История православной церкви в Америке

Содержание.
Введение.
Глава 1. История освоения Аляски Россией.
Глава 2. Русская православная церковь на Аляске.
Глава 3. Американская православная церковь.

Заключение.
Список используемой литературы.

Введение.
В данной работе описана история проникновения русских поселенцев в Северную Америку, создания первых заокеанских колоний Российской Империи а так же деятельность Русской Православной Церкви на территории русских владений в Америке, а позже в США и Канаде.
Целью работы ставится изучения феномена существования Православной Церкви в США вообще и на Аляске в частности. Её роль как фактора мощного культурного влияния на малые американские народности, а впоследствии и на американское общество в целом. История православия в Соединенных Штатах интересна прежде всего тем, что на её примере можно выявить роль и значение русской культуры в современном американском обществе. Являясь своего рода “консервантом” церковь в значительной мере способствовало сохранению русской культуры, принесенной в США эмигрантами, от “растворения” в американском “плавильном котле”. И одной из задач данной работы ставится выявление роли Православной Церкви в появлении феномена известного как “Русская Америка”.
Во время написания работы мной были использованы статьи и монографии ученых разрабатывающих эту тематику, таких как Блоховитинов, Корсун, Казьмина, Либеровский, работы церковных деятелей: Крупко, Скурата, архиепископа Григория Афонского и т.д. Так же мной были привлечены статьи из периодических изданий и ресурсы глобальной информационной сети Интернет.

Глава 1.
История освоения Аляски Россией.
В 1654 году русский купец Федот Алексеев отправился с востока сибирского полуострова Колыма по реке Погича со своей экспедицией, желая найти земли, богатые золотом, пушным зверем и моржами, кость которых очень ценилась. В этот поход вместе с ним отправился Семен Иванович Дежнев – как представитель власти, облеченный полномочиями установления пошлины на торговлю с местным населением. В этом путешествии Дежнев был первым исследователем, который открыл морской проход с берегов Арктики к океану.
Сейчас этот морской путь назван Берингов пролив, поскольку доклад Дежнева об открытии пролива так и не дошел до правительства. Правивший Россией в то время царь Петр Первый так и не узнал, что Сибирь тесно соседствует с Северо-Американским континентом. Однако, незадолго до своей смерти, Петр Первый отправил исследовать морские берега Сибири капитана Витуса Беринга – датского навигатора, который находился на российской службе. Петр послал Беринга в экспедицию с целью изучить и описать северо-восточное побережье Сибири. В 1728 г. экспедицией Беринга был вновь открыт пролив, который впервые увидел Семен Дежнев. Однако, из-за тумана Берингу не удалось рассмотреть на горизонте очертания Северо-Американского континента [1, с. 25].
В 1733 году Российское правительство вновь назначило Беринга главой новой экспедиции, целью которой было исследование ресурсов Сибири и учреждение торговли с Японией. В этой своей экспедиции Беринг так же исследовал и американский берег. Экспедиция Витуса Беринга отправилась к берегам Америки из Петропавловска-Камчатского 8 июня 1741 года на двух кораблях: “Святой Петр” (под командованием Беринга) и “Святой Павел” (под командованием Алексея Чирикова).
Российская императрица Елизавета не имела никакого интереса к землям Северной Америки. Она издала указ, по которому обязала местное население платить пошлину за торговлю, но больше никаких шагов в направлении развития отношений с Аляской не делала.
Следующие 50 лет Россия проявляла к этой земле очень мало интереса. Отдельные купцы торговали с алеутами, покупая у них пушнину. Особенно ценился тонкий мех калана – морской выдры. Особенно выгодно российские купцы продавали алеутскую пушнину на рынках Китая.
Европейские болезни, которые занесли алеутам новые поселенцы, были смертельны для туземцев нового континента. Оспа, корь, туберкулез, венерические болезни, пневмония – стали тем оружием, которое почти истребило алеутов. До контакта с европейцами популяция алеутов насчитывала 15- 20 тысяч человек. В 1834 году их осталось всего 2 247, в 1848 – уже 1 400. С 1864 года, когда на островах поселились русские, популяция алеутов снова резко подскочила до 2 005 человек – благодаря смешанным бракам и притоку новой крови. Но к 1890 снова снизилась до 1 702 человек[2].
Охотники мигрировали к востоку Алеутских островов вслед за животными, на которых они охотились. Поскольку промысел отдалялся от Камчатки – цены на мех поднимались, и маленькие торговые компании разорились. До 1770 года среди купцов- торговцев и заготовителей пушнины на Аляске считались самыми богатыми и известными Григорий Иванович Шелихов, Павел Сергеевич Лебедев-Ласточкин, а так же братья Григорий и Петр Пановы.
В 1762 году правительницей России стала императрица Екатерина Великая, и правительство снова обратило свое внимание на алеутов. Екатерина издала в 1769 году указ, которым отменила пошлины на торговлю с алеутами, а так же издала указ, которым приказывала озаботить правительство судьбой алеутской народности. К сожалению, указ императрицы остался только указом на бумаге. Без контроля и надзора правительницы за его исполнениемn [3, c.5].
Российским купцам-мехоторговцам досаждали иностранные конкуренты. Особенно англичане, которые предлагали для обмена с местным населением более дешевые товары, чем русские купцы. Русские почувствовали, что необходимо государственное учреждение колонии. В 1784 году купец Шелихов строит и снаряжает собственные корабли и посылает их на остров Кодьяк. Постепенно (к 1788 г.) число русских на Алеутских островах и в Северной Америке достигло 500, а к 1794 г. в результате начавшейся деятельности Г.И. Шелихова, оно превысило 800 человек.
Именно благодаря энергии и дальновидности Шелихова в этих новых краях было заложено основание русских владений. Первое постоянное поселение появилось на острове Кодьяк, в бухте Трех Святых. Шелихов возглавил и первую сельскохозяйственную колонию “Слава России”. Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. При этом Шелихов не был государственным человеком. Он оставался купцом, промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства.
До 1786 года Шелихов был самым успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче Баранове – сибирском купце, который приехал в Кодьяк в 1791 году. Вскоре купец из Каргополя 43-летний Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кодьяк. Баранов был на грани банкротства, когда Шелихов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: предприимчивость, настойчивость, твёрдость.
Вскоре Баранов перенес представительство компании из бухты Трех святых на север острова, в город Павловск, который имел лучшую гавань и был расположен в лесистой местности, что было очень важно для будущего строительства. Сейчас Павловск – главный город острова Кодьяк.
Перед лицом нового правителя Александра Баранова стояло множество проблем. Большая часть продовольствия и почти все товары для обмена должны были импортироваться из России, а кораблей было недостаточно. Девизом русской колонии стала поговорка: “трудись, не покладая рук”. В колонии постоянно не хватало людей для строительства кораблей, защиты колонии, организации бытовой жизни. На помощь пришли местные алеуты. Они и составили главную рабочую силу колонии, охотились на пушную дичь, пока русские занимались обустройством жительства и заготовкой кож и курок зверей. Алеуты охраняли форт и несли стражу.
Во время пребывания Баранова на посту Правителя Русской Америки владения России расширялись на юг и восток. Баранов основал и построил российские представительства и на Алеутских землях. Самое крупное – Ново-Архангельск, основанный в 1799 году. В 1802 племя Тлингит напало на форт и разрушило его. А в 1804 году Баранов вернулся на эти земли с Российским военным кораблем и разбил Тлингитов. После победы Ново-Архангельск был построен заново. 4 км к югу от этого города, впоследствии вырос знаменитый Аляскинский город Ситка.
Баранов верно служил Шелихову, а затем и Российско-Американской компании с 1790 по 1818 год, пока не ушёл на покой в возрасте 71 года. При его жизни о нём ходили легенды: он внушал уважение и страх окружавшим его людям. даже самые строгие правительственные ревизору поражались его преданности делу, энергии и самоотверженности.
Со слиянием компаний купцов Г.И. Шелихова, И.И. и М.С. Голиковых и Н.П. Мыльникова в 1798 г. была создана и в 1799 г. окончательно оформилась единая Российско-Американская компания. Она получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана, призванная представлять и защищать своими средствами интересы России на Тихом океане [4, c. 115].
К руководству компанией пришли военно-морские офицеры, которые способствовали развитию компании. А в 1821 году в политике компании был оговорен такой момент: отныне руководителями Российско-американская компании должны были быть только военно-морские офицеры. Флотское руководство компании улучшило ее администрацию, расширило колонии. Однако, в отличие от Баранова, флотское руководство очень мало интересовалось самим торговым бизнесом, и крайне нервно относились к заселению Аляски англичанами и американцами. Руководство компании, именем Российского императора, запретило вторжение всех иностранных кораблей на 160 км акваторию близ Российских колоний на Аляске. Разумеется, такой приказ был немедленно опротестован Великобританией и правительством Соединенных Штатов.
Спор с США был урегулирован конвенцией 1824 года, которая определила точные северные и южные границы российской территории на Аляске. В 1825 г. Россия пришла к согласию и с Британией, определив также точные восточные и западные границы. Российская империя дала обеим сторонам (Британии и США) права вести на Аляске торговлю в течение 10 лет, после чего Аляска полностью переходила во владение России.
В 1843 году секретарь правительства США Вильям Марси и сенатор Вильям Гвин оба – приверженцы политики экспансии – обратились к Российскому послу в США – барону Эдварду Стоклу – с провокационным вопросом: “Правда ли, что Россия выставляет на продажу свою колонию Аляска?” Стокл ответил “Разумеется, нет!” – однако этот вопрос его заинтриговал.
В 1844 году патент Русско-Американской компании на монопольную торговлю был продлен еще на 20 лет. Компания пыталась получить прибыль из новых источников: добыча угля; китобойный промысел и даже экспортировать лед в Сан-Франциско. Однако, все эти авантюры были неприбыльны.
Продажа Аляски состоялась в 1867 году, спустя недолгое время после того, как появился популярный термин “Русская Америка”. Российские владения в Америке были, по сути, не государственной собственностью, а собственностью компаний — сначала нескольких частных русских, а потом, с 1799 года, Российско-Американской . Какого-либо акта о присоединении этих владений у России не было – это были владения российских подданных.
Таким образом, Россия как бы избавилась в первую очередь от убыточной и постоянно беспокоящей ее проблемами компании. И еще – РАК тяготилась сознанием того, что дивидендов нет и они не предвидятся. Одни долги. Тем более что в это время на освоение новых земель в Приморье требовались крупные вложения.
Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний Соединенным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 года. У Сюарда были некоторые трудности с получением согласия правительства на такую грандиозную по тем временам покупку. Но он заручился поддержкой многих Конгрессменов и, наконец, Сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 “за” к 2 “против”. Некоторые газеты назвали эту покупку безумием, а Сюарда – сумасшедшим, но, под давлением официальной прессы, общественность США поддержала покупку Аляски.
Формальная передача Аляски Соединенным Штатам состоялась 11 ноября 1867 года в Ситке [5, с. 237].
Российская история освоения Аляски продолжалась 126 лет. Однако активность русских на этих землях проходила, по большому счету, в пределах территории Алеутских островов, Кодьяка и архипелага Александра. Какие-то исследования, безусловно, проводились и внутри континента, но они были ограничены очень немногими поселениями. Пик русской популяции на землях Аляски не превышал 700 человек. Самым значительным вкладом в освоение русскими людьми земель Аляски следует считать деятельность священнослужителей Русской Православной церкви. Они строили на этих землях свои церкви и занимались миссионерством среди местных жителей – Алеутов и Тлингитов. Русская Православная церковь никогда не прекращала своей деятельности. Она служит на землях Аляски и сейчас.

Глава 2.
Русская православная церковь на Аляске.
Православная церковь в Америке, самая молодая из автокефальных православных церквей. Православная церковь появилась в Америке в 1794, когда на остров Кадьяк прибыли 8 монахов и 2 послушника Русской православной церкви. Целью их прибытия было продолжение начатой здешними русскими переселенцами-мирянами работы по обращению в православие местного алеутского населения. Среди прибывших был иеромонах (позже архимандрит) Герман, тело которого при вскрытии гроба в 1960-х гг. оказалось нетленным и который был канонизирован, став первым святым Православной церкви в Америке. Святого Германа местное население на Аляске помнит по сей день как выдающегося подвижника и чудотворца, своими молитвами исцелившего немало больных и недужных. В Храме Христа Спасителя на Мэннинг Авеню хранится частичка нетленных мощей Святого Германа [6, c.3].
Рассмотрим же историю становления православия в Америке. Появление православных приходов на Аляске тесно связано с деятельностью Российско-Американской Компании. В 1780-х годах крещением алеутов лично занялись Г. И. Шелихов и его помощники. Но Шелихов понимал, что наступило время для постоянного общения с настоящей (и будущей, по мере расширения территории Русской Америки) паствой специально подготовленных для этой цели людей — монахов, священников. Шелихову и его приказчикам за обилием практических забот было недосуг заниматься миссионерством.
Первый священник появился в тех местах в составе правительственной экспедиции Биллингса. Его звали Василий Сивцов. В своем рапорте синоду от 4 июня 1792 года он сообщил: “ .бывши в 1790 и 1791 гг. по Лисьей гряде на острове Уналашка и Каняги и на западной стороне острова Кадьяка окрестил туземцев, из коих некоторые уже приняли христианство ранее от русских промышленников, мужского пола 93 и женского пола 33 да повенчал 14 пар”.
В следующем году обер-прокурор синода уже знакомился с “Прошением” Шелихова. “Проситель” сообщал о крещении им небольших групп туземцев и о том, что для их детей заведено на островах училище. Шелихов просил прислать “хорошего священника с причтом” и присовокупил: “Все расходы по устройству церквей, снабжению их утварью и другими необходимыми принадлежностями, а равно и содержание причта компания принимает на свой счет”.
Эту просьбу обер-прокурор синода доложил Екатерине II, которая поощряла деятельность компании. Делу был дан быстрый ход.
4 мая 1793 года обер-прокурор огласил в синоде высочайшее решение: “Прошение удовлетворить и передать дело на попечение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила”. Последний остановил свой выбор на монахах Валаамского монастыря, настоятель которого Назарий, несомненно, являлся близким к митрополиту человеком.
Уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч [7, c. 11].
В 1824 к алеутам был прислан священник Иоанн Вениаминов. После смерти жены он был пострижен в монахи и затем назначен первым епископом миссионерской епархии (в 1868 он стал митрополитом Московским; в 1977 канонизирован). При нём был построен первый православный храм в Новоархангельске (с 1867 – Ситка). В 1840 в целях дальнейшего совершенствования миссионерской работы была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия.
Во времена Иннокентия Вениаминова на Аляске существовало четыре прихода Русской Православной Церкви. Сейчас их насчитывается около девяноста. Один из них, а также Православная духовная семинария находятся в городе Кадьяке. Именно там была основана в 1795 году первая православная церковь в Америке. В 1840 году Русская Православная Церковь решила выделить свои приходы на территории Северной Америки в отдельную епархию, первым епископом которой стал Святой Иннокентий, пламенный проповедник Слова Божьего, не останавливавшийся ни перед какими трудностями, совершая труднейшие и опаснейшие путешествия вглубь североамериканского континента, чтобы принести диким языческим племенам Свет Христов. Св. Иннокентий совершил поистине научный и миссионерский подвиг, овладев многими местными языками и наречиями, создав для них письменность, составив грамматики и словари и переведя на эти языки и наречия Священное Писание. Многие свои поездки Св. Иннокентий совершал в одиночку на эскимосской байдарке, презирая опасности и лишения, но во время одного из таких путешествий он утонул во время шторма, переплывая на байдарке морской залив [8, c. 52].
После продажи в 1867 Аляски Соединённым Штатам находившиеся там православные приходы остались в ведении Русской православной церкви. После 1867 года жизнь православных общин в Америке развивалась в основном вокруг Нью-Йорка и Сан-Франциско. В 1897 г. в городе Восток, провинция Альберта, была открыта первая православная церковь в Канаде.
Первые двадцать лет американского периода истории Аляски Православная церковь сохраняла свое бесспорное влияние среди местного населения. В конце восьмидесятых годов здесь появились миссионеры других христианских конфессий. В связи с этим в период с 1893 по 1903 гг. Православной церковью было издано 14 наименований книг в Америке и четыре в России на языках коренного населения Аляски. Это способствовало широкому распространению Православия среди местного населения. В настоящее время в районах наиболее хорошо освоенных русскими: на Алеутских островах, о. Прибылова, Кадьяк и Ситха, большая часть местного населения исповедует Православие и рассматривает его как составную часть своей традиционной культуры, в противовес другим христианским конфессиям, появившимся позднее. Особенно этот относится к алеутам. Как отмечала Р. Ляпунова, они называют Православную церковь “алеутской церковью”, а свою веру “алеутской верой”. Местные общины уделяют большое внимание благоустройству церквей, сохранению церковной утвари и книг. Священники на островах местного происхождения, все они в той или иной степени владеют русским языком, так как еще в семидесятые годы ХХ в. служба велась на русском языке. Повсеместно отмечаются церковные праздники, так в Рождество дети ходят из дома в дом с большой рождественской звездой. Свадьбы справляют по церковным канонам со сватовством и венчанием. Также нормам Православной церкви соответствует и погребальный обряд.
В девяностых годах XIX в. на островах Прибылова многие алеуты говорили по-русски. Служба в церкви велась на церковнославянском языке. Почти все мужчины умели играть в шахматы, некоторые играли на гармошке и скрипке. В рационе сохранялись русские блюда, в частности, мясные блюда из свинины и чаепитие из самовара. Фамилии и имена у всех были русскими. Уже в наше время в семидесятых годах XX в. службу в церкви на острове Св. Павла алеутский священник Михаил Лестенков вел на церковнославянском языке и были люди, которые его понимали.
В 1872 в связи с увеличением числа православных приходов на западном побережье США резиденция епископа и администрация епархии были перенесены из Ситки в Сан-Франциско. Церковная организация получила название — Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки. С 1891 эта епархия распространила свою деятельность на Канаду и восточное побережье США. В 1905 администрация епархии переместилась из Сан-Франциско в Нью-Йорк, расширение границ епархии было отмечено присвоением её главе сана архиепископа. Им стал выдающийся церковный деятель России Тихон (избранный в 1917 патриархом Московским и всея Руси). В его подчинении находились епископ Аляски, а также епископ-араб, обслуживавший православных иммигрантов с Ближнего Востока. В ведении архиепископа оказались и некоторые другие православные группы нерусской национальности. Вскоре были поставлены епископы Кливлендский и Питтсбургский, которые также стали подчиняться архиепископу [9, с. 82].
В 1905 архиепископ Тихон предложил на рассмотрение Святейшему синоду Русской православной церкви план автономии, а возможно, и автокефалии американской церкви. Он также способствовал введению богослужения и изданию литургической литературы на английском языке. Русская Православная Миссия и затем Североамериканская епархия Русской Православной Церкви, таким образом, явились первыми православными юрисдикциями на этом континенте, в чьи приходы вливались все другие православные люди, оказывавшиеся здесь: сербы, греки, болгары, румыны, православные арабы-палестинцы и сирийцы, многие другие. Затем, по мере того как их этнические общины росли, они начали выделяться в самостоятельные приходы, поступавшие под управление своих национальных православных иерархий. Здесь кроется принципиальное отличие: русская церковь с самого начала рассматривала свои приходы в Америке, прежде всего, как миссионерские, другие же православные церкви просто принимали под свою юрисдикцию уже готовые национальные приходы, время от времени выделявшиеся из приходов американской епархии (впоследствии – митрополии) Русской Православной Церкви. Так происходило становление Православной Церкви в Америке.

Глава 3.
Американская православная церковь.
В 1918г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священослужителей, около 60 братств, имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Революция 1917 года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке. Регулярные отношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Американской Православной Церкви, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении.
В 1924 Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки, провозгласила себя самоуправляющейся и фактически стала независимой, приняв новое название – Русская православная греко-католическая церковь Америки.
Некоторые церковные историки имеют несколько иной взгляд на причины и последствия перехода Американской Церкви на самоуправление. В частности проф. К. Е. Скурат в своей книге по истории Поместных Церквей пишет: “Жизнь Православной Церкви в Америке несомненно вошла бы в нормальное русло, если бы митрополит Платон сделал правильные выводы из событий, происшедших в России, и, сохраняя сыновнее послушание высшей церковной власти, направил бы все свои духовные силы на строительство местной церковной жизни. Американская Церковь не испытала бы того тяжелого внутреннего кризиса, в который она вскоре попала, особенно после прибытия из Москвы “живоцерковника” – женатого архиерея Иоанна Кедровского, сумевшего представить себя перед американским судом в качестве “подлинного” представителя высшей церковной власти в России и отнять у митрополита Платона кафедральный собор в Нью-Йорке с резиденцией при нем. От митрополита Платона вскоре стал требовать признания своей власти над ним и “Заграничный архиерейский Синод” в Карловцах. К сожалению, митрополит Платон не сделал из всего этого должного вывода: утвердить единство православной американской паствы с Матерью-Церковью, но повел ее по пути отчуждения. Церковную кафедру подчас он стал использовать для политических выступлений, направленных против Матери-Церкви и России.
В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Деятелям Православной Церкви в Америке пришлось не думать о распространении Православия на американском континенте, что присуще было их славным предшественникам, а больше заботиться о сохранении своей паствы. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное “жалованье” митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского Собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительной консультации и согласия на то со стороны Матери-Церкви, хотя и отметил необходимость урегулирования отношений с Русской Церковью в будущем.” [9, с. 127].
После Второй мировой войны ситуация еще более усложнилась в связи с прибытием в Северную Америку так называемой “второй волны” русской эмиграции и возникновением приходов Русской Зарубежной Церкви, ранее существовавшей лишь на территории Западной Европы и Северного Китая. Руководство этой церкви, с самого начала возникшей как ответная реакция на большевистский переворот и переход определенной части духовенства и церковных иерархов в России к явному или скрытому сотрудничеству с безбожной властью, не могло и не хотело мириться с тем фактом, что в Америке уже давно существует православная митрополия, формально все еще являющаяся частью Московской Патриархии, и не подчиняющаяся “зарубежникам”, претендовавшим на духовную монополию в среде русской эмиграции.
Нападки “зарубежников” особенно усилились после того как в 1960-х г. усилиями о. Александра Шмемана связи с Русской Православной Церковью были восстановлены. К концу 1960-х годов вновь начались переговоры представителей Американской митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970 года Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. Этот новый статус Церкви был принят и подтверждён в октябре 1970 г. на четырнадцатом Всеамериканском Соборе, который стал первым Собором Поместной автокефальной Православной Церкви в Америке. В это время предстоятелем Церкви являлся Ириней, Митрополит всея Америки и Канады.
Американская митрополия стала еще одной – пятнадцатой по счету – самостоятельной православной церковью – наряду с Русской, Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской, Греческой, Сербской, Болгарской и другими. Определенная часть духовенства и мирян Главой Православной Церкви в Америке в настоящее время является Владыка Феодосий, Митрополит Вашингтонский и Американский, канадскую ее епархию, самую большую по территории православную епархию в мире, возглавляет Владыка Серафим, Епископ Оттавский и Канадский.
В 1971 г. в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США согласно ее прошению. В том же году Православная Церковь в Америке организовала в Австралии миссию, во главе которой был поставлен администратор в сане архимандрита. Деятельность миссии дала положительные результаты — в 1974 г. несколько православных русских общин “карловчан” получили канонический статус под юрисдикцией Православной Церкви в Америке.
Весной 1972 г. к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви (образовалась в 20-х годах текущего столетия). В связи с этим был образован Мексиканский Экзархат [10, c. 38].
Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке часть православных румын вместе со священниками — около 40 приходов США и Канады, отделившихся в 1951 г. от Церкви в Америке Румынского Патриархата. Последняя выделила присоединившиеся приходы в автономную епархию под названием “Румынская православная епископия Америки” и присвоила ее епископу титул “Детройтский и Мичиганский”.
Поместная Православная Церковь в Америке располагает 16-ю епархиями, имеет более 500 приходов (В США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле) и насчитывает около миллиона человек паствы.
В настоящее время Православная Церковь в Америке имеет мужские и женские монастыри, три Духовных Семинарии и Академию. Также действуют курсы по подготовке диаконов. Почти в каждом приходе имеются воскресные школы. Широко поставлена и издательская деятельность: ежегодно выпускается церковный календарь, а также множество журналов и газет на разных языках.
По догматике и культу Православная церковь в Америке близка другим православным церквам. Богослужения в Православной церкви в Америке ведутся в основном на английском, а также на русском языке. Православная церковь в Америке возглавляется архиепископом Нью-Йоркским, имеющим титул митрополита всей Америки и Канады. Его резиденция находится в Нью-Йорке. Высшим руководящим органом церкви является Священный синод, состоящий из правящих архиереев. Под юрисдикцией Православной церкви в Америке находятся 9 епархий в США, 1 – в Канаде, экзархат в Мексике и несколько церквей в Латинской Америке, а также Албанская православная архиепархия и Румынский православный епископат Америки. В Православную церковь в Америке влились многие бывшие греко-католики (в основном выходцы из Галиции и Подкарпатской Руси), вернувшиеся в Америке к православию [11].

Заключение.
Делая вывод из вышеизложенного, можно утверждать следующее. Влияние Православной Церкви на становление и развитие “Русской Америки” было весьма и весьма существенным. Во-первых, её роль была велика во время освоения Российской Империей Аляски. Православие служило “ключом” к установлению дружественных отношений с коренным населением с последующим превращением их в российских подданных. Во-вторых, в основном церковной деятельностью было создано то, что сейчас можно назвать “русское культурное наследие”. В-третьих, и после продажи Аляски, позиции Церкви в США были достаточно сильны и она представляла собой главную негосударственную организацию, выражающую интересы не только русских жителей Америки, но и большей части православных эмигрантов из стран Восточной Европы и Ближнего Востока.
Да данный момент Православная Церковь в США и Канаде, представляет собой достаточно мощную организацию, существование и влияние которой, ни в коей мере не могут игнорироваться. Церковь на всем протяжении своего существования в американских землях являлась “проводником” и “распространителем” русской культуры и на данный момент она является одним из немногих достаточно прочных “мостов” между США и Россией.
Список используемой литературы.
1. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т.1. Основание Русской Америки (1732-1799) / Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов
2. Claus-M. Naske, A.B., M.A., Ph.D. Professor of History, University of Alaska, Fairbanks. Coauthor of Alaska: A History of the 49th State.
3. Тимаков В. Родные сестры. Сибирь и Alaska //Честное Слово, №221, 11.04.2001
4. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т. II. Деятельность Российско-американской компании (1799-1825) / Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов
5. История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т.3. Русская Америка: от зенита к закату (1825-1867) / Отв. ред. акад. Н.Н. Болховитинов
6. Крупко В. Американская православная церковь. //Основы православия, 01.02.2002
7. С.А. Корсун Русское наследие на Аляске.// Русский деловой вестник №7 – 2003
8. Либеровский А. П. “Православная Церковь в Америке: святые и соборы” – М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 2000г.
9. Скурат К. Е. “Очерки по истории Поместных Церквей” – М. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 1999г.
10. Afonsky Gregory, Archbishop. The History of the Orthodox Church in Amerika .
11. Казьмина О. Е. Православная церковь в Америке// Энциклопедия “Народы и религии мира” – www.rubricon.ru