Античность и культура

Введение
1. Культура древней Греции
2. Культура древнего Рима
3. Античная наука
Заключение
Список литературы
. Введение
Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием “цивилизация”, как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания культуры.
В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа “европейская цивилизация”, “американская цивилизация”, “русская цивилизация” и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.
По мнению И.Ф.Кефели, культура – процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.
Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие: дикость -“период преимущественно присвоения готовых продуктов природы” (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении “варварство” сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.
Цивилизация античности – один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима.
Культура Древней Греции
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 – 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями – ахейцами.
Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднемикенский (1550 – 1400 гг. до н. э.) и позднемикенский (1400 – 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде – центре власти микенских правителей – стали особенно сильно ощущаться влияния минойской культуры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритянок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.
Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изображением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы – одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь языком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позволила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы линейного письма – А (XVII – XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV – XI- II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой “младшей” из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрованным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельствовало о высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось существование женских соответствий: Посейдону – богине Посидеи, и Зевсу – богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно тому, как не было в классический период “жрицы цветов”, упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога.
Великолепные памятники античной культуры – поэмы Гомера “Иллиада” и “Одисея” (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубоко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.
Античная культура – это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его (“Я знаю,что ничего не знаю”). Самое позорное невежество – “воображать что знаешь то, чего не знаешь”. Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: “Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?”.
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.
IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально – воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.
Культура Древнего Рима
Культура Древнего Рима, в основном представляла собой перемешанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не только в политической истории Рима, но и в истории его литературы.
Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник. Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену.
Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью царила в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала уступать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. Еще не было: и “лунский”, позднее каррарский, мрамор, и “тибуртинский” твердый известняк – травертин стали применяться повсеместно уже в эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала наложила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось создавать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных храмах, и надо было украшать постройки гипсовой пластикой.
Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно, например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивохранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живописи – так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в других городах Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля – простой, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями и насыщенными цветами. Эти своеобразные “аттицизм” и “азиазианизм” в живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как, например в вилле Фарнезина в Помпеях.
В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря.
Античная наука
Исходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматривать как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как система развивающего знания отличается от всех явлений культуры прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т. е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его связи и отношения. Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание становится фактором человеческого мира.
Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры.
Так в культуре Древнего Египта знание – существовавшее тогда зачатки науки – было достоянием лишь посвященных и носило Эзотермический характер.
В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раскрыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма, существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в позиции современной биологии и медицины. Но эти знания облекаются в неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую можно было бы условно назвать символической формой представления научного знания.
И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления знания, стали разрабатываться категории научного мышления.
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теоретического – как философского, так и научного – мышления. Если в большинстве древних цивилизаций города – государства представляли собой автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.
Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных функций и в защите государства от внешнего врага независимо от его сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно) защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете к разработке приемов логического доказательства.
Большое и подчас недооцениваемое значение имело в греческих городах – государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское установление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению определенных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внутренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ионийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна страна Древнего мира.
Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые особенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обнаружила этот туннель.
Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в сочинении “Диоптра” геометрическое построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в провидении геодезических измерений.
Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы – о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике – той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры – в частности, в греческой литературе и греческом искусстве.
Как было указано выше, основным методом греческой науки было созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор отвечал: “чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка”.
Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и занимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.
Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой интернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер – все они были представителями различных наций. Античная наука – это прежде всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обходиться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римского ума было чуждо стремление к теоретическому умовоззрению, являвшееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, замечательных историков, блестящих ораторов.
Заключение
Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Список литературы
1. А.И.Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
2. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал.-1994.- N 2. – С.92-106.
3. К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.- М:Высшая школа,1990.
4. Л.З.Немировская. Культурология. История и теория культуры. – М.:1992.
5. В.М.Хачатурян. Теория цивилизаций в русской исторической мысли // Новая и новейшая история. -1995. – N 5. – С.8-18.