Лекция
по курсу «Военная история»
по теме
Созданиевнутренних войск и их деятельность в 1917 – 1941 гг.
Содержание
Введение
1. Исторические предшественникивнутренних войск до 1917 г.
2. Создание внутренних войск и ихслужебно-боевая деятельность в 1917 — 1941 гг.
Заключение
Введение
Профессиональныепраздники военных свидетельствуют о том, что защитники Отечества верныисторической памяти. Практически все рода войск Вооруженных Сил России имеютсвои праздники. До 1986 года внутренние войска в этом плане оставались как быобделенными. Хотя в истории становления и развития внутренних войск есть дата,которая и начала отсчет существования внутренних войск России — 27 марта 1811года, с которой в дореволюционный период велся отсчет истории российских войскправопорядка.
Специальные вооруженныеформирования России, именуемые сейчас внутренними войсками, имеют многовековуюисторию, неразрывно связанную с основными этапами государственногостроительства. История строительства внутренних войск в дореволюционной Россиив недавнем времени не была исследована. Дело ограничивалось отдельнымипубликациями справочного характера. Между тем эта проблема носит на сегодняшнийдень актуальное значение. И только история развитие войск в СССР была более илименее изучена, о чем говорят многие публикации, монографии, различные сборникиматериалов о внутренних войсках.
Давайте же, на даннойлекции попытаемся перелистать страницы истории войск правопорядка.
1. Исторические предшественникивнутренних войск до 1917 г.
Этап становления иразвития военно-охранительной системы дореволюционной России связан сзаконодательным оформлением внутренней стражи. Военная угроза со стороныФранции потребовала в начале XIX в. усилить внутреннюю безопасность государства,укрепить ею границы, улучшить подготовку рекрутов, повысить уровень всейвнутренней службы. По этим причинам принимаются решения о ликвидациисложившейся децентрализации управления военно-охранными подразделениями, овключении их в состав вооруженных сил и подчинении единому центру — Военномуминистерству. Издаются три императорских указа. Первым, от 16 января 1811 г.,все местные формирования, подчинявшиеся гражданской администрации, передавалисьв военное ведомство. Вторым, от 17 января 1811 г, на базе гарнизонныхбатальонов формировались полки и полубатальоны с целью пополнения армии иукрепления внутренней безопасности. 52 гарнизонных батальона выделяли по трироты наиболее крепких солдат, из которых формировались 13 армейских полков. Оставшиеся52 роты объединялись с губернскими ротами в двухротные гарнизонныеполубатальоны для несения внутренней службы
Третьим, от 27 марта 1811г, определялся порядок службы военных инвалидов. Указом они подразделялись на 3разряда: подвижных, служащих и неспособных. Подвижными инвалидами былосформировано 15 рот, 18 из которых передавалось для обслуживания армейскихгоспиталей, а 17 оставалось в местах своей дислокации. Служащие инвалидынаходились в составе нештатных команд. Эти команды переводились в губернскиегорода, переформировывались в губернские роты и вливались в гарнизонныеполубатальоны, которые становились трехротными. Неспособные инвалиды состоялина всех видах довольствия и находились в распоряжении командиров гарнизонныхподразделений. Названные указы явились правовой основой создания внутреннейстражи. Ее статус и пределы полномочий были определены Положением длявнутренней стражи, утвержденным 3 июля 1811 г. В соответствии с Положением вкомпетенцию внутренней стражи входило: подготовка рекрутов, несение караульнойслужбы; борьба с контрабандой, обеспечение сбора податей, недоимок, исполнениесудебных приговоров, преследование и задержание преступников, беглых,дезертиров, арестованных, пленных, их конвоирование; усмирение волнений, поддержаниепорядка в присутственных местах при проведении праздников, борьба с пожарами, споследствиями стихийных бедствий и некоторые другие обязанности.
Как видно из Положения,внутренняя стража представляла собой военную силу, наделенную полицейскими функциями.Однако отношения ее с полицией оставались не отрегулированными. Ворганизационно-штатную структуру внутренней стражи входило 8 округов, войскакаждого из которых размещались на территории 4 – 8 губерний; 20 бригад, по 2 — 3 в каждом округе; 46 батальонов по 2 — 3 в бригаде, численностью свыше 700человек каждый. Количество рот в батальоне в разное время было неодинаковым (3- 4 роты). Списочный состав роты включал 4 обер-офицера, 11 унтер-офицеров, 150рядовых, 3 барабанщика. Кроме них штатом предусматривалось иметь денщиков инестроевых военнослужащих, священников и лекарей не полагалось. Необходимоотметить, что за полвека до образования в Российской империи военно-окружнойсистемы управления внутренняя стража ее не имела. Размещение округов было произведенотаким образом, что места их дислокации охватывали всю европейскую территориюстраны. 1-й округ (место пребывания окружного генерала — Новгород) имел в своемсоставе Санкт-Петербургскую, Рижскую и Петрозаводскую бригады, 2-й округ(Тверь) Псковскую и Витебскую бригады, 3-й округ (Калуга) — Смоленскую иВиленскую бригады, 4-й округ (Орел) Черниговскую и Белостокскую бригады, 5-йокруг (Курск) — Харьковскую и Житомирскую бригады, 6-й округ (Екатеринослав)-Херсонскую и Каменец-Подольскую бригады, 7-й округ (Ярославль) – Вологодскую,Вятскую и Нижегородскую бригады, 8-й округ (Воронеж) Рязанскую, Саратовскую,Симбирскую и Георгиевскую бригады. В Москве, Архангельске, Казани, Оренбурге,Астрахани, а также в Сибири и на Кавказе находились гарнизонные полки ибатальоны, остававшиеся в подчинении военных губернаторов и местныхкомендантов. Одним из самых крупных был Московский гарнизон внутренней стражи,которым командовал генерал от инфантерии Н.П. Архаров. До реформирования онимел в своем составе 8 батальонов. В 1811 г в него влилось 12 инвалидных командиз подмосковных уездных городов. В годы Отечественной войны 1812 г. изпригодных к строевой службе солдат гарнизона были сформированы Московский,Тульский, Калужский, Бородинский и Тарутинский пехотные полки. Оставшимсяличным составом был укомплектован Московский гарнизонный батальон внутреннейстражи. С войсками Наполеона сражались и губернские батальоны внутреннейстражи, дислоцированные в западной части Российской империи.
В 1816 г все части иподразделения внутренней стражи по именному указу императора были сведены вОтдельный корпус внутренней стражи, командиром которого назначается граф Е.Ф.Комаровский, до этого занимавший должности инспектора внутренней стражи — помощника военного министра и личного генерал-адъютанта Александра I (в 1828 г- генерал от инфантерии). В разное время в составе Отдельного корпусавнутренней стражи находилось от 9 до 12 округов внутренней стражи, включавшихдо 50 гарнизонных батальонов. Командовали корпусом после ушедшего в отставку в1828 г. Е.Ф. Комаровского генерал от артиллерии П.М. Капцевич, генерал отинфантерии К.П. Рейбниц, генерал-лейтенант А.Л. Тришатный, генерал отинфантерии Н.И. Гартунг и генерал от кавалерии В.ф. фон дер Лауниц. Военнымведомством в 1817 г. вводится этапная система сопровождения арестантов. Дляконвоирования осужденных по установленным этапным трактам создаются этапныекоманды, которые включаются в состав батальонов внутренней стражи. В штатекоманды были один офицер, два унтер-офицера, один барабанщик, 25 солдат. Каждойкоманде придавалось по 4 городовых казака. В соответствии с Уставом об этапахкоманды размещались по трактам через одну станцию. Движение по главномусибирскому тракту осуществлялось от границ Пермской и Тобольской губерний и далеена восток через Тобольск, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск. Сопровождавшаяарестантов команда двигалась по своему этапу два дня с ночлегом напромежуточной станции. На границе этапов происходил обмен партиями осужденных ив течение также двух дней с ночлегом на промежуточной станции команда следовалаобратным маршрутом. Протяженность этапов устанавливалась в 16 — 25 верст (1верста — 1,07 км) Аналогично сибирскому тракту производилось этапированиеарестантов и по другим трактам России. В том же году в составе 0тдельногокорпуса внутренней стражи формируются жандармские подразделения в обеихстолицах, губернских городах и портах, предназначенные для решениявоенно-полицейских задач методом быстрого реагирования. Жандармские дивизионы,численностью в 334 человека дислоцировались в Санкт-Петербурге, Москве иВаршаве. Жандармские команды численностью в 31 человек находились в 56 городах.С образованием Отдельного корпуса жандармов, подчиненного III отделениюСобственной его императорского величества канцелярии, дивизионы и командынекоторое время продолжали находиться в составе Отдельного корпуса внутреннейстражи, но в 1836 г были переподчинены Отдельному корпусу жандармов.
В 1818 г при соляных промыслах длянесения караульной службы создаются инвалидные команды, которые причисляются квнутренней страже. Всего в составе Отдельного корпуса внутренней стражи было 5таких команд. Устанавливался общий и частный порядок комплектования внутреннейстражи. Общим порядком один раз в год после инспекторских смотров армейскихполков все непригодные к строевой службе направлялись по месту их призыва враспоряжение внутренних батальонов. Частным порядком такое откомандированиеосуществлялось один раз в месяц после выписки военнослужащих из госпиталей. В свою очередь Отдельный корпус внутренней стражи одинраз в год передавал рекрутов гражданским ведомствам для службы полицейскими,пожарными, объездчиками, почтальонами и для охраны банков. В середине 50-хгодов XIX в. в Отдельном корпусе внутренней стражи состояло 52 гарнизонныхбатальона, 2 полубатальона, 564 инвалидных, 296 этапных и 5 соляных командобщей численностью 145 515 чел. Это были наиболее трудные годы в жизни идеятельности внутренней стражи. Она, как и вооруженные силы в целом, нуждаласьи коренном реформировании. Крымская война 1853-1856 гг. показала неспособностьвнутренней стражи в полном объеме выполнять функцию резерва регулярной армии,которая сводилась лишь к формированию дружин ополчения. Остаточный принципкомплектования Отдельного корпуса внутренней стражи привела к тому, чтовозросло количество офицеров и солдат, имевших низкие деловые и моральныекачества, переведенных из регулярные войск в гарнизонные батальоны за личнуюнедисциплинированность. Только за 1857 г. в корпус поступило на службу 16,4 тыс.так называемых «опороченных» нижних чинов. В частях и подразделениях корпусавыросло число преступлений. Командование было вынуждено принимать решительныемеры по их искоренению вплоть до переселения более 14 тыс. нижних чинов вВосточную Сибирь. Но меры по оздоровлению корпуса оказались малоэффективными,поскольку принцип его комплектования не изменялся. На состояние дел в корпусесказался и порожденный войной общероссийский кризис. Увеличение объема иусложнение задач, решаемых войсками внутренней стражи, не обеспечивалосьматериальной и финансовой поддержкой государства. Перевооружение на новоестрелковое оружие неоправданно затягивалось. Не уделялось должного вниманиярешению бытовых проблем. Размер жалования был ниже, чем у личного состава регулярных войск. Усилиякомандования корпуса, направленные на решение стоящих проблем. Военнымминистерством не поддерживались. Более того, в начале 60-х годов вынашиваетсяидея упразднения Отдельного корпуса внутренней стражи. Она обосновываласьнеспособностью государства содержать многочисленную армию и нести большиерасходы на воинские формирования, не имевшие боевого назначения. Реорганизациявойск внутренней стражи происходила в рамках военной реформы, в ходе которойрекрутский принцип комплектования вооруженных сил был заменен всесословнойвоинской повинностью, изменена система подготовки офицерских кадров,осуществлено перевооружение армии и флота, введено военно-окружное управление с1862 по 1867 гг. было образовано 15 военных округов. 6 августа 1864 г. Отдельныйкорпус внутренней стражи упраздняется, а его функции возлагаются на местные ирезервные войска, в состав которых входили крепостные полки, губернскиерезервные батальоны, уездные, местные и этапные команды, военно-арестантскиероты.
В пореформенное времяскладывается система органов управления местными войсками:
— начальник местных войскокруга,
– губернский воинский начальник справами командира дивизии,
– уездный воинский начальник с правамикомандира полка.
Всего в составе местныхвойск к началу 70-х годов XIX в насчитывалось 70 губернских батальонов и 605команд различного назначения. Произошло их сокращение на 53 тыс. чел. Основнымизадачами войск были несение караульной и гарнизонной службы, подготовкаармейского резерва. В полном объеме выполнять функции упраздненного Отдельногокорпуса внутренней стражи они не могли. Поэтому часть служебной нагрузкиместных войск перекладывалась на размещенные в губерниях полевые части, чтоотрицательно сказывалось на боевой подготовке последних. Возложение некоторыхфункций внутренней стражи на Департамент полиции и подчиненный ему Отдельныйкорпус жандармов (после упразднения 6 августа 1880 г. III отделения царскойканцелярии) и также было обременительным для этих частей охранительной системыгосударства, поскольку каждая из них имела свои задачи, объем которых возрос впериод буржуазно-демократических реформ. Это было связано с процессомлиберализации общества, оформлением оппозиционных к режимуобщественно-политических движений, активизации деятельности революционныхорганизаций, террористических групп, ростом народных волнений и выступлений,носивших политический характер. Нарастание социальной напряженности вызвалонеобходимость проведения контрреформ, укрепления военно-охранительной системыгосударства, усиления репрессий в середине 80-х годов в России насчитывалось875 мест заключения, в которых содержалось 686760 преступников. Важное значениеприобрела задача конвоирования арестантов и охраны мест заключения. Если впериод, предшествовавший контрреформам, 15 тыс. нижних чинов конвойной стражиежегодно сопровождало до 200 тыс. арестантов, то теперь 3 347 нижних чиповконвоировало до 350 тыс. преступников. 63 конвойные команды были не в состояниивыполнять такой объем служебных задач. Выделение им в помощь местных войскпроблемы не решало, но снижало качество выполнения возложенных на эти войскаобязанностей внутренней службы. 20 января 1886 г постановлениемГосударственного совета была сформирована Конвойная стража в составе 567конвойных команд, а местные войска освобождались от обязанностей конвоированияарестантов. На Конвойную стражу возлагались задачи сопровождение арестантоввсех ведомств и категорий по этапным маршрутам европейской России и сибирскомуссыльному тракту, сопровождение арестантов в пределах населенных пунктов вадминистративные и судебные учреждения, а также заключенных на внешние работы,содействие администрации тюрем при производстве массовых обысков и ликвидациибеспорядков среди заключенных, наружная охрана мест заключения. Конвойные командынаходились в двойном подчинении. Руководство строевой и хозяйственнойдеятельностью осуществляла этапно-пересыльная часть Главного штаба Военногоминистерства. Руководство по службе возлагалось на Главное тюремное управлениеМВД (с 1895 г в составе Министерства юстиции). Конвойной стражейпоследовательно командовали главные инспектора генерал-лейтенанты А.И.Беленченко, Н.Н. Гаврилов, Н.В. Левицкий, И.Д. Сапожников и Н.И. Лукьянов.Главный инспектор по пересылке арестантов заведующий этапно-пересыльной частьюГлавного штаба пользовался правами командира дивизии, начальники конвойныхкоманд правами командира отдельного батальона. Офицерский состав был отнесен ккатегории нестроевых офицеров армейской пехоты. Комплектование нижними чинамипроисходит на общих основаниях с установленным в сухопутных войсках срокомслужбы. В таком виде Конвойная стража вступила в XX в., на начало которогопришлось две войны и три революции с их многочисленными жертвами. Социальныепотрясения сопровождались экономическим кризисом, неурожаем и голодом. Особуюопасность представляли такие проявления политическою экстремизма, какзабастовки и стачки, крестьянские бунты и вооруженные восстания, актыиндивидуального терроризма, из которых 263 было совершено с 1902 по 1911 гг. Конвойнаястража становится одним из важных исполнительных органов карательной системыгосударства, а служба в конвойных командах все более значимой и напряженной.Упорядочению этого вида военно-охранительном деятельности способствовалоутверждение 10 июня 1907 г. Устава конвойной службы. Он состоял из 13 глав,включавших 484 статьи, которые определяли состав конвойной стражи,регламентировали порядок использования конвойных команд, их подчиненность,взаимодействие, права и обязанности конвоиров. Численность конвойной стражи вэтот период была стабильной. В составе 537 конвойных команд в 1909 г было 100офицеров, а в 1914 г. — 101, нижних чинов в 1909 г насчитывалось 11721, а в1914 г. — 11738. В годы Первой мировой воины конвойная стража наряду собязанностями по прямому предназначению выполняла и такие задачи, какпополнение личным составом частей действующей армии (в 1914-1916 гг. на фронтбыло направлено 7784 чел), подготовка унтер-офицерского состава для действующейармии (всего было подготовлено около 1000 унтер — офицеров), перевозка личногосостава действующей армии, конвоирование военнопленных (84 тыс. чел),сопровождение иностранных подданных (234 тыс. чел), охрана перевозимых грузов,сопровождение боеприпасов.
Многие солдаты и офицеры, пополнившие действующую армию изсостава внутренней стражи, а также конвоиры и другие должностные лица конвойныхкоманд и подразделений местных войск на фронтах Первой мировой войны и привыполнении служебных задач в тыловых районах страны проявили мужество, отвагу,героизм, показали себя достойными сынами своего Отечества. Революция упраздниластарую государственную систему. Была ликвидирована жандармерия, полициязаменена на народную милицию. Главное тюремное управление реорганизовано вГлавное управление местами заключения. Из всех частей, составлявшихвоенно-охранительную систему Российской империи, лишь Конвойная стража осталасьсуществовать без изменений. Неокрепшаябуржуазная демократия была разрушена Октябрьской социалистической революцией1917 г, с которой берет свое начало советский период истории государства, а сним — и новый период в истории внутренних войск. В заключение следует ответитьна вопрос о дне рождения внутренних войск, который вытекает из изложенных вглаве исторических событий и фактов В 1911 г. с особыми почестями было отмеченостолетие местных войск и конвойной стражи. Сам факт юбилейных торжествсвидетельствовал о признании конвойной стражи преемницей созданной в 1811 г.внутренней стражи. Изданный по этому поводу высочайший приказ содержит прямое указаниена календарную дату рождения внутренней стражи 27 марта 1811 г. Как уже былоотмечено, в этот день Александр I подписал указ «О устройстве инвалидных рот икоманд и составлении из них подвижных инвалидных рот и служащих инвалидныхкоманд» Между тем, ни в том, ни в других, ранее изданных указах (от 16 и 17января 1811 г.) о внутренней страже, как о вооруженном формировании новоговида, не упоминалось. Термин «воинская внутренняя стража» впервые появился врескрипте, адресованном Александром I военному министру М.Б. Барклаю-де-Толли вдень подписания первого указа 1 января 1811 г. Общепринятым этот терминстановится с утверждения императором 3 июня 1811 г. «Положения для внутреннейстражи». Император Николай II в приказе в 1911 г. отмечает верную и ревностнуюслужбу престолу и Отчеству местных войск и конвойной стражи «коим ныне истекаетсто лет со времени их основания». Так была определена календарная дата созданиявнутренней стражи, которая через 185 лет стала отмечаться как День внутреннихвойск МВД России. Являясь частью силовых структур, внутренние войска вдореволюционный период истории России выполняли как задачи внутренней службы,так и караульные функции в пределах тех полномочий, которые определяла для нихверховная власть.
Завершая дореволюционнуюисторию внутренних войск периодом Первой мировой воины и буржуазныхпреобразовании Временного правительства, в ходе которого Конвойная стражапродолжает выполнять одну из важных охранительных функций государства,независимо от изменения формы правления. С Октябрьской социалистическойреволюции начинается новый период строительства внутренних войск Советскогогосударства.
2. Создание внутреннихвойск и их деятельность в 1917 — 1941 гг.
Государственноестроительство после победы Великой Октябрьской социалистической революциипроходило в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции,противодействия контрреволюционных сил и роста преступности. Обострениеклассовой борьбы в стране потребовало от новой власти созданияправоохранительных и репрессивных органов и наделения их особыми полномочиями. Учреждениечрезвычайных органов в свою очередь обусловило создание вооруженныхформирований, обеспечивавших выполнение неспецифических задач, входивших в ихкомпетенцию. С организации отрядов специального назначения и начинаетсястановление внутренних войск Советского государства, которые в разные годыименовались войсками ВЧК – ВОХР – ВНУС — ГПУ – ОГПУ — НКВД — МГБ — МВД.
Процесс созданиявнутренних войск начался с формирования вооруженных отрядов Всероссийскойчрезвычайной комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе сконтрреволюцией и саботажем (ВЧК) 11 (24) декабря 1917 г. ВЧК приняла решение осоздании при комиссии отряда для несения караульной службы. Уже через два дня вВЧК для выполнения задач караульной службы прибыл первый отряд, сформированныйиз военнослужащих Свеаборгского полка. И связи с увеличением объема задач ВЧК,вызванным активизацией контрреволюционных сил, возникла необходимость увеличитьколичество вооруженных отрядов до четырех. Согласно постановлению ВЧК от 18марта 1918 г. эти отряды объединились в Боевой отряд ВЧК, который к концуапреля имел в своем составе 860 чел. Подобные отряды создавали и местныечрезвычайные комиссии. Актуальной стала задача объединения всех войск ВЧК ипридания им единой стройной военной организации. В соответствии с решением 1-йВсероссийской конференции чрезвычайных комиссий коллегия ВЧК 13 июня 1918 г.приняла решение об объединении всех отрядов в Корпус войск ВЧК. Координирующимцентром по формированию, обучению и оперативному руководству войсками ВЧК былштаб во Главе с В.В. Каменщиковым. Основным подразделением корпуса являлсябатальон 3-х ротного состава численностью 750 чел, усиленный конной ипулеметной командами, командой связи и взводом артиллерии. Все вопросы боевогои оперативного использования подразделений решались при непосредственномучастии председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского.
Комплектование корпусаосуществлялось на добровольных началах с соблюдением классовою подхода, которыйпредполагал прием рабочих и беднейших крестьян в возрасте от 19 до 36 лет порекомендациям членов партии, профессиональных союзов фабрично заводскихкомитетов и комитетов деревенской бедноты.
Правовое положениекорпуса определялось статусом ВЧК в распоряжении которой он находился. Задачамиличного состава войск были беспощадное подавление всяких посягательств наСоветскую власть, беспрекословное выполнение всех приказов не идущих противСоветской власти, честное исполнение своего долга и соблюдение строжайшей воинскойдисциплины, в случае необходимости оказание помощи Красной Армии в борьбе свнешним врагом и др. В материальном отношении воины-чекисты были приравнены квоеннослужащим Красной Армии. 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение оВсероссийской и местных чрезвычайных комиссиях, в котором чрезвычайнымкомиссиям разрешалось иметь при себе вооруженные отряды, находившиеся подконтролем и на учете Революционного Военного Совета Республики (РВСР). Всоответствии с декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. они перешли на приятый в КраснойАрмии принцип комплектования. К декабрю 1918 г. войска ВЧК насчитывали 11 тыс.военнослужащих, объединенных в 35 отдельных батальонов 1 января 1919 г.название «Корпус войск ВЧК» было упразднено, а штаб корпуса переименован в штабвойск ВЧК при Совете Народных Комиссаров. Положением о войсках ВЧК от 12 марта1919 г. их штатная численность определялась в 30 тыс. чел., из которых 10 тыс.предусматривалось иметь в действующей армии. В мае 1919 г. в войсках ВЧКнасчитывалось 17904 чел. И годы гражданской войны вооруженные формированияимелись не только у ВЧК. Войска специального назначения были в подчинении идругих ведомств. Это продовольственно-реквизиционная армия, войска по охранежелезных дорог, водных путей сообщения, сахарного и текстильного производства,нефтепродуктов, конвойная стража и пограничная охрана. Декретом СНК от 9 мая1918 г «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию»,утвержденным ВЦИК 13 мая 1919 г., Наркомпроду было предоставлено правоприменять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлебаили иных продовольственных продуктов. Декрет ВЦИК и СНК от 30 мая 1918 г. «Ореорганизации Комиссариата продовольствия и его местных продорганов» определилзадачи, формы организации и способы комплектования этой вооруженной силы. Приместных продовольственных органах было разрешено создавать отряды из рабочих,рекомендуемых партийными, советскими и профсоюзными организациями. Дляруководства отрядами при Наркомпроде учреждалось специальное управление воглаве с военным руководителем и комиссаром М. Зусмановичем. Названные декретыположили начало строительству продовольственно-реквизиционной армии отополченских рабочих отрядов до постоянных регулярных формирований войсковоготипа. Их статус определялся чрезвычайными полномочиями Наркомпрода. Кромеизъятия, заготовки, охраны и доставки хлеба, отряды продовольственной армиисоздавали в деревнях комитеты бедноты, привлекались боевым действиям на фронте,а также для подавления мятежей.
Летом 1918 г, несмотря напринятые меры, продовольственное снабжение не улучшилось. Это потребовало нетолько увеличить численность продовольственной армии с 15 до 41 тыс. чел., но исоздать дополнительные продотряды, подчинявшиеся еще одному органу Центральномувоенно-продовольственному бюро при Всероссийском Центральном Советепрофессиональных союзов (ВЦСПС). Отряды Военпрофбюро, в отличие от продармии,половину отобранного хлеба отдавали государству, а другую половину передавалитем предприятиям, от которых они снаряжались в деревню. До конца 1918 г. отрядыпродармии и Военпродбюро, общей численностью 72 тыс. чел., заготовили лишь 67млн. пудов хлеба, тогда, как потребность в нем для страны по оценкамспециалистов составляла 400 млн. пудов. Тяжелое положение с хлебозаготовкамипредопределило введение с 11 января 1919 г. продовольственной разверстки — одного из мероприятий политики «военного коммунизма», связанного с изменениемсистемы заготовки сельскохозяйственных продуктов. Проведение продразверсткиотразилось на организации продармии. К лету 1919 г. в ее составе находилосьоколо 20 полков общей численностью 25 тыс. чел. Продармия комплектоваласькрасноармейцами, не способными по состоянию здоровья к строевой службе, а такжеличным составом отрядов Военпродбюро и добровольцами тех категорий, которые неподлежали призыву в Красную Армию. До лета 1920 г. продармейцами удалосьзаготовить 212,5 млн. пудов хлеба. С отменой продразверстки и введениемпродналога сопротивление крестьянства реквизициям хлеба сократилось. Продовольственнаяармия была расформирована, а ее части получили другое предназначение.
Хозяйственная разруха испекуляция требовали особого внимания к обеспечению работы транспорта, охраныжелезнодорожных и водных путей сообщения. Поэтому еще в конце 1917 г. былисформированы первые летучие отряды для охраны железных дорог. Уже 30 января1918 г. СНК образовал Всероссийскую межведомственную чрезвычайную комиссию поохране дорог, которой было поручено формирование железнодорожной охраны. 23марта 1918г. декретом СНК о централизации управления охраны дорог и повышенииих провозоспособности отряды железнодорожной охраны приобрели военнуюструктуру. На 1 июня 1918 г. в их составе насчитывалось 28 тыс. чел. 17 июля1918 г. СНК издал декрет об учреждении вместо Всероссийской межведомственнойчрезвычайной комиссии по охране дорог Управления по охране путей сообщения приНародном Комиссариате путей сообщения (НКПС) штатной численностью 70 тыс. чел.Комплектование осуществлялось исключительно по рекомендациям рабочих профсоюзныхи крестьянских организаций. Новое Управление должно было руководить охранойпутей сообщения вне районов боевых действий. Для контроля за деятельностьюподразделений охраны на местах создавались особые инспекции при губисполкомах. Правовоеположение войск по охране железных дорог определялось, статусом НКПС. На нихвозлагались задачи; охрана путей, станций, складов и других объектов нажелезных дорогах; недопущение простоя подвижного состава и хищения топлива;обеспечение бесперебойного прохождения грузов; пресечение безбилетного проездаи беспорядочного провоза грузов; борьба с контрреволюционными вооруженнымиотрядами, действовавшими в полосе железных дорог; содействие Красной Армии. Охранупутей сообщения в районах боевых действий продолжали осуществлять части КраснойАрмии, руководствуясь при этом инструкцией, утвержденной РВС Республики 2декабря 1918 г. Внешняя охрана железнодорожных коммуникаций 18 февраля 1919 г.была передана Народному комиссариату по военным делам. Для этих целейпривлекались как вооруженные формирования, передаваемые Наркомвоену, так испециально формируемые части Красной Армии. К июню 1919 г. в войскахжелезнодорожной охраны насчитывалось более 102 тыс. чел. Родственные задачивыполняли войска Главода, предназначенные для охраны водных путей сообщения,перевозки и охраны воинских и продовольственных грузов по воде. С 1918 г.выполнение этих задач было возложено на отряды судоохраны, руководство которымиосуществляло управление главного инспектора указанного ведомства. При штатнойчисленности в 8 тыс. чел., летом 1919 г. на службе состояли 4237военнослужащих. Для руководства сахарным производством постановлением ВСНХ 25декабря 1918 г. создается Главный сахарный комитет (Главсахар), которому в июне1918 г. Московским окружным военным комиссариатом было разрешено создать отрядчисленностью в 200 чел. Он получил название «Московский летучий отрядвооруженной охраны сахарного производства». В начале 1919 г. штатнаячисленность войск Главсахара была установлена в 5500 чел. Организационно этивойска были сведены в два полка, две отдельные роты и 90 отдельных взводов,дислоцированных в сахаропроизводящих районах России и Украины. Войска выполнялизадачи: вывоз сахара с заводов, находившихся в прифронтовой полосе; охранагрузов в пути следования; борьба с расхищением запасов сахара на предприятиях.
С аналогичными функциямиохраны предприятий, баз, складов, перевозимых товаров были созданы войскаЦентротекстиля, Главнефти и некоторых других ведомств. На Наркомат торговли ипромышленности была возложена задача формирования пограничной охраны. В веденииэтого Наркомата она находилась до 24 ноября 1920 г. С конца 1917 г. началисоздаваться команды конвойной стражи с целью конвоирования контрреволюционных иуголовных элементов и их охраны в местах заключения. Законодательное оформлениеконвойной стражи как вооруженной силы ВЧК произошло 20 апреля 1918 г. приказомнаркома по военным делам, в соответствии с которым она оказалась в подчинениидвух наркоматов: по военным делам и юстиции (НКЮ). Для руководства конвойнойстражей Республики была учреждена Главная инспекция конвойной стражи приГлавном управлении мест заключения Наркомата юстиции. Комплектование рядового иначальствующего состава проходило по рекомендациям партийных и профсоюзных организаций.К концу года было сформировано более 100 конвойных команд в разных городахстраны.
К основным задачамконвойной стражи относились: конвоирование преступников в судебные учреждения иместа заключения; внешняя караульная служба в тюрьмах и лагерях; содействие впроизводстве обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения. В таком видеконвойные команды просуществовали до 8 октября 1922 г. К осени 1918 г. общаячисленность всех специальных и вспомогательных войск составляла около 200 тыс.чел. Эти силы могли быть, использованы Красной Армией в качестве резерва.Принцип их двойной подчиненности был определен декретом СНК от 19 августа1918г. «Об объединении всех вооруженных сил Республики в ведении Народногокомиссариата по военным делам». Он закреплял подчиненность войск специального ивспомогательного назначения Наркомвоену по вопросам комплектования, устройства,обучения, вооружения, снабжения, боевой подготовки, а также их применения каквоенной силы. Использование войск по своему назначению оставалось в компетенциисоответствующих наркоматов и ведомств.
Согласно декрету врайонах боевых действий войска специального назначения находились враспоряжении военных властей, а на других территориях лишь после объявлениявсеобщей мобилизации по согласованию с заинтересованным ведомством. В этихслучаях задачи, возлагавшиеся на данное ведомство, должны были выполнятьвоенные власти. Декрет в законодательном порядке закреплял военизацию,специальных вооруженных формирований наркоматов и ведомств и устанавливалправовые основы их взаимоотношений с Народным комиссариатом по военным делам.Комплектование, довольствие и обучение войск специального назначенияосуществлялось на общих основаниях с Красной Армией и было направлено как на ихукрепление, так и на обеспечение фронта подготовленными резервами. В условияхгражданской войны далеко не все требования декрета СНК от 19 августа 1918 г.могли быть выполнены. В интересах преодоления межведомственных разногласий,совершенствования организационной структуры, повышения уровня подготовки иэффективности использования войск специального назначения, насчитывавших к июню1919 г. 260 тыс. чел., был намечен комплекс мероприятий по централизациисистемы управления. Инициатором этого выступил Ф.Э. Дзержинский, назначенныйпостановлением ВЦИК от 30 марта 49 г. народным комиссаром внутренних дел РСФСР.28 мая 1919 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) принял постановление опередаче вспомогательных войск отдельных ведомств, за исключением войскжелезнодорожной и пограничной охраны, в подчинение НКВД через штаб войскВЧК, который преобразовывался в штаб войск внутренней охраны Республики (ВОХР).Численность войск устанавливалась в 120 тыс. чел. Начальником войск ВОХР былназначен К.М. Валобуев. В интересах улучшения управления войсками территорияораны была разделена на 12 секторов применительно к границам военных округов.18июня 1919 г. штаб войск внутренней охраны был преобразован в Главноеуправление войск ВОХР. Согласно утвержденному 21 апреля 1920 г. Положению о войскахвнутренней охраны их основными задачами являлись: вооруженная борьба сконтрреволюцией во всех ее видах внутри страны; охрана транспорта ипроизводства; охрана таможенных границ. В обстоятельствах чрезвычайной важностии в случае военного положения войска ВОХР могли частично переходить враспоряжение военного ведомства. Выполнение ими каких-либо дополнительных задачбез предварительного согласия НКВД не допускалось.
21 апреля 1920 г СоветГруда и Обороны (СТО) своим постановлением о войсках внутренней охраныРеспублики определил функции войск, уточнил и дополнил указанные в Положениизадачи. Они были разделены на три группы: охрана существующего строя(вооруженная борьба с контрреволюцией), охрана госучреждений, сооружений ипредприятий особой важности; охрана и оборона транспорта, охранатранспортирования (охрана и оборона путей сообщения, охрана перевозимыхгосударственных грузов), охрана производства страны (фабрик, заводов, складов,сырья, плантаций, сельхозпродуктов и их изъятие, борьба с мошенничеством) Вапреле 1920 г. начальником войск ВОХР был назначен. В С. Корнев.
Учитывая, что конвойнаястража не вошла в состав войск ВОХР, приказом НКВД от 31 января 1920 г на нихдополнительно была возложена задача охраны лагерей принудительных работ,созданных в соответствии с постановлением ВЦИК весной 1919 г. Тем же приказомобъявлялась и инструкция для конвоя. Войска ВОХР по-прежнему оставались однимиз основных источников пополнения действующей армии. Только за второе полугодие1919 г. 95 батальонов (52 699 чел.) было отправлено на фронт.
Военно-охранительнойслужбой в этот период продолжали заниматься караульные части Всероссийскогоглавного штаба и Наркомюста, части железнодорожной охраны Красной Армии,военизированная транспортная милиция, НКВД. Несогласованность их действий имежведомственные разногласия требовали проведения структурной реорганизации. Ееинициатором выступил Ф.Э. Дзержинский. 1 сентября 1920 г. СТО принялпостановление о создании войск внутренней службы Республики (войск ВНУС), всостав которых наряду с войсками ВОХР вошли караульные подразделения, частижелезнодорожной обороны, транспортная милиция и военизированные формирования.Согласно другому постановлению от 24 ноября 1920 г войскам ВНУС передавалисьфункции пограничной охраны. Проведенная реорганизация завершила процесссоздания единой системы внутренней службы НКВД РСФСР. К концу 1920 г. войскаВНУС состояли из 14 дивизий и 18 бригад, насчитывавших 360 000 чел. Втяжелейший период гражданской войны и иностранной военной интервенции войскаВОХР-ВНУС оказались на переднем крае борьбы за обеспечение внутреннейбезопасности государства. Более 150 бойцов и командиров были награждены орденомКрасного Знамени. Победы, одержанные на завершающем этапе гражданской войны.Позволили начать сокращение Красной Армии, передать им часть функций войск ВНУСи поставить вопрос о включении последних в объединенный аппарат военногоуправления. Переход от армии военного времени к армии мирного времени отразилсяи на строительстве войск ВЧК. 19 января 1921 г. СТО постановил передать войскавнутренней службы Народному комиссариату по военным делам. Все части и отряды,находившиеся в ведении чрезвычайных комиссий, были сведены в особый вид войск — войска ВЧК. В их состав вошла железнодорожная и водная милиция. 21 января 1921г коллегия Всероссийской чрезвычайной комиссии утвердила «Основные положенияорганизации войск ВЧК». Войска состояли из батальонов и бригад ипредназначались для обслуживания местных чрезвычайных комиссий, охраны границ,транспорта, железнодорожных станций и сооружений, а также выполняли задачи поборьбе с бандитизмом и обеспечению общественного порядка. Руководство войскамиосуществлял председатель ВЧК через командующего войсками.
10 июля 1921 г былоутверждено новое Положение об организации войск Всероссийской чрезвычайнойкомиссии. Оно регламентировало весь комплекс вопросов устройства, управления,службы, укомплектования и обеспечения, определяло права и обязанностиначальников. Изменилась и структура руководящих органов. Штаб войск был преобразованв Управление. После реформирования в декабре 1921 г. и составе войск ВЧКнаходились части и соединения по охране угольною района Донбасса, охранесухопутных и водных путей; специальные и обслуживающие подразделения.
Победоносное завершениегражданской войны дало возможность приступить к мирному строительствугосударства. Строительство нового общества шло тяжело: голод, разруха, военныеконфликты, создание культа личности Сталина И.В., репрессии – все этоотразилось и на развитии и строительстве внутренних войск. Однако, все эти годывнутренние войска стояли на страже государственных интересов, оберегая рубежиСССР и обеспечивая государственную безопасность страны. С окончаниемгражданской воины и переходом страны к новой экономической политике всталвопрос о реорганизации ВЧК. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. она былаупразднена, а ее задачи возлагались на Государственное политическое управление(ГПУ). Войска ВЧК преобразовывались в войска ГПУ. На них были возложеныследующие задачи: борьба с бандитизмом; гарнизонная служба; охрана особо важныхгосударственных объектов, сооружений и транспорта; сопровождение грузов, в томчисле продовольствия для голодающих губерний; охрана Донецкого бассейна.Начальниками войск ГПУ Республики в 1922-1923 гг. были Э.С. Кадомцев и Ф.В.Патаки. В структуре войск Государственного политического управления находились126 тыс. чел., из них: внутренние войска (80 601 чел.); железнодорожные части(37939 чел.); части, обслуживающие погранособотделы и отделения (7760 чел.).Эта громоздкая система построения нуждалась в освобождении от второстепенныхфункций. В ходе коренной реорганизации личный состав войск сократился на 60 %.Охрана путей сообщения и сопровождения грузов передавалась в ведение НКПС.
По указанию Ф.Э Дзержинскогов ходе реформирования обращалось внимание на создание хорошо вооруженных, легкоподвижных, высоко дисциплинированных и сплоченных воинских частей. Снабжениевойск всеми видами довольствия осуществлялось по армейским нормам. Анализдокументов показывает, что проводимым реорганизациям предшествовало тщательноеглубокое изучение состояния войск, в ходе которого вырабатывались наиболеецелесообразные меры их дальнейшего применения. С целью решения проблемыкачества подготовки командно-политического состава 13 ноября 1922 г. в Москвебыла создана Высшая объединенная школа войск ГПУ на 600 слушателей.Дополнительно были сформированы Высшие повторные курсы войск ГПУ В июне 1923 г.при штабах шести военных округов, в том числе и в Петроградском, были открытыокружные повторные курсы войск ГПУ общей численностью 825 курсантов. Большоезначение для повышения авторитета командиров и политработников имело введение 9февраля 1923 г. в войсках Государственного политического управления табелязнаков различия командно-политического и административно-хозяйственногосостава.
С образованием СССРначинается новый этап строительства войск. ГПУ при НКВД РСФСР реорганизуются вОбъединенное государственное политическое управление при Совете НародныхКомиссаров СССР (0ГПУ). 15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Положениеоб ОГПУ и его органах. В результате этого войска ГПУ стали именоваться войскамиОГПУ. Они вышли из подчинения НКВД и до 1934 г. находились в составеобъединенного государственного политуправления. Руководство ими было возложенона заместителя председателя ОГПУ И.С. Уншлихта через штаб войск. Военнаяреформа, проведенная в войсках ОГПУ в 1924-1928 гг., была направлена наорганизационную перестройку и совершенствование системы управления всемисоставными частями ведомства. Отдельные подразделения объединялись в части исоединения. 17 июня 1924 г. отряд особого назначения при коллегии ОГПУ былпереформирован в дивизию особого назначения, на которую возлагалисьответственные задачи по охране правительственных и партийных учреждений, другихважнейших объектов.
Изменения в составе войск ОГПУ нашлиотражение в утвержденных в 1931 г. Уставе службы внутренних войск и Наставлениипо оперативно-боевому использованию войск ОГПУ. Этими нормативными документамирегламентировалась их служебно-боевая деятельность, определялся порядокдействий войск при проведении чекистско-войсковых операций, рассматривалисьвопросы повседневной жизни, обучения и воспитания. В 30-е годы значительноулучшилось техническое оснащение войск, формировались моторизованные части ибронедивизионы. Повысился уровень стрелковой и физической подготовки войсковыхчастей. Это позволило повысить их боеспособность, маневренность и качествовыполнения служебных задач. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г, былсоздан общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. Главное управлениепограничной охраны и войск ОГПУ было реорганизовано в Главное управлениепограничной и внутренней охраны (ГУПВО) и включено в состав НКВД. Начальникомвнутренней и пограничной охраны стал Н.К. Кручинкин. В округах (кромепограничных) вместо инспекций войск ОГПУ были сформированы Управлениявнутренней охраны (УВО). Это дало возможность более оперативно и качественноруководить служебно-боевой деятельностью войск. В состав внутренней охранывошли части оперативного назначения, по охране важных предприятийпромышленности, по охране железных дорог, конвойные части в октябре 1935 г. вуказанных видах войсковых частей были введены воинские звания, новая формаодежды и знаки различии. Кадровые вопросы нашли свое отражение в Положении опрохождении службы командным и начальствующим составом пограничной и внутреннейохраны ПКВД СССР. Это сыграло большую роль в повышении авторитета командиров иполитработников, в укреплении воинской дисциплины.
В целях дальнейшегосовершенствования системы управления в конце 1937 г ГУПВО было переименовано вГлавное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ), начальником которогов январе 1938 г был назначен комдив А.Л. Ковалев. Институт военных комиссаров в пограничных ивнутренних войсках был введен приказом НКВД СССР от 22 апреля 1938 г.
Значительно повысилисьтребования к командно-политическому составу, их квалификации, для чегосоздавались центры подготовки командных кадров среднего звена. В результатереформирования школ пограничной охраны 20 апреля 1937 г в Москве, Саратове,Харькове, Новом Петергофе были созданы военные училища пограничной и внутреннейохраны НКВД. Для подготовки политработников Ново-Петергофское военное училище 7октября 1937 г было реформировано в военно-политическое на 700 курсантов сдвухгодичным сроком обучения на базе пехотного отделения указанного училищаприказом Наркома внутренних дел от 30 декабря 1937 г. организовывалосьОрджоникидзевское военное училище войск НКВД на 700 курсантов и слушателей. Дляподготовки специалистов тыла было создано Московское военно-хозяйственноеучилище войск НКВД.
1939 г. для внутреннихвойск стал годом их дальнейшего развития. 3 января 1939 г был утвержден новыйтекст Военной присяги. 23 февраля все воины дали клятву на верность Родине.Постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных ивнутренних войск НКВД СССР было разделено на 6 главных управлений: пограничныхвойск НКВД СССР; войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, войскНКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войскНКВД СССР, военного снабжения НКВД СССР, главное военно-строительное управлениевойск НКВД.
Оперативные войска до1941 г. оставались в подчинении Главного управления погранвойск. Системауправления перестраивалась как в центре, так и на местах. Периферийныеуправления внутренних войск были упразднены. В каждой из управленческихструктур были созданы штабы и политотделы, проведены необходимые оргштатныемероприятия. Общее руководство войсками и координацию их деятельностиосуществлял заместитель наркома по войскам И.И. Масленников. Несмотря наразделение войск по отдельным видам, все они, кроме пограничных, относились квнутренним войскам. Кадровый принцип строительства Красной Армии был закрепленпринятом Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. «Законе о всеобщей воинскойобязанности», в котором войска Наркомата внутренних дел получилизаконодательное подтверждение о вхождении в состав Вооруженных Сил страны. Согласнопринятому Закону Вооруженные Силы СССР состояли из Рабоче-Крестьянской КраснойАрмии, Рабоче-Крестьянского Военно-Морского флота, пограничных внутреннихвойск.
Последняяпредвоенная реорганизация внутренних войск была осуществлена в начале 1941 г. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г. НКВД СССР был разделенна Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. В связи сэтим произошли изменения в структуре войсковых главков. Главные управлениявойск НКВД по охране железнодорожных сооружений и по охране особо важныхпредприятий промышленности слились в одно Главное управление. Советскоеправительство, укрепляя оборону страны, приняло необходимые меры по ограждениюстраны от происков врага. 4 марта 1941 г. в составе войск НКВД былосформировано самостоятельное управление оперативных войск под руководствомгенерал-лейтенанта П.А. Артемьева численностью 41986 чел. Выделение оперативныхвойск из общей системы НКВД позволило значительно поднять качество служебно-оперативнойдеятельности по борьбе со шпионами и диверсантами противника. Таким образом,история создания, развития и служебно-боевой деятельности внутренних войск в1922-1941 гг. неразрывно связана со становлением и упрочением Советскогогосударства, укреплением его Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Внутренняяи внешняя политика руководства страны в этот период отразилась на формах иметодах строительства внутренних войск, определила их организационную структуруи нормативную базу, задачи и содержание служебно-боевой деятельности.
Одной из важных задачвнутренних войск в рассматриваемый период была борьба с бандитизмом. С 27января 1921 г. руководящим центром этого ответственного направления сталаЦентральная межведомственная комиссия по борьбе с бандитизмом. В целяхскорейшего искоренения бандитских налетов и вооруженных ограблений,Государственному политическому управлению декретом ВЦИК от 16 октября 1922 г.предоставлялось право внесудебной расправы вплоть до расстрела бандитов, взятыхс поличным на месте преступления. Проблема бандитизма в стране неоднократнообсуждалась в высших партийных и государственных органах. Приказом РВСР и ГПУот апреля 1923 г. борьба с мелкими бандгруппами возлагалась на милицию, органыи войска Государственного политуправления, а с крупными бандформированиями — наармейские части в районах их дислокации, как это имело место в Таджикистане иТуркмении. Очаги бандитизма отмечались на Северном Кавказе, Дальнем Востоке и вСредней Азии. Для наведения революционного порядка применялись различныеметоды, вплоть до объявления отдельных местностей неблагополучными вкриминальном отношении с вытекающими из этого действиями военных и гражданскихвластей.
В борьбе с бандитизмом вСибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке успешно действовали 80 Якутскийдивизион и 9 Сибирский полк. Отвагу и самоотверженность в борьбе с бандгруппамипроявили воины 2 Дальневосточного кавполка. Павшие смертью храбрых командирвзвода В. Реут, красноармейцы Н. Иваненков и А. Потанин были зачислены навечнов списки указанного полка приказом ОГПУ от 4 марта 1929 г., что положило началоэтой памятной традиции во внутренних войсках. Широкомасштабные операции поборьбе с бандитизмом проводились на Кавказе. Только в Азербайджане в 1930 г.было уничтожено 207 банд. В Чеченской автономной области в 1925 г. было изъято25 тыс. винтовок, задержано 300 бандитов. Упорную борьбу с басмачеством вСредней Азии вели внутренние войска и части Красной Армии. В середине 20-хгодов там было ликвидировано 123 банды. Решительный удар по басмачеству вТаджикистане был нанесен весной 1931 г. в ходе боев подразделении 10 полка ОГПУи красноармейских частей, разгромивших трехтысячный отряд басмачей во главе сИбрагим-беком. Ликвидация очагов бандитизма в стране способствовала снижениюкриминальной обстановки и упрочению советской власти на местах.
Охрана промышленныхпредприятий и железнодорожного транспорта была предметом особой заботыСоветского государства. Декретом ВЦИК и СНК СССР от 10 июня 1920 г. выполнениеэтих задач возлагалось на милицию НКВД РСФСР за исключением охраныстратегически важных железных дорог, охрана которых осуществлялась войсковымиподразделениями. Кроме того, наркому внутренних дел разрешалось создаватьвооруженные сторожевые команды для охраны учреждений и складов, однако эта меравластей оказалась малоэффективной и не нашла широкого применения. Вместо них засчет предприятий и ведомств, в 1924 г. начали создаваться специализированныеотряды милиции (ведомственная милиция), которые выполняли охранные функции напредприятиях вплоть до 1927 г. Внутренние войска до указанного периода к охранеобъектов привлекались в исключительных случаях.
Для усиления борьбы сдиверсиями, предотвращения террористических актов на военно-стратегическихобъектах постановлением СНК СССР от 15 апреля 1927 г. был определен порядок ихохраны. Двумя другими постановлениями от 12 мая 1927 г. создаваласьвоенизированная охрана (ВОХР), предназначенная для охраны предприятий исооружений, в том числе и военных заводов. При этом необходимо отметить, чтоважнейшие предприятия и сооружения страны подразделялись на две категории, взависимости от которых им выделялась войсковая или военизированная охрана. Выполнениеэтих ответственных задач потребовало увеличения численности внутренних войск на10520 чел. В их состав были переданы части Красной Армии, охранявшие объектыВоенпрома и Азнефти. Правительство страны постепенно вырабатывало наиболееприемлемые принципы: функционирования ОГПУ. Это сокращение численности личногосостава за счет оснащенности охраняемых объектов специальными средствами иулучшение качества несения караульной службы военнослужащими. В декабре 1928 г.в составе войск ОГПУ находилось 8920 бойцов, военизированная охрана насчитывала15950 чел. В последующие три года их численный состав претерпел незначительныеизменения.
Вцелях повышения обороноспособности страны, предотвращения фактов вредительстваи диверсий на предприятиях правительство неоднократно рассматривало предложенияо целесообразности передачи охраны предприятий от ВОХР войскам ОГПУ. Эторешение было реализовано постановлением СНК СССР от 29 февраля 1932 г., всоответствии, с которым на войска возлагалась охрана 466 предприятий, имевшихважное значение для государства. Был принят комплекс мер по введению особого пропускногорежима, повышению качества несения караульной службы. В соответствии спостановлением ЦК ВКП(б) от июня 1934 г. усиливалась охрана военных заводов. Помере возрастания угрозы фашистской агрессии правительство принимало необходимыерешения по обеспечению безопасности тыловых объектов и сооружений, к охранекоторых в 1938 г. вновь стала привлекаться вольнонаемная сторожевая охрана.Войска НКВД выполняли задачи караульной службы преимущественно на предприятияхкатегории государственной важности,
ОбразованиеГлавного управления войск НКВД по охране особо важных предприятийпромышленности способствовало повышению надежности охраны стратегическихобъектов. Постановлением СНК СССР от 8 января 1939 г. часть предприятии былапереведена на вольнонаемную охрану, что позволило несколько сократитьчисленность войск. Накануне войны 29217 военнослужащих охраняли 145 особоважных объектов.
Охранажелезнодорожного транспорта. Постановлением СТО от 19 января 1921 г.возлагалась на войска ВЧК, в составе которых была железнодорожная милиция ивойска ВНУС. Общее руководство деятельностью этих ведомств возлагалось накомандующих войсками военных округов. Подготовка комсостава осуществлялась вшколе усовершенствования командного состава охраны путей сообщения. В целях улучшениясистемы управления 1 января 1928 г. охрана железнодорожного транспорта былапередана ОГПУ, в структуре которого формировались железнодорожные войска (12963 чел.). В связи с увеличением объема задач их численность в 1932 г. быладоведена до 47 000 чел., а в 1938 г. составила около 50000 чел. Они охранялиболее 1200 железнодорожных, водных и транспортных коммуникаций, а в 1939 г 1391объект. Для противовоздушной обороны железнодорожных сооружений былосформировано 13 отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, которые в 1940 г.были переданы в ведение НКО СССР. Усилило охрану магистралей создание в войсках16 бронепоездов и 12 бронеплощадок. В дальнейшем они успешно применялись вборьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Приказом НКВД СССР от 8марта 1939 г на основании постановления СНК СССР от 2 февраля 1939 г. былосоздано Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.Постановлением СНК СССР от 13 ноября 1939 г. войска приняли под охрануБелостокскую, Брест-Литовскую, Ковельскую, Львовскую железные дороги, для чегобыли сформированы 9 и 10 железнодорожные дивизии. В Бессарабии охранажелезнодорожной сети была возложена на 4 дивизию, в Северной Буковине на 10дивизию. В начале 1941 г. войсковые гарнизоны взяли под охрану 117 железнодорожныхобъектов приграничных районов.
Свои особенности имелостроительство войск конвойной стражи. В начале 20-х годов конвоирование иохрана заключенных осуществлялись конвойной стражей, находившейся в веденииНКЮ, а также войсками ГПУ и милицией. Это приводило к распылению сил и созданиюгромоздкой системы управления. Постановлением СТО от 27 сентября 1922 гконвойная стража вошла в состав войск ГПУ. 8 октября 1922 г было утвержденоВременное положение о конвойной страже. Для руководства ею создавалосьспециальное управление, вошедшее в штаб войск ГПУ на правах отдела. В 1922 г.постановлением СТО в состав войск Государственного политуправления былапередана и пограничная охрана. Проведенные реорганизации позволили повыситьэффективность управления войсками, сэкономить силы и средства. Опытслужебно-боевой деятельности конвойных частей выявил необходимостьцентрализованного управления или в общесоюзном масштабе. Законодательно этотвопрос был решен 30 октября 1925 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О конвойнойстраже Союза ССР» При Совете Народных Комиссаров создавалось Центральноеуправление конвойной стражи во главе с Б. Г. Ширвиндтом, на которое возлагалисьзадачи сопровождения заключенных, охраны мест лишения свободы, оказания помощиих администрации в поддержании порядка. Все войска были сведены в 2 дивизии и 6отдельных бригад обшей численностью 14802 чел. Конвойная стража каксамостоятельный вид войск согласно Закону об обязательной военной службе 18сентября 1925 г. вошла в состав Красной Армии. При выполнении служебных задачконвои руководствовались введенным еще в мае 1922 г уставом конвойной стражи, атакже воинскими уставами. В сентябре 1928 г. был принят Временный устав службыконвойной стражи. Ее комплектование и снабжение возлагалось на военноеведомство. В конце 20-х годов конвойные части (около 20 тыс. чел.) былирасквартированы в 167 городах и населенных пунктах страны.
В связи с упразднением в1930 г. республиканских наркоматов внутренних дел места заключения былипереданы в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик. 2 сентября1930 г постановлением ЦИК и СНК СССР конвойная стража была переименованаконвойные войска СССР, а ее Центральное управление в Центральное управлениеконвойных войск СССР. 23 июня 1932 г. в соответствии с Положением овоенизированной охране на нее возлагалась охрана исправительно-трудовыхлагерей. Военизированные подразделения выполняли задачи по охране заключенныхкак в местах содержания, так и на работах, охране территории, учреждений искладов лагерей, ликвидации беспорядков заключенных, их розыску. В отличие отвоенизированной охраны войсковые конвои в соответствии с Положением о конвойныхвойсках (приказ НКВД СССР от 20 ноября 1939 г.) выполняли задачи поконвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляли наружную охрануотдельных тюрем (остальные находились под надзором этих учреждений). В этомПоложении предусматривались задачи на военное время, связанные с конвоированиеми охраной военнопленных. В предвоенные годы под охраной войск находилось 135объектов. Они обслуживали 156 судебных учреждений, несли службу на 176железнодорожных маршрутах. На 1 января 1940 г. штатная численность конвойныхвойск составляла 34295 чел (одна дивизия, девять бригад, два отдельных полка идве школы младшего командного состава). В период войны с Финляндией конвойныевойска НКВД получит задачу на охрану военнопленных. В ожидании их значительногоколичества (до 20 тыс. чел.) Наркоматом был создан ряд лагерей, но в пленуоказалось лишь немногим более одном тысячи финских солдат, другую часть этихлагерей заполнили доставленными из Финляндии советскими военнопленными, которыхнасчитывалось более 5 тыс. человек. Ихконвоирование осуществляли конвоивойск НКВД Наркомата внутренних дел.
ВПольше войска Красной Армии взяли в плен более 230 тыс. солдат и офицеровпольской армии. Часть из них, 42,4 тыс. уроженцев западных районов Украины иБелоруссии, была освобождена. Других военнопленных по решению властей подконвоем направили в 138 приемных пунктов и спецлагерей, находившихся в веденииучрежденного 19 сентября 1939 г. Управления НКВД по делам военнопленных. Весной1940 г. несколько лагерей, в которых содержалось около 9 тыс. польских офицеровпо приказанию высших органов власти было ликвидировано, а офицеры отконвоированыкараулами 136-го отдельного конвойного батальона и 226-го полка в Катынский леспод Смоленском и там расстреляны.
Впубликациях последних лет указывается, что охрану лагерей и колонии в 30-50-егоды осуществляли внутренние войска и что они должны взять на себя всюответственность за насилие гулаговской системы. На самом деле послеустановления советской власти в 1917 г. и до конца 50-х годов, т.е. в периоднаиболее крайних проявлений командно-административной системы, охрану лагерей иколоний осуществляли подразделения военизированной охраны, которые носилиодинаковую форму для всей системы НКВД-МВД.
В мирное время навнутренние войска возлагались задачи по обеспечению государственной иобщественной беэопасности, охране социалистической собственности, общественногопорядка. В соответствии с мобилизационными планами к указанным задачам ввоенное время добавлялась охрана прифронтовой полосы, коммуникаций и тыловыхрайонов. При этом не исключалось, что в военный период внутренние войска могутпривлекаться для борьбы с бандитизмом и дезертирством, а также агентуройпротивника, его диверсионно-разведывательными группами. По своему вооружению итехническому оснащению внутренние войска не предназначались для ведениядлительных боевых действий с крупными силами противника и самостоятельнойобороны отдельных районов и боевых рубежей. С учетом выполняемых ими задачвырабатывались мобилизационные мероприятия, планировалась и доводиласьслужебно-боевая подготовка. Существенные изменения в системе обучения ивоспитательной работе в войсках НКВД произошли после подведения итогов действийчастей указанного ведомства (8 полков) в охране тыла армий Северо-Западногофронта в период советско-финской войны. За успешное выполнение служебно-боевыхзадач 4-й, 5-й, 6-й полки войск Наркомата внутренних дел были награжденыорденами Красного Знамени, 1883 бойца и командира удостоены орденов и медалейСССР. Звание Героя Советского Союза было присвоено старшему лейтенанту А.Г. Лужецкому,старшему лейтенанту И.М. Кобзуну, красноармейцу Г.В. Кузякину. Опытдеятельности пограничных и внутренних войск по охране тыла Северо-Западногофронта в 1939-1940 гг. имел принципиальное значение. В последующем он былшироко использован в годы Великой Отечественной войны. Приказы и директивынаркома внутренних дел тех лет указывали на повышение требований к боевойподготовке войск. Оперативным частям ставились задачи: подготовка к ведениюнаступательного боя, уничтожение банд в лесу, горах, отдельных домах, обороназданий и переправ, действия в засаде и заслоне. Как видно, от войск впервыетребовалось выполнение не только служебно-боевых задач в тылу, но и ведениенаступательного боя. Постановка этой задачи не отвечала предназначению войск,степени их вооруженности и технической оснащенности. Накануне войны вприграничных военных округах число оперативных полков было увеличено до 12, наих базе проходило формирование 3 стрелковых дивизий НКВД. Наращивание сил,повышение уровня подготовки сочеталось с укреплением воинской дисциплины,порядка и организованности. Усиливалась ответственность военнослужащих засамовольную отлучку и дезертирство. Эти и другие требования были изложены вновом Дисциплинарном уставе Красной Армии, положения которого в полном объемераспространялись и на войска НКВД. В целях повышения авторитета командного иполитического состава в 1940 г были введены знаки различия младшего, среднего истаршего командного состава.
7 мая 1940 г. в армииучреждались генеральские звания. В 1940 — 1941 гг. они были присвоеныруководящему составу пограничных и внутренних войск. Звание генерал-лейтенантаполучили И.И. Масленников, П.А. Артемьев, И.А. Богданов, В.В. Осокин, Г.Г.Соколов, Г.А. Степанов. Генерал-майорами стали А.И. Гульев, Е. В. Козик, И.С.Любый, В.М. Шарапов и др.
Процесс реформированиявойск Наркомата внутренних дел накануне войны, коренное изменение всей системыобучения и воспитания личного состава, повышение боевой готовности частей исоединений сопровождались усилением партийно-политического контроля. В условияхкомандно-административной системы даже правильные решения не всегдаосуществлялись с должной эффективностью, а последствия ошибочных решений ипросчетов еще больше усугублялись из-за скованности, инициативы и творчествакомандиров. Как в органах внутренних дел, так и во всех видах войск Наркоматавнутренних дел насаждался режим строжайшей секретности, подозрительности,оторванности от масс. Ставка делалась на неукоснительное выполнение требованийруководящих органов, что превращало внутренние войска в послушный аппаратпроведенияв жизнь репрессивнойполитики сталинского режима. Некоторыеруководящие работники Наркомата внутренних дел встали на путь произвола,клеветнических наветов и враждебных действий по отношению к кадрам. Воинскиечасти и военизированные формирования НКВД в определенной степени служилиинструментом реализации антинародной политики сталинского руководства вотношении «врагов народа», других «классово-неприемлемых» групп населения.
Сталинскиерепрессии не обошли стороной и внутренние войска. В конце 20-х гг. в Центральномуправлении конвойной стражи СССР фабрикуется дело о контрреволюционнойорганизации бывших царских офицеров. Среди арестованных по этому делу былпервый начальник Московской конвойной команды, помощник начальника отдела ЦУКССССР К.Ф. Корпачев. В 1937 — 1940 гг. репрессируются уже тысячи сотрудников ивоеннослужащих НКВД СССР. В их числе первые начальники дивизии им. Ф.Э.Дзержинского П.Г. Кобелев, С.И. Кондратьев, начальники внутренних войск В.С.Корнев, П.М. Быстрых, И.А. Воронцов. Н.К. Кручинкин и др. Также, как и вКрасной Армии, большинство высшего и старшего командного и политическою состававойск было объявлено «врагами народа». Только с января по август 1937 г. ввойсках НКВД было арестовано 151 кадровых работника. Многие из них в 50 — 60-егоды были реабилитированы как необоснованно репрессированные.
Заключение
Так завершился периодстановления внутренних войск. За это время они прошли путь от небольшихвооруженных отрядов добровольцев при различных наркоматах и ведомствах домногочисленной хорошо организованной внутренней армии, успешно решавшей сложныеи ответственные военно-охранительные задачи. Таким образом,служебно–оперативная и боевая деятельность войск по охране существующего строя,безопасности страны имела большое государственное значение и способствовалаукреплению СССР. Деятельность войск ВЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД в рассматриваемыйпериод носила политический, государственный и героический характер. Она полнапримеров мужества, отваги, стойкости, массового героизма воинов внутреннихвойск, их беспримерной преданности Советскому государству. Боевой путьвнутренних войск, который они прошли в межвоенный период – неиссякаемыйисточник служебно-боевого опыта и воспитательной работы. Изучение его,овладение его основами способствует воспитанию высококвалифицированныхспециалистов для внутренних войск. Он учит глубокому пониманию роли внутреннихвойск в деле строительства социалистического государства в этот период вусловиях мирного строительства, путей их укрепления и совершенствования. Воттак развивались, меняя в разные эпохи облик и название, силы внутреннейбезопасности, у колыбели которых стояли державные мужи, радевшие об «охранениитишины, спокойствия и благочиния» в России. В Указе Президента РоссийскойФедерации от 19 марта 1996 г. № 394 «Об установлении Дня внутренних войскМинистерства внутренних дел РФ» говорится: «Учитывая роль ВВ МВД РФ в защитеинтересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправныхпосягательств, постановляю: Установить День ВВ МВД РФ и отмечать его 27 марта».Таким образом, в 2011 году внутренним войскам исполняется 200 лет.
Литература
1. Журнал «На боевом посту». № 6, 2006,№ 3, 2007.
2. Павлов С.К. История строительствавнутренних войск. М., 2007.
3. Внутренние войска Советской республики.Документы и материалы. М., 1982.
4. Глызин С.В. Войска называютсявнутренними. М., 2007.
5. С.Г.Лысенков, В.П.Сидоренко.Внутренние войска. Страницы истории. СПб, 2007.