Читая роман “Евгений Онегин”

Читая
роман “Евгений Онегин”

Роман “Евгений
Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем  отразились события первой четверти XIX века, то есть время
создания и время  действия романа примерно
совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является  уникальным, ведь ранее в мировой литературе
не существовало ни одного романа в 
стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух
сюжетов  – эпического, главные герои которого
Онегин и Татьяна, и лирического, где 
главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой
романа.  “Евгений Онегин” –
реалистический роман. Метод реализма предполагает  отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия:
образы  героев развиваются не просто по
воле автора, развитие обусловлено теми 
психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах.
Завершая  VIII главу, автор сам
подчеркивает эту особенность романа:

И даль
свободного романа

Я сквозь
магический кристалл

Еще неясно
различал.

Определив роман
как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще  одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы
“разомкнут” во  времени, каждая глава
могла бы стать последней, но может иметь и продолжение.  Тем самым акцентируется внимание читателя на
самостоятельной ценности каждой  главы.

Уникальным этот
роман делает и то, что широта охвата действительности,  многосюжетность, описание отличительных
особенностей эпохи, ее колорита 
приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией
русской  жизни 20-х годов прошлого века.
Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать  все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий
боливар”  Онегина и малиновый берет
Татьяны), меню престижных ресторанов, театральный  репертуар.

На протяжении
действия романа и в лирических отступлениях поэтом  показаны все слои русского общества того времени: высший свет
Петербурга,  дворянская Москва,
поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам  говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном
произведении.

Петербург того
времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал  Фонвизин”, люди искусства – Княжин,
Истомина. Автор хорошо знал и любил 
Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”,
“ни о  необходимых нахалах”. Глазами
столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка  невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую
саркастичен: в гостиных  он подмечает
“бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву,  сердце России: “Москва… как много в этом
звуке для сердца русского слилось” 
(читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Современная
поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея  персонажей поместного дворянства в романе наиболее
представительная. Посмотрим  на
персонажей, представленных нам Пушкиным. 
Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, – романтик
немецкого  склада, “поклонник Канта”. Но
стихи Ленского подражательны. Они насквозь 
пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы
романтизма.  История матери Татьяны
достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли  к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”,
но заменила счастье привычкой:  “Солила
на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”. Отставному советнику Флянову  поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый
сплетник, старый шут, обжора,  взяточник
и плут.”

Появление
романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на  дальнейшее развитие русской литературы.
Важно и то, что главный герой романа как 
бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин,
Обломов  продолжат ее.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/