Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫРОССИИ
 
КафедраГосударственно-Правовых дисциплин.
РЕФЕРАТ
 
Покурсу: История отечественного государства и права.
 
Натему: Влияние христианства на развитие права и государства в Киевской Руси.

Выполнил: студент группы №312
Тойсов С.Ю.
 
Преподаватель: ДоцентПавлов  В.С.
Санкт-Петербург.
1998 год.
 
ПЛАН:
1.Влияние Церкви на развитие обществав Средние века.
2.Принятиехристианства в Киевской Руси.
3.Становлениеи развитие Церкви в русском государстве.
4.Монастырив Киевской Руси.
5.ВлияниеЦеркви на становление государственности.
6.Церковь иправо.
7.КиевскаяРусь – первое Российское государство.
8.Списоклитературы.

1.Влияние церкви на развитиеобщества в Средние века.
Период возникновенияКиевской Руси пришелся на время начала так называемого КлассическогоСредневековья. В этот период происходило зарождение и формирование современныхнародов: французов, немцев, англичан, поляков, болгар и, конечно же русских.Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной ихудожественной культуры, в том числе институты научного познания и образования.
Средневековое общество –это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальныхобщественно-экономических отношениях. Для данного общества характернаустойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная нарелигиозных заповедях и учении церкви.
Церковь в эпохуСредневековья представляла собой практически независимую, автономноуправляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности онаруководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейскихпреданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему каноническогоправа. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозногообщества каноническое право обязывало своими требованиями не толькосвященнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственныеи политические установления “христианских государств”. Такое особое значениецерковных правил опиралось на доктрину исключительной, “единоспасающей ролицеркви”, разработанной одним из отцов церкви, крупнейшим духовным иполитическим мыслителем IV века св. Августином. Для выполнения этой великой миссии Церковьизначально наделена не только правами духовного научения, но и принуждения,обязанностью “искоренять греховность дел и помыслов” верующих. Источникиканонического права были едины для всех содержательных канонов христианства.Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы. Произведениями отцов церкви Василия Великого, Григория Богосолва, св. Августинабыло дано растолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установленыосновные обряды и догматы церкви, правила исполнения епископской исвященнической должности, критерии церковных таинств, в том числе брака,расписаны главнейшие нарушения церковных правил. Постановлениями церковныхсоборов (съездов епископов) были установлены важнейшие правила в вероучении,оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Созданные наоснове позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практикецерковных судов.
В Европе Средневековье – этопериод становления новой формы Западной цивилизации – европейской христианскойцивилизации. Она формируется на территории бывшей Римской империи, котораяраскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю.
Христианство и во временаантичности не представляло собой единой организации. На территории Римскойимперии существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовыеи организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточеннаяборьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели главаЗападной Римской церкви – папа Римский и глава Византийской церкви –Константинопольский патриарх. В IX веке началось догматическое и административное обособлениевосточной церкви, которое завершилось в XI веке. Формальным актомраскола христианства на католическую и православную церковь была взаимнаяанафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский иКонстантинопольский патриарх 16 июня 1054 года.
Несмотря на внутренниепротиворечия христианских церквей, духовной основой всей Европейскойцивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ееполитических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и егоорганизации – католическая и православная церковь – в течение многих веков былиединственными общими для всех стран и народов Европы духовным и социальныминститутом. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы,ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были нетолько духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтомупроцесс становления Европейской цивилизации в значительной мере представлялсобой процесс христианизации – приобщения языческих народов к христианскойкультуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации –католические и православные церкви.
    
2.Принятие христианства в Киевской Руси.
Российскоегосударство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века. Племена,образовавшие это государство, существовали еще ранее. В начале своей историческойжизни они занимали только область р. Днепр с его притоками, область озераИльмень с его реками, а также лежащие в промежутках между Днепром и Ильменемверховья Западной Двины и Волги. К числу русских племен, составлявших одну изветвей великого Славянского племени, принадлежали: поляне – на среднем Днепре,древляне и дреговичи на реке Припять, радимичи – на реке Сож, кривичи – наверховьях Днепра, Волги и Западной Двины, словене – на озере Ильмень. Междуэтими племенами вначале было очень мало взаимных связей”; еще меньше близости кним было у окраинных племен: вятичей – на реке Ока, тиверцев и уличей – на рекеДнестр и у Черного Моря и других.
В это время начинаетсяистория первоначального Киевского государства, объединившего все мелкие племенавокруг одной столицы – Киева. В период образования и развития национальнойгосударственности – Киевской Руси – славянство вышло на европейскую и мировуюарену.
Славянские истоки доминируют в древнерусской религии.Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называтьЯзычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческиерелигии представляют собой многобожие. Как и у других народов, формированиерелигиозных представлений древнерусского народа, прошло определенную эволюцию.На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапаносят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силыприроды и в форме богов и различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле,довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почиталисьлеса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действиясовершались в честь бога Солнца – Даждь-бога и бога Ветра – Стрибога.
На следующем этапезначительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культпредков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни,продолжение рода. Не случайно корень “род” является основой многих русских слов(народ, родина, родник, урожай и т.д.). Прародительницы Рода именовались Рожаницамии почитались также как Род. С этим культом связаны культы богини Мокоши –хозяйки рога изобилия и Леды – покровительницы весенней пробуждающей силы. Свыделением семьи в культовой системе древних руссов значительной место занялсемейный предок – домовой – охраняющий дом, его жителей и хозяйство.
Далее в развитии языческойрелигии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главнымбогом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаютсяв этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. В целом верованиянарода Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую систему, вкоторой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устоистановящегося русского государства.
Наследницей Древней Руси иследующим этапом в становлении Российского государства и является КиевскаяРусь, завершение формирования которой в качестве политического и культурногоцентра происходит при Владимире I Святославовиче (980-1015). Важнейшей вехой напути становления Российского государства является принятие христианства в формеправославия в качестве государственной религии Киевской Руси. Крещение Русиявилось поворотным событие в истории нашего народа. Конкретным актом принятияправославия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева княземВладимиром в 988 году. Русь приняла христианство от Византии, стоявшей нарубеже тысячелетий на вершине христианской цивилизации. Тем самым Русьвключилась в орбиту влияния центра мировой культуры, который в ту порунаходился на Босфоре. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическомуопыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурныесвязи Киевской Руси с Византией.
Христианская православнаяРусь родилась не в одночасье: крещение киевлян и последовавшее за ним обращениев христианство всей Русской земли имело свою предысторию. Но то, что произошлов Киеве в 988 году, было подлинно глубинным переворотом, тектоническим сдвигомв отечественной истории, когда Русь обрела свое духовное лицо. “История русскойкультуры начинается с Крещения Руси. Языческое время остается за порогомистории”, — писал протоиерей Георгий Флоровский. Очевидно, в этих словах естьпреувеличение. Можно высказаться более осторожно: предыстория христианства наРуси была одновременно предысторией Русского государства и русской культуры.
Князь Владимир, княжескаясемья и дружина, киевляне крещены были священниками-греками, но СлавянскаяРусь, в отличие от германских народов, которые усваивали Евангелие на чужом,латинском, языке, воспринимала христианское просвещение в кирилло-мефодиевскойредакции. Она получала священные, богослужебные и святоотеческие книги народном языке, который тогда был одинаково понятен на Дунае и на Влтаве, наВисле и на Днестре. Тем органичней и естественней совершалось воцерковлениенашего народа, тем глубже заронялись в сердца людей семена христианскогоблаговестия, тем скорее Русь языческая преображалась в Русь православную.
Но утверждение православия вкачестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительнымитрудностями. Религия – это не просто вера в каких-то богов и духов, системаобрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений очеловеке, его месте в жизни и т.д. С религиозными верованиями связаны такжетакие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственныенормы. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни,мировосприятия, культуры, быта.
Христианизация повсеместновстречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовойзнати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применять прямую силу длятого, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни.

3.Становление и развитиеЦеркви в Русском государстве.
Принятие христианства имелоогромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу дляобъединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды итрадиции. Но крещение Руси не следует представлять, как простую переменуверований. Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряденовых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киевестал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевский митрополитбыл главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Каквысшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административногонадзора над всеми епархиями (“епархия” – греч. “провинция”) русской церкви;вместе с собором они вершили суд над епископами, обвиненными в каноническихпреступлениях.
 О большинстве митрополитовXI столетия до нашего времени дошли крайне скудные сведения, об одних – простоупоминание в Летописи, о других известно чуть больше. Почти все митрополитыкиевской эпохи были греками, то есть людьми греческой культуры. По мнениюисторика XIX века Е.Е. Голубинского “митрополиты, вступление которых на кафедруотмечено в летописях и о вступлении которых говориться как о приходе “придемитрополит”, все были греки”. Вероятно, многим из них славянский язык был либосовсем неизвестен, либо они им овладевали им уже на Руси. Незнание языка немогло не затруднять их отношений с духовенством и народом.
Но греческое происхождениепервых митрополитов Киевских имело и благие последствия для Церкви и Русскогогосударства. Их независимость от местного великого князя в известной мереограждала церковь от неправомерного вмешательства в ее внутренние дела состороны княжеской власти. А в эпоху, когда началось дробление русской земли науделы, независимые от князей митрополиты оставались средоточием и символомединства Руси. В княжеских междоусобицах они являли себя миротворцами,гарантами соблюдения княжеских договоров.
В других городах былипоставлены подчиненные митрополиту епископы. Вначале они тоже были греческогоили южнославянского происхождения. Но уже к середине XI их большинство сталисоставлять русичи. Что касается прав и обязанностей епархиального епископаКиевской Руси, то он, как этого требовали каноны, был верховным учителемпаствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви.Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя вгосударственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантаминезыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этомобычно давали мирящимся князьям крест для целования.
Епископы участвовали и впоставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом,церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископывидели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления,беззакония и насилия, церковь их обличала. Коллегиальным помощникомдревнерусского епархиального архиерея был своеобразный пресвитериум –епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье на“соборики”, которые обсуждали важнейшие церковно-административные и пастырскиедела. Для ведения церковно-судебных, хозяйственных и финансовых делпривлекались и светские чиновники из бояр.
Приходское духовенство наРуси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным.Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей. Из летописейизвестно, что киевский пожар 1124 года истребил 600 церквей. Это известиеговорит о том, что Киев в исторически малое время после крещения Руси по числуцерквей сравнялся с древними центрами христианства. И в Киеве и во всехепархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщикамирусского епископата.

4.Монастыри в Киевской Руси.
Монастыри сыгрализначительную роль в христианизации Руси. В них готовились кадрысвященнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировалисьдуховно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д.Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлисьхранителями и передатчиками культурного наследия.
В российской церковнойлитературе история монастырей и монашества традиционно выделялась в качествеособого раздела церковной истории. По словам святителя Феофана Затворника“монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное пребывание умом и сердцемв Боге”. Однако, монашеское отречение от мира ради идеала совершенства не имеетничего общего с уходом из мира, отрицанием бытия, которое проповедуют буддизм инекоторые другие восточные вероучения. Греческое слово “монах” (“один”,“живущий в уединении”) нашло себе в русском языке очень выразительный синоним –“инок”, то есть человек, живущий иным образом, нежели остальные люди. Такойобраз жизни не ограничивается пределами личного бытия уединенного подвижника.Уходя из мира, монашествующие осуществляют высокую миссию служения спасениятех, кто пребывает в мире.
Первые монашеские обителивозникли на Руси одновременно с принятием ею крещения. Важную роль сыграли впервоначальной истории российского монашества выходцы из Византии. Егостановление испытывало на себе непосредственное влияние процессов, происходящихв жизни православия, центром которого в то время была Византия. Со временКрещения Руси Киев, как ни был он территориально удален от главных центровПравославного мира, отнюдь не находился в положении его далекой периферии,потому что процесс формирования славяно-византийского общества был одним изважнейших в жизни Православного мира той эпохи. Вопросы, волновавшиехристианское общество Византии, нашли в жизни киевского христианства живойотклик. В середине XI века проблемы Православного востока оказываютсяцентральными и в русской духовной жизни. Именно к этому времени относитсявозникновение Киево-Печерского монастыря, из стен которого к началу XIII века вышло более 50архиереев. Этот монастырь, особый, “старейший” не по возрасту, а по духовнойзначимости, стал совестью Киевской Руси. Осуществляя идеал жизни по закону духаподвижники не только не изолировали свою общину от жизни мирского общества, но,напротив, поставили монастырь в самую тесную связь с ним. Отношения междуобителью и миром выражались в попечении игумена о спасении мирян. Другойобязанностью иноков было пастырство и учительство.
Киево-Печерская Лавра вкиевский период русской истории была центром не только духовной образованности,но и народного просвещения. С первых дней существования обители возникаетмонастырская библиотека, куда затем стекаются книги из славянских стран и сгреческого Востока, усердно отыскиваемые и собираемые заботами ее игуменов. Вступающие в монастырь как лучшую часть своего имущества приносили книги.
Большинство оригинальныхпамятников древнерусской письменности XI – XIII веков было создано в стенах Киево-Печерского монастыря.Среди них Повесть временных лет, созданная в начале XII века иноком этого монастыряпреподобным Нестором, прозванным за это летописцем. Она стала одной из самыхлюбимых, читаемых и нравственно действенных книг, источником духовного икультурного воспитания русского народа.
Всего было известно 68монастырей до монгольского периода. Почти две трети их было построено князьями,боярами, богатыми горожанами. Благотворным нравственно преобразующим влияниемподвижничества и святости жизни иноков был обусловлен тот факт, что в киевскуюэпоху русский народ усвоил аскетическое, чисто монашеское пониманиехристианства.
5.Влияние Церкви настановление государственности.
О религиозно-нравственном облике древнерусскогочеловека, может быть, вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению”Владимира Мономаха. Это сочинение не епископа, не монаха, не духоносногоизбранника из мирян, а князя, церковью не прославленного, воззрения которогобыли типичны для всей княжеско-боярско-дружинной среды и близки к общенароднымпредставлениям о жизни и ее высших ценностях. То обстоятельство, что ВладимирМономах был великим государственным деятелем, ничего не меняет, не выделяет егоиз среды, к которой он принадлежал, в которой складывался его нравственныйоблик. Чему же учит этот умудренный опытом человек своих детей? “Страх имейтеБожий в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякомудобру”. “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, ипридайте сироте, и вдовицю оправите сами, и не вдайте сильным погубитичеловека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити его“. Даже еслипо тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти — “аще будет повиненсмерти”, то все равно “не погубляйте никакоже христьяны”. Во всех спорныхслучаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин длябратоубийственных войн. Все споры можно решать добром. С теми же, кто жаждетвойны (“мужами крови”), достойным князьям не по пути. При решении вопроса овзаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит ей почетное место.И так же понимали жизнь, свое назначение и сой долг современники ВладимираМономаха, русские люди XI – XII веков. Для спасения необходимо жить по совести.
Нравственно, духовно Русь заодно столетие претерпела глубинный переворот, равного которому она уже незнала. Как писал А.И. Солженицын “Русь не просто приняла христианство, онаполюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла кнему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы иприметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе вовсеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетныйкалендарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдалалучшие места своих окружий, его службам – свои прдрассветья, его потам своювыдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров и хлебушек”.
На основе христианизациипроисходило становление нового типа государственности в Киевской Руси.Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, приглавенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформлениецерковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке разводе, семье,некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службоймер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах,связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
Митрополит и духовенствоуправляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческойцеркви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Русиназвание Кормчей (одной из частей которой являлась потом Русская Правда). Вэтом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов,также гражданские законы православных Византийских императоров. Церквипринадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйствопо-своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такиеюридические отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции.
Таким образом на Руси вместес новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новыеземлевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды. Для того,чтобы оценить какие происходили изменения, необходимо ознакомиться с некоторымичертами общественного быта Руси в дохристианское время.
Государство, в котором мыживем, имеет право и в то же время обязанность карать виновных за преступленияи проступки и по возможности предупреждать всякое нарушение порядка и права.Вор или убийца отыскивается и наказывается независимо от того, просят об этомили не просят потерпевшие люди. В древнейшее время это было не так. Князья неимели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь иподдерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население.Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить,отомстить, сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои, близкиеему, люди. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широкораспространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и бытьне могло в таком обществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывалиноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Сами славянеимели такие же союзы и  сообщества. Они жили или родами или общинами. Человек,принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовался защитой рода, общины,дружины, товарищества, и мало надеялся на князя. Лишенный покровительства своихблизких, прогнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным,потому что никто не считал себя обязанным прийти к нему на помощь. Его можнобыло убить и остаться без всякого наказания и возмездия. Такие беспризорные ибеззащитные люди назывались изгоями, они были как бы “изжитые”, выкинутые изжизни люди.
Роды жили замкнуто,чуждались один другого и враждовали между собой. Семейный быт отличалсягрубостью, тем более, что везде существовал обычай многоженства. Преданиеговорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этогообычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было оченьнелегко.
В языческое время на Русибыло лишь одно общественное различие: люди делились на свободных и несвободных,или рабов. Это существовало с незапамятных времен. Главным источником рабов былплен. Свободные назывались термином княжи мужи, рабы носили название челядь (вединственном числе – холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались,как рабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себезащиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал, рабстановился изгоем и лишался покровительства и пристанища.
В языческом обществекняжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственнаявласть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые лишь своимисилами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человекоказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья имела грубый языческийхарактер. Рабство было очень распространено. Грубая сила господствовала вобществе и человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.
Христианская церковь немогла примириться с таким порядком. Вместе с Христианским учением о любви имилости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, онастремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примеромревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедьюи церковной практикой она показывала, как надо жить и действовать в делахличных и общественных.
Церковь старалась поднятьзначение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять:“воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь не может оставаться безучастнымк насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок. Церковьтребовала от подданных князя, чтобы они “имели приязнь” к князю, не мыслили нанего зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Церковь всяческиподдерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданныхгосударей. Когда князья роняли свое достоинство в грубых ссорах имеждоусобицах, духовенство старалось мирить и учить, чтобы они чтили старейшихи не переступали чужого предела. Так духовенство проводило в жизнь идеиправильного государственного порядка, имея перед собой пример Византии, гдецарская власть стояла очень высоко.
Найдя на Руси ряд союзов,родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество;в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала,и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала ипитала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковьдавали приют и  покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществи союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками.И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на негопо-христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства:рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были толькоприкреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Такимобразом церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманногоустройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные ибеззащитные.
Церковь влияла на улучшениесемейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основаниицерковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в ихцерковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственностиподлежали суду не княжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы,более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенствовоспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенностивосставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях ипроповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно училигоспод быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек ихристианин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба.Постепенно изменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабамистало почитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалосьцерковью и становилось предосудительным.
Очень широко было влияниецеркви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороныобщественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическуюдеятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. В то время, каккняжеская власть была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много,сами стремились к разделению государства, — церковь была едина и властьмитрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластиена Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влияниювнутреннее единство и силу.
 В целом благодаря принятиюхристианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, азначит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.
Политическая структура иэкономические отношения Киевской Руси претерпевали изменения. На первом этапесвоего существования она была относительно централизованным государством. Воглаве его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель.При жизни князя-отца  сыновья его сидели наместниками в главных городах иплатили дань. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территориейпринадлежала правящему роду Рюриковичей, т.е. носителем верховной власти вРусской земле был весь княжеский род, отдельные князья считались тольковременными владельцами княжеств, достававшихся им по очереди старшинства. Ноэто не означало коллективного руководства, должен быть человек, который былстаршим – киевский князь, т.е. была система принципата – старейшинства. Имстановился старший в роду. Наследование шло по прямой нисходящей мужской линии(Но этот принцип постоянно нарушался, что чрезвычайно запутывало ситуацию). Этостаршинство давало ему, кроме обладания лучшей волостью, известные права надмладшими родичами. Он носил титул великого, т.е. старшего князя, названногоотца своей братии. Он судил младших родичей, которые ходили в его послушании,разбирал между ними ссоры, заботился об осиротелых семьях, был высшим попечителемРусской земли. Великий Князь являлся законодателем, военным предводителем,верховным судьей и сборщиком налогов.
Государственный стройКиевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоялкиевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и советстарейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) иволостели (в сельской местности).
Великий князь находился вдоговорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Этиотношения ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей.В наибольшей зависимости от князя находилась младшая дружина и “слуги поддворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.
Местное управлениеосуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военныегарнизоны. Ресурсы для своего существования местные органы управления получаличерез систему кормлений (сборы с местного населения). Органом местногокрестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В еекомпетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовыевопросы, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнениенаказаний.
В раннефеодальной монархииважную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание –вече. В качестве организационного центра действуют старейшины, Определяетсякомпетенция веча: решались вопросы налогообложения, обороны города иорганизации военных походов. Исполнительным органом вече был совет, состоявшийиз “лучших людей”.
Становление княжескойадминистрации происходило на фоне первых административных и правовых реформ. ВХ веке княгиней Ольгой была проведена “налоговая” реформа: были установленыпункты (погосты) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). Вначале XI века князем Владимиром устанавливается “десятина” – налог в пользуцеркви. Это было определено церковным уставом. Составными частями “десятины”были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин.Это было записано в устав, там же оговаривался церковный судебный иммунитет иопределялись пределы церковной судебной юрисдикции. Церковные уставы князейВладимира Святославовича и Ярослава Владимировича содержали нормы обрачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности исемьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.
6.Церковь и право.
Главной идеей этапа КиевскойРуси в развитии Российского государства было превосходство церкви надгосударством, и благодати над законом. Судебная власть церкви устанавливаласьнад всем христианским населением Руси, по определенным делам. Над некоторымигруппами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам,так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В целом ряде случаевдействие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственногозаконодательства, основным источником которого была Русская Правда.
Частная юридическая жизньДревней Руси наиболее полно и верно отразилась в  этом древнейшем памятникерусского права, первая часть которого была составлена по инициативе ЯрославаМудрого. В Русской Правде не раз встречаются замечания, что так “судил” или“уставил” Ярослав. Но в Правде можно встретить несколько постановлений, изданныхпреемниками Ярослава, его детьми и даже его внуком Владимиром Мономахом.Русская Правда была плодом законодательной деятельности не одного Ярослава.
В Русской Правде нет однойважной особенности древнерусского судебного процесса, одного из судебныхдоказательств – судебного поединка или поля. Между тем сохранились в древнихисточниках истории России следы, указывающие на то, что поле практиковалось какдо Русской Правды, так и долго после нее. Этот документ игнорирует его, нехочет признавать. Можно объяснить это непризнание: духовенство настойчиво напродолжении веков проповедовало против судебного поединка, как языческогоостатка, обращаясь даже к церковным наказаниям, чтобы вывести его из практикирусских судов, но долго его усилия оставались безуспешными.
По разным спискам, РусскаяПравда является в нескольких основных редакциях. Краткая редакция попадаетсячаще в памятниках чисто литературного свойства, не имевших практическогосудебного употребления, в летописях. Пространная Правда встречается большейчастью в Кормчих, иногда в сборниках канонического содержания, которые носилиназвание Мерила праведного. Эта редакция Русской Правды встречается средиюридических памятников церковного или византийского происхождения, принесенныхна Русь духовенством и имевших практическое значение в церковных судах. Древняярусская Кормчая – перевод византийского Номоканона, о чем уже говорилось выше.Номоканон – свод церковных правил и касающихся Церкви законов византийскихимператоров. Этим сводом и руководствовалась древнерусская Церковь в своемуправлении и особенно в суде по духовным делам.  Византийский Номоканон, нашаКормчая, является в нашей письменности с целым рядом дополнительных статей.Одной из них, а не самостоятельным судебником, является Русская Правда, котораясоставлялась под влиянием памятников византийского права. Составители, ничегоне заимствуя дословно из этих памятников, ими руководствовались.
Читаемый нами текст РусскойПравды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковнойюрисдикции, нуждами и целями которой руководствовались ее составители в своейработе. Этим объясняется, почему в Русской Правде нет постановлений ополитических преступлениях, которые не подлежали церковному суду, обоскорблении женщин и детей и об обидах словом, которые разбиралисьисключительно церковным судом на основании не Русской правды, а особыхцерковных законов.
Со времени принятияхристианства русской церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Церковь,во-первых, судила всех христиан, духовных и мирян, по некоторым деламдуховно-церковного характера; во-вторых она судила некоторых христиан, духовныхи мирян, по всем делам, церковным и нецерковным, гражданским и уголовным. Дляцерковного суда над этими христианами по нецерковным делам и был необходимцерковным судьям писаный свод местных законов. Эта необходимостьобуславливалась двумя причинами: 1) первые церковные судьи были греками илиюжными славянами, не знавшими русских юридических обычаев; 2) этим судьям былнужен такой свод законов, в котором были бы устранены или изменены некоторыеобычаи, особенно претившие нравственному и юридическому чувству христианскихсудей, воспитанных на византийском церковном и гражданском праве. Этимипотребностями и была вызвана в церковной среде попытка составить кодекс,который воспроизводил бы действовавшие на Руси юридические обычаи применительнок изменившимся под влиянием Церкви понятиям и отношениям. Плодом этой попыткибыла Русская Правда.
Юридическими источникамиРусской Правды были: “закон русский”, то есть обычное право древней языческойРуси, который и лег в основу Русской Правды, был основным ее источником. Так жесоставители пользовались и другими источниками, которыми служили постановления,изменявшие или развивавшие древний юридический обычай Руси. Такими источникамибыли: законодательные постановления русских князей, судебные приговоры князейпо частным случаям, законодательные проекты духовенства, принятые князьями.
Главное содержание РусскойПравды составляет юридическое определение деяний, которыми одно лицо причиняетвред другому. За некоторые из тех деяний закон полагает лишь частноевознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того и правительственнуюкару со стороны князя. Деяния первого рода – гражданские правонарушения, деяниявторого рода – уголовные преступления. Русская Правда отличала личноеоскорбление, обиду, нанесенную действием лицу, от ущерба, причиненного егоимуществу, но и личная обида, физический вред, рассматривался закономпреимущественно с точки зрения ущерба хозяйственного. Она строже наказывала заотсечение руки, чем за отсечение пальца, потому что в первом случае потерпевшийстановился менее способным к труду, т.е. приобретению имущества. Смотря напреступления преимущественно как на хозяйственный вред, Правда карала за нихвозмездием, соответствующим тому материальному ущербу, который они причиняли.Русская Правда обращает мало внимания на мотивы преступления и не заботится нио предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Она имеет ввиду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает заних преступника материальным же, имущественным убытком. Правда не знаетпреступлений нравственного характера, ей чужда мысль о нравственнойсправедливости.
Русская Правда была верным отражениемрусской юридической действительности XI – XII веков, но неполным отражением. Она воспроизводитодин ряд частных юридических отношений, построенных на материальном,экономическом интересе. Но в эти отношения все глубже проникал с конца Х векановый строй юридических отношений, который создавался на ином начале, начувстве нравственном. Эти отношения проводила в жизнь Церковь.
Церковный Устав князяВладимира определяет положение Церкви в новом для нее государстве. Церковь наРуси ведала в то время не только одно дело спасения душ: на нее было возложеномного чисто земных забот, близко подходящих к задачам государства. Она являетсясотрудницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержаниигосударственного порядка. С одной стороны, Церкви была предоставлена широкаяюрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, делапо нарушению неприкосновенности и святости христианских храмов и символов, делао вероотступничестве, об оскорблении нравственного чувства, о противоестественныхгрехах, о покушениях на женскую честь, об обидах словом. Церкви былопредоставлено устраивать и блюсти порядок семейный, религиозный и нравственный.
С другой стороны, под ее преимущественное попечение былопоставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы и получившееназвание церковных или богоделенных людей. Общество это во всех делах,церковных и нецерковных, ведала и судила церковная власть. Это обществосостояло: 1)из духовенства черного и белого с семействами, 2)из мирян,служивших Церкви или удовлетворявших разным мирским ее нуждам, например, врачи,повивальные бабки, и т.д., 3)из людей бесприютных и убогих, призреваемыхЦерковью, странников, нищих, слепых, вообще неспособных к работе.
В ведомстве Церкви состоялии сами учреждения, в которых находили убежище церковные люди: монастыри,больницы, богадельни. Все это ведомство Церкви определено в Уставе Владимираобщими чертами, часто одними намеками. Церковные дела и люди обозначеныкраткими и сухими перечнями. Практическое развитие начал церковной юрисдикции,изложенных в этом Уставе, можно найти в церковном Уставе его сына Ярослава. Этоуже довольно пространный и стройный церковный судебник. Он повторяет почти теже подсудные церкви дела и лица, какие перечислены в Уставе Владимира, но сухиеперечни последнего разработаны в тщательно сформулированные статьи со сложнойсистемой наказания и, по местам, с обозначением самого порядкасудопроизводства.
Эта система и этот порядокпостроены на соотношении понятий греха и преступления. Грехами ведает Церковь,преступлением – государство. Всякое преступление Церковь считает грехом, но невсякий грех государство считало преступлением. На комбинации этих основныхпонятий построен порядок церковного суда в Уставе Ярослава. Все дела определяемыев Уставе, можно свести к трем разрядам: 1)дела только греховные, без элементапреступления, например, употребление запрещенной церковными правилами пищи,судились исключительно церковной властью без участия княжеского судьи; 2)делагреховно-преступные, воспрещенные и церковными правилами, и гражданскимизаконами, например, умычка девиц, разбиралась княжеским судьей с участием судьицерковного; 3)дела третьего разряда, преступления, совершенные церковнымилюдьми, как духовными, так и мирянами. По Уставу Владимира, всеми делами такихлюдей ведали церковная власть, но и князь оставлял за собою некоторое участие всуде над ними. Наиболее тяжкие преступления, совершенные церковными людьми,душегубство, татьбу с поличным, судил церковный суд, но с участием княжеского,с которым он делился денежными пенями.
Устав Ярослава внес новыепонятия в русское право и юридическое сознание. Во-первых, он осложнил понятиео преступлении, о материальном вреде, причиняемом другому, мыслью о грехе, онравственной несправедливости или нравственном вреде, причиняемом преступникомне только другому лицу, но и самому себе. Во-вторых, подвергал юридическомувменению греховные деяния, которые старый юридический обычай не считалвменяемыми, такие как умычка девиц, обида словом. В-третьих, согласно новомувзгляду на преступление, осложнял действовавшую систему наказаний, состоявшуюиз денежных пеней, нравственно-исправительной кары, епитимьи и заключения вцерковном доме, соединенного с принудительной работой в пользу Церкви.
Церковь оказывала большоевоздействие на быт и нравы русского общества в первые века его христианскойжизни. Церковь не изменила ни форм, ни оснований политического порядка, которыйона застала на Руси, она только старалась устранить некоторые тяжелые его следствия,например, княжеские усобицы, и внушить лучшие политические понятия, разъясняякнязьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистыесредства действия.
Точно также, не касаясь ниформ, ни начал русского юридического быта, она прививала к нему новые, лучшиеюридические понятия и отношения и с помощью их изменяла быт и нравы общества.Особенно глубоко было ее воздействие на дух и формы частного гражданскогообщежития. Здесь она разрывала старый языческий родовой союз создавая новый –христианскую семью. Средством для этого было церковное законодательство обраке. Церковными правилами были точно определены степени родства, в которыхзапрещались брачные союзы. Точными и строгими предписаниями об отношениях междумужем и женой, между родителями и детьми Церковь очищала нравы, вносила право идисциплину туда, где прежде господствовали инстинкт и произвол.
7.Киевская Русь – первоеРоссийское государство.
К середине XII века все территории“полугосударств”, составлявших Киевское государство, слились воедино. Название“Русская земля”, прежде относившееся только к южной Руси, распространяется навсю территорию государства, объединяющего более 20 народов и племен.
Это свидетельствует о том,что в Киевской Руси уже были заложены начала правильного гражданского порядка ичто языческий быт значительно уступил влиянию христианства и образованности,принесенной на Русь христианством. В развитии государства на Руси в XII веке нужно отметить еще однуважную сторону. В то самое время, когда начало нарушаться государственноеединство Руси и начался упадок южных волостей, в обществе зародилосьнациональное чувство и сознание народного единства. Жители различных волостейзнали, что эти волости составляют части единой “Русской земли”, и они готовы былив минуты опасности лечь костьми за всю землю Русскую. Летописец, составляя вКиеве свою летопись, желал рассказать в ней, откуда пошла “Русская земля”; онпонимал, что его родной город Киев есть средоточие не одной волости Киевской, авсей Русской земли, единой и великой.
С начавшимся процессомраздробленности общественное мнение долго не могло примириться. Воспитанные влучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единстварусской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлитьраспадение единого русского государства на отдельные государства-княжества.Певец “Слова о полку Игореве” рассказывает о походе и поражении окраинныхсеверских князей, но он постоянно зовет их самих и их дружины “русичами” и“русскими полками”. По выражению “Слова”, когда Игорь попал в плен, плачет понем вся Русская земля, а не одна его Северская волость, точно так же, какстонет вся земля, поминая своих первых князей, при которых не было усобиц.
Деятельность первыхваряжских князей объединила племена русских славян в одно государство. Этообъединение было чисто внешним механическим соединением чуждых взаимнообластей. Но новая религия и принесенная ею образованность имели сильноевнутреннее влияние на Русь и сплотили русские волости в одно целое церковными икультурными связями. Государственное единство пало от междоусобиц княжескогорода, но эти связи оказались очень крепкими и создали из русских племен один,сознающий свое единство, народ. В этом заключается главное историческоезначение Киевского периода русской истории и становления христианства на Руси.
Литература:
1. “Всеобщая история государства и права”.О.А.Омельченко, 1998 год, Москва.
2. “История России. Россия в мировой цивилизации”.Курс лекций под редакцией А.А.Радугина, 1997 год, Москва.
3. “История государства и права России”. И.А.Исаев,1996 год, Москва
4. “История политических и правовых учений”. И.Л.Честнов, 1996 год, Санкт-Петербург.
5. “История политических и правовых учений”. П/ред.В.С. Нерсесянца, 1997 год, Москва.
6. “Краткое пособие по русской истории”.В.О.Ключевский, 1998 год, Санкт-Петербург.
7. “Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв.)”. Иеромонах Никон,“Вопросы истории”, № 12, 1991 год, Москва.
8. “От Крещения Руси до нашествия Батыя”. ПротоиерейВ.Цыпин, “Вопросы истории”, № 4-5, 1991 год, Москва.
9. “Хрестоматия по истории государства и праваРоссии”, Ю.П. Титов, 1997 г. Москва.
10. “Учебник Русской истории”. ПрофессорС.Ф.Платонов, 1913 год, Санкт-Петербург.