Рассматривая особенности развития права в тот или иной период истории нельзя не уделить внимания государственному строю
, так как право формируется при непосредственном участии государства. Прежде всего роль государства в обеспечении реализации права заключается в охране права и господствующих правоотношений. Кроме этого, можно выделить три основных направления деятельности государства, в которых ярко выражена роль государства:
· осуществление правотворческой деятельности – государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наиболее рациональную юридическую .форму, то есть таким образом придает отношениям всеобщий характер;
· санкционирование государственных норм, которые не имеют прямого государственного характера;
· признание юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшиеся и существующие отношения.
Важным элементом формы государства является политический (государственный) режим. Политический режим
в России конца XVII – начала XVIII вв. можно характеризуется следующими признаками:
· всеобщая и мелочная регламентация всех сторон жизни и деятельности подданных;
· грубое прямое принуждение к исполнению регламентов;
· всеобщий контроль (слежка) за населением со стороны государственных органов;
· крайне широкие полномочия органов управления, прежде всего, полиции, которым предоставлялось безграничное право вмешиваться в жизнь людей;
· отсутствие или крайнее ограничение политических прав, свобод, общественной самодеятельности подданных.
Регламентация экономики, а также общественной и личной жизни подданных шла как путем издания многочисленных законодательных актов, так и появлением большого количества предписаний, исходивших от органов управления. Такие предписания в России, хотя и провозглашались от имени царя (императора), часто делались произвольно. Это происходило из-за того, что законодатель не в состоянии был во всех случаях быстро реагировать на различные ситуации. Громадный законодательный материал уживался с бюрократическим произволом. Самодержавное государство отнимало всякие свободы у подданных и, чтобы держать их в подчинении, ужесточало требования и санкции за неисполнение предписаний органов власти. Вся политическая жизнь сосредоточивалась в деятельности государства. Каких-либо оформленных партий, легальных общественно-политических организаций не существовало. Политическая система была практически равна государству, а политический режим сводился к государственному режиму. Форму правления, утвердившуюся при Петре I, можно определить как абсолютизм.
Анализ многочисленных определений позволяет сделать однозначный вывод о том, что абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в стране находится всецело в руках монарха, не ограниченного в осуществлении государственно-властных полномочий никакими легальными органами или должностными лицами. Абсолютный монарх является единоличным законодателем, возглавляет всю исполнительную власть и вооруженные силы, а также судебную систему, распространяет свое управление на официальную церковь. Абсолютному монарху никто не может официально диктовать волю, давать ему обязательные советы, требовать от него каких-либо действий или контролировать его деятельность.
Абсолютизм в России назывался самодержавным. Первым самодержцем стал Петр I. В конце XVII в. он становится единственным полноправным царем. Царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Государственный механизм превращался в чиновничье-бюрократическую пирамиду, на вершине которой был самодержавный царь. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени.
После успешного для России окончания Северной войны и заключения Ништадского мира высшие после царя органы духовного и светского управления – Синод и Сенат преподнесли Петру I титул императора. Постепенно этот титул был признан и зарубежными монахами. За императором сохранялись и все прежние титулы.
Начало процессу модернизации положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Сразу же по вступлению на престол Петр I приступил к реформам, преследуя цель создания мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем.
Во второй половине XVII в. постепенно прекращаются созывы Земских соборов, в начале XVIII в. угасает Боярская Дума. Устраняется и духовный противовес царя. Церковными делами руководил поставленный царем “местоблюститель”, которого сменила Духовная коллегия. Ее образование символизировало превращение церковного управления в одну из отраслей государственного управления, а, следовательно – свидетельствовало о подчинении церкви царю.
Боярская Дума, обычно осуществлявшая законодательные, исполнительные и судебные функции совместно с царем, а при его отсутствии – самостоятельно, в конце XVII в. теряла свое значение, а в XVIII в. перестала существовать. Появилась необходимость создать новый орган управления общей компетенции. Таким органом стал Правительствующий Сенат, который Петр I учредил в 1711 г. при отбытии в Прутский поход. Сенат был коллегиальным органом, с присутствием из 9 сановников – в основном среднего уровня. Руководители коллегий временно включались в состав Сената при создании этих органов управления, дольше других в Сенате состояли президенты трех важнейших коллегий – Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел. Сенат стал высшим после царя органом управления общей компетенции и суда. Все центральные и местные органы управления были подчинены Сенату. Он принимал и нормативные указы, но только на основании царских повелений, то есть его нормотворческая деятельность была подзаконной. В целях пресечения злоупотреблений и волокиты при Сенате учреждается должность генерал-ревизора, просуществовавшая 3 года. В 1722 году вводится должность генерал-прокурора, который стал не только контролировать деятельность Сената, но и возглавил всю систему прокуратуры. Председательствовали в Сенате сам царь или назначенный в качестве первоприсутствующего один из сенаторов, а позднее – также генерал-прокурор или обер-прокурор. Все вопросы решались членами Сената коллегиально, решения принимались по большинству голосов.
Деятельность центральных учреждений, оставшихся в Москве, направлялась и контролировалась Московской конторой Сената. При Сенате создавались также подразделения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления:
· Герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером – вела учет дворян, ведала их службой; распределяла по учреждениям чиновников;
· Рекетмейстерская контора, ведавшая разрешением жалоб на волокиту дел в Сенате.
При Сенате был генерал-фискал, который возглавлял широко разветвленную сеть фискалов, выявлявших злоупотребления должностных лиц. Делопроизводство осуществлялось в сенатской канцелярии, возглавляемой обер-секретарем. Непосредственное исполнение различных решений Сената производилось сенатским экзекутором.
Важнейшими органами центрального отраслевого управления были коллегии. Они частично сменили устаревшие приказы. В коллегиях все дела решались присутствием, которое состояло из президента, вице-президента. 4-х советников и 4-х ассесоров. Порядок рассмотрения дел в коллегиальных учреждениях определялся Генеральным регламентом, изданным в 1720 г. При создании коллегий принимался во внимание опыт иностранных государств, однако без простого копирования. С 1717 по 1722 г. были созданы Военная и Адмиралтейская коллегии, Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Берг-коллегия (ведала горным делом), Мануфактур-коллегия (возглавляла легкую промышленность), Коммерц-коллегия (руководила торговлей). 3 коллегии: Камер-, Штатс-Контор-, Ревизион- ведали финансами, а соответственно доходами, расходами денежных средств казны и контролем за этим. юстиц-коллегия ведала судебным управлением и надзором, Вотчинная коллегия – дворянским землевладением.
Под давлением высшего духовенства, Петр I в 1722 г. вместо Духовной коллегии создает Святейший Правительствующий Синод, который уравнивается в правах с Сенатом и подчиняется непосредственно царю. Структура и деятельность Синода была похожа на коллежскую. Постоянный надзор за его деятельностью осуществлял обер-прокурор, который в отличие от членов синода не являлся духовным лицом. Так церковь превратилась в государственный орган и была им вплоть до 1917 г.
Компетенция коллегий была четко разграничена, но они не охватили всего государственного управления. Создавались постоянные и временные канцелярии, сохранялись отдельные приказы, в которых было единоначалие. Канцелярии представляли собой самостоятельные учреждения, а не исполнительные подразделения Сената и коллегий. Они были и единоначальными (Ямская, Аптекарская и др.), и коллегиальными (тайная, Полицмейстерская). Коллегиальные канцелярии по структуре и значению приближались к коллегиям, но не имели такого же четкого регламентирования.
Государственное устройство характеризовалось дальнейшей централизацией Российского государства. Губернской реформой 1708 г. было ликвидировано различие в управлении русскими землями.
Местное управление в стране подверглось реорганизации. В 1702 г. были ликвидированы органы самоуправления, олицетворявшие на местах сословное представительство. Их функции были переданы воеводам, в помощь которым учреждался совет из дворян.
В 1708 г. страна была разделена на 8, а в 1719 г. – на 11 губерний, которые делились на провинции, а те – на дистрикты. Во главе губерний были поставлены губернаторы или генерал-губернаторы, в ведении которых были все вопросы управления на местах. При губернаторах были должностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления: обер-комиссар, обер-комендант, обер-провиантмейстер, ландрихтер и др. Провинции возглавляли воеводы. Финансовыми вопросами в провинциях ведали земские камериры, в подчинении которых были земские комиссары. Дистрикт возглавлял комиссар, подчиненный воеводе и земскому камердиру. Все должностные лица имели в подчинении канцелярских служителей.
Таким образом создавался громадный бюрократический аппарата местах, дорого стоивший государству, которое постоянно испытывало денежный голод.
С 1718 г. Петр I проводит реформу городского сословного управления. В Петербурге учреждается Главный магистрат, который кроме управления столицей должен был возглавить все самоуправление в городах, где учреждались магистраты и ратуши. эти учреждения должны были избираться постоянными жителями городов, а президент и вице-президент Главного магистрата назначались царем.
Органы сословного управления горожан должны были заботиться о развитии промышленности и торговли. Однако, в лучшем случае, они собирали подати с горожан, ведали внутренними делами купечества.
Важнейшее значение в государственном аппарате самодержавной России играла полиция. При Петре I начинается создание регулярной полиции. В 1718 г. в Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера, при котором создается полицмейстерская канцелярия, ставшая после учреждения полицмейстерской канцелярии в Москве в 1722 г. Главной.
Слово “полиция” тогда понималось широко. Кроме соответствующего государственного органа, этим термином обозначалась и деятельность государства по внутреннему управлению. “Полиция” отождествлялась с “администрацией”.
В первой четверти XVIII в. в России создается и новая система политического сыска. Руководили расследованием политических дел царь и Боярская Дума. Политическим сыском занималась собственная канцелярия царя. Пришедший к власти Петр I совершенствует политический сыск. с конца XVII в. органом политического сыска становится Преображенский приказ. ставший в начале XVIII в. в этом деле центральным и общегосударственным учреждением. Для расследования дел создавались “майорские канцелярии”. В 1718 г. была образована Тайная канцелярия, которая стала вторым постоянно действующим центральным органом политического сыска. Она была независима от Преображенского приказа, разбирала политические дела в новой столице и на прилегавшей к ней территории под непосредственным руководством Петра I.
Широкое распространение корыстных должностных преступлений обусловило создание специальной карательной службы – фискалата. Этот институт, заимствованный из Пруссии, в России появился одновременно с созданием Сената, как его подразделение. Возглавлял фискальную службу вначале обер-фискал, позднее – генерал-фискал, которые не только информировали Сенат о выявленных ими злоупотреблениях по службе, но и тайно следили за членами и служителями Сената. Назначаемые из незнатных семей, стимулируемые за доносы половиной налагаемого на виновных штрафа и освобожденные от ответственности за недоказанный донос, а также пользуясь личной поддержкой царя, фискалы были опасны чиновникам и крайне непопулярны в бюрократической среде. Даже Петр I признавал, что чин фискала “тяжел и ненавистен”. Их пытались опорочить, устраняли из Сената, подчиняли Юстиц-коллегии, а с учреждением прокуратуры фактически передали в ее подчинение.
Прокуратура была учреждена в 1722 г. Она создавалась как гласный высокопоставленный, особо доверенный царю, централизованный государственный орган надзора.
Прокуроры, как фискалы, не могли принимать самостоятельных решений, но, осуществляя жесткий и всеобъемлющий надзор за коллегиальными учреждениями, они должны были в условиях абсолютизма корректировать недостатки коллегиальности. Становление прокуратуры при Петре I не было завершено, но этому государственному органу была предназначена долга и сложная жизнь.
При Петре I проводилась и судебная реформа, которая заключалась в отделении суда от администрации. Вначале в губерниях были учреждены единоличные судьи. В 1719 г. их заменили надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и ассесоров. Тогда же в провинциях были учреждены нижние суды, а в городах, не являвшихся губернскими или провинциальными центрами – единоличные судьи. Создаваемую судебную систему возглавляла Юстиц-коллегия.
Однако, судебная реформа была неудачной. Обособленные от администрации суды на местах были созданы не повсюду, а уже созданные были фактически подчинены губернаторам и воеводам. которые часто и председательствовали в судах. В 1722 г. нижние суды были упразднены, а судебные функции в провинциях переданы присутствию в составе воеводы и ассесоров. Судопроизводство продолжали осуществлять Сенат и сам царь, все коллегии, Преображенский приказ, Тайная, полицмейстерские и иные канцелярии, а также другие государственные учреждения по делам, отнесенным к их административной или розыскной компетенции, и в отношении подвластных им лиц.
С созданием регулярной армии и военно-морского флота создается военная судебная система.
Как и ранее, обособленным оставался духовный суд, совпадавший с органами церковного управления. Были также коммерческие суды. Суд и расправу в отношении крепостных крестьян осуществляли помещики и назначенные ими лица.
Судебные и административно-полицейские учреждения имели, как правило, свои или совместные тюремные и арестантские заведения: “колодничьи избы” и “палаты”, “чуланы”. В них содержались задержанные, подозреваемые в правонарушениях, производилось расследование. Труд заключенных, как подследственных, так и осужденных, широко использовался, для того чтобы компенсировать расходы по их содержанию и возместить ущерб от преступлений.
Ведение длительных и тяжелых внешних и внутренних войн ускорило создание в России регулярной армии и военно-морского флота. Петр I ускорил проведение военной реформы. Началась бурная деятельность по созданию нового типа армии. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов.
В условиях громадных расходов на ведение войн, строительство флота, содержание армии и увеличивавшегося государственного аппарата, возведение городов, сооружение портов и промышленных предприятий, а также субсидирование ряда неудачных внешнеполитических акций финансовая система страны была во все возраставшем кризисе. Основной финансовой реформой, осуществленной Петром I, была замена в 1718 г. подворного обложения подушной податью. Проводились ревизии для установления правильности учета податного населения. Значительный доход казне давали питейные сборы, основанные на винной монополии государства. Вводились иные всевозможные налоги, сборы, пошлины. Широко применялись штрафы за различные правонарушения – например, по копейке за квадратную сажень не подметенной возле дома улицы.
Большие надежды в достижении своих целей Петр I возлагал на развитие отечественной промышленности. Инициатором ее развития, как правило, выступало государство. 43 % основанных к концу XVII – началу XVIII вв. промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Половина предприятий предназначались для снабжения армии и флота. Основывались суконные, полотняно-парусные и др. промышленные предприятия. В царствование Петра I текстильная промышленность была создана заново. Купцы, строившие заводы, получали льготы.
Для управления купцами и ремесленниками Петр I создал сначала Бурмистровскую палату, потом главный магистрат, который должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Введение цехов – свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Однако, цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.
Активная внешняя политика России обусловила развитие дипломатического аппарата. Создаются постоянные представительства, хотя и не на взаимной основе. В 1701 г. было шесть постоянных дипломатических миссий и один специальный агент России за рубежом. В 1719 г. к ним прибавляется еще 7 постоянных миссий и семь агентств. в России к 1781 г. было 11 иностранных дипломатических резидентов.
В первой четверти XVIII в. завершается централизация государственного механизма России. Вся ее государственная машина выстраивается в виде сложной иерархической пирамиды, на вершине которой был самодержец, а своим широким основанием тяжело давила на народ. Процесс бюрократизации государственного аппарата достигает высокой степени, формируется он на чиновниче-дворянской основе. Официально обеспечивая интересы государства и самодержавного государя, на практике это был бюрократический монстр, оторванный от народа и утративший формальное представительство от господствовавших сословий, все больше превращающийся в особую касту со своими корпоративными интересами.