Церковное право в России. История и современность

Московскийгуманитарно-экономическийинститут

Чувашский филиал

Факультет Юридический

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

Дисциплина История отечественного государства и права

РЕФЕРАТ
на тему:
«Церковное право в России. История и современность»

Выполниластудентка
Курса3
группы № 22Ю3 – 3/10

Афанасьева Наталия Михайловна
(Ф.И.О.)
10 ноября 2010 года
(подписьстудента)(число,месяц, год)
Проверил: доцент

(ученаястепень,звание)
Никифорова Ирина Александровна
(Ф.И.О.)
Оценка
Зачтено,незачтено
Подписьпреподавателя Расшифровка подписи
« » 200_ год
Датапоступления работыв деканат
г. Чебоксары
2010 г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Становление церковного права в мире ……………………………….5
2. Историческое развитие церковного права в России до 1917 года .……. 8
2.1. Богословский период церковного права — конец XVIIIв. – 50-е гг. XIXв.
2.2. Церковное право как научная дисциплина — 60 – 90-е гг. XIXв.
2.3. Церковное право в призме Столыпинской реформы — до 1911 года
2.4. Падение интереса к церковному праву — 10-е годы XX века
3. Церковное право в советский и в современный период России ….…. 18
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список литературы ………………………………………………………….. 23
Введение
Церковное право — один из новых объектов изучения современной юридической науки в России. Как справедливо отмечает А. И. Масляев, несмотря на более чем тысячелетнюю историю существования Русской Православной Церкви, даже «в настоящее время довольно сложно определить ее место в системе российского права»[1]
.
Между тем церковное право сыграло огромную роль в процессе формирования современной европейской правовой системы. Как отмечает М. Ю. Варьяс, «по существу церковное право стало первой общеевропейской наднациональной системой права; институты и правовые процедуры, порожденные этой протосистемой, опередив национально-правовое регулирование по времени своего появления, легли в основу сформировавшихся позднее национальных правовых систем Европы».[
2] И в России большая часть правовых институтов развивалась под влиянием права церковного.[3]

Актуальность темы исследования
. Исследование проблем церковного права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе. Это вполне объяснимо, так как новой российской государственности должно соответствовать право, вобравшее в себя весь положительный опыт прежнего российского законодательства.
Православное церковное право является одной из важнейших составных частей фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Этот факт признается не только отечественными, но и зарубежными правоведами. Более того, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви – одной из влиятельнейших организаций нашего общества.
Цель моей работы:
– проследить историческое развитие церковного права в России и его влияние на формирование национального правопорядка;
– определить место церковного права в современной системе права.
Становление церковного права в мире

В Византийской империи изучение церковного права издавна входило в систему юридического образования, так как, начиная с правления императора Феодосия II (408-450), государственные постановления по долям церкви стали включаться в состав законодательных кодексов. С этого времени началось составление сборников церковного права и комментирование их. Например, в VI в. константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком был составлен Номоканон — свод законов по церковному управлению, переводы которого на Руси получили название Кормчих.[
3] Затем появились сборники Фотия (IX в.), Михаила Пселла (1070 г.), Арсения Афонского (XIII в.), Матвея Властаря (около 1335 г.), Константина Арменопула (1345 г.). Одновременно этот процесс шел на Западе: появились сборники Дионисия Младшего (конец V в.), Мартина Брагского (около 562 г.), Исидора Севильского (VII в.). Цель всех перечисленных собирателей была сугубо практической — облегчить исполнение церковных правил, а поэтому в работах отсутствовал характер научных систем.
В начале XIв. в Константинополе, в монастыре святого Георгия, была открыта специальная юридическая школа, где наряду с законами преподавались каноны. Возглавлявший ее носил титул номофилакса (хранителя законов), и у него экзаменовались все претенденты на судебные должности. В школе глоссаторов, которая поставила своей целью изучение источников римского права под руководством Ирнерия, церковное право по своему значению было поставлено на одну ступень с римским правом. Занимаясь кодификацией римского права по «Корпусу светского права», болонские юристы пришли к выводу о тесной связи светского права с каноническим и обратились к изучению древних канонов и папских декреталов.
В середине XII в. была создана первая научная система церковного права — кодекс монаха монастыря святого Феликса в Болонье Грациана. С изданием кодекса Грациана завершилось формальное отделение церковного права от богословия. Церковно-юридический материал был разбит на три части: 1) естественное и положительное церковное право и церковные законы, а также учение о церковных лицах и должностях; 2) церковная власть и вопросы судебного процесса; 3) богослужебные действия и учреждения.
В 1234 г. при Григории IX (1227—1241) были изданы собрания декретов в пяти книгах, ставшие образцом систематизации как для преподавания в университетах, так и для научных работ по церковному праву.
Одновременно в итальянских университетах возникла другая система, согласно которой весь церковно-юридический материал делился на три части: 1) о лицах (церковное устройство), 2) о вещах (учение о церковной собственности и богослужебных принадлежностях) и 3) о действиях (церковно-судебный процесс). Таким образом, к церковному праву была применена система, основанная на принципах частного права. Именно она стала на долгое время господствующей в науке.
Падение Константинополя в 1453 г. затормозило развитие церковно-правовой науки на Востоке. Затем серьезные попытки критической оценки канонического права стали предприниматься и на Западе. В период Реформации здесь стали создаваться лютеранские университеты, в которых подробно изучалось каноническое право для ведения полемики против католических доктрин.[
4]
Возрождение науки церковного права относится к рубежу XVIII—XIX вв. Появился новый канонический сборник с толкованиями — «Пидалион» («Кормчая»), составленный святым Никодимом Святогорцем и иеромонахом Анапием. В 1852—1859 гг. в свет вышла шеститомная «Синтагма Божественных и святых Канонов» под редакцией Ралли и Потли.[
5] Как отмечал профессор церковного права Санкт-Петербургского университета М. И. Горчак в XVIII в. началась группировка церковного права по системе Юстиниановых институций… Такое сильное подражание, доведенное до крайности| было причиной… попытки создать рационалистическое церковное право, общее для всех вероисповеданий, посредством выводов из теоретической понимания церкви. С течением времени историческая школа юристов Савиньи во главе вытеснила… это исключительно теоретическое направление и создала историко-вероисповедное направление».[
6]
Историческое развитие церковного права в России до 1917 года

1.1.
Богословский период церковного права — конец XVIIIв. – 50-е гг. XIXв.

В России мысль о необходимости преподавания церковного права впервые была высказана в царствование Федора Алексеевича (1676-1682) в проекте Устава Московской славяно-греко-латинской академии,[
7] однако данный Устав так и не был принят.
Снова к этой проблеме обратился Феофилакт (1670-е годы — 1741), в миру Федор Леонтьевич Лопатинский, в своей учебной богословской книге «ScientiaSacra (Наука священная в богословских состязаниях, по учению святой Церкви восточной, Святого Писания, соборов и Отцов, умозрительно и с сопровождением противных мнений, изложенная в московской коллегии царя Петра Алексеевича)» (М., 1706—1710).[
8] В отделе «О праве и праведности» он изложил начала светского и церковного права.
Снова вопрос о необходимости преподавания церковного права был поднят митрополитом Платоном в его «Инструкции», написанной в 1776 г. для Московской славяно-греколатинской духовной академии, преобразованной затем в Московскую духовную академию.[
9] Он хорошо знал нужды Академии, так как сам был в ней сначала воспитанником, а затем наставником.
В 1798 г. появился Указ Святейшего Синода, согласно которому во всех духовных академиях вводилось чтение и объяснение Кормчих книг и Книги о должностях приходского священника.[
10] В духовных академиях для богословских классов были введены такие новые науки, как герменевтика, церковная история, пасхалия, пастырское богословие и каноническое право.[
11]
При Александре I церковное право вошло в курс богословских наук и стало преподаваться в духовных академиях в систематическом виде. В 1808г. Комиссия духовных училищ рекомендовала составить краткое хронологически-систематическое изложение церковного права.[
12] В утвержденном проекте Устава духовных академий 1814 г. каноническое право было предписано особому вниманию профессоров. В «Обозрении богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» все богословие было разделено на посредствующее, или толковательное, составительное и применительное. Церковное право было отнесено к последнему разряду.[
13]
С 1835 г. преподавание церковного права было введено в университетах, однако оно преподавалось только для студентов-юристов православного вероисповедания. Преподавание церковного права поручалось профессорам богословия.
1.2.
Церковное право как научная дисциплина — 60 – 90-е гг. XIXв.

На развитие церковного права серьезно повлиял процесс систематизации российского права, активно начатый в царствование Николая I. В марте 1835 г. обер-прокурор Святейшего Синода С. Д. Нечаев испросил у Императора разрешения извлечь из синодального архива и собрать воедино все постановления, касающиеся церковного управления, начиная с введения синодальной системы в 1721 г.. Фактический руководитель работы по систематизации российского законодательства во Втором отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии М.М. Сперанский поручил реализацию данного проекта Куницыну. Следующий обер-прокурор Н. А. Протасов посчитал эту работу полезной для того, чтобы Святейший Синод мог получать справки при рассмотрении различных дел, но неудобной для опубликования. М. М. Сперанский с этим согласился. Однако работа по систематизации духовных узаконений в рукописном варианте была доведена до конца. Кроме того, граф Н. А. Протасов предложил Святейшему Синоду возобновить работу, начатую в 1734 г., но затем остановленную, по изданию важнейших канонических постановлений Православной Церкви на русском и греческом языках. Эта работа была закончена в 1839 г.[
14] В результате определением Святейшего Синода от 10 мая 1840 г. церковные законы были введены в духовных академиях и семинариях как самостоятельный предмет.
В 1841 г. попечитель Московского учебного округа подал министру народного просвещения представление о неудобствах преподавания канонического права профессорами богословия. Министру был предложен конспект, составленный ординарным профессором Московского университета по кафедре римского права Н. И. Крыловым, в котором содержались следующие предложения: 1) читать каноническое право только на юридических факультетах; 2) поручать чтение лекций по церковному праву профессорам, получившим юридическое, а не богословское образование, 3) преподавать в университетах церковное право общего содержания для всех христианских исповеданий. Проект был передан Святейшему Синоду, а им в свою очередь — митрополиту Филарету, который дал о нем следующий отзыв: «Представленный проект, в котором каноническое право подчинено идеальным историко-философским соображениям, и таким образом право положительное не освобождено от произвольных порывов юридико-философского разума, кажется, убеждает в том, что неудобно каноническое право отдать светской кафедре. Если светское право чувствует нужду в освящении и одушевлении высшим правом церковным… пусть оно исходит из уст преподавателя христианина не в языческом, а христианском виде».[
15] Определением от 7 апреля — 28 мая 1841 г. Святейший Синод поддержал мнение митрополита Филарета, и преподавание церковного права в университетах осталось в прежнем виде.
В 1842 г. в Санкт-Петербургской духовной академии на кафедре церковного права была введена должность профессора церковного права.
Первым в России попытался определить систему церковного права архимандрит Гавриил — Василий Николаевич Воскресенский (1795—1868 ), издавший в 1844 г. работу «Понятие о церковном праве и его история».
Развитие науки церковного права было детерминировано несколькими причинами. Во-первых, определенная при Александре I проблема необходимости систематизации российского права и попытки ее решения в царствование Николая I предопределили приведение в систему и церковного законодательства, регулирующего важнейшие вопросы жизни подданных Российской империи, таких как правовой статус, семья, имущественные отношения и т. д. Свод законов Российской империи не систематизировал церковное право, однако многие затронутые в нем вопросы показали как одно из направлений дальнейшей работы — систематизацию церковного права.
Во-вторых, здесь присутствовал политический момент. Многие западные католические и протестантские ученые в своих работах подчеркивали, что в России церковное право «есть нечто недоразвившееся, не определившееся; что оно отчасти есть слабое подражание византизму».[
16] Такое мнение содержалось в трудах Ф. Вальтера, Ф. Веринга и др. Они утверждали, что русское церковное право является лишь частью права государственного, так как все русское право проистекает только от одного источника — государства. Данная позиция противоречила теории официальной народности, провозгласившей три основы русской жизни: «самодержавие, православие, народность», поэтому русские ученые-канонисты должны были опровергнуть эти теории.
В-третьих, развитие науки церковного права во многом было обусловлено распространением в России идей исторической школы права. Как отмечает Н. В. Акчурина, направление русской юридической науки, возникшее под влиянием данной школы, занималось главным образом «теоретическим осмыслением процесса происхождения и развития русского права»,[
19] что делало неизбежным обращение к церковному праву. «Отличительной особенностью русского исторического правоведения, — продолжает автор, — было стремление его представителей соединить идеи Савиньи и Пухты с философией Шеллинга и Гегеля. Обращение к системам немецких философов не было данью моде… Скорее это было желание постичь при помощи общемировоззренческих схем и рассуждений место и значение России в общем ходе развития человечества».[
20] Распространению исторической школы права в России способствовала также кадровая политика правительства в российских университетах. Открытые в начале XIX в. факультеты правоведения большинства российских университетов сначала обслуживались в основном иностранными преподавателями. Но они не могли удовлетворить запросы, связанные с идеологией «официальной народности», поэтому с конца 20-х годов началась новая подготовка профессорско-преподавательского состава, предусматривающая заграничную стажировку. Центром для нее были выбраны университеты Германии, где господствовали идеи исторической школы. Университетский Устав 1863 г. ввел преподавание церковного права на всех юридических факультетах Империи и сделал этот курс обязательным для всех студентов-юристов. Согласно § 16 Устава для «церковного законоведения были назначены особые кафедры на юридических факультетах».
Утверждению Устава 1863 г. предшествовала серьезная дискуссия. Дело в том, что в первоначальной редакции предполагалось оставить преподавание церковного права за профессорами богословия. Но Московский и Харьковский университеты, а также отдельные профессора высказались за поручение преподавания этого предмета особому профессору со специ­альной юридической подготовкой. Например, Совет Московского уни­верситета постановил: «Каноническое право, которое, как предмет не только богословский, но и юридический, притом весьма важный для историко-юридических и политических наук, требует особого преподавателя, со специальным юридическим приготовлением».[
21] Оригинальное предложение внес профессор Санкт-Петербургского университета И. Е. Андреевский: «Существует… различие между церковным и каноническим правом. Церковное право есть систематическое учение о тех положительных законах, истекающих от верховной государственной власти, которой определяются права и обязанности граждан, как членов той или другой церкви, того или другого исповедания, допускаемого в государстве; каноническое же право есть систематическое учение о законах, истекающих от церковной власти того или другого исповедания по принадлежности, о внутренних делах церкви и об отношениях, исповедующих религию к церкви; эти два понятия часто смешиваются. Без сомнения, в юридическом факультете должны быть преподаваемы как каноническое, так и церковное право. Профессору православного богословия может быть вверено преподавание канонического права и только православной церкви, а церковное право должно быть преподаваемо профессором-юристом».[
22]
Тенденция предания церковному праву статуса юридической науки сохранилась и в Университетском уставе 1884 г. По § 57 нового Устава кафедры были переименованы в кафедры церковного права. Однако, по словам М. А. Остроумова, «это отделение церковного права от богословия и учреждение особой кафедры этого предмета… не выразилось ни в каких ощутительных результатах»: во-первых, кафедры церковного права по-прежнему замещались лицами с богословским образованием, во-вторых, не разрабатывались самостоятельные системы преподавания данного предмета.[2
3]
Кроме духовных академий и университетов церковное право стало преподаваться в Училище правоведения, Военно-юридической академии и Ярославском Демидовском лицее.
В 1884 г. высшая богословская степень была разбита на три вида: степень доктора богословия в строгом смысле слова, степень доктора церковной истории и степень доктора церковного права. Окончательно утверждал решения о присуждении данных ученых степеней Святейший Синод.[2
4]
Однако нельзя сказать, что развитие науки церковного права во второй половине XIX — начале XX вв. шло быстро и успешно. Возникало множество проблем.
Во-первых, русские ученые-канонисты, как сами называли себя специалисты в области церковного права, оказались в сложном положении. Занимаясь церковно-правовой тематикой, они должны были доказывать необходимость существующих государственных устоев, а это могло вывести их на злободневные политические проблемы
В то же время российские специалисты в области церковного права должны были поддерживать хорошие отношения с духовенством разного уровня и официальными церковными институтами.
Во-вторых, как ни странно, университетские кафедры церковного права и их преподаватели были плохо обеспечены материально
В результате многим приходилось подрабатывать чтением лекций по другим кафедрам, прежде всего по римскому и гражданскому праву
Естественно, что при таком положении дел кафедры церковного права считались непрестижными.
В-третьих, российским специалистам в области церковного права в силу непродолжительного существования науки церковного права в России неизбежно приходилось обращаться к зарубежному опыту, ездить на стажировки. Однако католический и протестантский опыт был мало применим в России. Русские ученые-канонисты в лучшем случае приводили западные теории в пример.
1.3.
Церковное право в призме Столыпинской реформы — до 1911 года.

В начале XX в. начался новый этап в развитии науки церковного права, связанный с возрастанием общественного интереса к проблеме свободы совести в России
12 декабря 1904 г. был опубликован Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», шестой пункт которого поручал Комитету министров «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего ныне же в административном порядке принять соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения».[2
5]
Было образовано особое совещание Комитета министров под председательством С. Ю. Витте. В январе-марте 1905 г. Комитет министров подготовил основы будущего указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», а также были предприняты конкретные шаги по облегчению участи осужденных за религиозные преступления.
Затем Правительство под председательством П. А. Столыпина разработало семь вероисповедных законопроектов, которые должны были рассматриваться в нижней палате российского парламента — Государственной Думе.
Специалисты в области церковного права не могли не реагировать на происходящие в обществе изменения. Вопрос о свободе совести стал новым объектом научных исследований, которые были посвящены, прежде всего, самому определению данного понятия.
Русские ученые-канонисты должны были не только приспособиться к новым политическим условиям, но и ответить на многие злободневные вопросы. Естественно, что происходящие в годы первой русской революции изменения в государственно-церковной системе вызвали неоднозначные мнения.
Таким образом, происходящие в начале XX в. изменения в государственном и политическом строе отчасти застигли специалистов в области церковного права врасплох. Обсуждавшиеся изменения места Русской Православной Церкви в системе государственных органов затрагивали всю систему церковного права и, как казалось, перечеркивали всю предыдущую работу. Изучение древних источников церковного права, как в предшествующий период, потеряло самостоятельное значение. Главными научными догмами стали проблемы свободы совести, гражданского брака, развода и т.,
Однако церковное право именно в этот период приобрело особую актуальность, затрагивая наиболее злободневные для российского общества вопросы
1.4.
Падение интереса к церковному праву — 10-е годы XX века

К апрелю 1909 г. относится новая смена правительственного курса в отношении церковных вопросов, вызванная «министерским» кризисом. Правые члены Государственного совета обвинили премьер-министра П. А. Столыпина в том, что его кабинет и Дума явочным порядком присваивают себе особые прерогативы императора. По оценке известного советского историка А. Я. Авреха, «последствия этого кризиса были очень значительны. Столыпин остался у власти ценой публичного отречения от курса "реформ" и отмежевания от октябристов». 19 апреля состоялось учредительное собрание партии умеренно-правых, выделившейся из партии октябристов и поставившей своей целью слияние с фракцией и партией националистов. В соответствии с этим в Думе взамен октябристского стал готовиться новый «центр»: умеренно-правые и националисты. Это означало «перенесение центра тяжести с реформ на политику воинствующего национализма».[2
6]
Это отрицательно сказалось на дальнейшем развитии науки церковного права, так как старая система была уже «разрушена», а новые вопросы остались без ответов по политическим мотивам, поэтому исследователи попытались просто уйти от проблем, связанных с церковным правом. Начавшаяся 1 августа 1914г. Первая мировая война способствовала этому обстоятельству. Однако церковное право как учебная дисциплина по-прежнему преподавалось.
Церковное право в советский и в современный период России

До Октябрьской революции Церковное право входило в систему права Российской Империи и преподавалось во всех учебных заведениях России. Нормы Церковного права применялись не только к духовным служителям, но и к светским лицам (мирянам). Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.). Церковь осуществляла регистрацию рождений, браков, смертей, расторжение браков, разрешение имущественных споров между духовенством и светскими людьми. Церковные организации обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по некоторым категориям правоотношений.
20 января (2 февраля) 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства. Внутренние церковные отношения русской православной церкви регулировались в СССР "Положением об устройстве русской православной церкви", принятым на Поместном соборе 1945 г. Конституцией РФ провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе корпоративной собственности духовных конфессий на территории РФ.
Отношения между государством и Русской Православной Церковью после октябрьской революции были не простыми.
События 1917 года внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения в худшую сторону, а уже через год государство приняло декрет, юридически разорвавший многовековой союз государства с Церковью, и фактически легализировавший гонение на Церковь.
В последних параграфах декрета было указано что Церковь и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, у них нет прав юридического лица, все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием в храмы, святые иконы, священные сосуды отнимались у Церкви.
С 8 апреля 1929 г. просветительская и благотворительная деятельность Церкви категорически воспрещалась, а обучение религии теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей.
Обострение отношений достигло своего пика в 1937 году, когда почти весь епископат был перебит, а Священнослужители, оставшиеся в живых, в значительном большинстве оказались в лагерях и тюрьмах. В данный период не было и речи о преподавании церковного права.
Церковно-государственные отношения частично нормализировались в 1943 году, но уже в 1958 году было начато возобновление гонений на Церковь продолжавшихся вплоть до отставки Хрущева.
В 1975 г. Было разрешено Церкви приобретении церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке.
Сложнейшие условия жизни Церкви в советский период не могли не отразиться на исследовании церковного права. За 70 лет после 1917 года, вплоть до 1993 года, вышла лишь одна монография и ряд публикаций, рассматривающих источники церковного права.
Значительные перемены наступили 1 октября 1990 г. когда утвердили за Церковью, права юридического лица, также у Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, Церковь теперь могла участвовать в общественной жизни и пользоваться СМИ, а самое главное открывалась юридическая возможность для религиозного обучения детей.
ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" формулирует основы Церковного права как отрасли гражданского права РФ. Церковное право входит в учебные планы подготовки кадров священнослужителей в системе учебных заведений Патриархии РФ, а также на богословских факультетах университетов РФ. В 2010 году президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям, тем самым практически восстановив Русскую Православную Церковь. В настоящее время происходит возрождение интереса к проблемам церковного права. Вышел первый послереволюционный учебник церковного права, написанный профессором-протоиереем В.А. Цыпиным. На сегодняшний день этот курс значительно дополнен.[27]

Современные канонисты в России отдали создание законодательства о религиозных организациях на откуп юристам, не утруждая себя поисками юридических понятий и формулировок, соответствующих нормам современного права и церковному преданию одновременно, и воздерживаясь от критики законодательства. Споры о том, какие церковные структуры можно определить как юридические лица, о субъекте собственности церковного имущества остались в XX веке.
Но одной из особенностей современного состояния церковного права является утрата научного и практического характера и умаление до учебной дисциплины, не отвечающий на запросы современности. Но это не значит, что Церковь не должна стремиться к возможности воссоздать эти механизмы на новом основании. Можно заметить, что все каноны церковного права XX века остались известны внутри православного мира узкому кругу людей церковных служащих.
Еще одной особенностью современной канонической науки в России является отсутствие направленной работы по созданию адекватного языка.
Останутся ли каноны «орудием устрашения непокорных», как это было характерно и широко использовалось в синодальный период? Или каноны будут служить основой устроения Церкви и правдой о человеке в Церкви? Выбор зависит не только от епископата, на которого возложена обязанность хранения канонического предания, но и от всего церковного народа. Но видны уже первые вехи возрождения церковного права как юридической дисциплины.
Заключение
При всестороннем изучении темы «Церковное право в России. История и современность» были рассмотрены основные этапы развитии церковного права как юридической дисциплины.
Первый этап — конец XVIII в. — 50-е гг. XIX в. — богословский, когда церковное право развивалось в системе богословских наук. В этот период труды по церковному праву создавались исключительно духовными лицами (архимандрит Гавриил, архимандрит Иоанн, протоиерей И. М. Скворцов и др.). Основным направлением изучения являлись источники церковного права, попытки определения системы церковного права, его задач и методов.
Второй этап — 60—90-е гг. XIX в. — период, когда церковное право активно начинает изучаться юристами. Основными изучаемыми вопросами становятся: место церковного права в системе юридических наук, соотношение светского и церковного законодательства в России, западноевропейская наука церковного права и ее институты (Н. К. Соколов, Н. С. Суворов, М. П. Альбов, П. А. Лашкарев, А. С. Павлов и др.).
Третий этап — с начала XX в. приблизительно до 1909-1911 года, — время наибольшего внимания к вопросам церковного права со стороны общественности и серьезных изменений в законодательство, когда главными вопросами были положение церквей в России, зависимость правового статуса подданных Империи от их вероисповедании, гражданский брак и развод, возрождение прихода и т. д. (М. Е. Красножон, И. С, Бердникон, Н. А. Заозерский и др.).
Четвертый этап — 10-е годы XX века — вплоть до Февральской революции 1917 г., когда церковное право потеряло свою актуальность, во-первых, в связи с разочарованием в законодательной деятельности III Государственной Думы, вероисповедные законопроекты которой были блокированы Государственным советом и Императором, а во-вторых, с началом в 1914 г. Первой мировой войны, которая сильно переключила внимание и ученых, и общественности на чисто военные нужды. Стало изучаться церковное право других стран.
В 1917 г. развитие церковного права было прервано. Только в 1945-1946 гг., когда в Москве и Ленинграде были возрождены духовные школы, в них снова началось преподавание церковного права.
Сегодня дисциплину «Церковное право» преподают только в духовных учебных заведениях. Например, в Московской духовной академии и Свято-Тихоновском богословском институте Московского Патриархата, где собственно юристов не готовят.
Получается, что православное церковное право, имеющее двухтысячелетние традиции, разработанное давно, глубоко и на высоком научном уровне, доступно только будущим церковным служащим.
В настоящее время многократно переиздана вся нормативная база Православного Церковного права. Доступен вузовский учебник «Церковное право» протоиерея Владислава Цыпина (2-е изд. – М., «Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ», МФТИ, 1996, 442 с.), включающий подробную библиографию и анализ всех основных источников. Учебник написан языком, вполне доступным для понимания студентов-юристов светских ВУЗов.
Список литературы:

1. АврехА. Я. Столыпин и III Дума. М., 1968.
2. Акчурина Н. В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2000.
3. Бердников И. С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). Казань, 1892.
4. Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997.
5. Дорская А.А. Церковное право Российской империи XIX – начала XX вв. как отрасль права.// История государства и права, 2009, №9.
6. Законодательные акты переходного времени. 1904—1908 гг. СПб., 1909.
7. Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862.
8. Заозерский Н. А. Право православной греко-восточной русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888.
9. Записки церковного права по лекциям, читанным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета протоиереем М. И. Горчаковым, изданные студентами университета в 1893-1894 гг. СПб., 1894.
10. Красножен М. Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900.
11. Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Т. 1. Харьков, 1893.
12. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.
13. Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом// Журнал российского права. 2001. № 4.
14. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С.7.
15. Русская Православная Церковь и право: комментарий. М., 1999.
16. Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
17. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита московского и rколоменского Т. 3. СПб., 1885.
18. ПСЗ. Т. 15. № 18726. П. 4.
19. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.
20. Цыпин В. А. Церковное право. Учебное пособие. М., 1996.
[1]
Русская Православная Церковь и право: комментарий. М., 1999. С. IV.
[
2] Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997. С. 3.
[3]
Красножен М. Е. Краткий очерк церковного права. Юрьев, 1900. С. 9
[
3] Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.
[
4] Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом// Журнал российского права. 2001. № 4. С. 105-106.
[3]
Цыпин В. А. Церковное право. Учебное пособие. М., 1996. С. 18.
[
6] Записки церковного права по лекциям, читанным профессором ИмператорскогоСанкт-Петербургского университета протоиереем М. И. Горчаковым, изданные студентами университета в 1893-1894 гг. СПб., 1894. С. 32.
[
7] Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С.12.
[
8] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С.7.
[
9] Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 294.
[
10]ПСЗ. Т. 15. № 18726. П. 4.
[
11]Смирнов С. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. С. 296.
[
12] Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.С. 191.
[
13] Там же. С.75
[
14] Чистович И. А. Рец. на: Смирнов С. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814-1870). СПб., 1880. С. 12.
[
15] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита московского и rколоменского Т. 3. СПб., 1885. С. 41.
[
16] Заозерский Н. А. Право православной греко-восточной русской Церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888. С. 2.
[
19] Акчурина Н. В. Историческое направление в русском правоведении XIX века. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. С. 19.
[
20]Там же. С. 24.
[
21] Замечания на проект Общего Устава Императорских российских университетов. Ч. 1. СПб., 1862. С. 246.
[
22]Там же. С. 142.
[2
3] Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Т. 1. Харьков, 1893.С. 95.
[2
4] Бердников И. С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования (1842-1892). Казань, 1892. С. 79.
[2
5]Законодательные акты переходного времени. 1904—1908 гг. СПб., 1909. С. 5.
[2
6]АврехА. Я. Столыпин и III Дума. М., 1968. С. 16.
[27]
Цыпин В. А. Церковное право. Учеб. пособие. Б. м., 1996.