Содержание
Введение
Часть1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период
Часть2.Основные хозяйственные занятия восточных славян в догосударственный период
Заключение
Библиография
/>
Введение
Проблема изученияполитической организации и основных хозяйственных занятий восточных славян вдогосударственный период достаточно сложна. Тому есть несколько причин.Во-первых, догосударственный период для любого этноса – это, как правило,дописьменный период, что значительно сужает круг доступных источников и степеньдостоверности имеющихся. Во-вторых, политические структуры догосударственногопериода не выражены отчётливо, поскольку характерной чертой этого историческоговремени является синкретизм (нерасчленённость) общества и управленческихструктур. В-третьих, к числу восточных славян принадлежит множество племён,исторический путь которых схож, но не вполне идентичен. В значительной степенисказанное относится и к разнообразным формам хозяйственной деятельностирассматриваемой ветви индоевропейской группы народов. Наконец, четвёртаяпричина связана с разнообразием взглядов на генезис государственности увосточных славян. Споры по поводу причин, времени, места и особенностейформирования восточнославянской государственности, начавшись в XVIIIвеке, не утихают и по сей день.
Именно последняяпричина придаёт рассматриваемой теме особую актуальность. Ведь не зрясказано: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». Изучение периода,непосредственно предшествовавшего формированию восточнославянской государственности,позволяет глубже осознать сущность этого евразийского феномена, отметить егохарактерные черты, а также установить причинно-следственные связи междуразвитием экономической и политической подсистем восточнославянского общества.
Исходя из сказанного, цельюпредпринимаемого исследования можно считать выявление характерныхособенностей, присущих политической и экономической жизни восточнославянскогообщества в догосударственный период.
Для достижения поставленнойцели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Определениехронологических рамок догосударственного периода жизни восточнославянскогообщества;
2. Изучениепризнаков политической организации восточных славян на этом этапе историческогоразвития;
3. Анализинформации о хозяйственных занятиях восточнославянских племён в рассматриваемыйпериод;
4. Систематизацияи обобщение результатов исследования.
Круг источников илитературы, полагаемых в основу исследования, определяется его целью изадачами. К важнейшим источникам принадлежат иностранные описания жизнивосточных славян – «Стратегикон», раздел из «Книги» Ибн-Фадлана «О русах наВолге», а также древнейший отечественный источник – «Повесть временных лет».Литература по истории рассматриваемого периода не весьма обширна, но вполнедоступна – это труды В.О. Ключевского, Г.С. Лебедева, Н.И. Павленко и другихотечественных учёных. К сожалению, по объективным причинам при изучениидогосударственного периода истории восточнославянского общества пока имеетсябольше вопросов, нежели ответов. В результате авторы учебников при егоосвещении, как правило, немногословны.
В соответствии стематикой исследования оно подразделяется на введение, две части и заключение.
Основными методамиисследования стали: аналитический, сравнительный, дедукции и индукции.
Часть1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период
восточнославянскоеобщество догосударственный период
Под политическойорганизацией обычно понимают: «1) систему устойчивого взаимодействияразнородных по своему происхождению компонентов ради достижения общихсоциальных целей политическими средствами; 2) объединение людей, ставящих передсобой задачу достижения общей (или общих) политической цели на основесотрудничества в рамках такого объединения»[1].Вприведённых здесь определениях отчётливо просматриваются два существенныхпризнака политической организации: 1) объединение компонентов (людей); 2) общаяцель создания такого объединения. Применительно к социально-политическойистории указанные признаки просматриваюся в теории «вызова-и-ответа»,сформулированной известным английским историком Арнольдом Тойнби (1889-1975):«Естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям,которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой иприспосабливаясь к ней»[2]. Ответомна эти «вызовы» являются, в частности, разнобразные формы политическойорганизации этносов, приспосабливающихся к специфическим природным условиямсвоего обитания.
Словосочетание «природнаясреда» в полной мере относится к первичным цивилизациям, которые не зналигосударственной традиции, сталкиваясь исключительно с первородными,географическими и климатическими факторами. К вторичным цивилизациям (вчастности, — восточных славян) применим «вызов» как природной, так и социальной-политической,культурной, экономической среды более «зрелых», прошедших определённыйисторический путь, соседствующих с ними цивилизаций.
Вместе с тем невозможноотрицать влияние природно-климатических и гаографических факторов на развитиевосточнославянских племён. Недаром И.Кохлеус говорит в посвящении к своемуизданию ПомпонияМелы: «Для историки география – то же, что солнце для мира»[3].
Поэтому первый раздел«Краткого пособия по русской истории» В.О. Ключевского называется «Природавосточно-европейской равнины»[4]. Великийрусский историк отметил, что впервые термин «славяне» (венеты, анты, склавены, sclaveni)появляется в трудах латинского историка готов Иорнанда (VIв.)[5].На рубеже VI-VIIвв.был написан византийский трактат «Стратегикон», посвящённый военному искусствуи военным обычаям различных стран и народов. Некоторые средневековые источникиназывают автором «Стратегикона» византийского императора Маврикия (582-602гг.), но большинство современных учёных считает эти сведения недостоверными.Автор трактата пишет о патриархальном рабстве у славян: «Находящихся у них вплену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченоговремени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им навыбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться тамна положении свободных?»[6]. Судя поописанию, славяне в это время ещё не знали ни частной собственности, нигосударственности: «У них большое количество разнообразного скота и плодовземных, лежащих в кучах»; «Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках,ничем лишним открыто не владеют»; «Не имея над собой главы и враждуя друг сдругом, они не признают военного строя»[7].
В другом описании,принадлежащем арабскому путешественнику и писателю Ахмеду Ибн-Фадлану, мы видиминую картину. Это неудивительно, поскольку сведения Ибн-Фадлана относятся кболее позднему историческому периоду, а именно к 911-922 годам. Автор, будучипослом багдадского халифа, совершил поездку в Волжскую Булгарию, повстречав наВолге русов (выходцев из Руси). Русы прибыли на Волгу по торговым делам, у нихимеются богатые и бедные, религиозные представления, письменность и правитель:на месте погребения своего торгового предводителя было «написано имя этого мужаи царя русов»[8]. Видимо,формирование государственности у восточных славян происходило где-то впромежутке между VI и Х веками.Более точная датировка затруднена. Г.С. Лебедев, например, опираясь наархеологические материалы, пишет, что земля ильменскихсловен с центром вНовгороде стала основой первичного «племенного княжения» «не позднее последнейчетверти I тысячелетия н.э.»[9].Во-первых, государство – очень сложное социально-политическое явление, котороене может появиться в одночасье. Во-вторых, при анализе имеющиеся источниковисследователи приходят к весьма различающимся выводам по проблеме происхождениягосударственности у восточных славян.
Наиболеераспространённым является мнение, в частности, высказанное Сергеем Парамоновым(псевдоним – Лесной) в работе «Откуда ты, Русь?»: «Уже во второй половине IXвека в Восточной Европе существовало два больших славянских государства –Новгородское (Русью ещё не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси)»[10].Основным источником, подтверждающим его, является общеизвестная «Повестьвременных лет», предположительным автором которой является Нестор, и отнсящаясяк XII веку. Этот источник связываетпоявление государственности с призванием варяга Рюрика (862 г.), а такжеобъединением под властью установившейся династии Киева и Новгорода. Однако втой же «Повести временных лет» упоминается новгородский правитель Гостомысл,предшествовавший Рюрику. Поэтому верхней хронологической границейрассматриваемого нами периода следует считать весь IXвек.
Большинство историковсходятся в том, что формой общественных отношений восточных славян в VII-VIIIвеках была военная демократия. Её отличительными признаками являются: 1)участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественныхпроблем; 2) особая роль народного собрания как высшего органа власти; 3)всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Правящий слой формировалсяиз старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членовобщины, разбогатевших на эусплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины(«верви», «мира») и патриархального рабства тормозило процесс социальнойдифференциации.
К VIIIвеку на территории, населённой славянскими племенами, «возникло 14 племенныхсоюзов – военных объединений»[11].Сохранение их требовало усиления власти вождя и правящей верхушки. Главойвоенной силы и правящей социальной группы становятся князь и княжеская дружина.Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в ещё более крупныеформирования – «союзы союзов». Существовало три крупных политических центра,которые считаются протогосударственными объединениями: Куяба (южная группаславянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород),Артания(местоположение спорно, предположительные варианты – Тамань, Поволжье,Рязань). Археологами выделено три основных ареала распространения славянскихархеологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего,керамика. Первая — так называемая культура пражско-корчакского типа, один изкоренных регионов распространения которой — Средняя и Южная Польша, а натерритории нашей страны — Припятское Полесье. По всей видимости, это территориясклавен. Другая культура — пражско-пеньковского типа, коренной регион котороймеждуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не толькоИордана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, средикоторых наиболее известны фридбергская и некоторые другие. По даннымисточников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жиливенеды. Такова схема, которой придерживается часть современных исследователей.Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян — восточных, южных изападных, все названные районы расселения славянства — праславянскиегруппировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникаютв результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этихрассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории ВосточнойЕвропы в VII-VIII вв.
Заметим, что древляне,северяне и т.д. в «Повести временных лет»[12]племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередкофигурирует. Ряд ученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописиречь идет не о племенах, но о союзах племен. Такое мнение подкреплялось ибольшой территорией таких «племен», как северяне, кривичи и др. Нет термина«племя» или подобного ему и в списках славян Константина Багрянородного,который ведет речь о славянах древлянах, северянах и т.д. Вместе с тем переднами еще, несомненно, объединение догосударственного или предгосударственногопорядка, скорее всего именно союзы близко родственных племен. В этих союзах,уже занимавших определенную, четко фиксируемую территорию, налицо переходныечерты к политическому объединению типа раннеклассового общества. В этом планедревляне, поляне и т.д. по-видимому, идентичны таким германским «племенам», какфранки, саксы, бавары и т.д., которые на деле представляли союзы племен, хотя исох ранили наименование одного (господствующего) племени.
Хронологические рамкисуществования Антского союза приходятся приблизительно на 30-е годы VI века — первые годы VII века, когда союз был сокрушен аварами, С этого времени имяантов исчезает со страниц истории столь же неожиданно, как и появляется там.Это свидетельство того, что термин «анты» вряд ли употреблялся среди самихславян и, строго говоря, не имело этнического смысла. По-видимому, он имелчисто территориально-политический смысл и исчез после аварского разгрома. «Народнаяпамять сохранила предания об аварах как о людях богатырского сложения,покоривших славян и всячески притеснявших их»[13]. Вчастности, если обрин хотел куда-либо ехать, то он запрягал в телегу дулебскихженщин вместо скота. Летописец завершает сказание тем, что, по его словам, Богразгневался на обров за их гордыню и истребил их, так что ни одного обра неосталось. Здесь возникает ряд интересных вопросов. Летопись говорит ославянах-дулебах, т.е. (волыняная часть восточных славян) хотя дулебы как племяизвестны и в Чехии, так что, возможно, перед нами очень древнее общеславянскоесказание. Что касается гибели гордецов обров, то на самом деле их первоначальнопобил византийский император Ираклий, после того как авары «сделали свое дело»,т.е. по его приказу сокрушили Антский союз. Сделали они это, скорее всего, не водиночку, но вместе со своими союзниками булгарами, обитавшими у Азовскогоморя. Однако Аварский каганат как политическое объединение существовал до концаVIII века, когда он был уничтожен Карлом Великим.
Можно полагать, чтопосле раздела антского союза территория антов временно попала под властьВеликой Булгарии, а после подчинения последней хазарам перешла под их влияние.Не случайно ряд старых историков само расширение славянских территории навосток связывали как раз со временем хазар, когда под их властью создалисьблагоприятные условия для этого. Это, кажется, подтверждается и древнерусскойлетописью, где речь идет о подчинении хазарам полян, северян, радимичей ивятичей. Власть над упомянутой частью восточных славян позволяла хазарамконтролировать не только Волжский путь, но и Нижнеднепровский, связанный черезземлю северян и вятичей с Волгой. Однако такое положение существовало недолго.Важно отметить, что славяне к VIII веку продвинулись далеко на восток, вплотьдо Северного Донца и Дона. Это подтверждается наименованием Дона славянскойрекой и наличием там славянских поселений. Так, в737 годуарабскийполководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл донекой «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местныхжителей, среди которых были славяне[14].Пленники были угнаны в Кахетию,там они подняли восстание и были перебиты.
Кроме Антского союзаисточники позволяют предполагать существование некогда (в VI-VII вв.) какого-тополитического объединения славян в районе Прикарпатья. Речь идет об известии,записанном арабским энциклопедистом ал-Масуди (ум. 956 г.), который в своюочередь, пользовался сочинением побывавшего в византийском плену за сто лет доэтого араба ал-Джарми. Тот написал специальный труд о славянах, основанный насведениях, собранных им во время многолетнего пребывания в Византии. Вчастности ал-Джарми (в передаче ал-Масуди) пишет о том, что некогда, т.е.задолго до его времени, у славян существовало единое политическое объединение,которое он называет Валинана. Прежде ученые, как правило связывали этообъединение со славянами-волынянами, жившими в северо-восточном Прикарпатье(современная северо-западная Украина). Однако несколько десятилетий назадвозобладала точка зрения, высказанная польскими учеными, согласно которойВалинана это город Волин в Поморье. Не учитывалось, что Волина в IX веке, а темболее раньше, еще не существовало, а потому логичнее вернуться к ста рой гипотезе,по которой речь идет именно о части территории нынешней Украины. Наличие здеськакого-то (очевидно, недолговременного) союза славянских племен вполнедопустимо, имея в виду само географическое положение этой области на перепутьек тем маршрутам, что вели славян на восток.
Очевидно, Волынь можноотнести к областям исконного расселения славян, и здесь как раз где-то в VIвеке могло сложиться объединение, о котором знали в Византии еще в первойполовине IX века, когда там находился ал-Джарми. Возможно, что Валинана погиблакак раз в результате аварского нашествия еще до крушения Антского союза.Существование славянского союза в Прикарпатье допускали многие крупные историки(например Ключевский, Грушевский и др.).
Важнейшей функциейславянских племенных союзов была военная. Походы против Византийской империиприводили, с одной стороны, к ознакомлению с государственными порядками, сдругой – к дифференциации социальных структур восточнославянского этноса.Превратившиеся в вассалов своих предводителей дружинники становилисьпрофессиональными воинами. Теперь их благополучие всецело зависело от размеровполученной добычи. Дружинник отрывался от общины, переставал жить еёинтересами. Постоянные дружины давали князьям силу не зависящую от волинародного собрания. Вероятно, не позднее VIIIвека князья стали собирать особую плату (дань) с общин. Во всяком случае,рассказывая о событиях IXвека, автор «Повести временных лет» говорит о дани как о чём-то традиционном.Возможно, что первоначально она была возмещением за военные заслуги – охрану отвражеских набегов. Дух воинского комитата – дружины прекрасно описан ФранкоКардини. Причём автор считает, что русское слово «дружина» «и лингвистически, исемантически ближе всего к исконному воинскому смыслу германского druhti-,«вооружённый отряд». Родство двух слов, trustis– дружина, очевидно. Но оно только кажущееся в их сходстве с немецким Treue– «верность». Напомним, однако, что в современном русском языке понятие«приятель» выражается тем же термином – «друг». Таким образом, весь этосрусской дружины находится на стыке понятий «дружба» — «верность»[15].Судя по терминологии, комитат представляется замкнутой группой, имеющей явновыраженную инициационную структуру, для которой характерен глубокий социальныйсмысл. В комитате есть вождь, ветераны и новобранцы, воплощающие различныекатегории возраста и компетентности, учителя и ученики. Наличие подобнойстратификации, предполагающей иерархические отношения, однако, не исключает, а,напртив, подчёркивает стремление к равенству, порождаемому общностью жизней исудеб. Подхлёстываемые жаждой завоеваний и богатств не в меньшей степени, чемжаждой авантюры, комиты соревнуются друг с другом, чтобы снискать расположениеи любовь своего вождя. Предводитель же ведёт борьбу за стяжание славы иприобретение добычи, которую затем делит со своими. Спутники его в свою очередьсражаются за него и получают за это вознаграждение.
Поархеологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружиныпоявились уже в VI-VIIвв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжескиеуправители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую егодвор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племендань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани обычнопроходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князьявозвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) илиземельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Крометого, важнейшими элементами политической организации славянских племен былисовет старейшин и вече – общее собрание свободного мужского населения племени.Арабскийисторик Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный намготский историк Иордан – о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен,были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племеннойкнязь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не великапо сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна,функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутреннимстроительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать вцелом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные исудебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его частоназывают древнерусские памятники – старцы градские (летописи употребляюттермины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописныхсообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителейобщества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Хв., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении ивлияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе,княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию – общениянаселения с князем. Старциеградские – племенная знать, которая занималась гражданскимиделами.Племенные веча — народные собрания — возникают в глубокой древности. Оних писал еще Прокопий Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучениедревнейших свидетельств о вечесвидетельствует о том, что в нём участвовало всенаселение, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно напротяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменныхсвязей, оно активизировалось.
Выделение знатнойверхушки ещё не означало широкого распространения имущественного неравенства вславянском обществе. Судить об этом можно в первую очередь на основанииархеологических данных. Раскопки древних городищ VII-IXвв. не позволяют говорить о богатых и бедных жилищах. Быт всех общинников былприблизительно одинаков. Скот находился в общем владении – это подтверждаетсяотсутствием индивидуальных хлевов и загонов. Расслоению препятствовали напервых порах общинные традиции и обычаи. Поэтому даже переход к пашенномуземледелию далеко не сразу приводил к обогащению одних и обнищанию других семей.
В главе, посвящённойславянам, арабский историк Масуди упоминает мощное царство ад-Дир с большимигородами и сильной армией. Некоторые исследователи высказывали предположение,что название «ад-Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад-Дир идентифицируетсясо скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдомупрочился в Киеве около 860 г. Эта точка зрения вряд ли приемлема, поскольку неподтверждается фактическим материалом. Так, «были произведены раскопки болеечем 7 тысяч древлянских могильных холмов. Они относятся к периоду с IXпоXIII век. Преобладающим типомзахоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены былипростые горшки, деревянные вёдра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебранизкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать наизделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани икожаную обувь»[16]. Была лиситуация такой же в VII и VIIIвеках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены ксеверу от киевских земель? Трудно сказать определённо. Однако следует перейти кболее подробному рассмотрению хозяйственной деятельности восточных славян вдогосударственный период.
Часть2.Основные хозяйственные занятия восточных славян в догосударственный период
Главным занятиемвосточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании сразведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тембольшее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговлеособенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именноэкспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянскийсевер, но и более южные земли.
Славянские посёлки былиневелики – от одного до пяти дворов. Населённые пункты в несколько десятковдомов были, по-видимому, редким исключением. Византийский автор писал, что«славяне живут в бедных, разбросанных поодиночке хижинах»[17].Раскопки позволяют представить облик древнего славянского жилища. Это небольшаяполуземлянка с полом на метр-полтора ниже уровня земли, деревянными стенами,обмазанной глиной крышей, почти касающейся скатами земли. Внутри – глиняная иликаменная печь, топящаяся по-чёрному, т.е. без дымохода. Жильё не отличалосьпросторностью – площадь его составляла от 10 до 20 м². Посёлки обносилисьземляными валами, следы которых нередко встречаются археологам. На валах,вероятно, ставили частоколы для защиты от врагов и диких зверей. Посёлкирасполагались обычно по берегам рек. В пользу такого расположения говоритгруппировка древних городищ «гнёздами», разделёнными расстоянием в несколькодесятков километров. Внутри «гнезда» посёлки располагались значительно ближедруг к другу.
Жизнь среди лесов иболот была нелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое исравнительно открытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселкибыли редкими островками среди «лесного моря». Их жители вели хозяйство,применяясь к окружающим условиям. Главное место среди их занятий занималоземледелие. Но в VII в. славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. Уславян господствовала пере ложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах)системы земледелия. При переложной системе на участке выжигали траву ииспользовали удобренную золой землю до истощения. После этого участокзабрасывали на 2 – 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова.При лесном перелоге земля отдыхала 10 – 15 лет. Подсечно-огневая системаназвана так потому, что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затемвыкорчевывали и сжигали. Как и при переложной системе, участок использовали доистощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось –землю лишь рыхлили. Такая организация земледелия вынуждала славян время отвремени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все болееотдаленных земель. Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду спереложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ейрегулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть доXIII века. Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница,ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижениемна север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи иовса, прежде занимавшие незначительное место.
Переход к пашне вызвалсоздание новых орудий. В VII-VIIIвеках землю обрабатывали деревянным ралом, опиравшимся на полоз и подрезавшимпочву в горизонтальном направлении с помощью железногонаральника. В IXвеке в лесостепной полосе его заменил плуг, снабжённый вместо наральника лемехоми отвалом, способный подрезать и переворачивать пласт. В лесной зоне главныморудием стала соха, рыхлившая, но не переворачивавшая землю. Работать сохойбыло тяжело, её приходилось постоянно держать в руках, на весу. От пахаоятребовалось немалое искусство для обеспечения постоянной глубины вспашки. Но налесных почвах с неглубоким питательным слоем, где нужна именно мелкая пахота,соха зачастую оказывалась выгоднее плуга. Она маневренна, удобна для работысреди оставшихся после расчистки леса пней и корней. Да и лошади на севере былималорослы, тяжёлый плуг оказывался им не под силу.
Наряду с земледелиемславяне разводили скот. Держали лошадей, коров, свиней. Слово «скот» означалотакже «деньги». Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славянедобывали различными способами: ставили ловушки, били острогой и т.д. Рыбасоставляла важную часть рациона восточных славян.Заселив леса и лесостепи,восточные славяне не оставили без внимания и лесные богатства. Охота ибортничество (сбор меда и воска диких пчел) требовали труда и терпения неменьше, чем обработка земли. В лесу надо было устраивать и поддерживатьохотничьи ловушки и борти (дупла для пчел). И лес исправно снабжал людейпушниной, мёдом и воском. Охотились на самых разнообразных животных, некоторыеиз которых не дожили до XX столетня(например, «буй тур» — дикая лошадь и др.)Именноэти «дары леса» составили основу славянской торговли с соседями – прежде всегос Византийской империей. Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговыйпуть, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии вПричерноморье. «Повесть временных лет» так описывает его: «Путь из Варяг вГреки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловотивнити вИльмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеровеликое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити доРима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягородаприти вПонт море в неже втечет Днепр река». Этот путь стал основной дорогой ДревнейРуси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во времявоенных походов.
Одним из древнейших былВолжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабскиестраны. Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источникиназывают сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков идалее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, гдедобывали соль.
Что касается ремесла,то его развитие также зависело от природных условий, точнее от тех источниковсырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получиложелезоделательное ремесло, а следовательно и обработка металла. Сырьем здесьслужила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерныхрастений. Плывя на плотах, добытчики специальными черпаками доставали руду содна водоемов. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. Вспециальных горнах руда восстанавливалась – доводилась до тестообразногосостояния, а потом эти так называемые «крицы» обрабатывались кузнецами. Хорошообстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегалиразнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из нихизготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.
Вполне были обеспеченысырьем и такие ремесла, как кожевенное и ткацкое, в которых восточные славянедостигли большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для ювелирногоремесла. Ближайшее месторождение серебра находилось на территории ВолжскойБулгарии. Сырьем служили и монеты, которые поступали в результате обмена сВостоком. Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду следующее.Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем стать ферментом, разлагающимдоклассовые отношения, проходит стадию общинного ремесла, существующего внедрах общины и удовлетворяющего общинные нужды. Восточнославянское ремеслоVIII-IX вв. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которыеесть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленныемастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например,металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселкиремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.
Заключение
Таким образом, мывыявили характерные особенности, присущие политической и экономической жизнивосточнославянского общества в догосударственный период. Хронологическимирамками предпринятого исследования стали VI-VIIIвекан.э. Политической организацией восточных славян на этом этапе историческогоразвития была «военная демократия», характеризуемая следующими признаками: 1)участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественныхпроблем; 2) особая роль народного собрания как высшего органа власти; 3)всеобщее вооружение населения (народное ополчение).Хозяйственными занятиямивосточнославянских племён в рассматриваемый период были: земледелие в егопростейших формах, только к VIIIвеку приобретавшее пашенный характер; скотоводство; зверовой и рыбный промысел,бортничество; примитеивное ремесло общинного типа; торговля по Днепровскому иВолжскому направлениям. Главным результатом политического и хозяйственногоразвития восточных славян в рассматриваемый период стало складываниепредпосылок для формирования государственности. Важную роль в этом процессесыграло также заимствование социально-политического и хозяйственного опытаболее развитых государств, в частности – Византийской империи. Определённуюроль в становлении и укреплении протогосударственных структур сыграл «внешнийфактор» — постоянная угроза завоевания и порабощения со стороны кочевых народовСтепи.
Изменившеесяиндивидуальное и групповое самосознание и усложнившиеся межплеменные отношения,а также хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поискуболее подходящих форм общежития. Значение экономического фактора ввозникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях сторонниковмарксизма и других учений, считающих производство (или распределениепроизведенного совокупного общественного продукта) основой общественной жизни.Соотношение между экономикой и идеями, которыми руководствуются люди, междухозяйственной деятельностью и способами организации власти много сложнее, чемэто представляется марксистам. Не вдаваясь в подробности давнего спора«материалистов», выдвигающих на первый план экономические потребности людей, и«идеалистов», считающих идеи основным фактором социального развития,ограничимся признанием тесной взаимосвязи материального мира и человеческогосознания. Частная собственность не могла возникнуть, пока человек не осозналсвою отделенность от рода; но на дальнейшее развитие самосознания от дельнойличности, несомненно, воз действовали практические, материальные результатыраздробления общей родовой собственности.) Экономические факторы (ростпроизводительности труда, возникновение излишков, углублявшееся разделениетруда и, как следствие – развитие меновой, а потом и денежной торговли) влиялина становление государства, но это влияние не было ни прямым, ни определяющим.Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикойимущественные различия были не слишком существенны; формировавшаясягосударственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участиев хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственнойвласти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а попрофессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина иправителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовыхстарейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.
Завершая ознакомление сважнейшими особенностями догосударственной жизни восточных славян следуетотметить, что цель предпринятого исследования достигнута, а поставленные задачив целом выполнены.
Библиография
Источники.
1. Ибн-Фадлан.О русах на Волге / Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т. 1. Сдревнейших времён до XVIIвека/ Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС –Международные отношения, 1994. – 352 с., илл.
2. Повестьвременных лет / Хрестоматия по истории России. Указ.соч.
3. Стратегикон.Обычаи славян / Хрестоматия по истории России. Указ.соч.
Литература.
4. ВернадскийГ.В. Древняя Русь. – Тверь: ЛЕАН, М: АГРАФ, 2000. – 280 с.
5. ГомолаА.И., Панцерная С.Г. История государства и права России: Учебник. – М.:Мастерство, 2001. – 192 с.
6. КардиниФ. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – 384 с.
7. КацваЛ.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XVвв.: Учебник. – М.: МИРОС, 1995. – 240 с., илл.
8. КлючевскийВ.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992. – 192 с.
9. КолерИ. История человечества: Доисторический период / И.Колер, И.Ранке, Ф.Ратцель. –СПб: ООО издательство «Полигон», 2003. – 335 с., илл. [Классическаямысль].
10. ЛебедевГ.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. – СПб.: Евразия, 2005. – 640с.
11. ЛеснойС. Откуда ты, Русь? – Ростов-на-Дону: Донское слово, Квадрат, 1995. – 352 с.
12. ИсторияРоссии с древнейших времён до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко: Учебник. – 2-еизд. – М.: Высшая школа, 2001. – 560 с., карты.
13. НовосельцевА.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. –М.: Наука, 1990. – 254 с.
14. Политология.Энциклопедический словарь / Под общ.ред. Ю.И. Аверьянова. – М.: Изд-во Моск.Коммерч. Ун-та, 1993. – 431 с.
15. ХачатурянВ.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до начала ХХ века: Учебник/ од ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1997. – 400 с.