Вьетнам в XVI-XIX вв.

Вьетнам в XVI-XIX вв.
План
 
1 Вьетнам к началу Новоговремени
2 Вьетнам и внешний мир враннее Новое время
3 Дайвьет в XVIII в.
4 Вьетнам в первойполовине XIX в.
5 Культура Вьетнама в XVI — первой половине XIX вв.
6 Колонизация ФранциейСеверного и Центрального Вьетнама
1 Вьетнам к началу Нового времени
В XV в. наблюдался наивысшийподъем в развитии государства Дайвьет, возникшего на территории нынешнейсеверной части Вьетнама в 1069 г. С 1428 г. на престоле там находилась династия вуа (верховных правителей) Ле. В период правления Ле Тхань Тонга (1460-1497,девиз правления «Хонг Дык» — «Великая Добродетель») была сформирована системаабсолютной монархии, при которой вуа напрямую управлял деятельностьюправительства, являлся верховным главнокомандующим вьетнамскими вооруженнымисилами, утверждал и освобождал от должности руководителей провинций и болеенизких административных единиц. Под контролем верховной власти находилась ивьетнамская сельская община-ca. Благодаря развитому сельскому хозяйству, в XV в. на территорииДайвьета собирались большие урожаи и практически никогда не было голода. Леиздали указ о передаче части земель в распоряжение элиты и сельским общинам.Переделы общинных территорий происходили один раз в шесть лет. Крестьяневыплачивали налоги непосредственно государству и они уступали по размерамарендной плате помещиков со с земель, полученных от вуа. Это в определеннойстепени стимулировало труд крестьян. Одновременно усиливаются позиции частныхвладельцев, которые получают возможность присоединять к своим землям и общинныевладения. В дальнейшем это обстоятельство сыграло значительную роль всоциально-экономическом развитии Дайвьета. Получает развитие ремесленноепроизводство, идет разработка и добыча полезных ископаемых. Внешняя торговлябыла незначительна и находилась под контролем центральной власти. Объясняетсяэто в первую очередь отсутствием на вьетнамской территории так ценившихся в тотпериод в качестве экспортного товара пряностей и удобных для иностранцевпортов.
В это времясложился свод вьетнамского законодательства, закрепивший авторитетмонархической власти и имущественные отношения, прежде всего в сельскомхозяйстве. Он утверждал неограниченную власть вуа над подданными и еговерховную собственность на земельные угодья. Главным преступлением считался«бунт» против верховного правителя, трактовавшийся достаточно широко, как любаяформа неповиновения властям. Действовала стройная система занятия должностей вгосударственном аппарате и в вооруженных силах, основанная на конфуцианскихпринципах. Все чиновники, вне зависимости от их социального происхождения,должны были сдавать конкурсные экзамены. Большое внимание уделялось формированиюармии, состоявшей из подразделений непосредственно подчинявшихся вуа,провинциальных войск и вооруженных отрядов в сельской местности. Видеологической сфере в качестве главной составляющей также являлоськонфуцианское учение, оттеснившее на второй план буддизм, сохранивший влияниепо большей части в низших слоях общества. Особое внимание уделяется развитиюнаук, искусств, открываются различного рода учебные заведения.
В 1471 г. к территории Дайвьета было присоединено государство Чампа (Тямпа), располагавшееся вЦентральной и Южной частях нынешнего Вьетнама. На Юге страны быстро растутгородские поселения, строятся новые дамбы и оросительные каналы, увеличиваетсяоборот на внутреннем рынке, укрепляются внешнеторговые связи.
С начала XVI в. наблюдаютсяпротиворечия между государственным и частным секторами в сельском хозяйстве,которые вылились во внутриполитическую борьбу между представителями вьетнамскойэлиты и в выступления против правящего режима со стороны народных низов.
В XVI — середине XVII вв. между собойнепрерывно воевали три самых могущественных клана вьетнамской элиты — Маки,Чини и Нгуены. Ожесточенная борьба за влияние на трон между ними началась в1510г. В 1516г. на территории
Дайвьетаначалось крупное крестьянское восстание, во главе которого встал буддистскийсвященник Чан Као. В течение пяти лет он и его сторонники, в число которыхвходили буддистские монахи и население покоренной Тямпы, добивались сменыправящей династии. Им удалось захватить в 1517 г. столицу и провозгласить новым правителем своего предводителя. Вскоре Чан Као отказался отвласти в пользу родного сына Чан Тханга, который, в свою очередь, был побежденсеверовьетнамским военачальником Мак Данг Зунгом, сумевшим к концу первой третиXVI в. победить и своихосновных противников в лице Чиней.
После это МакДанг Зунг основал новую династию. На следующий год после своего восшествия напрестол Мак Дан Зунг решил заручиться поддержкой Минов и отправил в Китайпосольство с богатыми дарами. Для того, чтобы китайский император формальнопризнал его легитимность, под его юрисдикцию были переданы две вьетнамскиетерритории — Куйхоа и Тхуанан. В качестве ответного шага представители династииЛе также направили в Китай свое посольство, обвинив Маков в незаконнойузурпации трона. Мины оказались в затруднительном положении. В итоге закулисныхинтриг в 1541 г. китайский император издал указ о признании права династии Макна управление Вьетнамом, но при этом статус страны низводился до уровнякитайского наместничества, административно подчинявшегося руководству китайскойпровинции Гуанси. Этот статус сохранялся весь период нахождения у власти Маков(до 1592 г.) и еще пятьдесят лет после их ухода.
В 1542 г. Нгуен Ким стал во главе всех недовольных Маками и образовал на территории провинций Тханьхоаи Нгеан собственное независимое государство. Это означало на практике расколединой страны на северную часть (Бакбо) с центром Тханлаунге и южную (Намбо).
Главнымисоперниками Чиней стали Нгуены, получившие от Ле право на управление райономТхуанхуа в 1558 г. и Ку-ангнам в 1570 г.
В конечномитоге династия Маков не была признана большинством общества, и в 1592 г. престол возвратился к прежней династии Ле. Маки, в свою очередь, продолжили борьбу со своимиполитическими противниками. К концу XVI в. Чиням удалось одолеть Маков и захватитьстолицу Тханг Лонг и восстановить там формальное правление династии Ле.
Такимобразом, после семи десятилетий раскола Вьетнама страна вновь была объединена.Маки сохранили свое влияние в Каобанге, где их продолжали поддерживать китайцы.Они воевали против Чиней вплоть до последней трети XVII в.
Династия Лепродолжала номинально оставаться на престоле, но реально страной управлялипредставители клана Чиней, ставленник которых занимал пост тюа. Южная частьВьетнама контролировалась Нгуенами, которые там в начале XVII в. создали своегосударственное образование с центром в г.Хюе (тогда называвшимся Фу Суан). Онитакже признавали номинальную власть династии Ле, и их ставленник имел статустюа. Нгуены не хотели провозглашать себя самостоятельной династией, заявляя,что Ле находятся в руках «узурпаторов» Чиней, при этом Ле продолжают являтьсядля них законными правителями.
Нгуены ввелисобственную денежную единицу, осуществляли торговлю с соседними государствамирегиона, а также с Голландией и Португалией. Владения Нгуенов на юге Дай-вьета сталиназывать Дангчаунг. Владения же Чиней на севере страны именовались Дангнгоай.
В XVI-XVII вв. происходят измененияво вьетнамской деревне, расслаивается традиционная община-са. Дайвьет являлсяаграрным государством, большинство жителей которого составляли крестьяне —вьеты, занимавшиеся поливным рисоводством. Национальных меньшинств было мало.Города также в своем большинстве были заселены вьетами. В Дайвье-те, в отличиеот других государств Индокитая, постоянно ощущался недостатоксельскохозяйственных земель. Помимо рисоводства, крестьяне занимались речнымрыболовством, разведением быков и буйволов, а также выращиванием свиней, кур иуток. Крестьяне являлись лично свободными. Основными их эксплуататорами до началаXVII в. быличинов-ники-куаны, имевшие право сбора ренты-налога. Высшие слои обществасостояли из родственников монарха, титулованной знати и чиновников-куанов,имевших наследственные земли.
вьетнам дайвьетколонизация
2 Вьетнам и внешний мир враннее Новое время
Внешние связиДайвьета в раннее Новое время были достаточно ограниченными. С 1535 г. португальцы стали контролировать торговые связи Вьетнама с внешним миром. Они,
в частности,дали название южной части страны — Кохинхина, в которой правили Нгуены.
В 30-е гг. XVII в. к освоению Вьетнамаприступили голландцы, которые основали там несколько факторий. Голландцы вмеждоусобных войнах поддерживали Чиней, а португальцы Нгуенов, которымпродавали оружие. В 1643 г. голландские корабли были подвергнуты успешномунападению со стороны Нгуенов, и голландцы после этого вынуждены были свернутьсвою активную деятельность в стране.
В XVII в. развиваются иторговые отношения Вьетнама с Японией и Китаем. Иностранцы вывозили из Вьетнамаценные породы дерева, пряности, ювелирные изделия, слоновую кость и т.д.
В начале XVII в. неудачную попыткупроникновения во Вьетнам предприняли англичане. Лишь в 1672 г. им удалось основать там свою первую факторию. Спустя восемь лет тоже самое удалось сделать ифранцузам.
Послезавершения войн Чиней с Нгуенами торговля с западными державами сократилась доминимальных размеров. В этот же период во Вьетнам начинают активно проникатькатолические миссионеры.
Долгий периодвремени отношения Вьетнама и Китая характеризовались связкой «вассал-сюзерен».Однако на практике, кроме выплаты дани с ответной выдачей щедрых подарков иполучением вьетнамским императором от китайского императора инвеституры, никакогодругого реального содержания они не имели. Лишь в период маньчжурскогозавоевания Китая династия Чинь безуспешно пыталась возвратить Вьетнамузахваченные ранее китайцами вьетнамские земли и включенные ими в провинциюГуандун.
Война междуНгуенами и Чинями, начавшаяся в 1627 г., продолжалась вплоть до 1672 г. и завершилась установлением почти на столетие мирных отношений. При этом верховная властьноминально продолжала оставаться у династии Ле, символизирующей хотя быформальное единство Дайвьета. Используя представившуюся передышку в войне сНгуенами, Чини сумели победить Маков и завладеть их территориями.
В 1647 г. Мины, которых Цины уже к тому времени вытеснили из Пекина, присвоили тюа Чиню титулвице-короля (вы-онга). Это означало, в какой-то степени, признание еголегитимного статуса со стороны формального сюзерена.
60 гг. XVII — 20 гг. XVIII вв. были периодомотносительной стабилизации Дайвьета. В это время постепенно нарасталэкономический кризис на севере страны в первую очередь из-за роста частногоземлевладения и постепенного сокращения общинного. С середины XVIII в. кризисная ситуация вДангн-гоае еще более обостряется, и верховная власть постепенно начинаетопираться на юг страны, где больше свободных земель и социальная напряженностьв обществе ощущалась слабее.
В 1774 г. тюа Нгуен, без согласия Китая, провозгласил себя выонгом на подконтрольной ему территорииюга. Нгуены попытались расширить свои владения за счет камбоджийских земель, накоторых вьетнамские переселенцы силой насаждали свои традиции и культуры всреде коренного населения.
В конце XVII в. Нгуены перенесли своюрезиденцию в г. Хюэ.

3 Дайвьет в XVIIIв.
В XVIII в. в основном былозавершено формирование вьетнамского государства в его современных границах. Поуровню развития Вьетнам находился в тот период в числе наиболее развитых ибогатых государств Юго-Восточной Азии. Нгуены вели роскошный образ жизни, а Хюэпо великолепию не уступал Тханлонгу.
Всоциально-экономической области происходили важные изменения, связанные ссокращением фонда государственных земель и превращения общины-са в зависимую отчастных землевладельцев.
Развиваютсяремесла и торговля. Дельта р. Красной становится главным районом ремесленныхпромыслов, которые уже отделились от земледелия.
На югепроисходила передача земли в руки частных владельцев, но и там оставался резервцелинных земель в дельте р. Меконг. Поэтому аграрные отношения здесь развивалисьболее успешно, чем на севере.
В середине XVIII в. увеличилосьналогообложение, началось разорение крестьянства, рост инфляции, цен,спекуляция. Также происходил и упадок внешней торговли.
На земляхЧиней в XVIII в. также происходил процесс передачи крестьянских земель впомещичье владение. В результате там стала наблюдаться нехватка земель.Увеличивалось число налогов и различного рода повинностей. Ренту-налоггосударство взимало даже с непригодных для обработки сельскохозяйственныхземель. Опасаясь обнищания основной массы населения, Чини в 1711 г. издали закон, ограничивающий разорение этой категории населения. Общины выплачивали налогидаже за уже умерших, либо за людей, покинувших родные края в поисках лучшейдоли.
На земляхЧиней начался голод, тысячи людей погибали, еще больше нищенствовали. Властипредпринимали попытки вернуть крестьян к местам прежнего проживания, нобольшого успеха в этом деле им достичь не удалось.
При двореЧиней, как в Минском Китае, большим влиянием пользовались евнухи. С 1730 г. началась практика продажи административных должностей и ученых званий. Попытки борьбы скоррупцией, которые Чини время от времени проводили, большого успеха не имели.
На этом фонеросло число крестьянских выступлений. В 1737 г. началось восстание около столицы под руководством буддистского бонзы Нгуен Зыонг Хынга, через год вспыхнуло ещеодно в провинции Тханьхоа под руководством Ле Зуй Мата, который стремилсявозвратить реальную власть в стране представителям династии Ле. В 1739 г. в провинциях Намха и Тхайбинь началось еще одно крестьянское восстание под руководством ХоангКонг Тята. В 1740 г. поднялось восстание в провинции Шонтай, в 1741 г. — еще одно в районе Хайзыонг-Киенъан. Затем восстали жители провинций Лангшон, Тиекуанг,Тхайнгуен и Каобанг. Восставшие убивали местных чиновников, крупныхземлевладельцев, раздавали их имущество нуждающимся. Борьба правительственныхвойск с восставшими продолжалась вплоть до 1770 г. Последним было подавлено выступление сторонников Ле Зуй Мата. После этого Чини пошли наснижение налогов и повинностей, отмену прежних долгов крестьян, желая этимимерами в первую очередь снизить уровень социальной напряженности.
С конца XVIII в. все болеезначительную роль в делах Чиней стала играть армия, а сами правители лишьбольше увязали в коррупции. В этот период режим оказался на грани краха.
В 1771 г. на территории Вьетнама вспыхнуло одно из крупнейших в его истории восстаний — Тэйшонов(Тай-шэн — «Западные горы» — название одного из населенных пунктов вЦентральном Вьетнаме). Продолжалось оно 30 лет и охватило практически всерайоны страны. Его итогом стало прекращение состояния вражды междутрадиционными политическими кланами Вьетнама и начавшийся процесс централизациистраны.
Главнойдвижущей силой восставших являлось крестьянство, а также жители городов,выступавших против раздробленности страны. Тэйшоны провозгласили себязащитниками крестьян, а также заявляли, что хотят свергнуть власть тогдашнегоправителя и восстановить на троне «настоящих» Нгуенов. Руководили восставшимитри брата — Нгуен Ньяк, Нгуен Хюэ и Нгуен Ли.
Тэйшоныстремились к равенству в социальных отношениях. Они проводили мероприятия повведению уравнительного землепользования, конфисковывали имуществосостоятельных людей, не желавших с ними сотрудничать и «добровольно» делитьсянажитым и распределяли его среди нуждающихся. Однако прежнюю системуземлевладения им ликвидировать не удалось. Крестьяне продолжали обрабатыватьпустующие земли, выплачивали высокие налоги и исполняли другие государственныеповинности.
Чини узнав,что Нгуены оказались в сложной ситуации, решили в 1774 г. захватить часть их земель. После победы над Нгуенами тэйшоны начали наступление на Чиней,захвативших в 1774 г. Фу Суан.
В 1783 г., после победы над Нгуенами, тэйшоны предприняли походы против Чиней на Север. Их лозунгамистали восстановление «законной» династии Ле. Поэтому их поддержали не толькокрестьяне, но и значительная часть чиновничества, торговцев и землевладельцев.В 1784 г. на помощь Нгуенам пришла сиамская армия. На следующий год она быларазбита войсками Нгуен Хюэ, которого с того момента во Вьетнаме стали считатьнациональным героем.
В 1786 г. Фу Суан был захвачен тэйшонами. Был захвачен город Тханлонг, и Нгуен Хюэ объявил себясторонником короля Ле Хиен Тонга, который, в свою очередь, выдал за него замужсвою дочь. Формально была восстановлена династия Ле, но реальная властьнаходилась в руках Тэйшонов.
Одержав верхнад Чинями, они выполнили свое обещание и передали формальную власть Ле, отимени которых и стали править.
После смертиЛе Хиен Тонга на престоле оказался Ле Тиеу Тхонг, который попытался избавитьсяот опеки Тэйшонов, но, потерпев неудачу, вынужден был бежать из столицы иобратиться за помощью к цинскому Китаю. В октябре 1788 г. цинские войска начали поход против Тэйшонов за восстановление династии Ле. В декабре того жегода Цины вступили в столицу вместе с Ле Тиеу Тхонгом. 21 декабря 1788 г. Нгуен Хюэ, находясь в Фу Суане, в качестве ответной меры, провозгласил себявьетнамским императором Куанг Чунгом и направил верные войска в Тханлонг. Вконце января 1789 г. он вступил в Тханлонг, разбив перед этим двухсоттысячнуюцинскую армию. После этого Китай пошел на признание его власти.
Новыйтэйшонский правитель начал реформирование подвластных владений. Был издан указо поощрении занятий земледелием, предусматривавший перераспределениегосударственных угодий среди нуждающихся крестьян, началось восстановлениеирригационных сооружений, расширено количество обрабатываемыхсельскохозяйственных угодий. Были отменены многие налоги, сняты ограничения свнешней торговли и т.д.
В 1792 г. Куанг Чунг скончался, а его преемники уже не имели такого авторитета в стране, как он.Сподвижники руководителей восстания постепенно превратились в новый слойвьетнамской элиты. Постепенно возникает разочарование в своих лидерах и в средерядовых участников движения.
Один изпредставителей свергнутого тэйшонами клана Нгу-енов — Нгуен Фук Ань — собираетнедовольных, заручившись поддержкой французов, взамен пообещав им, согласноподписанному в конце ноября 1787 г. договору, порт Туран, о. Пуло-Кондор иэкономические льготы. В1792-1802 гг. Нгуен Фук Аню удалось выдавить Тэйшонов изЦентрального Вьетнама, а затем подчинить и север страны. 1802 г. он провозгласил себя императором Зя Лонгом, основав в Тханлонге новую династию Нгуен,находившуюся на вьетнамском престоле вплоть до августа 1945 г.
 
4 Вьетнам в первойполовине XIXв.
Нгуенамдосталась страна, находившаяся в тяжелом экономическом положении. Былиразрушены многие ирригационные сооружения, большое количество земли необрабатывалось крестьянами, которые в поисках лучшей доли покидали родные дома.Зиа Лонг изменил административное деление и название государства, которое с 1804 г. стало официально именоваться Вьетнам (Южный Вьет) со столицей в г. Хюэ. Оно состояло из трехчастей — северной, центральной и южной, каждая из которых, в свою очередь,делилась на провинции. Были также проведены финансовые и военные реформы.
Во главегосударства находился император — Хоанг-де (Сын Неба), имевший всю полнотувласти. При нем создавался Придворный совет (Ной-как). Правительство состоялоиз 6 министерств (бо). Внешние связи на постоянной основе новое государствоподдерживало лишь с Китаем, которому выплачивалась дань. В 1805 г. был восстановлен сюзеренитет Вьетнама над Камбоджей, утраченный им во время тэйшонскоговосстания. В 1827 г. сюзеренитет Вьетнама был установлен и над лаосскимиземлями, ранее контролировавшимися Сиамом.
В основесоциальной структуры по-прежнему находилась крестьянская община-са, которойруководил совет. Общины объединялись в более крупные единицы — тонги, а те, всвою очередь — в хюены, хюены — в фу. Хюены и фу образовывали провинции. При ЗяЛонге их было 24 и назывались они чаны (затем — тини). Тини были объединены втри зоны (ки) — Бак, Чунг и Нам (юг). В зоне Чунг находилась столица — Хюэ.
В 1812 г. был обнародован «Кодекс Зя Лонга», заменивший прежний свод законов, существовавший со второй половиныXV в.
В начале XIX в. получает развитиеремесло, торговля и добыча руды. Наблюдается рост городов, особенно Тханлонга,с 1831 г. переименованного в Ханой. Тем не менее развитие торговли тормозилось.Нгуены проводили, начиная с 1820 г., политику самоизоляции от иностранцев из-заопасений западного влияния, но большого эффекта это не давало. Одновременнопроисходила консервация общественных отношений, в том числе форм землевладенияи эксплуатации, наблюдалась ярко выраженная тенденция во всем подражатьцинскому Китаю, к тому времени уже стоявшему на грани превращения в полуколониюзападных держав из-за проводимой такого же рода внутренней и внешней политики.
Ослабляласьцентральной власть, усилилась местная элита. Возникли две группы внутриправящего слоя: «консерваторы» и «реалисты», пытавшиеся оказать влияние напроцесс выработки решений верховным правителем. К середине XIX в. укрепились позициипервых.
Стремясьизменить ситуацию в лучшую сторону, император в 1828 г. издал постановление о принудительном использовании безземельных крестьян на освоении земель,пожалованных им крупным владельцам. Нгуены увеличили налогообложение купцов иремесленников, что приводило многих из них к разорению. В 1847 г. монарх запретил французским кораблям входить в территориальные воды Вьетнама, и изоляциястраны от остального мира еще более усилилась.
Проводимыемероприятия вызывали ненависть у простого народа к правящей верхушке, зачастуюприводя к новым народным волнениям. Так, крестьянские восстания охватили в1807-1825 гг. ряд провинций Вьетнама. Восставшие отнимали земли у крупныхпомещиков, однако в конечном итоге все такие выступления жестоко подавлялисьвластями.
После приходак власти в Китае Цинской династии, характер отношений Вьетнама с Китаем в целомне изменился. Лишь в период маньчжурского завоевания Китая династия Чиньбезуспешно попыталась возвратить в состав Вьетнама захваченные ранее Китаемвьетнамские земли. В 1667 г. вьетнамский император Ле Хюен Тонг получил отЦинов титул «Ван Аньнаня». В это время на юг Вьетнама переселилось значительноеколичество китайцев, прежде всего сторонников свергнутой династии Мин.Некоторые из них поселились в пригороде Сайгона — Шолоне, постоянно проживаятам все последующее время, вплоть до наших дней.
Возникалинекоторые пограничные конфликты между двумя государствами в 80-е тт’. XVII в. В 20-е гг. XVIII в. часть захваченныхранее китайцами вьетнамских земель была возвращена.
В конце XVII в. вьетнамские властизапретили китайцам приезжать на постоянное место жительства, соблюдать ихобычаи, говорить по-китайски и носить свою национальную одежду.
В периодвосстания Тэйшонов в 1771 г. император Ле Тьеу Тхонг бежал из страны иобратился за помощью к китайским лвластям. В 1788 г. во Вьетнам вошла китайская армия, захватившая столицу Тхан Лонг и восстановившая на престолепрежнего императора. Однако затем тэйшоны смогли перестроить свои ряды, икитайцы потерпели военное поражение. Вместе с остатками цинских войск в Китайбежал и император Ле Тьеу Тхонг. Тэйшоны начали мирные переговоры с Цинами.Император Цяньлун решил признать вождя Тэйшонов Куанг Чунга новым вьетнамскимимператором, и в Пекине ему была устроена пышная встреча.
В 1802 г., когда восстание Тэйшонов было подавлено, новый правитель Зя Лонг вскоре получил от Циновинвеституру на управление, став новым императором с 1804 г. С того момента вассалитет Китая над Вьетнамом становился все более формальным, а с 1845 г. вьетнамский император и вовсе перестал выплачивать дань Пекину.

5 Культура Вьетнама в XVI— первой половине XIXвв.
В этот периодкультура Вьетнама достигает нового уровня развития.
В областилитературного творчества вьетнамскими писателями и поэтами создавалисьпроизведения на языке тыы ном и на языке ханван. На тыы ном появляютсяпроизведения, реалистически отражавшие тогдашнюю вьетнамскую действительность.Наиболее известным писателем данного направления стал в конце XVIII — начале XIX вв. Нгуен Зу со своимпоэтическим произведением «Стенания истерзанной души». Власти пыталисьзапретить некоторые из произведений на тыы ном, в которых в аллегорическойформе высмеивались нравы, царившие в среде знати.
Широкоераспространение в XVII-XVIII вв. получил жанр чуен (повествовательная поэма), по форме оченьнапоминающая народный фольклор. Создавались и исторические произведения, изкоторых выделяется поэма «Книга Небесного Юга», в которой рассматриваетсявьетнамская история от момента возникновения государственности и вплоть доприхода к власти клана Маков. Часть литературных произведений той эпохи быланаписана под явным влиянием китайской традиции.
В XVIII в. появляется жанр нгэм (лирическаяпоэма), в котором зачастую описывались страдания и чувства женщин. Наибольшуюизвестность среди них получили произведения Данг Чанг Конга, Доан Тхи Диема,Нгуен Зиа Тхиеу, а также поэтессы Хо Суан Хыонг.
Из писателей,творивших на ханване, выделяются Ле Куи Дон с его многотомным произведением «Общаяистория государства Дайвьет», «Записками о пограничных провинциях», в которыхсодержится значительный материал о различных сторонах жизни государстваНгуенов. Кроме него, следует назвать Фам Динь Хо и его произведение «Очерки,написанные во время дождей», Ле Хыу Чака автора книги «Описание путешествия встолицу» и др.
Получил своеразвитие и вьетнамский театр, в котором наиболее заметными направлениямиявлялись жанры туонг и тео, возникшие еще в XVII в. Жанр туонг вобрал всебя элементы народных действ в сочетании с традициями китайского и сиамскоготрадиционных театров. В таких пьесах сюжет строился на описании борьбы двухпротивоположных начал — положительного и отрицательного. Жанр тео пользовалсянаибольшей популярностью на севере Вьетнама. Он был более прост для восприятияв сравнении с туонгом, и пьесы там часто разыгрывали непрофессиональные актерына простонародном языке, без использования декораций на площадках перед домамипод аккомпанемент народной музыки.
XVII-XVIII вв. являются также ипериодом расцвета вьетнамского искусства. Это прежде всего архитектурарелигиозных сооружений, украшенных замечательными деревянными скульптурами.Живопись была развита намного слабее и не оказала в тот период сколько-нибудьсущественного воздействия на общие тенденции вьетнамского искусства.
ЗахватФранцией Южного Вьетнама явился, первым этапом в установлении французскогоколониального режима в Индокитае. При этом Вторая Империя руководствоваласьжеланием расширить сферу влияния на Дальнем Востоке, соединив торговыми связямиподконтрольные территории южного Китая с будущими владениями в Индокитае.
Подготовка квторжению началась в ноябре 1857 г., однако из-за начала второй «опиумнойвойны», в которой французы принимали самое активное участие, эту операциювременно отложили.
Французытакже заручились поддержкой Испании, направившей во Вьетнам свои военныеформирования с Филиппин. Испанское правительство при этом рассчитывало, чтоколонизация Вьетнама и его поддержка в этом отвлекут внимание Франции отФилиппинского архипелага.
В качествепредлога был использован факт преследования на территории Вьетнама французскихмиссионеров. В конце августа 1858 г. объединенная франко-испанскаявоенно-морская эскадра атаковала Дананг, положив тем самым начало процессуколонизации Вьетнама, продолжавшегося вплоть до 1884г.
На первомэтапе этого завоевания у большинства представителей вьетнамской элитысоздавалось впечатление, что французы добиваются лишь усиления своихэкономических позиций в стране, а отнюдь не колониального господства. Они такжеопасались и народных волнений, рассчитывая, что французы помогут с нимисправиться.
ЗахвативДананг, французам тем не менее не удалось овладеть столицей. Тогда они, врасчете на поддержку местного католического населения, пошли на Юг и в началефевраля 1859 г. вышли к Сайгону. В 1860 г., после окончания второй «опиумной войны», Франция усилила свое военное проникновение на территорию Вьетнамаопасаясь, что Великобритания может ее опередить и захватить Сайгон. К томувремени Испания уже свернула свою поддержку Франции, не видя в ней практическойдля себя пользы.
К концудекабря 1861 г французами во Вьетнаме были захвачены провинции Биенхоа, городБария и о-в Пуло-Кондор, а в марте следующего года они контролировали провинциюВиньлонг и после этого в их руках оказалось уже четыре провинции ЮжногоВьетнама, включая Сайгон.
ПереговорыВьетнама с Францией начались в конце апреля 1861 г. Французские представители потребовали свободы деятельности католических миссионеров навьетнамской территории, передачи под их официальный контроль провинций Сайгон иБиенхоа, консульской защиты для иностранцев, а также права их свободногопередвижения по Вьетнаму, важнейшие порты должны были открыться для торговли сФранцией. Французы потребовали наличия своего дипломатического представительствав Хюэ, а вьетнамского — в Париже, а также уплаты контрибуции. После некоторыхпроволочек император дал распоряжение своему уполномоченному подписать этотдоговор, что и было сделано в Сайгоне в июне 1862 г.
Император ТыДык отдал приказ о прекращении вооруженного сопротивления французам, однако невсе его подданные подчинились этому распоряжению, и очаги сопротивленияколонизаторам сохранялись еще длительное время.
С однойстороны, Ты Дык рассчитывал на помощь со стороны цинского Китая, а с другой —на переговоры с французами о мире. Чтобы окончательно уничтожить все пути ксоглашению Китая с Вьетнамом, французы в конце 1867 г., под предлогом борьбы с оппозиционным партизанским движением, оккупировали всю территориюЮжного Вьетнама. Во главе Кохинхины был поставлен французский губернатор.
Посленекоторых проволочек, связанных с падением режима второй Империи, в 1873 г. Франция вновь предприняла попытку расширить свое влияние, утвердившись в Тонки-не. В ноябре 1873 г. французским войскам удалось овладеть Ханоем, но вскоре вьетнамцы перешли в контрнаступление.
В началефевраля 1874 г. была подписана конвенция, по которой реки Тонкина объявлялисьоткрытыми для французской торговли. Франция получала право создания в Ханое иХайфоне своих консульств.
Затем Францииудалось навязать Вьетнаму еще один договор, который был подписан в Сайгоне всередине марта 1874 г. Правительство Вьетнама по нему признавало потерю всегоЮжного Вьетнама и открывало Красную реку для торгового судоходства. ПортыХайфон, Ханой, Куиньон открывались для внешней торговли. Иностранцампредоставлялось право экстерриториальности. А католические миссионеры получалидополнительные привилегии для своей деятельности.
Францияполучила право на наличие своих воинских гарнизонов в Ханое и Хайфоне дляохраны находившихся там своих граждан. В свою очередь, французы обещаливьетнамскому императору оказывать помощь в подавлении народных волнений.
Во второйполовине XIX в. характерной чертой французского капитализма стал вывозкапитала за пределы страны, прежде всего в колонии, где их привлекализначительные запасы сырья и дешевая рабочая сила. Так как Индокитайколонизовался постепенно и неравномерно, то и процесс воздействия на экономикуданного региона также был различен.
В 60-80 гг.главной сферой интересов французского капитала стала Кохинхина, на территориикоторой его представителей привлекали прежде всего торговля и финансовыеоперации. Капиталистические формы производства там в тот момент были еще слаборазвиты, поэтому французы в первую очередь устремились приобретать по оченьнизкой цене пустовавшие земли. Распродавая их затем за большие деньги, ониполучали существенные прибыли, одновременно разоряя местных крестьян.
В 1875 г. в Сайгоне был образован Индокитайский банк с уставным капиталом в 8 миллионов франков. Он получил право денежной эмиссии индокитайского пиастра, имевшим хождение во всехгосударствах Индокитая. Затем там было образовано еще три французских банка.Постепенно руководство Индокитайского банка стало играть все более заметнуюроль не только в экономической, но ив политической жизни региона. Растет бюджетКохинхины. Так, если в 1862 г. он составлял 1 миллион 344 тысячи франков, тоспустя 20 лет достиг отметки в 20 миллионов франков.
В 1880 г. губернатор Кохинхины Л.М. де Вилер, сторонник идеи «ассимиляции» Южного Вьетнама, образовалКолониальный Совет, в который входило 10 французов и 6 местных жителей.
Весной 1882 г. французские власти Кохинхины направили в Ханой дополнительные военные соединения и вскорезахватили этот город. После этого они овладели рядом других населенных пунктов.Император Ты Дык вынужден был обратиться за помощью в Пекин. Китайскийимператор направил во Вьетнам войска на помощь своему формальному вассалу.
В мае 1883 г. вьетнамцам удалось нанести несколько поражений французам близ Ханоя. В разгар решающихсобытий, в июле того же года, скончался император Ты Дык. Началась борьба запрестол между представителями различных группировок при императорском дворе.
В мае 1884 г. между Францией и Китаем был подписан договор о перемирии, согласно которому китайские войскауходили из Вьетнама. В конце июня 1884 г., во время процедуры вывода китайских вооруженных формирований, вновь начались столкновения с французами.
25 августа 1884 г. был подписан договор междуФранцией и Вьетнамом о протекторате. Однако очаги сопротивления колонизаторампродолжали сохраняться. В боевых действиях на стороне Вьетнама принималиучастие китайские войска. В феврале 1885 г. объединенным вьетнамо-китайским войскам удалось нанести поражение французам в провинции Лангшон. В июне того жегода между Францией и Китаем был подписан в Тяньцзине мирный договор, покоторому Китай отказывался от своего сюзеренитета над Вьетнамом и окончательнопризнавал за Францией право протектората над ним.
После смертиТы Дыка регент Тон Тхат Тхует осуществлял всю полноту власти в стране. Летом 1884 г. ему удалось возвести на престол 12-летнего Хам Нги и тем самым укрепить позиции сторонниковсопротивления французам.
В июне 1885 г. французы высадили близ Хюэ свой экспедиционный корпус и предъявили вьетнамскому руководствуультиматум: сдать тяжелое оружие, демобилизовать императорские войска, создатьновое правительство из числа сторонников ориентации на Францию и т.д. Регентотверг французские притязания и отдал приказ войскам атаковать французов. Этапопытка сопротивления закончилась для него неудачей. Французы захватилистолицу, однако императору вместе с регентом удалось оттуда бежать и обратитьсясо специальным воззванием к народу с призывом подняться на борьбу сзахватчиками. Другая часть вьетнамской элиты, оставшаяся в Хюэ, поддержалафранцузов и объявила в середине сентября 1885 г. о возведении на престол нового императора Донг Кханя.
В течение1885-1886 гг. происходили сражения между сторонниками Хам Нги и французами.Попытки регента обратиться за помощью к Китаю успехом не увенчались. В началеноября 1888 г. французам удалось захватить в плен Хам Нги и затем отправить егов ссылку в Алжир. Однако активное вооруженное сопротивление французампродолжалось вплоть до конца XIX в. Наиболее известными его лидерами стали ФамДинь Фунг и Хоанг Хоа Тхам.
 
6 Колонизация ФранциейСеверного и Центрального Вьетнама
ПодписаниеСайгонского договора 1874 г. открыло для Франции возможности дальнейшегопроникновения теперь уже на территории Центрального и Северного Вьетнама.Вьетнамскому императору ничего не оставалось, кроме как лавировать между Китаеми Францией, пытаясь сохранить хотя бы какие-то элементы самостоятельности. Подоговору 1874 г. Франция обещала оказывать помощь вьетнамскому императору вслучае возникновения для его страны внешней угрозы, под которой подразумевался,в первую очередь, Китай. Тем не менее спустя два года, из Вьетнама, безпредварительного уведомления французской стороны, в Китай была направлена дань,выплата которой была прекращена еще в 1845 г. Этот шаг был воспринят Францией как вызов и в ее правящих кругах увидели в цинском Китае потенциальногоконкурента за влияние в Индокитае.
Китайскийимператор, в свою очередь, не признал юридической обязательностифранко-вьетнамского договора 1874 г., вполне правомерно считая, что в нем небыли учтены интересы Китая, являвшегося формальным сюзереном Вьетнама.
Воспользовавшисьтем, что после смерти императора Ты Дыка в июле 1883 г. в стране началась борьба за власть, французы направили свои войска на Хюэ. В августе того жегода их военно-морские силы захватили форты близ столицы, оставив ее фактическибезоружной.
25 августа 1883 г. был подписан новыйфранко-вьетнамский договор, по которому провозглашался французский протекторатнад Вьетнамом. Франция получила право держать при дворе императора резидента иоткрыть дополнительно для французской торговли еще несколько вьетнамскихпортов.
После этогофранцузское правительство начало разработку текста нового договора, еще болеетяжелого для вьетнамской стороны. Он был подписан двумя странами б июня 1884 г.
По егоусловиям Вьетнам соглашался на то, чтобы Франция представляла Вьетнам намеждународной арене, а сюзеренитет Китая над Вьетнамом ликвидировался. Крометого, Франция получала право держать свои вооруженные силы в фортах наподступах к Хюэ.
Франко-китайскаяконвенция, подписанная в 1884 г. в ходе войны между двумя государствами,оказалась недолговечной,
и военныедействия продолжились. В начале июня 1885 г. в Тяньцзине был подписан мирный договор, по которому Китай отказался от своего сюзеренитета над Вьетнамом,признал заключенные ранее Франко-вьетнамские соглашения, а также обязывалсяоткрыть на китайско-вьетнамской границе два пункта для иностранной торговли иустановить льготные таможенные тарифы на границе Тонкина с китайскимипровинциями Юньнань и Гуанси. Таким образом, для Вьетнама наступил новый этапистории — период нахождения в составе французской колониальной империи.
Северный иЦентральный Вьетнам отличались более прочными докапиталистическими формамиведения хозяйства в сравнении с югом страны. В этих условиях метрополия немогла гарантировать своим гражданам, приехавшим в Индокитай, безопасность иполучение стабильных доходов. Франция пыталась добиться притока в этот регионинвестиций, прежде всего в горнодобывающую промышленность, но больших результатовна первом этапе колонизации это не дало.
В 1887 г. Франция провозгласила создание Индокитайского союза, в котором Вьетнам был представлен тремячастями: одной колонией — Кохинхина — и двумя протекторатами — Аннамом иТонкином. В каждой из этих частей существовала собственная, подчиненнаяфранцузам администрация.
Наканунефранцузского завоевания Вьетнама наиболее трезвомыслящие представители из средыинтеллигенции и чиновничества предлагали представителям правящей элиты провестиряд широкомасштабных реформ. Во второй половине XIX в. во Вьетнамезародилось просветительское движение, лидеры которого выступали за развитиегосударства по капиталистическому пути. Наиболее яркими его представителямиявлялись Нгуен Чыонг То, Ле Динь, Динь Ван Диен и др. Они выражали свои взглядыв памятных записках на имя императора, в которых были предложения реформэкономики и общественной жизни. Среди наиболее значимых из них — прекращениепрактики изоляции Вьетнама от остального мира, прежде всего от европейскихгосударств, развитие торговых связей, использование передового европейскогоопыта и специалистов для модернизации вьетнамской экономики.
Наиболееяркой фигурой этого направления был Нгуен Чыонг То. Побывав в Европе и затемвернувшись назад во Вьетнам, он попытался убедить правящую элиту внеобходимости коренных преобразований, прежде всего разделения исполнительной изаконодательной ветвей власти в государстве, сокращения громоздкогочиновничьего аппарата и одновременного повышения жалования оставшимсяадминистраторам, организации периодических изданий и т.д.
Большоезначение им придавалось коренному реформированию традиционной системыобразования, для чего в первую очередь он предлагал упразднить в странекитайскую конфуцианскую традицию в этой сфере, ввести в практику национальнуювьетнамскую письменность, изучать в школах естественные науки и историю роднойстраны.
В областиэкономики для выхода из кризиса Нгуен Чыонг То предлагал развиватьстроительство ирригационных сооружений, железных дорог от севера до юга страны,отменить внутренние таможни, формировать внутренний рынок и т.д.
Он считал,что практически осуществить эти преобразования возможно лишь через авторитетимператора, которому предлагал ориентироваться на опыт Японии. Тем не менее всеэти и другие подобного рода предложения были отвергнуты вьетнамским монархом,остававшимся приверженцем консервативных взглядов.
Французы,пришедшие во Вьетнам, вели себя достаточно осторожно при проведении на еготерритории своей культурной политики, понимая, что имеют дело с государством,имеющим давние и глубоко проникшие в его цивилизационную основу традиции. Так,например, ими была сохранена конфуцианская система конкурсных экзаменов, но с 1896 г. при их проведении стала использоваться латинизированная письменность куок-нгы, а позднее, вначале XX в., был добавлен экзамен на знание французского языка.
Французыпредпринимали попытки некоторого реформирования вьетнамской системыобразования, создавая вместо традиционных сельских школ начальные и средние.Параллельно формировалась и система частных учебных заведений, где обучениевелось на французском языке и по программам, разработанным в метрополии.
Была созданаи система для получения европейского образования представителями вьетнамскойэлиты, для чего создавалась Школа ожидающих назначения в Ханое и Школагосударственного обучения в Хюэ. В 1898 г. в Ханое были открыты Профессиональная школа, в которой изучались национальные и европейские приемыдекоративно-прикладного искусства и Французская школа Дальнего Востока,сотрудники которой изучали историю и филологию народов Индокитая. Немногораньше французами были образованы Бактериологический институт в Нячане, а такжеГеографическая, Метеорологическая и Геологическая службы. Проводимые французамипреобразования, при всей их практической направленности на укрепление воВьетнаме колониального режима, не могли не сказаться положительно на дальнейшемразвитии страны.
В этот периодпродолжали развиваться традиционные для Вьетнама направления в литературе иискусстве. Одни ее представители видели причины отсталости своей страны вприверженности старым конфуцианским догмам и пытались в своих произведенияхсоздать нового героя, у которого теоретические знания, основанные насовременных достижениях, сочетаются с практическим опытом. Другие, наоборот,искали образы и героев в прежних эпохах.
Постепеннопоявляются деятели культуры, ставившие своей целью проводить французскоевлияние во Вьетнаме. Видной фигурой этого типа стал Чыонг Винь Ки (1837-1898),ставший автором грамматики вьетнамского языка, книги по истории Вьетнама, атакже большого количества произведений художественной прозы. С 1865 г. по его инициативе в Сайгоне стала выходить первая на вьетнамском языке газета — «Зядинь бао».
Наиболееизвестным поэтом являлся Нгуен Динь Тиеу, поэма патриотического содержаниякоторого «Люк Ван Тиен» стала первым большим произведением вьетнамского автора,переведенным на французский язык и изданным в метрополии.
Во второйполовине XIX в. перу вьетнамских авторов принадлежало большое количествопроизведений сатирической направленности, в которых высмеивались порокивьетнамской элиты, а также и французские колониальные власти. Наиболее яркимипредставителями этой литературной тенденции стали Нгуен Кхюен (1835-1909) и ТуСыонг (1870-1909).
Такжесоздавались и анонимные народные произведения о героях борьбы за независимостьВьетнама от французских колонизаторов — Де Тхаме, Фан Динь Фунге и др.
В этот периодпродолжал свое развитие и вьетнамский театр. Театральные постановкисоздавались, как правило, на сюжеты известных литературных произведений.Наиболее популярными были труппы, работавшие в театральном жанре тыонг, сложившегосяеще в XVII в. Наиболее выдающимся драматургом второй половины XIX в. в жанре тыонг являлсяДао Тан (1846-1908).
Особеннотыонг был популярен в период нахождения на престоле императора Ты Дыка, личнозанимавшегося его популяризацией среди своих подданных. Именно тогда большеевнимание стало уделяться не содержанию той или иной пьесы, а форме ее подачизрителю, утонченной технике актерского исполнения. Постепенно туонг сталискусством для избранных, мало понятным простому народу. Поэтому параллельно софициальным, стал складываться т.н. «народный» туонг, основанный насатирическом начале. В таких пьесах бичевались пороки тогдашнего вьетнамскогообщества и прославлялись простые честные люди.
Другимтеатральным жанром был тео, также сформировавшийся еще в XVII в. и рассматриваемыйпериод его представители в сатирической форме обличали власть предержащих,выражая в определенной степени общественное мнение оппозиционно настроенных кфранцузам народных низов.
После началафранцузской колонизации Вьетнама представителям вьетнамского изобразительногоискусства, особенно скульпторам, приходилось испытывать на себе сильноевоздействие культурных традиций метрополии. Однако первые художественные школы,пропагандирующие и учитывающие европейские традиции, открылись лишь в начале XX в.
Наиболеезаметным явлением вьетнамской культуры второй половины XIX в. стали зодчество иархитектура. Самым значительным памятником той эпохи является ансамбльимператорского дворца в Хюэ, включающий в себя постройки в комплексе с садами иводоемами, в которых, как в зеркале, они отражались, создавая великолепнуюнеповторимую композицию, восхищавшую современников.
В связи сприходом в страну французов, значительные силы вьетнамских архитекторов былинаправлены на проектирование административных зданий для колонизаторов, а такжеих жилых домов. Здесь также постепенно переплелись традиции вьетнамской иевропейской архитектурных школ и направлений.