езэкипажные надводные аппараты (БНА) Стой, кто плывет! Именно такой вопрос нарушителям морской границы и подводным диверсантам скоро будут задавать не представители береговой охраны, а… …обыкновенные плавающие роботы. После успеха с их крылатыми коллегами – беспилотными летательными аппаратами (БЛА) – Министерство обороны США решило перенести полученный опыт на море. Предполагается создание небольших дистанционно управляемых катеров и подводных аппаратов, которые смогут эффективно помогать малым кораблям в защите прибрежной зоны. Помимо традиционных задач: наблюдения и разведки, безэкипажным надводным аппаратам (БНА), очевидно, придется заняться и менее мирными делами – например, поиском и вытраливанием (уничтожением) мин, охотой на боевых пловцов-диверсантов, защитой гаваней и стоящих на рейде судов от террористических атак катеров со смертниками на борту и т.д. По сообщению Jane’s Navy, создаваемые БНА предполагается оснастить современными системами радиолокационного, инфракрасного и гидроакустического наблюдения, что позволит им обнаружить как подводного, так и надводного противника задолго до того, как он сможет применить свое оружие или даже обнаружить, что за ним следят. Как и в случае с беспилотными летательными аппаратами, создание их плавающих коллег, помимо традиционного стремления избавить людей от риска при выполнении особо опасных операций в прибрежной зоне (а мероприятия противоминной и противодиверсионной борьбы как раз таковыми и являются), вызвано еще и чисто экономическими соображениями. Производство БНА обходится дешевле, чем строительство катеров береговой охраны, и к тому же при их массовом использовании можно существенно сэкономить на содержании экипажей. Кроме того, небольшие размеры позволяют оперативно перебрасывать их на различные театры боевых действий на борту обычных кораблей и самолетов. Основой для создания системы БНА специалисты ВМС США в настоящее время считают программу Spartan Scout, начатую в конце 1990-х гг. Сам аппарат Spartan Scout представляет собой надувную лодку с жестким каркасом, состоящую из отдельных модулей, конфигурация которых может изменяться в соответствии с выполняемыми задачами. Длина существующей модели Spartan Scout составляет 7 метров, а грузоподъемность – 3000 фунтов (около 1200 кг). В перспективе предполагается создание аппарата длиной в 11 метров с грузоподъемностью до двух тонн. Американские эксперты не скрывают, что первоочередным назначением БНА является борьба с «ассиметричной угрозой», под которой, очевидно, понимается противокатерная оборона. В начале 2002 года прошли первые успешные испытания прототипа Spartan Scout в «боевых» условиях – в водах Персидского залива. Во время них с крейсера «Геттесберг», сопровождавшего в боевом походе атомный авианосец «Энтерпрайз», были осуществлены спуск на воду и дистанционное управление БНА. Аппаратура оптического, радиолокационного и инфракрасного наблюдения и система цифровой передачи данных, установленные на борту Spartan Scout, позволили во время эксперимента осуществить сбор данных по надводной обстановке и передачу их на корабль сопровождения. Сами военные моряки достаточно высоко оценивают возможности и перспективы применения безэкипажных надводных аппаратов, особенно в том, что касается «силовой защиты» боевых надводных кораблей не только при стоянке в базах, но и у чужих берегов. Очевидно, что для выполнения этой задачи, вслед за системами наблюдения и разведки, потребуется установка на БНА и оружия, например комплекса противотанковых управляемых ракет Hellfire, которые уже успешно применялись с беспилотных летательных аппаратов типа Predator, в том числе – и в боевых условиях (Йемен, Афганистан, Ирак). В настоящее время разработку программы Spartan Scout продолжает Военно-морской центр подводных вооружений США в Ньюпорте, причем помимо привычных задач «силовой защиты» надводных кораблей (противокатерной обороны) активно изучаются возможности эффективного использования БНА для выполнения противоминных и противолодочных задач в прибрежных водах. Предполагается, что уже в недалеком будущем различные варианты Spartan Scout будут использоваться как собственно флотом (Береговой охраной), так и морской пехотой (прорыв минных и противодесантных заграждений в районе высадки, решение задач тылового обеспечения в зоне боевых действий). В войсках же спецназначения, по мнению экспертов, БНА могут найти применение для скрытного ведения гидроакустической и гидрографической (навигационной) разведки у побережья и морских баз/портов противника, а также для операций, маскирующих действия «живых» разведывательно-диверсионных групп. Кстати, Spartan Scout если даже и первый, то далеко не единственный представитель БНА. Еще в январе 2002 года у побережья Северной Каролины прошли ходовые испытания 30- метрового скоростного катера Owl («Сова»), предназначенного для поиска морских мин. Корабль оборудован гидроакустической станцией бокового обзора, двигатель типа Jet Ski сообщает ему скорость до 30 узлов. В отличие от Spartan Scout, «Сова» имеет собственный IP-адрес и может управляться при помощи GPS с переносного пульта управления. По мнению конструкторов, Owl может выполнять многие задачи, в том числе и глубокую разведку военно-морских баз и пунктов укрытия ВМС противника, патрулирование территориальных вод в интересах береговой охраны, поиск подводных лодок противника, борьбу с нелегальными эмигрантами и т.д. Однако, судя по всему, именно обеспечение противоминных операций представляется американским адмиралам приоритетной задачей нового аппарата. Оно и понятно – минное оружие до сих пор остается весомым козырем слабейшего противника в борьбе с сильнейшим, особенно при наличии у последнего преимущества в надводных силах. По данным компании–производителя (корпорация Science Applications International), стоимость Owl составляет около 100 тысяч долларов, и серийное производство катеров такого типа может быть налажено в течение полугода. Spartan стоит лишь ненамного дороже Owl – всего 120 тысяч долларов – и, по мнению специалистов Центра Военно-морских вооружений США, может в некоторых случаях использоваться для борьбы против надводных сил противника не менее эффективно, нежели эсминец, стоимостью почти в миллиард долларов с экипажем в 150 – 200 человек. Помимо уже практически готовых к боевому применению кораблей-автоматов Owl и Spartan, ВМС США продолжают разработку других подобных проектов, среди которых такие загадочные, как Jet Ski («Реактивные Лыжи») и Magnetic Sled («Магнитные Сани»).
Похожие работы
Административная деятельность органов внутренних дел
/> КАЗАНСКИЙ ЮИ МВД РФ ________________________________________________ По курсу: Административная деятельность органов внутренних дел. 4 курс группа № _74 __ (набор 1997 года) Слушатель: __Мазитов Антон…
Франсіс Бекон
Міністерство освіти і науки України РЕФЕРАТ на тему: “Френсіс Бекон” Виконала: Сенчак Олеся м. Івано-Франківськ 2003 р. ВСТУП ХVII та ХVII століття – епоха видатних…
Бактеріологічна зброя 2
Київський національний університет імені Тараса Шевченка Геологічний факультет Кафедра геохімії,мінералогії та петрографії Реферат на тему: “Бактеріологічна зброя” Виконала студентка5 курсу групигеохіміків БеспаловаЛ.А. КИЇВ-2004 Бактеріологічна зброя…
Профілактика хірургічної інфекції
ПРОФІЛАКТИКА ХІРУРГІЧНОЇ ІНФЕКЦІЇ Великий ризик для здоров’я та величезні економічні витрати, пов’язані з лікуванням хворих, ставлять сьогодні профілактику хірургічної інфекції на вищий ступінь, ніж пошук…
Гіперпосилання
Гіперпосилання Гіперпосиланням називається виокремлений фрагмент (в рамках даного розділу ключове слово), при натиску на якому документ пересувається до потрібного місця в документі (зазвичай, для отримання…
Розвиток артикуляційної риторики
Смачне варення (активізація м’язів язика) Почистимо зуби Коник (активізація кінчика язика) Хованка (активізація кореня язика) Веселий язичок (активізація м’язів язика) Закриті ворота (активізація м’язів язика)…