Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра экономической теории
Реферат по дисциплине экономика
Тема: "Миграция в современном мире"
Санкт-Петербург
2010 год
Введение
В настоящие время многие люди все больше и больше хотят уехать за границу в поисках хорошей жизни. И все чаще их выбор падает на наиболее развитые страны, такие как страны Западной Европы, США, Канада и Австралия. Но что ждет их там? Какие условия адаптации? Смогут ли они добиться ожидаемого успеха?
Целью данной работы является показать, какие программы представлены развитыми странами для более быстрой адаптации и интеграции мигрантов в их странах.
Задачей является более глубоко рассмотреть вопрос миграционной политики. Выяснить какие проблемы возникают при их разработке и воплощении их в реальность. Какие достоинства и недостатки данной политики.
Предметом анализа является сама интеграционная политика, ее программы, нововведения, работа над ней, пути воплощения ее в реальность.
Объектом исследования, на наш взгляд, является сами иммигранты. А именно какие условия предоставлены им при переезде в новую, тем более развитую страну. Какова интеграционная политика данного государства? Какие социальные льготы им предусмотрены, социальный пакет, место проживание и так далее. Именно эти аспекты мы попытаемся рассмотреть в данной работе.
1. Вопросы миграции в развитых странах
"Интенсивная миграция населения в развитые государства привела к быстрому росту численности прибывших жителей. В 2005г. в этих странах проживало около 91 млн. международных мигрантов – 10.3% их населения".
Конечно же, иммигранты играют не малую роль в развитии принявших их стран. Но большое количество иммигрантов, как обычно это происходит, образуют свои обособленные общины. В дальнейшем это приводит к социальному отчуждению широких слоев мигрантов, не толерантное отношение местного населения к их традициям, нормам и правилам, проявление ксенофобии, расизма, межэтнических и межконфессиональной конфликтности. Правительство развитых государств понимают, что в их миграционной политике существует брешь, которую надо быстро и качественно удалить.
1.1 Основные подходы к миграционной политике
В настоящее время сложилось три модели интеграционной политики: политической ассимиляции, функциональной и мультикультурной интеграции.
"Политическая ассимиляция – это когда принимающим государствам следует обеспечивать благоприятные условия для быстрого получения гражданства. При этом идентичность новых граждан должна определяться национальным политическим порядком.
Функциональная интеграция – это инкорпорация только в сферу занятости систему социального обеспечения. Возможность политического участия в делах общества и получение нового гражданства.
Мультикультурная интеграция – это модель, которая основывается на признании наличия в обществе различных этнорасовых групп и необходимости их управления их взаимоотношениями. Основной акцент на равенстве пришлых и коренных жителей".
Основные политико-правовые предпосылки полноценной интеграции мигрантов – это, первое, улучшение правого положение, независимо от деления их на как бы четыре группы (иммигранты и их потомки, иностранцы имеющие постоянный вид на жительство, временные легальные иммигранты, иммигранты имеющие вид на длительное жительство), второе, улучшение возможностей получения гражданства. Должны сокращаться сроки получения гражданства, а также возможность получения двойного гражданства. Так во многих странах Европы распространена программа двойного гражданства, например, в Германии, Канаде, Франции и тд. Третье, развитие антидискриминационной политики. Так, например, в ЕС в 2007г. довольно таки широко была распространена дискриминация на религиозной почве. Поэтому должны создаваться законодательства пресекающие данные волнения во всех сферах от здравоохранения до рынка труда. Четвертое, улучшение политической интеграции иностранного населения. Наделение иммигрантов политическими правами, они так же должны в небольшом количестве входить в государственный аппарат, они, так же как и все граждане должны обладать избирательным правом.
Но основным звеном интеграционного процесса является сфера занятости. "В большинстве развитых стран содействие интеграции пришлых жителей в сферу занятости осуществляется в рамках общенациональных программ. Они адресованы всем слоям населения, занимающим слабые позиции на рынке труда, без учета этнической принадлежности и гражданства". Так же ЕС рассматривает вопросы по принятию мигрантов на государственную службу и на упрощение процедуры признания дипломов о высшем образовании и рабочих квалификаций у уроженцев третьих стран. Все больше проводятся программы по самостоятельной занятости мигрантов из-за этого все больше пришлого населения занимаются своим делом.
Так же основным аспектом является адаптация системы образования. Итак, незнание языка страны проживания ограничивает возможности пришлого населения по части трудоустройства. Из-за этого проводятся специальные курсы для изучения местного языка иммигрантами. Активные меры проводятся в сфере образования среди молодежи. Создаются специальные классы для мигрантов, для облегчения обучения в другой стране. Предоставляются места для обучения в высших учебных заведениях.
Жилищная политика заключается в наделении каждого иммигранта жилищной площадью. Но обычно данное место жительство находится в недорогом районе из-за чего постепенно появляются "эмигрантские районы", т.е. они объединяются в обособленные общины, что в свою очередь замедляет их полноценную интеграцию. Для этого принимающие государства должны проводить программы по строительству недорогих домов не только в отдаленных кварталах города, но и где-нибудь в районах, где живет население со средним доходом. Или же наоборот строительство наиболее дорогих домов в малообеспеченных кварталах.
Как правило, иммигранты больше подвержены риску заболеть или получить травму из-за тяжелой работы и плохих рабочих условий (обычно именно мигранты работают на самых грязных, дешево оплачиваемых работах). Поэтому "важнейший элемент государственной политики в области здравоохранения – проведение мероприятий, содействующих получению мигрантами основных медицинских услуг. Так же привлекается мед персонал из этнических меньшинств
Всем легально проживающим иммигрантам предоставляется доступ к системе социального обеспечения. Размеры зависят от стажа работы в данной стране и выплат в ее систему социального страхования, а также статуса мигранта. Наиболее острым вопросом в этой области является пенсионное обеспечение, на сохранение которого не могут рассчитывать иммигранты из развивающихся государств".
1.2 Основные недостатки миграционной политики
миграция политика мультикультурный интеграция
Данный раздел я бы точнее назвала основные неточности и промахи в интеграционной политике. Во-первых, в зависимости от правового статуса деление мигрантов на четыре группы, что уже изначально их дискриминирует, хотя бы на том же рынке труда или же в политических правах. А сроки получения гражданства довольно муторны и долги. Например "минимальные сроки проживания в стране на получение гражданства в Канаде 3года, в Германии сокращен с 15 до 8 лет, в США, Франции 5 лет".
Недостатки антидискриминационной политики в том, что не до конца созданы те институты, которые бы точно отслеживали отношения между пришлым и местным населением. На данный момент "только в Британское законодательство по расовым вопросам считается наиболее развитым и инновационным в ЕС".
Политическая интеграция, а именно предоставление полных политических прав так же имеет свои бреши. Понятно, что только после получения гражданства мигранты имеют политические права, с этим никто не спорит, но после того как они получили гражданство у них так и не появляются полные политические права. Не все из них могут избираться в органы государственной власти, а как считают местные политики только, малая часть может работать в органах власти страны.
Самый острый, на мой взгляд, вопрос – сфера занятости. Да, иммигрантам выделяют рабочие места, да их устраивают на работы, но на какие. Они работают либо в самых опасных местах, либо на той работе, где никогда не будет работать местное население, также их обычно устраивают на местах с плохой экологией и гигиеной труда. Таким образом, иммигрантов в основном берут на низко квалифицированную работу, только из-за того, что их диплом о высшем образовании не принимается в новой стране, что, по-моему, должно учитываться.
Основная проблема жилищной политики – скопление мигрантов в одном районе, что в дальнейшем приводит в объединение их в общины, из-за чего очень сильно затормаживается процесс интеграции. И появляется неприязнь и боязнь со стороны местного населения. "Одним из вариантов современной стратегии в этой области является обновление жилого фонда и его распределение между разными социальными группами".
Социальным обеспечением должен наделяться каждый иммигрант. Но более остро вопрос обстоит с пенсией, так как она ограничивается для лиц с ограниченными социальными правами, ищущих убежище, жен иммигрантов, временных работников и нелегальных иммигрантов.
В плане системы здравоохранения, на мой взгляд, программы продуманы и работают довольно таки хорошо. Но возникает только один вопрос, какого качества им предоставляется медицинское обслуживание. «Власти Нидерландов и Германии планируют направлять дополнительные средства на медицинские нужды в районы концентрации иммигрантов, например, в качестве надбавок к зарплате медперсоналу".
2. Особенности миграционной политики (на примере Финляндии)
В качестве примера достаточно хорошей миграционной политики я хочу привести, небольшое скандинавское государство – Финляндия. Эта страна достаточно неплохо справилась с проблемой миграции в 90е годы прошлого века и начала 20 в. В тот период после распада СССР хлынул поток миграции из бывших советских республик, а именно из Эстонии, Латвии, Литвы и др. А второй поток хлынул после вступления ее в ЕС
Но в данной стране столкнулись с вопросом не быстрой интеграции мигрантов, а с легальной и нелегальной миграцией. «В настоящее время больше всего иностранцев, нелегально находящихся на территории Финляндии, проживают в крупных городах страны. Многие из них работают в сфере обслуживания, на стойках, либо занимаются незаконной увеселительной деятельностью. Некоторые подолгу проживают нелегально. Часть нелегалов сразу же делает запрос на получение убежища». Из-за большого притока нелегалов в Финляндии резко возрос уровень организованной преступности, а безработица приняла устрашающий характер. Разработка и решение проблемы были незамедлительно подготовлены, а именно специальная программа по предотвращению увеличения преступности и роста безработицы "удержание населения в сельской местности, сокращение числа самоубийств и преступлений связанных с физическим насилием или угрозой насилия, борьба с чрезмерным употреблением алкоголя особенно среди молодежи….по поводу безработицы: расширение возможности обучения или получения квалификаций для всех категорий безработных, введение системы «комбинированной помощи», предусматривающей дополнительной выплаты для обустройства своего нового рабочего места, налаживание связи с международными службами трудоустройства, разрешение дополнительного заработка на дому для семей с детьми". Также финское правительство столкнулось с проблемой демографического кризиса. В связи с этим нехватку рабочих рук решили восполнить за счет законных мигрантов. Поэтому законным мигрантам разрешили свободно менять работодателя, но только в том случае если это затрагивало отрасли, где был очень высок уровень безработицы. "Важно отметить, что по данным МОТ Швеция и Финляндия являются самыми благоприятными странами для наемных работников. Здесь выше защита от незаконного увольнения и трудовая безопасность". Но на все предложенные меры и положительные результаты, финское правительство до сих пор считает, что существующие системы привлечения рабочей силы не действуют в высшей степени. И продолжают свою миграционную политику.
Заключение
В настоящее время интеграционная политика большим спектром мер, которые направлены на вовлечение иммигрантов в различные сферы жизни общества и активизацию их взаимодействия с другими группами населения. В некоторых странах осуществляется более или менее продуманная и последовательная политика интеграции иммигрантов, которая включает в себя общенациональные программы. Но, к сожалению, многие аспекты не приносят ожидаемого успеха.
Учитывая свои неудачи и основываясь на накопленном опыте, развитые страны пересматривают, так, скажем, смотрят на свою политику с другой стороны. Итак, в ее современном развитии просматривается некоторые тенденции. "Во-первых, усиливается акцент на решение социально-экономических проблем, на противодействие социальному исключению иммигрантскому накоплению дезинтегрирующего и конфликтного потенциала. Улучшение материального и социального положения, ослабление тенденции к подчеркиванию своей самобытности. Во-вторых, усиление борьбы с дискриминацией, либерализация правил получения гражданства. В-третьих, принудительная ресоциализация на языковой, культурной и ценностной основе призвана преодолеть пассивное отношение некоторых категорий мигрантов к интеграции и дающие сопротивление ей. В-четвертых, более сбалансированный и компромиссный вариант управления культурным плюрализмом отвечающего интересам принимающего общества и одновременно учитывающего в той или иной мере потребности иммигрантов. "Развитие данных тенденций должно помочь мигрантам быстро и прочно интегрироваться, включиться в жизнь общества, сформировать в нем свои отношения, которые бы способствовали эффективному и нормальному развитию.
А, в общем, наш взгляд на миграцию и миграционную политику таков. Мы считаем, что не зачем ехать в чужую страну без знания языка и на пустое место, то есть без какой-либо базы, если можно добиться успехов и благополучия и в своей стране. А за рубежом мы всегда были, будем и останемся людьми второго сорта.
Список используемой литературы
1. Л.Б. Качурина "Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт" // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №7, с. 50-60.
2. Я.Р. Стрельцова "Иммигранты во Франции и в России: общее и развития" // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №7, с. 40-49.
3. Н.А. Сорокина "Современные реалии миграционной политики Финляндии" // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №2, с. 70-75.
4. Т.Н. Тимашова "Канада в контексте международной миграции"// Мировая экономика и международные отношения, 2008, №1, с. 104-112.
5. И.П. Цапенко "Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов" // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №3, с. 59-69.