ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2. СЛОВО – РУКОПИСЬ – ПЕЧАТЬ
3. ЖИЗНЬ ГУТЕНБЕРГА
4. Воплощение идеи
5. ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТИ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Проскуряков «Иоган Гутенберг» М. 1933
2. Н. В. Варбанец «Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе» М.
1980
3. Исторический журнал № 9 1940 // проф. Н.П. Киселёв «Изобретение книгопечатания и первые типографии в Европе».
Изобретение Иогана Гутенберга способствовало не только развитию,
распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так
необходимых человечеству для развития общества, но и положило начало
завоевания, совершенствования и распространения рекламы, особенно печатной.
Поэтому жизнь и сам процесс изобретения Иогана Гутенберга должны быть нам
интересны, чтобы лучше понять и воспринимать современность.
Нестеренко Т.А.
1.ВВЕДЕНИЕ
Большое значение изобретению книгопечатания предавали ученые разных
эпох. Фридрих Энгельс наравне с основными производственными факторами,
такими, как развитие промышленности, усиление связи между народами Западной
и Центральной Европы и великими географическими открытиями, называет также
блестящим изобретением «печатный станок».
Однако в широких кругах образованных людей редко встречается
знакомство с фактами истории и техники книги, хотя, казалось бы, этот
предмет должен интересовать каждого читающего не зависимо от специальности.
Напротив, широким распространением пользуются различные предрассудки, с
необыкновенной живучестью удерживающиеся в общей литературе. Один из них
состоит в том, будто типографический процесс изобретен на основе
ксилографических, т.е. гравированных на дереве книг. Другим является
мнение, будто в первых произведениях печати буквы были вырезаны из дерева.
На самом деле даже поверхностное изучение шрифта в древнейших памятниках
книгопечатания обнаруживает, что все они изготовлены при помощи шрифтов,
отлитых из металла. В технике отливки литер и состояла оригинальность и
величие изобретения, давшего жизнь печатной книги.
Вопрос о происхождении печатания книг, т. е. о том, когда, где,
когда, кем, при каких обстоятельствах оно изобретено, принадлежит к числу
наиболее сложных и спорных исторических вопросов. В этом отношении
книгопечатание имело обычную судьбу великих новых явлений, открытий и
изобретений, а выводы исследователей крайне противоречивы.
Даже после того, как значительная часть существующих в литературе
утверждений отнесена к области легенд, остаётся огромная трудность –
связать факты и памятники первоначальной печати с определенной
исторической личностью изобретателя. Более или менее общепринятая в
исторической или библиографической науке точка зрения признаёт
изобретателем книгопечатания Иогана Гутенберга.
Время изобретения книгопечатания относится к периоду между подвигами
французской народной героини Жанны д‘Арк (1429-1431) и взятием
Константинополя турками (1453); последний факт оказывал влияние на
содержание книжной продукции. В социально-экономическом и культурном
отношении весь XV век представляет особый интерес. С одной стороны , это
была эпоха завершения борьбы между демократией и аристократией в
средневековых городах, с другой – расцвета гуманизма и начала невиданного
роста художественного творчества. Существует прекрасное определение этого
периода –
«Осень Средневековья».
Местом возникновения книгопечатания является область среднего течения
Рейна – та земля, та земля, которая с незапамятных времен служила ареной
военных столкновений. В более узком смысле местами деятельности Гутенберга,
поскольку они нам известны, были два пиренейских города – сначала
Страсбург, потом Майнц. Борьба демократической и аристократической партий в
Страсбурге закончилась раньше чем в других городах – победою цехов (1332-
1334), после чего часть городской знати была вынуждена покинуть город.
Особенно сильно революционное движение цехов разгорелось в XV веке. В
Майнце оно имело место, когда Иоган Гутенберг был ещё мальчиком или юношей,
в 1411 и 1420 годах.
В культурном отношении существенным различием между двумя городами
было то, что Майнц являлся центром одного из важнейших архиеписковств,
тогда как в Страсбурге церковное влияние чувствовалось слабее; зато в нем
успешно развивалось гуманистическое движение.
2. СЛОВО – РУКОПИСЬ – ПЕЧАТЬ
Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот
имеет свою предисторию. Дело Гутенберга было замечательным итогом процесса,
растянувшегося на тысячелетие. Развитие человеческого общества подошло к
тому пункту, когда идея книгопечатания сгустилась как атмосферная влага,
еще несколько мгновений и хлынет дождь.
Возникновение речи – достижение самой первой ступени жизни
человечества.
Развитие языка вплетено в процесс становления и роста
первобытного человеческого общества как необходимое следствие и действующая
сила.
Но для того, чтобы развилась письменность, человечеству надо
было пройти гигантский путь.
Три основные системы письма возникли в государствах Египта,
Вавилона и Китая.
Египтяне 4 000 лет назад вырезали исторические повествования и
легенды на камне своих пирамид. Письменные знаки сохранились на кирпичах
развалин Вавилона. Писали на глиняных дощечках, и эти записи составляли
общественные книгохранилища и библиотеки древней знати.
Позднее у египтян, греков и римлян разного рода известия,
повествования и официальные документы вырезались на каменных и бронзовых
пластинках.
Обычай писать на покрытых воском деревянных дощечках возник в
древности и перешел в средние века. Очевидно, что камень, глина, металл и
дерево были неудобным материалом для писания. Огромным шагом вперед
явилось употребление папируса, введенное египтянами. Наиболее древний
папирусный свиток относится к XXV веку до нашей эры. Греки и римляне
переняли от египтян письмо на папирусе.
Ограниченность географического распространения папируса и трудность
его получения вызвали появление нового материала для письма – пергамента.
Впервые он был введен в Пергаме во втором веке нашей эры царем Эвнимом II,
который для создания большой библиотеки организовал выделку кожи.
Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо
прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента
повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для
нового употребления, особенно средневековыми монахами – переписчиками.
Но все это не годилось для массового изготовления книг,-
книгопечатание требовало предварительного создания нового дешевого
материала.
Распространение бумаги в Европе обогнало книгопечатание почти на
столетие. К этому времени производство бумаги прошло уже длительный путь и
было испробовано в ряде стран земного шара.
Изобретение бумаги относится к 153 году до нашей эры, имя
изобретателя – Небесная Империя-Китай. Сырьем для изготовления бумаги, как
говорит предание, послужило волокна бамбука и шелковичного дерева. Процесс
был очень прост: изобретатель разваривал эти компоненты в горячей воде,
измельчал их и из жидкой массы формовал бумажные листы. Уже тогда бумага
получила в Китае разнообразное и широкое применение.
Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на
Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов: около
IV века китайцы заносят изготовление бумаги в Туркестан, отсюда оно
попадает в Персию, Сирию, к арабам в Аравию и Египет.
На Европейском континенте бумажное производство основали
арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII-XV
веке, быстро акклиматизируется в европейских странах – сначала в Италии,
Франции, а затем, и в Германии.
Первая германская бумажная мельница была основана около 1320 года на
родине Гутенберга в городе Майнц.
Начало эпохи феодализма не создавало никаких предпосылок для
революционных изменений в книжном производстве. Оазисами знаний делаются
монастыри. Неизбежна была борьба церкви со всякими отклонениями от
церковной догмы. Такие отклонения считались ересью. Стремясь не только
искоренить ересь, но и пресечь всякую возможность ее появления, церковь
запрещает распространение книг священного писания среди мирян и считает
тяжелым преступлением переводы этих книг с непонятной латыни на народные
языки.
Понятно, что в таких условиях книгопечатанию ставились почти
непреодолимые препятствия. Нужны были решительные социальные и
экономические сдвиги для разрушения этих преград.
Только конец средневековья, в связи с хозяйственным подъемом и
развитием городов и оживлением умственной жизни, поставил вопрос о
книгопечатании, как насущную проблему эпохи и предопределил его неизбежное
появление. Рукопись не поспевала за обслуживанием многообразных
общественных потребностей и фиксацией накопившегося опыта в области науки и
искусства. Образование делается все более и более необходимым условием для
людей, желающих принять участие в управлении, торговле и других
общественных занятиях.
Новая ступень общественного развития требовала размножения книг
такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. О
том, как велико было значение изобретения Гутенберга для ближайших крупных
социальных событий, говорит отзыв Мартина Лютера, назвавшего книгопечатание
«вторым искуплением рода человеческого».
( Мартин Лютер – (1483-1546) -наиболее крупный церковный реформатор, по
имени которого называется целая протестантская церковь (лютеранская).
В средние века перепиской книг занимались преимущественно монахи. Ряд
сохранившихся образцов свидетельствует о высоких художественных
достижениях переписчиков как в области каллиграфии, так и в иллюстрациях.
Но переписывание книг, требовавшее огромных усилий, было делом медленным и
очень дорогим.
Появляется идея тиснения книг, вероятно, заимствованная у Востока, так
еще в VI веке нашей эры тиснение книг с деревянных досок было известно в
Китае и получило широкое распространение.
Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго
тысячелетия было изобретено печатание литерами (из особым образом обоженной
земляной массы и из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы
Гутенберг был знаком с опытом китайцев, а, очевидно, пришел к решению
проблемы подвижных литер самостоятельным путем.
Впервые тиснение в Европе стало применяться в производстве
игральных карт – XIII век. Дальше неллюграфия – изготовление на деревянной
доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе – переходит в область
книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким
образом картин и небольших сочинений. Тиснение досками особенно развилось в
Нидерландах.
Остается сделать еще один шаг – надо доску разрезать на передвижные
литеры и перейти к набору. Освоение этой мысли не могло представлять
особого труда, хотя бы, потому что давно обучение грамоте велось с помощью
изготовления отдельных букв и складывания из них слов.
Еще в IV веке блаженный Иероним писал в « О воспитании отроковицы» :
«Нужно сделать ей буквы либо буковые, либо из слоновой кости и назвать их
ей. Пусть играет ими и, играючи, обучается и пусть она запоминает не только
порядок букв, но и по виду».
Легенда об изобретении книгопечатания была написана в 1568 году
голландским историком Адрианом Юнием и появилась в печати в 1588 году в
истории Голландии «Батавия». «Я утверждаю, что честь открытия
книгопечатания принадлежит нашему городу Гарлему и что мы должны с полным
правом потребовать восстановления этой чести…». Повествуется, что в 1440
году уча читать внуков, Лауренс Янсзон Костер (церковный сторож) стал
вырезать буквы из дерева и делать ими оттиски на бумаге: так он догадался,
что можно печатать книги – вначале с деревянных досок, потом отливая буквы
из свинца, затем из олова. И его подмастерье, некий Йохайм Фауст или иной «
в рождественскую ночь того же года бежал, украв весь его запас литер, и
напечатал ими в 1442 году в городе Майнц.
Подобные истории в разных вариациях распространялись в те времена. Год
изобретения 1440 мог быть вычитан из многих источников, а основные моменты
Юния основываются на свидетельстве некоторых горожан и их воспоминаниях.
Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать
человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое
дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.
3.ЖИЗНЬ ГУТЕНБЕРГА
К майнцским патрицианским родам принадлежали родители изобретателя
книгопечатания: отец – Фриле Генсфлейш, мать – Эльза Вирих цум Гутенберг;
последнее наименование принадлежало её родовому дому в Майнце. У Фриле и
Эльзы было два сына и дочь; младший получил имя Иогана Генсфлейш цум
Гутенберг. Генсфлейш имели наследственную привилегию чеканки монеты, откуда
становится понятным знакомство младшего сына с ювелирными работами.
Во время восстания цехов некоторые члены рода Генсфлейш и родственных
им семейств были вынуждены удалиться из Майнца. Эта судьба постигла и семью
Иогана.
О детских и юношеских годах Иогана достоверно ничего не известно. Не
установлено точно год его рождения, записей о крещении не обнаружено.
Принято, что он родился между 1394-1399г.г. Условно его рождение отмечается
как день Иоанна Крестителя – 24 июля 1400г.
Что касается его образования то знанием латыни, хотя бы пассивной, он
обладал, а значит учился в приходской, городской или монастырской школе.
Определенные биографические данные о жизни Гутенберга начинаются лишь
с 1434 года. Достоверный документ свидетельствует , что в это время
Гутенберг проживал в Страсбурге. Там он занимался делом, близким к
традициям его семьи: он был золотым дел мастером. Будучи одарен выдающимися
техническими способностями, Гутенберг соединил с этим основным занятием и
другие, как например шлифование камней, применявшихся для ювелирных работ.
Несомненно, он был знатоком своего дела, потому что два страсбургских
горожанина, Андрей Дритцен и Андрей Хейльман, пожелали вступить к нему в
обучение и образовать совместно с ним товарищество, заплатив при этом
деньги. К ним присоединился ещё четвёртый, Ганс Риффе, финансирующий
предприятие. Образование этого предприятия произошло, вероятно, около 1436
года.
Одновременно с ювелирными работами Гутенберг производил ещё какие-то
опыты, о которых ничего не сообщал своим компаньонам. Для этих опытов
потребовалось изготовление деревянного пресса, закупались свинец и другие
материалы; хранились эти предметы в доме Андрея Дритцена. В декабре 1438
года он заболел и умер. Незадолго до смерти Дритцена Гутенберг направил в
его дом своего слугу с поручением уничтожить «формы». Он опасался, что
посторонние проникнут в тайну его работ. Когда Дритцен умер, Гутенберг
послал в его дом столяра, чтобы разобрать на составные части «пресс», но он
исчез. После смерти Дритцена между его наследниками компаньонами разгорелся
спор из-за денежных дел. Отсюда судебное дело в большом совете города
Страсбурга; протоколы его, найденные двести лет назад, раскрыли некоторые
подробности опытов Гутенберга. Любопытно свидетельство одного золотого дел
мастера Ганса Дюнне, что он благодаря Гутенбергу заработал в 1436 году
около 100 гульденов, посредством «того, что относится к печатанию (zu dem
trucken)». Если понимать это высказывание в смысле печатания каких-то книг
и однолисток, то все равно не возможно доказать, что они были изготовлены
при помощи продвижных литер, а не другим способом; гораздо проще
предположить, что речь идет о ксилографических книгах или о каком-либо ином
производстве.
Решение суда последовало через год после смерти Дритцена , в декабре
1439 года, и было в общем благоприятно для Гутенберга. Однако его денежные
дела находились уже в плохом состоянии. Средства оставшиеся от его
наследственного имущества, были израсходованы, и вся дальнейшая жизнь
Гутенберга прошла в поисках денег для реализации своего изобретения. В 1444
году Гутенберг покидает Страсбург и возвращается в Майнц.
4.Воплощение идеи
В Майнц Гутенберг привез вполне разработанную идею изобретения, и в
1445 или в 1446 году приступил к непрерывному печатанию книг.
Счастье Гутенберга, что вера в колдовство не встала поперек его
изобретательного пути
Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков.
Им ничего не стоило объявить его творение дьяволом, а изобретателя –
прислужником сатаны.
Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает
сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны.
Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь
называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на
одном конце, дающей отпечаток буквы.
Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой
разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую
должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без
преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою
гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал
новое искусство.
Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные
деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости,
изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро
доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед
изобретателем.
Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения
необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв
непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль
об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной
форме.
Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться
изобретателю — это создание пунсона.
Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и
потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл,
получить литеры с выпуклым очком буквы.
| |Однако возможно значительно упростить задачу, если |
| |сделать одну модель выпуклой буквы на твердом |
| |металле — пунсон. Пунсоном оттискивают в более |
| |мягком металле ряд обратных углубленных изображений |
| |нужной буквы, получают матрицы и после этого |
| |организуют быструю отливку любого количества литер. |
| |Следующий этап — нахождение сплава, который |
| |обеспечивает одновременно легкость изготовления |
| |(литья) и достаточную прочность шрифта, |
| |выдерживающего многократное печатание. |
| |Только изобретение пунсона, необходимого сплава и |
| |организация словолитни знаменовали решительный и |
| |бесповоротный успех. |
| |Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и |
| |неудивительно, что Гутенберг мог употребить на |
| |прохождение его почти весь пятнадцатилетний период |
| |страсбургской жизни. |
Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные
новшество в печатании—создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга
крайне несложен — это простой деревянный винтовой пресс.
5.ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТИ
| |Из под печатного станка Гутенберга|
| |около 1445г. вышла так называемая |
| |«Сивильская книга» – поэма на |
| |немецком языке. В настоящее время |
| |она не известна ни в одном |
| |экземпляре, и до конца XIX века |
| |никто не подозревал о её |
| |существование. В 1892 году был |
| |обнаружен в Майнце небольшой клочек|
| |бумаги – все, что осталось от |
| |книги, имевшей приблизительно 74 |
| |страницы, по 28 строк в каждой. |
| |Этот клочек бумаги, по своему |
| |содержанию получил название |
| |«фрагмент о страшном суде», |
| |хранится в Гутенбергском музее в |
| |Майнце. Далее, кроме нескольких |
| |донатов, |
им был напечатан астрономический календарь на 1448 год, т.е. есть все
основания полагать, что отпечатан он не позднее конца 1447 года.
Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и
однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать
его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым
майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В
начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями
первопечатника – проект по тому времени грандиозный. Предположено было
издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы
Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Есть известия ,
что для печатания Библии была оборудована самостоятельная мастерская.
Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга
вообще. Но все же она является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее,
по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это
первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством
экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во
фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг
всех веков, а что
| | касается стоимости в XIX начале XX века, то ни за |
| |какую другую книгу не уплачивались столь |
| |баснословные суммы. На беду после того как печатание|
| |было начато, произошел разрыв между Гутенбергом и |
| |Фустом, приведший к устранению Гутенберга от работ |
| |второй типографии. В самый разгар работ над Библией,|
| |Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствии |
| |невозможности оплатить большую часть долга возникло |
| |судебное разбирательство, закончившееся трагически |
| |для Гутенберга: он лишился на только типографии, но |
| |и значительной части оборудования своей первой |
| |типографии. В составе утраченного были, по видимому,|
| |и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же |
| |шрифт, уже сильно сбитый, остался |
| |собственностью Гутенберга. Гениальный творческий |
| |замысел Гутенберга и Шеффера был закончен |
| |по-видимому одним Шеффером, а прибыль, полученная |
| |после выхода в свет Библии, потекла в |
| |карман Иоганна Фуста. Но наиболее тяжким |
ударом было то, что тайна печатания перестала быть тайной, и тем самым
Гутенберг утратил монополию применения изобретенного им процесса. При
таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и,
выпустив несколько небольших книг, должен был прекратить дело. Возобновить
печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После
разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал
более в роли печатника. В начале 1465 года архиепископ Майнцский , в
награду за заслуги в деле печатания включил Гутенберга в свой придворный
штат, что по тем временам равнялось назначению пенсии. Гутенберг скончался
в 1468 году и схоронен в Майнце в церки францисканцов.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее совершенными образцами европейского печатного ремесла до
Гутенберга были народные картины, нередко с несколькими строками текста,
который пояснял их содержание. Техника изготовления этих картин такова:
писцы-рисовальщики делали на деревянной доске, обычно грушевой, рисунок и
подписи. Все части доски, свободные от рисунка, углублялись вырезыванием и
рисунок делался выпуклым. Доску покрывали краскою, налагали на нее лист
бумаги и притирали последний деревяшкой или костяшкой. Таким образом
получался оттиск.
С такими техническими средствами и так организованным процессом
печатания нечего было и думать о воспроизведении книг с обигикаемым
текстом, ибо труд вырезывания и печатаная был бы страшно длителен и дорог.
Кроме того: деревянный шрифт быстро снашивался при многократном тиснении.
После изготовления немногих экземпляров необходимо было начинать вновь
тяжкий труд вырезывания текста на досках.
Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно
разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло
процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и
рентабельность работы.
Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило
структуру печатного процесса.
Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. На его долю может быть выпала честь предвосхитить мануфактурные формы организации производства, которые с XVII века должны были победить ремесло, Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать
человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое
дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.
Может быть до него были люди, предвосхищавшие книгопечатание и даже
проделавшие часть его мучительного изобретательского пути— это не меняет
дела. Изобретательство — это идея, труд и воплощение идеи трудом. Гутенберг
в своей жизни осуществил все части этой изобретательской триады.
Ученики Гутенберга распространили по Европе печатание подвижными
литерами. От всех чрезвычайно многочисленных типографий, возникших еще в XV
веке в разных городах и странах, протягиваются незримые нити к единому
центру—майнцкой печатне мастера Иогана,—он и только он—истинный
родоначальник этого замечательного искусства.