Реферат по географии на тему: ’’Старый Ростов’’.
Ученика 9 ’’Б’’ класса
Шевченко Владимира.
2002г.
Старый Ростов.
Первая половина XIX века – важный этап в истории Ростова. Если во
второй половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежах
страны, то новый этап в истории города был связан с быстрым ростом его
экономического значения.
Чиновник Новороссийского генерал-губернаторства П. Сафонов,
посетивший Ростов в 1827г., писал о городе «…его одушевляет какая-то
деятельность, свойственная всем торговым городам. Причиной оной –
благодетельный Дон, быстро текущий у самого Ростова. Сойди к пристани – и
ты удивишься, увидя берега реки, заваленные хлебом, железом, медью, лесом и
прочим.
Ростов оказался в центре обширной территории на юге страны, где
после устранения непосредственной военной опасности и освоения южных
морских путей, связавших Россию со странами Европы, происходило интенсивное
развитие сельского хозяйства. Постоянный рост спроса на продукцию сельского
хозяйства на внутреннем и внешнем рынках вызвал значительное развитие
торгового земледелия, которое способствовало быстрому экономическому
освоению девственных степей.
Весной и осенью на степных дорогах можно было видеть десятки
подводов с зерном, предназначенным на экспорт. Сотни барок и лодок
доставляли хлеб по Дону в Ростов и Таганрог, откуда он совершал далекое
путешествие в Италию, Францию, Англию, и другие страны Западной Европы.
Быстрый экономический рост Ростова в первой половине XIX века был
связан с его участием во внешней торговле России. До 1836 г. Ростов не
проводил самостоятельных торговых операций, а был по существу огромным
перевалочным пунктом, откуда хлеб, сало, шерсть, льняное семя, металлы и
другие товары доставлялись по Дону и морю к Таганрогу и через его таможню
отправлялись за границу. Это делало Таганрог крупнейшим внешнеторговым
портом на юге России, уступавшим лишь Одессе. Вместе с тем отсутствие в
Ростове собственной таможни отрицательно сказывалось на торговли города. В
1834 г. по поручению новороссийского генерал-губернатора Воронцова Ростов
посетил известный в то время экономист Ю. А. Гагенмейстер, который в
докладе на имя губернатора указывал на необходимость учреждения в городе
самостоятельной таможни. К докладу была приложена об этом же просьба
ростовского купечества. С учреждением в 1836 г. таможни экспорт Ростова
приобрел самостоятельное значение, и обороты его стали быстро расти. Если в
1836 г. из Ростова было вывезено товаров на 103 тыс. рублей, то через три
года на 1820 тыс. рублей, в 1844 г. на 2569 тыс. рублей, а на следующий год
на 3289 тыс. рублей. Таким образом, только за 10 лет (1836-1845 гг.)
обороты Ростовского порта увеличились в 30 раз. Экспорт из Ростова
значительно превзошел таганрогский. Посетивший в 1846 г. известный краевед
А. Скальковский писал, что в «торговых отношениях Ростов обладает
неотъемлемыми преимуществами перед всеми новороссийскими городами, за
исключением, быть может, одной Одессы. Даже будь Ростов немного ближе к
Черному морю, он бы вскоре сделался не только соперником, но даже
победителем этой красавицы Черноморья: так выгодно для торговли и,
следственно, всякого развития его настоящее географическое положение». Не
один порт на юге России не знал столь стремительного роста экспорта, как
Ростов.
К середине XIX века он стал крупнейшим хлебоэкспортным портом
России, уступавшим только Одессе. Почти целиком хлебный экспорт состоял из
пшеницы, отправляемой в Англию.
С 1836 по 1860 гг. вывоз хлеба из Ростовского порта увеличился
более чем в 100 раз, льняного семени – почти в 60 раз, и по вывозу его
Ростов вышел на первое место в стране. В Ростов льняное семя доставляли из
самых различных районов страны: Восточной Украины, Воронежской губернии,
Поволжья и Кавказа. Большая часть шерсти и льняного семени тоже
отправлялась на английский рынок.
Особое место Ростов занимал в российском экспорте железа. В 1845-
1849 гг. из Ростова было вывезено его 873 тыс. пудов, т. е. Четверть всего
экспорта железа из России. В Ростов оно доставлялось с Урала, пройдя
длинный путь по рекам Чусовой, Каме, Волге и Дону. В городе была учреждена
специальная «Железная биржа», которой принадлежали в порту лучшие складские
помещения. Железо направляли главным образом в Турцию, откуда ввозили в
другие страны Азии, в Египет и на острова Средиземного моря.
Монопольную роль во внешнеторговых операциях играли торговые дома
грека Ралли и англичанина Вильяма Эмса, которые имели своих агентов в
Екатеринославской губернии, на Волге и Северном Кавказе. В 1845 г. при
общем вывозе из Ростова товаров на сумму 3289 тыс. рублей серебром на долю
Ралли приходилось около 2-х млн. рублей, а на долю Эмса – 800 тыс. рублей.
Доставка товаров в Ростов и экспорт их за рубеж вызывали
значительное развитие речного и каботажного судоходства. Почти все товары,
экспортировавшиеся из Ростова, вывозили вниз по Дону на речных судах и в
открытом море перегружали на морские суда. Из Ростова в Азовское море
отправилось в 1836 г. 580 судов, а в 1846 – уже 1818 судов. В 50-х гг. на
долю ростовского каботажа приходилась половина всех каботажных судов
Азовского моря. Значительная часть их была построена на Ростовской верфи,
которая была заложена еще в конце XVIII века. Так, в 1839 г. на ней было
построено 56 судов. Почти все суда были примитивной конструкции и не
большой грузоподъемности. Многие из них могли плыть на море только при
попутном ветре. При боковом ветре их относило в сторону, и они обычно
бросали якорь. А даже небольшой шторм нередко заканчивался для некоторых из
них катастрофой: гибли люди и грузы. В 40-х гг. появились и первые пароходы
«Донец» и «Ростов», связавшие Ростов с Таганрогом. Первый из них был
построен в Англии, а второй – на Луганском литейном заводе. Серьезным
препятствием судоходству в низовьях Дона было обмеление его гирл. В
мелководье по ним было трудно пройти не только пароходам, но и небольшим
судам. В 50-х гг. XIX века бывали периоды, когда через гирла практически
было невозможно плавание судам, имеющим грузоподъемность свыше 1000 пудов.
Еще в 1834 г. под влиянием многочисленных прошений русских и
иностранных купцов новороссийский генерал-губернатор обратился к
правительству с ходатайством о проведении работ по очистке донских гирл. Но
практически работа по углублению гирл началась только в последней трети XIX
века.
С развитием торговли Ростовский порт становится крупнейшим в стране
речным портом. Самым оживленным местом в Ростове была его пристань,
протянувшаяся от устья Темерника до т. н. Нахичеванской межи. Вся ее
территория была занята складами для хлеба, леса, железа и других товаров. У
причалов стояли многие десятки судов. Тысячи грузчиков с утра до ночи
загружали и разгружали суда. Сотни подвод сновали вдоль берега.
Непривычного человека буквально оглушали грохот, скрип, крики людей, ржание
лошадей.
Несмотря на быстрый рост грузооборота, Ростовский порт в
техническом соотношении представлял тяжелую картину. Не было набережной,
специальных причалов и других необходимых гидротехнических сооружений. Из-
за отсутствия их суда не могли вплотную подойти к берегу. В зависимости от
уровня воды в Дону они отстояли от берега на 20 и даже 40 метров.
В 1843 г. новороссийский генерал-губернатор Федоров разрешил из
доходов Ростова ежегодно затрачивать 600 рублей серебром в год на
сооружение набережной. В Ростов для этого даже была командирована половина
состава Екатеринославской рабочей роты. Но, разумеется, такими средствами
нельзя было построить такое сложное гидротехническое сооружение, как
набережная.
В первой половине XIX века в Ростове значительного развития
достигла внутренняя торговля. В городе проводились две ярмарки, одна из
которых – Рождество-Богородицкая – была после знаменитой. Урюпинской
ярмарки самой крупной на юго-востоке страны. В 1845 г. на эту ярмарку было
привезено товаров почти на 3 млн. рублей серебром. Ростовская ярмарка
стягивала к себе сельскохозяйственную и промышленную продукцию из самых
различных районов страны.
На ярмарку доставлялись табуны необъезженных донских коней,
тысячи лошадей из Тамбова, Козлова и других мест. Кавалерийские полки
командировали на ярмарку своих ремонтеров для закупки лошадей. Но главное
место в ее привозе занимала продукция отечественной промышленности: красный
товар, т. е. Бумажные, шелковые и шерстяные изделия (ткани, платки и т.
д.). Затем шли металлические предметы, кожа, обувь и другие промышленные
товары. Яркое, красочное зрелище представляла сама ярмарка. Почти месяц с
21 августа по 15 сентября, каждого года на ней стоял сплошной гул
многотысячной и многоязычной толпы, одетой в самые необычные для здешних
мест национальные наряды.
В середине прошлого века в Ростове только в оптовой торговле
продавалось до 15 тыс. пудов сахара, на 350 тыс. рублей металлических
изделий. Ежегодно привозилось до миллиона пудов крымской соли и на 100 тыс.
рублей каменного угля. Ростов был крупнейшим рыбным рынком.
Значительная часть соли, угля хлеба и других товаров,
доставлявшихся в Ростов, привозились гужом. В Ростове сходились пять
крупнейших дорог того времени: Одесская, Бахмутская, Харьковская, Донская-
Кавказская и Черноморская. В городе скапливались многие тысячи подвод.
Сотни чумаков[1] увозили из Ростова донскую рыбу в центральные районы
страны, на Украину и даже в Польшу. В Ростов из Крыма они везли соль, с
Украины деревянные, гончарные и другие изделия. Весной и осенью, когда
наступало бездорожье, на время замирал и чумацкий промысел. Но и летом
некоторые дороги на долгое время оставались непролазными. Через Ростов
проходила главная дорога, соединявшая Центральную Россию с Кавказом и
имевшая большое экономическое и стратегическое значение. Когда наступало
половодье, водой заливалось огромное пространство между Ростовом и селом
Батайским (ныне г. Батайск). Сообщение поддерживалось кое-как с помощью
судов. Но когда вода сходила, даже самые мелкие суда не могли пройти по
многочисленным протокам, да и гужевой транспорт не в силах был преодолеть
грязь и топи, становившиеся местом обитания миллиардов комаров, которые
распространяли в городе малярию. Не случайно А. А. Скальковский писал:
«остающиеся от весеннего разлива топь и грязь заражают воздух и бывают
причиной (в Июне и Июле) тяжких горячек в Ростове».
В первой половине XIX века промышленность в Ростове была развита
слабо, хотя в сравнении с другими многочисленными городами страны, имевшими
в основном административное значение, он выглядел даже промышленным
городом. Декабрист А. Е. Розен, посетивший город в 1839 году отмечает в
своих записках: «Ростов богат различными заводами имеет верфь и
примечательную ярмарку». Одним из первых предприятий, возникших в Ростове,
была судостроительная верфь, на которой строились мелкие суда для речного и
морского каботажного судоходства. Затем появились лодочный и пивоваренный,
несколько салотопенных и несколько шерстомоек. В середине XIX в. для нужд
салотопенных отправлялись на убой до 13 тыс. голов скота. заводы
вырабатывали до 20 тыс. пудов сала.
В 1850 г. в Ростове было 9 шерстомоек. Самые крупные из них
принадлежали иностранным купцам. Шерстомойки, на которых было занято от 7
до 10 тыс. рабочих ежегодно перемалывали до 200 тыс. пудов шерсти. Часть
шерсти направлялась на экспорт, другая отправлялась на суконно-шерстяные
заводы страны. В 1846 г. купцом Яшенковым был основан первый в Ростове
чугунолитейный завод (ныне завод «Красный Дон»), а в 1850 г. в городе
числилось 53 завода и фабрики, которые произвели в том году продукции на
276 тыс. рублей. В их числе были 9 шерстяных, 5 кожевенных, 5 овчинных, 5
свечных, 3 салотопенных, 3 кирпичных, 3 табачных, 6 рыбоспетных фабрик и
заводов и т. д. Большинство из этих предприятий были мелкими мастерскими,
имевшими по нескольку рабочих. Только по недоразумению, а точнее –
вследствие крайнего несовершенства официальной статистики они были отнесены
в разряд заводов и фабрик. Не случайно поэтому другие официальные данные
сообщали о меньшем количестве промышленных предприятий в Ростове.
К началу 60-х гг. в городе Нахичевани, который к этому времени
территориально уже почти слился с Ростовом, было 40 промышленных
предприятий (2 табачных, 11 салотопенных, 5 хлопчатобумажных, 4 свечных и
т. д.). Все они были небольшие, с общим объемом производства 100 тыс.
рублей в год. Рабочих нещадно эксплуатировали: они работали от восхода до
захода солнца, а получали нищенскую плату. известно, что в 50-х гг. на
ростовских шерстомойках рабочие получали не более 20-30 копеек за длинный
летний рабочий день.
В Ростове проживало значительное количество ремесленников,
обслуживавших местное население. Так, в 1853 г. их в городе 650 человек,
почти две трети которых были сапожниками и портными. Большую часть
ремесленников составляли иногородние, т. е. Приехавшие в Ростов на
заработки. Много ремесленников было и в Нахичевани.
С ростом экономического значения Ростова рос и сам город,
увеличивалось его население. В 1809 г. в городе было 3 тыс. жителей, в 1823-
6594, в1833-8138, в 1841-9050, в 1850-10960, в 1860-17574. таким образом,
за 50 предреформенных лет численность населения Ростова увеличилась в 6
раз, причем в последнее десятилетие почти в двое. В действительности
населения было значительно больше. Официальная статистика не учитывала
пришлых людей, которых обычно было намного больше, чем постоянных. Так, в
начале 50-х гг., когда постоянное население города немногим превышало 11
тыс. человек ежегодно в город приходили на заработки до 15 тыс. постоянных
и пришлых жителей. Основную часть составляли государственные крестьяне
Центральной России, главным образом из Орловской и Курской Губерний, и одни
направлялись на шерстомойки, где работало до 10 тыс. человек, другие
находили заработок в порту, на рыбных промыслах и различных сезонных
работах.
По своему сословному составу постоянное население города являлось
мещанским. В 1850 г. из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419
человек, разночинцев – 1972 человека, крестьян 519 человек. Значительную
группу жителей Ростова составляли купцы и члены их семей. Так, купеческое
население города увеличилось со 117 человек в 1823 г. до 1065 человек в
1850 г. остальные сословные группы населения были невелики: дворян – 464,
духовенство – 61 человек и т. д. Все это дает основание сделать вывод, что
еще в середине прошлого столетия социальная структура населения Ростова
носила в большой степени буржуазный характер.
С 1784 г. крепость Св. Дмитрия вместе с Нахичеванью, Азовом и
Таганрогом входила в состав Мариупольского уезда Екатеринославского
наместничества, которое охватывало обширную территорию на юге страны. В
1796 г. наместничество было ликвидировано и все его уезды вошли в состав
огромной Новороссийской губернии. В 1797 г. эта губерния получила новое
административное деление: была разделена на 12 уездов, одним из которых был
Ростовский уезд. С этого времени Ростов становится уездным городом. Еще
несколько лет, вплоть до 1806 г. его уездные учреждения находились в
Таганроге, в то время самом крупном портовом городе на Азовском побережье.
В указе Александра I от 17 августа 1806 г. о переводе присутственных мест
из Таганрога в Ростов впервые наш город был назван Ростовом. Пост же его
стали называть Ростовом-на-Дону в отличие от Ростова Ярославского.
В 1802 г. огромная Новороссийская губерния была разделена на три:
Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую. Ростовский уезд вошел в
состав Екатеринославской губернии, и только в 1887 г. Ростов был передан
Области войска Донского. В 1811 г. город Ростов получил свой герб,
отразивший былое военное значение города. «В голубом поле башня,
изображающая преграду поставленную от набегов соседственных хищных народов
и поверхность нашу над ними, изображенную трофеем, поставленным из орудия
тех народов на красном поле», – так значилось в законе.
В начале XIX века Ростов был сравнительно небольшим городком, в
котором не насчитывалось и 1000 домов. В 1811 г. он получил генеральный
план утвержденный царем. По этому плану площадь города определялась всего в
246 Га. Он занимал узкую прибрежную полосу от левого берега речки Темерник
до нынешнего Ворошиловского. В то время на месте Б. Садовой улицы
простиралась степь без единой постройки. В 1823 г. в Ростове было 1015
домов, из них только 25 зданий из камня.
В 1845 г. царь утвердил новый генеральный план Ростова. Новый план
включил дополнительно 270 Га земли. Увеличение площади города более чем в
двое создавало благоприятные условия для роста Ростова. Наряду с
официальным выделением земельных участков под постройки на окраинах города
происходила самовольная застройка. В 50-х гг. XIX века Ростов имел 14 улиц,
в том числе 6 продольных и 8 поперечных и до 60 безымянных переулков. Одной
из самых оживленных продольных улиц была Почтовая (ныне ул.
Станиславского), на пересечении которой со Средним проспектом (ныне пр.
Соколова) находилась почтовая станция. Здесь всегда было людно. Другой
оживленной продольной улицей была Московская, ставшая затем главной улицей
города. Садовая улица считалась окраиной города.
За два с лишним столетия Ростов прошел большой исторический путь.
Судьба его теснейшим образом связана со всей историей нашей страны.
Список используемой литературы:
. Ростов-на-Дону исторические очерки;
Ростов-на-Дону; Ростовское научное издание;
1984 г.
. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.
. Советский энциклопедический словарь; издательство
«Советская энциклопедия»; Москва 1982 г.
———————–
[1] В XVI-XIX вв. укр. возчики соли, рыбы и т. п. гл. образом из Крыма на
Украину.