Читая
роман “Евгений Онегин”
Роман “Евгений
Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время
создания и время действия романа примерно
совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе
не существовало ни одного романа в
стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух
сюжетов – эпического, главные герои которого
Онегин и Татьяна, и лирического, где
главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой
романа. “Евгений Онегин” –
реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия:
образы героев развиваются не просто по
воле автора, развитие обусловлено теми
психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах.
Завершая VIII главу, автор сам
подчеркивает эту особенность романа:
И даль
свободного романа
Я сквозь
магический кристалл
Еще неясно
различал.
Определив роман
как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы
“разомкнут” во времени, каждая глава
могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на
самостоятельной ценности каждой главы.
Уникальным этот
роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных
особенностей эпохи, ее колорита
приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией
русской жизни 20-х годов прошлого века.
Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий
боливар” Онегина и малиновый берет
Татьяны), меню престижных ресторанов, театральный репертуар.
На протяжении
действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет
Петербурга, дворянская Москва,
поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном
произведении.
Петербург того
времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства – Княжин,
Истомина. Автор хорошо знал и любил
Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”,
“ни о необходимых нахалах”. Глазами
столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую
саркастичен: в гостиных он подмечает
“бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом
звуке для сердца русского слилось”
(читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).
Современная
поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее
представительная. Посмотрим на
персонажей, представленных нам Пушкиным.
Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, – романтик
немецкого склада, “поклонник Канта”. Но
стихи Ленского подражательны. Они насквозь
пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы
романтизма. История матери Татьяны
достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”,
но заменила счастье привычкой: “Солила
на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”. Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый
сплетник, старый шут, обжора, взяточник
и плут.”
Появление
романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
Важно и то, что главный герой романа как
бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин,
Обломов продолжат ее.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/