Использование тотемов в погребальном обряде Японии (со II тыс. до н.э. – до IX в. н.э.)

  Стронина О.Н. В Восточной Азии происходили процессы интеграции, которые можно проследить и в погребальной культуре, что, в свою очередь, влекло за собой и изменение первоначальных тотемных образов. Тотем, изначально являлся священным животным рода, кровь которого символизировала единение рода. Пока текла кровь в животном – существовал род. Достаточно регулярно встречаются они в погребениях, как зажиточных японцев, так и бедноты. Так, например, при проведении раскопок на севере Японии было обнаружено более 200 тотемов драконов и тигров [1, с. 59]. Аналогичные японским тотемные образы встречаются в индийских и тайваньских погребениях [6, с. 87]. Создается впечатление, что Большая Восточная Азия в культурном плане основывалась на сходстве первобытно-религиозных представлений. Однако при более глубоком анализе мнение это оказывается обманчивым. С одной стороны, использование тотемов в погребальных обрядах II тыс. до н. э. – IX в. н. э. действительно имело место, с другой стороны, назначение тотемов изменялось. Известно, что в начальном понимании тотемизм подразумевал запрет на убийство тотемного животного. Однако в погребениях IV-IX вв. археологами обнаружены шкуры, зубы когти не только тех животных, которых род или династия считали тотемными, но и целого ряда других. Объяснение этого явления есть в японских источниках. Распространенным было представление, что дух предка должен был уйти из земной жизни вместе с умершим человеком, чтобы встретить его в загробном мире [2, с. 61]. Это свидетельствует о том, что произошла определенная трансформация представлений, вероятно, вызванная распространением буддизма и, в частности, его учения о переселении душ. В Японии тотем превратился в элемент погребального обряда, где являлся лишь помощником в преодолении испытаний души и выполнял посредническую миссию между человеком и загробным миром. В «Манъёсю» (источнике IX в.) есть сведения о погребальном обряде средневековой Японии: «…Умерла Сакурако. Отец передал ее тело богам, но не забыл сопроводить ее в мир смерти силой тигра и убил он тигра, и обращался к прародителю с просьбами о доброй участи дочери» [4, с. 97]. В буддизме традиционно лотос сопровождал Будду с момента достижения им нирваны. Особое значение этого цветка состояло в его предназначении: лотос должен был вдохнуть святость в Будду, чем объясняется правило, требовавшее хоронить тело Будды только с цветами лотоса [3, с. 64]. Япония, расположенная на окраине мировых культурных и религиозных традиций, сохраняла приверженность первобытным ритуалам. Это отразилось и на погребальном обряде. Так в захоронениях могущественных японских правителей присутствует атрибутика тотемизма. С распространением на японских островах буддизма, он впитал тотемистические элементы. Погребения монахов сопровождались изображениями и фигурами тотемов птиц и рыб. Согласно распространенным представлениям, они в Загробный мир попадали не по земле, а по воде или воздуху: «Монахи и демоны, прибегают к высшему, почитаемому богами и людьми — великославному, лишь по воде (воздуху), где они, без пыли, пополняют сонмы богов» [4, с. 15]. Дальнейшее развитие этой линии можно найти в постулатах дзэн- буддизма, придавшего японским обрядам необычайную утонченность, четкую знаковость, ставшую своеобразной нитью между прошлым и будущим. Жители Страны восходящего солнца, впервые познакомившись с тотемизмом в конце XIX в. до н.э., сохранили ему приверженность до сих пор. Население этого древнего островного государства на протяжении более 1500 лет было верно своему традиционному погребальному обряду (который подразумевает и наличие тотема), дошел до нас в наиболее упрощенном своем виде – тотеме – символе. Список литературы Андреев В. Под знаком огня и тигра // Наука и религия. – 1985. – № 12. – С.59-60. Барский К. Японская грамота жестов // Азия и Африка сегодня.—1998.- №6. – С. 61-65. Буланова Н. Амулеты и талисманы. // Азия и Африка сегодня. -1993. – № 4. – С. 4-9. Волхова А. А. Русский комитет для изучения Восточной Азии. //Проблемы Дальнего Востока. – 1977. – №1.- С. 15-17. Маньёсю, пер. Лидова Н. Р. – М., 1999. – 213 с. Танников К.Л. Представление о жизненной силе в Японии. //Этнографическое обозрение. – 1997. № 3. – С. 17-19.