Внешняя разведка США (CIA) СОДЕРЖАНИЕ Гл. 1 Предисловие Гл. 2 История внешней разведки США Гл. 3 Структура разведывательного сообщества США Гл. 4 Законодательство о разведке Гл. 5 Заключение ГЛАВА 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Разведка – явление историческое. Как ремесло, она является, может быть, не древнейшим, но уж наверняка вторым.
Многообразие взглядов различных историков на социальный характер разведки и шпионажа объединяет их в одном – все они сходятся на том, что секретные службы существуют не менее 33 столетий. Точнее говоря, они родились тогда, когда начались войны. В любом военном столкновении, будь то первобытное побоище или вторая мировая война, в той или иной степени, разумеется, имеет место тактическая хитрость, рассчитанная на обман противника.
Но чтобы обмануть и победить врага, необходимо его знать. Будучи явлением историческим, разведка и шпионаж, так же как и войны, в разные времена принимают различные формы. Типы и характеры разведчиков и шпионов меняют свою окраску в зависимости от общественного и государственного строя, которому они служат. История складывала века в свою копилку. На смену одним формациям приходили другие, и время меняло само понятие секретной службы, а вместе с
нею существо военной и государственной тайны. Трансформировались и отношение общества к тем, кто посвящал свою жизнь опасному ремеслу. С од ной стороны, на них смотрели как на героев невидимого фронта, с другой – как на презренных наёмников. Испокон веков слово "разведчик" было окружено почитанием и глубоким уважением, а слово "шпион" произносилось с презрением и отвращением. В толковом словаре Владимира Даля: "Шпион – соглядатай, лазутчик, скрытый разведчик и переносчик Шпионить – соглядать, лазутничать; подсматривать, подслушивать, выведывать, что у одной стороны и передавать противной; служить лазутчиком Но Владимир Иванович Даль допускает, что "шпионство в военное время считается дозволенным" ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ США Любое государство, как организация политической власти, как устройство общества, нуждается в механизме, который оградил бы его от посягательств на его суверенитет, целостность,
власть. Важнейшей частью этого механизма является разведка. Разведывательная деятельность состоит в сборе и анализе информации о предполагаемых внешних и внутренних угрозах государству и обществу, а также в осуществлении мероприятий по предотвращению и ликвидации этих угроз. История внешней разведки США началась в период Второй мировой войны. По словам Кима Филби, до этого "секретная информация из других стран поступала
в ограниченном количестве в результате "сверхплановой" деятельности американских военных атташе и дипломатов". В Нью-Йорке в 1940 году был создан Британский координационный центр по вопросам безопасности американских поставок в Англию. Уильям Стивенсон, руководитель этой организации, отдал основные силы на то, чтобы убедить американцев в необходимости создания собственной разведывательной службы.
Он вызвал интерес к этому у президента Рузвельта. В 1942 г. было учреждено Управление стратегических служб (УСС) во главе с генералом Донованом. В это время предусматривалось тесное сотрудничество с английской разведкой. Первоначально УСС было создано как научно-исследовательская и аналитическая организация. Впоследствии оно получило к тому же задание планировать и осуществлять специальные операции. После окончания войны все подразделения УСС, кроме службы секретной разведки и службы анализа, были распущены. В 1945 г. аналитические подразделения были переданы в ведение госдепартамента, а оперативные подразделения – военного министерства. В своем обращении к конгрессу 12 марта 1947 г. президент Трумэн заявил, что действия коммунистов угрожают безопасности США. Основываясь на проекте генерала Донована, Трумэн рекомендовал учредить
Центральное разведывательное управление (ЦРУ) . Это был открыто функционирующий орган исполнительной власти, хотя на нем лежало также много обязанностей секретного характера. В августе 1961 г. было учреждено Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) . Первым его руководителем был назначен генерал-лейтенант Джозеф Кэррол. Главной задачей этой организации являлось обеспечение максимальной координации и эффективности
разведывательной работы, выполняемой армией, авиацией и военно-морским флотом. ГЛАВА 3 СТРУКТУРА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА США В настоящее время согласно официальным данным в структуру разведывательного сообщества США входят следующие организации: I. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) II. Разведывательные организации министерства обороны
США III. Разведывательные организации, входящие в гражданские ведомства США IY. Штаб разведки (разведывательного сообщества) или Центральная разведка. I. Центральное разведывательное управление Численность ЦРУ по данным прессы в 1989 г. превышала 20 тыс. человек. Бюджет ЦРУ, также по данным прессы, в 1989 г. составлял 4 млрд. долл а всего сообщества –
25 млрд. долл. В 1986 г. сообщалось, что бюджет ЦРУ ежегодно увеличивается на 20%. В том же году в "Вашингтон пост" появилось сообщение, что в 1979 г. бюджет всей разведки составлял около 12 млрд. долл что в 1986 г. он более чем удвоился, а к 1990 году возрастет в три раза. В 1975 г. генеральный контролер Главного счетного управления (ревизорский орган конгресса) Э. Стаатс публично заявил, что бюджет американской разведки (всех разведывательных организаций США) может достигать 5% всего федерального бюджета США. В 1977 г. в докладе сенатской комиссии впервые было указано, что общие рас ходы на национальную разведку составляют 3% всего федерального бюджета США, а расходы ЦРУ составляют примерно 10% бюджета всей разведки. Следовательно, общие расходы на американскую разведку в начале 90-х годов составляли около 60 млрд.
долл. ежегодно, а расходы ЦРУ – примерно 6 млрд. долл. ежегодно. Структура ЦРУ Согласно данным американской печати структура ЦРУ состоит из пяти основных директоратов и ряда самостоятельных подразделений. 1. Оперативный директорат – решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки, организует и проводит тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение агентурной деятельности,
занимается борьбой с терроризмом и наркотиками. В структуру директората входят: – управление внешней разведки, руководит деятельностью оперативных отделов, которые делятся на две группы: Географические отделы: – отдел по бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе; – отдел Латинской Америки; – отдел Ближнего Востока и Южной Азии; – отдел стран Африки; – отдел
Восточной Азии. Отделы по направлениям работы: – отдел иностранных ресурсов (агентурно-оперативная работа с территории США) ; – отдел международной деятельности (планирование и проведение полувоенных тайных операций) ; – отдел сбора информации на территории США; – отдел прикрытий; – отдел коммерческих предприятий и др. ; – Управление внешней контрразведки – обеспечивает безопасность разведывательной деятельности резидентур
ЦРУ и центрально го аппарата разведки, осуществляет проникновение в иностранные спецслужбы, опрашивает перебежчиков. В 1993 г. в управлении создан контрразведывательный центр для координации контрразведывательной деятельности всех контрразведывательных органов США. – Управление тайных операций – разрабатывает и осуществляет тайные операции. – Управление технических служб (управление "Д") – осуществляет техническое обеспечение тайных операций. – Финансово-плановое управление – обеспечивает планирование и финансирование всей деятельности директората. – Центр по борьбе с терроризмом – координирует деятельность подразделений ЦРУ в борьбе с международным терроризмом. – Центр по борьбе с наркотиками – осуществляет анализ всей информации по наркотикам, разрабатывает и проводит оперативные мероприятия против наиболее опасных организаций наркобизнеса. 2. Научно-технический директорат – проводит исследования и разработки в области технических
средств сбора информации, эксплуатирует их, поддерживает контакты с крупнейшими научными центрами США. В структуру директората входят: – Управление исследований и разработки технических систем – занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в самых различных областях (искусственный интеллект, моделирование процессов, полупроводниковые системы, связь и т.п.) – Управление по разработкам и конструированию занимается разработкой и эксплуатацией крупных технических
систем сбора информации – Управление радиоперехвата – эксплуатирует и обслуживает новейшую аппаратуру по сбору и анализу информации – Управление технического обеспечения – разрабатывает и изготавливает различную оперативную технику (средства тайнописи, подслушивания, скрытного фотографирования и т.п.) – Информационная служба по зарубежному радиовещанию осуществляет прослушивание и запись иностранных радио и телепередач – Национальный центр по расшифровке материалов аэрокосмической разведки.
3. Информационно-аналитический директорат- головное под разделение всей американской разведки по обработке и анализу разведывательной информации и подготовке выходной продукции разведки для президента, Совета национальной безопасности и конгресса. Основными выходными документами директората являются: – "меморандум предупреждения" – информация об угрозе нападения или назревания кризисной ситуации, способной перерасти в крупный вооруженный конфликт; – ежедневная разведывательная сводка и еженедельный доклад для президента, вице-президента, госсекретаря, министра обороны, советника президента по национальной безопасности и председателя комитета начальников штабов; – ежедневный обзор национальной разведывательной информации – рассылается в 200 адресов; – национальные разведывательные оценки, содержащие анализ и прогноз развития наиболее важных проблем. В структуру директората входят: – Управление анализа информации по странам, входившим в бывший советский блок –
Управление анализа информации по европейским странам – Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Южной Азии – Управление анализа информации по Восточной Азии – Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки – Управление текущей продукции и обеспечения аналитической работы выпускает информационные
материалы всего директората. В его структуре имеется круглосуточный оперативный центр слежения за назреванием кризисных ситуаций, угрожающих безопасности США – Управление научных исследований в области вооружений анализирует технические аспекты вооружений и космических систем других стран – Управление глобальных проблем – занимается анализом экономических, географических и технологических проблем в международном масштабе – Управление информационных ресурсов – осуществляет информационно-справочные
функции, обеспечивает хранение, поиск и рассылку информации, располагает большим парком мощных ЭВМ – Управление анализа информации об иностранных лидерах – Отдел обеспечения руководства и аналитической работы – Отдел подготовки заданий и оценок – Отдел по контролю за вооружением. 4. Административный директорат – занимается вопросами подбора кадров на работу в
ЦРУ, подготовкой и переподготовкой кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осуществляет шифросвязь с резидентурами, финансовое, медицинское и хозяйственное обслуживание, разрабатывает и эксплуатирует электронные системы хранения и поиска информации. В состав директората входят: – Управление кадров – Управление подготовки и переподготовки кадров – Управление безопасности – Финансовое управление – Управление хранения и поиска информации – Управление компьютерной техники – Управление связи – Медицинское управление – Хозяйственное управление 5. Директорат планирования – создан в 1989 г. занимается планированием и координацией деятельности разведки, отслеживанием новых потребностей в разведывательной информации в связи с "бурными изменениями,
происходящими в мире, и необходимостью оперативного реагирования на них". Структура этого директората в прессе не освещалась. 6. Отдел главного юрисконсульта. Сотрудники отдела дают консультации и следят за соблюдением конституции, законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций. 7. Отдел генерального инспектора. Генеральный инспектор назначается президентом
США и утверждается сенатом. Он подотчетен президенту США и конгрессу, но обязан согласовывать свою деятельность с директором ЦРУ. Отдел имеет собственный бюджет и автономный кадровый аппарат. Отдел проводит проверки и расследования работы подразделений ЦРУ, рассматривает жалобы сотрудников. 8. Отдел финансового ревизора – контролирует всю финансовую деятельность
ЦРУ. 9. Секретариат ЦРУ. 10. Финансово-плановый отдел. 11. Отдел истории ЦРУ. 12. Отдел шифропереписки. 13. Совет по рассмотрению публикаций о ЦРУ. 14. Управление по связи с общественностью или пресслужба ЦРУ – осуществляет поддержание контактов с общественными организациями и средствами массовой информации. 15. Управление по связи с законодательными органами – отвечает за связь
ЦРУ с конгрессом, особенно с комиссиями по разведке сената и палаты представителей, готовит ответы на запросы конгрессменов, организует для них посещения ЦРУ, выступления перед ними сотрудников разведки и т.д. II. Разведывательные подразделения министерства обороны США В число этих разведывательных подразделений входят: – разведывательные подразделения собственно Министерства обороны – разведывательные подразделения армии США – разведывательные подразделения Министерства ВВС США – разведывательные подразделения Министерства ВМС США 1. Разведывательные подразделения Министерства обороны: – Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) – занимается военно-стратегической разведкой.
Исполнительным приказом президента США № 12333 от 4 декабря 1981 г. "Разведывательная деятельность Соединенных Штатов" на РУМО возлагаются задачи: собирать и анализировать информацию для министра обороны, Комитета начальников штабов, других подразделений министерства обороны, а также в необходимых случаях для невоенных ведомств, осуществлять координацию работы всех разведывательных организаций министерства
обороны. По данным прессы численность РУМО превышает 6 тыс. человек, включая 1 тыс. человек, работающих за границей в военных атташатах. На РУМО приходится около 80% всех ассигнований на разведку. РУМО имеет сложную структуру. В его подчинение входит ряд учебных заведений. – Агентство национальной безопасности (АНБ) является подразделением министерства обороны, хотя работает в контакте с ЦРУ. Согласно исполнительному приказу № 12333
АНБ организует и осуществляет сбор информации с помощью радиоэлектронной разведки, а также разработку кодов и шифров. АНБ располагает одним из самых крупных в США центров по обработке данных, снабженных самыми мощными в США ЭВМ. По данным прессы численность персонала АНБ, включая военнослужащих, составляет более 120 тыс. человек. Агентство обслуживает около 2 тыс. станций радиоэлектронного перехвата, расположенных по всему
миру. 2. Разведывательные подразделения министерства армии США: – Разведывательное управление министерства армии. В его структуру входят разведывательные управления штабов сухопутных войск на всех театрах военных действий. – Командование разведки и безопасности армии США. В его структуру входят командования безопасности и разведки армии США (соединений и частей американской армии) на театрах военных действий. 3. Разведывательные подразделения министерства ВВС США – Разведывательное управление министерства ВВС, состоящее из центрального аппарата (численность которого по данным прессы в 1988 г. составляла 2300 офицеров) и разведывательные управления на ряде театров военных действий и авиационных командований видов авиации. –
Национальное управление воздушно-космической разведки США. По данным прессы бюджет этого управления превышает 8 млрд. долл. – Командование по вопросам безопасности и радиоэлектронной борьбы ВВС США, в котором по сообщениям прессы за 1983 г. служили более 10 тыс. офицеров. 4. Разведывательные подразделения Министерства ВМС
США – Разведывательное управление министерства ВМС США и под чиненные ему подразделения в зонах действий флотов – Командование военно-морской разведки США – Командование разведки и безопасности ВМС США – Разведывательное управление корпуса морской пехоты США III. Разведывательные организации, входящие в гражданские ведомства
США К разведывательным организациям гражданских ведомств США относятся: – разведывательные организации госдепартамента США – разведывательные организации министерства торговли США – разведывательные организации министерства финансов США – разведывательные организации министерства энергетики
США – разведывательное подразделение ФБР США. 1. Разведка госдепартамента США Это Управление разведки и исследований государственного департамента (УРИ) . Согласно исполнительному приказу № 12333 УРИ обеспечивает сбор открытыми методами информации, необходимой для проведения внешней политики США, и подготавливает и рассылает разведывательную информацию. Вместе с тем УРИ координирует с другими членами разведывательного сообщества сбор информации, а также участвует в разработке тайных операций. УРИ опрашивает сотрудников госдепартамента после возвращения их из загранкомандировок с целью получения разведывательной информации, УРИ участвует в разработке национальной разведывательной программы США. 2. Разведывательные подразделения министерства торговли США – Отдел разведывательных связей – Отдел разведывательного управления по содействию экспортным операциям
– Отдел оценки возможностей зарубежного экс портного управления 3. Разведывательные подразделения министерства финансов США – Отдел разведывательной поддержки отвечает за сбор и анализ разведывательной информации через возможности министерства финансов, а также за координацию работы с другими организациями разведывательного сообщества. Сбором информации за рубежом занимается атташе по финансовым вопросам дипломатического представительства
США. Согласно исполнительному приказу № 12333 от 1981 г. сбор информации осуществляется открытыми методами. Информация собирается о финансовом и валютном положении иностранных государств. – Секретная служба министерства финансов – обеспечивает охрану президента и вице-президента, членов их семей, официальных гостей правительства, охрану правительственных зданий и сооружений. Служба насчитывает 1,5 тыс. сотрудников, она занимается сбором разведывательной и контрразведывательной
информации о всех американских и зарубежных организациях и лицах, которые могут представлять потенциальную опасность для охраняемых лиц и объектов. 4. Разведывательное подразделение министерства энергетики – Отдел оборонной разведывательной информации управления по делам международной безопасности – не имеет свое го разведывательного аппарата за рубежом, но каждый сотрудник в министерстве энергетики, выезжающий за рубеж обязан по возвращении предоставлять письменный отчет, содержащий собранные им сведения, в Управление по делам международной безопасности. Согласно исполнительному приказу президента № 12333 этот отдел собирает сведения об энергетике иностранных государств, особенно о разработке и производстве ядерного оружия, атомной энергетике. 5. Разведывательное подразделение ФБР – это управление контрразведки ФБР. Оно обязано добывать разведывательную информацию, используя все негласные средства, имеющиеся в его распоряжении, как на территории
США, так и за рубежом. Оно не только само ведет сбор разведывательной информации об иностранных государствах, но и оказывает помощь в сборе внешней разведывательной информации другим организациям разведывательного сообщества. IY. Штаб разведывательного сообщества или Центральная разведка. Координационный орган всей американской разведки. В него входят представители всех разведывательных ведомств
США. Возглавляет штаб директор центральной разведки, который является по должности директором ЦРУ. Директор Центральной разведки назначает директорат. В состав рабочего аппарата Штаба разведки входит восемь комитетов (по направлениям работы) и несколько управленческих групп. Бюджет, численность штаба публикуются официально. В 1989 г. бюджет составлял 23,5 млн. долларов при численности 224 человека.
ГЛАВА 4 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США регулярно издаются сборники нормативных актов о деятельности разведывательного сообщества. В 1987 г. был издан очередной сборник "Compilation on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders of interest to the national intelligence community" В нем – более 100 действующих нормативных актов. Основные нормативные акты 11.
Закон о национальной безопасности 1947 г. Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной безопасности, состоящий из Совета национальной безопасности, Министерства обороны и Центрального разведывательного управления. Этим же законом, статьей 102 было учреждено ЦРУ, возглавляемое директором Центральной разведки и подчиняемое Совету национальной безопасности, в функции которого входит координация разведывательной деятельности всех разведывательных подразделений и идея самостоятельной разведки. В последующем этот закон был дополнен тремя новыми разделами, каждый из которых состоит из ряда самостоятельно принятых законов. Раздел 5 – в него вошли 2 принятых нормативных акта 1. Закон о надзоре за разведкой, который устанавливает контроль президента за осуществлением тайных операций. 2. Закон 1988 г усиливающий подконтрольность президента конгрессу относительно тайных операций.
Раздел 6 – закон о защите личного состава разведки 1982 г. Закон запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и агентуре ЦРУ, и предусматривает строжайшие меры наказания, включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое разглашение любым лицом, включая конгрессменов. Раздел 7 – об информации ЦРУ 1984 г. Этим законом разведка выведена из-под действия закона 1966 г.
о свободе информации. Всякая информация о разведке должна публиковаться после рассмотрения ее ЦРУ. 12. Закон о ЦРУ 1949 г. В основном закон касается регулирования финансовой деятельности разведки, ее официальной деятельности, в нем есть разделы о защите информации ЦРУ и есть разделы, предусматривающие упрощенную процедуру принятия американского гражданства лицами, оказавшими помощь ЦРУ. 13. Закон о пенсиях сотрудников
ЦРУ 1964 г. Все сотрудники государственных учреждений США пользуются общим государственным бюджетным фондом, а для сотрудников ЦРУ этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспечение. 15. Закон об агенстве национальной безопасности 1959 г. 14. Закон о наблюдении за деятельностью иностранных разведок 1978 г.
Есть целый блок законов, регулирующих деятельность разведок – это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведывательную деятельность США. В этих законах кроме утверждения собственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо но вые нормы – расширение или изменение прав членов разведывательного сообщества. Исполнительные приказы президента США. В американской юридической теории и практике эти исполни тельные приказы рассматриваются как разновидность нормативных актов исполнительной власти, составляющая часть федерального права и имеют обязательную силу для всех без исключения правительственных ведомств США. Наиболее важным из исполнительных приказов президента о деятельности разведки является приказ № 12333 от 1981 г. Он определил состав разведывательного сообщества и задачи его членов. ГЛАВА 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ До настоящего времени Разведывательное сообщество имело вышеописанную структуру, но сейчас, в связи с распадом СССР, изменениями в
Восточной Европе и другими событиями мирового масштаба, а также в связи со множеством громких провалов и скандалов подготавливается коренная реорганизация разведки. Но в любом случае разведка останется важнейшей составляю щей частью американского государства. Выступая 4 января 1994 года в штаб-квартире ЦРУ перед сот рудниками американской разведки, президент США Б. Клинтон заявил: "На разведку возлагается уникальная миссия.
Никто не знает это лучше тех, кто имеет честь работать в овальном кабинете Белого дома. Передавая на хранение в ЦРУ свое фото с автографом, президент Трумэн сделал на ней такую надпись: "Центральному разведывательному управлению, без которого не может обойтись президент США, от человека, знающего об этом не понаслышке". Каждый мой день начинается с вопросов о событиях, происшедших накануне и в течение ночи.
Подобно моим предшественникам, я вынужден искать ответы на эти вопросы, обращаясь в первую очередь к разведывательному сообществу, поскольку именно оно предупреждает меня и всю нацию о возникающих угрозах, указывает на наиболее важные тенденции в развитии ситуации в мире". Далее президент отметил: "Деятельность разведки сегодня очень важна. Завершение "холодной войны" укрепляет безопасность США, ведь именно разведка, действуя самыми разными путями, помогла одержать победу в этом противостоянии, и, конечно, неслучайно один из осколков Берлинской стены находится как памятник на территории ЦРУ. Но и нынешний, обновленный мир остается полным опасностей и, судя по многим событиям, становится даже более сложным и более трудным для правильного понимания происходящих процессов. Администрация испытывает острую потребность в более деятельной информации о развитии этнических конфликтов,
нарастании воинствующего национализма, угрозе терроризма, а также распространении всех видов оружия массового уничтожения. Точная и заслуживающая доверия разведывательная информация служит ключом к пониманию каждой из этих проблем и без нее затруднено принятие выверенных решений по кризисным ситуациям или по долгосрочным процессам в мире". КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛИЦАХ, ВОЗГЛАВЛЯВШИХ ЦРУ Роско Хилленкётер. Адмирал.
С 1920 года служил в ВМС США. В 1932 г. участвовал в операции американских войск в Никарагуа. В 30-х годах работал в разведке ВМС США, затем военно-морской атташе в Париже. Участвовал в вой не против Японии. С 1946 г. вновь атташе во Франции. В 1947 г. назначен директором ЦРУ; занимал этот пост до 1950 года. Уолтер Беделл Смит. Генерал. С 1928 г. в военной разведке
США. В 1942 г начальник штаба у генерала Эйзенхауэра на Средиземноморском театре военных действий. В 1946-1949 гг посол США в Москве. С февраля 1953 года заместитель госсекретаря США. Директор ЦРУ с 1950 по 1953 год. Аллен Даллес. Разведчик-профессионал. Младший брат Дж. Фостера Даллеса, государственного секретаря
США в при Эйзенхауэре. Большую часть своей жизни посвятил УСС, 35 _ а затем ЦРУ. Директор ЦРУ с 1953 по 1961 г. Первый сугубо профессиональный руководитель секретных операций ЦРУ США. Джон Маккоун. Крупный бзнесмен, мультимиллионер. В 30 – 40-х гг президент нескольких компаний. Директор ЦРУ с 1961 по 1965 г. Был влиятельной фигурой на последних этапах президентства Кеннеди. После ухода из ЦРУ стал одним из директоров американской компании "International Telephon & Telegraph". Уильям Рейборн. Вице-адмирал. С 1932 г. в ВМС США. В последние годы службы на флоте руководил специальной программой по созданию подводных лодок, вооружённых ракетами "
Polaris". Выйдя в 1963 г. в отставку, занял пост вице-президента крупного военного концерна "Aerojet General Corporation", производящего ракеты. Директор ЦРУ с апреля 1965 по июнь 1966 г. Ричард Хелмс. Разведчик-профессионал Предки Хелмса по отцовской линии эмигрировали в США из Германии. Отец – один из руководителей Алюминиевого консорциума в
Америке. В 1942 г. зачислен в ВМС США в звании лейтенанта. В 1943 откомандирован в УСС. С 1945 г. связан с Даллесом, выполнял функции резидента в западных странах. Один из основателей ЦРУ. Руководил Отделом спецопераций со дня его создания. Директор ЦРУ с 1966 по 1973 г. Джеймс Шлессинджер. Правительственный чиновник В 1950 г. закончил экономический факультет
Гарварда. с 1963 по 1969 г. сотрудничал в корпорации "Рэнд", возглавлял отдел стратегических исследований. С 1969 г помощник директора Бюджетного бюро. В июле 1971 г. назначен председателем Комиссии по атомной энергии США. Продолжительное время занимался исследованиями вопросов нац. безопасности, политики и финансов. Директор ЦРУ с февраля по июль 1973 г.
После ухода из ЦРУ был назначен министром обороны США. Уильям Колби. Разведчик-профессионал. Начал службу в ЦРУ с ноября 1950 г. Под "крышей" дипломата работал в резидентурах ЦРУ в Стокгольме, Риме и Сайгоне. Затем возглавлял дальневосточный отдел в Лэнлгли. В 1972 г. стал заместителем директора ЦРУ по "планированию", т.е. непосредственным руководителем службы, осуществляющей в американской разведке все тайные операции. Директор ЦРУ с 1973 по 1976 г. Джордж Буш. Бизнесмен, политик. С 1942 по 1945 служил лётчиком на авианосце. После войны торговал нефтедобывающим оборудованием. Организовал нефтяную компанию в Техасе. С 1966 по 1970 г член конгресса. В 1971-1972 годах постоянный представитель США в ООН.
Директор ЦРУ с 1976 по 1977 г. Стенсфилд Тернер. Адмирал. С 1971 по 1972 г. глава отдела системного анализа в управлении командующего военно-морскими операциями. С 1974 по 1975 год – командующий 2-м флотом США и ударной атлантической флотилии НАТО. С 1975 г главнокомандующий силами НАТО в Южной Европе. Директор ЦРУ с 1977 по 1981 г. Уильям Кейси.
Разведчик-профессионал. В годы второй мировой войны возглавлял операции УСС на европейском театре военных действий. Затем много лет занимался юридической практикой на Уолл-стрит, основал ряд фирм, приобрёл миллионное состояние. С 1981 по 1987 г директор ЦРУ; впервые в истории американской разведки был возведён в ранг министра члена кабинета. Уильям Уэбстер. Юрист и политик. Военную службу с 1943 по 1946 г. проходил в резерве
ВМС США. С 1949 года, окончив юридический факультет им. Вашингтона, работал в частной адвокатской фирме – до 1956 года, когда был назначен окружным прокурором (восточный округ штата Миссури) . С 1971 г окружной судья, с 1973 г судья федерального апелляционного суда. В 1978 – 1987 гг директор ФБР. В 1987 г. после ухода в отставку по состоянию здоровья У. Кейси и несостоявшегося назначения Р. Гейтса, назначен директором
ЦРУ. В настоящее время Центральное Разведывательное Управление возглавляет Джон Дейч. Имеется достоверная информация о скором его смещении. ЦИТАТЫ: "Закон о национальной безопасности 1947 года дал разведке более влиятельную позицию в нашем правительстве, нежели та, которая принадлежит разведке в любом другом правительстве. " (А. Даллес) "Я абсолютно убеждён в необходимости сохранения в ЦРУ возможностей для тайных операций Существует определённая внешняя политика, в рамках которой необходима секретная деятельность". (Уильям Уэбстер) "Я пришёл к глубокому убеждению, что мы должны сохранять нашу разведку на уровне высокой эффективности и постоянно повышать её эффективность. Мы не можем допустить ослабления ЦРУ". (Джордж Буш) "В нашей стране существует могущественный и опасный тайный культ культ
разведки. Смысл этого культа в достижении целей внешней политики правительства США тайными и обычно незаконными средствами " (В. Маркетти) "Приятно слышать о компетентности и высоких профессиональных качествах ЦРУ и других разведывательных органов " (Дж. Картер) "Наше правительство, как и другие, действительно предпринимает действия в области тайных операций, с
тем чтобы осуществлять внешнеполитическую линию и защищать нашу национальную безопасность " (Дж. Форд) " Мы, американцы, работающие в разведке, гордимся ею и теми усовершенствованиями, которые мы внесли в эту древнейшую профессию". (У. Колби) ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Аллен Даллес "Искусство разведки", М. "Международные отношения" – МП "
Улисс", 1992 г. Ким Филби – "Моя тайная война", Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва – 1982 г. Хайнц Фельфе "Мемуары разведчика", Москва, Издательство политической литературы, 1988 г. Яковлев Н. Н "ЦРУ против СССР", Москва, "
Молодая гвардия", 1983 Асеевский А. "ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы", Москва, Издательство политической литературы, 1983 г. Мизин В Ознобищев С Параметры безопасности в эпоху после "холодной войны". Международная жизнь, № 7,1993 г. Кассис В Колосов Л "За фасадом разведок", Москва, Издательство "Известия", 1984 г. Dr. Ray S. Cline "The CIA under Reagan Bush & Casey", Washington, Acropolis books ltd. 1981 г. Конфиденциальные источники