Монашество на Руси

тройственной модели феодализма монахам отводилось самое почетное место. В средние века именно в духовенстве видели самое главное сословие, так же как в церкви–самый важный институт. Церковь и духовенство – посредники между Богом и человеком. Монашество считалось идеальной формой жизни, а монахи пользовались привелегированным положе – нием. Главный герой средневековья – монах или святой. В ту эпоху монашество было повседневным и необходимым для функционирования общества явлением. И это, наверное , уди – вительно для эпохи , стоявшей перед столь серьезными проб лемами пропитания и материального обеспечения населения. Тем не менее монахи были глубоко интегрированы в средне вековое общество, которое позволяло себе содержать много монахов, считая, что они моляться за других.
Причины возникновения монашества

Монашество – ( от греч. Monachos – отшельник ) – социальная религиозная группа, члены которой берут на себя обязатель ство : ” уход из мира ” , как правило отказ от имущества, воздержание ( обязательно безбрачие ), разрыв старых родст – венных и социальных связей , прикрепление к монастырю, подчинение его уставу.
Но что же послужило непосредственной причиной возник – новения монашества ? Прежде всего , печальное состояние общества и церкви. Официальная церковь уже не казалась ве – рующим якорем спасения: с одной стороны, безразветвленной церковной структуры обойтись было нельзя, с другой же, такая структура казалась очень далекой от Царства Божия. Верую – щий христианин в рамках официозной церкви неизбежно ис – пытывал чувство болезненной раздвоенности между землей и небом , чувство трагической неудовлетворенности своим бы-

2
тием. Многих христиан , особенно остро ощущавших грехов- ность и безумие общества , которое называло себя христианс- ким , захватило желание покинуть его. Люди жаждали снова обратиться к Евангелию , души их вновь запросили “ хлеба жизни ” , а не суетных мирских благ. Немаловажную роль играл и сам ход исторического и экономического развития. Христианские церкви все больше стали заполняться варварами, принесшими с собой полуязыческие обряды , которые были невыносимы для особо благочестивых христиан. Повсеместно усиливалось стремление оставить мирские дела и , подражая Господу, отправиться в путь с легким сердцем , не связанным никакими узами. Приводило людей в пустыню и глубокое раскаяние , чему можно найти множество примеров в агиогра- фической литературе ( житиях святых ).

Основание монастырей

Начинается возникновение монастырей нового типа , которые основывались людьми , не имевшими земельных владений , но обладавших энергией и предприимчивостью. Они добивались от великого князя пожалования земель , принимали пожертвования земель , принимали пожертвования от соседей – феодалов “ на помин души ” , скупали и выме- нивали земли , вели собственное хозяйство , торговали , за – нимались ростовщичеством и превращали монастыри в фео- дальные вотчины.
В первой половине XVI в. рост вотчины продолжался по – прежнему главным образом путем покупок. Основание монастырей – вотчинников и пожалование им земель ( да- же без крестьян ) вызывали сопротивление окрестного на- селения. Крестьяне прогоняли отшельников , основавших монастыри. Это испытали Дмитрий прилуцкий , Стефан махрищский , Арсений комельский , Антоний сийский. Нес- колько раз пытались поджечь келью Кирилла Белозерского.

3
Убили Григория и Кассиана авнежских , Агапита то – темского. Примеры можно было бы продолжить. Но это не могло остановить основание монастырей и рост их вотчин. “ Многие из этих монастырей , если не большинство , – отмечал В. О. Ключевский , специально изучавший жития святых – основателей монастырей , – разрослись в крупные землевладельческие общества со сложным хозяйством и привилегированным хозяйственным управлением , с многообразными житейскими суетами , поземельными тяжбами и запутанными мирскими отно- шениями. Окруженное монастырскими слободами , слобод ками и селами , братство такого монастыря представ-ляло из себя черноризческое барство , на которое ра-ботали сотни и тысячи крестьянских рук , а оно власт- но правило своими многочисленными слугами , служками и крестьянами”.
В XVI в. обилие монастырей и монахов бросалось в глаза современникам и удивляло иностранцев. “ Мона- шествующих у них бесчисленное множество , – писал Дж. Флетчер в конце XVI в. , – гораздо более , чем в других государствах , подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены… все лучшие и приятнейшие места в государстве заня ты обителями и монастырями … монашеская жизнь наи- более отстранена от притеснений и поборов , подаю – щих на простой народ … Кроме того что монахи владеют поместьями ( весьма значительными ) , они са- мые оборотливые купцы во всем государстве и тор-
гют всякого рода товарами”.
Все это – хозяйственная деятельность церкви , сосредо- точение в ее руках огромных земельных владений , закрепощение крестьян , нарушение церковных заповедей архиереями и монахами – вызывало недовольство и осуждение не только со стороны посторонних лю – дей , но и самих церковников , среди которых
развернулось движение за отказ от церковных бо-

4
гатств. Один из самых видных деятелей этих “ нес- тяжателей ” , Вассиан , писал : “ Господь сказал : раздай имение твое. А мы , войдя в монастырь , не переста ем , по нашему безумию , всячески приобретать себе чужие села и имения , то бесстыдно выпрашивает у вельмож лестью , то покупая … Господь повелевает : от- дай нищим. А мы , заразившись ненасытным сребро – любием , различным образом оскорбляет братий наших , живущих у нас в селах , обижаем их неправедными поборами , налегаем на них лихву на лихву … И если они не имеют сил отдать нам лихвы , то мы без жалости лишаем их имущества , отнимаем у них ко-рову или лошадку , а самих с детьми , как поганых иноверцев , далеко прогоняем от своих пределов , а иных , предав княжеской власти , доводим до конечного разо – рения… ”
Конечно , в отношении жажды наживы и нравст- венной распущенности православная церковь не пред – ставляла собой что – то особенного : католические мона- хи ни в чем ей не уступали.
Развитие экономики сопровождалось и в значитель – ной мере обуславливалось ростом численности населе – ния. Этот рост тоже шел замедленно вследствие фео – дальных войн и вызванных ими голода и эпидемий ,
но он был. Войны , голод , эпидемии увеличивали чис- ло увечных , инвалидов , одиноких женщин , прибежищем для которых были монастыри – богадельни.
Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимости крестьян от феодалов , росте налогов , стеснении их жизни. Для части населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь.
Церковь получала привилегии как от татар , осво – бодивших ее от дани ( при условии проповеди покор- ности хану ) , так и от великого князя , что также способствовало росту числа монастырей.
Прежде всего , оказывается возможным выделить

5
Монастыри , имевшие в середине и конце VXII в. на- селенные имения , то есть земли с крепостными крес- тьянами. Хотя приобретение земель монастырями было в конце XVI в. ограничено правительством , оно все же про- должалось , и владения духовенства возросли. Сильно уве- личилось и количество монастырей.
В XVII в. было основано 657 монастырей – в пол – тора раза больше , чем в XVI . При этом , несмотря на ограничение монастырского землевладения , 189 монас- тырей , то есть около трети , имели в конце XVII в . крепостных крестьян. В их число вошли только те монастыри , которые имели крестьян в конце столетия , но монастырей , имевших крепостных лишь в середние века , было очень мало , не больше двух десятков. К концу столетия многие монастыри прекратили свое су – ществование.
В XVI в . на втором месте по числу новых монас- тырей был Озерный район , то теперь он уступил это место Северному.
Вообще вопрос о формировании земельных владе -ний духовенства в целом и отдельных церковных ор- ганизаций в частности еще ждет всестороннего изу – чения. Пока мы располагаем только общими данными , подчерпнутыми из хозяйственных описаний земельных вла- дений , производившихся с целью определения величины налога и зафиксированных по уездам в так называе- мых писцовых книгах второй четверти XVII в . В них сообщаются размеры пахотных участков в одном по- ле и количество собирающегося сена в копнах.
В XVII в . ни сенокосные угодья , ни леса сколько- нибудь точно и полно не измерялись , а это созда- вало условия для расширения владений – запашки но- вых участков. Так , описаний ряда уездов Черноземного района в 1684 – 1686 гг . выявило увеличение пашни в поместьях и вотчинах до 30 % по сравнению с имев – шимися в них количеством по описанию второй чет –

6
верти столетия. Вряд ли можно сомневаться , что такая распашка происходила и во владениях духовенства. Из- вестно , например , что между 1645 и 1678 гг . ( то есть между производившимися в эти годы подворными пере- писями ) во владениях духовенства в Вологодском уез- де возникло несколько десятков новых деревень. А так как ведения нормального хозяйства в период феода-лизма должно было существовать определенное соотно- шение между пашней , сенокосными угодьями и леса- ми , то крестьяне , расширяя запашки , осваивали и но- вые площади лугов и леса , увеличивая тем самым общую территорию вотчин духовенства.
В середине XVII в . был маленький монастырек , при- писанный к московскому Андреевскому монастырю , и его вотчина состояла из одного села и 20 пустошей. В 1678 г . он стал самостоятельным , а с 1683 г . начи- нается стремительное расширение его владений : в тече- нии двух лет к нему приписываются шесть монасты- рей , он активно приобретает населенные имения , и в 1700 г . у него и у приписанных к нему монасты-рей было уже около 1500 дворов и свыше 13 тыс . десятин пашни.
Самое большое количество пашни оказалось у под- московного Троице – Сергиева монастыря , основанного в 1337 г . молодым монахом Сергием , получившим в ис- тории прозвание Радонежского. Троице – Сергиев монас- тырь имел 150 тыс . десятин пашни в различных уез- дах Русского государства : в конце XVII в . – 20 тыс . дво- ров крепостных крестьян , или около 200 тыс . душ обое- го пола ( учитывая утайку ) , следует отметить , что в это число земли и крестьян входили владения припис- ных монастырей , которых в конце столетия насчитыва- лось не менее тринадцати , владения самого Троице – Сергиева и приписных монастырей находились в кон- це XVII в . в 42 уездах ( в Центральном районе – 18618 дворов , Озерном – 173 , Северном – 112 , Черноземном –276 ,

7
Среднем Поволжье – 1154 двора ) . Это был левиафан среди землевладельцев : больше дворов , чем у него , бы- ло только в дворцовых владениях , доход с которых шел на содержание царской семьи.
Следует отметить , что запрет приобретать владе – ния , установленный в 1581 г . и подтвержденный в 1584 г., в бурных событиях первого десятилетия XVII в . обхо- дился монастырями при попустительстве правящих лиц , стремившихся заручиться поддержкой церковных иерар-хов и игуменов крупнейших монастырей ( из которых эти иерархи избирались ). Правительство Михаила Федо- ровича , при котором реальная власть находилась в ру- ках его отца , патриарха Филарета , подтвердило захваты земель церковниками и привилегии духовенства. Второй влиятельный патриарх XVII в. , Никон , основал крестный монастырь , в конце столетия у этого монастыря было 900 дворов крестьян.
Главной повинностью принадлежащих духовенству крес- тьян была барщина – обработка монастырской и архиерейс- кой пашни. Платили они также натуральный и денеж- ный оброки. Размеры последнего к концу XVII в . уве- личились , что вызвало жалобы крестьян. Эксплуатация приводила к активным выступлениям против монасты- рей.
В истории монастырского крестьянства вторая поло- вина XVIIв. Является важным периодом. Обычно объем крестьянских повинностей определялся на условную подат- ную единицу – выть , общее число вытей самой крестьянс- кой общиной ( миром ) раскладывалось по семьям – тяглам. К концу столетия все чаще объем повинностей опреде- лялся прямо на тягло. ” Сущность любого обложения при феодализме ( вытного , потягольного , подушного ) одна – учет в первую очередь трудовых ресурсов ( а потом уже произ- водственных возможностей ) крестьянских дворов. Только в первом случае , при вытном обложении , контроль земельного собственника за этим учетом остается на

8
за этим учетом остается на уровне выти ( а далее рас- поряжается мир ) , а в двух других – проникает вглубь , до уровня отдельного тягла и тяглеца … означая … для непос- редственного производителя и общины в целом огромное усиление интенсивности феодальной эксплуатации ”.
Помимо барщины крестьяне платили владельческие и государственные повинности натурой и деньгами. По го- сударственным повинностям платили налоги : “ стрелецкий хлеб ” (по 5 , а после 1688 г . по 7 четвериков ржи и овса с двора ) , ямские ( почтовые ) и “ полоняничные ” ( на вы- куп попавших в плен в войнах или при набегах крымс- ких татар ) деньги , на содержание отставных стрельцов , на покупку сена для царских лошадей и другое. Осо- бенно разорительной была “ подводная повинность ” , то есть перевозка людей и грузов по требованию властей , не считавшихся с тем , что это могло быть в ущерб крестьянскому хозяйству. Крестьяне поставляли даточных лю- дей в армию и людей на государственные работы. А были еще и чрезвычайные сборы с 1679 по 1701 г . , за 22 года они собирались четырнадцать раз. К концу XVII в. тяжесть государственных повинностей выросла прибли-зительно на 60 %.
Монастыри занимались не только сельским хозяйст-вом , но и торговлей. Особенно выделялся торговавший солью Соловецкий монастырь. Поощрялась и торговля монастырских крестьян. Возле крупных монастырей регу-лярно проводились ярмарки , некоторые из них приоб-рели всероссийское значение ( у Свенского монастыря в Брянске , Макарьевского на Волге и другие ) . Ремеслен- ники и торговцы селились рядом с монастырями , обра-зуя торгово – промышленные посады. Некоторые из них стали впоследствии стали городами ( Тихвин , Загорск ) .
Больше двух десятков монастырей имели в XVII в . каменные стены , за которыми при нападении врагов от- сиживалось окрестное население. В этом случае монасты- ри превращались в настоящие кропости. Так , получили

9
широкую известность осады Троице – Сергиева и Соловец-кого монастырей.
Исследователи отмечают два основных направления в политике государства по отношению к церкви в XVI –XVII вв . : во – первых, ограничение роста землевладения пу- тем запрета покупки земел , приема вкладов имений ”на помин души ” , обмена вотчин ( что , как правило , было скрытой формой покупок ) ; во – вторых , сокрашение фео – дальных привилегий церкви как землевладельцаю Собор-ное Уложение 1649 г . подтвердило первое направление по- литики , записав , что ” впредь … патриарху , и митропо-литам , и архиепископам , и епископам , и в монастыри ни у кого родовых , и выслуженных , и за собою не держати , и его душам в вечный поминок не имати никоторыми делы ” . Это обходилось. Кроме земельных владе- ний в руках наиболее богатых монастырей скопились огромные денежные средства.
Основание монастырей в конце XVII в . было постав- ленно под контроль правительства , так , в 1698 г . спе – циальным приказом запрещалось строить новые монасты-ри в г . Енисейске и Енисейском уезде , потому что в Сибири монастырей уже много.
Основание монастырей продолжалось. После введения штатов было разрешено создавать женские общины , кото- рые были как бы переходными организациями , школой монашества. Члены общин еще не были монахинями , но постепенно общины получали статус монастырей.

Образ жизни монаха

В целом существовал монашеский идеал , созерцатель-
ной жизни , самоотречения и и его старались провести в жизнь. Монашество понималось как следование Христу. В

10
монастыре монахи вели аскетический образ жизни , пос-вящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании , так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание пре- рывалось лишь звуками колокола и благочестивым пе – нием. Заповеди монаха были такими : любить Бога , лю- бить ближнего своего как самого себя , умерщвлять плоть ,утешать несчастных , не платить злом на зло , лю- бить врагов своих , не быть гордым , много не разговаривать , все хорошее в себе приписывать Богу , оплакивать прежние свои грехи , слушаться аббата и т . д .. День монаха проходил в молитвах , чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время , поэтому по монастырю люди сверяли время , ориен- тируясь по звуку колокола. День начинался между полу- ночью и двумя часами : утренняя служба , затем службы – в шесть , девять , двенадцать , три часа дня , вечерняя в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Монахи были обязаны посещать церков-ную службу и все время службы внимательно слушать. Спали монахи обычно одетыми. Время между молитвами было заполнено трудом. Иногда это был пахотный труд , иногда ручной , переписывание книг или специальные поручения. Остаток дня проводят в чтении. Часто мыть-ся не позволялось , лишь в Рождество и на Пасху по- лагалась баня , а в субботу – омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке – признак монашеского состояния. Монахи вступая в монастырь , давали обет бедности , поэтому они не имели никакого имущества ,ничего личного у монаха не было. Одеяние монаха состояло из туники и одеваемого сверху кукуля. Правила монашеской жизни строго соблю-дались в монастыре. За их нарушение полагались нака- зания.
Жизнь монаха понималась как непрерывное искуше- ние и покаяние. В мире есть добро , олицетворяемое

11
Христом и созданной им церковью. И есть зло – мир дьявола. Жизнь монаха – борьба с этим злом , борьба с грехами и демонами , борьба с плотью , с миром , с дьяволом. Дьявол часто соблазняет монахов видениями земных радостей и прельщает мирской жизнью. Жизнь монаха есть вечная борьба против обольщений земного мира. Монастырь с его суровой дисциплиной должен был воспитывать монаха настоящим ” воином Христовым ”. Но монастырь был открыт миру , поэтому в монашество стали вливаться светские элементы , в связи с чем правила смягчались и происходило обмирщение – начи -налась новая волна реформ.

Роль монастырей
в культурной жизни Руси

Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной , политической и хозяйственной истории Руси. В нашей стране обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу , но и центрами культуры , просвещения.
Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением , сохранением. Эту задачу как раз и ре-шали монастыри , которые испокон веков были не только духовными центрами , но и своего рода музеями , где хранились уникальные произведения национального искусства , а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей , редких книг.
12
Заключение

В этом реферате наиболее обьективно отражены различные стороны жизни и деятельности монастырей , их влияния на духовное развитие русского народа , их роль в управлении государством.
В то же время , в работе показаны отрицательные стороны существования этих религиозных объединений. Однако , не вызывает сомнений тот факт , что , в целом , роль монастырских объединений в истории нашей страны носит положительный характер.

13
Список использованной
литературы

1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен , кн.1, М. ,1959
2. Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV – XVI вв.
3. Ключевский В. О. Курс русской истории ,ч. 2-Соч.М. , 1957 ,т.2
4. Флетчер Дж. О государстве русском ,С-Пб ,1906
5. Клибанов А. И. Русское православие : вехи истории , М. ,1989
6. Александр Мень История религии .Учебник ,т.2

14
Оглавление:

Вступление…………………………………………… 2
Причины возникновения монашества…………. 2
Основание монастырей…………………………… 3
Образ жизни монаха……………………………… 10
Роль монастырей в культурной жизни Руси… 12
Заключение………………………………………….. 13
Список использованной литературы……………. 14

1