Игры в жизни османов

Реферат по истории Турции

Игры в жизни османов

ИГРЫ

Турецкое население в основной своей массе не проявляет большого пристрастия к групповым играм: природная степенность и следование религиозным предписаниям являются причиной отсутствия интереса к тому, что в наши дни мы бы назвали расслаблением, развлечением, хобби.
Мы также очень мало знаем о детских играх. Между тем, благодаря некоторым изображениям на миниатюрах, очевидно, что дети любили играть в шары, кости, с обручем и в бумажных змеев. В домах в большой комнате чаще всего свисают веревки, на которых дети, раскачиваясь, демонстрируют свою ловкость.
Во время больших гуляний для них сооружают качели на веревках или на досках, а также занимают их азартной игрой в турникет — на круглых досках с цифрами по кругу. Кроме того, возводят качели, состоящие из врытого в землю столба с колесом наверху, на концах свешивающихся веревок сделаны узлы или приделаны небольшие перекладины, прыгнув на которые с разбега, можно описывать круги. Наконец, дети любили мастерить небольшие повозки, которые по очереди катали.
Взрослые любят играть в нарды (гпавла) — они есть практически в каждой кофейне, в шахматы (сат-рапи), шашки, кости и в манджала («металка»). Играсостоит из продолговатой доски, похожей на шахматную, в которой проделано 12 углублений, по 6 с каждой стороны крышки. У каждого игрока по 36 камешков или ракушек. Играют по очереди, начиная с вольно выбранного углубления. Цель игры заключается в том, чтобы забросить максимум ракушек, четного количества, в последнее отверстие. Выигрывал тот, кто собирал их больше. Игра на деньги была запрещена.
В гаремах и парках женщины качаются на качелях и играют в жмурки. Комедия, трагедия, опера неизвестны османскому населению до XIX в., за исключением единичных частных спектаклей, организуемых, в частности, европейскими посольствами, находившимися в столице.
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ

В стране существовали традиционные игры, которые особенно любили среди высокопоставленных сановников и военных, поскольку напоминают им о древних кочевых традициях. Они тщательно готовились и сопровождались жертвоприношениями,процессиями, оркестрами и церемониями, на которых чествуют победителей.
Игры проводились в основном в столице, Стамбуле, несколько раз в год и организовывались обычно пажами и официальными лицами имперского дворца.
Прежде всего, это мужская, по определению, дисциплина — стрельба из лука, традиционно практиковавшаяся турками, особенно военными, с незапамятных времен. Изначально речь, конечно, шла о подготовке к предстоящему сражению (лук имеет еще значение на протяжении всего XVI в.); со временем же это стало соревнованием, в котором иногда даже участвовали знатные лица. Ведь такое выступление дает прекрасную возможность показать свою физическую силу и ловкость. В Стамбуле стрельба из лука проводится на холме, называемом Ок Мейданы, где о подвигах выдающихся ратников напоминают мемориальные стелы.
Джерид — это подобие боя, во время которого сотни всадников, разделенные на два лагеря, мечут друг в друга деревянные дротики. Для такой игры надо быть хорошим всадником. По ходу ее каждый участник или преследует другого, или уходит от погони. Всадник то пускает коня со скоростью стрелы, то ловко останавливает его, увертываясь от дротика или перехватывая его на скаку. Если же он упустил его, то, не спешиваясь и не останавливая коня, он просто нагибается и подхватывает его крюком, подвешенным к ленчику седла. В Стамбуле на площади Ипподрома турниры проводятся регулярно, что влечет за собой подготовку «команд» соперников, известных каклаханаджи («партия капусты») и бамияд-жи «партия бампи». Участники этих соревнований рискуют не только получить травму или увечье, особенно глаз, но и погибнуть, так как соперники целились прежде всего в голову. Эта игра была упразднена в Стамбуле в 1826 г. одновременно с ликвидацией корпуса янычар, но долгое время продолжалась в провинциях, вызывая интерес.
В османской традиции есть также игры матрак -пешие и менее опасные бои, с применением палки и щита, и томак — состязания на палках, к концам которых на веревке привязаны шары. Участники, стоя на земле или сидя на лошади, атакуют друг друга и стремятся вывести соперника из равновесия.
Кроме того, практикуются конные бега и соревнования, близкие к поло, называемые човгап.
Но любители спортивных соревнований проявляют интерес прежде всего к борьбе, гюреш, олицетворению мужества и храбрости. Речь идет либо о вольной греко-романской борьбе, унаследованной от Античности, либо о «борьбе на масле» (яглы гюреш). Согласно традиционной версии, эта борьба была введена в 1348 г. в память о военном походе сына султана Орхана, Сулейман-паши, во Фракию (другие считают, что дело в медицинской практике Анатолии, где тело смазывали оливковым маслом для защиты от комаров и, следовательно, от малярии). Ухватить смазанное оливковым маслом тело очень нелегко. Нужно, чтобы борец обладал поистине геркулесовой силой для того, чтобы провести прием — захватить шею, обхватить за пояс, подставить подножку, чтобы вывести соперника из равновесия и уложить его на лопатки. Схватка и подготовка к ней — особая церемония. Выходят обнаженные по пояс борцы, одетые в короткие кожаные штаны, киспет. Затем их тела поливают маслом, попадая и на штаны. Схватка мокрых и скользких бойцов происходит под звуки флейты и дробь барабанов. Выбиравшиеся вначале из янычар, борцы со временем образовали свою корпорацию, обосновавшуюся в Стамбуле.
Помимо конных игр и борьбы, турки почти не занимались другими видами спорта; кажется, даже плавание имело немного приверженцев, за исключением, быть может, принца Джема. Согласно летописцу Гийому Каурсину, «принц, прекрасный пловец, каждый день купается в море и без стеснения плавает на виду у всех» (Султан Джем).
СПЕКТАКЛИ И ЦЕРЕМОНИИ

Помимо обычных развлечений, распространенных в городах и за их пределами, османы имеют возможность принимать участие в самых различных мероприятиях:
народных спектаклях;
церемониях религиозного характера;
официальных церемониях.
Народные спектакли

В эпоху султанов некоторые улицы и площади находятся в постоянном оживлении. Самый распространенный и самый простой вид народных увеселений — вождение медведя, которым занимаются цыгане. Они бродят по улицам народных кварталов со своими медведями, которых держат на поводке и периодически заставляют танцевать под звуки тамбурина, после чего собирают деньги с собравшихся зрителей. Можно также посмотреть на бой верблюдов, баранов или петухов; если есть средства, то совершить прогулку верхом на лошади, осле или верблюде. Иногда можно набрести на выступление шутов, скоморохов, комедиантов, борцов, фокусников, акробатов, канатоходцев.
На какой-нибудь площади или в каком-нибудь караван-сарае можно также встретить сказителя (мед-дах). Он то исполняет старинные народные песни, аккомпанируя себе на длинной трехструнной гитаре (саз)у то рассказывает сказки в прозе и стихах, эпические легенды, любовные и романтические истории. Все искусство рассказчика заключается в том, чтобы произвести на публику впечатление — главное заворожить слушателя, заставить его переживать истории, которые он рассказывает. При помощи носового платка он деформирует рот, чтобы изменить голос, имитирует самые различные акценты и изображает характерные жесты всех народов империи. Даже если ничего невозможно понять из рассказа, достаточно обратить внимание на голос и жесты рассказчика, как свидетельствует европейский путешественник во второй половины XIX в.: «То он говорил подобно могущественному эфенди, то подобно мальчику, прислуживающему в бане; то он имитировал хриплый голос матроны, то изображал армянский, европейский, еврейский диалекты». То есть он одинаково хорошо играл как на акцентах, так и на стереотипах, свойственных различным этническим сообществам империи.
Другая категория народных поэтов состоит из так названных поэтов с сазом (саз шаирлери), потому, что они пели свои поэмы, аккомпанируя себе на сазе. Но, бесспорно, самыми популярными формами турецкого спектакля были орта оюпу и карагез.
Орта оюпу, или «игра посередине», представляет собой своего рода commedia dell’arte, когда актеры играют на сцене, образованной кольцом зрителей. На одной стороне стоят женщины, на другой мужчины. При такой игре может быть много актеров,декорации просты. Но для орта оюпу характерны два основных персонажа: Пишекяр, добрый мещанин, и Кавуклу, представитель простого народа, которые рассказывают друг другу невероятные истории, взятые из репертуара народных анекдотов.
Карагез — это полишинель турецкого театра теней. Буквально означая «черный глаз», это народное представление распространилось по всей Османской империи. Неправильно называемое «игрой китайских теней», это представление основано на манипулировании прозрачными фигурками из тонкой кожи или раскрашенного пергамента; фигурки с четко обозначенной шеей, запястьями, талией и ногами перемещаются с помощью палочки. Освещение происходит от зажженных свечей, и картинка проецируется на занавес. Два основных персонажа карагез— изысканный Хадживат («Задавака») и грубоватый Карагез, которые, как и персонажи орта оюиу, представляют собой респектабельного человека и простолюдина. Комичность спектакля основывается на противопоставлении этих двух героев. Появляются и другие действующие лица — пьяница, курильщик гашиша, еврей, армянин, араб, а также животные, чудовища, драконы, феи, джинны и т.д.
Эти два народных спектакля, основанные на спонтанной импровизации, неожиданности и простоте языка, представляют собой одно из самых известных развлечений, разыгрываемых ночами на протяжении месяца рамадана и во время крупных религиозных праздников. Эти спектакли подстраиваются под аудиторию; в зависимости от обстановки, они или смягчают или, напротив, усиливают критику общественных устоев, представляя их через истории своих персонажей. В XVIII в. они все больше выносят на сцену тяготы и невзгоды людей, взятые из повседневной жизни.
Церемонии религиозного характера

Как мы уже имели возможность подчеркнуть, население каждый год участвует в двух больших религиозных празднествах: «праздниксладостей» (шекер байрам), отмечаемый в конце месяца рамадана, и «день жертвоприношений» (курбан байрам). На протяжении семи дней, пока длятся эти два праздника, люди спокойно прогуливаются, обедают на лоне природы, посещают родственников. Улицы, обычно тихие по вечерам, заполняются массой людей, которые все едят и пьют под аккомпанемент повсюду играющей музыки: «за несколько минут турецкий город становится монстром в сто тысяч ртов, который заглатывает и пожирает», писал Теофиль Готье в XIX в.
Паломничество дает иные возможности для публичных празднеств. Отправление султанского каравана (махмал) и паломников в Мекку 12-го раджаби их возвращение на третьем месяце года празднуются всенародно. По возвращении каравана из странствия, например, украшаются дома, двери домов паломников окрашиваются в зеленый цвет, и каждый ищет у них благословения и заступничества.
Религиозный характер носят, по крайней мере в начале, и большие праздники, организуемые профессиональными сообществами и гильдиями. Они часто длятся по нескольку дней. Члены корпораций находят в этом возможность не только встретиться между собой, но и представить прохожим, посетителям и зевакам свою продукцию или привезенные товары.
Существуют также немусульманские праздники, не оставляющие безразличными другие сообщества. Эти торжества, связанные, как правило, с сезонными обрядами, служат для всех поводом для развлечений.
Наконец, в Стамбуле каждую неделю население присутствует на селамлик алайи — торжественный выезд кортежа султана, отправляющегося на пятничную молитву в Айя (Святую) Софию, старую византийскую базилику, превращенную в мечеть, или, с XVII в., в «Голубую мечеть» султана Ахмеда. Это всегда красочное зрелище. В этот день султан появляется из своего дворца верхом на лошади, с плюмажем на голове, окруженный придворной свитой, пажами в красивых красных ливреях, солдатами с луками и стрелами — символами власти. Султана сопровождают самые важные визири. Это еженедельное шествие является политическим актом наибольшей важности, поскольку, появляясь перед подданными и иностранцами, султан свидетельствует, что он жив и что по-прежнему связан с народом. Он, таким образом развеивает подозрения и самые дурные слухи (насильственная смерть, заговор и т.д.), гарантируя стабильность империи.
Официальные церемони

Большие народные гуляния, главным образом в Стамбуле, имеют место по случаю важных событий: отправление армии в дальний поход, празднование победы османских войск, рождение или обрезание княжеского наследника, женитьба сановника на женщине из монаршего рода, приезд королевского гостя и т.д. Эти имперские празднества иногда длятся неделями: 50 дней и 50 ночей, например по поводу обрезания сына Мурада III (1574—1595), шахзаде (принца) Мехмеда в 1582 г. Бывает также, что торжества специально устраиваются после неудачных военных кампаний или после поражения османской армии в целях отвлечь внимание подданных султана и скрыть от народа настоящий исход битвы.
Каждый год 6 мая население Стамбула обычно собирается при отплытии османского флота. Корабли «великого адмирала» и офицеров флота медленно проплывают по Золотому Рогу, от арсенала до шатра султана на воде. Султан вручает им кафтаны, желает успеха и счастливого плавания.
Затем флот отправляется в инспекционное турне и для сбора дани к островам Эгейского моря. Необходимым атрибутом этих торжеств, длившихся обычно три, пять или семь дней, является яркое освещение дворца султана, города и мечетей, украшение лавок, магазинов, базаров и рынков. Над Босфором и над бухтой Золотой Рог звучат пушечные выстрелы и вспыхивают фейерверки.
Во время этих больших праздников простой народ непосредственно участвует в увеселениях. Публику развлекают играми, в которых заняты танцовщицы и музыканты, клоуны и акробаты, фокусники, скоморохи, канатоходцы, жонглеры и акробаты самого разного происхождения (турки, арабы, персы, греки, армяне, цыгане); с большой ловкостью они исполняют тысячи опасных и невероятных номеров и трюков. Можно также посмотреть соревнования по стрельбе, конные бега, бои животных или дрессировку медведей и собак. Борцы демонстрируют свою физическую выносливость, играя железными мускулами, ударом кулака разбивают бронзовые брусья, носят на голове тяжелые деревянные столбы. Они разбивают камень надвое о грудь напарника, держат на плечах по девять человек.
Все эти празднества дополняются эффектными и колоритными процессиями, когда, например, на повозки взгромождены сахарные фигуры (иахил) примерно в метр высотой, изготовленные в виде животных, памятников и миниатюрных моделей искусственных садов. Раздается еда: горячий отварной рис схлебом, куски жареной на вертеле говядины; во время зимнего праздника «халвовые посиделки» {«хелва сохбетлери») в ходе разговоров и чтения стихов раздается лакомство, называемое хелва (халва).
На официальных церемониях присутствует армия, различные религиозные группы и ремесленные корпорации, делегации которых собираются организованными группами. Богато одетые, они каждый день после полудня проходят в строгом порядке по просторной площади Ипподрома (Ат Мейданы).
Ремесленники горды и счастливы возможностью продемонстрировать султану свои инструменты и образцы продукции, лежащие на повозках, запряженных лошадьми или волами. Когда проходит корпорация (эсиаф) булочников, одна из повозок представляет мельников, перемалывающих зерно на миниатюрной мельнице; на другой булочники показывают, как пекут хлеб в печи.
Полученные муку и хлеб тут же преподносят султану и раздают толпе. Такие шествия длятся много дней; между тем всего четырем или пяти корпорациям разрешено участвовать в процессиях каждый день; так, по случаю обрезания сына Мурада III, принца Мехмеда, в 1582 г. парад 181 корпорации начался 11 июня, а завершился лишь 6 июля! Конечно, такие торжества носят исключительный характер, поскольку требуют огромных расходов от правительства и корпораций.
Литература

1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. — С.Пб. : Наука, 1999. — 189с.
2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. — Изд. испр., доп. — М. : АСТ, 2000. — На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3 : Новая история. — М. : АСТ, 1999 — 719с.
3. Коллас. История Турции. — К.; М. : ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.
4. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с
5. Васильев Леонид Сергеевич. История Востока: В 2 т.:Учеб. по спец. "История" — М. : Высш.шк., 1998. — 495с. Т. 1 — М. : Высш.шк., 1998 — 495с.