Административная ответственность за правонарушения

Административная ответственность за правонарушения

Введение

Актуальность темы «Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественную нравственность» весьма актуальна и имеет важное значение, поскольку данные правонарушения нарушают ту сферу общественной жизни, порядок и стабильность в которой всегда нужны.
Предметом исследования данной работы является общественный порядок.
Общественный порядок (в широком смысле) – есть совокупность всех отношений, складывающихся в государстве, как общественное устройство. Основой такой трактовки послужили положения классиков марксизма-ленинизма, для охвата всех отношений, которые организуются и поддерживаются государством.
Общественный порядок (в узком смысле) – в настоящее время, в административно-правовой литературе имеются две концепции:
Еробкин В.Г.: «Общественный порядок, это регулируемое нормами права и морали, правилами общежития, и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся, главным образом, в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по-своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав граждан, укрепление народного достояния, обеспечение спокойствия, создание условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций».
Серегин С.О.: «Общественный порядок есть урегулированная нормами права и иными социальными нормами, система общественных отношений, установление, развитие, и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».
Еробкин В.Г. рассматривает общественную безопасности как часть общественного порядка, тогда как Серегин С.О. рассматривает ее как самостоятельную правовую категорию, общее в данных концепциях – в задачах поддержания общественного порядка.
Все остальные авторы, так или иначе, разделяют одну из указанных точек зрения, в позиции каждого исследователя есть определённые нюансы, но не до такой степени, чтобы выделять их в отдельную концепцию.
Цель представленной работы – рассмотреть административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественную нравственность.
Задачи работы – рассмотреть правовые основы применения административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также применение административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность (современная теория, проблемы и направления совершенствования).
1. Правовые основы применения административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность

1.1. Теория применения административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность

Административное правонарушение, посягающее на общественную нравственность – это общественно вредные, противоправные, виновные деяния, нарушающие охраняемые мерами административной ответственности общественную нравственность, обстановку общественного и личного спокойствия граждан, их честь и достоинство. Отметим, что в юридической литературе имеются и иные понятия. В приведенном определении главное значение имеет то обстоятельство, что правонарушение в рассматриваемой сфере образует такие действия людей, которые посягают на установленный порядок общественных отношений в общественных местах, иначе говоря, это правонарушение дезорганизующее общественную жизнь, однако, следует отметить, что дезорганизация общественной жизни может быть вызвана различными обстоятельствами, напр., стихийными факторами. Но в тех случаях, когда такая дезорганизация не связана с противоправным поведением людей, это не является нарушением закона. Посягательством можно считать сознательное, волевое действие человека, причиняющее вред общественным отношениям в сфере охраны общественного порядка. Нарушением надо считать не любое противоправное действие, а только то которое причиняет вред отношениям, которые охраняются и регулируются КоАП.
1.2. Правовые источники административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность

Основным источником административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность является КоАп РФ, который основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
1.3. История развития российского законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность

1.3.1. Период до

1984 г
.

Существующая в теории административного права точка зрения большинства ученых-административистов относит производство по делам об административных проступках к составной части общего понятия – административного процесса. В то же время о содержании процессуальных действий составляющих производство по делам об административных правонарушениях, как одном из видов административных производств, в юридической литературе высказываются противоречивые суждения.
Различие во взглядах на содержание производства по делам об административных проступках во многом обуславливалось тем, что на протяжении длительного периода нормы права, регламентирующие данное производство, не были кодифицированы в едином законодательном акте. Но, принятие 23 октября 1980 года Основ законодательства об административных правонарушениях, а в 1984 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях закрепило современные достижения законодательной практики и науки административного права, создало фундаментальную правовую основу для совершенствования и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, связанной с производством по делам об административных правонарушениях.
1.3.2. Период с 1984 по

1990 г
.

В 1984 году принимается Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, который содержал раздел 4, посвященный производству по делам об административных правонарушениях. Здесь же были определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, регламентированы процессуальные действия и условия, обеспечивающие разрешения дела в точном соответствии с законодательством.
1.3.3. Период 1990-2001 гг.

Развитие органов государственного управления, процессы происходящие в экономической жизни России потребовали серьезной корректировки законодательство по делам об административных правонарушениях. В Указе Президента России Правительству до конца 1996 года предлагалось завершить разработку Кодекса РФ об административных правонарушениях и Административно-процессуального кодекса РФ. Однако Законодатель выбрал прежний путь. Проект Кодекса РФ об административных правонарушениях снова содержит в себе нормы как материального, так и процессуального права. Это в свою очередь несколько отодвигает назад процесс развития административно-процессуального права. На наш взгляд, административно-процессуальный кодекс, регулирующий производство по делам об административных правонарушениях, был бы первым значительным шагом к созданию административно-процессуального кодекса регулирующего общие вопросы административного процесса в России.
1.3.4. Период с

2002 г
.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушений, принятого в 2002 году и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
2. Применение административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность: современная теория. Проблемы и направления совершенствования

2.1. Общая характеристика применения административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность

Мелкое хулиганство является одним из наиболее распространенных нарушений посягающих на те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Согласно ст.158 КоАП, мелкое хулиганство – это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Признаки хулиганства:
· нецензурная брань;
· приставание;
· другие подобные действия, если они по своему характеру не влекут применения мер, предусмотренных УК.
Форма проявления мелкого хулиганства, самая главная – брань нецензурная, независимо от обстоятельств, лицо совершает проступок и подлежит административной ответственности. В статье не дается понятие приставания. Оскорбительное приставание к гражданам выражается в активных, навязчивых действиях нарушителя (делинквента), унижающих честь и достоинство других лиц и нарушающих их спокойствие, к ним можно отнести навязывание публичного разговора, удержание за руки, за одежду, умышленное преграждение входа/выхода, пускание в лицо дыма от сигарет и т.д. Эти выводы построены на материалах судебной практики. Статья не является исчерпывающей, т.к. все учесть невозможно. Ложный вызов скорой, такси, нарушение очереди, нанесение рисунков или надписей нецензурного содержания. Для выяснения сущности мелкого хулиганства необходимо изучить: субъект, субъективная сторона, объект, объективную сторону. Состав мелкого хулиганства состоит из признаков и элементов, признаки это первая, элемент вторая ступень. Непосредственным объектом являются общественные отношения, составляющие общественный порядок.
Ответственность за мелкое хулиганство наступает следующим образом: наложение штрафа от 10-ти до 50-ти рублей, либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка, а в некоторых случаях административный арест на срок до 15-ти суток, последние два вида взыскания назначаются только судом. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до 12-ти лет, инвалидам 1, 2 группы, к несовершеннолетним.
2.2. Принципы производства по делам о правонарушениях, посягающих на общественную нравственность

Производство по делам о правонарушениях, посягающих на общественную нравственность базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления. К ним относятся:
· принцип законности означает, что производство по делам об административных о правонарушениях, посягающих на общественную нравственность осуществляется на основе строгого соблюдения установленных правил. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному взысканию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Это означает, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного взыскания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные проступки обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами;
· принцип презумпции невиновности означает, что лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Законом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело. При этом указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
· принцип охраны интересов государства и личности определяется общими задачами законодательства об административных правонарушениях по охране общественного строя РФ, собственности, социально-экономических, политических и личных свобод граждан, а также прав и законных предприятий, учреждений, организаций, установленного порядка, государственного и общественного порядка. В производстве по делам об административных проступках этот принцип направлен на выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждению проступков, воспитание граждан в духе строгого соблюдения законов, укрепление законности;
· принцип объективной истины означает всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, разрешение его в точном соответствии с законодательством. В каждом конкретном случае рассмотрения дела об административном проступке и наложения административного взыскания, уполномоченные на то органы (должностные лица) обязаны основывать свои выводы на фактах реальной действительности. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
· принцип национального языка указывает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство. Указанные принцип определяется многонациональным составом населения России и конституционным закреплением равноправия национальностей во всех областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни;
· принцип состязательности сторон в производстве по делам об административных проступках выражается, с одной стороны, в праве лица, привлекаемого к административной ответственности, знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановление по делу, с другой стороны – в обязанности органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных проступках, принимать к рассмотрению и разрешению заявления, ходатайства и поданные жалобы. При этом данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне (конституционный принцип), которая в том нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности в целях защиты охраняемых законом интересов;
· принцип публичности и гласности выражается в том, что в производстве по делам об административных проступках принимают участие представители общественных организаций, которые в установленных законом случаях и порядке вправе составлять протокол об административных правонарушениях. Граждане могут быть свидетелями по делу об административном правонарушении. Дела об административных проступках рассматриваются открыто и в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;
· принцип быстроты и оперативности в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях определяется динамичным характером управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется производство по делам об административных проступках. Так, например, для усиления борьбы с мелким хулиганством установлены более короткие сроки рассмотрения и разрешения дела, конечно, при условии соблюдения предусмотренных законом гарантий прав граждан.
Таким образом, последовательная и неуклонная реализация данных принципов в производстве по делам об административных проступках, является необходимым условием его эффективности, способствует успешному решению задач предупреждения правонарушений и укрепления законности.
2.3. Правовой статус участников производства по делам о правонарушениях, посягающих на общественную нравственность

С одной стороны в деле участвуют компетентные органы и должностные лица, которые в соответствии с Законом правомочны составлять правовые документы (протоколы), применять меры пресечения и обеспечения производства, рассматривать дела об административных правонарушениях, исполнять постановление по делу. Эту категорию лиц, мы рассматриваем более подробно в других параграфах пособия. Поэтому здесь мы рассмотрим другие категории участников производства по делам об административных правонарушениях.
Лица, имеющие личный интерес в деле:
1.Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела указанного лица.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, либо лица без гражданства, присутствие такого лица является обязательным.
2. Потерпевший. Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля.
3. Законные представители физического лица. Защиту прав и законных интересов физического лица, привлекаемого к ответственности, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Лица, способствующие производству:
Адвокат.
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Свидетель.
Свидетель обязан явить по вызову суда, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель имеет право:
а) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
б) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
в) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
г) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
3. Понятые. В случаях, предусмотренных КоАП, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятых могут быть привлечены любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица. Число понятых должно быть не менее двух.
Понятые вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятых подлежат занесению в протокол. При необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.
4. Специалист.
Специалист обязан
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Специалист имеет право:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заливать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
5. Эксперт.
Эксперт обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушений;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемы объяснения в связи с содержанием заключения.
Эксперт вправе отказаться отдачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения. Эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дани заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
6. Переводчик.
Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
Особый участник производства:
Прокурор. Прокурор в пределах своих полномочий имеет право:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
2.4. Доказывание и доказательства

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля представляют собой имеющие отношение к делу сведения, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются в протоколе об административном правонарушении или о применении меры обеспечения производства по делу, а при необходимости – оформляются протоколом опроса и приобщаются к делу.
2.5. Стадии производства по делам о правонарушениях, посягающих на общественную нравственность

К процессуальным действиям, составляющим производство по делам о правонарушениях, посягающих на общественную нравственность отнесены:
– составление протокола об административных правонарушениях;
– административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов;
– рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по нему постановления;
– передача материалов при наличии в нарушении признаков преступления прокурору, органу предварительного следствия или дознания;
– рассмотрение жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении;
– исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Указанные действия осуществляются в полном соответствии с процессуальными нормами права, определяющими место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении; права лиц, привлекаемых к административной ответственности; обжалование и опротестование постановления по делу об административном проступке; давность исполнения постановлений административных взысканий. Данные нормы позволяют рассматривать и разрешать дела об административных проступках с соблюдением всех процессуальных гарантий личности и требований законности.
2.6. Основные проблемы и необходимость совершенствования законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность

Произошедшие за последние годы кардинальное обновление административного законодательства и расширение круга регулируемых им управленческих отношений соответственно увеличили количество составов административных правонарушений, модифицировав некоторую их часть. Вместе с тем по-прежнему требуют эффективной административно-правовой охраны некоторые новые сферы управленческой деятельности: лицензионная; информационная; связанная с порядком регистрации и осуществления предпринимательской деятельности; в области трудовых прав, рекламы; на потребительском рынке, и др.
Нынешнее состояние административного законодательства в целом и законодательства об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность в частности свидетельствует о необходимости выработать концепцию и приоритеты его дальнейшего развития: очевидна и обусловлена содержанием ст. 76 и 77 Конституции РФ потребность в кодификации законодательства об административных правонарушениях, требуют обновления положения законодательства об административной ответственности в части компетенции по ее установлению и т. д.
Вопрос о компетенции по установлению административной ответственности требует особого рассмотрения, так как КоАП РФ определяет круг вопросов, по которым право установления административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественную нравственность предоставлено в прежней системе органов власти.
Заключение

Подводя итог работе, хотелось бы отметить, что рост числа привлеченных к административной ответственности превысил в 6-ть раз, рост населения России. Каждый третий гражданин привлекался к административной ответственности. В целом по РФ более 70% из всех совершенных административных правонарушений, это нарушение общественного порядка.
Общественный порядок это сложное многогранное общественное явление, термин общественный порядок является одним из самых распространенных и употребляемых как в законодательстве, так и юридической литературе. Конституция, Основы, КоАП содержат статьи об общественном порядке, но законодательное определение этого понятия отсутствует, не сложилось единое мнение ни в литературе, ни на практике.
В настоящее время практика установления административной ответственности связана с изданием многочисленных нормативных актов центральными и местными исполнительными органами власти. Многие действующие нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение общественного порядка, переплетаются и дублируют друг друга. Все это создает определенные трудности в правоприменительной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо объединить такие нормы права в единый нормативный акт. Трудность создается тем обстоятельством, что в юридической литературе до настоящего времени, отсутствует единство мнений относительно круга поступков, посягающих на общественные интересы.
Нормативные акты

Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 30 декабря 2001 г.
Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (вступил в силу 13 августа 1999г.).
Библиографический список

1. Административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. – М.: Юрид. лит., 2000.
2. Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права // Государство и право, 2000, № 10.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Издательство НОРМА, 2001.
4. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977.
5. Еробкин В.Г. Административное право. М.: Издательство НОРМА, 2002.
6. Колосов Р.Д. Административные правонарушения // Государство и право, 2002, № 12.
7. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., «Юридическая литература». 1985.
8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов «ССКА». 1987.
9. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М. Издательство НОРМА, 1998.
10.Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. – Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994.
11.Серегин С.О. Административное право. М.: Юристъ, 2002.
Приложения

В целом по РФ более 70% (по данным на 2002 год) из всех совершенных административных правонарушений – это нарушения общественной нравственности.
Если представить правонарушения, посягающие на общественную нравственность и иные административные правонарушения в виде диаграммы мы получим следующее:

1) 70% – административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность;
2) 13% – административные правонарушения в области охраны собственности;
3) 8% – административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;
4) 4% – административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
5) 3% – административные правонарушения;
6) 2% – иные административные правонарушения.