-сен. 1792 г. обороны революционной Франции от интервентов; как вождь якобинцев пришёл к власти летом 1793 г. Впоследствии был осужден Революционным трибуналом и казнен.
1. Происхождение и личность Дантона
Дантон был четвертым сыном в семье провинциального прокурора. Он учился в семинарии, коллеже в Труа (1772-80).
Приехав в Париж, Дантон служил помощником прокурора, затем купил должность адвоката в Королевском суде (1787). Выступая в судебных палатах парижского Парламента, Дантон быстро обрел клиентуру и известность благодаря редкому ораторскому таланту. Человек огромного роста и физической силы, с некрасивым приплюснутым носом, изрытым оспой и покрытом шрамами лицом, он обладал мощным и красивым голосом, обаянием и искусством убеждать.
В 1787-93 Дантон был женат на Габриэли Шарпантье, от которой у него осталось двое сыновей. После смерти Габриэли он женился на Луизе Жели (1793).
2. Дантон-революционер
Уже накануне взятия Бастилии (14 июля 1789) голос Дантона звал парижан к оружию. Обладая всеми качествами народного трибуна, он быстро стал одним из революционных вождей и был избран председателем радикального клуба кордельеров. Однако он долго считал необходимым сохранение монархии и даже в период кризиса, вызванного вареннским бегством Людовика XVI (21 июня 1791), не решился требовать ее уничтожения.
В июле 1791, чтобы избежать правительственных репрессий, уехал в Англию. Возвратившись в Париж (сентябрь 1791), Дантон принял участие в демократическом движении, сыграв важную роль в походе бедноты на Версаль (5-6 октября 1791).
Он был деятелем Парижской коммуны (1789-94) и членом Якобинского клуба.
Дантон призывал народ к низложению короля (17 июля 1792), а после свержения монархии голосовал за казнь Людовика XVI. Участвовал в организации восстания 10 августа 1792, свергнувшего монархию, после которого занял пост министра юстиции в новом революционном правительстве, поэтому мы можем говорить о его вине в попустительстве массовым бессудным убийствам роялистов в тюрьмах Парижа (сентябрь 1792).
К началу сентября 1792 г. положение Франции на фронтах стало критическим. Собрание обсуждало вопрос о том, покидать ли ему Париж, которому угрожали австро-прусские армии, и единодушно решило остаться. Дантон восклицал с трибуны Законодательного собрания: “Что нам нужно, чтобы отбросить врагов назад? Смелость, смелость, ещё раз смелость, и Франция будет спасена”. Он проявил огромную энергию, инициативу и решимость, призвав народ на защиту революционного отечества, занимался организацией революционной армии.
В сентябре 1792 Дантон был избран в Конвент, где активно боролся с жирондистами, будучи одним из лидеров монтаньяров (они же якобинцы) наряду с Робеспьером, Маратом, братом короля Филиппом Орлеанским.
В 1793 вошёл в первый Комитет общественного спасения, став его фактическим руководителем.
Уделяя большое внимание вопросам внешней политики, Дантон выступал поборником идеи “естественных границ”, отвергая планы “революционные войны”, т. е. насильственное уничтожения феодальных порядков в др. государствах.
В вопросах внутренней политики по мере обострения борьбы между Горой и Жирондой он занимал всё более уклончивую позицию и искал компромисса между борющимися партиями. Именно примирительная позиция Дантона по отношению к жирондистам побудила якобинцев устранить его вместе со сторонниками из нового Комитета общественного спасения.
Осенью 1793 Дантон временно покинул Париж и жил на родине, занимаясь частными делами и увеличивая своё состояние. В то же время он продолжал пристально следить за событиями, происходившими на политической арене. Оставаясь внешне одним из вождей революции, Дантон постепенно становился притягательным центром для “новых богачей”, недовольных политикой революционной диктатуры.
Зимой 1793-1794 гг. разногласия начались разногласия в самом стане якобинцев. Наибольшим влиянием пользовался глава Комитета общественного спасения Робеспьер. Но оформились и оппозиционные группировки, боровшиеся между собой. Это были крайние, т. н. “бешеных” якобинцы (Эбер, Шометт) и правые, т. н. “умеренные”. Среди последних были Камилль Демулен, Фабр д’Эглантин и др. и концентрировалось они как раз вокруг Дантона. Они выступали с требованием смягчения революционного террора, отмены закона о максимуме и с резкими нападками на правительство якобинцев.
После разгрома жирондистов в марте 1794 г. казалось, что победа за Дантоном. Робеспьер торжественно обнял его на трибуне Конвента, грозно спрашивая у присутствующих: “Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?”
Но вскоре Дантон оказался под ударами критики более радикальных революционеров, прежде всего Робеспьера. Стали распространяться слухи о том, что уже подписан указ о его аресте. Друзья уговаривали его бежать из страны, но он отказался: “Нельзя унести с собой Отечество на подошвах своих сапог!”
В апреле 1794 г. Дантон и его сторонники были арестованы. Дантон заметил, сидя в тюрьме: “Год назад я предложил учредить революционный трибунал. Сейчас я прошу за это прощения у Бога и людей”. Обвиненные в предательстве и продажности, Дантон и его друзья оказались под судом революционного трибунала 2 апреля 1794 г. В суде Дантон защищался с необычайным красноречием, казалось, ещё немного, и процесс сорвётся. Обеспокоенный Комитет общественного спасения издал специальный указ, чтобы оборвать прения на суде. Возмущённый Демулен скомкал свою защитительную речь, которую ему не дали произнести, и бросил её в лицо прокурору. Дантон и его друзья были приговорены к смерти. Дантон предсказал, что за ним последует Робеспьер. После короткого процесса Революционного трибунала они были 5 апреля 1794 казнены на гильотине.
Имя Дантона ещё раз всплывает в ходе Революции. Когда 27 июля 1794 г. (9 термидора) в Конвенте должны были объявить список заговорщиков, в числе которых был Робеспьер. Тот произносил свою последнюю речь, пытаясь защититься, с какого-то свободного места. Вдруг кто-то из воскликнул: “Ты сел на место Дантона, которого ты зарезал!” Услышав имя Дантона, Робеспьер вскочил; его мучил кашель, вокруг слышались крики: “его душит кровь Дантона! Голосуйте за обвинение!” Как известно, Робеспьер был скорее казнён.
3. Дантон в истории
Личность и деятельность Дантона крайне противоречивы. Неоспоримы заслуги Дантона в утверждении принципов Французской революции. Вместе с тем Дантон принадлежал к тем деятелям, которые ждали от революции прежде всего быстрой личной выгоды. Во время революции Дантон скопил огромные земельные богатства за счет покупки национальных имуществ. В целях личного обогащени
я он использовал реквизиции на нужды армии. Известно также, что Дантон находился в тайной связи с двором и получал содержание от королевского правительства. Дантон метался между своей славой вождя и стремлением остановить революционное колесо, чтобы спокойно наслаждаться жизнью и собственностью, но трагическая судьба привела его на эшафот.