“ПАНЦЕРВАФФЕ”- ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ
После того как война на Восточном фронте, планировавшаяся молниеносной,
обернулась затяжной, немцам уже в 1942г. пришлось пересмотреть систему
вооружений вермахта и полевых войск СС. Одной из причин тому было и
развертывание советским командованием танковых и механизированных корпусов
и армий, оснащенных новыми средними и тяжелыми Т-34 и KB, а также
самоходными установками с 76- и 122-мм орудиями. Одновременно общевойсковые
соединения, особенно гвардейские, усиливали танками и самоходками, повышая
их маневренность в наступательных операциях. Не лишне напомнить, что в 1942
г. наша промышленность передала Действующей армии 24668 одних только
танков. Бороться с ними состоявшие в вермахте танки и штурмовые орудия не
могли по причине недостаточных вооружения и бронирования. Достаточно
сказать, что если 22 июня 1941 г. в войсках было 746 машин типа Pz-II, то к
концу 1942 г. — 322, остальные были уничтожены огнем советских танков и
артиллерии. В качестве одной из ответных мер командование вермахта выдало
промышленности заказы на проектирование улучшенных танков (ими стали Pz-V
“Пантер” и Pz-VI “Тигр”), самоходных истребителей танков и противотанковых
пушек. Их разработкой занимались, главным образом, компании “Алкетт”,
“Фомаг”, “Нибелунгенверке”, МИАГ, выпуск же развернули и на заводах фирм
МАН, МНХ, ФАМО и др. Обычно основные агрегаты изготавливали на предприятиях
МАН и ФАМО, а сборку машин осуществляла “Алкетт”. Уже в 1942 г, появилась самоходная противотанковая установка “Мардер-П”.
Ее 75-мм пушка РАК-40 со стволом длиной 46 калибров, оборудованная
телескопическим прицелом, размещалась на шасси танка Pz-II в прямоугольной,
открытой сверху и сзади неподвижной рубке, чья лобовая часть была выполнена
из 30-мм брони. Углы вертикальной наводки ограничивались -5 — +15°,
горизонтальной — 20°, в походном положении качающаяся часть орудия
фиксировалась специальным устройством. Скорострельность пушки достигала 12
выстрелов в минуту, боекомплект состоял из 37 снарядов. Это были 6,8-
килограммовые бронебойные, обладавшие начальной скоростью 770 м/с (что
обеспечивалось давлением пороховых газов в стволе 2850 кг/см), которые на
дистанции 100 м пробивали броню в 83 мм, а 1 тыс. м — 60 мм. Подкалиберные,
весом по 3,9 кг, с начальной скоростью 990 м/с на тех же дистанциях
пронизывали соответственно 120-мм и 82-мм листы стали, 5,8-килограммовые
осколочно-фугасные предназначались для поражения живой силы и разрушения
полевых фортификационных сооружений. Их начальная скорость была меньше, не
превышала 485 м/с. Двигатель “Майбах” мощностью 150 л.с. располагался в кормовой части
машины, коробка перемены передач — в передней. Трансмиссию и ходовую часть
без особых перемен позаимствовали у базового танка. Последняя состояла из 5
больших катков, размещенных в шахматном порядке и 4 поддерживающих на борт. В 1942 — 1943 гг. эти самоходные установки “Мардер-П” поступали в
противотанковые подразделения танковых и моторизованных соединений. Первое
время их применяли преимущественно на советско-германском фронте, но после
высадки союзников в Италии, бросили в бои и на Западном фронте против англо-
американских танков. В 1943 г., после битвы на Курской дуге, вермахту понадобилась более мощная
и, главное, полностью бронированная подобная самоходная арт-система. Ее
решили делать на базе среднего танка Pz-IV, а поскольку заказ выдали двум
фирмам, то получилось столько же вариантов “истребителя танков IV/70”
(“Ягдпанцер-IУ/70”) с дополнительными обозначениями Ф и А, по первым буквам
названия фирм-разработчиков “Фомаг” и “Алкетт”. Первая представила прототип
самоходки к октябрю 1943 г., затем оба варианта стали производить на
заводах компаний “Фомаг” и “Нибелунгенверке”. Отличались они устройством
рубки и некоторыми узлами и деталями, вооружение же было одинаковым. 75-мм противотанковую пушку KWK со стволом длиной в 70 калибров и
телескопическим прицелом разместили в маске, в лобовом, сильно скошенном
листе низкой рубки, бортам которой также придали рациональные углы наклона,
дабы часть попадающих снарядов рикошетировала. Углы горизонтальной наводки
составляли 18°, вертикальной от -6 до +16°. В возимый боекомплект входило 55 снарядов. Бронебойные, подкалиберные,
осколочно-фугасные имели те же характеристики, что были указаны. Ну а 4,4-
килограммовые кумулятивные снаряды обладали большей начальной скоростью
(985 м/с) и на дистанции 100 м пронизывали броню толщиной до 160 мм. Расчет
мог вести огонь, делая до 12 — 15 выстрелов в минуту, для самообороны
служил 7,92-мм пулемет MG-34 с бое-припасом в 600 патронов. Несомненным достоинством новой самоходки было мощное бронирование —
толщину лобовой части рубки довели до 80 мм, кормы — 40 мм, крыши — 20 мм и
бортов корпуса — 30 мм. На машине применили 12-цилиндровый, V-об-разный, карбюраторный двигатель
“Майбах” жидкостного охлаждения мощностью в 265 л.с. Трансмиссия была с 3-
дисковым главным фрикционом сухого трения, 5-скоростной коробкой перемены
передач и планетарным механизмом поворота. Ходовая часть, также взятая у базового танка, состояла из 8 обрезиненных
опорных катков на борт, сблокированных по два в тележки, и 3
поддерживающих. Рессоры были полуэллиптическими, листовыми, ведущие колеса
располагались впереди, каждая гусеница состояла из 99 траков шириной по 400
мм. Эту самоходную установку в процессе производства совершенствовали,
например, с учетом боевого опыта внедрили навесные бортовые бронеэкраны,
которые должны были защищать ходовую часть и корпус от воздействия
кумулятивных снарядов. Более 3,3 тыс. “истребителей танков IV” применялись на всех фронтах,
считались весьма опасным противником, но и сами несли немалые потери. В
апреле 1945 г. на Восточном фронте осталось 274 машины, в Италии — 6, на
Западном фронте — 3. …После битвы на Курской дуге возникла необходимость заменить оснащенные
88-мм длинноствольной пушкой самоходки “Насхорн” и “Эле-фант”. Бронирование
первых нашли недостаточным, вторые же оказались чрезмерно массивными, а
потому неповоротливыми, к тому же ненадежными. Впрочем, еще раньше военные
заказали улучшенный истребитель танков и специалисты фирмы МИАГ
спроектировали его на базе нового среднего Pz-V “Пантер”. Поэтому прототип
был готов уже осенью 1943 г., а в следующем году развернули серийное
производство на предприятиях компании МНХ. В общей сложности было выпущено
392 машины. По мнению немецких и иностранных экспертов, они оказались
наиболее удачными, обладавшими и достаточной мощностью, и маневренностью —
как и базовый танк. На его корпусе вместо башни кругового вращения смонтировали неподвижную
рубку со скошенным 80-мм лобовым листом, наклоненные борта выполнили из 40-
мм бронелистов, толщину крыши довели до 25 мм, и поместили на ней
командирскую башенку, такую же, как на “Пантере”. Боевое отделение
получилось просторным, удобным, к тому же внедрили систему отсоса и выброса
пороховых газов после выстрела. В передней части рубки установили
качающуюся часть одной
из лучших в мире 88-мм пушки РАК-43/3 со стволом длиной 71,6 калибра и
дульным тормозом, она могла наводиться по вертикали в пределах от -10 до
+20°, по горизонтали — на 24°, темп стрельбы доходил до 10 выстрелов в
минуту, а ее эффективность во многом определялась прекрасными прицельными
приспособлениями. Боекомплект насчитывал 57 снарядов — 10,1-килограммовые бронебойные
(начальная скорость 1000 м/с, на дистанции 1000 м они пробивали 120-мм
броню), 7,3-килограммовые подкалиберные (соответственно 1125 м/с и 237 мм),
7,6-килограммовые кумулятивные (600 м/с) и 9,5-килограммовые осколочно-
фугасные с начальной скоростью 750 м/с. Три первых с изрядной дистанции
“брали” любые советские, английские и американские танки и самоходки.
Справа от пушки в шаровом гнезде поместили обычный пулемет винтовочного
калибра. 600-сильный двигатель “Майбах”, трансмиссию и ходовую часть взяли от
“Пантеры”, поскольку они в каких-то изменениях не нуждались. “Ягдпантеры-V” поступали в противотанковые части резерва главного
командования. Машины получились довольно удачными, недаром в марте 1945 г.
в войсках оставалось еще 202 самоходки, то есть почти две трети
изготовленных уцелели в боях. Несмотря на то, что вермахт и части СС уже получили “Ягдпантеру”, им
понадобилась и более сильная, а главное, лучше защищенная противотанковая
самоходка. Ее выполнили на базе тяжелого танка Pz-VIB. На корпусе
смонтировали прямоугольную рубку, бронирование лобовой части которой
достигало невиданных 200 мм, а крыши — 40 мм. Да и бронирование лба самого
корпуса тоже было немалым — 150 мм, бортов и кормы — 80 мм. В рубке, в
литой маске типа “свиная голова”, разместили 128-мм пушку РАК-44 со стволом
длиной 55 калибров, в котором при выстреле давление газов достигало 3000
кг/см . Углы наведения были ограниченными — 12° по горизонтали и до +9° по
вертикали. Зато в распоряжении наводчика имелись лучшие тогда оптические
прицельные устройства. В боекомплект “Ягдпанцер-VI” (“Ягдтигер”) выходило 40 выстрелов
раздельного заряжения, поэтому скорострельность была невысокой, 6—8
выстрелов в минуту. В бою экипаж пользовался 28,2-килограммовыми
бронебойными снарядами с начальной скоростью 920 м/с, пробивавшими на
дистанциях 100 и 1000 м бронелисты толщиной 246 и 200 мм, а также осколочно-
фугасными с такими же весом и начальной скоростью. 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный двигатель “Майбах” жидкостного
охлаждения мощностью 650 л.с. обеспечивал столь тяжелой машине довольно
высокую скорость. Трансмиссия не отличалась от танковой — многодисковый
главный фрикцион, безвальная 8-скоростная коробка перемены передач,
планетарный механизм поворота. 5 опорных катков на борт располагались в
принятом у немцев шахматном порядке, ведущие колеса со съемными зубчатыми
венцами были впереди, подвеска — индивидуальной торсионной, в каждой
гусенице шириной 818 мм имелось по 96 траков, “Ягдпанцер-VI” шли в противотанковые подразделения резерва главного
командования, ими оснастили и 653-е подразделение противотанковых тяжелых
орудий. В бой они вступили в 1944 г. на советско-германском фронте, а потом
и на Западном, где сыграли важную роль в Арденнской операции — последней
наступательной, предпринятой немцами во вторую мировую войну. Тогда они
легко расстреливали американские и английские танки даже с расстояния 2500
м. В апреле 1945 г. в вермахте и частях СС числилось всего 24
“Ягдтигера”…
СУ – 100
История этой боевой машины восходит к 1943 г. – переломному в Великой
Отечественной войне. В ее начале для немецких войск, вторгшихся на
территорию Советского Союза, весьма неприятным сюрпризом оказалось
появление на фронте новых советских средних танков Т-34 и тяжелых KB,
которые по всем статьям превосходили бронетанковую технику вермахта – их
броню не пробивали снаряды состоявших на вооружении танков, истребителей
танков и противотанковых пушек. Зато снаряды «тридцать четверок» и KB брали
корпуса и башню любых немецких машин. Однако к 1943 г. ситуация изменилась, и не в пользу Красной Армии. Немцы
учли недостатки своей техники и успели ее модернизировать, усилив
бронезащиту, усовершенствовали вооружение и связь, в боекомплект внедрили
новые типы снарядов. А при подготовке к операции «Цитадель», которая, по
замыслу командования вермахта, должна была вернуть Германии утраченную
стратегическую инициативу на Восточном фронте, для прорыва советской
обороны наметили новейшие образцы боевой техники, в том числе тяжелые
танки «Тигр», средние «Пантера» и самоходные орудия, в частности мощнейший
«Элефант» (он же «Фердинанд»). В битве на Курской дуге наши войска одержали
победу, но и понесли неоправданно высокие потери, в том числе в
бронетанковой технике.
Правда, в 1943 г. на вооружение Красной Армии поступили самоходные
установки СУ-85 и СУ-152, однако первые уже не обладали заметным
преимуществом перед танками противника. Потребовалась новая, более мощная
машина, которая была бы способна не только вести борьбу с неприятельской
бронированной техникой, но и оказывать непосредственную артиллерийскую
поддержку наступающей пехоте, разрушая полевые фортификационные сооружения
и подавляя огневые точки врага. За ее разработку взялись автор СУ-85, главный конструктор «Уралмаша»
Л.И.Горлицкий и его коллеги С.И.Самойлов, А.Н.Булашов, А.Л.Кизима,
В.Н.Сидоренко и др. Их усилия были отмечены присуждением Сталинской премии. Ходовую часть новой машины решили позаимствовать у предшественницы, а в
той применили двигатель, трансмиссию и движитель выпускавшегося в массовом
количестве Т-34. Устройство неподвижной бронированной рубки также взяли с
небольшими изменениями у СУ-85. Наклон ее лобового листа составлял 50°,
бортовые были выполнены с наклоном 20°, чтобы некоторые из попавших в нее
снарядов рикошетировали. Новым было то, что справа, на крыше рубки,
устроили наблюдательную башенку для командира установки. Снаружи, в корме,
поместили три цилиндрических дополнительных топливных бака. В передней части корпуса по-прежнему располагалось отделение управления и
место для механика-водителя. За ним находилось боевое отделение, а в нем
орудие, прицельные устройства, часть боекомплекта, радиостанция и
внутританковая переговорная система. В рубке размещались командир, наводчик
и заряжающий. Сзади, за перегородкой, была силовая установка – дизель,
трансмиссия и другие агрегаты.
Главное же для конструкторов заключалось в выборе орудия, которое должно
было обладать в полтора раза большей мощностью, нежели пушка Д-5С,
примененная на СУ-85, и 107-мм пушка образца 1940 г. При этом оно должно
было вписываться в рубку, так чтобы не препятствовать боевой работе
экипажа.
Было решено остановиться на орудии калибра 100 мм. Главным соображением
послужило то, что пушки БС-3 такого же калибра состояли на вооружении
флота, да и в армии их применяли для противотанковой обороны, таким
образом, проблема боеприпасов заблаговременно преодолевалась. Однако
артсистема нуждалась в некоторой доработке.
Как вспоминал Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских и
Ленинской премий, доктор технических наук, генерал-лейтенант-инженер
Ф.Ф.Петров, новое орудие для самоходки создавали в инициативном порядке.
«Используя без существенных изменений не только люльку, противооткатное
устройство, механизмы наведения, но даже и полуавтоматический затвор от 122-
мм пушки Д-25С, создали 100-мм пушку, которая на сравнительных
государственных испытаниях показала лучшие результаты и была принята на
вооружение под названием Д-10С, – писал он. – Благодаря широкой унификации
с ранее изготовленными системами, на ее создание и освоение в производстве
не требовалось значительных затрат времени и средств». Ствол Д-1 ОС длиной 56 калибров был выполнен моноблочным и состоял из
трубы, казенника и муфты. Его цилиндрическая часть покоилась цапфами на
литой люльке обойменного типа, а та – на раме и могла перемещаться в
вертикальной плоскости. При откате после выстрела и последующем накате
ствол скользил по бронзовым вкладышам. На раме же располагались механизмы
наведения, уравновешивающее устройство и кронштейн для шарнира, на котором
был прицел. На верхней части люльки были штоки гидравлического тормоза отката и
гидропневматического накатника. Цилиндры последнего заполнялись стеолом М и
азотом (или воздухом) под давлением 53 – 56 атм. Подъемный механизм был
секторного типа. На цель орудие наводили с помощью телескопического прицела ТШ-19(или ТШ-
20) – это при стрельбе прямой наводкой, а при ведении огня с закрытых
позиций использовали панораму и боковой уровень. Выстрел производили ручным
или электрическим спуском. В боекомплект самоходки входили унитарные боеприпасы нескольких типов.
Прежде всего осколочно-фугасные, с переменным зарядом, применявшиеся для
поражения неприятельской живой силы, скоплений техники, подавления
артиллерийских и минометных батарей и разрушения обычных и долговременных
полевых укреплений. Дальность стрельбы ими прямой наводкой с полным зарядом
составляла 1100 м, с уменьшенным – 700 м.
Для ведения огня по танкам, самоходным установкам, транспортерам и
бронированным амбразурам дотов использовали бронебойно-трассирующие снаряды
с разными, тупо- и остроконечными головками, а также с баллистическими
наконечниками. При стрельбе прямой наводкой по целям высотой 2 м наиболее
эффективной дистанцией была 1 тыс. м. В августе 1944 г. были готовы и отправлены на испытания опытные образцы
новых самоходок. Они завершились полным успехом, и в сентябре началось
серийное производство боевых машин, получивших официальное обозначение СУ-
100. Выпуск СУ-85 прекратили, тем более, на фронт уже начали поступать
модернизированные «тридцать четверки», оснащенные 85-мм пушкой ЗИС-С-53 со
стволом длиной 54,6 калибров. Поставлять Действующей армии две боевые
машины с одинаковым вооружением было бы нецелесообразно. До конца года на «Уралмаше» изготовили 500 самоходок СУ-100, а всего же их
сделали около 2500. После второй мировой войны их выпуск по советской
документации наладили и на заводах Чехословакии. В Великую Отечественную СУ-100 применяли для огневой поддержки наступающих
стрелковых и танковых подразделений, причем по маневренности, живучести и
огневой мощи они почти не уступали Т-34/85 и новым тяжелым танкам ИС-2. К
тому же СУ-100 были неплохо защищены и их расчеты вели успешные бои с
немецкой самоходной бронированной техникой – на дистанции 1 тыс. м их
бронебойные снаряды пробивали корпуса и башни, выполненные из стали
толщиной 160 мм, а 2 тыс. м – 125-мм бронелисты. Приведем лишь один пример – во время боев в Силезии полк СУ-100 за день
отразил четыре атаки полусотни вражеских танков, причем было уничтожено
либо выведено из строя 16 машин. Столь же эффективно расчеты СУ-100
разрушали осколочно-фугасными снарядами долговременные и деревоземляные
огневые точки, преграждавшие путь наступающей советской пехоте, подавляли
батареи вермахта, нередко делая это с закрытых позиций. На подобное были
способны немногие самоходные и штурмовые орудия других стран. В последний раз СУ-100 отличились в Великую Отечественную войну при штурме
Берлина в апреле-мае 1945 г. А потом еще долго оставались на вооружении
Советской Армии. Кстати, далеко не все знают, что в составе 40-й армии,
составлявшей основу так называемого «ограниченного контингента» советских
войск, действовавшего в 70 – 80-е гг. в Афганистане, применялись эти
бронированные ветераны, выдержавшие проверку временем. Когда весной 1945 г. на «Уралмаше» пришло известие о том, что в берлинском
пригороде Потсдам представители германских вооруженных сил подписали акт о
безоговорочной капитуляции, одну из только что вышедших из цеха самоходок
завели на специально для того подготовленный постамент и превратили в
памятник. А на нем укрепили табличку с лаконичными строками:
Снарядами, танками, тоннами стали
Уральцы священную клятву сдержали. Ныне самоходки-памятники можно увидеть на местах былых сражений и в
экспозиции многих военно-исторических музеев. А в Кубинке она на ходу…