Бюджетная политика 5

Бюджетная политика
Характеризуя параметры бюджета 2008 г., необходимо отметить, что его доходная часть не соответствовала налоговому потенциалу области и была значительно завышена. В суммарном выражении недополучение собственных доходов в сравнении с прогнозом составило 830 млн. рублей (или 5,2%). На сокращение доходов также повлиял и кризис.
Государственный долг Рязанской области на 1 января 2009 г. составлял 5,4 млрд. рублей, или 34,7% к собственным доходам областного бюджета на 2008 год. Кредиты в структуре долга составляют 95%.
На фоне 11 субъектов ЦФО, привлекающих кредиты, показатель Рязанской области один из самых высоких, нас опережает только Брянская область, у которой зависимость от кредитов составляет 38%. Такое положение дел досталось нам от предыдущего Правительства, которое в 2007 г. активно привлекало кредиты, таким способом затыкая дыры в коммуналке и социальной сфере. То есть процесс шел по бесперспективному пути, просто нарастал долг общества перед кредитной системой.
Основные характеристики консолидированного бюджета Рязанской области, млрд. руб.:

Нам удалось удержать бюджет в его параметрах за счет сверхусилий. В результате в 2008 г. доходы бюджета превысили 29 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в 2007 г.
Расходы консолидированного бюджета исполнены в объеме почти 31 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в 2007 году.
Структура расходов консолидированного бюджета по разделам функциональной классификации в 2008 году:

На финансирование социальной сферы, социально значимых мероприятий из бюджета области было направлено 18 млрд. рублей, что составляет 59% объема расходов бюджета области, а с учетом областных целевых программ – 79%, то есть бюджет был по своей структуре социальным.
В 2008 году в среднем на 14% была повышена заработная плата работникам организаций бюджетной сферы, что, конечно же, мало, особенно для системы образования, культуры, физической культуры и некоторых категорий работников здравоохранения. На 27% увеличен размер стипендии учащимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Исполнение бюджета текущего года будет проходить трудно. Прежде всего, потому, что бюджет-2009 был сформирован в докризисных условиях и учитывал умеренно-оптимистические показатели прогноза роста экономики региона. Ситуация на финансовом рынке, снижение макроэкономических показателей развития экономики негативно скажутся, и уже сказываются на поступлении доходов как в областной, так и в местные бюджеты.
Всем понятно, что бюджет 2009 г. будет корректироваться, и корректироваться серьезно. Мы к этой работе готовы, и осознанно не сделали этого еще в декабре-январе, поскольку без внесения изменений в федеральный бюджет наши корректировки были бы промежуточными. В то же время мы реально оценивали уже в декабре возможности нашего бюджета. Как вы знаете, мы зарезервировали часть бюджетных средств, и в 1 квартале 2009 г. финансирование производилось только в рамках так называемых первоочередных расходов: зарплаты, социальные программы, оплата топливно-энергетических ресурсов, медикаментов, питания в социальных учреждениях.
К сегодняшнему дню сформулированы основные параметры нового бюджета РФ. Теперь мы можем приступить к корректировке своего бюджета, и не позднее середины апреля мы должны принять откорректированный, учитывающий все реалии, в том числе антикризисные меры, финансовый документ. При этом, еще раз подчеркну, приоритетом останется выполнение всех социальных обязательств перед гражданами. Соответствующие изменения должны быть внесены и в местные бюджеты.
Однако подчеркну, что при любых изменениях основными приоритетами остаются:
обеспечение стопроцентного финансирования статей, которые напрямую отражаются на условиях жизни и благосостоянии населения. В их числе: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, увеличение расходов на питание школьников, увеличение платежей за неработающее население областному фонду обязательного медицинского страхования;
финансирование целевых программ, по которым предусмотрено федеральное софинансирование;
своевременное перечисление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований области.
Для того, чтобы сохранить сбалансированность региональной бюджетной системы, Правительству Рязанской области и Минфину региона в тесном контакте с налоговой службой необходимо задействовать все резервы роста налогов, привлечения налоговой задолженности, эффективности использования имущества и земли.
Управлению по труду, совместно с главами муниципальных образований и правоохранительными органами, предстоит последовательно продолжать работу по легализации «теневых» зарплат, выявлению недобросовестных налогоплательщиков, пытающихся экономить на налоге на доходы физических лиц и едином социальном налоге.
Главам муниципальных образований крайне ответственно надо подойти к исполнению местных бюджетов, не допуская образования кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
Я ставил задачу в 2008 г. провести инвентаризацию имеющихся областных программ, ориентировав их на достижение целевых показателей. Эта работа была выполнена, но, даже в сложившейся ситуации, необходимо расширять горизонт планирования там, где это возможно. Стратегические планы развития муниципальных образований и региона в целом должны быть увязаны с территориальным планированием.
Управлению архитектуры и градостроительства Рязанской области следует завершить работу по утверждению Схемы территориального планирования Рязанской области.
Органам местного самоуправления при содействии управления архитектуры и градостроительства области необходимо до конца года разработать и утвердить градостроительную документацию. Без этого совершенно невозможно дальнейшее развитие территорий: ни размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, малого бизнеса, социальных объектов, ни строительство жилья.
К концу прошлого года была разработана стратегия социально-экономического развития области. Цели и приоритеты, изложенные в документе, верны. На основе стратегии должны быть разработаны Программы социально-экономического развития по отраслям и муниципальным образованиям на перспективу.
Центральным органам исполнительной власти Рязанской области при разработке областных программ развития подведомственных направлений не стоит забывать, что средства, выделяемые на реализацию программ, должны быть эффективно использованы, направлены на достижение целевых показателей. Одна из главных задач разработчиков – максимальное привлечение на финансирование программных мероприятий средств федерального бюджета и внебюджетных источников.