Конституция Мэйдзи

Введение Конституция Мэйдзи- первая Конституция в истории Японии. Официальное название – Конституция Великой японской империи. Официально была провозглашена 11 февраля 1889 г Вступила в силу 29 ноября 1890 г. Действовала до принятия и вступления в силу послевоенной Конституции. Невелика по объему: состоит из 7 глав,
76 статей. Основным принципом, пронизывающим всю систему Конституции Мейдзи, является принцип суверенитета династического монарха (династия «непрерывна на все времена») – императора, имеющего божественное происхождение (ст. – 1,3,4.). В Конституции император был провозглашен священным и неприкосновенным. Он наделялся важными прерогативами, руководствуясь
Вооруженными силами, устанавливал мир и объявлял войну, распускал нижнюю палату парламента для выборов. Однако ряд положений Конституции налагал ограничения на властные действия императора. Так, суверенитет должен был осуществляться в соответствии с установлением в Конституции, а свои законодательные полномочия император обязывался реализовывать в согласии с парламентом. Прогрессивной новацией для тогдашней Японии был принцип разделения властей.
Однако государственные органы трех разделяемых ветвей формально состояли при особе императора и служили вспомогательными инструментами реализации его суверенитета. Был введен институт двух палатного парламента с избираемой нижней палатой и верхней палатой пэров. Издание законов и отдача императорских указов обуславливалась согласием парламента. Нижняя палата имела право законодательной инициативы.
Ее согласие требовалось для принятия бюджета. При не получении согласия мог действовать бюджет предыдущего года. Компетенция парламента была ограничена правом императора на отдачу чрезвычайных приказов, независимого верховного командования Вооруженными силами осуществляющегося императором, и т. п. По отношению к исполнительной власти – кабинету министров – в Конституции проводился принцип дачи министрами советов императору, означающий, что министры являются помощниками императора и несут ответственность перед ним. Конституция ограничила компетенцию судов общей юстиции рассмотрением гражданских и уголовных дел, то есть административные дела были вне их компетенции. Конституция предусматривала создание Тайного совета – высшего консультативного органа при императоре. Большое значение имел институт прав и обязанностей подданных.
Конституция обозначила реальный шаг вперед в направлении участия народа в делах государства. Был принят избирательный закон, согласно которого нижняя палата парламента избиралась примерно полумиллионом избирателей, отвечающих налоговую цену. Конституция признала частную собственность нерушимой и содержала положения о широком круге других основных прав. Положения о правах и свободах сопровождались указаниями на то, что они предоставляются «в пределах закона», то есть не являются неотъемлемыми и могут ограничиваться
текущим законодательством. Однако эти права и свободы, хотя и ограниченные законом, были конституционным закреплением гражданского статуса, обретенными японцами благодаря отмене феодализма. Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией. Цели: Выяснить когда была принята первая японская Конституция и при каких обстоятельствах. Описать основные положения
Конституции. Рассмотреть полномочия императора и парламента. Выяснить порядок формирования парламента. Рассмотреть судебную систему страны и правовое положение сословий и граждан. Задача: Раскрыть данную тему. 1. Реставрация Мэйдзи Конституция Японии 1889 г. была первой в истории страны. Она действовала до 1947 г т. е. до вступления в силу нынешней
Конституции 1946 г. Первая Конституция Японии была конституцией только номинально, не в том смысле, какой вкладывает в это понятие, например, ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». В 1868 г. закончился период сёгуната и к власти вновь пришла семья тэнно. Согласно разъяснению словаря-справочника «История государства и права», «Конституция Японии 1889 г. явилась результатом "Революции (реставрации) Мэйдзи" »1 В целом такое истолкование удачно, но выражение «революция (реставрация) Мэйдзи» является не вполне адекватным переводом японского слова Мэйдзи-исин. Мэйдзи, или дословно «яркое правление», — это, как известно, официальное название периода
правления императора Муцухито (1867-1912) с 1868 г а исин означает просто «всеобщее обновление». Но чтобы понять смысл всего выражения в целом, нужно уяснить, что такое император Японии. Титул «император Японии» — это перевод японского слова тэнно, исконный смысл которого — «король неба». Согласно «Нихон секи», созданному в VIII в. японскому аналогу «Повести временных лет», основатель династии Джимму тэнно взошел на престол в 660 г. до н. э.2
С тех пор семья тэнно непрерывно царствует в Японии, по крайней мере, духовным образом. Иначе говоря, династия продолжалась по нисходящей мужской линии5 и обладала громадным религиозным авторитетом среди японского населения, но не всегда имела реальную, политическую власть. С этой точки зрения, я предпочитаю термин «реставрация Мэйдзи» термину 1. История государства и права: Словарь-справочник/
Отв. Ред. М.И. Сизяков. М 1997. с. 2. Никон секи – Анналы Японии/ Пер. со старояп. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т 1 : Свитки I-XVI. Спб 1997. с.192 «революция Мэйдзи», хотя в широком смысле слова это событие было своего рода революцией. Впервые европейцы прибыли в Японию в середине XVI в.
Это были, главным образом, проповедники-иезуиты из Португалии. Японскому правительству не нравилось быстрое расширение католицизма в юго-западной части страны, и оно решило изгнать европейцев, а в 1639 г. запретило пропаганду любой христианской конфессии и разрешило только голландским купцам посещать порт Нагасаки. В то же время японцам, которые оказались за границей, воспретили возвращаться домой. После более чем двухвековой изоляции правительство было вынуждено открыть страну. В середине XIX в. Японию охватил массовый голод. Городская беднота и крестьяне поднимали бунты, феодальная власть зашаталась. В то же время расцвет индустриального капитализма в передовых странах Запада потребовал расширения зарубежных рынков в Азии. Соперничая друг с другом, США, Англия и Франция пытались открыть ворота
Японии. Узнав о результатах опиумной войны между Англией и Китаем (1839-1842), сёгунат оценил мощь вооруженных сил европейцев и в конце концов вынужден был изменить свою прежнюю позицию. Американский коммодор К. Перри (Matthew Calbraith Perry) ввел свои корабли в залив Эдо, где теперь находится Токио, и в 1854 г. высадил на берег десант вооруженных моряков.
В июле 1858 г. под жестким нажимом со стороны коммодора К. Перри был подписан японо-американский договор о торговле. Помимо открытия ряда новых портов, он устанавливал привилегии экстерриториальности американцев в гражданских и уголовных делах, вводил крайне невыгодные для японцев тарифы и пошлины. В том же году Япония вынужденно заключила аналогичные неравноправные торговые договоры с
Англией, Францией и Россией. Конечно, это ограничило суверенитет Японии. В период сёгуната Токугавы Япония была разделена приблизительно на 200 княжеств, а правительство страны находилось в ее центре, в Эдо. В середине XIX в когда феодальная власть начала утрачивать устойчивость, богатые юго-западные княжества (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн) стали сопротивляться правительству в Эдо под лозунгом, что японцам нужно уважать династию тэнно,
а не Токугавы. Тэнно был использован этими княжествами для борьбы за власть, но сам лозунг оказался очень эффективным. И в 1868 г. после сложной политической и вооруженной борьбы коалиционные юго-западные силы во главе с тэнно победили правительство Токугавы. Новая власть стремилась, во-первых, уничтожить почти все старое и традиционное, кроме авторитета тэнно, и построить новую централизованную государственную систему. Например, она упразднила бывшие княжества и ввела систему губерний, определила Токио новой столицей, ликвидировала дискриминацию в социальном положении между сословиями (самураями, крестьянами, ремесленниками и торговцами), опубликовала декрет о стрижке традиционных причесок, украшающих мужчин (тёнмагэ), провела реформу календаря и т. д. Во-вторых, очень важно было скорректировать неравноправные договоры с европейскими державами и
США. Для решения этой задачи в 1871 г. новое правительство решило послать большую делегацию во главе с Томами Ивакурой, тогда одним из самых влиятельных политиков, в Америку и Европу. Делегации из маленькой и слаборазвитой восточной страны тогда не удалось добиться чего-то существенного. Зато, посетив 12 стран почти за 2 года, она очень внимательно ознакомилась с их государственными учреждениями, культурой, промышленностью и т. п.
И вывод членов делегации, очевидно, был таков: Японии тоже обязательно нужно стать сильной, развитой страной в Азии по примеру западных держав и США. Такую идею коротко выражает тогдашний японский лозунг «дацу-а ню-о», т. е. «преодолев уровень развития Азии, достичь уровня развития Европы». Знаменательно, что в состав делегации входили Тосимити Окубо (из бывшего княжества Сацума) и Хироси
Ито (из бывшего княжества Тёсю), оба в дальнейшем постарались стремительно «модернизировать» страну. Т. Окубо был убит противником из-за угла в 1878 г а X. Ито в 1885 г. стал первым в Японии премьер-министром в связи с учреждением правительства современного типа. После возвращения делегации стала более заметна тенденция европеизации почти во всех областях жизни в Японии. В 1874 г. численность европейских и американских преподавателей, ученых, инженеров и других специалистов превысила 500 человек. Поощрялось ношение европейской одежды. В столич­ном парадном дворце Рокумэйкан часто устраивались балы по-европейски. С помощью европейских юристов, в том числе Г. Буассонада (Gustave Emile Boissonade de Fontarabie) из Парижского университета и К. Рёслера (Karl Friedrich Hermann Roesler) из Германии, началось составление важнейших законов, которые
были необходимы для строительства нового государства. В 1880 г. под руководством Г. Буассонада составлены первые японские кодексы нового времени — Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (так называемые старый УК и Тизай-хо). А в 1884г. К. Рёслер закончил составление проекта Коммерческого кодекса. В процессе европеизации страны в
Японии, как и в Европе, возникло народное движение за свободу и демократию. Его можно сравнить с движением декабристов в России. Лидер нового движения Тайсукэ Итагаки (из бывшего княжества Toed) в 1874 г. опубликовал декларацию, требующую учреждения демократически выбранного парламента; стали публиковаться проекты конституции, написанные демократами.
Самый известный и самый прогрессивный из них был составлен Эмори Ужи (уроженцем Тосы) в 1881 г. Он настаивал на том, чтобы парламент был однопалатным, чтобы женщины участвовали в выборах наравне с мужчинами, чтобы были гарантированы основные права человека, в том числе на сопротивление правительству. 2. «Конституции Великой Японской Империи» 1889 г. Лидеры нового режима Т. Ивакура,
Т. Окубо, X. Ито и др. все-таки думали, что в конце концов и Японии понадобятся свои конституция и парламент. Проблема состояла только в том, какими они должны быть: монархическими или демократическими. Опыт, полученный во время реставрации Мэйдзи, убеждал руководителей страны в том, что стабильность и развитие Японии не могут быть достигнуты без династии тэнно, стоящей на самом высоком месте в иерархии политического авторитета. В 1881 г. X. Ито узнал, что у одного из влиятельных лидеров старого правительства Сигэнобу Окумы (из бывшего княжества Хидзэн) подготовлена программа очень быстрого учреждения парламента (за 2—3 года) наподобие английского. X. Ито считал, что такая программа очень вредна для осуществления реформы, и устранил С. Окуму из тогдашнего правительства, сразу опубликовав декларацию от имени Мэйдзи-тэнно, что они подготовят Конституцию и учредят
Парламент через 10 лет. Как раз в то время правительству было преподнесено «мнение» Г. Рёслера, о том, что монарх играет очень важную роль, имея призвание мирить богатых и бедных, находясь на нейтральной позиции и т. д. Он высоко оценил прусскую Конституцию 1850 г. Это «Мнение» понравилось X. Ито. В следующем году он был специально послан в Германию и
Австрию, чтобы изучать конституции этих стран. Там он слушал лекции Л. фон Штейна (Lorenz von Stein) в Венском университете и Р. фон Гнейста (Rudorf von Gneist) в Берлинском университете. После возвращения X. Ито из-за границы в 1883 г. началась работа по составлению проекта японской конституции. X. Ито помогали Г. Рёслер и А. Моссе (Albert Mosse), ученик
Р. фон Гнейста, направленный в Японию по его рекомендации. Таким образом, национально-исторический и религиозный авторитет тэнно был, образно выражаясь, прикрыт европейским известно, японцы — составители Конституции иногда серьезно расходились во мнениях с европейскими советниками. Например, японцы хотели вписать исторический эпитет «непрерванная за многотысячелетнее время» к словам «династия тэнно». А европейцы, в том числе
К. Рёслер, были против этого, говоря, что в конституции мифологического или исторического описания не должно быть. Однако японцам такой эпитет был необходим, чтобы подчеркнуть божественность тэнно, и они настояли на своем. Конституция была официально провозглашена 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1890 г когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи». Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной. Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха.
Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены. 3. Обзор основных положений Конституции Японии 1889 г. по главам. Знаменательно, что именно первая глава
Конституции посвящена тэнно. В ней определено, что император является самым авторитетным лицом во всей Японии не только в политическом отношении, но и с точки зрения традиционной национальной религии. С одной стороны, можно даже сказать, что как член «непрерванной за многотысячелетнее время» династии (ст. 1) он — живой бог Соответственно его особа священна и неприкосновенна (ст. З). С другой стороны, император одновременно никем не заменяемый глава государства (ст.
4) и сосредоточивает в себе все права властелина, которые происходят от верховной власти: он устанавливает законы в согласии с парламентом (ст. 5), приказывает опубликовывать и осуществлять их (ст. 6) и заставляет подданных соблюдать их (ст. 57). И роль парламента, кабинета и суда заключается в конечном счете просто в содействии императору. Кроме того, император непосредственно руководит группой людей, которая функционирует как действительное орудие осуществления его воли, т. е. бюрократией и военными (ст. 10). Он стоит во главе вооруженных сил (ст. 11), единолично определяет отношения Японии с зарубежными государствами (ст. 13), как милостивый государь жалует подданным ордена и т. п. (ст. 15), санкционирует амнистию (ст. 16) и т. д. Глава II является очень важной с точки зрения характеристики этой Конституции, поскольку в нее включены права и обязанности подданных.
В отличие от граждан у подданных признаются только те права, которые пожаловал властелин, за ними не признаны права и свободы природные, или врожденные. Хотя в Конституции перечислены свобода выбора и перемены местожительства (ст. 22), свобода вероисповедания (ст. 28), свобода слова, печати, публичных собраний и образования союзов (ст. 29), в формулировках всех этих статей наличествуют ограничения, например, предусматривающие осуществление
права «в границах закона». Интересно, что в этой Конституции в первую очередь указаны обязанности подданных: служить на военной службе (ст. 20) и платить налоги (ст. 21) и лишь затем перечислены их права. Глава III включает статьи о парламенте Империи. Парламент состоит из двух палат: палаты пэров и палата депутатов (ст. 33). В первую вошли представители самого верхнего аристократического слоя, а во вторую избирались представители
богатой части народа. Таким образом, парламент был далек от большинства народа. Более того, парламент только составляет законы, но они не действуют без санкций императора (ст. 6). Наконец, палату депутатов распускает именно тэнно (ст. 7). Глава IV называется «О министрах и государственном совете». В ней не встречаются слова «кабинет», «правительство», поскольку министры помогают императору, каждый
в отдельности (ст. 55), они не могут представить общее мнение кабинета. Глава V посвящена судебной власти. В ней особо показательно такое выражение, как: «Судебная власть осуществляется судами именем императора » (ст. 57). Темой главы VI являются финансы. Правительство может в случае настоятельной нужды и тому подобных обстоятельств принять необходимые финансовые меры, пользуясь авторитетом императора, т. е. путем издания императорского указа (ст. 70). В главу VII, последнюю, включены дополнительные постановления. В ней самое важное значение имеет то, что никто кроме императора не вправе вносить изменения в Конституцию (ст. 73) — ни парламент, ни народ не могут проявить даже инициативу изменения основного закона государства.   Заключение Конституцию нельзя назвать демократической. Крайне показательно, что на следующий год после ее опубликования с целью еще более широкой пропаганды
божественности тэнно и его династии, а также для предотвращения распространения идей свободы и демократии правительство утвердило основные принципы школьного воспитания в форме императорского указа, который носит название «Кёику-тёкуго». Этот «Указ об образовании» содержал компактное изложение основ конфуцианского учения и в конечном счете преследовал цель воспитать в подданных готовность жертвовать собой ради защиты святого государства во главе с тэнно. В действительности в
Конституции 1889 г. не было никаких изменений до принятия новой Конституции в 1946 г. В японском языке есть такое выражение, как «нама-биракэ», что означает «цивилизованно, но не полностью». Данная характеристика вполне применима и к Конституции 1889 г.: первая японская конституция и вообще Япония в то время была «модернизированной, но не полностью».
Такова, на наш взгляд, краткая история составления Конституции Японии 1889г. и «модернизации» страны. В действующей послевоенной Конституции Японии 1946 г. тэнно перестал быть главой государства, он определен просто как символ государства и единства народа, не имеющий никакой политической власти. Список используемых источников 1. История государства и права:
Словарь-справочник/ Отв. Ред. М.И. Сизяков. М 1997. с. 165 2. Конституция зарубежных государств: Учебное пособие/ Сост. Проф. В.В. Маклаков – 3-е изд. М 2001, с.592 3. Никон секи – Анналы Японии/ Пер. со старояп. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т 1 : Свитки I-XVI. Спб 1997. с.192 4.Очерки новой истории Японии 1640-1917. М 1958 5. Тадагава С. Конституция Японии 1889 г. и "модернизация" страны. //Правоведение. М 2002 № 4 (243) С. 193 – 199 6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время)/ Сост. Доктор юридических наук, профессор Н.А. Крашенинникова, М 2000, с.496 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права:
Учебное пособие/ Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. М 1996, с.413 8. Япония от А до Я: Популярная иллюстрированная энциклопедия. М 2000.